Научная статья на тему 'БОГ ГЕРОН И ОБРАЗ ИМПЕРАТОРА В РИМСКОМ ЕГИПТЕ'

БОГ ГЕРОН И ОБРАЗ ИМПЕРАТОРА В РИМСКОМ ЕГИПТЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
82
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
римский императорский культ / бог Герон / Хор / Осирис / птица Феникс / венок / Pax Romana / Roman imperial cult / god Heron / Horus / Osiris / Phoenix bird / wreath / Pax Romana

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Качан Сергей Александрович

В данной статье рассматривается сопоставление образов императора и бога Герона. Герон в Римском Египте, выступая в образе восседающего на коне всадника, отождествлялся с Хором победоносным богом, поражающим врагов. Фракийское божество контаминировалось с Осирисом умирающим и воскресающим богом, что позволяло Г ерону быть божеством, способствующим перерождению и утверждению справедливого порядка вещей. Идея перерождения тесно переплеталась с образом венка, который был связан с «венком оправдания» Хора в гробницах и храмах греко-римского времени символа, дающего победу над врагами, восстановление справедливости, перерождению к новой жизни. Данная идея сочеталась с образом птицы Феникс, несущей Золотой век и Pax Romana. Победоносный образ Герона и его связь с идеей перерождения соответствовала образу римского правителя, который нес в Египет Pax Romana и Золотой век, а также утверждал Маат. Изображение бога Герона, которому придавались иконографические черты императора, складывало ощущение у эллинизированного египетского населения о незримом присутствии римского правителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOD HERON AND THE IMAGE OF THE EMPEROR IN ROMAN EGYPT

This article examines the comparison of the images of the emperor and that of the god Heron. Heron in Roman Egypt, acting in the form of a rider on a horse, was identified with Horus the victorious god who defeats enemies. The Thracian deity was contaminated with Osiris a dying and resurrecting god, which allowed Heron to be a deity contributing to rebirth and the establishment of a just order of things. The idea of rebirth was closely intertwined with the image of a wreath, which was associated with the "wreath of justification" of the Horus in tombs and temples of the Greco-Roman time a symbol that gives victory over enemies, restoration of justice, rebirth to a new life. This idea was combined with the image of the Phoenix bird who carries the Golden Age and Pax Romana. The victorious image of Heron and his connection with the idea of rebirth corresponded to the image of the Roman ruler, who carried the Pax Romana and the Golden Age to Egypt, and also established Maat. The image of the god Heron, which was given the iconographic features of the emperor, gave the Hellenized Egyptian population a feeling of the invisible presence of the Roman ruler.

Текст научной работы на тему «БОГ ГЕРОН И ОБРАЗ ИМПЕРАТОРА В РИМСКОМ ЕГИПТЕ»

БОГ ГЕРОН И ОБРАЗ ИМПЕРАТОРА В РИМСКОМ ЕГИПТЕ

С.А. Качан

[email protected]

Независимый исследователь г. Кишинев, Республика Молдова

Аннотация. В данной статье рассматривается сопоставление образов императора и бога Герона. Герон в Римском Египте, выступая в образе восседающего на коне всадника, отождествлялся с Хором - победоносным богом, поражающим врагов. Фракийское божество контаминировалось с Осирисом - умирающим и воскресающим богом, что позволяло Герону быть божеством, способствующим перерождению и утверждению справедливого порядка вещей. Идея перерождения тесно переплеталась с образом венка, который был связан с «венком оправдания» Хора в гробницах и храмах греко-римского времени - символа, дающего победу над врагами, восстановление справедливости, перерождению к новой жизни. Данная идея сочеталась с образом птицы Феникс, несущей Золотой век и Pax Romana. Победоносный образ Герона и его связь с идеей перерождения соответствовала образу римского правителя, который нес в Египет Pax Romana и Золотой век, а также утверждал Маат. Изображение бога Герона, которому придавались иконографические черты императора, складывало ощущение у эллинизированного египетского населения о незримом присутствии римского правителя.

Ключевые слова: римский императорский культ, бог Герон, Хор, Осирис, птица Феникс, венок, Pax Romana.

С вторжением в Египет греко-македонских, а потом и римских войск, в долину реки Нил стали проникать религиозные представления Греции и Рима, которые входили в синтез с египетскими верованиями. Так, во времена правления Птолемеев в Египет проник культ бога Герона [17, с. 421] -фракийского божества-всадника, почитание которого было перенесено в долину реки Нил фракийскими наемниками, и поклонялись ему солдаты-клерухи, расквартированные в Фаюме [6, с. 349-350; 16, с. 440-441]. Герон появился в Египте в качестве бога-защитника как эллинизированная версия фракийского бога (во Фракии он был связан с охотниками и крестьянами), и на эту эллинизацию оказало сильное влияние военное окружение, в котором Герон был очень популярен [16, с. 447]. Культ этого божества сохранился и в римское время [16, с. 446], на образ которого оказали воздействия черты египетских богов. В данном исследовании будут рассмотрены следующие проблемы: какие божества египетского пантеона отождествлялись с Героном, какие черты этого бога позволяли сопоставлять его образ с образом римского правителя, как образ Герона, испытавший египетское и греко-римское влияние и связанный с императором, способствовал продвижению Pax Romana в Египте.

Бог Герон в греко-римское время в Египте изображался в образе всадника, что давало основание отождествлять его с Хором [1], который выступал в качестве божества, восседающего на коне (PDM XIV. 1219-1220). В образе всадника Герон был изображен на двери храма Пнефероса и Петесухоса в Филадельфии с солнечным диском вокруг головы, выступая как "защитник двери" (propylaios). Данная иконография находит параллель в изображении бога Хора в римской броне, на голове у которого расположен венок и корона царя Верхнего и Нижнего Египта, а сзади представлены солнечные лучи (Каирский музей, инв. № JE 66143) [15, с. 408. Fig. 24.3]. Изображение солнечного диска восходит к образу "венка оправдания" Хора (m3h n m3c-hrw), которыми одаривались покойные (WB II. 31.5), изображенные с солнечным диском, в гробницах греко-римского времени.

Так, в гробнице 1447 из Дейр-эль-Медины (конец II-начало III вв.) на плащенице изображен покойный мальчик, вокруг головы которого представлен нимб, имитирующий солнечный свет. Рядом с изображением мальчика расположена фигура Осириса [13, с. 223. Fig. 110]. Покойные могли носить венок, иконографически схожий с тем, который представлен на голове бога Хора. На погребальном покрывале из Фив (II век) покойный молодой человек изображен именно с таким венком на голове, а его образ уподоблен образу Осириса [13, с. 198. Fig. 95]. Необходимо отметить, что умершие отождествлялись в греко-римское время с Осирисом или Хатхор (их именовали Осирис-NN, Хатхор-NN) [13, с. 42-45]. Хор-Аполлон в Египте, согласно античной литературной традиции, был обладателем венка, который «люди поместили над головой этого бога раньше всех прочих», а образ этого божества тесно переплетался с Осирисом, чей образ был связан с всегда зеленым плющем (Diod I. 17.4-5) - символом молодости и перерождения. В мистериях Исиды венок так же является символом перерождения к новой жизни. Согласно «Метаморфозам» Апулея, Луций для того, чтобы возродить в себе человеческий облик, получил дар от Исиды в виде венка (Apul. Met. XI.13). Неофит Луций в момент посвящения в таинства Исиды предстал в венке, который имитировал солнечные лучи (Apul. Met. XI. 24). Во время инициации жрец вручил в руки Луция «судьбу и спасение» (fata salutemque) (Apul. Met. XI. 12), а испытуемый проходил ритуальную смерть: в ней вспоминался миф об Исиде и Осирисе, как Осирис был убит Сетом, его тело было расчленено, а потом восстановленно Исидой, после чего Осирис стал владкой Загробного царства [14, с. 270]. Итак, образ венка соединял в себе идею перерождения к новой жизни и солярные черты, что соотвествовало египетским религиозным представлениям, согласно которым солнце каждое утро рождалось из цветка лотоса, перерождаяясь к новой жизни (Plut. De Iside et Osiride. 11).

Необходимо добавить, что образ венка присутсвует в храмах Египта эллинистического времени, где правитель передает его египетским богам. В храме Дендеры присутсвуют две сцены ритуала передачи венка, которые датируются временем правления Птолемея XIII Нового Диониса [12, с. 81]. В одной из сцен царь приподносит Хору, сыну Исиды, сыну Осириса, золотой венок, из которого выходит два урея в короне Верхнего и Нижнего Египта. Сцена сопровождается надписью: m3h r-h3.t=k Is.t tp=k itf=k Imn m s3=k psd.t dmd.t hr=s m3c-hrw pd.t dmd=sn r=k jtf=f Wn-nfr m3c-hrw hr rdj n=k t3.wy ntr.w hr m33 m dp=k - «(Золотой) венок перед тобой, Исида с тобой, отец твой Амон в качестве защиты твоей, Эннеада (богов) объединяется, правогласна Девятка богов, объединяется она для тебя. Отец твой Ун-нефер, правогласный, дает тебе Обе Земли (Египет), боги видят (тебя) в барке твоей» [9, pl. 17, g]. В другой сцене царь преподносит золотой венок Хатхор Дендерской. Это изображение сопровождается надписью: m3h r-h3.t=k Is.t tp sk3 b3.w r ntr.w nb.w sbty.w m nsw.t tw.t=f kdm m kd=f nbj n b3 nb hj m c.wy=f - «(Золотой) венок перед тобой, Исида возносит силу твою ко всем богам, стены в царских изображениях его, золото в изваяниях его, создается вся сила его, небеса в обеих руках его» [9, pl. 17, h]. Ритуал передачи золотого венка египетским богам был тесно связан с идеями победы над врагами, восстановления сил царя, его победоносного образа, защиты правителя и его восшествия на престол [4, с. 230-233]. Данный ритуал не засвидетельствован в храмах римского времени, но его отголоски фиксируются в античной литературной

традиции. Согласно сообщению Светония, император Веспасиан, находясь в Египте, получил преподношения от волноотпущенника Басилида, который «по обычаю подносит лепешки, ветки и венки (verbenas coronasque et panificia)» (Suet. Vesp. 7. 1). По мнению Ф. Дершена, преподношение лепешек (хлебов), веток (букетов цветов) и венков означало, что Веспасиан был коронован по египетскому ритуалу [3, с. 264], а сами эти дары находили свою параллель в процедуре коронации царя: венки - корона Верхнего и Нижнего Египта, хлеба - преподношение знака жизни - Анх и ветки - букеты [3, с. 276]. Ш. Пфайффер указывает на то, что эти дары были предназначены для бога Сараписа, в александрийском храме которого это событие происходило, а император, функционально находясь на месте этого бога, и получил эти преподношения [11, S. 118]. Таким образом, данное сообщение скорее не несет в себе какие-либо следы коронации римского правителя в Египте, а ,скорее всего, инсцинировку коронационного действия с целью заручиться поддержкой жителей Александрии.

Итак, образ бога Герона, который изображался с солнечным диском, соответствовал представлению о перерождении к новой жизни. Эта идея была тесно связана с отождествлением Герона с богом Хором - небесным прототипом земного правителя, и с Осирисом - царем Загробного царства. Образ солнечного диска коррелировался с венком - символом перерождения, восстановления сил природы и справедливого порядка вещей, который устанавливает земной правитель. Венок был символом, который переплетался с идеями коронации, восстановления сил правителя,его победоносного образа, благодаря чему царь может утверждать Маат. Это представление сохранилось в римское время и позволило придать образу Герона, который являлся обладателем солнечного диска, сопоставленного с образом венка, черты римского победоносного императора. Герон изображен на деревянном пано из Фаюма (Королевский музей искусств и истории, Брюссель, инв. № E 7409) с иконографическими чертами римского правителя: он носит тунику и пурпурный военный плащ, который застегнут пряжкой у него на груди, на голове лавровый венок с нимбом. Рядом с ним бог с двойным топором, у которого в руках змея [16, с. 448. Fig. 26.1] -традиционный еипетский символ защиты. Придание Герону иконографических черт императора говорит о единении образов правителя и божества, с которым связаны идеи защиты, победы над врагами и установления справедливого порядка вещей. Данные представления характерны для образа римского правителя, что зафиксировано в его Хоровом имени: cnh Hr-Rc tm3-c hwy his.wt wr ph.ty nht B3k.t - «Да живет Хор-Ра, мощный дланью, побеждающий иностранные земли, великий мощью, защищающий Египет» [7, S. 414. H3]. «Установил он закон (smn.n=f hp.w) по всей земле, подобно Тоту, который устанавливает Маат (hr jt.(t) m>c.t); ему дано царство Ра, он тот, который облагодетельствовал Обе Земли (Египет), он тот, чья сила огромна, в его весьма большой резиденции, которая возлюблена им, в Ич-тауи» [7, S. 413. H1]. Единение образа императора с Героном, который был обладателем венка - символа обновления, способствовало перерождению самого римского правителя.

Герон как божество, способствующее перерождению, отождествлялось с птицей Феникс. Так, согласно греческому папирусу (PGM V. 249-255), Герон отождествлялся с Тотом-Гермесом, Хором, птицей Феникс, сопоставленные с Гелиосом: Л0уод ^syópsvog прод "HXiov...sy® sip, "Hprav

sv5o£,og, ®ov ipsrag, ®ov ispaKog, ®ov Фоткод аерофои^тои - «Слова, сказанные Гелиосу...."я - знаменитый Герон, яйцо ибиса, яйцо сокола, яйцо летающего в воздухе Феникса".». Взаимосвязь Герона с образами Феникса и яйца, которые переплетаются с идеями смерти и возрождения (Herod. II. 73; Ovid. Met. XV. 395-404), позволяли видеть в нем образ умирающего и воскресающего бога, отождествленного с Осирисом. Необходимо отметить, что образ Феникса изображался на италийских монетах эпохи Адриана (и ранее) и имел цель способствовать перерождению после смерти предыдущего императора Траяна, а также установлению Золотого века, который утверждается с восшествием на престол нового императора. Данная идея потверждается римскими монетами 121 г. с изображением Адриана (аверс) и птицы Феникс (реверс) (легенда - Saeculum aureum). В этот же год Адриан провел серию праздников, среди которых был Naralis Romae (День рождения Рима) с целью Renovatio temporum [2, с. 271-273]. Образ Феникса тесно был связан с птицей Бену (Bnw) фараоновского периода, в рамках которого эта священная птица символизировала утверждение мироздания, ее образ переплетался с Осирисом и Ра, она была связана с праздником Сед, в ходе которого возобновлялись силы правителя [2, с. 271].

Итак, образ Герона отождествлялся с птицей Феникс, которая тесно была связана с идеями смерти и перерождения. Она в сочитании с образом императора несла Золотой век, и ее образ способствовал перерождение римского правителя.

Герон отождествлялся с богом-сфинксом Туту, который в фараоновское время выступал в качестве царя Верхнего и Нижнего Египта (nsw-bity). Тесная взаимосвязь этих божеств в римское время подтверждается различными изображениями Герона с богом Туту. В Каранисе на стене одного из домов Герон представлен в образе всадника [10, с. 212. Pl. 10], характеризующем его как победоносного бога, а также представлено изображение этого бога c лучистым солнечным диском [10, pl. 9], что говорит о Героне как божестве, способствующем перерождению и установлению справедливого порядка вещей. Здесь также было найдены настенные изображения с образами Исиды-коровы, Харпократа и сфинкса Туту в качестве бога-защитника [13, с. 33. Fig. 7]. Сопоставление Харпократа (Хора-ребенка) с богом-сфинксом объясняется тем, что Туту выступал в качестве божественного дитя богини Нейт в храме Эсне, где он представлен стоящим над знаком sm>-t>.wy («Объединение Обеих Земель») [8, с. 76]. Этот образ сочетался с представлением о Харпократе - солярного божества, выходящего из цветка лотоса (PGM IV. 1110). В долине реки Нил найдено около 17 изображений бога Туту в римской броне, что характеризует этого бога как победоносного божества, сопоставляемого в схожей функции и иконографии с Хором, Анубисом и Бесом [8, с. 55-56]. Представление об отождествлении Герона и Туту позволяло сопоставить императора и фракийского бога в Египте.

Необходимо отметить, что в Каранисе, согласно греческому папирусу (P.Mich XXI. 827), со времен императора Адриана существовало частная религиозная ассоциация (synodos), которая почитала римского правителя и местных богов. Таким образом, можно предположить, что император почитался в качестве theos synnaos наряду с Героном, отождествляемым с Хором, и другими божествами.

Иконография Герона с солнечным диском вокруг головы находит параллель в изображении богов в римской броне из Дура-Эвропас. В храме

Артемиды был изображен образ солярного бога Ярнибола в римской униформе, вокруг головы которого представлен солнечный диск. Его изображение, как и образ Герона в Римском Египте, находит параллель в иконографии Нерона, представленного в образе солнечного бога Аполлона.

Итак, Герон отождествлялся с Хором, выступая как победоносный бог, с Осирисом, проявляя себя как божество, способствующее перерождению. Эти идеи тесно переплетались с образом птицы Феникс, которая способствовала утверждению Золотого века. Сочетание образов умерающего и воскресающего божества в Героне и птицы Феникс давали возможность переродиться римскому правителю. Изображение Герона в Римском Египте тесно было связано с образом императора, с идеями возрождения к новой жизни, которая переплеталась с функцией римского правителя нести Pax Romana. Рассматривая изображение Герона, отождествленного с египетскими богами, эллинизированные жители Египта узнавали образ императора на уровне намека, что способствовало легитимизации власти римского правителя в долине реки Нил. Необходимо отметить, что местная элита находилась в постоянном взаимодействии с римской администрацией в формировании культа правителя [5], который нес в Египет Pax Romana, а образ Герона, связанный с идеей возрождения, способствовал продвижению представлений о Золотом веке, приносимый императором.

Литература

1. Bingen J. Le dieu Hèrôn et les Hèrôn du Fayoum // Hommages à Jean Leclant. Vol. III. Cairo: Institut français d'archéologie orientale du Caire, 1994. Pp. 41-50.

2. Capriotti Vittozzi G. Emperor Hadrian and Egypt. Remarks on the mythical and religious perspectives // Arys. 2018. Vol. 16. Pp. 267-288.

3. Derchain Ph. La visite de Vespasien au Serapeium d'Alexandrie// Chronique d'Egypte. 1953. Vol. 28. Pp. 261-279.

4. Derchain, P.: La couronne de la justification: Essai d'analyse d'un rite ptolemaique // Chronique d'Egypte. 1955. Vol. 30. P. 225-287.

5. Dörner N. Feste und Opfer für den Gott Caesar. Kommunikationsprozesse im Rahmen des Kaiserkultes im römischen Ägypten der julischclaudischen Zeit (30 v. Chr.-68 n. Chr.). Rahden:Verlag Marie Leidorf, 2014. 551 S.

6. Fischer-Bovet C. Army and Society in Ptolemaic Egypt. Cambridge: Cambridge University Press, 2014. 447 p.

7. Herklotz F. Prinzeps und Pharao: der Kult des Augustus in Ägypten. Frankfurt am Main: Verlag Antike, 2007. 506 S.

8. Kaper O.E. The Egyptian God Tutu: A Study of the Sphinx-god and Master of Demons with a Corpus of Monuments. Orientalia Lovaniensia Analecta. 119. Leuven, Paris, Dudley: Peeters, 2003. 415 p.

9. Mariette A. Dendérah: Description général du grand temple de cette ville. Vol. III. Paris: Librarie A. Frank, 1871. 83 pl.

10. Omran W. The Cult of Heron in Egypt // Journal of Faculty of Tourism and Hotels, Fayoum University. 2015. Vol. 9. 1. Pp. 206-225.

11. Pfeiffer S. Der römische Kaiser und das Land am Nil. Kaiserverehrung und Kaiserkult in Alexandria und Ägypten von Augustus bis Caracalla (30 v. Chr.-217 n. Chr.). Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2010. 378 S.

12. Porter B., Moss R. L. B. Topographical Bibliography of Ancient Egyptian Hieroglyphic Texts, Reliefs, and Paintings VI. Upper Egypt: Chief Temples (including Thebes). Abydos, Dendera, Esna, Edfu, Kom Ombo, and Philae. Oxford: Griffith Institute, Ashmolean Museum Oxford, 1991. 264 p.

13. Riggs C. The Beautiful Burial in Roman Egypt: Art, Identity and Funerary Religion. Oxford: Oxford University Press, 2005. 334 p.

14. Suk T, Fong J. Salvation (Soteria) and Ancient Mystery Cults // Archiv für Religionsgeschichte. 2017.Vol. 18-19. 1. Pp. 255-281.

15. Tallet G. Oracles // The Oxford Handbook of Roman Egypt / Ed. by C. Riggs. Oxford: Oxford University Press, 2012. Pp.398-418.

16. Tallet G., Zivie-Coche C. Imported Cults // The Oxford Handbook of Roman Egypt / Ed. by C. Riggs. Oxford: Oxford University Press, 2012. Pp. 436-456.

17. Vandorpe K.,Clarysse W. Cults, Creeds, and Clergy in a Multicultural Context // A Companion to Greco-Roman and Late Antique Egypt / Ed. by K. Vandorpe. Hoboken: John Wiley & Sons, 2019. Pp. 407-427.

Список сокращений

PGM - Papyri graecae magicae.

PDM - Papyri demoticae magicae.

WB - Wörterbuch der aegyptischen Sprache (Erman A., Grapow H. Wörterbuch der aegypti-schen Sprache Bd. I-V (1926-1931), VI (1950), VII (1971)).

GOD HERON AND THE IMAGE OF THE EMPEROR IN ROMAN EGYPT

S.A. Kachan

Independent researcher Kishinev, Moldova

Abstract. This article examines the comparison of the images of the emperor and that of the god Heron. Heron in Roman Egypt, acting in the form of a rider on a horse, was identified with Horus - the victorious god who defeats enemies. The Thracian deity was contaminated with Osiris - a dying and resurrecting god, which allowed Heron to be a deity contributing to rebirth and the establishment of a just order of things. The idea of rebirth was closely intertwined with the image of a wreath, which was associated with the "wreath of justification" of the Horus in tombs and temples of the Greco-Roman time - a symbol that gives victory over enemies, restoration of justice, rebirth to a new life. This idea was combined with the image of the Phoenix bird who carries the Golden Age and Pax Romana. The victorious image of Heron and his connection with the idea of rebirth corresponded to the image of the Roman ruler, who carried the Pax Romana and the Golden Age to Egypt, and also established Maat. The image of the god Heron, which was given the iconographic features of the emperor, gave the Hellenized Egyptian population a feeling of the invisible presence of the Roman ruler.

Keywords: Roman imperial cult, god Heron, Horus, Osiris, Phoenix bird, wreath, Pax Romana.

Автор публикации

Качан Сергей Александрович, независимый исследователь, учитель истории, международная школа "Heritage", Кишинев, Республика Молдова. [email protected].

Author of the publication Sergey A. Kachan, independent researcher, history teacher, International School "Heritage", Chisinau, Republic of Moldova. [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.