Научная статья на тему 'ГОЛОСОСБЕРЕЖЕНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕНИЮ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ ВНЕДРЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО'

ГОЛОСОСБЕРЕЖЕНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕНИЮ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ ВНЕДРЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОЛОСОСБЕРЕЖЕНИЕ / ГИГИЕНА ГОЛОСА / ПРОФИЛАКТИКА / ЛИЦА ГОЛОСО-РЕЧЕВЫХ ПРОФЕССИЙ / ДИСФОНИЯ / ГОЛОСОВАЯ НАГРУЗКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кустяева А.Р., Ганеева В.А., Бабаева Г.Б.

Сохранение и укрепление здоровья студентов-вокалистов имеет высокую социальную значимость и входит в число важнейших задач вокальной педагогики. В статье рассматриваются особенности понятий «голососбережение», «гигиена голоса», «профилактика» с позиции медицины и ее частных наук, знакомящих с особенностями, механизмами работы голосового аппарата, его охраны, а также методик преподавания вокала. В результате краткого обзора нормативно-регулирующей базы профессиональных заболеваний гортани и регламентирующих документов в отношении лиц голосо-речевых профессий выявлены проблемные зоны в вопросах голососбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кустяева А.Р., Ганеева В.А., Бабаева Г.Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VOICE SAVING IN TEACHING SINGING TO STUDENTS AT THE UNIVERSITY: THE CURRENT STATE AND WAYS OF INTRODUCTION INTO THE PROFESSIONAL SPACE

The preservation and strengthening of the health of vocal students has a high social significance and is among the most important tasks of vocal pedagogy. The article discusses the features of the concepts of "voice conservation", "voice hygiene", "prevention" from the perspective of medicine and its private sciences, introducing the features, mechanisms of the voice apparatus, its protection, as well as methods of teaching vocals. As a result of a brief review of the regulatory framework of occupational diseases of the larynx and regulatory documents regarding persons of voice-speaking professions, problem areas in issues of voice conservation have been identified.

Текст научной работы на тему «ГОЛОСОСБЕРЕЖЕНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕНИЮ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ ВНЕДРЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО»

References:

1. Betenski M. CHto ty vidish'? Novye metody art-terapii.-M.: Eksmo-Press, 2002.- 256s.

2. Bogoyavlenskaya D.V. Psihologiya tvorcheskih sposobnostej.- M. : Akademiya, 2002.- 320s.

3. Burlakova N.S., Oleshkevich V.I. Proektivnye metody.-M.: Institut obshchegumanitarnyh issledovanij, 2001.- 352s.

4. Vygotskij L.S. Psihologiya iskusstva.- M.: Nauka, 1986.- 186s.

5. Leongard K. Akcentuirovannye lichnosti.- M.: Medicina, 1997.- 386s.

6. Meshcheryakov V.T. Sootvetstvie kak otnoshenie i princip.- L.: Nauka, 1974.- 104s.

7. Popov L.M. Psihologiya samodeyatel'nogo tvorchestva studentov.- Kazan': Izd-vo Kazan. un-ta, 1990.-273s.

8. Rubinshtejn S.L. Osnovy obshchej psihologii.- M.: Prosveshchenie, 1996.- 244s.

УДК 784.93

А.Р. Кустяева, В.А. Ганеева, Г.Б. Бабаева

ГОЛОСОСБЕРЕЖЕНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ПЕНИЮ СТУДЕНТОВ В ВУЗе: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПУТИ ВНЕДРЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Сохранение и укрепление здоровья студентов-вокалистов имеет высокую социальную значимость и входит в число важнейших задач вокальной педагогики. В статье рассматриваются особенности понятий «голососбережение», «гигиена голоса», «профилактика» с позиции медицины и ее частных наук, знакомящих с особенностями, механизмами работы голосового аппарата, его охраны, а также методик преподавания вокала. В результате краткого обзора нормативно-регулирующей базы профессиональных заболеваний гортани и регламентирующих документов в отношении лиц голосо-речевых профессий выявлены проблемные зоны в вопросах голососбережения.

Ключевые слова: голососбережение, гигиена голоса, профилактика, лица голосо-речевых профессий, дисфония, голосовая нагрузка

Albina R. Kustyaeva, Vinera A. Ganeeva, Gyul'mira B. Babaeva VOICE SAVING IN TEACHING SINGING TO STUDENTS AT THE UNIVERSITY: THE CURRENT STATE AND WAYS OF INTRODUCTION INTO THE PROFESSIONAL SPACE

The preservation and strengthening of the health of vocal students has a high social significance and is among the most important tasks of vocal pedagogy. The article discusses the features of the concepts of "voice conservation", "voice hygiene", "prevention" from the perspective of medicine and its private sciences, introducing the features, mechanisms of the voice apparatus, its protection, as well as methods of teaching vocals. As a result of a brief review of the regulatory framework of occupational diseases of the larynx and regulatory documents regarding persons of voice-speaking professions, problem areas in issues of voice conservation have been identified.

Key words: voice conservation, voice hygiene, prevention, persons of voice-speech professions, dysphonia, voice load

Введение

Одним из приоритетных направлений государственной политики РФ является охрана здоровья. Здоровье - это не только отсутствие болезней и физических нарушений, оно является главной ценностью жизненного процесса и обязательным условием полноценного психического, физического и социального развития человека.

Активность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья, а также согласованность всех уровней жизнедеятельности человека называется здоровьесбережением [7, с.15].

Здоровьесбережение - основная задача государства, но существует проблема в ее решении на местах, в частности, в отношении голососбережения студентов-вокалистов.

Данная статья направлена на выявление задач, способствующих решению вопроса охраны певческого здоровья студентов. Материалы и методы В основе работы лежит системный научно-междисциплинарный подход к решению актуальной проблемы обеспечения работников голосовых профессий и населения фониатри-ческой помощью, а также степенью информированности студентов и лиц голосо-речевых профессий в вопросах голососбережения и профилактики профессиональных заболеваний голосового аппарата в Республике Татарстан. Все это аккумулирует процесс внедрения голососберегающих технологий в образовательные и профессиональные организации. Литературный обзор Термин «голососбережение» достаточно

молодой. В современной российской научной, вокально-педагогической, медицинской

литературе имеются единичные публикации и исследования по изучению вопроса голососбережения. В основном, это работы доктора медицинских наук Л.Б. Рудина, в частности «Руководство по

голососбережению» (2020), а также материалы конференций Российской общественной академии голоса. Авторами публикаций по голососбережению являются также педагоги дополнительного

образования, преподаватели музыки в школе, рекомендации которых сложно оценивать с точки зрения научной ценности.

Основная часть трудов написана по гигиене голоса еще в конце прошлого столетия (А.М. Егоров, В.А. Кантарович, В.А. Курщев, И.И. Левидов).

В современной отечественной литературе к вопросу гигиены голоса, гигиены труда лиц голосо-речевых профессий и профилактики дисфоний в своих трудах обращались: Х.А. Аллаярова «Гигиена голоса: методические разработки» (1983), И.Б. Бархатова «Гигиена голоса для певцов» (2020) [1], Ю.С. Василенко «Голос. Фониатрические аспекты» (2013) [2], И.П. Прянишников «Советы обучающимся пению» (2020) [6], а также З.И. Аникеева, О.В. Оленчик, О.С. Орлова [5], О.Г. Павлихин, В.Б. Панкова, И.В. Плешков, Л.Б. Рудин [7]и др. [8; 9; 10].

Основная часть

Что же мы понимаем под «голососбереже-нием» и «гигиеной голоса»?

По Рудину Л. - «голососбережение - это активность людей по сохранению и улучшению голосовой функции» [7, с. 29].

Понятие «голососбережение» несколько шире, чем «гигиена голоса», так как в данном случае рассматривается не просто «охрана голоса» в контексте гигиенических рекомендаций, а различные компоненты системы профилактики дисфоний.

В связи с этим наиболее актуальными являются вопросы сохранения голосового здоровья в образовательных учреждениях, готовящих лиц голосо-речевых профессий, в частности вокалистов-исполнителей, актеров и преподавателей.

Голососбережение не может существовать в отрыве от здоровьесбережения и является неким его следствием. Являясь одной из частных проблем системы здоровьесбереже-ния, голососбережение актуально для лиц вокально-речевых профессий, для которых го-

лосовой аппарат имеет огромное социальное значение. К тому же голос для них является основным источником доходов. А это не только вокалисты, хоровики или актеры, это и воспитатели, учителя, руководители, лекторы и т.д.

Весьма интересно затронуть тему направленности голососберегающей функции. Направленность ее в зависимости от профессии будет разной, соответственно и цели будут разные.

Например, солист филармонии будет выполнять ряд правил по гигиене голоса, улучшающих голосовую функцию. Вокальный педагог будет следить за сохранностью не только своего голоса, но и своих учеников. Для реализации этой цели он будет применять определенные научно обоснованные методики, прививать ученикам правила гигиены голоса. А лор-врач, работающий в области фо-ниатрии, будет обучать гигиеническим правилам, тем самым активизируя функцию го-лососбережения.

Итак, проявляя активность по голососбе-режению, несмотря на разные цели, все специалисты, имеющие дело с голосом, заботятся об одном: стремятся к предотвращению определенных изменений, которые ведут к нарушению голосовой функции. Разберем понятие «гигиена голоса».

Гигиена голоса изучает, как внешние факторы влияют на голосовой аппарат человека. Несоблюдение определенных правил поведения, которые обеспечивают сохранение здоровья голосового аппарата, может привести к дисфонии.

Проанализировав два термина, приходим к выводу, что они абсолютно не тождественны. Голососбережение - более широкое понятие. Гигиена голоса - это только лишь гигиенические аспекты, которые являются частью, компонентом большой системы голососбереже-ния.

Сегодня работа со студентами вузов, готовящих лиц вокально-речевых профессий, требует обновления практических знаний и профессиональных компетенций у преподавателей, освоение современных методов решения профессиональных задач в области вокальной и речевой педагогики, теории и практики вокального исполнительства.

Профессионалу голоса, голосовой аппарат которого является его главным орудием труда, необходимо обладать достаточно прочными знаниями, умениями по физиологии и строению голоса человека, гигиене и режиму

профессиональной работы. Это является частью профессиональной культуры, которая представлена и элементарными медицинскими знаниями.

Как отмечает Л.Б.Рудин - кандидат медицинских наук, президент Российской общественной академии голоса, на сегодняшний день в области вокального и речевого образования, профессиональной деятельности лиц вокальных и речевых профессий, а также диагностики лечения патологии голосового аппарата наблюдается проблемная ситуация. Связано это, прежде всего, с отсутствием единой базовой науки и единой терминологии. Все это ведет к формированию профессиональной безграмотности в вопросах анатомии, физиологии, гигиены голоса, вызывает вопросы в деле сохранения профессионального долголетия лиц вокально-речевых профессий [7].

Именно на этапе профессионального обучения возможно первое знакомство будущих профессионалов голоса с анатомией и физиологией голосового аппарата, гигиеной голоса, научными основами вокальной или речевой педагогики. Так, в Казанском государственном институте культуры для студентов-бакалавров вокально-хоровых и актёрских профилей, которые получают квалификацию исполнителя, артиста и/или преподавателя, в учебный план включены такие дисциплины как:

- направление подготовки 53.03.04 Искусство народного пения (профиль Сольное народное пение): «Сольное пение», «Основы фониатрии и гигиена певческого голоса», «Основы вокальной педагогики», «Методика преподавания профессиональных дисциплин», «Методика обучения сольному пению», «Техника речи»;

- направление подготовки 53.03.04 Искусство народного пения (профиль Искусство хорового народного пения): «Методика работы с народным хором», «Методика обучения народному пению (постановка голоса)», «Хоровой класс», «Техника речи»;

- направление подготовки 53.03.01 Музыкальное искусство эстрады (профиль Эстрадно-джазовое пение): «Устройство и гигиена певческого голоса», «Специальность (вокал)», «Методика обучения вокалу и вокальному ансамблю», «Искусство эстрадного исполнительства», «Теория и история певческого звука», «Инновационные методики работы с обучающимися», «Техника речи»;

- направление подготовки 44.03.01 Педаго-

гическое образование (профиль Учитель музыки, педагог вокала, хормейстер): «Хоровой класс», «Хороведение и методика работы со школьным хором», «Методика преподавания вокала», «Основы вокальной подготовки хормейстера»;

- направление подготовки 52.05.01 Актёрское искусство (профиль Артист драматического театра и кино): «Сценическая речь», «Сценическая речь в драматическом театре», «Вокал в драматическом театре».

В результате приведенных примеров видно, что использование техник и правил безопасности, предупреждающих нарушения работы голосового аппарата, собственно голо-сосбережения, не во всех планах подкреплены соответствующими дисциплинами. А именно, в учебных планах хорового, педагогического и актерского направлений не предусмотрены дисциплины, которые дают элементарные знания по основам голососбережения (физиология, строение и гигиена голоса), а оно является для профессионала эффективным средством профилактики нарушений голосовой функции. Данная задача ждет своего решения.

Еще одним из базисных аспектов голосо-сбережения, по нашему мнению, является соблюдение законодательных норм голосо-речевых нагрузок и медицинского освидетельствования абитуриентов, поступающих на голосо-речевые профили.

Огромная заслуга в вопросах регулирования нормативной базы и внедрения технологий голососбережения в профессиональное сообщество принадлежит Всероссийской общественной академии голоса, в лице президента, доктора медицинских наук, известного врача-фониатра Л.Б. Рудина.

Вот уже на протяжении пятнадцати лет, общество занимается просветительской работой, добровольно объединяя специалистов голоса - врачей, певцов, вокальных педагогов, профпатологов. Ежегодно силами общества по всей стране проводятся семинары-практикумы «Школы здорового голоса», курсы повышения квалификации специалистов по голосу для распространения междисциплинарных знаний и обмена опытом.

По инициативе членов общества на уровне соответствующих министерств и ведомств поднимаются важнейшие вопросы, касающиеся обязательного включения предмета «Постановка голоса» в учебные планы, образовательных учреждений готовящих специалистов "голоса". Вводятся обязательные курсы по физиологии и гигиене голоса для студен-

тов-вокалистов, актёров и т.д., внося их в учебные планы творческих вузов страны.

Результатом длительных совместных усилий академии голоса и профпатологов 31 декабря 2020 года вышел совместный Приказ № 988н Министерства труда и социальной защиты и Министерства здравоохранения РФ 1420н «Об утверждении перечня вредных и/или опасных условий труда и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры».

Согласно пункту 5.2.2. в перечень вредных производственных факторов входит «нагрузка на голосовой аппарат (суммарное количество часов, наговариваемое в неделю, более 20)».

А уже 28 января 2021 года был издан Приказ министерства здравоохранения РФ № 29Н от 28.01.2021 «Об утверждении порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников предусмотренных частью 4 статьи 213 ТК РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и опасными производственными факторами, а также работам, при которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры».

Действующее постановление № 697 Правительства РФ от 14.08.2013г., по мнению компетентных специалистов голоса, должно быть корреспондировано, сопряжено, откорректировано соответственно Приказу № 988н Министерства труда и социальной защиты и 1420н Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении перечня вредных и/или опасных условий труда и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры».

Это узаконит акт предварительного медицинского освидетельствования

абитуриентов, поступающих на голосо-речевые профессии. На сегодняшний день наличие дисфонии не является поводом для отказа в поступлении, а предварительные осмотры абитуриентов не предусмотрены законом. Некоторые абитуриенты поступают в учебные заведения, имея патологию голосового аппарата. У таких обучающихся нет шансов свой творческий путь связать с профессией вокалиста или актёра, так как причину дисфоний и способы лечения

голосового аппарата может выяснить только врач.

Результаты

Для обсуждения данных вопросов и проблем голососбережения в образовательном и профессиональном пространстве Республики Татарстан, 18 мая 2022 года на базе Казанского государственного института культуры был организован круглый стол «Голососберегаю-щие технологии для лиц голосо-речевых профессий: современное состояние в РТ и пути внедрения в профессиональное пространство».

В ходе работы круглого стола были обсуждены наиболее актуальные вопросы голососбережения: вопрос доступности фониатри-ческой помощи в вузах и ссузах Республики Татарстан, обучающих лиц голосо-речевых профессий; вопрос медицинского освидетельствования абитуриентов, поступающих в образовательные учреждения по голосо-речевым специальностям; вопрос профилактики профессиональных заболеваний голосового аппарата и охраны голоса; междисциплинарные теоретико-методологические проблемы вокально-речевой педагогики; нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы голососбережения; краткий анализ причин дисфоний у вокалистов в современных социально-экономических условиях, в зависимости от особенностей профессиональной деятельности; рассмотрены принципы междисциплинарной интеграции специалистов по голосу.

В работе круглого стола приняли участие более 50-ти человек. Среди них ведущие специалисты в области вокального исполнительства, актерского мастерства и педагогики, фониатрии и оториноларингологии, руководители концертных организаций республики, преподаватели вузов, ссузов, учреждений дополнительного образования, обучающие студентов голосо-речевых профессий, бакалавры и магистры, обучающиеся по голосо-речевым специальностям.

Заслушав выступления основных докладчиков, участники круглого стола постановили:

1. Перед соответствующими министерствами и ведомствами поставить вопрос доступности фониатрической помощи студентам вокально-речевых направлений ссузов и вузов Республики Татарстан.

2. Отразить в локальных актах образовательных организаций вопрос медицинского освидетельствования абитуриентов.

3. Обратиться к соответствующим министерствам и ведомствам Республики Татарстан по вопросам утверждения законодательных норм, регламентирующих периодичность обязательных профилактических осмотров лиц голосо-речевых профессий врачом-фониатром;

4. Организовать систему повышения квалификации практикующих вокальных и речевых педагогов РТ по фониологии (основам физиологии и гигиены певческого голоса) и профессиональной переподготовки специалистов по голосу для распространения междисциплинарных знаний и обмена опытом.

5. Усилить междисциплинарное взаимодействие с представителями медицинских учреждений, другими образовательными организациями и учреждениями культуры путем проведения круглого стола по голососбе-режению, на регулярной основе, с целью обмена опытом и выработки общих позиций по вопросам гигиены и охраны голоса и новых стратегий развития вокально-речевого образования.

Обсуждение

Профилактика была и остается приоритетным направлением здоровьесбережения. Предупреждение заболеваний голосового аппарата не является исключением.

Так что такое профилактика, и какая она бывает?

Выделяют три вида профилактики заболеваний: первичную, вторичную и третичную. В чем их различия?

Первичная - комплекс мероприятий, которые направлены для предупреждения отклонений от нормы и воздействия факторов риска развития заболеваний.

Вторичная - комплекс мероприятий, которые направлены на предупреждение обострений и хронизации заболеваний.

Третичная - совокупность действий по профилактике прогрессирования заболеваний, приводящих к недееспособности [7].

В контексте нашей темы заострим внимание на первичной профилактике.

Первичная профилактика является самым крупным направлением в голососбережении и системе профилактики дисфоний, включая в себя в основном гигиенические, клинические и образовательные мероприятия. Именно этот раздел известен широкому кругу профессионалов голоса как гигиена голоса.

Рассмотрим важнейшие составляющие первичной профилактики расстройств голосового аппарата обучающихся. Одним из важ-

нейших компонентов первичной профилактики дисфоний у начинающих вокалистов является:

- бережное отношение к голосовому аппарату, а именно: нормирование голосовой нагрузки (рациональная репертуарная политика, равномерность и системность проведения занятий);

- регулярные фониатрические про-фосмотры (первичные и регулярные на протяжении всего периода обучения);

- гигиеническое воспитание вокалистов (гигиена питания, физических нагрузок, закаливание, режим, сон и т.д.);

- иммунопрофилактика.

Гигиеническое воспитание студентов в

классе сольного пения следует начинать с самого первого занятия.

Как правило, пик заболеваемости студентов первого курса приходится на осенний период - конец сентября-октябрь. Часто это связано с тем, что студенты переживают переломный момент в обучении вокалу. Во-первых, это смена вокального педагога. Сформированные индивидуальные мышечные привычки, «вокально-речевые стереотипы», которые молодой вокалист уже закрепил у предыдущего педагога, заменяются другими, даже если они даются в очень щадящем режиме. Возросшие требования к голосовому аппарату могут вызвать ряд отклонений от нормы (осиплость, усталость). Поэтому при малейших жалобах ученика, необходимо приостановить занятия вокалом и проконсультироваться с врачом-фониатром.

Перемена места жительства, отрыв от семьи, смена климата, бытовые неурядицы - все эти факторы так же негативно сказываются на голосовой функции вокалиста первого года обучения, могут вызвать ряд заболеваний и требуют особого пристального внимания со стороны педагога по специальности и фони-атра.

Таким образом, в начале учебного года голосовые нагрузки должны даваться постепенно, придерживаясь принципа «от простого к сложному». Целесообразнее давать несложные вокализы или уже знакомые произведения в средней тесситуре. Не следует допускать самостоятельного разучивания студентом нового материала.

Педагог-вокалист должен проводить профилактические беседы с учениками о гигиене голоса, разговаривать о том, сколько должен спать вокалист, каков его режим дня, знакомить со способами закаливания, о гигиене

физических нагрузок, о вредных привычках, обо всем том, что, так или иначе, влияет на качество голоса.

Приведем пример. Многие педагоги, замечая заболевания верхних дыхательных путей у студента, не считают данный факт препятствием для продолжения занятий пением. А педагог должен отстранять студента от занятий. Поскольку, при наличии тех или иных сопутствующих заболеваний, например, пение во время ОРВИ, хронического тонзиллита или менструации, может спровоцировать возникновение различной патологии гортани.

Этот вопрос сегодня стоит особенно актуально, в связи с распространением коронови-русной инфекции и одного из ее новых штаммов - «омикрона». По оценкам экспертов при «омикроне» может проявиться дисфония (голос становится охриплым) или афония (полное безголосие). При неправильном лечении, омикрон может привести к полной потере голоса [3].

Согласно нашим наблюдениям в период с декабря по февраль 2022 года среди студентов и преподавателей голосо-речевых направлений вуза наблюдался резкий всплеск заболеваний голосового аппарата в крайне острых формах - от дисфонии по гипотонус-ному типу и даже кровоизлияние голосовых складок - осложнение как следствие продолжения голосовых нагрузок на фоне вирусных заболеваний.

Равномерность голосовых нагрузок следует учитывать не только по суммарному показателю (сколько минут, часов, дней), но и по качественному их содержанию (урок, репетиция, концерт; сольное или хоровое пение). Неравномерность голосовых нагрузок также ведет к риску развития голосовых дисфоний.

Режим отдыха требует также особого внимания. Большинство вокалистов на период каникул вообще исключают пение, особенно в летний период. Поэтому педагогу важно координировать постепенный выход из отпускного периода с точки зрения голосовой нагрузки, иначе могут возникнуть заболевания гортани из-за несоблюдения этого принципа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кратковременный отдых должен быть не пассивным в физическом смысле, а направлен на укрепление здоровья: прогулки, плавание, спортивные тренировки и т.д.

Расписание занятий должно строиться по принципу равномерного распределения певческой нагрузки. Данный вопрос является

наболевшим. Ведь зачастую, составляя расписание в вузах, руководствуются экономией времени или подстраиваются под загруженность аудиторий, урок по сольному пению ставится после занятий хором или хореографией, что снижает эффективность работы с начинающим вокалистом. В некоторых случаях ставят физическую культуру или танец перед сольным пением, тем самым делая вокальное занятие бессмысленным. Все это вызывает перенапряжение голосового аппарата, нарушает все возможные принципы гигиены голоса и вокальной педагогики.

Педагог должен сделать работу в классе комфортной с точки зрения санитарных норм. Ввести в привычку регулярное проветривание класса, убрать пылесобирающие предметы, оснастить класс бактерицидным рецирку-лятором и т.д. Так как санитарно-гигиенические нормы репетиционных и сценических помещений имеют большое значение в возникновении заболеваний голосового аппарата вокалистов. Здесь недопустимы плохая вентиляция, сквозняки или духота, запыленность, бактериальная загрязнённость воздуха, плохое освещение и т.д., а также посторонний шум, врывающийся из коридора или соседнего класса.

Немаловажны гигиенические принципы подбора вокального репертуара. Путь построения условных мышечных рефлексов - все это педагогический процесс постановки голоса. В процессе перестройки голосового аппарата риск возникновения фониатрической патологии чрезвычайно велик [7, с. 61]. Педагогу нужно очень бережно и систематично работать над развитием голоса ученика, постижением им определенной манеры пения. Важно научить самостоятельно контролировать слуховые и мышечные ощущения во время зву-коизвлечения, анализировать и исправлять ошибки своего голосообразования [1, с. 14]. Особое внимание следует уделять природной тесситуре звучания голоса начинающего певца, ни в коем случае нельзя завышать или занижать природную тесситуру звучания. Об этом подробнейшим образом пишет в своем «Руководстве по голососбережению» Лев Борисович Рудин. Репертуар должен соответствовать начинающему исполнителю не только технически, но и психологически. Исполнение непосильного материала без учета трёх видов готовности:технической, психологической, физической провоцирует стойкие, не поддающиеся лечению, а иногда и прогрессирующие функциональные и/или органиче-

ские заболевания голосовых складок [7, с. 90]. Разучивание репертуара должно быть неспешным, основательным, осознанным учеником. Форсированные вокальные методики со стремлением к слишком быстрому расширению диапазона, многократным прокрики-ванием отсутствующих верхних нот, значительная форсировка звука вследствие недостаточного владения резонансной техникой пения и речи, которая подробно описана В.П. Морозовым [4, с. 440], становится причиной дисфонии.

Некомпетентность педагога в вопросах го-лососбережения ведет порой к весьма труднопреодолимым, стойко привитым ошибкам в исполнительской манере начинающего певца. Например, попытки расширения тонового диапазона в несоответствующих природной анатомии и физиологии тональных участках приводит к намеренному фальцетному пению. Также вредоносно привитие постоянной (не на отдельных нотах для достижения определенных художественных замыслов) придыхательной или твердой атаки звука, переходящих в манеру пения. Придыхательная атака как манера, указывает Л. Рудин, стимулирует гипотонус голосовых складок, снижает выносливость голосового аппарата, приводит к узелкам голосовых складок [7, с. 90-91].

Очень важна иммунопрофилактика, витаминотерапия. И, конечно, своевременное лечение лор-заболеваний, носа и т.д. Голосовые нагрузки, даже небольшой интенсивности и сложности, на фоне общего недомогания провоцируют возникновение функциональных и органических заболеваний голосовых скла-

болеваемости в конце сентября - начале октября, в марте-апреле.

Периодические медицинские осмотры у врача-фониатра - это актуальная проблема в нашем регионе. Отсутствие возможности посещения фониатрического кабинета на базе образовательного учреждения снижает возможность ранней диагностики заболеваний голосовых складок и способствует росту органической патологии.

Заключение

В результате проведенного анализа состояния уровня осведомленности лиц, обучающихся голосо-речевым профессиям в вузах РТ в вопросах голососбережения и гигиены голоса, мы пришли к следующим выводам.

Внедрение научно-образовательных голо-сосберегающих технологий в образовательный процесс у лиц голосо-речевых профессий является весьма актуальным и не вызывает сомнений. Решение проблем гигиены голоса в целом должно носить системный научно-междисциплинарный характер.

Необходимо добиваться обязательного повышения квалификации практикующих вокальных и речевых педагогов РТ по фониоло-гии.

Всем певческим сообществом необходимо исследовать и решать проблему несоответствия между декларированием голососбере-жения будущих профессионалов вокальных, актерских и т.п. профессий и реальным положением дел в ссузах и вузах, которые требуют узаконенного медицинского освидетельствования абитуриентов при поступлении на го-лосо-речевые специальности и регулярного профосмотра у врача-фониатра.

док. Важное значение имеет оценка пиков за-

Литература:

1. Бархатова И.Б. Гигиена голоса для певцов: учебное пособие. -6-е изд., стереотип. - СПб.: Планета музыки, 2020. - 128 с. - Электронный ресурс.- URL: https://e.lanbook.com/book/127048 (дата обращения: 01.06.2022).

2. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты. - М.: Дипак, 2013. - 396 с.

3. Мальцева Е. Отоларинголог назвал опасное последствие «Омикрона» для голоса // URA.RU: [сайт]. - 2022. - 31 января.- URL: https:// ura.news/news/1052530290 (дата обращения: 27.05.2022).

4. Морозов В.П. Резонансная техника пения и речи: методики мастеров.Сольное,хоровоепение,сценическаяречь.-М.:Когито-Центр,2013. - 440с. - (Искусство и Наука).-Электронный ресурс.-URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226884(дата обращения: 30.03.2022).

5. Орлова О.С. Нарушения голоса: учеб.пособие. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 220 с.

6. Прянишников И.П. Советы обучающимся пению: учебное пособие. - 10-е изд., стереотип.- СПб.: Планета музыки, 2020. - 144 с. - Электронный ресурс // Лань: электронно-библиотечная система.- URL: https://e.lanbook.com/book/140677(дата обращения: 27.05.2022).

7. РудинЛ.Б.Руководствопоголососбережению(медико-профилактическаятехнология). - М.:Граница, 2020. - 496 с.: ил.

8. II Конгресс Российской общественной академии голоса «Голос: междисциплинарные проблемы. Теория и практика» : сборник научных трудов. - М.: Граница, 2009. - 324 с.: ил.

9. Training outcome in future professional voice users after 18 months of voice training / B. Timmermans [et al.] // Folia Phoniatr. Logop. - 2004. - Vol. 56 (2). - P. 120-129.

10. VilkmanE. Voice problems at work: A challenge for occupational safety and health arrangement // Folia Phoniatr. Logop. - 2000. - 52(1-3). - P. 120-125.

References:

1. Barhatova I.B. Gigiena golosa dlya pevcov: uchebnoe posobie. -6-e izd., stereotip. - SPb.: Planeta muzyki, 2020. - 128 s. - Elektronnyj resurs.- URL: https://e.lanbook.com/book/127048 (data obrashcheniya: 01.06.2022).

2. Vasilenko YU.S. Golos. Foniatricheskie aspekty. - M.: Dipak, 2013. - 396 s.

3. Mal'ceva E. Otolaringolog nazval opasnoe posledstvie «Omikrona» dlya golosa // URA.RU: [sajt]. - 2022. -31 yanvarya.- URL: https:// ura.news/news/1052530290 (data obrashcheniya: 27.05.2022).

4. Morozov V.P. Rezonansnaya tekhnika peniya i rechi: metodiki master-ov.Sol'noe,horovoepenie,scenicheskayarech'.-M.:Kogito-Centr,2013. - 440s. - (Iskusstvo i Nauka).- Elektronnyj resurs.-URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=226884(data obrashcheniya: 30.03.2022).

5. Orlova O.S. Narusheniya golosa: ucheb.posobie. - M.: AST: Astrel', 2008. - 220 s.

6. Pryanishnikov I.P. Sovety obuchayushchimsya peniyu: uchebnoe posobie. - 10-e izd., stereotip.- SPb.: Planeta muzyki, 2020. - 144 s. - Elektronnyj resurs // Lan': elektronno-bibliotechnaya sistema.- URL: https://e.lanbook.com/book/140677(data obrashcheniya: 27.05.2022).

7. RudinL.B.Rukovodstvopogolososberezheniyu(mediko-profilakticheskayatekhnologiya). - M.:Granica, 2020. - 496 s.: il.

8. II Kongress Rossijskoj obshchestvennoj akademii golosa «Golos: mezhdisciplinarnye problemy. Teoriya i praktika» : sbornik nauchnyh trudov. - M.: Granica, 2009. - 324 s.: il.

9. Training outcome in future professional voice users after 18 months of voice training / B. Timmermans [et al.] // Folia Phoniatr. Logop. - 2004. - Vol. 56 (2). - P. 120-129.

10. VilkmanE. Voice problems at work: A challenge for occupational safety and health arrangement // Folia Phoniatr. Logop. - 2000. - 52(1-3). - P. 120-125.

УДК 378.147.88

Р.Р. Мирная

БЛАГОЗВУЧИЕ КАК БАЗОВЫЙ КОМПОНЕНТ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ

КУЛЬТУРЫ МУЗЫКАНТА

Проблема исполнительской культуры музыканта остается актуальной, так как является абсолютным показателем профессионализма и условием успешной реализации творческой деятельности. Изучение феномена исполнительской культуры музыканта невозможно без выявления ее сущностных характеристик, которые свидетельствуют о междисциплинарном подходе в ее формировании. В качестве базового компонента презентации исполнительской культуры ее носителем и творцом выступает «благозвучие», которое, в свою очередь, основывается на разных технических, акустических и социальных условиях. Благозвучие рассматривается в контексте условий его восприятия слушателем, эстетической оценки звукового идеала и способствует высокому качеству звучания музыки.

Ключевые слова: исполнительская культура, музыкант, музыкальный звук, восприятие, благозвучие Raushania R. Mirnaya EUPHONY AS A BASIC COMPONENT OF A MUSICIAN'S PERFORMING CULTURE The problem of the musician's performing culture remains relevant, as it is an absolute indicator of professionalism and a condition for the successful implementation of creative activity. The study of the phenomenon of a musician's performing culture is impossible without identifying its essential characteristics, which i ndicate an interdisciplinary approach in its formation. As a basic component of the presentation of performing culture, its carrier and creator is «euphony», which in turn is based on different technical, acoustic and social conditions. Euphony is considered in the context of the conditions of its perception by the listener, aesthetic evaluation of the sound ideal and contributes to the high quality of the sound of music.

Key words: performing culture, musician, musical sound, perception, euphony

Введение

В современном музыкознании и музыкальной педагогике освещаются различные подходы, по-разному объясняющие пути формирования исполнительской культуры и основанные на профессиональной подготовке музыкантов-исполнителей. Творческому раз-

витию исполнителей способствует разновек-торная направленность и процессы взаимодействия высокопрофессионального и массового искусства в музыке. Массовая музыка, расширяя сферы социального функционирования упрощается и становится все более доступной для восприятия. В таких условиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.