Научная статья на тему 'Блог Рональда Хардена'

Блог Рональда Хардена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
41
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Блог Рональда Хардена»

Неспящие в Сиэтле Опубликовано 21.11.2016

Кстати, не совсем! Несмотря на 8-часовую разницу во времени, мне удалось неплохо поспать, благодаря мелатонину и насыщенному графику. Я приехал в Сиэтл на Ежегодную конференцию АММС — 2016. Удобно, что у British Airways есть прямой рейс Хи-троу—Сиэтл. British Airways теперь записывает количество полетов для каждого клиента. Оказывается, что с того момента, как они начали фиксировать полеты, я побывал в 72 городах и 40 странах. Для наглядности они измеряют расстояния в... полетах на Луну! Между прочим, по их подсчетам, я слетал на Луну 11,5 раз.

На встрече большинство обсуждений касались недавних выборов Дональда Трампа. Darrell Kirch и Atul Gawande, оба сильные ораторы, подчеркивали роль фундаментальной медицины в укреплении общественного здоровья, когда доверие к лечебным учреждениям подорвано, а мнения о роли государства в здравоохранении резко расходятся. Они утверждали, что каждый из нас может изменить положение дел в своей области. Необходимость заботы о себе и своем здоровье обсуждалась уже на многих сессиях наряду с проблемами приспосабливаемости и дискриминации. Atul Gawande представил свою новую книгу «Смертный» ("Being Mortal"), посвященную тому, как медицина может улучшить не только саму жизнь, но и ее конец. Автор заставляет задуматься о том, что мы называем хорошим лечением?

Медицина, отмечает Gawande, становится все сложнее — в ней более 60 000 различных диагнозов, 6000 лекарств и 4000 возможных медицинских и хирургических манипуляций. Что из всего этого обязан знать студент?

Еще одна тема сессии — разрешеннная профессиональная деятельность (EPAs). В одной статье Olle ten Cate, первый выдвинувший данную концепцию, описал 5 EPAs в качестве основы для новой учебной программы в Утрехте. В каждом EPA заложены добавочные EPAs. Меня удивило, что 6-летний учебный план (3 года бакалавриата и 3 года магистратуры) делится на доклиническую и клиническую части, причем первые 3 года большинство предметов доклинические. Он принципиально отличается от 5-летнего учебного плана в Великобритании, где нет вертикальной интеграции и клинический опыт работы студенты приобретают уже с первого курса.

На встрече был стенд AMEE — это была прекрасная возможность ознакомиться с действующими членами AMEE и убедить других участников присоединиться к ним. Большое внимание привлек MedEdPublish. Многие посетители стенда высказали желание участвовать в конференция AMEE в Хельсинки.

Одна из сессий называлась «Отличники медицинского образования: стандарты для наилучшей практики» (Excellence in Médical Education: Standards for Best Practice). Председателем сессии был Dan Hunt, активное участие принимали также лауреаты премии ASPIRE Anna Cianciolo и Pedro Greer, а также председатель группы «социальная ответственность» в ASPIRE James Rourke. Я поделился своей оценкой инициативы по созданию ASPIRE и закончил выступление анализом полученного опыта и возможностей дальнейшего развития. Участники сессии предложили две дополнительные темы для обсуждения: образовательная среда и инновации и регулирование изменений в медицинских вузах. В январе эти и другие предложения, которые мы получили, станут темами для обсуждений на ASPIRE Board в Сингапуре. На сессии было более 400 участников и несколько факультетов выразили желание подать заявку на получение премии.

В своей вступительной презентации ASPIRE-to-Excellence я сослался на попытку оценить университеты в Великобритании на основе успехов в обучении. По этим результатам будет решено, насколько тому или иному английскому университету разрешено поднять плату за обучение. Изначально планировалось разделить вузы по следующим категориям: «соответствует ожиданиям», «отличный» и «выдающийся». Однако было решено, что категории «отличный» и «выдающийся» могут привести к определенной путанице, и название категорий заменили на «бронзу», «серебро» и «золото». Мне кажется, что различить «отличный» от «выдающийся» не составляет труда. В конкурсе ASPIRE-to-Excellent многие медицинские вузы продемонстрируют отличный результат в разных категориях, но лишь несколько из них будут выделяться на международной арене — и это выдающиеся вузы.

Я участвовал в еще одной сессии конференции, где 6 редакторов журналов о медицинском образовании поделились своим мнением о приоритетах для их журналов. Я выступал как редактор журнала «Medical Teacher» и говорил о необходимости устранить разобщение между исследованиями в медицинском образовании и педагогической практикой. Даже в медицинских вузах с всемирно признанными центрами медицинского образования учебная программа часто не соответствует передовым подходам. Возможно, еще более настойчиво я указывал на то, что в настоящее время существует элитизм в публикации статей. Как и Ричард Смит, ранее работавший в «Британском медицинском журнале», я выступил против того, что редактор и небольшое количество судей решают, что в итоге увидят читатели журнала. Каждую неделю мы получаем 30—35 статей для «Medical Teacher», но из них в печать пойдут только 3 или 4 — из-за ограниченного места. Для решения этой проблемы AMEE создала новый журнал, «MedEdPublish», в котором все статьи публикуются в день их получения, проходя лишь минимальную проверку. Открытая экспертиза проводится уже после публикации. Преимущество такого подхода заключается в более динамичном взаимодействии между авторами и медицинским образовательным сообществом. Как редакторов нас также спросили, чего, на наш взгляд, не хватает в литературе по медицинскому образованию. Я сказал, что недостаточное внимание уделяется работам, которые просто повторяют то, что уже было сделано или сообщают о неудачных исследованиях. Picho и Artino подчеркивали необходимость проведения большего количества репликативных исследований в образовательной литературе и комментариях в «Journal of Graduate Medical Education» (октябрь 2016 г.). Они писали: «Репликация

остается недооцененной и сравнительно редкой отраслью». Они выражают озабоченность обоснованностью научных исследований, при условии, что «есть весомые доказательства того, что большинство опубликованных результатов исследований в области биомедицинских наук недостоверны». Из-за отсутствия репликативных исследований эти ошибки не исправляются. На мой взгляд, бесполезно читать систематические обзоры литературы, единственным выводом которой является фраза «требуются дальнейшие исследования». Кроме того, я высказал предположение, что мы слишком консервативны в медицинском образовании и традиционны в своих подходах, и это отражается в статьях, публикующихся в наших журналах. Мы должны бросить вызов сложившейся практике в медицинском образовании и обсудить такие вопросы, как «Нужно ли нам 13 лет, чтобы обучить ЛОР-хирурга?» или «Чем принципиально медицинская школа будущего будет отличаться от медицинской школы сегодня?».

http://v2.mededworld.org/reflections/reflection-items/November-2016/ HARDEN-S-BLOG-Sleepless-in-Seattle.aspx

Хороший новый год! Опубликовано 06.01.2017

С возвращением после праздников и мои наилучшие пожелания на 2017 г.! В своем блоге от 28 декабря 2016 г., Stephen Downes отмечает статью Mark Lassoff «Поднимаем планку: YouTube — крупнейшая в мире система дистанционного обучения», опубликованную в «Learning Solutions Magazine» в тот же день. Видео «The WestJet 2013 Christmas Miracle» уже посмотрели более 45 млн раз (https://www.youtube.com/ watch?v=zIEIvi2MuEk). Lassoff указывает на то, что YouTube сегодня — это намного больше, чем «хранилище для смешных видео с кошками». Сейчас это один самых популярных медиасайтов в мире, имеющий мощное влияние в сфере образования. Приведу несколько интересных фактов.

• Только через мобильные телефоны YouTube смотрят больше людей в возрасте от 18 до 49 лет, чем все крупнейшие телевизионные или кабельные сети.

• Когда вы прочитаете эту статью, более 3000 ч нового видео уже будут загружены на YouTube.

• За сегодня на YouTube будет 1 млрд просмотров.

В 2009 г. Wood и соавторы из Университета Сент-Эндрюс определил YouTube как информативный и точный источник для изучения гистопатологии студентами и аспирантами. А достаточно ли мы сегодня используем YouTube в медицинском образовании?

Недавно в своем блоге я писал, что исследователи для поиска теперь чаще используют Google и Google Scholar, а не PubMed. Возрастание поиска через Google отмечено в статье в «Times Higher Education» от 8 декабря 2016 г. Исследование, профинансированное Издательским исследовательским консорциумом (Publishing Research Consortium), показало, что для молодых исследователей Google в значительной степени заменил посещение библиотеки. Я помню, как, будучи стажером, писал свою первую работу о непрерывном внутривенном введении гепарина. Тогда старший сотрудник отдела медицины привел

меня в библиотеку Королевского колледжа врачей и хирургов в Глазго и помог разобраться в теме. Подозреваю, что этого больше не потребуется.

Steve Downes в своем блоге также обращает внимание на 2 статьи о MOOK: Fergusson и соавт. и Iniesto и соавт., — опубликованные в специальном выпуске «Journal of Interactive Media in Education». Увидит ли в 2017 г. активное использование МООК в медицинском образовании? В 2013 г. Mehta и его коллеги в статье «Только представьте: новые парадигмы медицинского образования», опубликованной в «Academic Medicine» полагали, что инновации в медицинском образовании будут включать сотрудничество медицинских вузов в разработке МООК для дидактических материалов. Увидим ли мы более активное использование МООК в медицинском образовании в 2017 г.? Эта тема будет обсуждаться на симпозиуме АМЕЕ в августе 2017 г. в Хельсинки. Появляется все больше доказательств, что различные европейские модели МООК подают большие надежды, предполагает статья в OpenupEd (http://openuped.eu/). Она основывается на том, что высшие учебные заведения в Европе гораздо активнее используют МООК по сравнению с вузами США.

Количество новых медицинских вузов во всем мире продолжает расти. Я не могу понять, почему пока мы выступаем за принятие решений на основе доказательности — многие делают выбор в пользу программы последипломного образования, а не программы прямого поступления после школы. Нет доказательств того, что программы последипломного образования лучше программ прямого поступления. Исследование большого количества учебных заведений в Австралии не подтверждают гипотезу о том, что последипломное образование лучше, оценивая их по преимуществам, эффективности, выгоранию, эмпатии или употреблению алкоголя. Студенты прямого зачисления отличались большей эмпатией, а выпускники с дипломом чаще злоупотребляли алкоголем, вопреки гипотезе о том, что чем взрослее студент, тем лучше. Исследование показало, что студенты прямого зачисления справляются с рабочей нагрузкой и психосоциальными проблемами медицинского факультета не хуже студентов с дипломом. Учитывая отсутствие различий по успеваемости, странно, что во время экономического кризиса предпочтение не отдают более коротким учебным программам, в которой врачи заканчивают обучение раньше. Книга «Разумные инновации: от концепции к практике», опубликованная Wiley, рассматривает понятия разумных инноваций в бизнесе и на основе инновационных стратегий и процессов в бизнесе. Это заставило меня задаться вопросами, а существуют ли разумные инновации в медицинском образовании и как лучше применить эту идею. Это еще одна мысль на 2017 г.

http://v2.mededworld.org/reflections/reflection-items/January-2017/ HARDEN-S-BLOG-A-good-new-year-.aspx

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.