Научная статья на тему 'Боевые слоны в армии Лагидов'

Боевые слоны в армии Лагидов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
735
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОХА ЭЛЛИНИЗМА / ЛАГИДЫ / ПТОЛЕМЕИ / БОЕВЫЕ СЛОНЫ / THE HELLENISTIC PERIOD / LAGIDS / PTOLEMIES / WAR ELEPHANTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Попов Артем Анатольевич, Банников Андрей Валерьевич

Боевые слоны очень долго были одной из важнейших составляющих вооруженных сил эллинистического Египта. Египетские цари предпринимали самые решительные шаги, направленные на то, чтобы организовать отлов и доставку в Александрию этих животных. Главным военным противником Птолемеев были сирийские цари, в армиях которых также использовали слонов. Битва при Рафии между войсками Антиоха III и Птолемея IV наглядно продемонстрировала, что африканские слоны египтян сильно уступали по своим боевым качествам индийским слонам сирийцев. Считается, что именно этот факт послужил причиной того, что Лагиды стали уделять гораздо меньше внимания боевым слонам и содержали их в своей столице лишь для торжественных церемоний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

War elephants in Lagids army

The article is dedicated to war elephants employed by the Egyptian forces of the Hellenistic period. Lagids used these animals imported from India and Africa. African elephants were caught and trained since the reign of Ptolemy II. Indian elephants were used in the army of Ptolemy I and were captured in the Battle of Raphia. In this battle Egyptian army defeated Seleucid forces but Indian elephants of Antioch III prevailed over African elephants of Ptolemy IV. After this battle Lagids didn't widely use these animals in their army during wars but many of these animals were kept in Alexandria.

Текст научной работы на тему «Боевые слоны в армии Лагидов»

2012

ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Сер. 2

Вып. 2

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ

УДК 94(569.4).014

А. А. Попов, А. В. Банников

БОЕВЫЕ СЛОНЫ В АРМИИ ЛАГИДОВ

Боевые слоны очень долго были одной из важнейших составляющих вооруженных сил эллинистического Египта. Уже Птолемей I Лаг обзавелся некоторым количеством этих животных [1, р. 80-81]. Им же были предприняты самые решительные шаги, направленные на то, чтобы организовать их отлов и доставку в Александрию [2, с. 20]1. Однако только при его сыне Птолемее II Филадельфе (282-246 гг. до н. э.) начали проводиться широкомасштабные исследования отдаленных областей Африки, целью которых было обнаружение мест обитания огромных четвероногих. По приказу царя во внутренних районах континента были основаны египетские колонии, которые должны были заниматься отловом слонов. Значительное число судов под руководством офицеров Аристона, Сатира, Тимосфена было отправлено вдоль берега Аравийского залива. Эта экспедиция должна была изучить местности, пригодные для колонизации, завязать знакомство с туземцами и выяснить, где в большом количестве водятся слоны. Сатир стал основателем первой птолемеевской колонии на Красном море. Он назвал ее Фило-тера, в честь сестры царя. Тимосфен описал другие области африканского побережья и отправил собранные сведения в Александрию ^гаЬ., XVI, 4, 5; РНп., NH, VI, 33).

Целью второй экспедиции было основание колонии для приобретения слонов и их переправки в Египет. Ее возглавил Эвмед, опытный и смелый мореплаватель. От порта Арсиноя (Суэц) он отправился на юг, к берегам, наиболее близким к местам обитания слонов. Им была заложена колония Птолемея Эпитера (Птолемея Охотничья) вблизи озера Монолей. Возведя укрепления и устроив порт, Эвмед нанял местных проводников, чтобы они показали ему места, где обитают слоны.

На юге Египта Птолемеем II была заложена колония Саба, а на мысе Дире был основан город Береника Эпидира. Агафархид, Страбон и Плиний упоминают об этих поселениях, располагавшихся в непосредственной близости от внутренних областей африканского континента, где отлавливались и временно содержались слоны. Цепь приморских городков протянулась до Филотеры и Миос-Гормос и служила транзитными базами между морем и приморскими областями Эфиопии. От Верхнего Египта через пустыню к берегам Красного моря были проложены две дороги. Один путь заканчивался у порта Миос-Гормос, а другой — у порта Береника.

Отлов слонов был очень тяжелым и опасным предприятием. Диодор сообщает, что Птолемей II расплачивался золотом с теми, кто занимался этим промыслом III,

1 «Можно сказать без преувеличения, что вся африканская политика Птолемея I и его сына была подчинена добыче слонов».

36, 3). Охотники на слонов получали столько же, сколько писцы высшего разряда [3, с. 12]2. Пойманных в глубинах Африки животных доставляли в Александрию на больших беспалубных кораблях, получивших название «слоноперевозчики» [4, р. 84].

За свое долгое царствование Птолемей II смог собрать 400 огромных животных3. Обладая значительным войском и большим числом боевых слонов, преемник Птолемея II Птолемей III Эвергет (246-222 гг. до н. э.) добился успеха в войне против Селевка Каллиника. Египетские войска захватили столицу Селевкидов Антиохию на Оронте, покорили всю Финикию и Сирию и вторглись на север Месопотамии. Эвергету досталась богатая добыча, в том числе значительное количество индийских слонов, которые пополнили стойла в Александрии фю^, III, 18; 41).

Территория Африки, исследованная Птолемеями.

2 Несмотря на щедрую оплату, добровольцев, по-видимому, не хватало. Существует мнение, что Птолемеи сделали отлов слонов обязательной повинностью, которая была возложена на коренное египетское население.

3 Дж. М. Кистлер полагает, что это общее число животных, а не только боевых слонов [5, р. 73].

Птолемей Эвергет продолжил создавать поселения в Африке. Согласно Диодору, по его приказу полководец Симмий посетил эфиопские приморские города и проинспектировал процесс отлова слонов. Египетский царь лично возглавил экспедицию во внутренние районы континента и распространил свое влияние до самых отдаленных уголков Эфиопии [4, р. 86]4. При Птолемее Эвергете отлов слонов стал производиться в еще более широких масштабах. Возможно, со времени его правления гигантских четвероногих начали доставлять в Александрию по суше, что было менее опасно и менее дорого, чем по морю.

Птолемей IV Филопатор (222-205 гг. до н. э.), наследник Птолемея III, имел в своем распоряжении 500 слонов. Известно, что этот царь хотел использовать слонов в качестве палачей непокорных иудеев. Он «призвал Ермона, заведовавшего слонами, и приказал на следующий день всех слонов, числом пятьсот, накормить ладаном в возможно больших приемах и вдоволь напоить цельным вином, и когда они рассвирепеют от данного им в изобилии питья, вывести их на иудеев, обреченных встретить смерть» (Maccab., III, 5, 1). Несколько раз Ермон выполнял приказ Птолемея, но каждый раз царь не решался начинать расправу. Наконец роковой день настал. «А начальствующий над слонами, приведя зверей, можно сказать, в бешеное состояние питьем благоуханного вина, приправленного ладаном, вооружил их страшными орудиями, и рано утром, когда уже бесчисленные толпы стремились из города на конское ристалище, пришел он во дворец и напомнил царю о том, что предлежало исполнить. Царь же, полный сильного гнева, с нечестивым замыслом, вышел целым походом со зверями, желая в жестокости сердца видеть собственными глазами плачевную и бедственную гибель упомянутых людей. Когда иудеи увидели пыль, поднимавшуюся от слонов, выходивших из ворот, и следовавшего с ними вооруженного войска, и также от множества народа, и услышали сильно раздававшиеся клики, то подумали, что настала последняя минута их жизни и конец их несчастнейшего ожидания» (Maccab., III, 5, 30-32). Когда царь со слонами и войском пришел на ристалище, где должна была начаться экзекуция, за обреченных на смерть вступились небесные силы. «Тогда слоны обратились на сопровождавшие их вооруженные войска, попирали их и убивали. Гнев царя превратился в жалость и слезы о том, что пред тем он ухищрялся исполнить». Птолемей вынужден был помиловать иудеев и даже устроить им пиршество (Maccab., III, 6, 15-36)5.

Во время IV Сирийской войны Антиоха III с Птолемеем IV в 217 г. до н. э. состоялось крупное сражение при Рафии. Несмотря на большое количество слонов, содержавшихся в стойлах Александрии в египетской армии было всего 73 четвероногих гиганта, вероятно, наиболее сильные и хорошо подготовленные для участия в сражениях [4, р. 87]. Сорок из них стояли на левом фланге (ими должен был командовать сам царь), а 33 были поставлены перед правым флангом. У сирийцев было 102 слона. Шестьдесят животных стояло перед правым крылом, командование над которым принял сам Антиох, остальные — перед левым флангом сирийской армии.

Полибий оставил нам красочное описание наиболее драматичного эпизода этой битвы — сражения индийских слонов сирийцев с африканскими слонами египтян. «Когда Птолемей с сестрою достиг левого фланга всей линии, а Антиох с царским от-

4 Сохранилась надпись из Адулиса в Эфиопии с указанием его имени. Она была впервые опубликована в 1631 г. Л. Аллатиусом.

5 Слонов использовали в некоторых государствах Азии в качестве палачей вплоть до XX в. [5, р.182].

рядом правого, они дали сигнал к битве и открыли ее слонами. Некоторые слоны Птолемея бросились на врагов; помещавшиеся на слонах воины доблестно сражались с башен; действуя сариссами на близком расстоянии, наносили удары друг другу, но еще лучше дрались животные, с ожесточением кидаясь одни на других. Борьба слонов происходит приблизительно таким образом: вонзив друг в друга клыки и сцепившись, они напирают со всею силою, причем каждый желает удержать за собою занимаемое место, пока не одолеет сильнейший и не отведет в сторону хобота противника. Лишь только победителю удается захватить побежденного сбоку, он ранит его клыками подобно тому, как быки рогами. Птолемеевы слоны большей частью страшились битвы, что бывает обыкновенно с ливийскими слонами. Дело в том, что они не выносят запаха и рева индийских слонов, пугаются, как я полагаю, роста их и силы и убегают тотчас еще издалека. Так случилось и теперь. В беспорядке звери стали теснить ряды своих же воинов, и под их напором агемат Птолемея подался назад; тогда на Поликрата и его конницу ударил Антиох, обогнув слонов и приблизившись к неприятелю. В то же время по сю сторону слонов на пелтастов Птолемея ударили примыкавшие к фаланге эллинские наемники и выбили их из позиции, ибо ряды эти были уже расстроены слонами. Так все левое крыло Птолемея, теснимое неприятелем, отступило» (Ро1уЬ., V, 84; пер. Ф. Г. Мищенко). Антиох стал опрометчиво преследовать противника, не заботясь о том, как разворачивались события на остальных участках фронта. В это время на правом крыле птолемеевские войска под командой опытного Эхекрата разбили сирийские отряды. Тогда сам Птолемей возглавил атаку египетской фаланги. Сирийцы, оставшись без своего царя, дрогнули перед превосходящими силами противника. Ободренные командирами египетские войска наголову разбили центр армии Антиоха. Когда сирийский царь понял, что слишком увлекся преследованием, было уже поздно. Ему пришлось отступить к городу Рафии. Оставшийся победителем Птолемей IV по традиции, идущей от Александра, приказал принести в жертву Гелиосу четырех слонов и посвятил этому богу еще двух.

Битва при Рафии. Рисунок И. В. Кирсанова.

Согласно сведениям Полибия, у сирийцев пало три слона, и еще два умерли позднее от полученных ран; у египтян было убито 16 слонов, а большая часть оставшихся в живых была захвачена неприятелем» (Polyb., V, 86, 5-6). Существует мнение, что после поражения египетских слонов в битве при Рафии Птолемеи перестали придавать большое значение слонам африканского происхождения и стали использовать их для торжественных церемоний. Боевыми животными служили те немногие индийские слоны, которые могли находиться в распоряжении египетских царей [4, p. 87].

Но битва при Рафии была не первым столкновением египетской и сирийской армий. Очевидно, что и ранее Птолемеям не раз случалось выводить своих слонов против индийских слонов Селевкидов. Каков бы ни был результат, Птолемеи не прекращали свою деятельность по отлову слонов. По-видимому, причина исчезновения слонов из египетской армии была другая и не зависела от их якобы низких боевых качеств. Прежде чем отправлять охотничьи экспедиции в глубины Африки, египетским царям было необходимо как-то договариваться с правителями Мероэ (Эфиопии), поскольку слоны водились в самом сердце этой страны на острове Мероэ [2, c. 20]6. Экспедиции на мероитскую территорию предпринимались неоднократно, и это, вероятно, способствовало тому, что от египтян научились использовать слонов в военных целях и сами туземцы. Арриан в «Искусстве войны» даже сообщает, что эфиопы умели дрессировать слонов еще до македонян (Arr., Ars tactica, II, 2). Впрочем, подобная информация представляется маловероятной [2, с. 20]. Однако эфиопы очень быстро переняли египетский опыт. Характерно, что погонщики слонов в птолемеевской армии были, по всей видимости, чернокожими. Так, на росписи гробницы в Мириссе (Шисбет Мера-са, Палестина) изображен боевой слон, а рядом с ним негр-корнак, держащий в руках стрекало [2, с. 22]. В Риме вожаками слонов были эфиопы. «Слон, — утверждает Мар-циал, — во всем подчиняется погонщику-негру» (Martial., I, 104)7.

Уже в III в. до н. э. эфиопы обзавелись боевыми слонами. На стене храма Апеде-мака в Мусавварат эс-Суфре, возведенного царем Арнекамани (235-218 гг. до н. э.), изображены покрытые попонами слоны, которые сопровождают пленных [2, c. 21]. Вероятно правители Мероэ увидели в слонах очень ценное военное средство, почему и перестали спокойно относится к охотничьей деятельности Птолемеев. Лишив египтян доступа на свою территорию и преградив им путь в глубины Африки, эфиопы тем самым нанесли непоправимый ущерб военному потенциалу птолемеевского Египта8.

Эфиопы продолжали использовать боевых слонов еще в IV в. н. э. [2, с. 21]. Однако позднее по какой-то причине отказались от этого, и уже в начале VI в. искусство дрессировки четвероногих гигантов было ими забыто. Косьма Индикоплов, прибывший в Адулис в 518-519 гг., сообщает по этому поводу следующее: «Эфиопы не знают искусства приручения слонов, но, если царь пожелает иметь одного или двух для представлений, они ловят их, пока они молоды, и воспитывают их. Ныне страна изобилует ими...» [цит по: 2, с. 20].

Впрочем, у нас есть данные, позволяющие утверждать, что в конце VI и VII в. эфиопы вновь стали использовать боевых слонов. Эти обрывочные сведения были

6 Проблемы с отловом слонов начались уже при Птолемее II. Именно поэтому египтянам приходилось уходить все дальше и дальше на юг [3, с. 12].

7 «Nigro bellua nil negat magistro».

8 Тем не менее должность элефантарха просуществовала в государстве Птолемеев вплоть до конца его истории (Maccab. III, 5, 1).

собраны в книге П. Д. Арманди. В 569 г. христианский правитель Абиссинии Абраах аль-Ашиам попытался завоевать Мекку и выступил в поход с армией, в которой находилось большое количество слонов. Сам он ехал на одном из этих животных, которого звали Махмуд или Махамуди [4, р. 546-547]. Описание поражения армии Абрааха вошло в Коран, где одна из глав, посвященных этому сюжету, так и озаглавлена: «Сурат-аль-Фил» («Глава слонов») [4, р. 547]. В 640 г. нубийцы пришли на помощь египетским христианам, угнетаемым арабами и привели с собой 1 300 боевых слонов [4, р. 547]. Наконец, согласно свидетельству испанского путешественника XVI в. Луиса Мармоля, «отправляясь на войну, эфиопы сооружали деревянные замки на спинах слонов, откуда метали стрелы, камни и дротики» («Quando los Ethiopos van a la guerra, eleven hechos Castillos de madera sobre los elefantes, y desde encima pelean diez y doze nombre con saëtas, piedras, y dardos») [4, р. 448]. П. Д. Арманди не склонен серьезно воспринимать все эти свидетельства, однако в действительности тот факт, что африканские народы могли сохранить искусство дрессировки боевых слонов, унаследованное ими от греков, не является чем-то из ряда вон выходящим.

Птолемей VI Филометор (180-145 гг. до н. э.) был, как кажется, последним египетским царем, располагавшим боевыми слонами. Как ни парадоксально, но именно эти животные и стали причиной его гибели. После победы у Антиохии над Александром Баласом лошадь Птолемея, напуганная ревом одного из четвероногих гигантов, сбросила своего седока. Увидев это, враги бросились к лежавшему царю и нанесли ему смертельные раны, от которых он через несколько дней скончался (Flav., Ant., XIII, 4, 8).

Как выглядели боевые слоны Птолемеев? Были ли в их вооружении какие-либо отличительные особенности? Н. Секунда реконструирует вооружение египетского боевого слона на основе одной терракотовой статуэтки птолемеевской эпохи. Статуэтка изображает украшенное гирляндами животное, на спине которого находится башня в виде деревянной клети. Такая башня вряд ли имела военное назначение; более, вероятно, что подобные сооружения устанавливались на слонах в мирное время для проведения какой-либо торжественной церемонии [7, p. 72, fig. 123, 124].

Свинцовая статуэтка из Александрии, изображающая боевого слона, на котором сидит воин в тяжелом вооружении [6, с. 17].

Терракотовая статуэтка из эллинистического Египта, изображающая боевого слона (II в. до н. э.) [6, с. 19].

Относящаяся к тому же самому периоду терракотовая лампа в виде фигуры боевого слона очень сильно напоминает селевкидскую статуэтку из некрополя Мирины с той только разницей, что широкие уши животного явно указывают на его африканское происхождение. Таким образом, мы можем сделать вывод, что башни и вооружение слонов Птолемеев были практически идентичны тем, которые использовались в других эллинистических государствах и, в частности, у Селевкидов.

В заключение приводим египетские монеты с изображением Александра Великого в шлеме в виде головы слона (гхиу1а е1грЬ.апИ$) или Александра в колеснице, запряженной слонами.

Впервые подобные монеты были выпущены Птолемеем I как напоминание о победе, одержанной над Индией и ее чудовищными зверями.

Терракотовая лампа из эллинистического Египта (II в. до н. э.) [6, с. 15].

Тетрадрахмы Птолемея I. На аверсе изображен Александр; на реверсе — сражающаяся Афина и орел, держащий в лапах молнию [8, № 43].

Драхма Птолемея I. На аверсе изображен Александр; на реверсе — Зевс, на руке которого сидит орел [8, №24].

Бронзовая монета Птолемея V. На аверсе изображен Александр; на реверсе — птоле-меевский орел [9. № 7883].

Статер Птолемея I. На аверсе изображен Птолемей I; на реверсе — колесница, запряженная четверкой слонов, которой правит, вероятно, Александр, надпись по-гречески — «Царь Птолемей» [8, №126].

Источники и литература

1. Scullard H. H. The Elephant in the Greek and Roman World. London: Thames and Hudson, 1974. 288 р.

2. Берзина С.Я. Древняя Индия и Африка // Древняя Индия. Историко-культурные связи. М.: Главная редакция восточной литературы (ГРВЛ) изд-ва «Наука», 1982. С. 17-41.

3. Абакумов А. А. Боевые слоны эллинистического Египта // Para bellum: Военно-исторический журнал. 2010. № 32. С. 5-20.

4. Armandi P. D. Histoire militaire des éléphants, depuis les temps les plus reculés jusqu'à l'introduction des armes à feu. Paris: Amyot, 1843. 570 р. (reprint. 2007).

5. Kistler J. M. War elephants. Lincoln; London: University of Nebraska Press, 2007. 333 р.

6. Para bellum: Военно-исторический журнал. 2008. № 29. С. 5-30.

7. Sekunda N. Seleucid and Ptolemaic Reformed Armies 168-145 BC. Vol. 2. Ptolemaic Army under Ptolemy VI Philometor. Stockport: Montvert Publication, 1995. 85 р.

8. Svoronos J.N. Ta vo|iia|iaxa тои Kpaxouç xœv ПтоХецшшу (Ptolemaic Coins). Athens, Sakellarios 1904. 277 р.

9. Sear D. R. Greek Coins and Their Values. Vol. 2. Asia and Africa. London: Seaby Publications Ltd., 1979. 762 р. (reprint. 2009).

Статья поступила в редакцию 29 декабря 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.