Научная статья на тему '«БЛОКОВСКАЯ СИМФОНИЯ» ВЛАДИМИРА ЩЕРБАЧЁВА: PARTITURA INCOGNITA'

«БЛОКОВСКАЯ СИМФОНИЯ» ВЛАДИМИРА ЩЕРБАЧЁВА: PARTITURA INCOGNITA Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
162
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Opera musicologica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ ЩЕРБАЧЁВ / АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ БЛОК / СИМФОНИЯ / ПАРТИТУРА / ПРЕМЬЕРА / БИБЛИОТЕКА МУЗФОНДА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Михеева Марина Владимировна

Весной 2021 года семья ленинградского композитора В. В. Щербачёва опубликовала за свой счет партитуру самого значительного сочинения в его симфоническом наследии - Симфонии № 2 для солистов, хора и оркестра на тексты Александра Блока. Созданное в первой половине 1920-х годов, произведение к настоящему моменту исполнялось лишь дважды: при жизни автора в 1927 году (дирижер В. А. Дранишников) и после его смерти в 1987 году (дирижер В. В. Катаев), в связи с чем предпринимается попытка объяснить этот исторический факт. Отдельное внимание посвящено обстановке премьерного показа и впечатлению, произведенному им на первых слушателей и отразившемуся в периодике тех лет. На основе личных бесед автора рецензии с внучкой композитора Е. О. Кучумовой воссоздаются обстоятельства исполнения симфонии, приуроченного к 100-летию со дня рождения композитора. Отмечается кропотливая работа редакторов - сотрудников Санкт-Петербургской консерватории Н. А. Мартынова и А. А. Красавина - по восстановлению нотного текста на основе сохранившейся рукописной копии переписчика и стеклографического издания в библиотеке «Дома музыки на Старо-Петергофском» (в прошлом библиотека Музфонда Ленинградского отделения Союза композиторов). Обосновывается необходимость включения данного монументального симфонического произведения в современную концертную жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“BLOK’S SYMPHONY” BY VLADIMIR SHCHERBACHYOV: A “PARTITURA INCOGNITA”

In spring 2021 the descendants of the Leningrad composer Vladimir Scherbachyov published for their own money the score of his most significant symphonic opus - Second Symphony for soloists, choir and orchestra with lyrics from Alexander Blok. Composed at the beginning of XX century, it has been performed just twice - during the life of the author at 1927 (conductor Vladimir Dranishnikov) and after his death at 1987 (conductor Vitaliy Kataev), which makes it necessary to explain this historical fact. Special attention is paid to premiere and impression on public, reflected in critical articles. Based on the personal conversation with Vladimir Scherbachyov’s granddaughter Elena Kuchumova circumstances about 100th anniversary of the composer’s birth performance are recreated. Nicolay Martynov and Alexey Krasavin performed rigorous work of on recreation of the score on the basis of a manuscript copy of autograph and steklograph edition held at library of “Musical House on Staro-Peterhofsky” (previously the library of Musical Fond of the Union of Composers of Leningrad). The necessity of including this monumental symphonic piece in the modern concert life is justifed.

Текст научной работы на тему ««БЛОКОВСКАЯ СИМФОНИЯ» ВЛАДИМИРА ЩЕРБАЧЁВА: PARTITURA INCOGNITA»

УДК 785.11.04 ББК 85.316

DOI: 10.26156/OM.2020.13.2.006

«Блоковская симфония» Владимира Щербачёва: partitura incognita

Михеева, Марина Владимировна

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова 190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А

Аннотация. Весной 2021 года семья ленинградского композитора В. В. Щербачёва опубликовала за свой счет партитуру самого значительного сочинения в его симфоническом наследии — Симфонии № 2 для солистов, хора и оркестра на тексты Александра Блока. Созданное в первой половине 1920-х годов, произведение к настоящему моменту исполнялось лишь дважды: при жизни автора в 1927 году (дирижер В. А. Дранишников) и после его смерти в 1987 году (дирижер В. В. Катаев), в связи с чем предпринимается попытка объяснить этот исторический факт. Отдельное внимание посвящено обстановке премьерного показа и впечатлению, произведенному им на первых слушателей и отразившемуся в периодике тех лет.

На основе личных бесед автора рецензии с внучкой композитора Е. О. Кучумо-вой воссоздаются обстоятельства исполнения симфонии, приуроченного к 100-летию со дня рождения композитора. Отмечается кропотливая работа редакторов — сотрудников Санкт-Петербургской консерватории Н. А. Мартынова и А. А. Красавина — по восстановлению нотного текста на основе сохранившейся рукописной копии переписчика и стеклографического издания в библиотеке «Дома музыки на Старо-Петергофском» (в прошлом библиотека Музфонда Ленинградского отделения Союза композиторов). Обосновывается необходимость включения данного монументального симфонического произведения в современную концертную жизнь.

Ключевые слова: Владимир Владимирович Щербачёв, Александр Александрович Блок, симфония, партитура, премьера, библиотека Музфонда.

Дата поступления: 15.04.2021

Дата публикации: 01.05.2021

Для цитирования: Михеева М. В. «Блоковская симфония» Владимира Щербачёва: partitura incognita // Opera musicologica. 2021. Т. 13. № 2. С. 116-125. DOI: https://d0i.0rg/10.26156/0M.2020.13.2.006.

Марина Михеева

«Блоковская симфония»

Владимира Щербачёва: partitura incognita

Щербачёв В. Симфония № 2 для большого симфонического оркестра, смешанного хора и солистов (сопрано и тенора) : партитура / редакторы Н. А. Мартынов, А. А. Красавин. Санкт-Петербург, 2021. 320 с. ISMN 979-0-9003429-0-4

Буквально на днях, в конце апреля 2021 года, в музыкальной жизни Петербурга произошло историческое событие — вышла в свет партитура Симфонии № 2 Владимира Владимировича Щербачёва. Данная симфония занимает особое место в творческом наследии композитора: он долго размышлял над ее формой и концепцией (после завершения одночастной Первой прошло почти 10 лет), несколько лет создавал музыку (первые наброски записаны в конце 1922 года, а последние уточнения вносились уже перед премьерой в 1927 году), неторопливо и вдумчиво вчитывался в поэзию Александра Блока, выбирая созвучные его музыкальным настроениям строки, долго оркестровал. Но всё это не потому, что автор не был уверен в себе; напротив, с самого зарождения замысла он ощущал свою ответственность перед поставленными масштабными задачами. «.. .какая чудесная будет симфония, а там, где голоса вступают, душа хочет вырваться из тела и унестись куда-то, но все страшно певуче, все поет и поет», — писал он в разгар работы своей жене, Марии Илларионовне, ставшей первым слушателем и своеобразным «соавтором» произведения [Щербачёв 1985, 132]. Характерно, что остро ощущаемая композитором роль мелодического начала обсуждалась с Н. К. Метнером, а в дальнейшем отмечалась Б. В. Асафьевым, Ю. Н. Тюлиным и Б. А. Араповым. Однако нельзя исключить, что именно это качество стало причиной концертной невостребованности симфонии.

В период ее создания эстетические установки 1920-х годов — с одной стороны, требующие создания музыки, понятной для народных масс, а с другой, отказывающие в праве на существование «романтическому» лирико-эмоциональному стилю, — уже сформировались и набрали силу. Смысл звучащих строк из блоковских циклов «Страшный мир», «Арфы и скрипки», «О чем поет ветер», с их грустными размышлениями о мрачном пугающем мире, провозвестниками «пролетарской» музыкальной

идеологии не был понят или же был трактован отрицательно, а в восприятии приверженцев новых музыкальных течений казался пережитком прошлого. Читая рецензии и воспоминания участников тех событий, убеждаешься, что премьера прошла с огромным успехом, но в каждом отклике звучала минорная нота:

«Если б мы не знали, что произведение является уже пережитым этапом в творчестве композитора, можно было бы прийти в содрогание от жестокой симфонии Щербачева. Но, к счастью, новая симфониэтта этого автора, полная светлых тонов, свидетельствует, что некий психологический искус уже пройден, преодолен композитором и в настоящее время мы можем ожидать от него созвучного нам творчества (ЫБ!), перешагнуть к которому Щербачев мог, лишь развязав путы индивидуалистического психологизма» [Исламей 1927];

«.. .против мрачного, пессимистического уклона симфонии можно и возражать: должна ли считаться музыка, взятая из этой поэзии отчаянья, искусством здоровым?» [Ценовский 1927];

«.. .сейчас в музыке невыносима всякая середина, всякое пошлое „между". Хороши только крайности: или дисциплина конструктивизма, или не менее смелая и не менее современная импровизация, в которой рвется к жизни чувство, не знающее условных норм. Много надо иметь творческих сил, чтобы осмелиться в наше время на подобного рода размах, — лирическую симфонию, как правдивый рассказ» [Асафьев 1927].

Щербачёв, безусловно, внутренне очень сильно переживал за свое детище и, конечно, делился сокровенным с женой. В семейном архиве потомков композитора сохранилось ответное письмо Марии Илларионовны мужу от 5 января 1928 года1, содержащее ее мнение о напечатанных критических отзывах:

«Сегодня получила твое заказное с рецензиями. Ужасно им обрадовалась и с жадностью читала. Конечно, Ценовский пишет вздор, а Исламей только отчасти ее воспринял, но уже то, что даже и неподготовленные люди поняли в ней ее значение — уже много. Верно и в хороших, сочных словах высказано основное

1 Автор рецензии сердечно благодарит внучку композитора Елену Олеговну Кучумову за возможность познакомиться с содержанием данного письма и других материалов. Публикуется впервые.

у Асафьева, но хотелось бы большего, более детального. Хотя все же сказано горячо, с увлечением, правдиво. Жаль, что он мало знает симфонию, не перечувствовал он ее и не додумал. Но и это со временем может прийти».

Была надежда, что в будущем «блоковская симфония» прозвучит еще не раз, но всё сложилось иначе. При жизни композитора она была исполнена только единожды, 15 декабря 1927 года, в Ленинградской филармонии под управлением Владимира Александровича Дранишникова с участием хора Академической капеллы (хормейстер Михаил Георгиевич Климов), солистами выступили Ксения Дорлиак и Николай Куклин. Вторая «премьера» состоялась 60 лет спустя и была приурочена к 100-летию со дня рождения Щербачёва. 15 июня 1987 года в Ленинградской филармонии дирижер Виталий Витальевич Катаев при участии хора Капеллы под руководством Владислава Александровича Чернушенко и солистов Татьяны Новиковой и Константина Никитина практически воскресил эту музыку (ил. 1).

Ил. 1. В. В. Щербачёв. Симфония № 2, титульный лист партитуры. Музыкальный фонд Санкт-Петербурга. Нотная библиотека. Инв. № 6223

Fig. 1. Vladimir Scherbachyov. Symphony No. 2, the title of score. The library of Musical Fond of St. Petersburg. No. 6223

По воспоминаниям внучки композитора Елены Олеговны, в зале не было ни одного свободного места, впечатление, произведенное на публику, было потрясающим: красота сочинения как будто загипнотизировала слушателей, а во время финала «Песнь Ада», казалось, никто не дышал, с такой инфернальной силой он прозвучал (ил. 2). Безусловно, это было заслугой дирижера, который внимательно отнесся к авторскому тексту и тщательно вырабатывал на репетициях свою трактовку, максимально приближенную к первоисточнику. Сохранилась уникальная кассета с записью концерта, сделанная родственниками Елены Олеговны; благодаря этому свидетельству мы можем ощутить всё величие симфонии, до сих пор неведомое ни многим специалистам, ни тем более любителям музыки.

Искреннее желание, чтобы opus magnum Владимира Щербачёва звучал как можно чаще, стало причиной издания партитуры Второй симфонии его потомками. Необходимо отметить, что исполнительская судьба наследия композитора всегда была трудной и, будем честными, в наступившем XXI веке не улучшилась. Конечно, Евгений Александрович Мравинский и Натан Григорьевич Рахлин постоянно включали в свои программы оркестровые сюиты из музыки к кинофильмам «Гроза» и «Петр I», шла оперетта «Табачный капитан» (для трансляции по радио даже была сделана адаптированная версия), Пятая симфония была записана на грампластинку и исполнялась в Ленинграде, на экспериментальных площадках ставился синтетический Нонет для струнного квартета, фортепиано, флейты, арфы, женского голоса и партии пластики2. Большую роль в популяризации творчества мастера сыграл Сергей Михайлович Слонимский, основавший в консерватории музыкальные собрания, на которых исполнялись малоизвестные произведения ленинградских композиторов, в том числе и Щербачёва (фортепианные и камерно-инструментальные). Но партитура «блоковской симфонии» оставалась неизданной. Почему?

Еще раз вернемся к концерту 1927 года. Нельзя с уверенностью утверждать, но, скорее всего, Дранишников дирижировал по авторизованной копии, что косвенно подтверждается присутствием в ней пометок Анатолия Никодимовича Дмитриева (1908-1978) — участника тех событий, тогдашнего студента, а впоследствии выдающегося советского музыковеда, профессора Ленинградской консерватории. В своих воспоминаниях он писал:

2 О создании и постановках Нонета см.: Горн А. В. Творческий опыт Владимира Щер-бачева: музыка и танец // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2019. № 3. С. 87-99.

Ил. 2. В. В. Щербачёв. Симфония № 2, страница партитуры с дирижерскими пометами В. В. Катаева. Музыкальный фонд Санкт-Петербурга. Нотная библиотека. Инв. № 6223

Fig. 2. Vladimir Scherbachyov. Symphony No. 2, the page of score with Vitaliy Kataev's notes. The library of Musical Fond of St. Petersburg. No. 6223

«В подготовке к исполнению имелся ряд неполадок: оркестровые партии были переписаны с ужасающими ошибками. Вечером, после очередных занятий в консерватории, группа студентов направилась на квартиру к Щербачеву. Всю ночь проверяли и исправляли переписанные ноты. Везде, где только можно, сидели с резинкой и ножичком в руках молодые музыковеды и композиторы. Даже на полу были разложены партии, и на них, лежа, делались исправления. <. . . > Самой большой наградой для нас было заявление В. Дранишникова на утренней репетиции, что в оркестровых партиях не осталось ни одной ошибки. Через день эта симфония прозвучала с огромным успехом» [Слонимская 2006, 35-36].

Эти записи упоминают и редакторы нового издания Николай Авксен-тьевич Мартынов и Алексей Алексеевич Красавин, подготовившие нотный текст к публикации на основе источников, хранящихся в библиотеке Музыкального фонда Санкт-Петербурга, — рукописной копии партитуры и стеклографического издания Музфонда СССР (тиражом 50 штук!). По последнему, кстати, симфония исполнялась в 1987 году: среди нескольких томов был обнаружен и рабочий экземпляр Катаева с его многочисленными пометами.

Авторская партитура долгое время хранилась в семье Щербачёвых. Елена Олеговна до сих пор помнит эту огромную толстую рукопись альбомного формата с пожелтевшими от времени страницами, на которых острым аккуратным почерком была запечатлена «блоковская симфония». Но судьба распорядилась жестоко: будучи передан в конце 1980-х годов дирижеру (не будем здесь называть его имя) для планируемого очередного исполнения, автограф партитуры не вернулся обратно. И до сих пор доподлинно неизвестно, где он теперь, так же как неясно, что стало с переписанными оркестровыми и хоровыми голосами (многочисленные запросы в оркестровые фонды не дали пока результатов).

Тем радостнее воспринимается свершившийся уже факт издания партитуры Второй симфонии на стихи Александра Блока, с посвящением 100-летию со дня смерти поэта. Будем искренне верить, что в скором времени это уникальное сочинение сбросит с себя пыль забвения, займет достойное место в ряду выдающихся симфонических творений и будет звучать в исполнении лучших дирижеров современности.

Литература

[1] Асафьев 1927 — Глебов И. [Асафьев Б. В.] Мои наблюдения // Красная газета (вечер-

ний выпуск). 1927. № 343. 21 декабря. С. 4.

[2] Исламей 1927 — Исламей. [Малков Н. П.] Вторая симфония Щербачева // Жизнь

искусства. 1927. № 52. 27 декабря. С. 11.

[3] Слонимская 2006 — Слонимская Р. Н. Чувство пути. Композитор Владимир Щерба-

чев. Санкт-Петербург : Композитор • Санкт-Петербург, 2006. 240 с.

[4] Ценовский 1927 — Ценовский А. Вторая симфония Щербачева. (Филармония) // Крас-

ная газета (вечерний выпуск). 1927. № 337. 15 декабря. С. 4.

[5] Щербачёв 1985 — В. В. Щербачёв: статьи, материалы, письма / сост. Р. Слонимская;

общ. ред. А. Крюкова. Ленинград : Советский композитор, 1985. 360 с.

© М. В. Михеева, 2021

Сведения об авторе

Михеева, Марина Владимировна

ОЯСГО: https://orcid.org/0000-0002-6247-5058

БРШ-код: 8595-7059

е-таП: mikheeva1982@mail.ru

Ведущий специалист по издательской деятельности Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова 190068 Санкт-Петербург, ул. Глинки, 2, литер А

"Blok's Symphony" by Vladimir Shcherbachyov: a "partitura incognita"

Mikheeva, Marina V.

Saint Petersburg Rimsky-Korsakov State Conservatory 2 liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

Abstract. In spring 2021 the descendants of the Leningrad composer Vladimir Scher-bachyov published for their own money the score of his most significant symphonic opus — Second Symphony for soloists, choir and orchestra with lyrics from Alexander Blok. Composed at the beginning of XX century, it has been performed just twice — during the life of the author at 1927 (conductor Vladimir Dranishnikov) and after his death at 1987 (conductor Vitaliy Kataev), which makes it necessary to explain this historical fact. Special attention is paid to premiere and impression on public, reflected in critical articles.

Based on the personal conversation with Vladimir Scherbachyov's granddaughter Elena Kuchumova circumstances about 100th anniversary of the composer's birth performance are recreated. Nicolay Martynov and Alexey Krasavin performed rigorous work of on recreation of the score on the basis of a manuscript copy of autograph and steklograph edition held at library of "Musical House on Staro-Peterhofsky" (previously the library of Musical Fond of the Union of Composers of Leningrad). The necessity of including this monumental symphonic piece in the modern concert life is justifed.

Keywords: Vladimir V. Scherbachyov, Alexander A. Blok, symphony, score, premiere, library of Musical Fond.

Submitted on: 15.04.2021

Published on: 01.05.2021

For citation: Mikheeva, Marina V. " 'Blok's Symphony' by Vladimir Shcherbachyov: a 'partitura incognita' ". In Opera musicologica, vol. 13, no. 2 (2021), pp. 116-125 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.26156/0M.2020.13.2.006.

Works Cited

[1] Glebov, Igor [Asafiev, Boris V.] (1927). "Moi nablyudeniya" ["My observations"]. In Kras-

naya gazeta (evening release), no. 343 (21 December 1927), p. 4.

[2] Islamei [Malkov, Nicolay P.] (1927). "Vtoraya simfoniya Shcherbacheva" ["Scherbachyov's

Second symphony"]. In Zhizn iskusstva, no. 52 (27 December 1927), p. 11.

[3] Slonimskaya, Raisa N. (2006). Chuvstvo puti. Kompozitor Vladimir Shcherbachev [Sense

of the way. Composer Vladimir Scherbachyov]. St. Petersburg : Compozitor • Saint Petersburg, 240 p.

[4] Tsenovsky, Anton A. (1927). "Vtoraya simfoniya Shcherbacheva. (Filarmoniya)" ["Scher-

bachyov's Second symphony. (Philharmonic)"]. In Krasnaya gazeta (evening release), no. 337 (15 December 1927), p. 4.

[5] Scherbachyov, Vladimir V. (1985). Vladimir Scherbachyov: stati, materialy, pisma [Vladi-

mir Scherbachyov: articles, materials, correspondence], edited by Raisa N. Slonim-skaya and Alexander Krukov. Leningrad: Sovetskiy kompozitor, 360 p.

© Marina V. Mikheeva, 2021

About the Author

Mikheeva, Marina V.

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-6247-5058

SPIN-Kog: 8595-7059

e-mail: mikheeva1982@mail.ru

PhD (Arts, 2011), Leading Specialist in Publishing of the Saint Petersburg Rimsky-Kor-sakov State Conservatory

2 liter A Glinki St., St. Petersburg 190068, Russia

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY4.0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.