Научная статья на тему 'Богородский резчик - профессия будущего или пережиток прошлого?'

Богородский резчик - профессия будущего или пережиток прошлого? Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
95
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОРЕАЛИЗАЦИЯ МАСТЕРА / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИИ / БОГОРОДСКИЙ РЕЗЧИК / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алехина Т.В.

В статье рассматривается проблема востребованности выпускников Богородского филиала Высшей школы народных искусств в условиях современного рынка труда. Проанализирован исторический опыт развития промысла от истоков до наших дней. Особое внимание уделяется проблеме самореализации в современных условиях. Причем под самореализацией понимается не только возможность воплощать свои творческие идеи, но и возможность стабильного заработка и обеспечения достойного уровня жизни своим трудом. Представлен обзор подходов к реализации профессиональной деятельности богородских резчиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Богородский резчик - профессия будущего или пережиток прошлого?»

Алехина Т.В., преподаватель Богородского филиала ФГБОУ ВО «Высшая школа народных искусств (академия)», 141342, Московская область, Сергиево-Посадский район, рабочий поселок Богородское, д. 51, email: kirikova.08@mail.ru

Alekhina T. V., teacher of the Bogorodsky branch of the Higher School of Folk Arts (Academy), 141342, Moscow region, Sergiev Posad district, working village Bogorodskoe, 51, e-mail: kirikova.08@mail.ru

Богородский резчик - профессия будущего или пережиток прошлого?

Carver from Bogorodkoe - profession of the future or a relic of the past?

Аннотация. В статье рассматривается проблема востребованности выпускников Богородского филиала Высшей школы народных искусств в условиях современного рынка труда. Проанализирован исторический опыт развития промысла от истоков до наших дней. Особое внимание уделяется проблеме самореализации в современных условиях. Причем под самореализацией понимается не только возможность воплощать свои творческие идеи, но и возможность стабильного заработка и обеспечения достойного уровня жизни своим трудом. Представлен обзор подходов к реализации профессиональной деятельности богородских резчиков.

Ключевые слова: самореализация мастера, востребованность профессии, богородский резчик, профессиональная деятельность.

Abstract. This article discusses the problem of the demand for graduates of the Bogorodskoe branch of the Higher School of Folk Arts in the current labor market. The historical experience of the development of the craft from the origins to the present day is analyzed. Particular attention is paid to the problem of self-realization in modern conditions. Moreover, self-realization means not only the ability to embody one's creative ideas, but also the possibility of stable earnings and ensuring a decent standard of living, the results of one's labor. A review of various approaches to the implementation of professional activities of the carvers from Bogorodskoe is presented.

Keywords: master's self-realization, demand for a profession, carver from Bogorodskoe, professional activity.

Тема данной статьи звучит достаточно провокационно. Но профессиональная подготовка будущих мастеров народных промыслов -богородских резчиков требует ответов на сложные вопросы. Для этого необходимо изучить и проанализировать более чем 300-летнюю историю богородского промысла.

Богородский художественный промысел зародился из художественной резьбы по дереву в крестьянской среде, но развивался под сильным влиянием ремесленного производства с иным типом культуры. Этот тип культуры представляет собой симбиоз городских и крестьянских традиций, испытавший

влияние фарфоровой пластики, книжной иллюстрации, народного лубка и произведений профессиональных художников-живописцев.

Культурные истоки промысла связанны с одним из самых крупных центров художественных ремесел Московской Руси - Троице-Сергиевым монастырем, вокруг которого активно развивались разнообразные ремёсла.

Первое упоминание о деревне Богородское относится к августу 1491 г. в духовной грамоте (завещании) московского боярина Андрея Михайловича Плещеева, владельца села. Начиная с первой половины XVII века Троице -Сергиева лавра и мастера Богородского тесно сотрудничали в сбыте резного товара. Религиозные праздники привлекали огромные массы людей, что давало широкий рынок сбыта и стимулировало промысел.

Историк и исследователь русского быта И. Забелин писал, что еще в 1637 г. были куплены в Посаде расписные игрушки «Баба пряха», «Кузнецы», «Строй стрелецкий с барабанами», «Потешный городок с медведями», «Мельница с жерновами», «Потешный столярный чулан с дверью». Есть свидетельство, что царица во время богомолий покупала по дороге игрушки «Потешный возок с конями деревянными», что свидетельствует о высоком уровне резьбы.

Дальнейшая история развития промысла мало чем отличается от развития других народных промыслов России. В XVIII веке Богородское становится сложившимся центром резного промысла. Начало XIX века - это настоящий расцвет богородского промысла. К этому времени население деревни увеличилось почти вдвое и насчитывало около полутораста дворов. Практически вся деревня занималась резьбой игрушек и в каждом доме жили потомственные резчики: династии Устратовых, Барашковых, Бобловкиных, Ерошкиных, Стуловых, Зининых, Балаевых и т.д.

А дальше происходит то, что неизбежно должно было произойти в любом виде кустарного производства. Все возрастающий интерес к изделиям богородских резчиков вынуждает кустарей гнаться за количеством в ущерб качеству. К тому же Троица-Сергиевская лавра перестает быть основным скупщиком резных игрушек. Мастера получают полную независимость и вынуждены сами искать выход к покупателю, что значительно осложняет положение кустарей. И в 1913 г. под руководством ведущего художника богородской резьбы Андрея Яковлевича Чушкина, в Богородском создается Кустарно-игрушечная резная артель и открывается Учебно-показательная мастерская с инструкторским классом резьбы по дереву. Ее важным направлением становится подготовка инструкторов по резному делу для других регионов.

События конца XIX- начала ХХ вв. приводят промысел к упадку: война 1914 г., потом революция и гражданская война вносят свои коррективы в развитие промысла. Вдохнуть в угасающий промысел новую жизнь удается лишь в 1922 г., когда в Богородском была восстановлена профтехшкола, осуществляющая профессиональное художественное и общеобразовательное обучение.

В следующие два десятилетия (1930-1950-е гг.) положение промысла стало улучшаться, несмотря на то, что началась Великая Отечественная война, а затем деятельность художественных критиков, навязывающих промыслу откровенную политизацию. Советский период - период расцвета богородского промысла, когда появляется плеяда молодых талантливых резчиков, каждый из которых внес неоценимый вклад в его развитие.

Так, в 1960-70-е гг. это М.В. Барашков, Н.Н. Бадаев, Д.С. Горшков, Н.Е. Левин, М.И. Смирнов, Н.М. Шипеев, М.Н. Орлов, М.Я. Дворников и др. В работах каждого мастера просматривается индивидуальный почерк. В 197080-е гг. вливаются в коллектив новые мастера-художники: Иванов В.Р., Дворниковы А.Я. и В.Я., Журавлева Л.С., Уласевич С.Н., в 1990-е гг. -Городов В.Я., Паутов С.А., Лазнев Г.В.

Начало 1990-х гг. - сложный период не только в истории всех народных промыслов, но и всей страны. Распад СССР и, как следствие, резкая децентрализация и разрушение экономических связей привели к возникновению стихийного рынка. Резчики снова вынуждены работать на скупщиков. Отсутствие стабильных заработков, съедающая все инфляция и полная незащищенность вынуждают гнаться за количеством, что сказывается на художественном уровне изделий.

В настоящее время Богородский промысел жив. Продолжает свою работу единственное учебное заведение, выпускающее мастеров богородской резьбы. Исходя из статистики последних лет, число абитуриентов, желающих освоить мастерство резьбы, растет, ширится география поступающих: Краснодарский и Ставропольский край, республика Алтай, Иркутская область, города центральной России. Всех абитуриентов объединяет желание освоить профессию резчика и не пугает мнение пессимистично настроенных критиков о нарастающей глобализации, вызовах времени, размывании национальных границ и потере самоидентификации.

Передача мастерства в учебном заведении строится таким образом, что у студентов не происходит разрыва связи времен и поколений. В процессе освоения навыка студенты изучают и копируют образцы признанных мастеров богородского промысла.

Для того, чтобы лучше узнать студентов первого курса, преподаватели проводят анкетирование, предлагая ответить на вопросы: как они узнали о данном промысле и учебном заведении? Почему выбрали именно эту профессию? Каким видят свое будущее в профессии?

Многие абитуриенты узнают о промысле от своих преподавателей -наших выпускников, которые уехали из центра богородского промысла, но не забыли ремесло и традиции. Популяризации промысла способствуют кружки, мастер-классы, внедрение элементов обучения резьбе на уроках труда в школе.

В анкетах, говоря о профессии резчика, абитуриенты и студенты применяют слова: уникальная профессия, востребованная, перспективная, удивительная и даже волшебная. У многих в планах выстраивание

собственных бизнес проектов, создание личного бренда, передача полученных знаний другим.

Каковы же реальные перспективы для выпускников в условиях современного рынка труда? Какие существуют возможности для самореализации? Под самореализацией понимается не только возможность воплощать собственные творческие идеи, но и стабильность заработка и обеспечения достойного уровня жизни. Для этого необходимо понимать, насколько востребованы изделия Богородских мастеров на рынке.

Важнейшим фактором является то, что в последние годы в мире растет интерес к России. Благодаря спортивным, культурным и политическим событиям активно развивается внешний туризм. Все это создает устойчивый спрос на продукцию народных художественных промыслов, в том числе и богородской резьбы по дереву. В сувенирных магазинах Москвы, Санкт-Петербурга, Сочи и других городов обязательно присутствует продукция богородских резчиков.

Наряду с зарубежным туризмом в России быстрыми темпами растет сегмент внутреннего туризма, что тоже благоприятно для промысла. Все большую популярность набирают ярмарки и фестивали народных промыслов. Так, в Иркутской области на Байкале с 2011 г. проходит международный фестиваль «Лукоморье», цель которого поддерживать и развивать традиции русских и зарубежных резчиков по дереву. Фестиваль «Праздник топора» в г. Томск существует на протяжении 11 лет. На фестивалях богородские резчики соревнуются в уровне мастерства с мастерами из Америки, Канады, Финляндии, Японии, Китая, Монголии, при этом стабильно входят в тройку сильнейших.

Еще одно относительно новое и набирающее популярность направление - резьба по льду. Фестиваль «Снеголет» на Кольском полуострове, «Волшебный лед Сибири» в Красноярске, «Вифлеемская звезда» в Екатеринбурге предоставляет мастерам возможность по-новому посмотреть на традиционную резьбу и расширяет творческие границы мастеров.

Нельзя упускать из виду и тот факт, что сложившиеся сейчас современные тенденции рынка как нельзя лучше подходят для профессиональной реализации мастеров-резчиков. По данным «Ассамблеи народных ремесел» доля мировой креативной индустрии составляет 3% от всего мирового ВВП. В ней заняты 29 миллионов работников, то есть 1 % активного населения Земли. Именно в этой сфере деятельности большую долю составляют молодые люди, их более 20%.

Рост популярности изделий ручного труда и народных художественных промыслов неуклонно растет. Большинство экспертов связывают этот феномен с растущей глобализацией. Люди устали от абсолютно одинаковых изделий, которые можно купить в супермаркете любого города мира. Массмаркет уравнивает и обезличивает людей, предлагает им быть как все. В тоже время изделия ручного труда подчеркивают индивидуальность

обладателя. Современный человек все больше хочет осознавать свою аутентичность.

Возможностей для реализации творчества у мастеров сейчас достаточно: многочисленные сообщества в социальных сетях, интернет-площадки для продажи изделий, также фестивали и ярмарки. Сказанное позволяет сделать однозначный вывод: профессия богородского резчика по дереву востребована и перспективна.

Литература

1. Васильева М.В. Инновации в сфере художественных промыслов / М.В. Васильева // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2009. - Т. 39. - № 3. - С. 94-98.

2. Греков А.У. Народное искусство России начала XXI века: границы, преграды, вызовы времени // Каталог, сборник статей III Всероссийская выставка народного искусства «Традиционные народные промыслы в современной России. Нижегородцы приглашают», 2016 г.

3. Халилов Ф.Х. Богородские резчики. - Богородское: Экспресс-полиграфия «Все для Вас», 2011. - 116 с.: ил.

References

1. Vasil'eva M.V. Innovatsii v sfere khudozhestvennykh promyslov // Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universi-teta. - 2009. - T. 39. - № 3. - S. 94-98

2. Grekov A.U. Narodnoe iskusstvo Rossii nachala XXI veka: granitsy, pregrady, vyzovy vremeni // Katalog, sbornik statei III Vserossiiskaya vystavka narodnogo iskusstva «Traditsionnye narodnye promysly v sovremennoi Rossii. Nizhegorodtsy priglashayut», 2016 g.

3. Khalilov F.Kh. Bogorodskie rezchiki. - Bogorodskoe: Ekspress-poligrafiya «Vse dlya Vas», 2011. - 116 s.: il.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.