Научная статья на тему 'Особенности организации дистанционного обучения в аграрном вузе (опыт Орловского государственного аграрного университета имени Н. В. Парахина)'

Особенности организации дистанционного обучения в аграрном вузе (опыт Орловского государственного аграрного университета имени Н. В. Парахина) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛАБОРАТОРИЯ ДО / ПРОГРАММА ELEARNING SERVER / СТАНДАРТНЫЙ УЧЕБНЫЙ КУРС / РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ / DISTANCE TRAINING / DT LABORATORY / ELEARNING SERVER PROGRAM / STANDARD TRAINING COURSE / PROBLEM RESOLUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гуларян Артем Борисович

Разработав свою собственную инновационную программу, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В.Парахина начал эксперимент по внедрению дистанционного обучения на Экономическом факультете. Разработчикам дистанционных курсов пришлось решить немало проблем, прежде чем эксперимент был признан успешным. В настоящее время дистанционное обучение внедрено на всех факультетах Орловского аграрного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Features Of The Organization Of Distance Learning In Agrarian Higher Education Institution (Experience of Orel State Agricultural University named after N.V. Parakhin)

Having developed the own innovative program, the Oryol State Agricultural University named N.V.Parakhin began an experiment on implementation of distance training on Economics faculty. The developers of remote rates had to solve many problems before the experiment was recognized as successful. Now distance training is implemented at all faculties of the Oryol Agricultural University.

Текст научной работы на тему «Особенности организации дистанционного обучения в аграрном вузе (опыт Орловского государственного аграрного университета имени Н. В. Парахина)»

Гуларян А.Б. Особенности организации дистанционного обучения в аграрном вузе (Опыт Орловского государственного аграрного университета имени Н.В. Парахина) // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2016. - Спецвыпуск №2. - URL http://e-journal.omgau.ru/index.php/spetsvypusk-2/31-spets02/420-00169. - ISSN 2413-4066

УДК 378.018.43:004

Гуларян Артем Борисович

Кандидат исторических наук, доцент

ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет им. Н.В.Парахина, г.Орел gugachohan@mail.ru

Особенности организации дистанционного обучения в аграрном вузе (Опыт Орловского государственного аграрного университета имени Н.В. Парахина)

Аннотация: Разработав свою собственную инновационную программу, Орловский государственный аграрный университет имени Н.В.Парахина начал эксперимент по внедрению дистанционного обучения на Экономическом факультете. Разработчикам дистанционных курсов пришлось решить немало проблем, прежде чем эксперимент был признан успешным. В настоящее время дистанционное обучение внедрено на всех факультетах Орловского аграрного университета.

Ключевые слова: дистанционное обучение, лаборатория ДО, программа eLearning Server, стандартный учебный курс, решение проблем.

В 2005 году Президент Российской Федерации В.В.Путин объявил о начале осуществления приоритетных национальных проектов, в том числе национального проекта «Образование». В числе прочего этот проект предусматривал дальнейшую компьютеризацию и информатизацию школы, и стимулирование инноваций в высшем образовании.

Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний - за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственного учебного процесса и производства.

Можно сказать, что инновационное образование ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем - по мере необходимости - приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое образование должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное.

Система образования в инновационном вузе должна быть открыта современным научным исследованиям и современной экономике. В учебном плане такого вуза должны присутствовать такие формы обучения, как проектные разработки, тренинги, стажировки на производстве, в научно-исследовательских организациях. Технологическое оснащение учебного процесса должно соответствовать уровню передовой науки.

В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов:

• разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики;

• проведение исследований фундаментального и прикладного характера;

• использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.

В декабре 2005 года была сформирована система критериев по оценке инновационных программ вузов, и объявлен конкурс на право называться инновационным учебным заведением. Одним из победителей конкурса стал ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет» которому в этом году присвоено имя Н.В.Парахина. Победу в этом конкурсе ему обеспечила не только представленная инновационная образовательная программа в животноводстве, но и разработка и внедрение системы дистанционного обучения в вузе.

Эксперимент по внедрению системы дистанционного обучения (ДО) был начат в 2005 году на заочном отделении Экономического факультета университета. Его целью было повышение эффективности работы преподавателей со студентами заочниками. В структуре факультета была создана лаборатория дистанционного обучения. Для создания дистанционных курсов был закуплен программный продукт eLearning Server, разработанный компанией «ГиперМетод», с 1999 года занимающийся разработкой программного обеспечения систем дистанционного обучения. В дальнейшем эта программа хорошо зарекомендовала себя. Для преподавателей были организованы курсы для овладения приемами работы с электронной оболочкой. Началась кропотливая работа по созданию электронных учебных курсов по дисциплинам общеобразовательного цикла.

При разработке курсов дистанционного обучения нами соблюдались следующие методические правила. Стандартный курс учебной дисциплины состоит из: инструктивного блока, информационного блока (системы информационного наполнения ресурса), контрольного блока (механизма тестирования и оценки), коммуникативного блока (системы интерактивного преподавания) и управляющей системы, объединяющей все это воедино. Курсы дистанционного обучения разрабатывались на модульной основе: каждый модуль -это стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени, или - зачетная единица, качество работы с которой фиксируется курсовыми и контрольными работами, а также тестовыми, зачетными и экзаменационными средствами.

По каждому курсу определялся календарь: срок обучения, сроки прохождения разделов, сроки тестирования, даты виртуальных семинаров, написания рефератов, предельные сроки сдачи контрольных заданий и т.д. [1, 239.]

Методические рекомендации по созданию дистанционных курсов единогласно советуют также строить методические пособия таким образом, чтобы обучающийся мог перейти от деятельности, выполняемой под руководством преподавателя, к деятельности, организуемой самостоятельно, к максимальной замене преподавательского контроля самоконтролем. Поэтому, по мнению методистов, они должны содержать подробное описание рациональных приемов описанных видов деятельности, критериев правильности решений, рекомендации по эффективному использованию консультаций. [1, 239.]

В результате созданные в нашем университете дистанционные курсы первоначально состояли из следующих блоков:

• Введение с краткой характеристикой содержания модуля, цели изучения модуля и выходные требования.

• Текст дисциплины в виде лекций, представляющих собой документы Microsoft Word.

• Тестовые задания на закрепление знаний и выявление глубины понимания материала отдельных тем модуля (лекций). Автор использовал простейший вариант тестирования со случайной подачей вопросов.

• Заключительный тест (Экзаменационный) - по всем модулям курса.

• Все три компонента увязывает между собой электронное расписание, в котором проставляются занятия для студентов.

• Тесты проверки остаточных знаний - ставятся в расписание на следующий семестр с целью проверки закрепления знаний по предмету.

• Литература - список рекомендованной основной и дополнительной литературы, которую автор рекомендовал осваивать одновременно с лекциями.

• Творческие задания - курсовые работы, выполняемые студентами самостоятельно, но по вопросам, предложенным преподавателем.

• Связь с преподавателем - электронная почта, форум, чат. [1, 240; 2. 140.]

Это был очень скромный по сравнению с электронными возможностями ресурса eLearning Server 2.2, план курсов. Но, несмотря на скромность и простоту, первоначально даже он вызвал затруднения как у студентов-заочников, так и преподавателей.

Возникшие при переходе на ДО затруднения можно было разделить на дидактические и технические.

К дидактическим можно отнести проблемы освоения студентами пользовательского уровня оболочки eLearning Server 2.2, поскольку это предполагало (и предполагает) освоение протоколов общения с программой. Главной же технической проблемой стала слабость каналов Internet в Орле и Орловской области и общая неразвитость информационных технологий в стране в то время. Выяснилось, что многие студенты заочного отделения, живущие в основном в сельской местности, не имеют internet-подключения на своем компьютере или не имеют компьютера как такового. [3, 5; 4, 122.] Сейчас это утверждение может вызвать улыбку, но одиннадцать лет назад качество Интернета в провинции было большой проблемой.

Поэтому задача полного перехода к дистанционному обучению, когда преподаватель и студент разделены пространственно, и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных телекоммуникационных технологий, перед участниками эксперимента сразу не ставилась. Введение в ДО (инструктивный блок), решено было давать студентам в виде традиционных лекций с объяснением материала. Эти лекции проводились в два этапа: сначала методист лаборатории ДО совместно с программистом объясняли обучающимся принципы работы с системой eLearning Server 2.2, а потом преподаватели объясняли структуру своих курсов (каждый - отдельно). [1, 241.] Описанная практика закрепилась, и используется и в настоящее время

Технические проблемы решались путем распространения учебных материалов на лазерных дисках и организацией internet-тестирования прямо в компьютерной лаборатории

ДО.

По той же причине (слабость каналов Internet в регионе) электронные лекции в виде документов Word оказались удобнее гипертекстовых Web-страниц, создание которых допускает eLearning Server 2.2. Работа в Internet показывает, что не стоит делать Web-страницы очень большими. По возможности не следует использовать рисунки во весь экран. Не следует перегружать Web-страницы большим количеством рисунков. Большие по объему страницы, насыщенные графическими элементами, требуют большого времени для загрузки информации по сети Internet на компьютер пользователя, и делают процесс обучения неудобным. При обрыве связи пользователь вынужден заново загружать Web-страницы. [4, 123.]

По этой же причине пришлось снять временные ограничения при прохождении тестов, ибо многие студенты жаловались, что время загрузки страницы браузера с вопросом по телефонной линии зачастую превышает время, отведенное на ответ. По этой же причине (обрыв соединения или самопроизвольное закрытие браузера) пришлось увеличивать количество попыток прохождение теста. Однако при этом упала дидактическая эффективность курса. [4, 123.]

Поэтому итоговая аттестация по дисциплинам, вынесенным на дистанционный курс, первые два года эксперимента зачастую проводилась традиционным способом: без привлечения подготовленной электронной системы опроса.

Несмотря на все эти несоответствия и нестыковки, опыт внедрения дистанционного курса на Экономическом факультете был признан руководством университета успешным.

Возникшие проблемы коллектив Экономического факультета решал комплексно, систематически. Дорабатывались и улучшались электронные курсы дистанционного обучения. Совершенствовалась методика преподавания на дистанционном обучении. В настоящее время в рабочих программах окончательно разделены аудиторные занятия и собственно дистанционный курс. Аудиторные занятия проводятся исключительно в активной форме, а дистанционный курс предусматривает промежуточный контроль преподавателя за Internet-тестированием студентов. [2, 141.]

Развитие в Орле телекоммуникаций (появление наряду с «РосТелекомом» других провайдеров («Стрим», «Netbenet» «Beeline» «МТС»), прокладка телевизионных и Internet-кабелей) позволило уйти от телефонных соединений и существенно улучшить качество Internet-подключений. По городу были проложены кабельные сети телевидения и Интернета. Кардинально улучшилось качество связи в области. Орловский аграрный университет внес свою лепту в процесс улучшения телекоммуникаций, проложив в Экономическом факультете оптоволоконный канал передачи данных. [5, 217.] В настоящее время скорость передачи сигнала не является препятствием для работы с оболочкой.

Опыт Экономического факультета по дистанционному обучению студентов-заочников в настоящее время распространен на другие факультеты Орловского государственного аграрного университета имени Н.В.Парахина. В 2014 году в компании «Гиперметод» была закуплена новая оболочка eLearning Server 4G, существенно расширившая возможности по созданию электронных курсов (проведение не только чата, но и видеоконференций, размещение видеолекций, возможность помещения электронных изображений в тестах и т.д.). [6, 120.] Теперь наряду с файлами лекций в формате Word используются файлы PDF. В модули тем включены компьютерные презентации и видеоролики. Для дисциплин естественно-математического цикла смоделированы виртуальные лабораторные практикумы. При тестировании используются не только закрытые вопросы и вопросы на соответствие, но и кейс-задания. [6, 201.] Оболочка размещена на Образовательном портале Орловского ГАУ (адрес: http://80.76.178.26/) и все студенты как заочного, так и очного отделения получают доступ к этому порталу. Многие преподаватели зачисляют на свои курсы не только заочников, но и очников, справедливо полагая, что внутреннее тестирование является важной частью подготовки к прохождению тестов на ФЭПО, что является необходимым условием аккредитации Основных образовательных программ.

Все это позволяет считать опыт внедрения ДО в ФГБОУ ВО «Орловский государственный аграрный университет имени Н.В.Парахина» успешным.

Ссылки на источники:

1. Гуларян А. Б. Организация дистанционного обучения по дисциплинам гуманитарного цикла в Орловском аграрном университете // Инновационнве технологии в образовании. Сборник статей. - Орел, ООО «Картуш», 2008. - С.237-242.

2. Гуларян А.Б., Коломейченко А.С. Опыт внедрения дистанционного обучения в инновационном вузе // Образование: традиции и инновации. Материалы международной научно-практической конференции. - Прага, 2013. - C.138-142.

3. Гуларян А. Б. Проблемы введения дистанционного обучения в Орловском аграрном университете // Материалы II международной научно-практической конференции «Научный прогресс на рубеже тысячелетий - 2007». - Днепропетровск, Наука и образование, 2007. - Т. 6., С.3-6.

4. Гуларян А.Б. Проблемы использования информационных технологий в дисциплинах «Социология» и «Политология» // Известия Орел ГТУ. Серия «Информационные системы и технологии. - 2007. - № 4. - С. 121-124.

5. Гуларян А.Б. Опыт использования информационных технологий в работе преподавателей кафедры философии и истории //Инновации в образовании. Материалы V Международной научно-практической конференции «Инновации в образовании», Орел, 5 мая 2013 года. - Орел, ООО «Модуль К», 2013. - С.216-218.

6. Гуларян А.Б. Разработка тестового контроля в системе дистанционного обучения // Инновации в образовании. Материалы VII Международной научно-практической конференции. Сборник. - Орел, Изд-во Орел ГАУ. 2015. - С.199-202.

Artem Gularyan

PhD in history, Assistant Professor Department of humanitarian disciplines Orel State Agriculture University named N.V.Parakhin, Orel

The Features Of The Organization Of Distance Learning In Agrarian Higher Education

Institution

(Experience of Orel State Agricultural University named after N.V. Parakhin)

Abstract. Having developed the own innovative program, the Oryol State Agricultural University named N.V.Parakhin began an experiment on implementation of distance training on Economics faculty. The developers of remote rates had to solve many problems before the experiment was recognized as successful. Now distance training is implemented at all faculties of the Oryol Agricultural University.

Keywords: distance training, DT laboratory, eLearning Server program, standard training course, problem resolution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.