Научная статья на тему 'Блок на страницах воронежской «Сирены»: текстологические аспекты'

Блок на страницах воронежской «Сирены»: текстологические аспекты Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
310
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. БЛОК / ПОЭЗИЯ / РЕДАКЦИЯ / ТЕКСТОЛОГИЯ / POETRY / EDITION / TEXTUAL CRITICISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Молчанова Наталья Александровна

В статье рассматриваются текстологические вопросы лирики А. Блока на материале пяти стихотворений, посланных им в октябре 1918 года В. Нарбуту для воронежского журнала «Сирена». Выявляется историко-литературный и биографический контекст этой публикации, проводится текстологический анализ всех стихотворений из «Сирены». Доказывается мысль о том, что, неоднократно возвращаясь в последние годы жизни к своей юношеской лирике, А. Блок заново переосмыслял многие тексты, созданные на рубеже 1890-х 1900-х годов, изменял и дополнял их. Это произошло и со стихотворениями, опубликованными в «Сирене». Автор статьи стремится раскрыть смысл изменений, внесенных поэтом в ранние тексты этих стихотворений. В частности, высказывается предположение, что новая редакция стихотворения «Одиночество», датированного Блоком 1899 годом, заметно увеличившись в объеме, сложно вобрала в себя горький опыт пути лирического героя поэта, а также блоковское видение образа «демона ХХ века» «отца» из поэмы «Возмездие», работу над которой он неоднократно пытался завершить в послереволюционные годы. Сквозные образы этого стихотворения: «ночь», «мрак», воющий «ветер» являются узловыми в трагедии Ф. Грильпарцера «Праматерь», к переводу которой Блок снова вернулся в 1918 году. Отмечаются коррективы, внесенные поэтом и в тексты других стихотворений, посланных им В. Нарбуту («Артистке», «Там, за далью бесконечной», «Заклинание», «Над синевой просторной дали»). В конце статьи делается вывод о том, что публикация пяти стихотворений в воронежской «Сирене» стала для А. Блока не только «любезным жестом» и не просто способом заработать в трудное для него время. Это была своеобразная «творческая лаборатория», первый этап подготовки к изданию книги «За гранью прошлых дней» (1919).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Alexander Blok on the pages of “Siren” of the city of Voronezh: textological aspects

Textual issues of lyrics by Alexander Blok on the material of the five poems sent by him to Vladimir Narbut for journal “Siren” of the city of Voronezh in October 1918 are addressed in the article. History and literature and biographical context of this publication is revealed, textual analysis of the poems from “Siren” is held. The idea that, repeatedly returning at the last years of his life to his youthful lyrics, Alexander Blok again reinterpreted many of the texts created at the turn of the 1890s-1900s, amending and supplementing them, is proved. This happened with the poems published in “Siren”. The author of the article seeks to reveal the meaning of changes made by the poet in the early texts of the poems. In particular, the assumption that the new edition by Blok of the poem “Loneliness” dated 1899, significantly increased in volume; it, being quite complicated, absorbed the bitter experience of the path of the lyrical hero of the poet, and Blok’s vision of the image of the “20th century’s daemon” “Father” from the poem “Retribution”, work on which he repeatedly tried to complete in the postrevolutionary years, is expressed. Transverse images of this poem: “night”, “darkness” “howling wind” are the nodes in the tragedy of Franz Grillparzer’s drama “The Ancestress”, to translation of which Blok returned again in 1918. The adjustments the poet made also to other texts of the poems sent to Vladimir Narbut by him (“To Actress”, “Over there, beyond unlimited expanse”, “The Spell”, “Over the blue of spacious expanse”) are marked. The conclusion that the publication of five poems in “Siren” of the city of Voronezh was for Alexander Blok not only a “kind gesture” and not just a way to earn in the time difficult for him, is done at the end of the article. It was a kind of “creative laboratory”, the first stage of preparation for publication of the book “Beyond the Border of Past Days” (1919).

Текст научной работы на тему «Блок на страницах воронежской «Сирены»: текстологические аспекты»

УДК 821.161.1.09"19"

Молчанова наталья Александровна

доктор филологических наук Воронежский государственный университет molchanova47@mail.ru

а. блок на страницах воронежской «сирены»: текстологические аспекты

В статье рассматриваются текстологические вопросы лирики А. Блока на материале пяти стихотворений, посланных им в октябре 1918 года В. Нарбуту для воронежского журнала «Сирена». Выявляется историко-литературный и биографический контекст этой публикации, проводится текстологический анализ всех стихотворений из «Сирены». Доказывается мысль о том, что, неоднократно возвращаясь в последние годы жизни к своей юношеской лирике, А. Блок заново переосмыслял многие тексты, созданные на рубеже 1890-х - 1900-х годов, изменял и дополнял их. Это произошло и со стихотворениями, опубликованными в «Сирене». Автор статьи стремится раскрыть смысл изменений, внесенных поэтом в ранние тексты этих стихотворений. В частности, высказывается предположение, что новая редакция стихотворения «Одиночество», датированного Блоком 1899 годом, заметно увеличившись в объеме, сложно вобрала в себя горький опыт пути лирического героя поэта, а также блоковское видение образа «демона ХХ века» - «отца» из поэмы «Возмездие», работу над которой он неоднократно пытался завершить в послереволюционные годы. Сквозные образы этого стихотворения: «ночь», «мрак», воющий «ветер» - являются узловыми в трагедии Ф. Грильпарцера «Праматерь», к переводу которой Блок снова вернулся в 1918 году. Отмечаются коррективы, внесенные поэтом и в тексты других стихотворений, посланных им В. Нарбуту («Артистке», «Там, за далью бесконечной», «Заклинание», «Над синевой просторной дали»). В конце статьи делается вывод о том, что публикация пяти стихотворений в воронежской «Сирене» стала для А. Блока не только «любезным жестом» и не просто способом заработать в трудное для него время. Это была своеобразная «творческая лаборатория», первый этап подготовки к изданию книги «За гранью прошлых дней» (1919).

Ключевые слова: А. Блок, поэзия, редакция, текстология.

В нашем литературоведении давно утвердилась мысль о том, что после января 1918 года, когда были написаны «Двенадцать» и «Скифы», А. Блок переживал глубокий творческий кризис и ничего нового в области поэзии не создавал (исключение - послание З.Н. Гиппиус и стихотворение «Пушкинскому Дому»). Лирическая непродуктивность поэта объяснялась его разочарованием в «музыке» революции, усугубленным многочисленными служебными обязанностями. Определенные коррективы в такое обедненное представление о послереволюционной поэзии Блока внесла Е.В. Иванова, проанализировавшая в своей докторской диссертации [12], помимо политических стихов, немалый пласт шуточных посланий и экспромтов, иронически обыгрывающих мотивы предшествующих произведений. Кроме того, известно, что А.Блок летом - осенью 1918 года работал над последней редакцией своей «лирической трилогии», плодотворно сотрудничал с С.М. Алянским в издательстве «Алконост», переделывал драму «Песня Судьбы», готовил новый перевод трагедии Франса Грильпарцера «Праматерь» для издательства Сабашниковых. Таков в самых общих чертах историко-биографический «фон», на котором была сделана известная, неоднократно цитировавшаяся воронежскими краеведами пометка в записной книжке от 1 октября 1918 года об отправке в Воронеж В. Нарбуту для журнала «Сирена» пяти стихотворений, причем четыре из них «нигде не были опубликованы» [13, с. 173]. А.С. Крюков в статье «Воронежский год Владимира Нарбута» справедливо пишет о «глухой травле» [13, с. 173], которой подвергся в это время

в некоторых органах печати автор «Двенадцати». Однако, думается, редактор «Сирены», лично знакомый с Блоком с рождественских дней 1910 года, ничем особенно не «рисковал». Осенью - зимой 1918 года Блок активно печатался во многих журналах, нередко публикуя там свои ранние «пред-символистские» стихи, через год включенные им в книгу «За гранью прошлых дней» (1919). Почти одновременно с отправкой стихотворений в Воронеж 17 октября 1918 года поэт выслал десять стихотворений в московский журнал «Творчество» [см.: 6, с. 431], четыре стихотворения были опубликованы в журнале «Москва» (№1, 1918), еще несколько текстов в «Свободном журнале» (№2) и в журнале «Знамя труда» (№1).

Неоднократно возвращаясь в последние годы жизни к своей юношеской лирике, А. Блок заново переосмыслял многие тексты, созданные на рубеже 1890-х - 1900-х годов, изменял и дополнял их. Это произошло и с некоторыми стихотворениями, опубликованными в «Сирене». Стихотворение «Одиночество», впервые опубликованное в № 1 «Сирены» и вошедшее в неизмененном виде в книгу «За гранью прошлых дней», сам Блок датировал 1899 годом. Однако 25 января 1899 года им была написана другая редакция этого стихотворения, значительно более короткая (содержащая 20 строк, а не 44 строки) и не имеющая названия. Какие изменения внес поэт в текст этого стихотворения? В сущности нетронутыми сохранились только повторяющиеся две первые и последние строки:

Река несла по ветру льдины,

Была весна и ветер выл... [1, с. 4].

© Молчанова Н.А., 2014

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «й- № 6, 2014

167

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

За прошедшие почти двадцать лет значительно расширились интертекстуальные связи стихотворения. В ранней редакции угадывался Ф. Тютчев: Сижу задумчив и один, На потухающий камин

Сквозь слез гляжу... С тоскою мыслю о былом И слов, в унынии своем,

Не нахожу... [14, с. 129].

Сравним у Блока в редакции 1899 года: Из потухавшего камина Неясный сумрак ночи плыл. Он был один, забытый миром, Давно немой, давно один. .Его отвергли все и всюду...[7, с. 221].

В новой редакции раздвигаются «грани прошлых дней», образ ранее лишь бегло очерченного, романтически отверженного «одиночки» трагически заостряется, воспринимается в контексте всей блоковской «трилогии вочеловечения»: В вечернем сумраке всплывали Пред ним виденья прошлых дней. Он вспоминал свои метанья, Будил тревоги прежних дум. И было сладко быть усталым, Отрадно так, как никогда, Что сердце больше не желало Ни потрясений, ни труда, Ни лести, ни любви, ни славы, Ни просветлений, ни утрат. Воспоминанья величаво, Как тучи, обняли закат, Нагромоздили груду башен, Воздвигли стены, города, Где небосвод был желт и страшен, И грозен в юные года. [1, с. 4].

Можно предположить, что этот новый текст вобрал в себя не только горький опыт пути лирического героя поэта, но и блоковское видение образа «демона ХХ века» - «отца» из поэмы «Возмездие», работу над которой он неоднократно пытался завершить, вплоть до 1921 года. В 1918 году отрывки из поэмы печатались в альманахе «Скрижаль» (редактор Д. Мартынов). Не случайна «перекличка» начальных и конечных строк «Одиночества» с фрагментом из первой главы поэмы: .Вешняя река Неслась - темна и широка, И льдины грозно нависали. [8, с. 37].

«Ночь», «мрак», воющий «ветер» - сквозные образы трагедии Ф. Грильпарцера «Праматерь», к переводу которой Блок снова вернулся после 1908 года, когда она была успешно поставлена в театре Ф.Ф. Комиссаржевским. Поэт понимал эту пьесу значительно глубже, чем средневековую «трагедию рока», по-видимому, она ассоциировалась в его художественном сознании с собственными мучительными раздумьями о дворянском «роде, испытавшем на себе возмездие истории». «Ведь для того, чтобы понять чью-нибудь гибель, будь то <.> сословие или отдельный человек, надо сна-

чала полюбить погибающего, проникнуть в его отходящую душу» [9, с. 294], - писал он о персонажах «Праматери», графе Боротин, его дочери Берте и сыне Яромире.

Естественно предположить, что основной текст стихотворения «Одиночество» нужно отнести к 1918 году, то есть к дате публикации в воронежской «Сирене».

Стихотворение «Артистке», впервые опубликованное в №2-3 «Сирены» за 1918 год, А. Блок, судя по всему, не стал подвергать серьезной переработке, внеся в 1916 году небольшие изменения только в отдельные строки. Это стихотворение он не включил затем в книгу «За гранью прошлых дней», поэтому блоковеды, начиная с В.Н. Орлова, находят ему место в первом (в издании 1961 г.) или четвертом томе (в издании 1997 г.) лирической трилогии в разделе «Разные стихотворения» с датировкой: 15 октября 1900 года. В.Н. Быстров, комментируя текст этого стихотворения в четвертом томе академического собрания сочинений Блока, отмечает в нем реминисценцию из фетовского стихотворения «Музе» (1882).

Сравним у Фета:

Все та же ты, заветная святыня, В венце из звезд, нетленная богиня, С задумчивой улыбкой на челе [15, с. 253].

И у Блока:

Ты несравненна, ты - богиня, Твои веселье и печаль -Моя заветная святыня, Моя пророческая даль [2, с. 55].

Известная драматическая актриса Мария Гавриловна Савина, которой было первоначально, в рукописи, посвящено это стихотворение, неоднократно упоминается в статьях Блока («О театре» 1908 г.), в его письмах жене (в частности, в отклике на постановку драмы З. Гиппиус «Зеленое кольцо» в 1915 г.). Однако, объясняя в дневнике 1918 года некоторые «темные места» «Стихов о Прекрасной Даме» и вспоминая собственные ранние театральные «опыты», Блок ни разу не обращается к фамилии Савиной, поэтому текст стихотворения в публикации «Сирены» с «небесными чертами» его героини вполне может быть «переадресован» другой «артистке», то есть Л.Д. Менделеевой.

Во № 2-3 «Сирены» было впервые опубликовано еще одно стихотворение А.Блока - «Там, за далью бесконечной.» (иной вариант названия -«В этой дали бесконечной.»). По сравнению с ранней редакцией 1899 года, хранящейся в Государственном литературном музее, этот текст был сокращен автором при отправке в воронежский журнал на одну (серединную) строфу, видимо показавшуюся зрелому Блоку излишне «фетовской»: Посмотри: в ночном тумане Ярче, выше, горячей На небесном океане Звезды искрятся ночей [7, с. 224].

168

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 6, 2014

В «сиреновской» редакции отчетливей прозвучал дорогой для поэта мотив воспоминания об утраченном «счастье прошлых дней»: Это звезды светят вечно Над землею без теней. В их сияньи бесконечном Вижу счастье прошлых дней [3, с. 55].

Закономерно, что именно в таком «окончательном» виде стихотворение в 1919 году вошло в книгу «За гранью прошлых дней».

Стихотворению «Заклинание», которое В. Нарбут опубликовал в №4-5 «Сирены» в 1919 году, повезло меньше других присланных в Воронеж блоковских тестов. Его напечатали в журнале с ошибками, выделив только первую строфу из шести. В книгу «За гранью прошлых дней» оно не вошло. В комментариях В.Н. Орлова к восьмитомнику А. Блока датой первой публикации назван 1926 год (в сборнике «Неизданные стихотворения»). Н.Ю. Грякалова, комментируя «Заклинание» в четвертом томе академического полного собрания сочинений Блока [7, с. 579], учла воронежскую публикацию и рассмотрела текст этого стихотворения, написанного летом 1903 года в Бад-Наугейме, в контексте увлечения молодого поэта рыцарской романтикой Р. Вагнера. Действительно, в «Заклинании» можно найти реминисценции из музыкальных драм «Валькирия» и «Зигфрид»: Полная гневной тревоги, Девушка ищет меча. Ночью на горной дороге Падает риза с плеча [4, с. 107].

Ранее, в 1900 году, поэт создал стихотворение «Валькирия (На мотив из Вагнера)», в котором использовалась аналогичная образная система. Кроме того, необходимо вспомнить, что в марте 1918 года А. Блок снова обратился к творчеству Р. Вагнера, написав статью «Искусство и революция».

Последнее блоковское стихотворение «Над синевой просторной дали», напечатанное в № 4-5 «Сирены», ранее, в 1908 году, публиковалось в газете «Слово» (1 июня. № 472). Сам поэт датировал его 1901 годом, а Г.К. Каурова, комментируя текст этого стихотворения для академического собрания сочинений, отмечала, что он перерабатывался дважды перед каждой публикацией. Больше всего Блок работал над первой строфой, «являющей» героиню «народной толпе»:

1-я редакция:

Из непонятной синей дали Она несла свои мечты. Спокойной совестью дышали Ее наивные черты [4, с. 340].

2-я редакция:

Из бездыханной синей дали Она несла свои черты Безмолвной строгостью дышали Вкруг лика белые цветы [4, с. 340].

3-я редакция, сделанная для «Сирены», без изменений вошедшая затем в книгу «За гранью прошлых дней»:

Над синевой просторной дали Сквозили строгие черты. Лик безмятежный обрамляли Речные белые цветы [5, с. 107].

В дневнике 1918 года, комментируя «непонятные» образы «Стихов о Прекрасной Даме», А. Блок вписал это стихотворение в контекст начальной стадии формирования мистического идеала своей ранней лирики.

Таким образом, отправка пяти стихотворений в воронежскую «Сирену» В. Нарбуту стала для А. Блока не только «любезным жестом» выполнения просьбы А.М. Ремизова, с которым поэт поддерживал дружеские отношения, и не просто способом немного заработать в трудное послереволюционное время. Это была своеобразная «творческая лаборатория», пересмотр юношеской лирики, первый этап подготовки к изданию книги «За гранью прошлых дней».

Библиографический список

1. Блок Александр. Одиночество // Сирена. Пролетарский двухнедельник. - Воронеж, 1918. - № 1.

2. Блок Александр. Артистке // Сирена. Пролетарский двухнедельник. - Воронеж, 1918. - № 2-3.

3. Блок Александр. Там, за далью бесконечной // Сирена. Пролетарский двухнедельник. - Воронеж, 1918. - № 2-3.

4. Блок Александр. Заклинание // Сирена. Пролетарский двухнедельник. - Воронеж, 1919. -№ 4-5.

5. Блок Александр. Над синевой просторной дали // Сирена. Пролетарский двухнедельник. -Воронеж, 1919. - № 4-5.

6. БлокА.А. Записные книжки. - М.; Л: ГИХЛ, 1965. - 664 с.

7. Блок А.А. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. -Т. 4. - М.: Наука, 1999. - 639 с.

8. Блок А.А. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. -Т. 5. - М.: Наука, 1999. - 570 с.

9. БлокА.А. Собр. соч.: в 8 т. - Т. 4: Театр. - М.; Л.: ГИХЛ, 1961. - 604 с.

10. Быстров В.Н. Комментарий к стихотворению «Артистке» // Блок А.А. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. - Т. 4. - М.: Наука, 1999. - 639 с.

11. Грякалова Н.Ю. Комментарий к стихотворению «Заклинание» // Блок А.А. Полн. собр. соч. и писем: в 20 т. - Т. 4.- М.: Наука, 1999. - 639 с.

12. Иванова Е.В. А. Блок после Октября: идейное самоопределение и особенности творческого развития: автореф. дис. . д-ра филол. наук. - М.: ИМЛИ РАН, 1993. - 38 с.

13. Крюков А.С. Воронежский год Владимира Нарбута // Сирена. Пролетарский двухнедельник. Воронеж. 1918-1919. - Воронеж, 2013. - С. 168 - 187.

14. Тютчев Ф.И. Полн. собр. стихотворений. -Л.: Советский писатель, 1987. - 448 с.

15. Фет А. Собр. соч.: в 2 т. - Т. 1. - М.: Художественная литература, 1982. - 576 с.

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «й- № 6, 2014

169

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.