Научная статья на тему 'Блоггинг как форма политической коммуникации'

Блоггинг как форма политической коммуникации Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2603
346
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГГИНГ / НОВЫЕ МЕДИА / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Волков Сергей Юрьевич, Никитенко Вероника Александровна

Статья посвящена изучению блоггинга как нового явления в сфере политической коммуникации. Авторы подчеркивают его несомненные преимущества перед традиционной прессой и указывают на возможные риски его широкого распространения и недобросовестного использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Волков Сергей Юрьевич, Никитенко Вероника Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents a study of blogging as a new means of political communication. The authors list its advantages over the traditional press and consider possible risks of its wide dissemination and misuse.

Текст научной работы на тему «Блоггинг как форма политической коммуникации»

ВОЛКОВ С. Ю., НИКИТЕНКО В. А.

БЛОГГИНГ КАК ФОРМА ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена изучению блоггинга как нового явления в сфере политической коммуникации. Авторы подчеркивают его несомненные преимущества перед традиционной прессой и указывают на возможные риски его широкого распространения и недобросовестного использования.

Ключевые слова: блоггинг, политическая коммуникация, новые медиа.

VOLKOV S. YU., NIKITENKO V. A. BLOGGING AS A FORM OF POLITICAL COMMUNICATION

Abstract. The article presents a study of blogging as a new means of political communication. The authors list its advantages over the traditional press and consider possible risks of its wide dissemination and misuse.

Keywords: blogging, political communication, new media.

Современную эпоху невозможно представить без Интернета. Его стремительное распространение привело к тому, что уже существующие формы политической коммуникации дополняются или заменяются новыми, основанными на сетевых технологиях. Благодаря развитию Интернета возникают совершенно новые явления, такие как блоггинг, превосходящие своими возможностями традиционные СМИ.

Блоггинг - это одна из форм политической коммуникации, предполагающая процесс ведения блога, записей в интернет-дневнике, как правило, доступном к комментированию неопределенному кругу лиц [1]. В XXI в. эта форма политической коммуникации является одним из самых популярных способов доведения информации до населения. Блог - это сетевой дневник одного или нескольких авторов, состоящий из записей в обратном хронологическом порядке. Слово произошло от английского weblog - «веб-журнал». С помощью сервиса блогов можно создать свой онлайн-дневник, читать и комментировать дневники других пользователей, принимать участие в сообществах на интересные темы и создавать новые сообщества [2].

Блог является носителем самой актуальной информации. Сегодня наиболее популярные русскоязычные блоги читают более 200 тысяч других блогеров. Таким образом, тема, о которой напишут в наиболее популярных блогах, имеет шанс быть растиражированной в блогах их читателей и, следовательно, достичь около 75% пользователей сети.

Блогосфера развивается стихийно. Отсутствие цензуры и каких-либо непреодолимых принципов, правил, субординации делают ее мощной силой, способной конкурировать с традиционными СМИ, в которых иерархичность (читатель-журналист-редактор), зависимость от государственных или бизнес институтов, сложное устройство, внутренняя структура, прописанные кодексы законов становятся препятствием для дальнейшего развития [3]. Традиционно СМИ считаются способом выражения общественного мнения. Появление блогов дало множеству людей возможность публично выразить собственное мнение.

Одним из важных преимуществ блогов является доступный язык, которым они, как правило, написаны. Однако с развитием сетевого общения русский язык пополняется новыми интернет-терминами. При этом Интернет формирует особую среду развития неологизмов, которые представляют собой не только компьютерную терминологию, но и сленговые формы языка, образуемые в процессе коммуникаций пользователей сети [4]. Распространенные термины, сокращения и сленговые выражения также употребляются и блогерами:

• пост - любая статья или запись на интернет странице;

• топик - тема, предмет обсуждения на форуме, блоге;

• оффтоп - процесс превращения унылого топика в интересную дискуссию;

• юзерпик - изображение, являющееся визуальным отражением самопрезентации пользователя на ресурсе;

• модерирование - цензура всех поступающих на сайт материалов.

Блоги на сегодняшний день являются передовой формой политической коммуникации в Интернете. Одной из ее составляющих являются коммуникации политических лидеров и высших государственных чиновников с гражданами, а точнее посетителями блогов высокопоставленных лиц. Наиболее популярными и читаемыми блогерами среди политических лидеров России являются Дмитрий Медведев, Рамзан Кадыров, Владимир Жириновский. Основными политическими функциями блоггинга являются донесение информации до читателей, создание площадки для политической дискуссии, продвижение политической идеи в обществе, поиск и консолидация электората.

В январе 2015 г. руководство Мосгордумы настоятельно рекомендовало депутатам столичного парламента нанять специальных помощников-блогеров, которые будут вести их страницы в социальных сетях [5]. В скором времени всех депутатов собираются обязать сообщать о своей деятельности в Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассниках», ЖЖ, Twitter и на других ресурсах, а также формулировать свое отношение к тем или иным событиям.

Главным преимуществом блогов перед традиционными СМИ является скорость донесения информации до читателей. СМИ не могут угнаться за новыми медиа из-за максимально удобной системы публикации «постов» и распространением информации на неограниченную аудиторию. Ярким примером этого является блог Рамзана Кадырова в социальной сети Instagram (http://instagramm.ru/kadyrov_95/). 4 декабря 2014 г. в Чеченской Республике террористами были захвачены школа № 20 и Дом Печати. Р. А. Кадыров, глава данного региона, ночью с помощью своего блога сообщил читателям, что началась операция по нейтрализации боевиков. Также он попросил жителей г. Грозного «соблюдать меры предосторожности, без особой надобности не выходить на улицы, не подходить к окнам» [6]. Информация в СМИ появилась лишь после окончания операции, а большинство жителей страны, не считая подписчиков данного блога, узнали об этом лишь в утренней программе «Время».

За время конфликта на Украине люди привыкли получать самую оперативную информацию от первых лиц государства. В блогах Петра Порошенко (https://twitter.com/poroshenko), Арсена Авакова (https://www.facebook.com/arsen.avakov.1), Арсения Яценюка (https://www.facebook.com/yatsenyuk.arseniy) и др. В своих публикациях они всячески демонстрируют демократичность власти, установленной Майданом, и создают иллюзию близости ее к народу.

Из этих примеров можно сделать вывод о том, что блоги политиков способствуют не только пропаганде политических идей, но и информируют население о происходящих событиях (зачастую в режиме онлайн).

Независимость также является одним из преимуществ блогов над СМИ. Информация из первых рук, полученная от непосредственных очевидцев событий, отсутствие редактуры, временных и географических границ - все это помогает нам посмотреть на события глазами их непосредственных участников или максимально близких к ним лиц. Люди просматривают блоги различных государственных деятелей, читают их мнения, анализируют события с разных точек зрения и имеют возможность сформировать собственное мнение. К сожалению, традиционные СМИ не способны на сегодняшний день предоставить своей аудитории такую возможность.

Во время войны в Ираке американские солдаты начали вести блоги, в которых сообщалось о том, что в действительности происходило в горячих точках. Кроме того, их знакомые и родные стали выкладывать в своих интернет-дневниках солдатские письма с описание происходящего. Эти блоги нанесли огромный удар по системе пропаганды

правительства США. Самым известным блогом о военных действиях в Ираке стал блог пехотинца Колби Баззела «My War: Killing Time in Iraq».

Алексей Навальный - российский политический и общественный деятель, приобрел славу благодаря своим блогам в Twitter (https://twitter.com/navalny) и «Живой Журнал» (http://navalny.livejournal.com/). Используя все возможности Интернета, А. Навальный распространял и собирал информацию, искал единомышленников, координировал их усилия. Он знакомил публику со своей инициативой - вхождением в число акционеров крупных государственных компаний и раскрытием различных фактов их деятельности. Автор использовал для публикации новой и злободневной информации свои блоги ввиду отсутствия свободного доступа к СМИ в современной России. Найденный Навальным компромат не имел шансов на публикацию в официальной прессе. Социальные сети помогают доносить до людей правдивую информацию, не обработанную и не измененную официальной пропагандой.

Барак Обама - президент Соединенных Штатов Америки, активно общается с гражданами посредством данной формы коммуникации. В 2008 г. в президентской кампании он эффективно использовал свой блог, видеоканал на YouTube и социальную сеть Facebook для привлечения и консолидации нужного ему электората, поддерживающего его во всех идеях. На данный момент Барак Обама продолжает свое общение с гражданами через Twitter (https://twitter.com/barackobama).

Еще одним преимуществом «новых медиа» является отсутствие жестких рамок на публикуемый материал. В СМИ имеются определенные стандарты для написания статей, цензура, круг вопрос, запрещенных к печати. В блоге автор может писать практически что угодно и как угодно. Чаще всего блогеры выбирают те темы для обсуждения, которые традиционные СМИ не публикуют, и освещают те истории, которые СМИ предпочитают обходить молчанием, ссылаясь на иные критерии значимости события.

Блоги существуют в России уже не первый год, однако закон, регулирующий их деятельность, так и не был принят. Данный факт позволяет авторам высказывать свои точки зрения на то или иное происшествие в любых формах, что во многих случаях способствует привлечению большого количества читателей и активному обсуждению данного события. В этом случае новость, иногда даже не самая важная, становится актуальной и интересной.

Самыми яркими преимуществами блогов перед СМИ являются бесплатность пользования блогами и многочисленность «корреспондентов». Ни одно издание не сможет поддерживать такое число авторов, поэтому большинство читателей выбирают блоги, как

возможность получить разностороннюю информацию. Бесплатное пользование позволяет людям читать и писать посты сколько угодно и когда угодно.

В последнее время политики стали все чаще и чаще использовать в своей работе блоги и социальные сети. Например, Рамзан Кадыров отметил: «Социальные сети - не только средство общения и обмена информацией, но и механизм взаимодействия власти и общества. Именно для реализации этой задачи я и включил в этом аккаунте все возможности общения без всяких ограничений: назначил всем записям общедоступный уровень, всем разрешил комментарии, исключил скрытые реплики» [7]. Таким образом, блоггинг в наше время играет огромнейшую роль в общении власти и общества. Традиционные СМИ направлены лишь на донесение информации до жителей страны, а не на их общение с людьми, выступающими от имени государства.

В наши дни блоги рассматриваются как мощный источник новостей, информации и способ выражения общественного мнения. Сегодня ни одна крупная избирательная кампания не функционирует без привлечения блогеров для создания нужного политического имиджа, а так же в целях отбора электората. Блоги способствуют сплочению людей, имеющих общий интерес или идею. Их использование позволяет быстро создать новые социальные сети -сообщества по интересам, симпатиям и увлечениям.

Блоггинг - это относительно новое явление в общественной и политической коммуникации, помогающее миллионам людей общаться, сотрудничать и обмениваться идеями в интернет-пространстве. Блог имеет как положительные, так и отрицательные черты. С одной стороны, он является эффективным и простым способом взаимодействия государственных деятелей и обычных людей, формирования общественно-политических организаций, привлечения избирателей. С другой стороны, блог - это мощнейшее политическое оружие манипулирования сознанием людей. С помощью постов в социальных сетях каждый из них трактует свое субъективное мнение, выгодное только ему, тем самым навязывая свою точку зрения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шагалиева Л. Блоггинг [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mlm-leysan.ru/blogging/blogging-2/.

2. Толковый словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://your-hosting.ru/terms/b/blog/.

3. Павлютенкова М. Ю. Блоггинг как форма связей с общественностью в политике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.viperson.ru/wind.php?ГО= 659124&soch=1.

4. Фокина В. Н., Абрамова А. В. Язык общения интернет-социума Рунета. Становление и развитие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.muh.ru/content/doc/110131_pps_01.doc.

5. Юнашев А. Депутаты Мосгордумы обзавелись личными блогерами [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://news.rambler.ru/28698099/.

6. Кадыров Р. А. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://instagram.com/p/wKpUPUCRrW/?modal=true.

7. Кадыров вернулся в ЖЖ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://lenta.ru/news/2015/03/20/kadyrov/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.