Научная статья на тему 'БЛОГИНГ И РЕКЛАМА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ: ОСОБЕННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ'

БЛОГИНГ И РЕКЛАМА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ: ОСОБЕННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
321
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГИНГ / РЕКЛАМА / АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кравченко Дарья Евгеньевна, Кравченко Мария Евгеньевна

В статье раскрывается понятие «блогер», «реклама», анализируется соблюдение требований федерального законодательства РФ о запрете алкогольной продукции в сети Интернет, приводятся примеры привлечения к административной ответственности блогеров, ведущих, а также предлагается ужесточить ответственность за данное правонарушение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BLOGING AND LOVE THE FREE: AND THE WINNER

The article reveals the concept of "blogger," "advertising," analyzes compliance with the requirements of the federal law of the Russian Federation on the prohibition of alcoholic products on the Internet, gives examples of bringing to administrative responsibility bloggers leading, and proposed to toughen the responsibility for this offense.

Текст научной работы на тему «БЛОГИНГ И РЕКЛАМА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ: ОСОБЕННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО

УДК 342.9

Кравченко Дарья Евгеньевна Кравченко Мария Евгеньевна Уральский государственный юридический университет

Институт юстиции Россия, Екатеринбург dashulya.kravchenko@inbox.ru mascha.kravchenko2210@gmail.com Kravchenko Daria Evgenyevna Kravchenko Maria Evgenyevna Ural State Law University Institute of Justice Russia, Yekaterinburg

БЛОГИНГ И РЕКЛАМА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ: ОСОБЕННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Аннотация: в статье раскрывается понятие «блогер», «реклама», анализируется соблюдение требований федерального законодательства РФ о запрете алкогольной продукции в сети Интернет, приводятся примеры привлечения к административной ответственности блогеров, ведущих, а также предлагается ужесточить ответственность за данное правонарушение.

Ключевые слова: блогинг, реклама, алкогольная продукция, административная ответственность, социальные сети.

BLOGING AND LOVE THE FREE: AND THE WINNER Annotation: the article reveals the concept of "blogger," "advertising," analyzes compliance with the requirements of the federal law of the Russian Federation on the prohibition of alcoholic products on the Internet, gives examples of bringing to

as

administrative responsibility bloggers leading, and proposed to toughen the responsibility for this offense.

Key words: blogging, advertising, alcohol products, administrative responsibility, social networks.

Неудивительно, что информационная сфера стала немалой частью жизни каждого человека. 10 лет назад реклама была только по телевизору, на листовках и баннерах, сейчас же при открытии любого сайта можно увидеть рекламное окно. Но большее доверие у аудитории вызывает реклама, транслируемая блогерами, которым доверяют, прислушиваются к их мнению и вкусу. Изначально блоги появились в Интернете как дневники, где люди делятся своими мыслями о повседневной деятельности с друзьями и семьей. За прошедшие с того момента годы блоги превратились в эффективные и удобные для использования системы организации информации.

Уже в данный момент появились профессиональные блоги, конкурирующие с газетами и журналами. Кроме того, корпорации во всем мире взяли на вооружение блоги как уникальный канал коммуникации с клиентами и инновационный маркетинговый инструмент [3]. Блоги стали способом получения дохода.

Официальное определение термина «блогер» раскрывается в Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» через дефиницию определения «владелец сайта в сети "Интернет" - лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте. То есть блогером можно считать человека, который размещает на сайте или странице сайта в сети Интернет регулярно обновляемый контент-тексты, изображения, мультимедиа. Как правило, доступ к данном контенту предоставляется неограниченному кругу лиц.

ВРЮ №

Права и обязанности блогеров во многом сходны с правовым статусом средств массовой информации, например, они также имеют право распространять рекламу на возмездной основе. Рекламой в соответствии с ФЗ «О рекламе» может считаться информация, которая:

- адресована неопределённому кругу лиц;

-направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования;

- формирует или поддерживает интерес к бренду;

- продвигает его на рынке.

Если вести речь о рекламе алкогольной продукции, то стоит упомянуть, что на законодательном уровне она запрещена с 2012 года, но при этом у Федеральной антимонопольной службы возникают трудности при осуществлении контроля за исполнением закона в данной области в силу всеобъемности интернет-пространства.

По мнению Загуменной, блогеры - один из основных каналов для продвижения алкогольной продукции. "Часто их подключают в качестве амбассадоров, заключая рекламные контракты на миллионы рублей. При этом блогеры не являются СМИ и, в целом, могут на своих каналах делать всё, что захотят, в рамках закона" [4].

Сейчас согласно пункту 8 части 2 статьи 21 Закона о рекламе в России запрещено рекламировать алкоголь в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». За нарушение следует административный штраф: от 2000 до 2500 рублей для гражданина; от 4000 до 20 тысяч рублей для должностного лица; от 100 до 500 тысяч рублей для юридического лица.

При этом неважно, сколько подписчиков у гражданина, он все равно может быть привлечен к административной ответственности.

Стоит упомянуть, что к основным запретам в рекламе алкогольной продукции в соответствии с частью 1 статьи 21 вышеупомянутого закона относятся следующие положения:

1) содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания,

BPfO

\ш ш

профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2) осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;

3) содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредна или полезна для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов;

4) содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;

5) обращаться к несовершеннолетним и так далее.

При этом нарушителем признаётся и рекламодатель, и рекламопроизводитель, и рекламораспространитель. Блогер может попасть под любую из этих категорий.

Также в сети «Интернет» невозможно соблюдать пункт 5 ввиду невозможности идентифицировать некоторые пустые аккуанты.

Уровень ответственности за нарушение не зависит от того, в каком формате и на какой площадке размещена реклама и какая у неё аудитория. Исключение составляет распространение рекламной продукции, адресованной ограниченному кругу лиц. Например, если блогер опубликовал на своей закрытой странице материал с алкогольным брендом или видеоролик на YouTube с ограниченным доступом по ссылке или на закрытом аккуанте в Инстаграм, то это не будет считаться рекламой.

Мария Миногарова, Наталья Ящук рассказывают на своих страницах в Инстаграм о том, как приготовить коктейль с Martini Fiero, но при этом их аккуанты открыты для неопределенного круга лиц, соответственно, это признается рекламой алкогольной продукции.

Ярким примером взаимодействия производителей алкогольной продукции и блогеров является сотрудничество такого бренда как виски William Lawson's с сообществом «КликКлак». Вместе они выпускали четвёртый сезон шоу «Дай леща». Студия, на которой проводились съёмки, была оформлена в цветах бренда, а его название находилось на логотипе шоу.

ВРЮ №

Журналист и автор канала «Ещёнепознер» в рубрике «Закладка» выпускал в 2019 году видеоролики при поддержке алкогольного бренда Dewar's. Журналист рассказывал о книгах и показывал бутылку виски с этикеткой. Зритель, который находил одну из упомянутых книг в книжном магазине «Подписные издания», получал в подарок бутылку Dewar's.

Блогеров привлекают к ответственности за нарушение рекламного законодательства. Также в отношении всем небезызвестной телеведущей и блоогера Анастасии Ивлеевой (Узенюк) Федеральная антимонопольная служба возбуло дело. Звезду Инстаграма обвиняют в рекламе итальянского вермута на ее YouTube-канале. На видео девушка готовит коктейль с вермутом. При этом тоник, который тоже входит в состав напитка, повернут этикеткой от зрителя, зато бутылка с вермутом направлена прямо в камеру, а также ведущая использует брендированный бокал.

По словам врио заместителя руководителя УФАС по Ленобласти Александра Евлампиева, в ролике вермут отчетливо выделен из ряда других, внимание зрителей обращено именно к нему. В связи с этим в антимонопольном ведомстве полагают, что ролик побуждает зрителей, а это неопределенный круг лиц, пойти в магазин за вермутом определенной марки.

Блогеры не скрывают, что готовы рекламировать какую-либо продукции, и даже выставляют прайс-листы со своими «услугами». Основатель агентства "ЛАМПА" Евгения Лампадова отмечает, что «интеграция продукта в видео на YouTube у Насти Ивлеевой может стоить 2 млн рублей, фотография с продуктом в Instagram от 1,2 млн, короткое видео длиной не более 15 секунд в том же Instagtam обойдется рекламодателю в 500 тысяч рублей. Аналогичные цены могут быть и у других крупных YouTube и Instagram-блогеров"[6].

При существующей санкции за подобное правонарушение и заработанных на рекламной продукции средствах, блогер не несет больших потерь, следовательно, и не боится привлечения к административной ответственности. То есть главная цель привлечения к ответственности не достигается. Полагаем, что в связи с этим необходимо ужесточить наказание путем повышения штрафа

ВРЮ №

либо вводить новую санкцию- заморозка ютуб-канала, страницы в Инстаграм на определенный промежуток времени.

Также необходимо вносить изменения в закон о рекламе в части уточнения определения самого понятия «реклама», поскольку с появлением новых технологий, интернет-ресурсов и т.д. реклама перестает быть только информацией, она из примитивных текстов и роликов обретает новые формы, ищет новые способы продвижения товара и привлечения внимания потребителей к объекту рекламирования, что, безусловно, стимулирует развитие различных отраслей экономики [5].

1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "О рекламе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.01.2021) // СПС «Консультант плюс».

2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации") // СПС «Консультант плюс».

3. И.Л. Шарапова. Блог как инструмент рекламы и PR // Коммуникативные исследования. 2014. № 2. С. 166-174.

4. Вера Черенева, Иван Черноусов, Не все блогеру пятница от 06.09.2020 // Российская газета - Федеральный выпуск № 199(8253).

5. Козинина Оксана Гавриловна. Проблемы отнесения к рекламе различных способов продвижения товаров на рынке на примере рекламы алкоголя // Актуальные вопросы развития конкурентной политики, совершенствования правоприменительной практики пресечения недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Под редакцией Д. А. Изд. Воронежский государственный университет (Воронеж).

6. В. Черенова, И. Черноусов. Не все блогеру пятница // Российская газета. №199. 2020 г.// URL: https://rg.ru/2020/09/06/fas-zavela-delo-na-nastiu-ivleevu-za-reklamu-alkogolia.html (дата обращения: 02.04.2021 г.)

Список литературы:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.