УДК 378.145
БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО WEB-ПОРТАЛА ВУЗА
О. В. Артюшкин, В. В. Романюк
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
В статье рассматривается блочно-модульная модель организации информационно-образовательных ресурсов вуза в виде многоуровневого образовательного web-портала, даются характеристики всех частей, блоков и модулей. Более детально описываются модели дисциплины, модели студента, модели преподавателя и модели методиста.
Ключевые слова: web-портал, модель дисциплины, модель студента; модель тьютора, модель методиста.
Характерным явлением эволюции Интернет стало появление и развитие порталов. Термин «портал» (с лат. «porta» - дверь, ворота) изначально относится к области архитектуры и означает «главный, парадный вход в здание». Децентрализованная природа Интернет изначально не предполагала специальных входов в него. В течение длительного времени практически единственными точками входа в Интернет были поисковые машины и каталоги. Таким образом, в Интернет термином «портал» впервые стали называть сайты, ввиду того что именно их использовало большинство пользователей в качестве отправной точки своего путешествия в Сети.
Образовательный web-портал - это компьютерная система в телекоммуникационной сети Интернет (совокупность серверов), настроенная на оперативный доступ к информационным ресурсам учебного назначения, на предоставление образовательных услуг соответствующими учреждениями и организациями [1].
Организационно-технологические и психолого-педагогические проблемы проектирования образовательных web-порталов рассмотрены во многих работах отечественных педагогов-исследователей и специалистов по информационным технологиям (см., например: [2; 3; 4; 5 и др.]). Разрабатываемые сегодня образовательные порталы ориентированы на решение следующих задач:
- участие в образовательной деятельности;
- совершенствование средств образовательной Интернет-навигации;
- участие в просветительской деятельности;
- предоставление информации для преподавателей и специалистов;
- кооперация разработчиков курсов дистанционного обучения;
- объявление тематических конкурсов (на лучший сетевой курс, образовательную технологию, образовательную услугу и т. д.);
- размещение рейтингов учебных заведений, курсов, преподавателей;
- возможность обмена информацией;
- развитие сервисной службы (чат, телеконференции, доставка информации выбранной тематики, служба почтовой рассылки и др.).
Преподавателями кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем и специалистами Центра информационных технологий ХГУ им. Н. Ф. Катанова предлагается к последующей реализации модель организации информационно-образовательных ресурсов вуза в виде многоуровневого образовательного портала. Такой образовательный web-портал, по мнению разработчиков этой модели, должен состоять из информационной, образовательной и административной частей.
Информационная часть должна давать пользователю Интернет-ресурса, зашедшему на web-портал, всю необходимую информацию о вузе, его целях и задачах, профессорско-преподавательском составе, предоставляемых образовательных услугах.
В блоке М-1 «Обучение» имеются следующие модули:
- «Профессорско-преподавательский состав»', здесь можно найти информацию о преподавателях, занимающихся обучением студентов, с краткой характеристикой их деятельности и автобиографией;
- «Образовательные специальности»', здесь предлагается перечень специальностей и направлений подготовки, по которым в университете проводится образовательный процесс;
- «Нормативные образовательные документы»', в этом модуле дан перечень документов с текстами (например, ФГОСы, Приказы и Распоряжения Министерства образования и науки РФ и т. д.), регламентирующих и регулирующих деятельность вуза;
- «Отзывы об образовательном процессе»', этот модуль представляет собой форум, в котором обсуждаются вопросы качества образовательного процесса в вузе;
- «Дополнительные ресурсы» - это комплекс ресурсов, делающих информационную часть портала более интересной.
Образовательная часть предлагаемого web-портала предназначена для обеспечения учебного процесса у категории учащихся, получающих образование с помощью удалённых средств обучения. Она делится на несколько составляющих: Модель дисциплины, Модель студента; Модель тьютора и Модель методиста.
Предлагаем далее описание указанных моделей.
Модель дисциплины реализована в блоке МД-1 «Учебный курс», который состоит из следующих модулей:
- «Электронный учебник» - здесь студенты могут получить базовую информацию о теоретическом материале дисциплины в конспективном виде;
- «Электронная презентация» - в этом модуле студенты в форме картинок, графиков, схем и таблиц могут наглядно рассмотреть материал дисциплины;
- «Электронный практикум» предназначен для того, чтобы студенты могли решать задачи в реальном режиме времени и в порядке, определённом преподавателем;
- «Электронный контроль знаний» позволит студентам выполнить в форме тестирования контрольные мероприятия;
- «Электронный диалог» даёт возможность студентам вести диалог с преподавателем в индивидуальной и коллективной форме;
- «Электронная библиотека» - здесь студенты могут получить дополнительную информацию по изучаемой дисциплине;
- «Электронный справочник» - это элемент, дающий возможность студенту получить основные конспективные данные по изучаемому курсу в виде терминологического справочника;
- «Электронный задачник» представляет элемент, содержащий комплексы задач для решения студентами;
- «Тестирование» обеспечивает классическое, ответное, файловое и интерактивное тестирование. При классическом тестировании проверяется абсолютное совпадение с правильным ответом. Ответное тестирование - это система, когда студент вводит ответ на заданный вопрос, а преподаватель
после окончания времени тестирования проверяет правильность ответа и выставляет свою субъективную оценку.
Файловое тестирование - это форма контроля знаний, когда студент присылает преподавателю файл с выполненным заданием, а преподаватель после проверки выставляет полученную студентом оценку.
Интерактивное тестирование - это система контроля знаний, когда студент отвечает на вопросы преподавателя в режиме диалога.
Все элементы Модели дисциплины реализуются посредством процессов получения, закрепления и контроля знаний.
Получение знаний - это процесс, в результате которого студент приобретает новые знания. Закрепление знаний - это процесс, при котором студент применяет полученные теоретические знания на практике в форме решения задач и демонстрирует возможность решить поставленную задачу одним из нескольких способов.
Контроль знаний - это механизм, позволяющий оценить полученные студентом знания и принять решение о продолжении его обучения.
Модель студента (МС). Основными задачами студента в рамках разрабатываемой Модели студента является:
- получение учебных материалов по изучаемым дисциплинам;
- ведение диалога с преподавателем в различных режимах;
- передача преподавателю для оценки выполненных работ;
- прохождение контрольных мероприятий в режиме on-line;
- получение обоснованных рецензий на выполненные работы.
В рамках Модели студента определяются варианты взаимодействия студента с информацией (блок МС-1 «Информация»), преподавателями (блок МС-2 «Взаимодействие с преподавателями») и с внешней средой (блок МС-3 «Взаимодействие с внешней средой»).
Блок МС-1 «Информация» представляет собой систему информирования студентов и преподавателей о ходе учебного процесса; он состоит из следующих модулей:
- «Расчасовка дисциплин» - здесь дана информация для студентов по отведённым на изучение материала часам;
- «Расписание форумов» предлагает информацию о проводимых преподавателем форумах на определённые темы дисциплины;
- «Расписание контроля» даёт информацию о времени проведения тестирования по изученному материалу;
- «Расписание сессий» размещает информацию о времени и месте проведения очных зачётных и экзаменационных испытаний;
- «Рейтинги» - это элемент, который информирует студента о полученных им оценках за выполненные работы и позволяет оценить перспективность продвижения по учебному материалу.
Блок МС-2 «Взаимодействие с преподавателем» - это система, обеспечивающая студента механизмом ведения диалога с преподавателем и позволяющая получать знания «из первых рук». В него входят следующие модули:
- «Коллективный форум» - это форма диалога, когда преподаватель общается со всеми студентами на определённую тему;
- «Личные вопросы» - это форма диалога, когда студент может задать вопрос лично преподавателю;
- «Чат» - это форма диалога, аналогичная форуму, когда участники обмениваются короткими сообщениями в реальном режиме времени;
- «On-line» - это форма личного диалога, когда преподаватель и студент видят в режиме реального времени пришедшие сообщения и отслеживают ход разговора.
Блок МС-3 «Внешнее взаимодействие» - это система модулей, предоставляющая студенту возможность взаимодействовать с другими студентами и сотрудниками образовательного учреждения по сбору мнений, замечаний и предложений, связанных с образовательным процессом.
Таким образом, модель студента позволит ему не потерять контакт с образовательным учреждением, повысить качество обучения и проводить обучение неограниченно долгое время, пока имеется желание. Модель преподавателя (МП) отображает основные функции сотрудника вуза, включающие в себя:
- обеспечение дистанционного обучения - от преподнесения информации и её закрепления с помощью решения задач до проведения личного и коллективного взаимодействия с учащимися в различных формах;
- проведение контрольных мероприятий - от выдачи и оценки контрольных заданий различных видов до ведения комментариев к выполненным контрольным заданиям;
- анализ статистической информации работы учащегося с учебными материалами.
В рамках механизма дистанционного обучения существует два вида преподавателей: «тьютор» -преподаватель, который взаимодействует со студентами посредством удалённого доступа; «очник» -преподаватель, который осуществляет обучение и контроль знаний при личном общении со студентами. Поэтому и модель преподавателя делится на две части: Модель тьютора и Модель преподавателя-очника.
Модель тьютора (МТ) включает функции, которые выполняет преподаватель при работе со студентом дистанционно. В этом случае основными его задачами являются: проконсультировать студента, провести с ним дистанционное обсуждение общих вопросов по тематикам дисциплины, проверить высылаемые ко н-трольные работы и выставить соответствующие рейтинговые оценки за работу студента в дистанционном режиме.
Блок МТ-1 «Взаимодействие». Различаются следующие формы интернет-взаимодействия со студентами:
- «Форум», когда тьютор объявляет тему общения со студентами и в диалоге развивает эту тему, обеспечивая тем самым более качественное освоение сложных вопросов материала;
- «Личное общение», когда тьютор имеет возможность ответить на вопросы лично конкретному студенту или группе студентов, а также инициировать личное общение с конкретным студентом;
- «Чат», когда тьютор в режиме реального времени проводит «быстрый» диалог» с группой студентов, используя короткие фразы;
- «On-line» - взаимодействие, когда тьютор видит активного студента и ведёт с ним личное общение в режиме реального времени;
- «Консультации», когда тьютор имеет возможность обсудить вопросы структуры курса дисциплины с преподавателями, также являющимися специалистами в данной области.
Блок МТ-2 «Контроль» предназначен для оценки знаний студентов по материалам, которые они изучают самостоятельно по следующим модулям:
- «Опросные листы» - здесь студент отвечает на комплексы вопросов, определённых тьютором по соответствующей дисциплине;
- «Автоматизированное тестирование» - здесь студент выполняет комплекс контрольных мероприятий в режиме компьютерного тестирования;
- «Проверка контрольных работ» - здесь тьютор получает выполненные в виде файла контрольные работы и выполняет их проверку;
- «Замечания и комментарии» - здесь студент знакомится с ошибками, которые он допустил при выполнении соответствующей работы;
- «Рейтинговые оценки» - здесь тьютор имеет возможность за активную работу студента определить ему рейтинговые оценки.
Блок МТ-3 «Информация» имеет модули:
- «Расписание форумов» - предназначен для размещения информации о проведении дистанционного обучения в форме форума, проводимого тьютором;
- «Расписание тестирования» - здесь тьютор может просмотреть сроки проведения тестирования;
- «Расписание контрольных работ» - здесь тьютор получает информацию о конечных датах сдачи контрольных работ;
- «Рейтинги студентов» - здесь тьютор может проанализировать рейтинговые результаты обучения студентов и принять решение о необходимости дополнительного взаимодействия со студентом.
Модель преподавателя-очника (МПО). Основной задачей преподавателя-очника является окончательная проверка знаний студентов после очередного этапа обучения, а также информирование студента о предстоящем обучении на новом этапе с акцентированием его внимания на ключевых моментах изучаемого материала.
В функции преподавателя-очника входит:
- получение статистики по обучению студентов в динамике;
- проведение контроля знаний;
- проведение обзорных лекций по предстоящему учебному блоку. Блок МПО-1 «Информация» содержит модули:
- «Рейтинги студентов» - аналитическая таблично-графическая информация в разрезе дисциплин, групп и индивидуально студента;
- «Расписание сессии» является основой для проведения сессии, позволяя спланировать последовательность проведения контрольных работ;
- «Параметры контроля» формируются преподавателем в соответствии с информацией по рейтингам полученных знаний студентами.
Блок МПО-2 «Проведение контроля знаний» определяет следующие контролирующие мероприятия:
- «Опросные листы» предполагают получение преподавателем-очником ответов студента на определённые теоретические вопросы;
- «Тестовые задания» предполагают получение некоторой базовой оценки по материалам курса;
- «Конкурсы» предполагают выполнение несколькими студентами некоторого задания на скорость, качество, мышление и т. д.;
- «Рейтинги» определяют рейтинговые оценки за выполнение контрольных мероприятий.
Блок МПО-3 «Обзорные лекции» предполагает информирование студентов о материале, который они будут изучать в блоке; блок включает следующие модули:
- «Программа обучения» иллюстрирует процесс освоения материала;
- «Теоретические материалы» представляются в электронной библиотеке и становятся доступными только в режиме очной сессии;
- «Иллюстративный материал» - это теоретический и практический материалы, на которые студенты должны обратить особое внимание.
Модель методиста делится на Модель организатора обучения и Модель разработчика курсов. Модель организатора обучения (МОО). Основная задача методиста по организации обучения заключается в контроле и обеспечении процесса обучения студентов, а именно: контроль за нахождением студентов на занятиях, обеспечение явки студентов на учебно-контролирующие мероприятия и контроль за выполнением ими контрольных мероприятий, ведение статистики выполнения работ и формирование комплекса статистических отчетов для проведения очных сессий.
Блок МОО-1 «Взаимодействие» обеспечивает выполнение работ по воздействию на студента и разрешению возникающих у студента проблем в соответствующих модулях:
- «Новости», где методист оповещает студентов о проводимых учебных мероприятиях;
- «Форум», где методист может ответить студентам на вопросы по организации учебного процесса. Блок МОО-2 «Информация» предоставляет сведения о студентах и преподавателях в модулях:
- «Списки групп» - здесь представлены персональные данные по каждому студенту;
- «Рейтинги» - здесь даётся информация об успеваемости студентов;
- «Списки преподавателей» - здесь предлагаются данные по каждому преподавателю.
Блок МОО-3 «Статистика» позволяет сформировать определённые отчётные формы для проводимых сессий и проведения анализа обучения студентов в соответствующих модулях:
- «Успеваемость» - здесь даётся отчёт по уровню обучения студентов;
- «Посещаемость» - здесь помещается информация о присутствии студентов на различных электронных мероприятиях, проводимых тьюторами.
Модель разработчика курса (МР). Методист по разработке учебного курса в рамках своей работы обеспечивает студентов необходимым методическим и учебным материалом, ведёт библиотеку по соответствующим курсам и контролирует соответствие материалов курсов тем тенденциям и направлениям, которые имеются в соответствующих областях деятельности человека и описываются в материалах. Блок МР-1 «Разработка» содержит учебную информацию в модулях:
- «Теоретические материалы» - здесь размещены материалы в определённом формате и доступные для чтения;
- «Контрольные работы» - здесь даётся перечень заданий для выполнения контрольных работ или работ по закреплению материала;
- «Тестовые задания» - здесь размещаются комплексы тестов;
- «Презентации» - здесь предлагается презентационный материал по курсу.
Блок МР-2 «Информация» позволяет методисту давать студенту сведения по соответствующему курсу и получать персональную информацию по дисциплинам и преподавателям. Этот блок делится на следующие модули:
- «Списки» - этот модуль даёт информацию о дисциплинах и преподавателях;
- «Новости» - здесь размещаются данные, присылаемые методисту от преподавателей;
- «Библиотека» - модуль содержит списки изучаемой литературы.
Блок МР-3 «Статистика» позволяет методисту получить аналитическую информацию о курсах; он включает модули:
- «Читаемость материалов» - даёт сведения о том, как часто и насколько долго студенты читают соответствующий теоретический или презентационный материал;
- «Контрольные работы» - здесь размещается информация о динамике выполнения соответствующих контрольных мероприятий;
- «Рейтинговая статистика» - здесь предлагается информация о качестве обучения студентов. Административная часть предлагаемого нами образовательного web-портала выполняет следующие задачи:
- распределение прав доступа пользователей к ресурсам портала;
- контроль целостности структуры базы данных и информационного наполнения с учетом спланированных структур данных;
- контроль работы пользователей системы;
- сбор статистики выполняемых пользователями операций;
- администрирование форумов, чатов и т. д.
Таким образом, разработанная модель образовательного web-портала ориентирована на помощь студентам и преподавателям в процессе обучения и преподавания, хранение необходимых учебных материалов на сервере, поддержку связи со специалистами, нахождение в курсе информационных новостей. Реализация предлагаемой модели образовательного web-портала в целом даёт возможность, по нашему убеждению, получить качественное образование в вузах.
Библиографический список
1. Основы открытого образования. В 4-х тт. Т. 1. / А. А. Андреев, С. Л. Каплан, Г. А. Краснова и др.- Российский государственный институт открытого образования. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - 676 с.
2. Абрамов, А. Г. Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» / А. Г. Абрамов, М. В. Булгаков, А. Д. Иван-ников, А. В. Сигалов // Информационные технологии в науке, образовании, искусстве: сб. науч. статей. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - С. 35-39.
3. Волков, Д. И. Концепция проекта корпоративного научно-образовательного портала / Д. И. Волков, П. Д. Волков // Интернет-порталы: содержание и технологии: сб. науч. статей. Вып. 2 / редкол.: А. Н. Тихонов (пред.) и др.; ГНИИ ИТТ «Информика». - М.: Просвещение, 2004. - С. 94-130.
4. Гридина, Е. Г. Рубрикатор общего образования и его место в среде навигации портала общего образования для различных групп пользователей / Е. Г. Гридина, М. С. Цветкова // Интернет-порталы: содержание и технологии: сб. науч. статей. Вып. 1 / редкол.: А. Н. Тихонов (пред.) и др.; ГНИИ ИТТ «Информика». - М.: Просвещение, 2003. - С. 498-510.
5. Лобачёв, С. Л. Российский портал открытого образования / С. Л. Лобачёв, В. И. Солдаткин // Интернет-порталы: содержание и технологии: сб. науч. статей. Вып. 1 / редкол.: А. Н. Тихонов (пред.) и др.; ГНИИ ИТТ «Информика». - М.: Просвещение, 2003. - С. 182-218.
© Артюшкин О. В., Романюк В. В., 2013