Научная статья на тему 'Бог Хор и римский император'

Бог Хор и римский император Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
287
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИМСКИЙ ИМПЕРАТОР / ROMAN EMPEROR / РИМСКИЙ ИМПЕРАТОРСКИЙ КУЛЬТ / ROMAN IMPERIAL CULT / ХОР / CHORUS / АПОЛЛОН / APOLLO / ЮПИТЕР / JUPITER / ДУХ КА / KA SPIRIT / ТЮХЕ / TURK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Качан С. И.

В настоящем исследовании рассматриваются культовые действия в честь римского императора, отраженные в P.Giss 3. Согласно этому документу в образе правящего монарха в долине реки Нил проявляются черты богов Хора, Аполлона и Юпитера, которые отожествлены между собой и выступают в качестве психопомпа, ведущего покойного императора в небо. Ка-тюхе живущего и покойного правителей тесно связаны между собой и находят свои египетские и греко-римские параллели и, в этой связи, становится фактором легитимизации власти правящего монарха. Культовые действия в P.Giss 3 тесно связаны с традиционным египетским «Праздником пустынной долины».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бог Хор и римский император»

С.И. Качан БОГ ХОР И РИМСКИЙ ИМПЕРАТОР УДК 930.2

БОГ ХОР И РИМСКИЙ ИМПЕРАТОР

С.И. Качан

[email protected]

Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Институт международных отношений и мировой истории г. Нижний Новогород, Россия

Аннотация. В настоящем исследовании рассматриваются культовые действия в честь римского императора, отраженные в P. Giss 3. Согласно этому документу в образе правящего монарха в долине реки Нил проявляются черты богов Хора, Аполлона и Юпитера, которые отожествлены между собой и выступают в качестве психопомпа, ведущего покойного императора в небо. Ка-тюхе живущего и покойного правителей тесно связаны между собой и находят свои египетские и греко-римские параллели и, в этой связи, становится фактором легитимизации власти правящего монарха. Культовые действия в P. Giss 3 тесно связаны с традиционным египетским «Праздником пустынной долины».

Ключевые слова: римский император, римский императорский культ, Хор, Аполлон, Юпитер, дух Ка, тюхе.

В Египте земной правитель мыслился как земное воплощение бога Хора [10. P. 39]. Это представление существовало на всем протяжении египетской истории и имело продолжение в греко-римское время. В частности, с завоеванием долины реки Нил Римской державой император в культовом почитании занял место Птолемеев [12. P. 402-412; 8. P. 47-56], или, по крайней мере, стал восприниматься местной знатью в качестве египетского фараона, постепенно входя в эту роль [13]. Но с приходом греков, а позднее римлян, в долину реки Нил и внедрением греко-римских религиозных представлений в традиционную египетскую систему верований, произошли изменения в восприятии образа Хора. В связи с этим, в данном исследовании рассматриваются следующие проблемы: образы каких божеств отождествлялись с богом Хором и какие культовые формы в честь римского императора возникали в рамках данной контаминации, основанной на греко-римских и египетских религиозных представлениях. Так как император помещался автохтонной знатью в местные культовые действия, то, в этой связи, будет рассмотрено, в какой традиционный египетский праздник мог быть инкорпорирован образ римского правителя, связанный с отождествлением императора с Хором и богами греко-римского пантеона. Для более глубокого изучения синкретических преобразований, которые произошли с образом Хора, а, значит, и императора, автор данного исследования изучил греческий текст из папируса P. Giss. 3, созданный в Аполлонополисе Гектакомии(в египетской хоре) в 117 г. и принадлежавший стратегу данного нома - Аполлонию. Текст повествует о появлении бога Аполлона-Феба, который возносит на небо в колеснице, запряженной четыремя белыми лошадьми, покойного императора Траяна. Бог провозглашает нового правителя Адриана, чье восшествие на престол сопровождантся драматическими представлениями (эти действия были организованы Аполлонием, за что жители Гектакомии благодарят стратега) [16. P. 140-141]. Текст папируса показывает, что в образе солнечного бога представлен сам император Адриан: римский правитель назван в тексте владыкой (avaKia) - термином, который был связан с образом Аполлона [2. C. 208] Смешение образа римского правителя с чертами бога Аполлона хорошо известно и представлено многочисленными примерами [14. P. 382, 383. Fig. 33, 34]. К тому же, образ бога, восходящего на колесницу с тем, чтобы унести на небо покойного императора, известен со времен Августа, где божеством-психопомпом представ-

Казанский вестник молодых ученых. Исторические науки История философских учений

лен Юпитер [Ovid. Met. IX. 265-272], который наделил императора-сына своими чертами. Необходимо отметить, что действия, представленные в P. Giss 3, перекликаются с данными литературных источников, были связаны с обожествлением и триумфом покойного императора [SHA. Hadr. 6.3; Epit. de Caes 13.11], легитимацией власти Адриана и были явной апелляцией к апофеозу императора Августа [5. P. 206-207]. Таким образом, в тексте папируса P. Giss 3 в образе живущего императора соединились черты Аполлона, солнечного бога, и верховного бога римлян - Юпитера.

Образы покойного и живущего императора в P. Giss 3 имели свои египетские паралелли. Аполлон в Египте отождествлялся с богом Хором, который, согласно египетским религиозным представлениям выступал богом-психопомпом, уводящего на небо своего покойного отца Осириса [Pyr. 390]. Желая попасть на небо, покойный царь должен был переплыть через реку (или озеро) с помощью парома, который именовался «Оком Хора». И поэтому царь может заявить: «Я - в объятиях Ока Хора...» [Pyr. 599] [3. С. 119, 121]. Покойный царь мыслился в качестве Осириса [Pyr. 819c], цель которого переродится в загробном мире [Pyr. 155dff], «путешествовать по небу, подобно Ра» [Pyr. 130d], «выйти в небо среди вечных звезд» [Pyr. 1123a], куда царя помещал Хор.

Таким образом, в образе живущего императора, с одной стороны, воплощались черты Аполлона-Юпитера, с другой - бога Хора. Правящий монарх выступал как психопомп, который уводит на небо умершего римского владыку, выступавшего в образе Осириса.

Для более глубокого понимания образа живого и мертвого императоров необходимо обратиться к одной из части P. Giss 3, в которой читаем: raí návxa 5oda [Sí'] ápex^v Kai naxpó^ TÚxnv 9eou «.которому (т.е. Адриану) все (рабски) подчиняется из-за доблести и гения-тюхе (его) божественного отца». Данный отрывок говорит о тесной связи TÚxn живого и мертвого правителя. Этот термин имел свою латинскую параллель (genius), а также сопоставлялся с египетским духом-двойником - Ка. Согласно концепции Я. Ассмана «Ка является легитимизирущим династическим принципом, который передавался от отца к сыну». Дух Ка был связующим звеном между покойным отцом-Осирисом и его живым сыном-Хором [Pyr.356] [4. P. 67-68]. Взаимосвязь áperq и TÚxn имело свою египетскую параллель [de Morgan. 30, 45] [11. P. 322-324], в которой схожесть имени и духа-Ка бога-отца и бога-сына становится фактором легитимизации власти последнего, а, значит, и царя, который был земным воплощением бога-сына. Как показывают последние исследования, правящий император стремился обеспечить культ умершему правителю, что имело политическое значение и было фактором легитимизации власти императора, почитание которого, наряду с его гением, фокусировалось на отце государя, числишегося среди богов [1. С. 623-626]. Это дает основание видеть в тексте P.Giss 3 явное желание указать легитимный характер власти живого монарха, а религиозные представления, на которых основываются представления о законности власти, имеют свои египетские и римские параллели.

На востоке империи образ римского правителя был инкорпорирован в местные религиозно-культовые практики [6; 7]. В Римском Египте прослеживалась подобная тенденция [17. P. 224-236]. Возможно, что культовые действия, которые представлены в P.Giss 3, были связаны с идеей коронации живущего монарха и императорскими мистериями [9. P. 238-249]. Но автор данного исследования полагает, что культовые действия из папируса P. Giss 3 были связаны с «Праздником пустынной долины», который существовал в римское время [Diod. I. 97. 8-9] и отмечался в египетских храмах [15. P. 389-391]. Данный праздник отмечался, как минимум, со времени XI династии в честь верховного солнечного бога Аммона, отождествляемого в римский период с Юпитером-Зевсом, и сопровождался чествованием покойного правителя, а также тесно был связан с культом Хатхор. Присутствие в образе императора черт

С.И. Качан БОГ ХОР И РИМСКИЙ ИМПЕРАТОР

Юпитера, сочетающихся с солярным Хором, и почитания покойного римского правителя, а также наличие ритуальных воззлияний и других культовых действий, которые традиционно были связаны с богиней Хатхор, позволяют связать драматические действия в P. Giss 3 с вышеобозначенным праздником.

Литература

1. Гуськов Е.А. Цезарь и начало римского императорского культа// «Боги среди людей»: культ правителей в эллинистическом и постэллинистическом мире / Отв. ред. С.Ю.Сапрыкин, И.А.Ладынин. Труды исторического факультета МГУ; вып. 82. Сер. 2. Исторические исследования. 39. М.; СПб.: Изд-во РХГА, 2016. С. 609-628.

2. Древнегреческо-русский словарь. Под ред. С.И. Соболевского. Т. 1. М, 1958.

3. Кеес Г. Заупокойные верования древних египтян. От истоков и до исхода Среднего Царства. СПб.: «Журнал Нева», 2005. 496 с.

4. Assmann J. Der Ka als Double// Das Double. V. Stoichita (Hrsg.). Wiesbaden, 2006. P. 59-78.

5. Boer, den W._Trajan's deification and Hadrian's succession // Ancient Society. Vol. 6 (1975). P. 203-212.

6. Bru H. Le culte imperial dans l'Orient romain: mythes, rites et structures // Kaiserkult in den Provinzen des Romischen Reiches. Organisation, Kommunikation und Reprasentation. Berlin, Boston: Walter de Gruyter, 2016. P. 57-77.

7. Camia F. Between Tradition and Innovation: Cults for Roman Emperors in the Province of Achaia// Kaiserkult in den Provinzen des Romischen Reiches. Organisation, Kommunikation und Reprasentation. Berlin, Boston: Walter de Gruyter, 2016. P. 255-283.

8. Dunand F. Culte royal et culte imperial en Egypte. Continuite et ruptures// Das römisch-byzantinische Ägypten (Aegyptiaca Treverensia 2). Mainz, 1983. P. 47-56.

9. Dundas G.S. Pharaoh, Basileus and Imperator: The Roman Imperial Cult in Egypt. PhD Thesis. Los Angeles, 1994. 371 p.

10. Frankfort H. Kingship and the Gods: A Study of Ancient Near Eastern Religion as the Integration of Society and Nature. London: The University of Chicago Press, 1948. 444 p.

11. Gutbub A. Textes fondametaux de la theologie de Kom Ombo. IFAO. Caire, 1973. 589 p.

12. Herklotz F. Prinzeps und Pharao: der Kult des Augustus in Ägypten. Frankfurt-am-Mein: Franz Steiner Verlag, 2007. 509 p.

13. Hölbl G. Altägypten im Romischen Reich: der römische Pharao und seine Tempel. Bd. 1: Römische Politik und altagyptische Ideologie von Augustus bis Diocletian. Tempelbau in Oberägypten. Mainz, 2000

14. Kantorowicz E.H. Gods in Uniform. Proceedings of the American Philosophical Society. Vol. 105, No. 4 (Aug. 15, 1961). P. 368-393.

15. Klotz D. Caesar in the City of Amon: Egyptian Temple Construction and Theology in Roman Thebes. Turn-hout: Brepols, 2012. 476 P.

16. Pestman P.W. The New Papyrological Primer. Leiden: Brill, 1994. 318 p.

17. Pfeiffer S. Der römische Kaiser und das Land am Nil. Kaiserverehrung und Kaiserkult in Alexandria und Ägypten von Augustus bis Caracalla (30 v. Chr. 217 n. Chr.). Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2010. 357 p.

Автор публикации

Качан С.И., аспирант Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, Институт международных отношений и мировой истории, г. Нижний Новогород, Россия.

GOD CHOIR AND THE ROMAN EMPEROR S. Kachan [email protected] N.I. Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Institute of International Relations and World History Nizhny Novgorod, Russia

Abstract. This study examines the cult actions in honor of the Roman emperor, reflected in P. Giss 3. According to this document, the image of the ruling monarch in the valley of the Nile River shows features of the gods Horus, Apollo and Jupiter, who are identified with each other and act as psycho-pomp, leading the deceased emperor in the sky. The ka-tuhe of the living and dead rulers are closely connected and find their Egyptian and Greco-Roman parallels and, in this connection, becomes a factor in the legitimization of the power of the ruling monarch. Cult actions in P. Giss 3 are closely related to the traditional Egyptian "Desert Valley Festival". Keywords: Roman emperor, Roman imperial cult, Chorus, Apollo, Jupiter, Ka spirit, Turk.

References

1. Gus'kov E.A. Tsezar' i nachalo rimskogo imperatorskogo kul'ta// «Bogi sredi lyudei»: kul't pravitelei v ellinisti-cheskom i postellinisticheskom mire / Otv. red. S.Yu.Saprykin, I.A.Ladynin. Trudy istoricheskogo fakul'teta MGU; vyp. 82. Ser. 2. Istoricheskie issledovaniya. 39. M.; SPb.: Izd-vo RKhGA, 2016. S. 609-628.

2. Drevnegrechesko-russkii slovar'. Pod red. S.I. Sobolevskogo. T.1.M, 1958.

Казанский вестник молодых ученых. Исторические науки История философских учений

3. Kees G. Zaupokoinye verovaniya drevnikh egiptyan. Ot istokov i do iskhoda Srednego Tsarstva. SPb.: «Zhurnal Neva», 2005. - 496 c.

4. Assmann J. Der Ka als Double// Das Double. V. Stoichita (Hrsg.). Wiesbaden, 2006. S.59-78.

5. Boer, den W. Trajan's deification and Hadrian's succession// Ancient Society. Vol. 6 (1975). P. 203-212.

6. Bru H. Le culte imperial dans l'Orient romain: mythes, rites et structures// Kaiserkult in den Provinzen des Romischen Reiches. Organisation, Kommunikation und Reprasentation. Berlin, Boston: Walter de Gruyter, 2016. P. 57-77.

7. Camia F. Between Tradition and Innovation: Cults for Roman Emperors in the Province of Achaia// Kaiserkult in den Provinzen des Romischen Reiches. Organisation, Kommunikation und Reprasentation. Berlin, Boston: Walter de Gruyter, 2016. P. 255-283.

8. Dunand F. Culte royal et culte imperial en Egypte. Continuite et ruptures// Das römisch-byzantinische Ägypten (Aegyptiaca Treverensia 2). Mainz, 1983. P.47-56.

9. Dundas G.S. Pharaoh, Basileus and Imperator: The Roman Imperial Cult in Egypt. PhD Thesis. Los Angeles, 1994. 371 p.

10. Frankfort H. Kingship and the Gods: A Study of Ancient Near Eastern Religion as the Integration of Society and Nature. London: The University of Chicago Press, 1948. 444 p.

11. Gutbub A. Textes fondametaux de la theologie de Kom Ombo. IFAO. Caire, 1973. 589 p.

12. Herklotz F. Prinzeps und Pharao: der Kult des Augustus in Ägypten. Frankfurt-am-Mein: Franz Steiner Verlag, 2007. - 509 S.

13. Hölbl G. Altägypten im Romischen Reich: der römische Pharao und seine Tempel. Bd. 1: Römische Politik und altagyptische Ideologie von Augustus bis Diocletian. Tempelbau in Oberägypten. Mainz, 2000

14. Kantorowicz E.H. Gods in Uniform. Proceedings of the American Philosophical Society. Vol. 105, No. 4 (Aug. 15, 1961). P. 368-393.

15. Klotz D. Caesar in the City of Amon: Egyptian Temple Construction and Theology in Roman Thebes. Turn-hout: Brepols, 2012. 476 P.

16. Pestman P.W. The New Papyrological Primer. Leiden: Brill, 1994.- 318 p.

17. Pfeiffer S. Der römische Kaiser und das Land am Nil. Kaiserverehrung und Kaiserkult in Alexandria und Ägypten von Augustus bis Caracalla (30 v. Chr. - 217 n. Chr.). Stuttgart: Franz Steiner Verlag, 2010. - 357 S.

Author of the publication

S. Kachan, graduate student of the N.I. Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Institute of International Relations and World History, Nizhny Novgorod, Russia.

Дата постуления 10.01.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.