Научная статья на тему 'Блочно-модульная модель образовательного web-портала вуза'

Блочно-модульная модель образовательного web-портала вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
WEB-ПОРТАЛ / МОДЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ / МОДЕЛЬ СТУДЕНТА / МОДЕЛЬ ТЬЮТОРА / МОДЕЛЬ МЕТОДИСТА / WEB-PORTAL / THE MODEL OF THE DISCIPLINE / THE MODEL OF THE STUDENT / THE MODEL OF TUTORS / THE MODEL OF A METHODOLOGIST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артюшкин Олег Валентинович, Романюк Виктор Васильевич

В статье рассматривается блочно-модульная модель организации информационно-образовательных ресурсов вуза в виде многоуровневого образовательного web-портала, даются характеристики всех частей, блоков и модулей. Более детально описываются модели дисциплины, модели студента, модели преподавателя и модели методиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артюшкин Олег Валентинович, Романюк Виктор Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Block-Modular Pattern of University Educational Web-Portal

The article considers different approaches to the definition of the subject of computer. The article considers the modular pattern of organizing informational and educational resources of the University in the form of multilevel educational web-portal, characterizes all parts, units and patterns. The article offers a more detailed description of the model of the subject, student model, teacher model and a methodologist model.

Текст научной работы на тему «Блочно-модульная модель образовательного web-портала вуза»

УДК 378.145

БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО WEB-ПОРТАЛА ВУЗА

О. В. Артюшкин, В. В. Романюк

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье рассматривается блочно-модульная модель организации информационно-образовательных ресурсов вуза в виде многоуровневого образовательного web-портала, даются характеристики всех частей, блоков и модулей. Более детально описываются модели дисциплины, модели студента, модели преподавателя и модели методиста.

Ключевые слова: web-портал, модель дисциплины, модель студента; модель тьютора, модель методиста.

Характерным явлением эволюции Интернет стало появление и развитие порталов. Термин «портал» (с лат. «porta» - дверь, ворота) изначально относится к области архитектуры и означает «главный, парадный вход в здание». Децентрализованная природа Интернет изначально не предполагала специальных входов в него. В течение длительного времени практически единственными точками входа в Интернет были поисковые машины и каталоги. Таким образом, в Интернет термином «портал» впервые стали называть сайты, ввиду того что именно их использовало большинство пользователей в качестве отправной точки своего путешествия в Сети.

Образовательный web-портал - это компьютерная система в телекоммуникационной сети Интернет (совокупность серверов), настроенная на оперативный доступ к информационным ресурсам учебного назначения, на предоставление образовательных услуг соответствующими учреждениями и организациями [1].

Организационно-технологические и психолого-педагогические проблемы проектирования образовательных web-порталов рассмотрены во многих работах отечественных педагогов-исследователей и специалистов по информационным технологиям (см., например: [2; 3; 4; 5 и др.]). Разрабатываемые сегодня образовательные порталы ориентированы на решение следующих задач:

- участие в образовательной деятельности;

- совершенствование средств образовательной Интернет-навигации;

- участие в просветительской деятельности;

- предоставление информации для преподавателей и специалистов;

- кооперация разработчиков курсов дистанционного обучения;

- объявление тематических конкурсов (на лучший сетевой курс, образовательную технологию, образовательную услугу и т. д.);

- размещение рейтингов учебных заведений, курсов, преподавателей;

- возможность обмена информацией;

- развитие сервисной службы (чат, телеконференции, доставка информации выбранной тематики, служба почтовой рассылки и др.).

Преподавателями кафедры программного обеспечения вычислительной техники и автоматизированных систем и специалистами Центра информационных технологий ХГУ им. Н. Ф. Катанова предлагается к последующей реализации модель организации информационно-образовательных ресурсов вуза в виде многоуровневого образовательного портала. Такой образовательный web-портал, по мнению разработчиков этой модели, должен состоять из информационной, образовательной и административной частей.

Информационная часть должна давать пользователю Интернет-ресурса, зашедшему на web-портал, всю необходимую информацию о вузе, его целях и задачах, профессорско-преподавательском составе, предоставляемых образовательных услугах.

В блоке М-1 «Обучение» имеются следующие модули:

- «Профессорско-преподавательский состав»', здесь можно найти информацию о преподавателях, занимающихся обучением студентов, с краткой характеристикой их деятельности и автобиографией;

- «Образовательные специальности»', здесь предлагается перечень специальностей и направлений подготовки, по которым в университете проводится образовательный процесс;

- «Нормативные образовательные документы»', в этом модуле дан перечень документов с текстами (например, ФГОСы, Приказы и Распоряжения Министерства образования и науки РФ и т. д.), регламентирующих и регулирующих деятельность вуза;

- «Отзывы об образовательном процессе»', этот модуль представляет собой форум, в котором обсуждаются вопросы качества образовательного процесса в вузе;

- «Дополнительные ресурсы» - это комплекс ресурсов, делающих информационную часть портала более интересной.

Образовательная часть предлагаемого web-портала предназначена для обеспечения учебного процесса у категории учащихся, получающих образование с помощью удалённых средств обучения. Она делится на несколько составляющих: Модель дисциплины, Модель студента; Модель тьютора и Модель методиста.

Предлагаем далее описание указанных моделей.

Модель дисциплины реализована в блоке МД-1 «Учебный курс», который состоит из следующих модулей:

- «Электронный учебник» - здесь студенты могут получить базовую информацию о теоретическом материале дисциплины в конспективном виде;

- «Электронная презентация» - в этом модуле студенты в форме картинок, графиков, схем и таблиц могут наглядно рассмотреть материал дисциплины;

- «Электронный практикум» предназначен для того, чтобы студенты могли решать задачи в реальном режиме времени и в порядке, определённом преподавателем;

- «Электронный контроль знаний» позволит студентам выполнить в форме тестирования контрольные мероприятия;

- «Электронный диалог» даёт возможность студентам вести диалог с преподавателем в индивидуальной и коллективной форме;

- «Электронная библиотека» - здесь студенты могут получить дополнительную информацию по изучаемой дисциплине;

- «Электронный справочник» - это элемент, дающий возможность студенту получить основные конспективные данные по изучаемому курсу в виде терминологического справочника;

- «Электронный задачник» представляет элемент, содержащий комплексы задач для решения студентами;

- «Тестирование» обеспечивает классическое, ответное, файловое и интерактивное тестирование. При классическом тестировании проверяется абсолютное совпадение с правильным ответом. Ответное тестирование - это система, когда студент вводит ответ на заданный вопрос, а преподаватель

после окончания времени тестирования проверяет правильность ответа и выставляет свою субъективную оценку.

Файловое тестирование - это форма контроля знаний, когда студент присылает преподавателю файл с выполненным заданием, а преподаватель после проверки выставляет полученную студентом оценку.

Интерактивное тестирование - это система контроля знаний, когда студент отвечает на вопросы преподавателя в режиме диалога.

Все элементы Модели дисциплины реализуются посредством процессов получения, закрепления и контроля знаний.

Получение знаний - это процесс, в результате которого студент приобретает новые знания. Закрепление знаний - это процесс, при котором студент применяет полученные теоретические знания на практике в форме решения задач и демонстрирует возможность решить поставленную задачу одним из нескольких способов.

Контроль знаний - это механизм, позволяющий оценить полученные студентом знания и принять решение о продолжении его обучения.

Модель студента (МС). Основными задачами студента в рамках разрабатываемой Модели студента является:

- получение учебных материалов по изучаемым дисциплинам;

- ведение диалога с преподавателем в различных режимах;

- передача преподавателю для оценки выполненных работ;

- прохождение контрольных мероприятий в режиме on-line;

- получение обоснованных рецензий на выполненные работы.

В рамках Модели студента определяются варианты взаимодействия студента с информацией (блок МС-1 «Информация»), преподавателями (блок МС-2 «Взаимодействие с преподавателями») и с внешней средой (блок МС-3 «Взаимодействие с внешней средой»).

Блок МС-1 «Информация» представляет собой систему информирования студентов и преподавателей о ходе учебного процесса; он состоит из следующих модулей:

- «Расчасовка дисциплин» - здесь дана информация для студентов по отведённым на изучение материала часам;

- «Расписание форумов» предлагает информацию о проводимых преподавателем форумах на определённые темы дисциплины;

- «Расписание контроля» даёт информацию о времени проведения тестирования по изученному материалу;

- «Расписание сессий» размещает информацию о времени и месте проведения очных зачётных и экзаменационных испытаний;

- «Рейтинги» - это элемент, который информирует студента о полученных им оценках за выполненные работы и позволяет оценить перспективность продвижения по учебному материалу.

Блок МС-2 «Взаимодействие с преподавателем» - это система, обеспечивающая студента механизмом ведения диалога с преподавателем и позволяющая получать знания «из первых рук». В него входят следующие модули:

- «Коллективный форум» - это форма диалога, когда преподаватель общается со всеми студентами на определённую тему;

- «Личные вопросы» - это форма диалога, когда студент может задать вопрос лично преподавателю;

- «Чат» - это форма диалога, аналогичная форуму, когда участники обмениваются короткими сообщениями в реальном режиме времени;

- «On-line» - это форма личного диалога, когда преподаватель и студент видят в режиме реального времени пришедшие сообщения и отслеживают ход разговора.

Блок МС-3 «Внешнее взаимодействие» - это система модулей, предоставляющая студенту возможность взаимодействовать с другими студентами и сотрудниками образовательного учреждения по сбору мнений, замечаний и предложений, связанных с образовательным процессом.

Таким образом, модель студента позволит ему не потерять контакт с образовательным учреждением, повысить качество обучения и проводить обучение неограниченно долгое время, пока имеется желание. Модель преподавателя (МП) отображает основные функции сотрудника вуза, включающие в себя:

- обеспечение дистанционного обучения - от преподнесения информации и её закрепления с помощью решения задач до проведения личного и коллективного взаимодействия с учащимися в различных формах;

- проведение контрольных мероприятий - от выдачи и оценки контрольных заданий различных видов до ведения комментариев к выполненным контрольным заданиям;

- анализ статистической информации работы учащегося с учебными материалами.

В рамках механизма дистанционного обучения существует два вида преподавателей: «тьютор» -преподаватель, который взаимодействует со студентами посредством удалённого доступа; «очник» -преподаватель, который осуществляет обучение и контроль знаний при личном общении со студентами. Поэтому и модель преподавателя делится на две части: Модель тьютора и Модель преподавателя-очника.

Модель тьютора (МТ) включает функции, которые выполняет преподаватель при работе со студентом дистанционно. В этом случае основными его задачами являются: проконсультировать студента, провести с ним дистанционное обсуждение общих вопросов по тематикам дисциплины, проверить высылаемые ко н-трольные работы и выставить соответствующие рейтинговые оценки за работу студента в дистанционном режиме.

Блок МТ-1 «Взаимодействие». Различаются следующие формы интернет-взаимодействия со студентами:

- «Форум», когда тьютор объявляет тему общения со студентами и в диалоге развивает эту тему, обеспечивая тем самым более качественное освоение сложных вопросов материала;

- «Личное общение», когда тьютор имеет возможность ответить на вопросы лично конкретному студенту или группе студентов, а также инициировать личное общение с конкретным студентом;

- «Чат», когда тьютор в режиме реального времени проводит «быстрый» диалог» с группой студентов, используя короткие фразы;

- «On-line» - взаимодействие, когда тьютор видит активного студента и ведёт с ним личное общение в режиме реального времени;

- «Консультации», когда тьютор имеет возможность обсудить вопросы структуры курса дисциплины с преподавателями, также являющимися специалистами в данной области.

Блок МТ-2 «Контроль» предназначен для оценки знаний студентов по материалам, которые они изучают самостоятельно по следующим модулям:

- «Опросные листы» - здесь студент отвечает на комплексы вопросов, определённых тьютором по соответствующей дисциплине;

- «Автоматизированное тестирование» - здесь студент выполняет комплекс контрольных мероприятий в режиме компьютерного тестирования;

- «Проверка контрольных работ» - здесь тьютор получает выполненные в виде файла контрольные работы и выполняет их проверку;

- «Замечания и комментарии» - здесь студент знакомится с ошибками, которые он допустил при выполнении соответствующей работы;

- «Рейтинговые оценки» - здесь тьютор имеет возможность за активную работу студента определить ему рейтинговые оценки.

Блок МТ-3 «Информация» имеет модули:

- «Расписание форумов» - предназначен для размещения информации о проведении дистанционного обучения в форме форума, проводимого тьютором;

- «Расписание тестирования» - здесь тьютор может просмотреть сроки проведения тестирования;

- «Расписание контрольных работ» - здесь тьютор получает информацию о конечных датах сдачи контрольных работ;

- «Рейтинги студентов» - здесь тьютор может проанализировать рейтинговые результаты обучения студентов и принять решение о необходимости дополнительного взаимодействия со студентом.

Модель преподавателя-очника (МПО). Основной задачей преподавателя-очника является окончательная проверка знаний студентов после очередного этапа обучения, а также информирование студента о предстоящем обучении на новом этапе с акцентированием его внимания на ключевых моментах изучаемого материала.

В функции преподавателя-очника входит:

- получение статистики по обучению студентов в динамике;

- проведение контроля знаний;

- проведение обзорных лекций по предстоящему учебному блоку. Блок МПО-1 «Информация» содержит модули:

- «Рейтинги студентов» - аналитическая таблично-графическая информация в разрезе дисциплин, групп и индивидуально студента;

- «Расписание сессии» является основой для проведения сессии, позволяя спланировать последовательность проведения контрольных работ;

- «Параметры контроля» формируются преподавателем в соответствии с информацией по рейтингам полученных знаний студентами.

Блок МПО-2 «Проведение контроля знаний» определяет следующие контролирующие мероприятия:

- «Опросные листы» предполагают получение преподавателем-очником ответов студента на определённые теоретические вопросы;

- «Тестовые задания» предполагают получение некоторой базовой оценки по материалам курса;

- «Конкурсы» предполагают выполнение несколькими студентами некоторого задания на скорость, качество, мышление и т. д.;

- «Рейтинги» определяют рейтинговые оценки за выполнение контрольных мероприятий.

Блок МПО-3 «Обзорные лекции» предполагает информирование студентов о материале, который они будут изучать в блоке; блок включает следующие модули:

- «Программа обучения» иллюстрирует процесс освоения материала;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- «Теоретические материалы» представляются в электронной библиотеке и становятся доступными только в режиме очной сессии;

- «Иллюстративный материал» - это теоретический и практический материалы, на которые студенты должны обратить особое внимание.

Модель методиста делится на Модель организатора обучения и Модель разработчика курсов. Модель организатора обучения (МОО). Основная задача методиста по организации обучения заключается в контроле и обеспечении процесса обучения студентов, а именно: контроль за нахождением студентов на занятиях, обеспечение явки студентов на учебно-контролирующие мероприятия и контроль за выполнением ими контрольных мероприятий, ведение статистики выполнения работ и формирование комплекса статистических отчетов для проведения очных сессий.

Блок МОО-1 «Взаимодействие» обеспечивает выполнение работ по воздействию на студента и разрешению возникающих у студента проблем в соответствующих модулях:

- «Новости», где методист оповещает студентов о проводимых учебных мероприятиях;

- «Форум», где методист может ответить студентам на вопросы по организации учебного процесса. Блок МОО-2 «Информация» предоставляет сведения о студентах и преподавателях в модулях:

- «Списки групп» - здесь представлены персональные данные по каждому студенту;

- «Рейтинги» - здесь даётся информация об успеваемости студентов;

- «Списки преподавателей» - здесь предлагаются данные по каждому преподавателю.

Блок МОО-3 «Статистика» позволяет сформировать определённые отчётные формы для проводимых сессий и проведения анализа обучения студентов в соответствующих модулях:

- «Успеваемость» - здесь даётся отчёт по уровню обучения студентов;

- «Посещаемость» - здесь помещается информация о присутствии студентов на различных электронных мероприятиях, проводимых тьюторами.

Модель разработчика курса (МР). Методист по разработке учебного курса в рамках своей работы обеспечивает студентов необходимым методическим и учебным материалом, ведёт библиотеку по соответствующим курсам и контролирует соответствие материалов курсов тем тенденциям и направлениям, которые имеются в соответствующих областях деятельности человека и описываются в материалах. Блок МР-1 «Разработка» содержит учебную информацию в модулях:

- «Теоретические материалы» - здесь размещены материалы в определённом формате и доступные для чтения;

- «Контрольные работы» - здесь даётся перечень заданий для выполнения контрольных работ или работ по закреплению материала;

- «Тестовые задания» - здесь размещаются комплексы тестов;

- «Презентации» - здесь предлагается презентационный материал по курсу.

Блок МР-2 «Информация» позволяет методисту давать студенту сведения по соответствующему курсу и получать персональную информацию по дисциплинам и преподавателям. Этот блок делится на следующие модули:

- «Списки» - этот модуль даёт информацию о дисциплинах и преподавателях;

- «Новости» - здесь размещаются данные, присылаемые методисту от преподавателей;

- «Библиотека» - модуль содержит списки изучаемой литературы.

Блок МР-3 «Статистика» позволяет методисту получить аналитическую информацию о курсах; он включает модули:

- «Читаемость материалов» - даёт сведения о том, как часто и насколько долго студенты читают соответствующий теоретический или презентационный материал;

- «Контрольные работы» - здесь размещается информация о динамике выполнения соответствующих контрольных мероприятий;

- «Рейтинговая статистика» - здесь предлагается информация о качестве обучения студентов. Административная часть предлагаемого нами образовательного web-портала выполняет следующие задачи:

- распределение прав доступа пользователей к ресурсам портала;

- контроль целостности структуры базы данных и информационного наполнения с учетом спланированных структур данных;

- контроль работы пользователей системы;

- сбор статистики выполняемых пользователями операций;

- администрирование форумов, чатов и т. д.

Таким образом, разработанная модель образовательного web-портала ориентирована на помощь студентам и преподавателям в процессе обучения и преподавания, хранение необходимых учебных материалов на сервере, поддержку связи со специалистами, нахождение в курсе информационных новостей. Реализация предлагаемой модели образовательного web-портала в целом даёт возможность, по нашему убеждению, получить качественное образование в вузах.

Библиографический список

1. Основы открытого образования. В 4-х тт. Т. 1. / А. А. Андреев, С. Л. Каплан, Г. А. Краснова и др.- Российский государственный институт открытого образования. - М.: НИИЦ РАО, 2002. - 676 с.

2. Абрамов, А. Г. Портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» / А. Г. Абрамов, М. В. Булгаков, А. Д. Иван-ников, А. В. Сигалов // Информационные технологии в науке, образовании, искусстве: сб. науч. статей. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - С. 35-39.

3. Волков, Д. И. Концепция проекта корпоративного научно-образовательного портала / Д. И. Волков, П. Д. Волков // Интернет-порталы: содержание и технологии: сб. науч. статей. Вып. 2 / редкол.: А. Н. Тихонов (пред.) и др.; ГНИИ ИТТ «Информика». - М.: Просвещение, 2004. - С. 94-130.

4. Гридина, Е. Г. Рубрикатор общего образования и его место в среде навигации портала общего образования для различных групп пользователей / Е. Г. Гридина, М. С. Цветкова // Интернет-порталы: содержание и технологии: сб. науч. статей. Вып. 1 / редкол.: А. Н. Тихонов (пред.) и др.; ГНИИ ИТТ «Информика». - М.: Просвещение, 2003. - С. 498-510.

5. Лобачёв, С. Л. Российский портал открытого образования / С. Л. Лобачёв, В. И. Солдаткин // Интернет-порталы: содержание и технологии: сб. науч. статей. Вып. 1 / редкол.: А. Н. Тихонов (пред.) и др.; ГНИИ ИТТ «Информика». - М.: Просвещение, 2003. - С. 182-218.

© Артюшкин О. В., Романюк В. В., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.