Научная статья на тему 'Блочно-модульная программа как новый этап совершенствования преподавания дисциплины «Тактико-специальная подготовка»'

Блочно-модульная программа как новый этап совершенствования преподавания дисциплины «Тактико-специальная подготовка» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
478
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА: ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ МОДУЛЬ / МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА / MODULAR CURRICULUM: DISCIPLINE MODULE: MODULAR SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горлов Виталий Викторович, Кулемин Валерий Владимирович

Проводится анализ рабочей программы по дисциплине «тактико-специальная подготовка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горлов Виталий Викторович, Кулемин Валерий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the curriculum of special tactics education is made.

Текст научной работы на тему «Блочно-модульная программа как новый этап совершенствования преподавания дисциплины «Тактико-специальная подготовка»»

В.В. Горлов

В.В. Кулемин

БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК НОВЫЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА» MODULAR CURRICULUM AS A NEW STAGE IN IMPROVEMENT OF SPECIAL TACTICS EDUCATION

Проводится анализ рабочей программы по дисциплине «тактико-специальная подготовка»

The analysis of the curriculum of special tactics education is made.

Необхэдимость совершенствования методи -ки преподавания тактико-специальной подготов -ки обусловлена тем, что за последние годы произошли серьезные изменения, в первую очередь, в законодательной базе, регламентирующей основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России при чрезвычайных обстоятельствах. Также изменения коснулись системы профессионального образования, в основном они обозначены необходимостью ин -теграции в Болонский процесс.

Болонский процесс — это процесс структурного реформирования национальных систем высшего образования стран Европы, изменение образовательных программ и необходимых преобразований в вузах Европы. Создание единого европейского научного и образовательного пространства (Болонского содружества) должно быть завершено до 2010 года.

Основная цель создания Болонского содружества — это стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, научных работников, менеджеров образования в границах этого пространства, а также обеспечение трудоустройства выпускников университетов на европейском рынке труда и повышение конкурентоспособности европейской высшей школы.

В процессе реформирования образования в странах Болонского содружества предлагается ввести два цикла обучения: 1-й — получение первой академической степени, т.е. степени бакалавра, и 2-й — степени магистра. При этом продолжительность обучения бакалавра должна быть не меньше 3 и не больше 4 лет. Срок обучения второго цикла может составлять 1-2 года после получения 1-й степени. Предусматривается получение докторской степени при условии общей продолжительности обучения 7-8 лет.

В связи с этим основным направлением развития традиционного высшего образования в России является его модернизация в соответст-

вии с положениями Болонской декларации, один из принципов которой — внедрение блочномодульного обучения как новейшей модели организации учебного процесса и введение модульно-рейтинговой системы оценки знаний сту -дентов.

Блочно-модульное обучение является аль-тернативой традиционной системы обучения. Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения:

- содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных бло -ках (информационные блоки);

- преподаватель общается с курсантами как с помощью модулей, так и непосредственно с ка -ждым курсантом индивидуально;

- каждый курсант работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях

Использование на занятиях по тактикоспециальной подготовке модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей:

1) активизация учебного процесса;

2) повышение уровня усвоения изучаемого материала;

3) мотивация учения;

4) развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке;

5) развитие навыков сотрудничества и делового общения.

И как ожидаемый результат — способность и умение курсантов работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность яв -лений, осмысливать, анализировать и обобщать и х.

Модульное обучение даёт возможность индивидуализации содержания и процесса обучения с точки зрения рационализации.

Суть рационализации:

- индивидуализированное содержание обучения;

- выбор курсантами пу тей и темпа усвоения;

- возможность постоянной коррекции процесса обучения с помощью контроля и самоконтроля.

Принципы модульного обучения:

1) модульности;

2) выделения из со держания обучения обособленных элементов;

3) динамичности;

4) паритетности;

5) разносторонности методического консуль -тирования;

6) осознанной перспективы;

7) действенности и оперативности знаний;

8) гибкости.

Каждый курсант — активный субъект своей собственной деятельности. Позиция курсанта — это позиция полноценного субъекта деятельно -сти, осуществляющего самостоятельно все эта -пы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата. Происходит динамическое развитие во взаимодействии: преподаватель

— курсант — учебная группа. Функция препода -вателя от информационно-контролирующей идёт к консультативно-координирующей. Взаимодей -ствие курсант — преподаватель идёт с помощью модуля.

Главное — это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплекс -ной дидактической цели (ДЦ), поставленной пе -ред каждым модулем. Из комплексной ДЦ выте -кает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь, ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ). На основе ЧДЦ выделя-ются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается каскад целей: КДЦ — ИДЦ — ЧДЦ — УЭ.

Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого курсанта в отдельности и всех вместе дают определённые преимущества такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.

Планирование системы занятий по крупным разделам в целом позволяет логически построить обучение, выделить материал, который должен быть отображён в его результатах.

При блочно-модульной системе организации учебного процесса содержание дисциплины распределяется на тематические модули (по 2-4 модуля на семестр), то есть учебная дисциплина формируется как система тематических модулей.

Модуль — это задокументированная законченная часть образовательно-профессиональной программы, которая реализуется соответствую -щими формами учебного процесса. Таким образом, содержательный модуль должен включать время на проведение лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, самостоятельной и индивидуальной работы (например, курсовой работы), консультаций, практик и кон -троля знаний по модулю (текущего и итогового тестирования).

Дисциплина «Тактико-специальная подготовка» состоит из трех дисциплинарных модулей:

1. Дисциплинарный модуль №1 «Топографическая подготовка сотрудников органов внутренних дел».

2. Дисциплинарный модуль №2 «Введение в специальную тактику».

3. Дисциплинарный модуль №3 «Действия органов внутренних дел в особых условиях».

Каждый дисциплинарный модуль изучается в пределах одного учебного семестра.

Дисциплинарный модуль №1 «Топографическая подготовка сотрудников органов внутрен-них дел» состоит из двух тематических модулей:

1. Тематический модуль №1 «Основы топографической подготовки».

2. Тематический модуль №2 «Специальная топографическая подготовка сотрудников орга-нов внутренних дел».

Тематический модуль №1 «Основы топографической подготовки» состоит из четырёх тем:

1. Местность как элемент оперативной обстановки .

2. Топографические карты и их содержание.

3. Чтение топографических карт.

4. Измерения по топографической карте.

Для каждого тематического модуля необходимо определить:

1. Цель и задачи изучения тематического модуля .

2. Профессиональные компетенции тематического модуля.

3. Содержание тем, входящих в состав тематического модуля.

4. Тематический план тематического модуля.

5. Перечень контрольных вопросов по тематическому модулю.

6. Перечень рекомендуемой литературы.

7. Материально-техническое обеспечение тематического модуля.

Дисциплинарный модуль №1 «Топографическая подготовка сотрудников органов внутрен -них дел» должен раскрывать названия тематиче -ских модулей, тематику входного контроля, пе -речень рефератов, форму выходного контроля и поощрительные рейтинговые баллы за дополнительные виды работ.

Модульно-рейтинговая система оценки зна -ний предусматривает 100-балльную шкалу, то

есть 100 баллов — это максимальное количество баллов, которые курсант может получить за ака -демические успехи в процессе изучения дисцип -линарного модуля. Оценка знаний курсанта за дисциплинарный модуль учитывает оценки, полученные за все виды проведённых занятий, за текущее и ито говое тестирование (например, за выполнение практических, лабораторных занятий, и т. д.).

Курсант, который не набрал в течение семестра необходимого количества баллов, обязан осуществить добор поощрительных рейтинговых баллов за счёт дополнительных работ для допуска к зачёту или экзамену.

Основным условием внедрения модульнорейтинговой системы является широкая информированность курсантов о результатах количества баллов, заработанных ими. Фиксация всех видов рейтинга производится в специальном электронном журнале с указанием даты, вида и характера задания и полученного показателя рейтинга. В журнал заносятся индивидуальные рейтинги курсантов, а также замечания, сделанные в процессе наблюдения за работой учащихся.

Модульно-рейтинговая система оценки предоставляет курсантам возможность: работать самостоятельно, то есть курсанты могут самостоятельно выбирать себе нагрузку (стимул для успевающих курсантов), получать помощь у преподавателя и сокурсников; при этом уменьшает вероятность случайной оценки, так как ве -дется оценивание всех форм работы на протяже -нии изучения дисциплинарного модуля.

Кроме фиксированного учета знаний и справедливого оценочного результата модульно -рейтинговая система развивает демократичность, объективность, инициативность, здоровое соперничество в учебно-образовательном процессе, стремление активно и содержательно обучаться, поскольку быть лидером и занимать высшую шкалу рейтинга всегда престижно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.— М.: ИРПО, 1995.

2. Модульная технология обучения / Голо-щекина Л.П. [и др.].— СПб., 1993.

3. Ермоленко В.А. Технология разработки блочно-модульных учебных программ.— М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.