В.В. Горлов
В.В. Кулемин
БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА КАК НОВЫЙ ЭТАП СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА» MODULAR CURRICULUM AS A NEW STAGE IN IMPROVEMENT OF SPECIAL TACTICS EDUCATION
Проводится анализ рабочей программы по дисциплине «тактико-специальная подготовка»
The analysis of the curriculum of special tactics education is made.
Необхэдимость совершенствования методи -ки преподавания тактико-специальной подготов -ки обусловлена тем, что за последние годы произошли серьезные изменения, в первую очередь, в законодательной базе, регламентирующей основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России при чрезвычайных обстоятельствах. Также изменения коснулись системы профессионального образования, в основном они обозначены необходимостью ин -теграции в Болонский процесс.
Болонский процесс — это процесс структурного реформирования национальных систем высшего образования стран Европы, изменение образовательных программ и необходимых преобразований в вузах Европы. Создание единого европейского научного и образовательного пространства (Болонского содружества) должно быть завершено до 2010 года.
Основная цель создания Болонского содружества — это стимулирование мобильности и создание условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, научных работников, менеджеров образования в границах этого пространства, а также обеспечение трудоустройства выпускников университетов на европейском рынке труда и повышение конкурентоспособности европейской высшей школы.
В процессе реформирования образования в странах Болонского содружества предлагается ввести два цикла обучения: 1-й — получение первой академической степени, т.е. степени бакалавра, и 2-й — степени магистра. При этом продолжительность обучения бакалавра должна быть не меньше 3 и не больше 4 лет. Срок обучения второго цикла может составлять 1-2 года после получения 1-й степени. Предусматривается получение докторской степени при условии общей продолжительности обучения 7-8 лет.
В связи с этим основным направлением развития традиционного высшего образования в России является его модернизация в соответст-
вии с положениями Болонской декларации, один из принципов которой — внедрение блочномодульного обучения как новейшей модели организации учебного процесса и введение модульно-рейтинговой системы оценки знаний сту -дентов.
Блочно-модульное обучение является аль-тернативой традиционной системы обучения. Кратко можно выделить основные отличия модульного обучения от других систем обучения:
- содержание обучения должно быть представлено в законченных, самостоятельных бло -ках (информационные блоки);
- преподаватель общается с курсантами как с помощью модулей, так и непосредственно с ка -ждым курсантом индивидуально;
- каждый курсант работает большую часть времени самостоятельно, таким образом, может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях
Использование на занятиях по тактикоспециальной подготовке модульной технологии обучения направлено на достижение следующих целей:
1) активизация учебного процесса;
2) повышение уровня усвоения изучаемого материала;
3) мотивация учения;
4) развитие способностей к саморегуляции деятельности, её самооценке;
5) развитие навыков сотрудничества и делового общения.
И как ожидаемый результат — способность и умение курсантов работать творчески, самостоятельно добывать знания, вникать в сущность яв -лений, осмысливать, анализировать и обобщать и х.
Модульное обучение даёт возможность индивидуализации содержания и процесса обучения с точки зрения рационализации.
Суть рационализации:
- индивидуализированное содержание обучения;
- выбор курсантами пу тей и темпа усвоения;
- возможность постоянной коррекции процесса обучения с помощью контроля и самоконтроля.
Принципы модульного обучения:
1) модульности;
2) выделения из со держания обучения обособленных элементов;
3) динамичности;
4) паритетности;
5) разносторонности методического консуль -тирования;
6) осознанной перспективы;
7) действенности и оперативности знаний;
8) гибкости.
Каждый курсант — активный субъект своей собственной деятельности. Позиция курсанта — это позиция полноценного субъекта деятельно -сти, осуществляющего самостоятельно все эта -пы: целеполагание, планирование, реализацию, цели и анализ результата. Происходит динамическое развитие во взаимодействии: преподаватель
— курсант — учебная группа. Функция препода -вателя от информационно-контролирующей идёт к консультативно-координирующей. Взаимодей -ствие курсант — преподаватель идёт с помощью модуля.
Главное — это разработка модульной программы (тематическое планирование темы курса). Модульная программа состоит из комплекс -ной дидактической цели (ДЦ), поставленной пе -ред каждым модулем. Из комплексной ДЦ выте -кает интегрирующая цель (ИДЦ). В свою очередь, ИДЦ модуля может иметь частную дидактическую цель (ЧДЦ). На основе ЧДЦ выделя-ются частные учебные элементы (УЭ). Каждой частной дидактической цели соответствует один учебный элемент. В результате создается каскад целей: КДЦ — ИДЦ — ЧДЦ — УЭ.
Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого курсанта в отдельности и всех вместе дают определённые преимущества такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний, включиться в самостоятельный поиск и обсуждение полученных результатов.
Планирование системы занятий по крупным разделам в целом позволяет логически построить обучение, выделить материал, который должен быть отображён в его результатах.
При блочно-модульной системе организации учебного процесса содержание дисциплины распределяется на тематические модули (по 2-4 модуля на семестр), то есть учебная дисциплина формируется как система тематических модулей.
Модуль — это задокументированная законченная часть образовательно-профессиональной программы, которая реализуется соответствую -щими формами учебного процесса. Таким образом, содержательный модуль должен включать время на проведение лекций, семинарских, практических и лабораторных занятий, самостоятельной и индивидуальной работы (например, курсовой работы), консультаций, практик и кон -троля знаний по модулю (текущего и итогового тестирования).
Дисциплина «Тактико-специальная подготовка» состоит из трех дисциплинарных модулей:
1. Дисциплинарный модуль №1 «Топографическая подготовка сотрудников органов внутренних дел».
2. Дисциплинарный модуль №2 «Введение в специальную тактику».
3. Дисциплинарный модуль №3 «Действия органов внутренних дел в особых условиях».
Каждый дисциплинарный модуль изучается в пределах одного учебного семестра.
Дисциплинарный модуль №1 «Топографическая подготовка сотрудников органов внутрен-них дел» состоит из двух тематических модулей:
1. Тематический модуль №1 «Основы топографической подготовки».
2. Тематический модуль №2 «Специальная топографическая подготовка сотрудников орга-нов внутренних дел».
Тематический модуль №1 «Основы топографической подготовки» состоит из четырёх тем:
1. Местность как элемент оперативной обстановки .
2. Топографические карты и их содержание.
3. Чтение топографических карт.
4. Измерения по топографической карте.
Для каждого тематического модуля необходимо определить:
1. Цель и задачи изучения тематического модуля .
2. Профессиональные компетенции тематического модуля.
3. Содержание тем, входящих в состав тематического модуля.
4. Тематический план тематического модуля.
5. Перечень контрольных вопросов по тематическому модулю.
6. Перечень рекомендуемой литературы.
7. Материально-техническое обеспечение тематического модуля.
Дисциплинарный модуль №1 «Топографическая подготовка сотрудников органов внутрен -них дел» должен раскрывать названия тематиче -ских модулей, тематику входного контроля, пе -речень рефератов, форму выходного контроля и поощрительные рейтинговые баллы за дополнительные виды работ.
Модульно-рейтинговая система оценки зна -ний предусматривает 100-балльную шкалу, то
есть 100 баллов — это максимальное количество баллов, которые курсант может получить за ака -демические успехи в процессе изучения дисцип -линарного модуля. Оценка знаний курсанта за дисциплинарный модуль учитывает оценки, полученные за все виды проведённых занятий, за текущее и ито говое тестирование (например, за выполнение практических, лабораторных занятий, и т. д.).
Курсант, который не набрал в течение семестра необходимого количества баллов, обязан осуществить добор поощрительных рейтинговых баллов за счёт дополнительных работ для допуска к зачёту или экзамену.
Основным условием внедрения модульнорейтинговой системы является широкая информированность курсантов о результатах количества баллов, заработанных ими. Фиксация всех видов рейтинга производится в специальном электронном журнале с указанием даты, вида и характера задания и полученного показателя рейтинга. В журнал заносятся индивидуальные рейтинги курсантов, а также замечания, сделанные в процессе наблюдения за работой учащихся.
Модульно-рейтинговая система оценки предоставляет курсантам возможность: работать самостоятельно, то есть курсанты могут самостоятельно выбирать себе нагрузку (стимул для успевающих курсантов), получать помощь у преподавателя и сокурсников; при этом уменьшает вероятность случайной оценки, так как ве -дется оценивание всех форм работы на протяже -нии изучения дисциплинарного модуля.
Кроме фиксированного учета знаний и справедливого оценочного результата модульно -рейтинговая система развивает демократичность, объективность, инициативность, здоровое соперничество в учебно-образовательном процессе, стремление активно и содержательно обучаться, поскольку быть лидером и занимать высшую шкалу рейтинга всегда престижно.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения.— М.: ИРПО, 1995.
2. Модульная технология обучения / Голо-щекина Л.П. [и др.].— СПб., 1993.
3. Ермоленко В.А. Технология разработки блочно-модульных учебных программ.— М., 1996.