Научная статья на тему 'БЛАГОЗВУЧИЕ КАК БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МУЗЫКАНТА'

БЛАГОЗВУЧИЕ КАК БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МУЗЫКАНТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА / МУЗЫКАНТ / МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЗВУК / ВОСПРИЯТИЕ / БЛАГОЗВУЧИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мирная Р.Р.

Проблема исполнительской культуры музыканта остается актуальной, так как является абсолютным показателем профессионализма и условием успешной реализации творческой деятельности. Изучение феномена исполнительской культуры музыканта невозможно без выявления ее сущностных характеристик, которые свидетельствуют о междисциплинарном подходе в ее формировании. В качестве базового компонента презентации исполнительской культуры ее носителем и творцом выступает «благозвучие», которое, в свою очередь, основывается на разных технических, акустических и социальных условиях. Благозвучие рассматривается в контексте условий его восприятия слушателем, эстетической оценки звукового идеала и способствует высокому качеству звучания музыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EUPHONY AS A BASIC COMPONENT OF A MUSICIAN’S PERFORMING CULTURE

The problem of the musician’s performing culture remains relevant, as it is an absolute indicator of professionalism and a condition for the successful implementation of creative activity. The study of the phenomenon of a musician’s performing culture is impossible without identifying its essential characteristics, which indicate an interdisciplinary approach in its formation. As a basic component of the presentation of performing culture, its carrier and creator is «euphony», which in turn is based on different technical, acoustic and social conditions. Euphony is considered in the context of the conditions of its perception by the listener, aesthetic evaluation of the sound ideal and contributes to the high quality of the sound of music.

Текст научной работы на тему «БЛАГОЗВУЧИЕ КАК БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ МУЗЫКАНТА»

9. Training outcome in future professional voice users after 18 months of voice training / B. Timmermans [et al.] // Folia Phoniatr. Logop. - 2004. - Vol. 56 (2). - P. 120-129.

10. VilkmanE. Voice problems at work: A challenge for occupational safety and health arrangement // Folia Phoniatr. Logop. - 2000. - 52(1-3). - P. 120-125.

References:

1. Barhatova I.B. Gigiena golosa dlya pevcov: uchebnoe posobie. -6-e izd., stereotip. - SPb.: Planeta muzyki, 2020. - 128 s. - Elektronnyj resurs.- URL: https://e.lanbook.com/book/127048 (data obrashcheniya: 01.06.2022).

2. Vasilenko YU.S. Golos. Foniatricheskie aspekty. - M.: Dipak, 2013. - 396 s.

3. Mal'ceva E. Otolaringolog nazval opasnoe posledstvie «Omikrona» dlya golosa // URA.RU: [sajt]. - 2022. -31 yanvarya.- URL: https:// ura.news/news/1052530290 (data obrashcheniya: 27.05.2022).

4. Morozov V.P. Rezonansnaya tekhnika peniya i rechi: metodiki master-ov.Sol'noe,horovoepenie,scenicheskayarech'.-M.:Kogito-Centr,2013. - 440s. - (Iskusstvo i Nauka).- Elektronnyj resurs.-URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226884(data obrashcheniya: 30.03.2022).

5. Orlova O.S. Narusheniya golosa: ucheb.posobie. - M.: AST: Astrel', 2008. - 220 s.

6. Pryanishnikov I.P. Sovety obuchayushchimsya peniyu: uchebnoe posobie. - 10-e izd., stereotip.- SPb.: Planeta muzyki, 2020. - 144 s. - Elektronnyj resurs // Lan': elektronno-bibliotechnaya sistema.- URL: https://e.lanbook.com/book/140677(data obrashcheniya: 27.05.2022).

7. RudinL.B.Rukovodstvopogolososberezheniyu(mediko-profilakticheskayatekhnologiya). - M.:Granica, 2020. - 496 s.: il.

8. II Kongress Rossijskoj obshchestvennoj akademii golosa «Golos: mezhdisciplinarnye problemy. Teoriya i praktika» : sbornik nauchnyh trudov. - M.: Granica, 2009. - 324 s.: il.

9. Training outcome in future professional voice users after 18 months of voice training / B. Timmermans [et al.] // Folia Phoniatr. Logop. - 2004. - Vol. 56 (2). - P. 120-129.

10. VilkmanE. Voice problems at work: A challenge for occupational safety and health arrangement // Folia Phoniatr. Logop. - 2000. - 52(1-3). - P. 120-125.

УДК 378.147.88

Р.Р. Мирная

БЛАГОЗВУЧИЕ КАК БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ

КУЛЬТУРЫ МУЗЫКАНТА

Проблема исполнительской культуры музыканта остается актуальной, так как является абсолютным показателем профессионализма и условием успешной реализации творческой деятельности. Изучение феномена исполнительской культуры музыканта невозможно без выявления ее сущностных характеристик, которые свидетельствуют о междисциплинарном подходе в ее формировании. В качестве базового компонента презентации исполнительской культуры ее носителем и творцом выступает «благозвучие», которое, в свою очередь, основывается на разных технических, акустических и социальных условиях. Благозвучие рассматривается в контексте условий его восприятия слушателем, эстетической оценки звукового идеала и способствует высокому качеству звучания музыки.

Ключевые слова: исполнительская культура, музыкант, музыкальный звук, восприятие, благозвучие Raushania R. Mirnaya EUPHONY AS A BASIC COMPONENT OF A MUSICIAN'S PERFORMING CULTURE The problem of the musician's performing culture remains relevant, as it is an absolute indicator of professionalism and a condition for the successful implementation of creative activity. The study of the phenomenon of a musician's performing culture is impossible without identifying its essential characteristics, which i ndicate an interdisciplinary approach in its formation. As a basic component of the presentation of performing culture, its carrier and creator is «euphony», which in turn is based on different technical, acoustic and social conditions. Euphony is considered in the context of the conditions of its perception by the listener, aesthetic evaluation of the sound ideal and contributes to the high quality of the sound of music.

Key words: performing culture, musician, musical sound, perception, euphony

Введение

В современном музыкознании и музыкальной педагогике освещаются различные подходы, по-разному объясняющие пути формирования исполнительской культуры и основанные на профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей. Творческому раз-

витию исполнителей способствует разновек-торная направленность и процессы взаимодействия высокопрофессионального и массового искусства в музыке. Массовая музыка, расширяя сферы социального функционирования упрощается и становится все более доступной для восприятия. В таких условиях

появляются проблемы сохранения высокой и народной музыки, которую постепенно поглощает массовая культура, а также увеличивается роль исполнительской культуры музыканта в контексте современного общества.

Исполнительская культура музыканта предполагает наличие эстетических ценностей и идейного содержания, презентует уникальный исполнительский опыт и зависит от углубления процессов восприятия и воспроизведения, которые связаны с мышлением и личностным развитием исполнителей. На меру углубления этих процессов может эффективно влиять направленность преподавателей, заинтересованных в поисках, экспериментах и научных открытиях. В попытках постичь процесс слухового восприятия, возникают вопросы изучения условий, которые являются важным фактором воспитания исполнительской культуры музыканта.

Научная новизна исследования состоит в выявлении неизученного понятия «благозвучие» и его роли в исполнительской культуре музыканта.

Материалы и методы

Исследование исполнительской культуры музыканта подразумевает не только изучение музыковедческих и педагогических дисциплин, существует необходимость изучения технологической стороны ее презентации социуму. В этой связи возникает потребность в корректировке содержания существующих образовательных программ и разработке новых социокультурных моделей, повышающих уровень исполнительской культуры музыканта и основанных на междисциплинарно-сти и интеграции.

В качестве материалов использован прогрессивный опыт работы звукозаписывающей студии «М1гпуу-Рго» в лице музыканта, гитариста, аранжировщика, композитора, саунд-продюсера и звукорежиссера Виталия Мирного. Основополагающими для данного исследования стали методы анализа, синтеза, моделирования.

Литературный обзор

Целью данного исследования является изучение феномена исполнительской культуры музыканта, как высокого качества исполнения музыки, и в выявлении компонента «благозвучие» в контексте воспроизведения музыкального звука.

Теоретической основой исследования явились научные труды по философии и педагогике И.Б. Серебряной [2], Л.А. Сладковой [3], Г.

Фуцзи [1], Ц. Ханя [4], О.В. Шапиро [5; 6], А.А. Шибановой [7], С.С. Юферева [8].

Проблемы, связанные с развитием исполнительской культуры музыкантов (инструменталистов и вокалистов), отражены в работах В.Г. Борисевича, Р.З. Комурджи, У Линьсян, Н.Х. Нургаяновой, В.В. Орловой, Е.А. Пащенко, Е.А. Сибиренковой, Т.Д. Смелковой и др.

Результаты

Анализ педагогической, музыковедческой и философской литературы на предмет изучения исполнительской культуры музыканта показал, что в попытке эксплицировать данную дефиницию применяются различные научные идеи и интерпретации. Переосмысление феномена исполнительской культуры музыканта способно обогатить общественное сознание и дидактику, и раскрыть закономерности ее воспитания в музыкальной практике.

В попытках осмыслить базовое определение «исполнительской культуры музыканта» посредством категориального анализа и изучения релевантной научной литературы, анализируя и обобщая различные трактовки в педагогическом контексте, можем соотнести ее с тремя основными пониманиями: 1. Как сложной семиотической системы (с собственным меняющимся языком, символами, интонациями и знаками), определяющей стилевое направление текста, транслирующей и ретранслирующей опыт и являющейся инструментом взаимодействия; 2. Как совокупность всех видов музыкальной деятельности (от педагогики до музыкознания, все стилистическое и жанровое разнообразие музыки) с классификацией подходов - оценочного (от низкой до высокой музыкальной культуры), жанрового (от классики до популярной музыки); 3. Как совокупный показатель результативности развития музыканта во всех видах деятельности (профессиональное, общеэстетическое, интеллектуальное, психоэмоциональное, духовное) [1, с.177]. Опираясь на указанные выше понимания, можем сделать выводы о синкретичной природе исполнительской культуры, обладающей интерпретатив-ностью, и основанной на единстве восприятия и созидания.

А.А. Шибанова делает акцент на важнейших компонентах исполнительской культуры музыканта, являющихся основой профессионального роста исполнителя, и связанных с раскрытием комплекса технических, деятель-ностно-созидательных, художественно-

образных, личностно-творческих, ценностно-

ориентационных, коммуникативных, познавательно-воспитательных элементов: личностный, включающий процессы воспитания разносторонне развитой личности, формирования художественного вкуса и развития индивидуальности музыканта; технический, заключающий совокупность теоретических и практических ЗУНов; творческий, подразумевающий особое умение интерпретировать и переживать музыку, наполняя ее личностным содержанием в творческом акте; эмоционально-чувственный, содержащий развитое образное мышление, наблюдательность и воображение, способность вызывать сопереживание и подтверждающий сформированность артистических качеств исполнителя; волевой, заключает в себе необходимость полной самоотдачи, труда и усердия [7, с.123-124].

О.В. Шапиро в свою очередь отмечает, что исполнительская культура в контексте проблемного пространства обладает существенной характеристикой - способностью оперативного и качественного выполнения интересов субъекта во взаимодействии с творческими возможностями, что является перспективным исследовательским подходом в репрезентации развития исполнительского искусства [6, с.211]. Автор указывает на то, что эстетика исполнительской культуры диалогична, поскольку порождает ответную реакцию, определяется слухом, зрением и ощущением: визуальная, аудиальная и кинестетическая модальности соответственно, и передает состояния возможности, желательности и необходимости [5, с.30].

Хань Цзяинь обращает особое внимание на «сложный процесс построения и воплощения исполнителем художественно-звуковых образов музыкального произведения», расшифровке авторского замысла с позиции корректного отношения к тексту - интерпретации, которая является показателем профессионализма и интегрированным качеством личности - исполнительской культуры музыканта [4, с.447].

Безусловно, все вышеприведенные критерии и качества демонстрируют многокомпо-нентность исполнительской культуры музыканта и требуют рационализации и методоло-гизации процессов ее воспитания у будущих исполнителей. Однако, эти работы не раскрывают фундаментальную проблему современного исполнительства - изучение слухового восприятия (например, в отношении тембра голоса, способов его звукоизвлечения или акустических условиях его звучания), которая

неразрывно связана с профессиональной деятельностью музыканта и расширяет представление об исполнительской культуре музыканта, как высоком качестве исполнения музыки, которое предполагает способность быть артистичным и благозвучным, и незаслуженно упускается из виду.

Поскольку артистизм был и остается объектом многих исследований, обратимся к понятию «благозвучие». Следует также заметить, что «благозвучие» не рассматривалось ранее с точки зрения исполнительской культуры музыканта, а являлось лишь предметом обсуждений человеческой речи, поэтому считаем данное исследование свежим, актуальным и полезным применительно к деятельности музыканта.

Восприятие, согласно Википедии, есть «система обработки чувственных данных, включающая бессознательную и сознательную фильтрацию. Чувственное познание окружающего мира, субъективно представляющееся непосредственным».

Благозвучие - характеристика звука, издаваемого объектом, которая определяет, насколько данный звук воспринимается, принимается и доставляет эстетическое удовлетворение, конкретной социальной средой в конкретном времени, месте и условиях. Следует подчеркнуть, что благозвучие будет обсуждаться не с точки зрения звуковой организации и поэтики музыкального произведения; стройности и гармоничности в сочетании или чередовании звуков музыкальной ткани, а в контексте условий его восприятия слушателем и эстетической оценки звукового идеала. Деление на «благозвучие» и «неблагозвучие» лишено научного основания, связано с субъективными оценками, и может иметь лишь (более или менее) превосходную степень. Только общество, и конкретный человек могут определить благозвучно ли данное исполнение. Это связано, прежде всего, с индивидуальным представлением о мире, музыке и звуке, а также окружающих условиях и явлениях посредством собственных эмоций и мыслей.

В отношении животных субъективность может выражаться в способности воспринимать акустические колебания не слышимые человеком (ультразвуки и инфразвуки). Например, реакция некоторых животных на ультразвук, свидетельствует о неблагозвучном его восприятии, это связано с устройством слуховых органов, которые восприимчивы к высокой частоте и способны воспри-

нимать такой диапазон звуков, который неуловим человеческому уху. А зона человеческого восприятия музыки зависит от эмоций и ассоциаций, которые вызывает та или иная композиция, соответственно слуховое восприятие будет субъективно разное, т.е. благозвучное или неблагозвучное.

Для того чтобы понять суть благозвучия следует разобрать его состав, хотя по нашему мнению, его состав эклектичен и требует соблюдения всех предложенных условий одновременно: внимания и оценки ситуации, тщательной технической подготовки, изучения звукового ландшафта и т.д. Итак, в основе благозвучия имеются четыре качественные характеристики: физика звука; технические и акустические условия; социальные условия и субъективное восприятие отдельного человека.

Физика звука. Рассмотрение звука, как физического явления.

Краткая справка в отношении звука, как физического явления*.

Звук - это физическое явление, колебание волн, вибрация, воспринимаемые органами чувств человека или животного. Характер звука выражается в физических величинах в виде суммы гармонических колебаний с различными частотами и амплитудой и является функцией времени.

Каждый звук имеет собственные обертоны, которые звучат на определенной частоте. Обертоном (от нем. ober - высокий, ton - звук) называется призвук самого звука, который звучит выше в определенное количество раз. Наличие обертонов обусловлено колебаниями звучащего тела (струны, мембраны, голосовых связок и т.д.), а частоты обертонов соответствуют частотам колебаний его частей.

Спектральный состав звука. Спектром звука принято считать зависимость амплитуды гармонических составляющих звуковой волны от частоты. Периодические колебания при разложении представляются как сумма гармоник с различной амплитудой. Гармоники -составные части любого звука, из которых по большому счету состоит тембр. Изменяющийся во времени график амплитуд частотных составляющих звуковой волны влияет на каждый звук и тембр, который становится уникальным и неповторимым.

Согласно Википедии «тембр - это окраска звука; одна из специфических характеристик музыкального звука. По тембру отличают звуки одинаковой высоты и громкости, но

исполненные на различных инструментах, разными голосами, или же на одном инструменте, но разными способами, штрихами и т.п.». Совокупность факторов, таких как степень выраженности шумовых компонентов, обертоны, атака или затухание сигнала, модуляционные процессы составляют психоакустические характеристики звука.

У благозвучия музыкального звука есть несколько аспектов понимания, например, акустический, который зависит от высоты, тембра, наличия индивидуальных особенностей; артикуляционный, например, у вокалистов он тесно связан с особенностями голосового аппарата (в частности, дикционные и артикуляционные характеристики), а у инструменталистов с характером извлечения звука; просодический, который связан с высотой тона, длительностью и силой звука. Тембральное благозвучие - это наиболее совершенное сочетание характеристик звука, приятное для слухового восприятия и удобное для воспроизведения.

По мнению Л.А. Сладковой привлекательность и благозвучие голоса, или тембра, а точнее музыкального звука, воспроизводимого голосом «является мощным средством невербального воздействия на подсознание окружающих» и заложено на генетическом уровне [3, с.82]. У певцов способность быть благозвучным управляется на профессиональном уровне с помощью эмоциональной составляющей речи и частотностью звуков. Выделяются благозвучные для восприятия вокальные тембры: бархатный, золотой, серебряный.

Таким образом, можем подвести итог, о значении физики звука на общее благозвучие любого инструмента или голоса исполнителя, которое может изменяться и совершенствоваться, исходя, например, из тренировки речевого (дикционного) аппарата или поиска наиболее успешного раскрытия голоса в ре-зонаторных зонах. Широта красок тембра и возможностей голоса, к примеру, способна расположить слушателя к эстетическому удовлетворению и восхищению. Хочется отметить: высокий певучий бас огромного диапазона, необычайной гибкости, выразительности и красоты Федора Шаляпина; отличительное пение с гравийным голосом Луи Армстронга; самого высокого женского голоса мира Джорджии Браун; самого низкого мужского голоса Тима Стормса и многих других исполнителей, обладателей бархатных и хрустальных голосов.

Технические условия и акустические условия. Рассмотрим технические условия: к ним относятся технические средства приема, усиления и воспроизведения звука), и все возможные способы и приемы извлечения звука.

Профессиональная работа звукорежиссера и качество технического оборудования, влияние которых на благозвучие, несомненно, можно отнести к приоритетным, подразумевает: соответствующую размеру сценической площадки качественную аппаратуру необходимой мощности, высокую компетентность звукорежиссера, умение проектировать звуковое пространство, знание специфики проведения репетиций, саундчеков, умение размещать и подзвучивать музыкальные кол-

лективы и инструменты в сценической плоскости, выполнять требования технических райдеров и т.д. В общем, создавать благоприятные технические условия и выгодно дополнять работу исполнителя для обеспечения качественной работы в условиях данной акустической среды и повышения уровня благозвучия в целом. В нашей повседневности можно привести сотни примеров, когда работа звукорежиссера повлияла на благозвучие или неблагозвучие слухового восприятия зрителем. Что касается звукоусилительного оборудования, то здесь важно подчеркнуть, что нарушение работы и качество какого-либо из звеньев (рис.1) будет сказываться на действии всей цепочки.

Рис.1. Пример звуковой цепи

Также к техническим условиям относим способы и приемы звукоизвлечения. Например, на клавишных инструментах - это удар, толчок, нажим, взятие. У духовых инструментов они делятся на флейтовые, язычковые и мундштучные. У струнно-смычковых, это -арко (смычком), пиццикато (щипок пальцем), коль леньо (легкое постукивание по струнам обратной стороной смычка, тростью). У ударных инструментов преимущественно удар, но также тряска (покачивание) звучащего тела, фрикционный способ, римшот. У струнно-щипковых это способы: щипок пальцами и медиатором, удар, слэп, тэппинг и т.д.

У вокальных исполнителей способы зву-коформирования тесно связаны с исполнительской манерой, их можно разделить на группы в соответствии с жанровой принадлежностью певца: у народных - горловое пение, спады, скаты, «подъезды», глиссандо, «игра» голосом (вибрация звука типа тремоло), «звяканье» связками (флажолет), слово-обрывы, сбросы голоса, выкрики, речитации, «гуканье», возгласы и т.д.; у классических -бельканто, мелодекламация, вибрато, кантилена; у эстрадно-джазовых - бэлтинг, субтон,

фальцет, глиссандо, йодль, драйв, гроул, скрим, расщепление, мелизматика, рэтл, твэнг, вокал-фрай и т.д. Грамотное использование и разнообразие исполнительских приемов комбинируется с богатством штрихов, динамических оттенков, что дает широкий спектр выразительных возможностей, а соответственно, повышает способность быть благозвучным.

В качестве примера приведем использование вокального приема скрим (от анг. scream - кричать), который используется преимущественно в рок-вокале (стили блэк-метал, грайндкор, дэт-метал, металкор, эмокор и дэткор), и основан на технике расщепления голоса, характеризующийся как хрипящий вопль с очень высокой тесситурой (визгливый крик). Будет ли благозвучным использование этого приема в концертной программе традиционного исполнения романсов?

Стоит также отметить, что на благозвучие влияет уникальность звучания и качество инструмента, состояние голосового аппарата исполнителя.

Рассмотрим акустические условия, к которым относятся условия внешней среды, в ко-

торой этот звук распространяется (от жестко заглушенных студийных комнат до арочных сводов церквей и т.д.). Звуковой ландшафт в слуховом восприятии играет немаловажную роль, поскольку акустические свойства учебных помещений, концертных залов вносят определенный вклад в качество воспринимаемой звуковой картины, и, в конечном счете, могут неблагоприятно воздействовать на восприятие звукового материала. Акустика зала с большой реверберацией, к примеру, создаст на концерте рок-группы в силу своей специфики неразборчивую «кашеобразную» звуковую картину. В отношении работы студии звукозаписи приоритет отдается заглу-шенной акустике с целью возможностей моделирования акустических и пространственных характеристик звука.

Таким образом, технические и акустические условия в процессе создания благозвучного звукового ландшафта важны, и требуют от исполнителя знаний и умений в смежных профессиональных областях, таких как зву-корежиссура, современные звуко-технические средства (работа в студии и на сцене), музыкальная акустика и т.п. Расширение профессиональных компетенций в широком смысле будет способствовать развитию способности «быть благозвучным».

Социальные условия. Исполнительская культура музыканта напрямую связана с социальным функционированием музыки и строится на социальной обусловленности музыкального мышления и восприятия. Здесь стоит обратить внимание на влияние музыки на психофизиологические процессы и эмоциональное состояние слушателей, необходимо учитывать социально-культурные условия бытования музыки, слуховой опыт слушателей и т.д. Характер музыкального восприятия также зависит от принадлежности слушателя к конкретному социально-демографическому слою.

Благозвучие сугубо социальное понятие, так как воспринимается человеком и обществом, и оценивается ими же. Музыкант должен четко представлять себе ситуацию, место и время, где уместно исполнение того или иного произведения. Например, при всей своей виртуозности и эмоциональности музыкант, исполняющий джаз-рок, не будет понят неподготовленной публикой, которая не имеет представление о данном жанре музыки. Или, например, как бы красиво не пел певец гимн футбольной команды, он может быть совершенно не принят командой соперника.

Обмен мнениями, настроением, социальным опытом и результатами исполнительской деятельности в процессе самореализации личности указывает на коммуникативную функцию исполнительской культуры [8, с.217]. Исходя из этого, роль социальных условий восприятия музыки многогранна и множественна и должна приниматься сознанием как исполнителя, так и публики. Исследователи социальных функций музыки определяют корреляционную взаимосвязь с некоторыми музыкальными жанрами (классика, джаз, рок, рэп и т.д.) и выделяют восемь актуальных: когнитивная, эмотивная, социальная, релаксации, сублимации, антистрессовая, самосовершенствования, фона. Так, стремясь к благозвучию и воспитанию публики, нужно стремиться создавать высокохудожественные шедевры, но понятным, приемлемым и уместным для общества языком.

Субъективное восприятие отдельного человека. Субъективное восприятие музыки человеком можно отнести к жизненной ориентации, которая задает направление протекания процессов взаимодействия человека с миром. Музыкальный язык глубоко влияет на чувства человека, воздействует, побуждает, регулирует его поведение и носит субъективный характер его восприятия.

В качестве примера можно привести индивидуальную реакцию на частотные характеристики звука, на приверженность к какому-либо жанру и стилю музыкального произведения, личные ассоциации и эмоции слушателя. Эти моменты, влияющие на человека как на существо, также проецируются и на социальные группы, тем самым образуя связь человека и общества, но, тем не менее, личные музыкальные притязания остаются за человеком и должны учитываться в процессе создания условий для благозвучного восприятия звука.

Обсуждение

В большинстве работ, целиком посвященных или затрагивающих вопросы благозвучия, непременно прослеживается прямая зависимость с разговорной речью. Учеными рассматривалась организация художественных прозаических и поэтических текстов, лингвоэстетические предпочтения в языках, благозвучие имени и т.д. В понимании, например И.Б. Серебряной, благозвучие или «сладкозвучие» - неотъемлемый признак подлинной поэзии; эстетичное и гармоничное для слуха и удобное для произношения сочетание звуков [2, с.4].

Критические оценки благозвучия (звуко- полнительской культуры музыканта; второ-вой гармоничности и выразительности про- му выводу: о необходимости воспитания изведений словесного искусства) по характе- профессиональной компетентности специа-ру субъективно-личностные, взволнованно- листа (музыканта-исполнителя), владеющего эмоциональные базируются на объективно междисциплинарными ЗУНами из смежных существующих фонетических закономерно- профессиональных областей (звукорежиссу-стях русской речи и тесно связаны с предпо- ра, музыкальная акустика, работа со звуко-чтениями эпохи, иллюстрируют языковые усилительной аппаратурой, студийная работа вкусы образованной и искушенной части об- и т.д.); третьему выводу: о необходимости щества [2]. Применительно к музыкальному изучения социальных условий в контексте звуку можно также отметить, что в стремле- музыкальной культуры и/или возможности нии найти благозвучие мы следим за совре- рассмотрения социологических подходов и менными тенденциями в музыкальном ис- методов к изучению музыкального исполни-полнительстве. тельства в рамках профессиональных дисци-

Заключение плин; четвертому выводу: о внедрении по-

Выявляя роль и место благозвучия и его нятия «благозвучие» в цикл профессиональ-сущностные характеристики в исполнитель- ных дисциплин, как необходимого условия ской культуре музыканта, приходим к перво- формирования исполнительской культуры му выводу: о необходимости изучения сути музыканта. «благозвучия», как базового компонента ис-

Литература:

1. ГаоФуцзя, Мансурова А.П. Исполнительская культура как объект музыкально-педагогического дискурса: категориальный анализ // Мир науки, культуры, образования. - 2022. - № 2(93). - С. 176-179.

2. Серебряная И.Б. Русская критика о благозвучии и звукописи в поэзии // Русская речь. - 2011. - № 5. - С. 3-11.

3. Сладкова Л.А., Федосеев В.А., Печников В.А. Влияние тембра голоса на физическое состояние человека // Наука и инновации в XXI веке: актуальные вопросы, открытия и достижения: сборник статей VIII Международной научно-практической конференции, г. Пенза, 5 апреля 2018 года: в 3 ч. - Пенза: Наука и Просвещение, 2018. - С. 82-88.

4. Хань Ц.,Тишкевич И.Э. К вопросу об исполнительской культуре студентов-музыкантов // Актуальные проблемы искусства: история, теория, методика: V Международная научно-практическая конференция, Минск, 11 ноября 2020 года. - Минск: Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка, 2020. - С. 445-448.

5. Шапиро О.В. Модальность исполнительской культуры: социально-коммуникативные аспекты // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия: Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии. - 2014. - № 3. - С. 30-34.

6. Шапиро О.В. Модели взаимодействия творческой и сотворческой исполнительских культур // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2015. - № 2-1(52). - С. 210-212.

7. Шибанова А.А. Сущность, содержание и структура исполнительской культуры музыканта // Человеческий капитал. - 2014. - № 7(67). - С. 123-125.

8. Юферев С.С. Исполнительская культура будущего бакалавра как предмет психолого-педагогического анализа / / Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. - 2015. - № 3(33). - С. 216-219.

References:

1. GaoFuczya, Mansurova A.P. Ispolnitel'skaya kul'tura kak ob"ekt muzykal'no-pedagogicheskogo diskursa: kategorial'nyj analiz // Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. - 2022. - № 2(93). - S. 176-179.

2. Serebryanaya I.B. Russkaya kritika o blagozvuchii i zvukopisi v poezii // Russkaya rech'. - 2011. - № 5. -S. 3-11.

3. Sladkova L.A., Fedoseev V.A., Pechnikov V.A. Vliyanie tembra golosa na fizicheskoe sostoyanie cheloveka / / Nauka i innovacii v XXI veke: aktual'nye voprosy, otkrytiya i dostizheniya: sbornik statej VIII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, g. Penza, 5 aprelya 2018 goda: v 3 ch. - Penza: Nauka i Prosveshchenie, 2018. - S. 82-88.

4. Han' C.,Tishkevich I.E. K voprosu ob ispolnitel'skoj kul'ture studentov-muzykantov // Aktual'nye problemy iskusstva: istoriya, teoriya, metodika: V Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya, Minsk, 11 noyabrya 2020 goda. - Minsk: Belorusskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet imeni Maksima Tanka, 2020. - S. 445-448.

5. SHapiro O.V. Modal'nost' ispolnitel'skoj kul'tury: social'no-kommunikativnye aspekty // Vestnik NGTU im. R.E. Alekseeva. Seriya: Upravlenie v social'nyh sistemah. Kommunikativnye tekhnologii. - 2014. - № 3. - S. 3034.

6. SHapiro O.V. Modeli vzaimodejstviya tvorcheskoj i sotvorcheskoj ispolnitel'skih kul'tur // Istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul'turologiya i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. - 2015.

- № 2-1(52). - S. 210-212.

7. SHibanova A.A. Sushchnost', soderzhanie i struktura ispolnitel'skoj kul'tury muzykanta // CHelovecheskij kapital. - 2014. - № 7(67). - S. 123-125.

8. YUferev S.S. Ispolnitel'skaya kul'tura budushchego bakalavra kak predmet psihologo-pedagogicheskogo analiza // Vestnik Krasnoyarskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V.P. Astafeva. - 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- № 3(33). - S. 216-219.

УДК13.00.02

С.Г. Соколова

СИНТЕЗ ЖАНРОВ ЖИВОПИСИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

В статье рассматривается проблема развития творческого мышления подростков в процессе обучения основам изобразительного искусства в детских художественных школах системы дополнительного образования. По мнению автора статьи, существующие Федеральные государственные требования к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» не в полной мере уделяют внимание развитию творческого мышления учащихся детских художественных школ. Поэтому в статье сделана попытка определить необходимые условия для развития творческого мышления на основе новаторских экспериментов художников-авангардистов начала ХХ века. Автором дается описание экспериментальных занятий по синтезу жанров живописи в МБУ ДО г.Казани «Детская художественная школа №4». Предлагается рассмотреть синтез абстрактной и декоративной живописи как средство развития творческого мышления подростков. Рассмотрен возможный алгоритм действий, который позволит учащимся понять суть эксперимента по синтезу жанров. В статье представлены фотографии творческих работ, выполненных в ходе опытно-экспериментальной работы учащимися МБУ ДО г.Казани «Детская художественная школа №4».

Ключевые слова: синтез жанров, система дополнительного образования, творческое мышление, творчество, развитие

Svetlana G. Sokolova SYNTHESIS OF PAINTING GENRES AS A MEANS OF DEVELOPING CREATIVE THINKING OF ADOLESCENTS

The given article deals with the problem of the development of creative thinking of adolescents. The process of teaching the basics of fine art in children's art schools of the system of additional education does not pay attention to this problem. The Federal state requirements for the minimum content, structure and conditions for the implementation of an additional pre-professional general education program do not fully pay attention to this problem too. An attempt is made to determine the necessary conditions for the development of creative thinking. They took it as a basis the innovative experiments of avant-garde artists of the early twentieth century. The author gives a description of experimental classes on the synthesis of genres of painting in "Children's Art School No. 4" of Kazan. The author suggests considering the synthesis of abstract painting and decorative still life as a means of developing the creative thinking of adolescents. It is proposed to consider the synthesis of abstract painting and decorative still life as a means of developing creative thinking of adolescents. The article offers an algorithm of actions for students. The author comes to the conclusion that students will use non-standard approaches in search of inspiration. The article presents photographs of creative works performed during the experiment by students of "Children's Art School No. 4".

Keywords: synthesis of genres, system of additional education, creative thinking, creativity, development

Введение

Развитие творческого мышления учащихся детской художественной школы в системе дополнительного образования является одним из актуальных вопросов. В Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»

подчеркнута важная роль системы дополнительного образования в процессе формирования и развития творческого мышления учащихся, удовлетворения индивидуальных потребностей учащихся в художественно-эстетическом и интеллектуальном развитии [10].

В системе дополнительного образования, в частности, детских художественных школах обучают художественно-графическим дисци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.