Научная статья на тему 'Бланкетная норма как общеправовой феномен'

Бланкетная норма как общеправовой феномен Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1517
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Николай Викторович

В работе представлены аргументы в пользу признания бланкетной нормы явлением общеправового порядка. Отдельное внимание уделено важности проведения комплексного общетеоретического исследования бланкетной нормы. Обращено внимание на значение бланкетной нормы как средство профилактики противоречий и коллизий в правовой системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бланкетная норма как общеправовой феномен»

TPMsvHa молодого vvtHoro

H.B. Иванов

Иванов Николай Викторович — курсант 502 учебной группы Нижегородской академии МВД России

E-mail: na-mvd@yandex.ru

Бланкетная норма как общеправовой феномен

В работе представлены аргументы в пользу признания бланкетной нормы явлением общеправового порядка. Отдельное внимание уделено важности проведения комплексного общетеоретического исследования бланкетной нормы. Обращено внимание на значение бланкетной нормы как средство профилактики противоречий и коллизий в правовой системе.

Бланкетная норма достаточно автономное, своеобразное и одновременно с этим малоисследованное явление современной правовой действительности. Это не только значимое звено категориальной структуры российской правовой системы, но и весомый элемент правотворческого и правоприменительного процессов. Только на первый взгляд представляется простым и не требующим специального исследования вопрос о сущности бланкетной нормы. Между тем за рамками поверхностного осмысления и механического, сугубо технического подхода к реализации бланкетных норм остаются многие глубинные аспекты бытия одного из наиболее массовых юридических средств.

Бланкетная норма представляет собой специфическое средство связи нормативных правовых актов различной юридической силы, метод контакта законов с другими правовыми актами. При помощи бланкетного метода решается задача текстуальной экономии и компактности нормативного правового акта, исключается дублирование законодательного материала. Применение бланкетных норм обеспечивает субъектов возможностью системной реализации различных отраслевых норм, комплексного использования определений, терминов, судебных решений. В своей сущности бланкетные формулы законодательных статей, как, впрочем, и законодательные оговорки, примечания, приложения в законах выступают разновидностями адреса отсылки, то есть того места, где находится недостающая правовая информация. В.Н. Карташов верно указывает, что «бланкетные диспозиции полностью не излагают правила поведения, а отсылают для ознакомления с ними к определенного рода инструкциям, положениям и т. д.»1.

Приходится констатировать, что к настоящему моменту логико-гносеологический статус «бланкетной нормы», ее роль для процессов правового регулирования до сих пор не определены. В отечественном правоведении даже в первом прибли-

This paper presents the arguments in favor of recognizing the phenomenon of general legal norms blanket order. Special attention is paid to the importance of conducting a comprehensive study of the general theoretical blanket rule. Attention is paid to the value of blanket rule as a means of preventing conflicts and conflicts in the legal system.

жении нет ни одной исследовательской работы по данной проблематике2. Смысл функциональной ценности бланкетной нормы в сугубо прикладном аспекте остается не раскрытым. На этом пути важным видится анализ проблем исполнения бланкетных предписаний, обязательности содержащихся в них указаний. Потребность в таком анализе назрела давно.

В отсутствие должного внимания со стороны ученых и практиков к проблемам реализации бланкетных норм все более заметным становится рост негативных явлений, сопровождающих данный феномен. На это уже несколько лет обращается внимание на различных уровнях власти. Так, в докладе Совета Федерации Федерального Собрания РФ 2004 года «О состоянии законодательства в Российской Федерации» отмечено, что «наиболее существенными недостатками в 2004 году принятых законодательных актов и законодательного процесса являются... большое количество бланкетных норм в принятых законах, что приводит к появлению множества подзаконных актов, регулирующих правовые отношения вместо законов»3.

Недооценка или переоценка роли бланкетных норм в конечном итоге подрывают доверие к данному технико-юридическому методу. Так, Постановление Правительства РФ от 5 марта 2009 года № 196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» вообще относит бланкетные нормы к коррупционным факторам, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их4.

Другой пример. Согласно Приказу МВД РФ от 5 января 2007 года № 5 «Об утверждении Основ-

Иванов Н.В. Бланкетная норма как общеправовой феномен

Иванов Н.В. Бланкетная норма как общеправовой феномен

ных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007—2010 годы» «качество законодательства Российской Федерации, регулирующего сферу внутренних дел, не в полной мере соответствует современным требованиям», так как «содержит значительное количество бланкетных, а также дублирующих и противоречащих друг другу норм»5.

Бланкетная норма — универсальный элемент юридической техники, функционально соединяющий в себе как признаки особого технико-юридического средства (инструмента), так и признаки специфического технико-юридического метода.

Феномен «бланкетная норма» фигурирует практически во всех фундаментальных отраслях действующего российского права, на всех уровнях федеративной структуры государства, в связи с чем обоснованно вести речь о том, что это общеправовое явление, обладающее широким функциональным арсеналом, что предполагает его четкую фиксацию в системе российского права и должное научно-методическое освещение.

Будет неверным признавать, что бланкетная норма выступает внешним дополнением к исходной норме. Это ее неотъемлемая часть, указывающая не только на место нахождения конкретной недостающей единицы, но и формы, условия и следствия ее реализации. Бланкетная норма позволяет логически суммировать различно расположенные части в общее правило. Благодаря этому устанавливаются не только внутренние логические взаимосвязи элементов норм права, но и фиксируются внешние конструкционные связи нескольких норм, в целом правовых актов6.

Бланкетная норма служит целям обеспечения реализации сложных по своей конструкции и объемных по содержанию правовых предписаний, заключает в себе два компонента, один из которых исходная норма, а второй — бланкетный адрес на иные источники. В таком ракурсе бланкетная норма предстает как технико-юридический ориентир, чем снимается неопределенность и устанавливается однозначность используемых актов.

Согласно статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЭ «Об альтернативной гражданской службе»7:

«1. Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации, применя-

емое в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом».

В этой связи следует подчеркнуть, что бланкетная норма вызывает возникновение, изменение либо прекращение как общих, так и конкретных правоотношений, а нарушение ее требований, как, впрочем, и любой иной нормы, влечет неблагоприятные юридические последствия, различные меры государственного принуждения. Поэтому в общеправовом ракурсе бланкетная норма является нормативным, обязательным правилом юридической адресации. Будучи зафиксированным в исходной норме, бланкетный адрес ограничивает усмотрение субъектов в выборе других правовых источников.

Важнейшая сторона реализации бланкетных норм связана с вопросами международно-правового плана. Значительная часть международных актов содержат бланкетные нормы, имеющие обязательный для государств характер. Так, статья 2 Конвенции о согласии на вступление в брак, брачном возрасте и регистрации браков (Нью-Йорк, 10 декабря 1962 г.)8 гласит: «Участвующими в настоящей Конвенции государствами издаются законодательные акты, устанавливающие минимальный брачный возраст. Не допускается заключение брака с лицом, не достигшим установленного возраста, кроме тех случаев, когда компетентный орган власти в интересах сторон, вступающих в брак, разрешает сделать из этого правила о возрасте исключение по серьезным причинам».

Бланкетные нормы служат инструментом профилактики противоречий и коллизий в правовой системе. Они позволяют закрепить иерархические приоритеты даже в том случае, когда речь идет о законах равной юридической силы. Статья 1 Лесного кодекса РФ от 29 января 1997 года № 22-ФЗ9 определяет содержание лесного законодательства Российской Федерации: «В соответствии с Конституцией Российской Федерации лесное законодательство Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Лесное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации».

Бланкетная норма не просто широко распространенный феномен юридической сферы, но и оптимальное средство закрепления взаимосвязи юридических актов. Наличие таких норм вызывает для их реализации дополнительное правотворчество, активизирует

15П

Юридическая наука и практика

деятельность законодательного корпуса, придает правотворческому процессу облик планового проектного конструирования, чем во многом устраняется про-бельность и ошибочность законодательства.

Бланкетный метод эффективен в механизмах исключения из правового массива устаревших либо исчерпавших свой регулятивный потенциал правовых актов. Статья 70 Федерального закона от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»10 признала утратившими силу: «1) Федеральный закон от 22 июня 1998 года № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 26, ст. 3006);

2) Федеральный закон от 2 января 2000 года №5-ФЗ «О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон «О лекарственных средствах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, № 2, ст. 126)».

В общеправовом концептуальном ракурсе бланкетные нормы обеспечивают согласование законов, позволяют устанавливать связи разнообразных правовых актов, тем самым обеспечивают поступательный ход систематизации. В этой связи юридическая ценность бланкетных норм заключается в предотвращении разрывов и пробелов в общей конструкции законодательства и в целом правовой системы.

Примечания

1. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: В 2 т. — Ярославль, 2005. — Т. 1. — С. 127—128.

2. См.: Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник. — М., 2006; Головистикова А.Н. Теория государства и права / А.Н. Головистикова, Ю.А. Дмитриев. — М., 2007; Енгибарян Р.В. Теория государства и права / Р.В. Енгибарян, Ю.К. Краснов. — М., 2007; Алексеев С.С. Государство и право: Учебное пособие. — М., 2008. — С. 112.

4. СЗ РФ. — 2005. — № 12. — Ст. 975.

4. См.: Пункт 7 Постановления Правительства РФ от 5 марта 2009 года № 196 «Об утверждении методики проведения экспертизы проектов нормативных правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции» // СПС «Гарант».

5. См.: Приказ МВД РФ от 5 января 2007 года № 5 «Об утверждении Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Федерации на 2007—2010 годы» // СПС «Гарант».

6. См.: Информационный перечень о федеральных законах, которые применяются арбитражными судами в соответствии с содержащимися в Арбитражном процессуальном кодексе Российской Федерации бланкетными нормами, содержит Письмо Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 мая 2004 года № С1-7/УП-600 // http://www.rnk.ru

7. СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.

8. ООН. Резолюции Генеральной Ассамблеи на XVII сессии. — Нью-Йорк, 1963. — С. 32.

9. СЗ РФ. — 1997. — № 5. — Ст. 610.

10. СЗ РФ. — 2010. — № 16. — Ст. 1815.

O.A. Иванова

Иванова Оксана Александровна — старший оперуполномоченный ООРИ Управления МВД России по г. Нижнему

Новгороду, соискатель кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права Нижегородской академии МВД России

E-mail: natka22008@yandex.ru

Механизмы противодействия нарушениям трудового законодательства в России и за рубежом: сравнительно-правовой анализ

В статье анализируется зарубежный опыт противодействия деяниям, состоящим в нарушениях законодательства о труде, рассматриваются проблемы правоприменения норм российского и зарубежного трудового законодательства, делаются выводы о перспективах совершенствования законодательства в сфере охраны труда.

In this article the author analyzes the international experience of countering acts of disrupting the labour laws, it considers the problems of enforcement of russian and foreign labour law. The authour makes conclusions about the prospects of the legislative improvement in the field of labour safety.

Несвоевременная и не в полном размере оплата труда работников — грубое нарушение работодателем не только основополагающих норм

Трудового кодекса РФ (ст. 2, 21, 22), но и обязательного условия трудового договора (ст. 56 и 57 ТК РФ).

Иванова O.A. Механизмы противодействия нарушениям трудового законодательства в России и за рубежом: сравнительно-правовой анализ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.