Научная статья на тему 'Происхождение понятия «Богема»'

Происхождение понятия «Богема» Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

CC BY
166
7
Поделиться
Ключевые слова
БОГЕМА / ИСКУССТВО / БОГЕМНОСТЬ / ПСЕВДОБОГЕМНОСТЬ / АРИСТОКРАТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ТВОРЕЦ / ХУДОЖНИК / ВOHEMIA / АРИСТКРАТИЧЕСКОЕ A SOCIETY

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Султанова А. Н.

Статья посвящена происхождению понятия «богема». В ней исследуются вопросы возникновения и развития понятия богемы как феномена мировой культуры. Кроме того, анализируется трансформация богемы в современности.Article is devoted an origin of concept «bohemia». In it questions of occurrence and development of concept of bohemia as phenomenon of world culture are investigated. Besides, bohemia transformation in the present is analyzed.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Происхождение понятия «Богема»»

дискуссия

журнал научных публикаций

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

Султанова А.Н., старший преподаватель, ГОУ ВПО «Ростовский государственный экономический университет»(РИНХ), г. Ростов-на-Дону, Россия

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ПОНЯТИЯ «БОГЕМА»

Каждый считает, что знает, что собой представляет богема. Однако сумма значений, которые несет в себе это слово, часто меняется, смысл, составляющие ее значения иногда становятся банальными и «пустыми». Исследование природы богемы вызывают в памяти слова британского историка- энциклопедиста Э. Хосбаума, сказанные в отношении романтиков: в процессе поиска ответов на вопросы здесь можно скорее обнаружить рассеянные огни, чем ясный свет [1]. Всем знакомое слово, которому, однако, сложно дать однозначное определение. Что такое богема? Это состояние, социальная группа, среда, образ жизни, состояние сознания или просто способ самопрезентации?

С точки зрения простого обывателя, богема — это все, кто имеет какое-либо отношение к искусству.

Толковые словари по искусству досоветского, советского периодов, так же как и современные, чаще всего, определяя богему как артистическую среду, выделяют такие ее характеристики, как необеспеченность, беспорядочность жизни и быта.

На философском уровне богема, если и рассматривается, то вскользь, упоминаясь в контексте, так же как и в художественной критике и публицистике, современной литературе и искусстве.

Термин «богема» не имеет раз и навсегда установившегося смысла, его всегда преследует неопределенность, а семантика меняется с течением времени, причем иногда до неузнаваемости. Несмотря на это, представление о богеме всегда связываетя с определенным образом жизни.

Начало богеме как культурному феномену было положено во Франции (от фр. ЬоИете — цыганщина). Само слово «ЬоИете» на тот момент времени было связано с фактом прибытия во Францию в начале XV века цыган из части Австро-Венгрии, которая именовалась Богемией. Поэтому первоначально «богема» и «цыганцина» были явлениями одного синонимического ряда, которые связывала отнюдь не национальная принадлежность, а образ жизни или образ мысли, авантюризм, свобода от норм общественной морали, права, графиков и распорядков, свобода от всего, свобода воли в чистом виде. Далее, почти одновременно, примерно с 30-х гг. XIX века богемой начинают именовать городское парижское дно — воров, клошаров, свобода воли которых была выражена главным образом с презрением к нормам права, а не морали и богему в художественном смысле этого слова. Классическая богема — художественная, появилась примерно в это же время, между 1815 г. и 1832 гг., во Франции, и свобода

№ 2, 3 (11) ФЕВРАЛЬ - МАРТ 2011

ДИСКУССИЯ )

журнал научных публикаций i

воли была у нее была связана одновременно с искусством и игнорированием моральных норм буржуазного общества. Какое-то время два смысла термина богемы (как героев городского дна и художественной богемы) сосуществуют, идут параллельно, а со временем употребление богемы в художественном смысле вытесняет семантику данного термина для обозначения воров и клошаров. Примерно к середине XIX века постепенно появляется новая, более привычная нашему современнику, классическая семантика термина «богема», который начинает применяться по отношению к художественной среде. Это немедленно отражается в литературных произведениях: «Галантная богема» Жерара де Нерваля [2]; стихотворение Т. Готье «Aux vents capricieux qui soufflent de la Bohème» («Своенравные ветры богемы») [3]. Ф. Пиат в 1834 г. издает сборник эссе, в котором описывается богема как молодые люди, напрочь лишенные стремления принять устойчивое положение в какой-нибудь «теплой» социальной нише, ими движут помыслы совершенно иного порядка. Искусство — вот что для них важно, это то, ради чего они живут. В их мире не имеет значения, что ты нищий, важно, что ты — творишь, ты — художник! Окончательно термин «богема»

с

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В их мире не имеет значения,

что ты нищий, важно, что ты —

творишь, ты — художник!

V У

упрочился в своем классическом значении после выхода в 1851 г. в свет книги Анри Мюрже «Сцены из жизни богемы» (Scenes de la vie de Boheme) [4], в котором изображается быт студентов Латинского квартала в Париже, ведующих образ жизни, подобный жизни кочующих цыган, т.е. совершенно отличную от обычного европейского буржуазного порядка. А. Мюрже описал жизнь богемы, появившейся в её классическом виде в 30 — 40 гг. XIX века. Классическим периодом европейской богемы принято считать вторую половину XIX века — эпоху П. Верлена, А. Рембо, А. Тулуз-Лотрека, К. Моне, французских натуралистов, символистов и импрессионистов и первое двадцатилетие XX века, когда новое слово европейской мысли и искусства рождалось в транснациональной богемной среде, обосновавшейся в Париже и, с точки зрения простого обывателя, прожигавшей свою жизнь, описанную в произведении Э. Хемингуэя «Праздник, который всегда с тобой». К 1870 году сфера влияния богемы ограничивалась Латинским кварталом, затем в нее попал весь Париж.

С наступлением ХХ века из явления французского богема превратилась в феномен мировой культуры.

За многовековую историю своего существования слово «богема» давно перестало обозначать то, что именовало собой в момент рождения, да и сама среда, называемая богемой, изменилась. Некоторые черты богемности могут появляться или сохраняться, однако, необходимо помнить о том, что представляет собой богема в классическом виде: эйдос, идеальный тип, рожденный во Франции в среде романтиков.

В XX веке феномен богемы воспринимается иначе. Появляются новые пла-

дискуссия

журнал научных публикаций

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

сты в семантике: богемность становится искусственным стилем поведения, навязываемым социальными стереотипами людям, занимающимся искусством.

Таким образом, с течением времени произошла «коммодификация» богемных образцов поведения, т. е. превращение его в коммерческий товар массового спроса. В результате богема в сознании публики почти уравнялась с набором расхожих поз, внешними признаками. Переход от культурного многообразия к социотехническому монизму знаменует конец богемы.

В сегодняшнем мире случаются попытки создания богемных образов, однако, богемности чужда подобная искусственность. Есть личности, которые пытаются играть в богему, однако современная псевдобогема представляется эпигоном того, что было когда-то, в XIX веке. Современная «богема» поражает полной несамостоятельностью, поверхностностью, стремлением быть модными, вторичностью, отсутствием оригинальных идей. Лишь подлинная глубина определяет живучесть искусства, а ее в творчестве наших богемщиков нет.

«Массовость» культуры убила богему. Сейчас создаются не художественные произведения, а продукция, производство которой продиктовано не соображениями художественно-эстетического порядка, а расчетами на прибыль.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

К концу XX века с богемой произошло невиданное: она срослась с буржуазией, которую отвергала и презирала, появился на первый взгляд противоестественный термин «бобо», возникший из сочетания «буржуазно-богемный» (Ьоиг§ео18-ЬоИет1еп). Обычные серьезные люди, увлеченные идеями порядка, строгости, морали и натуры творческие, оторванные от реальности объединились. Бобо двояки по своей сути: от

богемы они взяли фрондерский и свободолюбивый дух, а от буржуа переняли любовь к комфорту и власти. Бобо в равной степени заботятся об умственных способностях и физической форме.

Итак, богема — чрезвычайно многоплановое образование, со своей двухвековой историей. Богема выражает своего рода идеологию Нового времени, определенный менталитет, стиль поведения артистического сообщества.

В последние десятилетия история богемы, той, которую знали XIX и XX вв., переживает свой конец. В современных условиях мы наблюдаем распад или музе-ефикацию и коммерциализацию былых богемных сообществ, когда литературные сообщества более напоминают литературную тусовку, нежели классическую богему.

Сегодняшние творцы испытывают потребность быть услышанными, увиденными, «продаваемыми». Американский историк Дж. Рейнолдс в своих «Речах» заявил, что высочайшая амбиция любого художника сводится к тому, чтобы его считали гением. Так можно сказать и о современном «художнике». У богемы амбиций не было. Псевдобогема представлена в большей степени ритуалистами, когда внешние черты, присущие богеме, стиль поведения, например, пвсевдобогемой абсолютизируются, а о подлинном искусстве, которым живет богема, забывается, а копируется лишь внешняя, поверхностная линия поведения богемы. ^

1. Хобсбаум Эрик. Век революции. Европа 1789 - 1848. — Ростов-на-Дону. «Феникс». — 1999. — С. 353.

2. Нерваль Ж. «Галантная богема»// http://lib.ru

3. Готье Т. «Aux vents capricieux qui soufflent de la Bohème» //http:allbooks.ru

4. Мюрже Анри. Сцены из жизни богемы. 145 С. // http://lib.aldebaran.ru

Богема выражает своего рода идеологию Нового времени, определенный менталитет, стиль поведения артистического сообщества.