Научная статья на тему 'БОГАЧ - БЕДНЯК: ДВА МУСУЛЬМАНСКИХ ПАЛОМНИКА В ОСМАНСКОМ КАИРЕ XVII В'

БОГАЧ - БЕДНЯК: ДВА МУСУЛЬМАНСКИХ ПАЛОМНИКА В ОСМАНСКОМ КАИРЕ XVII В Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
61
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСМАНСКИЙ ЕГИПЕТ / ИСЛАМ / КУЛЬТ ЗНАНИЯ / РИХЛА / ХАДЖ / ЗИЙАРА / OTTOMAN EGYPT / ISLAM / CULT OF KNOWLEDGE / RIHLA / HAJJ / ZIYARA

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Краюшкин Никита Романович

Благодаря расположению столицы Османского Египта - Каира - на паломническом пути (дарб ал-хадж) в Мекку и Медину мусульманским пилигримам предоставлялась возможность перед совершением хаджа поклониться местным мусульманским «святым» и посетить занятия известных представителей культурной элиты в египетских школах высшего звена - мадрасах (прежде всего в ал-Азхаре). Тем не менее не все паломники могли в одинаковой мере приобщиться к исламскому духовному наследию. Некоторые из них встречались с наиболее авторитетными знатоками мусульманского богословия и права, тогда как другим путешественникам такой шанс зачастую не выпадал. Изучение трактатов арабо-мусульманских путешественников XVII столетия‘Абд ал-Гани ан-Наблуси и Мухаммада Кибрита позволяет смоделировать структуру, содержание и характер культурного обмена и сложной сети межличностных контактов между представителями интеллектуальных кругов Великой Сирии, Египта и Хиджаза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rich Man - Poor Man: Two Muslim Pilgrims in Ottoman Cairo of the 17th Century

Located on the pilgrimage route (darb al-hajj) to Mecca and Medina, Ottoman Cairo was the place where Muslim pilgrims could venerate local Muslim “saints” and attend classes of renowned representatives of the cultural elite in Egyptian higher education schools - madrasas (primarily, in al-Azhar). Nevertheless, not all pilgrims could equally embrace the Islamic spiritual heritage. Some of them met in person the most authoritative experts on Muslim theology and law, while other travelers often did not have such an opportunity. Studying the treatises of two Arab-Muslim travelers of the 17th century, ‘Abd al-Ghani al-Nablusi and Muhammad Kibrit, we can simulate the structure, content and nature of cultural exchange and complex network of interpersonal contacts among intellectual circles of Greater Syria, Egypt and the Hijaz.

Текст научной работы на тему «БОГАЧ - БЕДНЯК: ДВА МУСУЛЬМАНСКИХ ПАЛОМНИКА В ОСМАНСКОМ КАИРЕ XVII В»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 13. ВОСТОКОВЕДЕНИЕ. 2019. № 3

Н.Р. Краюшкин

БОГАЧ - БЕДНЯК: ДВА МУСУЛЬМАНСКИХ

ПАЛОМНИКА В ОСМАНСКОМ КАИРЕ XVII в.

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

119991, Москва, Ленинские горы, 1

Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт востоковедения Российской академии наук

107031, Москва, ул. Рождественка, 12

Благодаря расположению столицы Османского Египта - Каира - на паломническом пути (дарб ал-хадж) в Мекку и Медину мусульманским пилигримам предоставлялась возможность перед совершением хаджа поклониться местным мусульманским «святым» и посетить занятия известных представителей культурной элиты в египетских школах высшего звена - мадрасах (прежде всего в ал-Азхаре). Тем не менее не все паломники могли в одинаковой мере приобщиться к исламскому духовному наследию. Некоторые из них встречались с наиболее авторитетными знатоками мусульманского богословия и права, тогда как другим путешественникам такой шанс зачастую не выпадал. Изучение трактатов арабо-мусульманских путешественников XVII столетия 'Абд ал-Гани ан-Наблуси и Мухаммада Кибрита позволяет смоделировать структуру, содержание и характер культурного обмена и сложной сети межличностных контактов между представителями интеллектуальных кругов Великой Сирии, Египта и Хиджаза.

Ключевые слова: Османский Египет; ислам; культ знания; рихла; хадж; зийара.

После завоевания Египта турками-османами Каир занял одно из ключевых мест в культурной жизни Османской империи, претендуя на роль ведущего религиозного и интеллектуального центра всего мусульманского мира. Особая значимость египетской столицы определялась тем, что на ее территории находился ал-Азхар - один из старейших университетов на арабском Востоке. Лекции в его стенах

Краюшкин Никита Романович - аспирант кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова; лаборант-исследователь Центра арабских и исламских исследований Института востоковедения РАН (e-mail: kranr@mail.ru).

могли посетить все желающие, поэтому немалое количество пилигримов со всего мусульманского мира стремились пополнить там свои знания. Затем паломники отправлялись в Мекку и Медину для совершения хаджа1 вместе с египетским паломническим караваном2.

Истоки этой традиции дамасский мистик и поэт 'Абд ал-Гани ан-Наблуси (1641-1731) возводил в трактате «ал-Хакика ва-л-маджаз фи-р-рихла ила билад аш-Шам ва-Миср ва-л-Хиджаз» («Достоверное и образное описание путешествия по Великой Сирии, Египту и Хиджазу»)3 к доисламским временам, когда произошел исход (тайх) евреев (бану Исраил) из Египта4. Сам 'Абд ал-Гани до путешествия в Каир и Хиджаз совершил «малый хадж» в Иерусалим, о чем оставил отдельный сборник воспоминаний5. Его путь включал посещение могилы пророка Ибрахима (библейского Авраама) в ал-Халиле (Эль-Халиле, Хевроне)6, которую он сравнивал по значимости с могилой пророка Мухаммада в Медине7.

В 1693-1694 гг. ан-Наблуси решился на совершение «большого хаджа». Свое путешествие 'Абд ал-Гани начал заблаговременно для того, чтобы подолгу останавливаться в заслуживающих внимания центрах богословского знания ('илма), встречаться с известными знатоками мусульманской традиции, а также совершать зийарат -паломничества к могилам мусульманских «святых».

Из Дамаска в составе небольшого каравана, в котором было около десяти человек, он направился на север и последовательно двигался через Хомс, Хаму и Триполи. Затем маршрут ан-Наблуси пролегал

1 Хадж - ритуал паломничества в Мекку и Медину, один из пяти столпов (рукн) ислама. Обряд хаджа, будучи своеобразной формой общения и идеологического единения, играл в мире ислама важную историко-культурную и социально-политическую роль.

2 Подробнее о месте мусульманского паломничества в общественной и культурной жизни Османского Египта см.: Кириллина С.А. Исламские институты Османского Египта в XVIII - первой трети XIX века. Lewiston; Queenston; Lampeter: The Edwin Mellen Press, 2000. С. 163-211.

3 Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Ал-хакика ва-л-маджаз фи-р-рихла ила билад аш-Шам ва-Миср ва-л-Хиджаз (Достоверное и образное описание путешествия по Великой Сирии, Египту и Хиджазу). 1820 (рукопись). URL: https://www.alukah.net/ library/0/124642/ (дата обращения: 13.03.2019) (далее - Хакика).

4 Там же. С. 277.

5 Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Ал-Хадра ал-унсиййа фи-р-рихла ал-кудсиййа (Дружеское сообщение об Иерусалимском путешествии). Бейрут: ал-Масадер, 1990.

6 Здесь и далее вначале дана транскрипция арабского названия города, а в скобках его название на современной карте.

7 Ан-Наблуси, 'Абд ал-Гани. Ал-Хадра... С. 20, 36.

по побережью Средиземного моря на юг через Бейрут, Сайду, Назарет и Наблус. Пробыв в Иерусалиме в общей сложности десять дней и снова посетив могилу Ибрахима в ал-Халиле, он направился в дальнейший путь через Рамлу, Яффу, Асдуд (Ашдод), 'Аскалон (Ашкелон), Газу, Хан Йунис (Хан-Юнис) и ал-'Ариш (Эль-Ариш). Ан-Наблуси хотел далее поехать в Мекку, но, посоветовавшись с местным бедуинским шейхом, который предупредил его, что добираться до священных городов Хиджаза без охраны опасно, решил сначала посетить Каир, чтобы заручиться поддержкой египетского предводителя каравана паломников (амир ал-хаджа).

Семьдесят дней, проведенных в столице Египта, ан-Наблуси посвятил посещению местных святынь и общению с каирскими богословами и суфиями. Он жил в центре города в районе ал-Азбакиййа в резиденции своего друга, шейха суфийского братства ал-бакриййа Зейн ал-'Абидина ал-Бакри. В распоряжении 'Абд ал-Гани было все необходимое: просторные меблированные комнаты, еда, в том числе кофе, сахар и лимоны, а также дрова, восковые свечи и масляные лампы. Дамасский суфий мог не думать о стирке белья, ему каждый день приносили свежую накидку (дисар) и верхнее платье (кисва). С большой радостью ан-Наблуси отмечал, что во дворе находился отдельный источник с питьевой водой8. Из этого описания видно, что 'Абд ал-Гани в Каире оказался в комфортных условиях, тогда как до этого в пути через Сирию и Палестину он испытывал немалые трудности. Ан-Наблуси часто не хватало воды и пищи, ему приходилось ночевать в шатре, опасаясь нападения со стороны бедуинов, так как многие ханы9 находились в полуразрушенном состоянии. При этом проживание в них обходилось недешево10.

8 Хакика. С. 158.

9 Хан - постоялый двор, служащий кровом и стоянкой для путешественников, как правило - для торговых караванов.

10 К сожалению, описания ханов ан-Наблуси не дает. Более подробную информацию о них можно найти, например, в книге британского клирика Генри Мондрелла (1665-1701). В самом начале своего паломнического путешествия из Алеппо в Иерусалим, предпринятого в 1697 г., он отмечал: «Странствуя по этой стране, не найдешь ни городов с ярмарками, ни трактиров, как в Англии: лучший приют, на который ты сможешь рассчитывать, - или под шатром, если позволяет погода, или в благотворительной ночлежке для путешественников». Об особенностях функционирования ханов он писал следующее: «Ты не должен ожидать чего-либо большего, чем просто голые стены; что касается пищи, питья, постели, огня и корма [для вьючных животных], то этим каждый должен сам себя обеспечивать» (MaundrellH. A Journey from Aleppo to Jerusalem in 1697. Oxford, 1703. P. 1-2).

На тяготы жизни мусульманских паломников жаловался другой арабский пилигрим родом из Медины Мухаммад Кибрит (ум. в 1659 г.), совершивший хадж в 1629 г. и оставивший воспоминания о своем путешествии в трактате «Рихлат аш-шита' ва-с-сайф» («Путешествие зимой и летом»)11. Если ан-Наблуси не нравились условия, в которых он оказался в Сирии, то Кибрит критиковал дороговизну жизни в Каире: «Возможности человека зависят от его знаний, а знания не получить без денег»12. Несмотря на ограниченность в средствах, живший неподалеку от Мекки, Кибрит избрал сложный маршрут, предпочтя сначала посетить различные уголки Османской империи, чтобы «постоять у жилищ [благочестивых мусульман], испить из источников [исламской духовности], увидеть [древние] руины и посмотреть, как [потенциальная] сила божественного могущества реализуется в действительности, переходя из "мира образов" ('алам ал-мисал) в "мир форм" ('алам ал-ашкал)»13.

Будучи человеком небогатым, Кибрит не мог себе позволить многого из того, что было доступно ан-Наблуси. В Каире с утра 'Абд ал-Гани и его компаньонам приносили завтрак. Затем шейх ал-Бакри приглашал своих гостей на маджлис - научно-поэтическое собрание, в котором участвовали улама - мусульманские ученые богословы - и афадили - знатные лица египетской столицы. После обеда паломники посещали каирские достопримечательности. Вечером ужин затягивался допоздна за чтением стихов, обсуждением вопросов 'илма - богословского знания, фикха - мусульманского права и адаба - изящной словесности.

11 Кибрит, Мухаммад. Рихлат аш-шита' ва-с-сайф (Путешествие зимой и летом). Бейрут, 1965 (далее - Кибрит). Маршрут Кибрита включал Египет, Стамбул и города Большой Сирии. Пробыв в Каире двадцать дней, он отправился в Александрию для того, чтобы из него по морю добраться до столицы Османской империи. Встретившись там с местными исламскими учеными и, в частности, с шейх ал-исламом Йахей б. Закарией, Кибрит двигался через Халеб, Хаму, Хомс и Дамаск. Далее маршрутом сирийского каравана паломников он добрался до Медины и из нее отправился в Мекку для совершения хаджа.

12 Там же. С. 26.

13 Там же. С. 4-5.

14 Афадил («благородные [мужи]», ед.ч. фадил), также акабир или а'йан - так ан-Наблуси называл представителей как духовной, так и светской элиты египетского общества. К ним он относил, к примеру, главу египетской корпорации потомков пророка Мухаммада (шерифов) - накиб ал-ашрафа Хасана-эфенди и Мурад-бека, возглавлявшего санджак (военно-административную единицу в Османской империи) с центром в Сабил 'Алам около Каира (Хакика. С. 260, 267).

Основные темы бесед по ан-Наблуси (%)

Сны, предсказания, Хадисы; 3% чудеса; 4%

Частнотность встреч с представителями социальных групп (%)

Вали Египта 'Али-паша Египецтские улама Маджзубы

Муфтии и кади

Сирийцы

Суфии*

Чиновники

=1 2,5 3,5

□ 33

□ 42

* Из которых 33% приходилось на встречи с Зейн ал-'Абидином ал-Бакри.

6

Главные темы бесед с представителями различных социальных групп в «большом» путешествии ан-Наблуси по Египту (%)

'Илм Фикх Тафсир Хадисы Суфизм Адаб Поэзия Книги Сны, предсказания, чудеса Сама', зикр

Муфтии и кади 24 19 - 5 - 14 24 - - 14

Египетские улама 34 20 5 1 8 12 16 1 1 2

Суфии, маджзубы 3 - 10 - 17 - 17 3 17 33

Вали Египта 'Али-паша 34 11 - 11 11 11 11 - 11 -

Сирийцы 20 - - - - 20 50 10 - -

Зейн ал-'Абидин ал-Бакри 14 1 6 3 9 14 31 9 5 8

Чиновники 22 - - 11 - 11 34 22 - -

В Каире у ан-Наблуси была возможность познакомиться с рядом влиятельных лиц - с главным кади Египта 'Абд ал-Баки 'Арифом-эфенди15, с шейх ал-Азхаром - ректором этого университета -Ахмадом ал-Мархуми16, с главой корпорации потомков пророка Мухаммада (шерифов) - накиб ал-ашрафом Хасаном-эфенди17 и с влиятельными чиновниками различных канцелярий18. Кроме того, ан-Наблуси несколько раз участвовал в еженедельных встречах Зейн ал-'Абидина ал-Бакри с вали - османским наместником Египта -

15 Хакика. С. 208, 233.

16 Там же. С. 182, 188, 196, 204, 208, 233, 263.

17 Там же. С. 267.

18 Там же. С. 197, 198, 252, 253, 267-268.

'Али-пашой19. По свидетельству дамасского суфия, в Каире было принято, чтобы по пятницам вали Египта приглашал главу рода ба-критов на встречу в своей официальной резиденции, расположенной в Цитадели, или на прогулку. Начало этой традиции, связанной с возвышением рода бакритов в иерархии египетских улама и суфиев, положил отец Зейн ал-'Абидина - шейх Мухаммад ал-Бакри20.

Для обеспечения безопасности ан-Наблуси вали Египта подписал особый документ (марсум), согласно которому все племена бедуинов, жители деревень и города Янбу-л-Бахр (Янбу-эль-Бахр) должны были помогать дамасскому суфию и его спутникам, защищать их (химайа) и уважительно к ним относиться (кирам)21. Египетский предводитель каравана паломников (амир ал-хадж) Ибрахим-бек лично нанял для сопровождения 'Абд ал-Гани в Хиджаз троих бедуинов, знакомых с паломническим путем22. В итоге ан-Наблуси благополучно добрался от Каира до Медины по маршруту египетского каравана паломни-ков23 за пятьдесят четыре дня. Дамасского суфия и его спутников задержал на семнадцать дней бунт бедуинов у Медины. Если бы не это обстоятельство, ан-Наблуси шел бы примерно с такой же скоростью, что и Кибрит за полвека до него, прошедший по тому же

24

маршруту за тридцать два дня24.

В Каире круг знакомств ан-Наблуси этим не ограничивался. В египетской столице суфий общался не только с высшими административными чиновниками и египетскими улама, но и с проживавшими там сирийцами. В частности, он трижды встретился с прославленным дамасским историком Мухаммадом ал-Мухибби (ум. в 1699 г.), который очень высоко оценивал личность 'Абд ал-

19 Там же. С. 180, 235-236, 262, 270.

20 Там же. С. 236.

21 Там же. С. 270.

22 Там же.

23 Маршрут ан-Наблуси из Каира в Медину пролегал через тридцать один маназил (ед.ч. манзил) - опорный пункт на паломническом пути в Хиджазе. Дорога через пустыню пролегала через форпосты, в которых дислоцировались небольшие воинские гарнизоны. В них заранее доставлялось продовольствие и здесь же накапливались запасы питьевой воды, столь необходимой пилигримам. Караван паломников вступил на Синай через Суэц (ас-Сувейс) и потом последовательно двигался через Нихил (Нахл), расположенный в самом центре Синайского полуострова, и 'Акабу. Затем уже в пределах Аравии путники направились на юг через ал-Мувайлих, Азлем, Ваджх и Янбу-л-Бахр к Медине (там же. С. 271-303).

24 Кибрит. С. 9-25.

Гани, называя его «полюсом [святости] эпохи» («кутб аз-зман»)25. Несколько раз ан-Наблуси посещал авторитетного богослова 'Умара ал-Кавакиби из известного алеппского рода улама, чей дом был излюбленным местом встреч интеллектуалов, в том числе живших в Каире сирийцев. Они вместе читали стихи, обсуждали вопросы 'илма и адаба, а также делились забавными историями, происходившими с ними в Каире26.

Из египтян, кроме Зейн ал-'Абидина ал-Бакри, ан-Наблуси явно симпатизировал нескольким улама ал-Азхара - шейх ал-Азхару Ахмаду ал-Мархуми и египетскому алиму Ахмаду ал-Ишмави, с которыми он встречался семь и шесть раз соответственно. В то же время, когда ан-Наблуси попросили дать урок по хадисам перед студентами университета, он категорически отказался, заявив, что занимается 'улум ал-хака'ик («науками о [божественной] реальности», т.е. мусульманским мистицизмом), а это знание не для простого народа. Ввиду того, что основной специализацией ал-Азхара было преподавание 'улум аз-захир («наук о явном», т.е. мусульманского права, буквального толкования Корана, хадисов и т.п.), а не 'улум ал-батин («наук о скрытом», которые основывались на символико-аллегорическом понимании священных текстов), ан-Наблуси не посетил там ни одной лекции27. Тем не менее он встречался лично с отдельными преподавателями этого университета.

Улама ал-Азхара занимались не только хадисами и исламским правом. В сферу их интересов также входил мусульманский мисти-

25 Ал-Мухибби, Мухаммад. Нафхат ар-рихана (Дар базилика). Дар ихйа' ал-кутуб ал-'арабийя. Т. 2. 1968.С. 137.

26 Эти истории раскрывают отношение многих сирийских арабов к египтянам. Так, ан-Наблуси поведал о том, как он однажды вместе с Зейн ал-'Абидином ал-Бакри посетил мечеть ас-Синаниййа в каирском предместье - Булаке. Когда после молитвы проповедник этой мечети (хатиб) начал читать нравоучительную речь на 'аммийе - египетском диалекте, к тому же выдумывая некоторые слова на ходу, ан-Наблуси и его спутники разразились смехом. Затем оказалось, что хатиб перед молитвой употребил «для ускорения мысли» гашиш. Сирийцы не могли понять, как возможно такое поведение в мечети, и порицали его. Хакика. С. 193.

27 Подробнее об особенностях передачи знания в Османском Египте и общественных функциях улама см.: Кириллина С.А. Османский Египет XVIII в. в системе религиозного знания арабо-мусульманского мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. 1998. № 4. С. 42-61; Кириллина С.А. Сбережение и передача знаний в мире ислама: система высшего образования в Османском Египте XVIII столетия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. 2004. № 4. С. 3-32; Hathaway J. The Arab Lands under Ottoman Rule: 1516-1800. L.: Longman, 2008. P. 114-137; Winter M. Egyptian Society under Ottoman Rule, 1517-1798. L.: Routledge, 1992. P. 106-123.

цизм, что позволяло им детально обсуждать с 'Абд ал-Гани смысл суфийского обряда поминания и прославления имени Аллаха (зикра)28. Некоторые шейхи ал-Азхара со временем предпочитали прекратить научную деятельность в университете и посвятить себя полностью изучению суфизма и 'ибаде - беспрекословному подчинению воле Всевышнего, что требовало выполнения всех мусульманских обрядов. Такое решение принял, к примеру, бывший преподаватель университета 'Абд ал-Карим, живший в мечети Ибн Тулуна и почитавшийся как живой «святой» (вали)29.

Мухаммад Кибрит тоже невысоко оценивал деятельность ал-Азхара. Несмотря на то, что он изначально искренне стремился «посетить в нем каждый урок, на котором разъясняют любой вопрос так, что он становится предельно ясным»30, Кибрит в конечном итоге обнаружил там «слабое понимание [знания]»31. Причина этого заключалась в том, что у него не были налажены личные контакты с египетскими улама. «Если у тебя нет связей, - писал мединский паломник, - ты не забудешь свои вопросы, но [поиск ответа на них] будет сопряжен с [значительным] напряжением ума и гнетущей тревогой»32. В результате Кибрит не упоминает имени ни одного известного представителя каирской интеллектуальной элиты, с которым ему удалось бы основательно обсудить вопросы богословского знания. Это свидетельствует о том, что для рядового паломника встречи с мусульманскими интеллектуалами зачастую оставались несбыточной мечтой.

Среди других влиятельных каирских школ в рассматриваемых трактатах упоминались ал-мадраса ал-Мансуриййа, мадрасат ас-султан Хасан, ал-мадраса ал-Муаййада, мадрасат аш-шейх Шахаб ад-Дин ал-Макки и ал-мадраса ал-Фахриййа33. Мухаммад Кибрит и ан-Наблуси указывали, что там преподавались исламское право (фикх) по всем четырем богословско-юридическим направлениям (мазхабам) суннизма, толкование Корана (тафсир), законы наследования имущества (фара'ид) и хадисы. В ал-мадраса ал-Мансуриййа изучалась еще и медицина34. Тем не менее список центров передачи

28 Хакика. С. 244-251.

29 Там же. С. 205.

30 Кибрит. С. 25.

31 Там же.

32 Там же.

33 Хакика. С. 194, 202-203, 263; Кибрит. С. 49-50.

34 Кибрит. С. 49.

знаний может быть расширен, так как согласно рассматриваемым трактатам преподавание велось не только в школах высшего звена -мадрасах, но и в мечетях (масджид и джами')35.

Независимо от того, какими связами обладали мусульманские паломники, все они могли свободно посещать главные святыни Каира - его мечети и могилы «святых», а также контактировать с суфийскими братствами36. Самым известным паломническим центром египетской столицы было кладбище ал-Карафа, которое за большое количество могильных памятников из белого камня называли «Белым городом» («Мадина байда»). В частности, там находятся погребения мусульманского учёного и знатока хадисов ал-Лейса б. Са'ада (ум. в 791 г.), духовной покровительницы Египта сеййиды Нафисы (ум. в 824 г.), основателя шафиитской правовой школы в исламе Мухаммада аш-Шафи'и (ум. в 820 г.) и арабского поэта-мистика Ибн ал-Фарида (ум. в 1235 г.)37.

Посещая эти захоронения, и ан-Наблуси, и Кибрит преследовали основную цель своих путешествий, которая заключались не только в совершении ритуального паломничества в Мекку и Медину, но и в получении бараки - «божественной благодати». Тем самым, произошедший еще в более раннюю эпоху синтез хаджа, зийарат и рихла («путешествий в поисках знания»), в османский период работал, как отлаженный механизм, и способствовал более глубокому погружению паломников в культуру и историю ислама. Все это позволяло институту хаджа эффективно выполнять традиционные для него функции по сплочению и просвещению мусульманской общины.

Тем не менее, в отличие от ан-Наблуси, который, будучи в Каире, много времени отводил на обсуждение с представителями духовной и светской элиты многообразных тем, связанных с теологией и литературой, Кибрит посвятил большую часть пребывания в египетской столице посещению мечетей, захоронений мусульманских «святых» и изучению местной истории с упором на сюжеты

35 Всего в Каире ан-Наблуси посетил около сорока мечетей, среди которых, кроме мечети ал-Азхар, самыми известными были мечеть Амра ибн ал-Аса, султана Бейбарса, Ибн Тулуна и Кайт-бея.

36 'Абд аль-Гани ан-Наблуси, посетивший множество дервишских обителей -завий и такий, упоминает в Каире и его окрестностях десять братств, которые функционировали на территории Египта в конце XVII в. (Хакика. С. 223, 224, 238, 242, 243, 255, 256 и др.).

37 Хакика. С. 164-180. Кибрит. С. 85-89.

легендарного характера. Это говорит о том, что на пути к святыням Аравии характер культурного обмена между паломниками и круг их общения определялся социальным статусом, предпочтениями, возможностями и связями путешественников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кириллина С.А. Исламские институты Османского Египта в XVIII - первой трети XIX века. Lewiston; Queenston; Lampeter: The Edwin Mellen Press, 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Кириллина С.А. Османский Египет XVIII в. в системе религиозного знания арабо-мусульманского мира // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. 1998. № 4. С. 42-61.

3. Кириллина С.А. Сбережение и передача знаний в мире ислама: система высшего образования в Османском Египте XVIII столетия // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. 2004. № 4. С. 3-32.

4. Кибрит, Мухаммад. Рихлат аш-шита' ва-с-сайф (Путешествие зимой и летом). Бейрут, 1965.

5. Ал-Мухибби, Мухаммад. Нафхат ар-рихана (Дар базилика). Дар ихйа' ал-кутуб ал-'арабийя. Т. 2. 1968.

6. Ан-Наблуси, Абд ал-Гани. Ал-Хадра ал-унсиййа фи-р-рихла ал-кудсиййа (Дружеское сообщение о Иерусалимском путешествии). Бейрут: ал-Масадер, 1990.

7. Ан-Наблуси, Абд ал-Гани. Ал-хакика ва-л-маджаз фи-р-рихла ила билад аш-Шам ва-Миср ва-л-Хиджаз (Достоверное и образное описание путешествия по Великой Сирии, Египту и Хиджазу). 1820 (рукопись). URL: https://www.alukah. net/library/0/124642/ (дата обращения: 13.03.2019).

8. Hathaway J. The Arab Lands under Ottoman Rule: 1516-1800. L.: Longman, 2008.

9. Maundrell H. A Journey from Aleppo to Jerusalem in 1697. Oxford, 1703.

10. Winter M. Egyptian Society under Ottoman Rule, 1517-1798. L.: Routledge, 1992.

Nikita R. Krayushkin

RICH MAN - POOR MAN: TWO MUSLIM PILGRIMS IN OTTOMAN CAIRO OF THE 17th CENTURY

Lomonosov Moscow State University 1 Leninskie Gory, Moscow, 119991

Institute of Oriental Studies, Russian Academy of Sciences 12 Rozhdestvenka St., Moscow, 107031

Located on the pilgrimage route (darb al-hajj) to Mecca and Medina, Ottoman Cairo was the place where Muslim pilgrims could venerate local Muslim "saints" and attend classes of renowned representatives of the cultural elite in Egyptian higher education schools - madrasas (primarily, in al-Azhar). Nevertheless, not all pilgrims could equally embrace the Islamic spiritual heritage. Some of them met in person the most authoritative experts on Muslim theology and law, while other travelers often did not have such an opportunity. Studying the treatises of two Arab-Muslim travelers of the 17th century, 'Abd al-Ghani al-Nablusi and Muham-

mad Kibrit, we can simulate the structure, content and nature of cultural exchange and complex network of interpersonal contacts among intellectual circles of Greater Syria, Egypt and the Hijaz.

Key words: Ottoman Egypt; Islam; cult of knowledge; rihla; hajj; ziyara.

About author: Nikita R. Krayushkin - postgraduate student, Department of Middle and Near East History, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University (e-mail: kranr@mail.ru).

REFERENCES

1. Kirillina S.A. Islamskie instituty Osmanskogo Egipta v XVIII - pervoy treti XIX veka (Islamic Institutions of Ottoman Egypt in the 18th - First Three Decades of the 19th Century). Lewiston-Queenston-Lampeter, 2000.

2. Kirillina S.A. Osmanskii Egipet XVIII v. v sisteme religioznogo znaniya arabo-musul 'manskogo mira (Ottoman Egypt of the 18th Century in the System of Religious Knowledge in the Arab-Muslim World). VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 13. Vostokovedenie. 1998. № 4, pp. 42-61.

3. Kirillina S.A. Sberejenie i peredacha znanii v mire islama: sistema visshego obrazovaniya v Osmanskom Egipte XVIII stoletiya (Preservation and Transmission of Learning in the Muslim World: System of Higher Education in the Ottoman Egypt of the 18th Century). Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 13. Vostokovedenie. 1998. № 4, pp. 3-32.

4. Kibrit, Muhammad. Rihlat al-shita' va-l-sajf (A Journey in the Winter and in the Summer). Beirut, 1965.

5. Al-Muhibbi, Muhammad. Nafhat al-rihan (The Basil Gift). T. 2. Damascus, 1968.

6. Al-Nablusi Abd al-Ghani. Al-Hadra al-unsijja fi-r-rihla al-kudsijja (A Friendly Message on the Jerusalem Journey). Beirut: al-Masadir, 1990.

7. Al-Nablusi, 'Abd al-Ghani ibn Isma'il. Al-Haqiqa wa al-majaz fi al-rihla ila bilad al-Sham wa Misr wa al-Hijaz (Authentic and Graphic Description of Journey across Bilad al-Sham, Egypt and al-Hijaz). 1820 (manuscript). URL: https://www.alukah. net/library/0/124642/ (accessed 13.03.2019).

8. Hathaway J. The Arab Lands under Ottoman Rule: 1516-1800. L.: Longman, 2008.

9. Maundrell H. A Journey from Aleppo to Jerusalem in 1697. Oxford, 1703.

10. Winter M. Egyptian Society under Ottoman Rule, 1517-1798. L.: Routledge, 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.