Научная статья на тему 'Богемность как форма репрезентации европейской культуры'

Богемность как форма репрезентации европейской культуры Текст научной статьи по специальности «Культура. Культурология»

CC BY
266
64
Поделиться
Ключевые слова
БОГЕМА / ХУДОЖНИК / ТВОРЕЦ / БОГЕМНОСТЬ КАК СТИЛЬ ЖИЗНИ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ПСЕВДОБОГЕМА

Аннотация научной статьи по культуре и культурологии, автор научной работы — Султанова Анжела Нухтаровна

Данная статья посвящена богемности как сложному социокультурному феномену. Теоретикокультурологическое изучение богемы имеет большое значение для понимания сути динамики современной культуры. Богемность рассматривается как культурная форма, репрезентирующая европейскую культуру на различных этапах ее развития.

BOHEMIANISM AS A FORM OF EUROPEAN CULTURE REPRESENTATION

The article deals with bohemianism as a complicated sociocultural phenomenon. Theoretic study of the bohemianism in terms of cultural science is essential for comprehension of the modern culture dynamics. The bohemianism is considered as a cultural form, representing European culture on all the stages of its development.

Текст научной работы на тему «Богемность как форма репрезентации европейской культуры»

УДК 130.2 Султанова Анжела Нухтаровна

старший преподаватель Азовского института экономики, управления и права (филиала) Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» dom-hors@mail.ru

БОГЕМНОСТЬ

КАК ФОРМА РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Sultanova Anzhela Nukhtarovna

Senior Lecturer of the Economics and Law Department Azov Institute of Economics, Management and Law, branch of Rostov State Economic University (RINE) dom-hors@mail.ru

BOHEMIANISM AS A FORM OF EUROPEAN CULTURE REPRESENTATION

Аннотация:

Данная статья посвящена богемности как сложному социокультурному феномену. Теоретикокультурологическое изучение богемы имеет большое значение для понимания сути динамики современной культуры. Богемность рассматривается как культурная форма, репрезентирующая европейскую культуру на различных этапах ее развития.

Ключевые слова:

богема, художник, творец, богемность как стиль жизни, репрезентация европейской культуры, псевдобогема.

Summary:

The article deals with bohemianism as a complicated sociocultural phenomenon. Theoretic study of the bohemianism in terms of cultural science is essential for comprehension of the modern culture dynamics. The bohemianism is considered as a cultural form, representing European culture on all the stages of its development.

Keywords:

bohemia, artist, creator, bohemian lifestyle, representation of European culture, pseudo-bohemia.

В различные исторические эпохи европейская культура репрезентировала себя в разных культурных формах, позволяющих выразить те или иные нравственные, экзистенциальные, мировоззренческие и т.д. смыслы. В полистилизме европейской культуры второй половины ХХ -начала XXI в. важную роль играет богемность как сложный социокультурный феномен, теоретико-культурологическое изучение которого имеет большое значение для понимания сути динамики современной культуры.

Термин «богема» не имеет раз и навсегда установившегося смысла, его семантика меняется с течением времени. Но представление о богеме всегда связывается с определенным образом жизни. Начало богеме как культурному феномену было положено во Франции. Само слово «boheme» (фр. boheme - цыганщина) было связано с фактом прибытия во Францию в начале XV в. цыган из части Австро-Венгрии, которая называлась Богемией. Первоначально «богема» и «цыганщина» были явлениями одного синонимического ряда, которые связывал образ жизни или образ мысли, авантюризм, свобода от норм общественной морали, права, графиков и распорядков, свобода от всего, свобода воли в чистом виде. Классическая богема - художественная, появилась примерно между 1815 г. и 1830 г. во Франции, свобода воли была у нее связана одновременно с искусством и игнорированием моральных норм буржуазного общества.

Примерно к середине XIX в. постепенно появляется новая, более привычная нашему современнику, классическая семантика термина «богема», который начинает применяться по отношению к художественной среде. Окончательно термин «богема» упрочился в своем классическом значении после выхода в 1851 г. в свет книги Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» [1] (Scenes de la vie de Boheme), в которой изображается быт студентов Латинского квартала в Париже, ведущих образ жизни, подобный жизни кочующих цыган, то есть совершенно отличный от обычного европейского буржуазного порядка. А. Мюрже описал жизнь богемы, появившейся в ее классическом виде в 30-40 гг. XIX в. Идея богемности, ассоциируемая с Парижем и парижской романтикой, привлекла очень многих европейских художников. Уже в то время богема не совпадает с миром художественным, это больше художественная субкультура, в которой существуют художники, эксцентричные личности, люди с радикальными политическими взглядами, ревизионеры. И объединяет их презрение к бытовым общепринятым нормам: это свободный вольный график, пристрастие к ночному образу жизни с грехами для буржуазного восприятия, - с клубами, абсентом, наркотиками. Экстравагантность сознательно проявлялась, в том числе, и в одежде, поведение в это время становится искусством. Это богемная романтическая идея, которая предвещает

основные постулаты конца XIX в., декаданс и т.п., когда стиль поведения становится самостоятельной художественной задачей, не менее важной, чем произведение искусства.

Классическим периодом европейской богемы принято считать вторую половину XIX в. -эпоху П. Верлена, А. Рембо, А. Тулуз-Лотрека, К. Моне, французских натуралистов, символистов и импрессионистов и первое двадцатилетие XX в., когда новое слово европейской мысли и искусства рождалось в транснациональной богемной среде, обосновавшейся в Париже и, с точки зрения простого обывателя, прожигавшей свою жизнь. «Времена Второй империи во Франции с 1950 г. до рубежа 1880-х гг. - новая эпоха, когда богема забывает о своем экзотическом, романтически-криминальном происхождении и становится вполне узаконенным явлением в художественной жизни, очень важным явлением, которое оказывает влияние на основные принципы и события современного искусства. К 1870 г. сфера влияния богемы ограничивалась Латинским кварталом, затем в нее попал весь Париж. С наступлением ХХ в. из явления чисто французского богема превратилась в феномен мировой культуры.

В России всплески богемной литературной жизни приходятся на оба периода русского модернизма. Первый, совпадающий с Серебряным веком, второй период - период хрущевской «оттепели» и ее долго не исчезавшего следа в художественной культуре 1960-1980-х годов. Культурные ситуации в эти периоды в России тождественны культурной ситуации во Франции эпохи «Латинского квартала». Такая же идейная противоречивость, неоднозначность были присущи не только художественным направлениям и течениям, но и творчеству отдельных писателей, художников, композиторов. Это были периоды обновления разнообразных видов и жанров художественного творчества, переосмысления.

Российская богемная культура - полудекадантская, полусалонная. Полудекадантская в том смысле, что богема в России имеет ярко выраженный трагичный оттенок. Что касается са-лонности русской богемы того времени, то необходимо отметить, что она имеет черты, присущие богемным сообществам во Франции.

Каковы же специфические культурные черты личности, ведущей богемный образ жизни? Люди богемы - люди с ярким внутренним миром и яркие внешне. Одевается богема необычно, эпатируя тем самым общество и сразу выделяясь из него. Богема не отклоняет имманентно присущую ей тягу к искусству. А. Мюрже в своей книге писал, что богема - это непременный этап в жизни каждого художника, предисловие к академии, больнице или к моргу. То есть богемность -некий жизненный этап, присущий некоторым людям искусства в молодости, когда свобода внутреннего мира у них сочетается со свободой действий. Искусство для богемы - это самопрезента-ция, но не инвестиция, если это - инвестиция, то исключительно в создаваемый образ. Если дальнейший процесс социализации проходит успешно, то богемная личность понемногу переоценивает нормы окружающей среды и начинает действовать в ожидаемой манере поведения, иногда псевдобогемной, иногда вообще отходит от искусства. Поэтому вряд ли можно говорить о преемственности, о поколениях в богеме. Богемная личность слабо реагирует на внешние факторы, такие как наличие или отсутствие покровительства, сеть распространения, возможности заработка и т.п. Богема никогда не бунтует активно. В результате любви к творчеству может возникнуть настоящий продукт художественного творчества. Для богемы процесс художественного творчества так же важен, как и результат, это - возможность самовыражения.

Творческий процесс богемной личности не ограничен ничем: ни мнением обывателей, ни заботой о надлежащем положении в системе социальных отношений. Не имеет значения ничего, кроме непрерывного самосозидания. «Жить в мире искусства и мерить все мерой поэзии» можно назвать манифестом богемы. Богемный художник мало думает о назначении своего творчества, он творит, не умея жить по-другому, это тот самый случай, когда целью процесса является, главным образом, сам процесс, а не его результат. Результат труда богемной личности не известен заранее, труд в данном случае - жизненная необходимость, средство самореализации и самоидентификации. Богемность - особый тип чувствования, внешний и внутренний мир богемы сливаются в единое целое.

Несмотря на всю размытость понятия, богемность как культурная форма обладает собственной структурой и «опознавательными» признаками. Среди черт, органически присущих богемной личности, можно выделить: особый стиль жизни, характеризующийся имморализмом и экспериментами (порой чрезвычайно рискованными) в области так называемой «пограничной нравственности»; переживание собственного изгойства как избранничества, рода «духовного аристократизма»; уверенность в том, что именно свобода творчества (а не, к примеру, свобода политическая) занимает наивысшее место на шкале человеческих ценностей; неприятие сложившихся в обществе художественной иерархии и системы литературных авторитетов, культурную просвещенность; легкомысленность, эстетизм, иронию и приватную задушевность; авантюризм, театральность существования; независимость от материального; установку на

оригинальность; жизнь одним днем; ощущение молодости как поры безвестности и крайностей во всем, максимализм.

Богемное поведение - разновидность девиантного. Богему можно определить как социальную страту с неустойчивыми характеристиками, представители которой занимаются искусством, конструируют индивидуальный стиль жизни, выраженный не во времяпрепровождении, а в мироощущении, самореализации художника. Богема - протестная группа, не порождающая, однако, открытого конфликта, однако в результате нонконформизма как неотъемлемой ее черты реализуется отмежевание богемы от общества.

Богемность может уходить постепенно, когда искусство из образа жизни превращается в ремесло, когда художник исходит из того, что спрос рождает предложение и начинает ориентироваться на этот спрос в своем творчестве. Происходит «развоплощение» богемы, богема начинает стремиться к наличию материального в первую очередь. Виртуализация социума ведет к тому, что общество все больше начинает стремиться к символически значимым вещам, обладание которыми преподносится как богемный образ жизни.

Несмотря на свое недовольство окружающим миром, богема не стремится что-то менять вокруг себя, в обществе, в котором живет, у нее нет склонности к бунту, критике, изменениям, революции. Впоследствии оказывается, что мир меняется, в том числе и благодаря богеме, ее пассивному нонконформизму, без всяких сознательных целенаправленных усилий с ее стороны, просто благодаря ее заразительному примеру и таланту.

С начала XX в. богемность, конструируемая повседневностью, противостоит официальной культуре. В процессе становления авангарда не только происходит перенос сюжетов и образов из богемной жизни в искусство, но существует и обратная тенденция - выстраивание действительности по законам художественного произведения. Европейская и особенно русская богемная повседневность насыщена знаками и символами искусства. В начале двадцатого века искусство парижской богемы начинает превращаться в модный товар, признанный и конвертируемый. Богема, если опираться на инструментарий биологического подхода, исчезла в соответствии с законами эволюции, растворившись в новом социальном пространстве, где господствует массовая культура, выжить она не могла, однако, она исчезла не бесследно, оставив некоторые свои черты новым поколениям.

Прибыль становится критерием эффективности, что ведет к разрушению «бесполезных», с точки зрения прибыльности, сегментов деятельности общества, в первую очередь, свободного искусства. Критерием эффективности, в том числе, и интеллектуально-творческого труда в ХХ в. становится принцип полезности и возможность прибыли, хотя изначально целью труда творческого является изобретение, открытие нового, качественное изменение наличного бытия. Ранее творческий труд был независим в том смысле, что не существовало зависимости между самим произведением и денежным вознаграждением за него, и художник, даже признанный впоследствии гением, мог оставаться без средств к существованию.

Творческая самореализация, самовыражение себя как личности - цель и средство существования богемы. В основе ее творчества лежат не утилитарные мотивы, а преобразовательные. В начале XXI в. вознаграждение часто становится главным определяющим мотивом и «творческого» труда, что противоречит самой его природе, так как вознаграждение компенсирует отчуждение человека от своей сущности в процессе нетворческого труда. В творческом труде человек развивается, реализует себя, а не отчуждается. Следовательно, творческий труд, стимулированный исключительно материальным мотивом, таковым не является. Такой труд можно назвать псевдотворческим, а его представителей - псевдобогемой.

С течением времени произошла «коммодификация» богемных образцов поведения, то есть превращение их в коммерческий товар массового спроса. В результате богемность в сознании публики почти уравнялась с набором расхожих поз, внешними признаками.

К концу XX в. с богемой произошло невиданное: она срослась с буржуазией, которую отвергала и презирала, появился на первый взгляд противоестественный термин «бобо», возникший из сочетания «буржуазно-богемный» (bourgeois-bohemien). Обычные серьезные люди, увлеченные идеями порядка, строгости, морали, и натуры творческие, оторванные от реальности, объединились: от богемы они взяли фрондерский и свободолюбивый дух, а от буржуа переняли любовь к комфорту и власти.

То, что происходит в настоящее время, вернее назвать постбогемной жизнью, так как современная шоу-культура, квазикультура несет в себе небольшую часть богемных черт, то есть появляется такое явление как псевдобогема - живая иллюстрация того, как, адаптировав внешние признаки поведения, можно создать иллюзию внутреннего содержания. Псевдобогема находит себя в тусовке. Альтернативность - один из главных принципов богемного сообщества, которое определяло себя по отношению к основной культуре. Тусовка - это и есть форма са-

моорганизации художественной среды в ситуации отсутствия какого-либо внешнего репрессивного давления, когда исчерпаны все возможные консолидации по принципу идеологического единомыслия, этики противостояния.

Богема возникла как ответ художественной среды на давление рынка и социального заказа, когда элита организует свой внутренний, оппозиционный коммерческому, «символический рынок», где циркулируют некие подлинные и абсолютные ценности. Тусовка же, наоборот, гипотетически открыта рынку и социальному заказу и пребывает в перманентном ожидании покупателя и покровителя. Особенность тусовки состоит в том, что она являет собой совокупность людей, исходно консолидированных не столько конкретными структурами - институциональными или идеологическими, сколько перспективой их обретения; тусовка - это тип художественного сообщества, мыслящего себя как чистую потенциальность.

В наше время немало можно услышать и прочитать про богему, она упоминается достаточно часто. При этом обычно богемой называют всю артистическую, художественную среду. На телевидении даже существовала программа под этим названием, где говорили о людях явно благополучных, обеспеченных и с устоявшимся размеренным укладом. С начала XX в., когда искусство превращается в индустрию, богемные стандарты тиражируются и распространяются в массы. Этим подкрепляется легенда об исключительно богемном характере авангардного искусства начала XX в., также антикультурном во многих смыслах. В процессе становления авангарда не только происходит перенос сюжетов и образов из богемной жизни в искусство, но существует и обратная тенденция - выстраивание действительности по законам художественного произведения.

Современная богема также переживает кризис идентификации. В ситуации стремительного исчезновения культурных запретов самоопределение становится для нее трудной задачей. Вместе с табуированными темами исчезают и символы, с помощью которых богема выражала себя в искусстве и обществе. Мир богемы захватывает информационная действительность, которая помогает разрушить мифологему, отождествлявшую богему с оппозицией. Усиливается маргинальный статус богемы: она мечется между статусом аристократического бомонда и страдающей жертвы общества, у нее отсутствует стратегия поведения.

Итак, классическая богемность выражает идеи контркультуры, ее представители -это идеологи и теоретики контркультуры, ведущие «альтернативный» стиль жизни, осуществляющие живое воплощение ценностей контркультуры в реальную повседневную жизнь, создающие нетрадиционные новые формы художественного творчества, соответствующие идеям контркультуры.

Богема является той частью общества, которую не удовлетворяет существующая система регулятивов и ценностей, а потому она невольно привносит в мир новые идеи. Богема - носитель контркультуры в широком значении, то есть альтернативной культуры, которую ее представители несут и выражают и в мышлении, и в деятельности, и в поведении.

Сама господствующая культура всегда амбивалентна по отношению к богеме. Эта двойственность выражена во времени: первоначально богемное искусство не воспринимается как искусство, как произведение искусства, но впоследствии становится классикой той же культуры. В XX в. богема слилась с новыми элитами, и эти элиты получили возможность приобщиться к богемному образу жизни. Богемность становится искусственно сконструируемым стилем поведения, навязываемым социальными стереотипами людям, занимающимся искусством.

Современный художник чаще всего несвободен в том смысле, что не имеет возможности действовать спонтанно, будучи зависим от потребностей рынка, который и определяет правила, по которым он должен действовать. Таким образом, культура становится заложницей экономики.

В исторической ретроспективе богемность предстает как некая целостность, тенденция, которая была прервана появлением масскультуры. Богема и масскультура коадаптировались, коррелятивно приспособились друг к другу и к изменившимся жизненным условиям.

То, что происходит в настоящее время, вернее назвать постбогемной жизнью, так как современная шоу-культура, квазикультура несет в себе небольшую часть богемных черт, то есть появляется такое явление как псевдобогема - живая иллюстрация того, как, адаптировав внешние признаки поведения, можно создать иллюзию внутреннего содержания.

Итак, богемность - чрезвычайно многоплановое образование, со своей двухвековой историей. Богема выражает своего рода идеологию Нового времени, определенный менталитет, стиль поведения артистического сообщества.

В последние десятилетия история богемы как сообщества - того, которое знали XIX и XX вв., переживает свой конец. В современных условиях мы наблюдаем, что богемность становится просто способом самопрезентации, происходит распад или музеефикация и коммерциа-

лизация былых богемных сообществ, когда литературные сообщества более напоминают литературную тусовку, нежели классическую богему.

Сегодняшние творцы испытывают потребность быть услышанными, увиденными, «продаваемыми». У богемы амбиций не было. Псевдобогема представлена в большей степени ритуалистами, когда внешние черты и стиль поведения, присущие богеме, абсолютизируются, а о подлинном искусстве, которым живет богема, забывается. Богемы как силы, создающей новые направления, стили в искусстве, больше нет. Сегодня место представителей богемы заняли маркетологи, ориентированные на вкус потребителя, массового потребителя, который и диктует представителям художественной среды, какие произведения они должны создавать. На данном этапе времени художники вновь превращаются в ремесленников, выполняющих заказ, а искусство становится просто способом заработать.

Таким образом, лейтмотив богемного существования - это освобождение от традиционных ценностных регулятивов, норм, правил, социальных зависимостей, демонстрация свободы и творчества. Богема протестует против утверждения «реликтовых истин» как способа порабощения человека и при выборе ценностей отдает предпочтение установкам на оригинальность, игровую изобретательность.

Богема прошла путь от первоначального отрицания ее широкой общественностью до превращения в модную тенденцию. Богемность как некая целостность, тенденция, стиль жизни исчезла, растворившись в новом социальном пространстве, где господствует массовая культура. Ни выжить в первоначальном виде, ни исчезнуть полностью богемность не могла: она переродилась, оставив некоторые свои черты новым поколениям.

Богемность неуничтожима полностью и навсегда, как неуничтожимо культурное наследие цивилизации. Именно богема, как сказочный феникс, возрождающаяся вновь и вновь, вопреки всем диктатурам, инквизициям и революциям, обеспечила успех бурного роста западной цивилизации по сравнению с восточной, где всякое новшество (будь то религиозные или философские идеи, научные теории или просто художественные эксперименты) должно пройти многолетнюю адаптацию к уже устоявшейся культурной традиции, прежде чем стать частью ее. Богема, воспевающая и превозносящая все то, что хоть отчасти отлично от общепринятого, является эффективным аккумулятором разнообразного опыта цивилизации, вдохновителем его переосмысления, генерации новых идей и стремлений.

Богемность как определенный стиль жизни, способ вхождения и обновления культуры является одной из форм репрезентации европейской культуры. Богема, являясь медиативным элементом между контркультурной и господствующей культурой, репрезентировала ценности свободы и разрыва с традицией. Однако в дальнейшем богемное поведение становится пустой игрой, а не выражением внутренней сущности. Богемное сообщество превращается в обычную тусовку. Богема прошла путь от первоначального отрицания ее буржуазной публикой до превращения в модную тенденцию, элемент массовой культуры.

Ссылки:

1. Мюрже А. Сцены из жизни богемы. М., 1963.

References (transliterated):

1. Myurzhe A. Stseny iz zhizni bogemy. M., 1963.