Научная статья на тему 'БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КОМПАНИИ EXXON MOBIL КАК ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИЛЬНОГО ИМИДЖА'

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КОМПАНИИ EXXON MOBIL КАК ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИЛЬНОГО ИМИДЖА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМИДЖ / ДЕЛОВАЯ РЕПУТАЦИЯ / GOODWILL / СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / SOCIAL RESPONSIBILITY / "САХАЛИН-1" / "SAKHALIN-1" / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / CHARITY / НЕФТЕДОБЫЧА / OIL PRODUCTION / НЕФТЕПЕРЕРАБОТКА. IMAGE / OIL REFINING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Морозова И.А., Курбатова Ю.А., Погорелова А.Ю.

Поддержание авторитета на международном уровне и доверие многих государств к деятельности компании требует соблюдения высоких требований к безопасности и социальной ответственности в рамках осуществления ее деятельности на рынке. В работе проведен анализ деятельности крупнейшей международной компании Exxon Mobil, уделяющей серьезное внимание вопросам защиты окружающей среды, кадровой политике и безопасности производства. Рассматриваются региональные особенности реализации корпоративной политики социальной ответственности Exxon Mobil, на основании которых благотворительная деятельность оценивается как показатель имиджа компании. Сделан вывод о том, что использование принципов социальной ответственности позволяет достичь высоких результатов в рамках комплексного развития региона базирования и приводит к всестороннему развитию территорий и формированию отношений гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARITY EVENTS OF EXXON MOBIL AS THE MAIN COMPONENT OF A PUBLIC IMAGE

Maintenance of authority at the international level and the confidence of many states to require the company to maintain high safety and social responsibility, as a pledge of a strong company image through the implementation of its activities in the market. There is analysis of Exxon Mobile's activity, the largest publicly traded petroleum and petrochemical company in the world, which pays serious attention to environmental protection, human resources policy and safety. Particular attention is paid to the regional characteristics of the corporate social responsibility policy Exxon Mobile, on the basis of which it is proposed to consider charity as a guarantee of a strong company image. It is concluded that the use of the principles of social responsibility can achieve high results in the framework of integrated development of region-based and leads to the full development of the territories and the formation of civil society relations

Текст научной работы на тему «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КОМПАНИИ EXXON MOBIL КАК ГЛАВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИЛЬНОГО ИМИДЖА»

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

Библиографическая ссылка:

Морозова И.А., Курбатова Ю.А., Погорелова А.Ю. Благотворительные мероприятия компании EXXON MOBIL как главная составляющая сильного имиджа // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2015. - №.- C. 15-26

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ КОМПАНИИ EXXON MOBIL КАК ГЛАВНАЯ

СОСТАВЛЯЮЩАЯ СИЛЬНОГО ИМИДЖА

CHARITY EVENTS OF EXXON MOBIL AS THE MAIN COMPONENT OF A PUBLIC IMAGE

Поддержание авторитета на международном уровне и доверие многих государств к деятельности компании требует соблюдения высоких требований к безопасности и социальной ответственности в рамках осуществления ее деятельности на рынке. В работе проведен анализ деятельности крупнейшей международной компании Exxon Mobil, уделяющей серьезное внимание вопросам защиты окружающей среды, кадровой политике и безопасности производства. Рассматриваются региональные особенности реализации корпоративной политики социальной ответственности Exxon Mobil, на основании которых благотворительная деятельность оценивается как показатель имиджа компании. Сделан вывод о том, что использование принципов социальной ответственности позволяет достичь высоких результатов в рамках комплексного развития региона базирования и приводит к всестороннему развитию территорий и формированию отношений гражданского общества.

Maintenance of authority at the international level and the confidence of many states to require the company to maintain high safety and social responsibility, as a pledge of a strong company image through the implementation of its activities in the market. There is analysis of Exxon Mobile's activity, the largest publicly traded petroleum and petrochemical company in the world, which pays serious attention to environmental protection, human resources policy and safety. Particular attention is paid to the regional characteristics of the corporate social responsibility policy Exxon Mobile, on the basis of which it is proposed to consider charity as a guarantee of a strong company image. It is concluded that the use of the principles of social responsibility can achieve high results in the framework of integrated development of region-based and leads to the full development of the territories and the formation of civil society relations.

Ключевые слова: имидж, деловая репутация, социальная ответственность, «Сахалин-1», благотворительность, нефтедобыча, нефтепереработка.

И.А. Морозова, Ю.А. Курбатова, А.Ю. Погорелова

I.A. Morozova, Yu.A. Kurbatova, A.Yu Pogorelova

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

Key-words: image, goodwill, social responsibility, "Sakhalin-1", charity, oil production, oil refining.

Современное экономическое сообщество обнаруживает определенную закономерность, заключающуюся в необходимости поддержания и развития внешнего образа того или иного экономического субъекта, который формируется в рамках активного участия последнего в общественно-экономической жизни. Можно говорить о взаимосвязи мероприятий, составляющих основу социально-активной позиции компании нефтегазовой отрасли, и имиджа последней, формируемого на изучаемом рынке. В этой связи предметом исследования выступает крупнейшая международная компания Exxon Mobil, следующая принципам социальной ответственности в своей деятельности, а также отвечающая за экологические последствия проводимой работы, что в целом складывается в модель реализации корпоративной политики социальной ответственности компании Exxon Mobil. Целью работы является разработка принципов эффективного взаимодействия компании и местного сообщества на базе поддержания высоких этических, экологических, а также образовательных стандартов, приводящих к формированию и становлению стабильного и социально развитого обществ. В работе обосновывается гипотеза особой роли сильного имиджа компании в части выполнения задач устойчивого развития и регулирования вопросов воздействия деловой активности компании на местное социально-экономическое развитие, окружающую среду и образовательный потенциал региона. Обращаясь к аналитической оценке текущего состояния и тенденций соблюдения высоких требований безопасности и социальной ответственности, как залога сильного имиджа компании в рамках осуществления ее деятельности на рынке, особое внимание обращается на региональные особенности реализации корпоративной политики социальной ответственности Exxon Mobil [5, с. 21-22], на основании которых предлагается рассматривать благотворительную деятельность как залог сильного имиджа компании. На сегодняшний день имидж и репутация компании стали не менее важными атрибутами конкурентоспособного положения компании на рынке, чем прибыль и рентабельность. В ряде случаев можно судить даже о повышении роли нематериальных активов. Деловая репутация в эпоху глобализации и расширения масштабов влияния информации приобретает гораздо большую силу воздействия [7]. В нефтегазовой отрасли компаниям следует уделять больше внимания вопросам создания и поддержания положительной репутации и имиджа в силу специфических отраслевых особенностей, связанных с возможностью причинения вреда окружающей среде в процессе нефтедобычи. Опыт компании Exxon Mobil выбран неслучайно, поскольку является показательным примером того, как правильно выстроенная корпоративная политика в сфере обеспечения социального благополучия, экологической стабильности может повлиять на положение компании на рынке, в сознании потребителей [8].

1. Особенности деятельности компании Exxon Mobil в рамках усиленного внимания к вопросам социальной и экологической ответственности

Компания Exxon Mobil является многофункциональной и многопрофильной организацией, которая занимается:

- разведкой и добычей нефти и газа, активов, расположенных в разных географических регионах мира и различных по своей геологической структуре: разведочные и эксплуатационные площади в 36

Введение

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

странах, участки добычи в 23 странах и продажа природного газа в 33 странах. В данный момент компания ожидает, что новая добыча по 28 крупным проектам разработки месторождений, входящим в общий портфель компании, к 2017 г. составит 1 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки;

- транспортировкой, переработкой и сбытом нефти. Exxon Mobil является крупнейшей в мире компанией по нефтепереработке, в ее составе доли участия в 32 нефтеперерабатывающих заводах в 17 странах, поставляющих ее заказчикам топливо, смазочные материалы и другие ценные нефтепродукты и сырье. Компания занимает лидирующее положение на рынке высокотехнологичных синтетических смазочных материалов собственных марок, пользующихся широким мировым признанием, а также является ведущим поставщиком нефтяного битума, то есть асфальта, и специализированных продуктов;

- производством химических продуктов. Exxon Mobil является лидером химической промышленности: 46 производственных объектов в разных странах мира принадлежат компании либо полностью, либо частично в составе совместных предприятий. Exxon Mobil является крупнейшим производителем полиолефинов, в том числе пластмасс и полимеров, а также одним из крупнейших производителей базовых структурных компонентов нефтехимических продуктов, а именно ароматических углеводородов и олефинов1.

Таким образом, компания Exxon Mobil за сутки производит 4,2 млн баррелей нефтяного эквивалента, продает 6,2 млн баррелей нефтепродуктов и 24 млн метрических тонн базовых продуктов [1]. Exxon Mobil осуществляет важную функцию значительной финансовой поддержки мировой экономики. Структура распределения финансовой поддержки корпорацией Exxon Mobil представлена на рис. 1.

Рис. 1. Структура распределения финансовой поддержки корпорацией Exxon Mobil в 2013 г.

(составлено автором)

Компания является мировым гигантом в сфере нефтедобычи. Следовательно, положительная деловая репутация и высокий имидж определяют ее авторитет и степень доверия общественности к

1 Основополагающие принципы деятельности корпорации Эксон Мобил/ - [Электронный ресурс]. URL: http://www.forexaw.ru (дата обращения: 23.01.2015)

Капитальные вложения и поисково-разведочная деятельность, 40 млрд

Прибыль, распределяемая среди акционеров, 30 млрд долл.

Затраты на добычу, изготовление оборудования и административные расходы, 49 млрд долл.

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра ^ , ^qj г

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р *

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: edit°rs@vestmk-ku.ru

деятельности компании [2]. Компания уделяет пристальное внимание процессу создания и поддержания благоприятного имиджа. Одной из составляющих этого процесса является степень социальной ответственности компании. Главная ответственность компании Exxon Mobil заключается в обеспечении поставки энергоресурсов, необходимых для поддержания и повышения уровня жизни людей в мировых масштабах, и прибыльность акционеров компании. Однако круг ответственности компании этим не ограничивается. Осуществляя разработку конкретного месторождения, компания становится частью местного общества и экономики. Компания Exxon Mobil стремится повысить уровень жизни и создать новые возможности развития, так как это способствует укреплению общества и экономики, что, в свою очередь, создает благоприятные условия для деятельности компании [3].

На рис.2 представлена модель реализации корпоративной политики социальной ответственности компании Exxon Mobil.

Рис. 2. Модель реализации корпоративной политики социальной ответственности компании Exxon

Mobil2

2 Нормы деловой этики компании Exxon Mobil [Электронный ресурс]. URL: http://www.exxonmobil.ru (дата обращения: 23.01.2015)

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

Корпоративная политика Exxon Mobil в отношении социальной ответственности направлена на то, чтобы помочь обществу в решении более широких задач устойчивого развития и регулировать вопросы воздействия деловой активности компании на местное экономическое и социальное развитие и окружающую среду [4, c. 115]. Компания Exxon Mobil учитывает интересы и потребности местного населения с целью увеличения эффективности национальной экономики, что формирует ее положительную деловую репутацию и создает благоприятный имидж во мнении местного населения.

Немаловажную роль играют и принципы корпоративного управления компании. Высокие этические и деловые стандарты компании Exxon Mobil являются решающим фактором для сохранения права работать в мировых масштабах. Ко всем сотрудникам предъявляются ожидания соответствия высоким стандартам корпоративной деловой этики и реализации глобальных систем корпоративного управления. Практическая реализация принципов корпоративного управления компании Exxon Mobil находит свое отражение в реализации «Системы управления надежностью операций (СУНО)» в повседневной деятельности компании, что позволяет интегрировать охрану труда, технику безопасности и охрану окружающей среды, а также управление экологическими и социальными рисками в каждом аспекте деятельности компании Exxon Mobil [5, c. 21].

2. Политика этического поведения компании по отношению к работникам, партнерам и

членам местного сообщества

Компания Exxon Mobil поддерживает высокие этические стандарты деловой этики. Они заключаются в кодексе «Принципы деловой этики», которые определяют стандарты делового поведения корпорации и контролируемых ею дочерних компаний в мировых масштабах. Эти принципы вводят в культуру организации такие ценности, как права человека, охрана труда и окружающей среды, честность и добросовестность. Компания Exxon Mobil гарантирует высокое качество осуществляемой деятельности и высокий уровень ответственности за условия ее осуществления. Эти меры направлены на привлечение талантливых молодых специалистов в регионы разработки и добычи, так как высокий уровень социальной ответственности всегда привлекал молодых специалистов. Следовательно, компания формирует свой благоприятный образ во мнении потенциальных сотрудников [6, c. 102 - 103].

Компания Exxon Mobil анализирует и снижает риски на каждом этапе своей производственной деятельности, прилагая все усилия к постоянному улучшению показателей безопасности и воздействия на окружающую среду, заботясь о защите сотрудников и общества. Первоочередная задача охраны окружающей среды в процессе морских работ заключается в предотвращении разливов нефти. Помимо этого, компания постоянно совершенствует средства ликвидации последствий аварийных разливов нефти. В компании существует единственная в отрасли специальная внутрикорпоративная программа исследований в области ликвидации негативных последствий. Компания Exxon Mobil работает в арктических и субарктических условиях примерно девяносто лет [7]. Она постоянно оказывает поддержку другим организациям в проведении исследований для решения ключевых вопросов техники безопасности, охраны труда и защиты окружающей среды, связанных с арктическими проектами.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

Ключевыми направлениями деятельности компании в отношении безопасности труда и охраны окружающей среды являются:

- целенаправленное исключение происшествий. Высокие показатели в области техники безопасности и охраны труда, в области обеспечения безопасности производственных объектов и персонала являются фундаментальным принципом деятельности компании Exxon Mobil;

- снижение рисков, связанных с климатом. Изменение климата - это сложная проблема для нефтяных компаний, которая требует от правительств и граждан определенных действий. Компания Exxon Mobil обращает особое внимание на снижение уровня выбросов парниковых газов путем повышения эффективности использования энергоресурсов и применения технических инноваций. Компания вырабатывает решения по защите окружающей среды без негативных последствий для роста мировой экономики;

- защита природных ресурсов. Бережное обращение с окружающей природной средой дает компании Exxon Mobil конкурентное преимущество. Политика компании в области охраны окружающей среды и жесткие системы управления природопользованием предусматривают разработку и реализацию проектов с учетом соответствующих экологических норм, особенно в тех регионах, где местное правовое регулирование отсутствует или разработано не в полной мере [5, c. 23].

Применение природного газа для выработки электроэнергии вместо угля снижает выбросы углекислого газа до 60 %. По данным Управления по информации в области энергетики США, природный газ - основной фактор, который вызвал снижение атмосферных выбросов в США на 8 %. Следовательно, заботясь о безопасности осуществления деятельности и о сохранности первозданных природных условий, компания Exxon Mobil завоевала доверие сотрудников в филиалах мест разработки месторождений, местных потребителей и, что является самым главным, местных органов самоуправления, которые предоставляют разрешение на осуществление разработки месторождения

Стабильное и максимально информированное общество обеспечивает стабильные условия для ведения бизнеса. Стремление компании Exxon Mobil к взаимодействию с заинтересованными сторонами свидетельствует об уважении прав человека и оказывает положительное влияние на социальную жизнь в тех регионах, в которых осуществляют свою деятельность филиалы компании. Структура инвестиций компании Exxon Mobil в социальную сферу по всем регионам осуществления деятельности в 2013 г. представлена на рисунке 3.

[8].

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestmk-ku.ru

Культура и искусство, 5 млн долл.

Пожертвования прямые и через благотворительные организации, 8 млн долл.

Гражданские и социальные вопросы, 49 млн долл.

Прочее образование, 18 млн долл.

Рис. 3. Структура инвестиций компании Exxon Mobil в социальную сферу с разбивкой по основным

3

направлениям деятельности в 2013 г.

3 Трёхстороннее партнерство. [Электронный ресурс]. URL: http://www.exxonmobil.ru (дата обращения 23.01.2015)

21

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

3. Социальная направленность деятельности компании как залог усиления ее репутации и

имиджа.

Основными направлениями деятельности компании в процессе обеспечения социального развития конкретной территории являются:

- соблюдение прав человека. Exxon Mobil поддерживает Рамочную концепцию и Руководящие принципы ООН в сфере бизнеса и прав человека;

- консультации с заинтересованными сторонами. Компания привлекает к участию в деятельности местную общественность, сохраняя при этом уважение к культуре и традициям местного населения;

- социальный прогресс и развитие. Компания поддерживает социальные программы, в которых ее сильные стороны могут с наибольшим эффектом способствовать удовлетворению какой-либо насущной потребности мирового масштаба. Это, как правило, программы в развивающихся странах по созданию деловых возможностей для женщин, по борьбе с малярией и другими инфекционными заболеваниями, а также по повышению качества образования [8].

В любой стране мира усиленное внимание к вопросам образования способствует повышению общественного самосознания и создает основу для дальнейшего развития общества. С 2002 г. компания выделила 818 млн долл. на образовательные программы. Из них 140 млн были направлены специально на программы подготовки учителей в США. Благодаря образовательным программам было обучено более 7200 учителей. В 2012 г. компания направила свыше 38 млн долл. на повышение качества преподавания математики и естественных наук в США. Капиталовложения в расширение участия женщин в экономике имеют благоприятный долговременный эффект для них самих, их семей, общества и страны в целом. В 2012 г. компания Exxon Mobil вложила более 8 млн долл. в развитие экономических возможностей женщин. Участие компании в этом вопросе позволило охватить более 20000 женщин в 85 странах. За последние семь лет компания вложила в эту глобальную программу более 60 млн долл. [9] Осуществление в конкретной стране проектов по добыче и переработке нефти и газа способно вызвать изменения в обществе, которые могут оказаться благоприятными для всех участников. Во всех регионах, где компания осуществляет свою деятельность, она сотрудничает с местными компаниями и организациями, что способствует экономическому развитию этих регионов и создает долгосрочные выгоды для местного населения и деятельности корпорации. На рис.4 представлена схема процентного содержания женщин в управленческом аппарате и среди принятых на работу новых специалистов в 2012 г. с разбивкой по регионам.

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestmk-ku.ru

Рис. 4. Процентное содержание женщин в управленческом аппарате и среди принятых на работу новых специалистов в 2012 г. с разбивкой по регионам (составлено автором)

Основными мероприятиями компании по поддержке местной национальной экономики являются:

- подготовка местных трудовых ресурсов. Компания создает долгосрочную экономическую выгоду для стран, в которых осуществляет свою деятельность, путем приема на работу и обучения местного рабочего персонала для повышения его конкурентоспособности на мировом рынке;

- развитие отношений с поставщиками. Тесное сотрудничество с местными компаниями помогаюет соответствовать мировым стандартам осуществления коммерческой деятельности. Следовательно, поддержка системы снабжения укрепляет местную экономику и увеличивает надежность бизнеса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- управление системой снабжения. Сторонние организации, предоставляющие услуги компании Exxon Mobil, оказывают влияние на работу компании и ее репутацию. Поскольку географический охват деятельности компании широк, она стремится развивать отношения с поставщиками, которые разделяют приверженность принципам надежности деятельности [9].

Компания Exxon Mobil занимается разведкой и добычей нефти и газа также и на территории Российской Федерации. Основным проектом, который потребовал больших финансовых вложений, является проект «Сахалин-1». Компания Exxon Mobil проводит политику добрососедства и в таком непростом для осуществления нефтедобывающей деятельности регионе, как Сахалин. В России Exxon Mobil принимает участие во многих благотворительных мероприятиях в сфере образования, улучшения санитарно-гигиенических условий, социального и экономического развития. Компания Exxon Mobil оказывает активную поддержку Ногликскому и Охинскому районам, городу Южно-

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

Сахалинск Сахалинской области, а также Ульчскому району Хабаровского края посредством своего дочернего предприятия «Эксон Нефтегаз Лимитед», которое является оператором многомиллиардного проекта «Сахалин-1». Приоритетными направлениями спонсорской деятельности являются образование и медицина, поддержка общественных организаций и музеев, помощь коренным малочисленным народам Севера. Компания выделяет средства:

- на поддержку народных танцевальных ансамблей, летних детских лагерей и спортивных соревнований;

- на инвестирование в инфраструктуру и сферу услуг, а именно более 3млрд руб. на модернизацию общественной инфраструктуры в Сахалинской области и Хабаровском крае;

- реконструкцию больниц, поликлиник, дорог, мостов, портов, аэропортов, сетей водоснабжения и центрального отопления .

Результатом благотворительной деятельности в компании Exxon Mobil стала постройка женской клиники в Южно-Сахалинске и аэропорта Ноглики.

Компания Exxon Mobil является крупнейшей в мире нефте- и газодобывающей корпорацией. Она имеет широкий круг партнеров, потребителей, большой коллектив сотрудников. Для таких масштабов деятельности компания должна иметь прочную деловую репутацию и положительный имидж. Компания Exxon Mobil уделяет пристальное внимание разработке мероприятий по улучшению и упрочнению своего благоприятного имиджа. Для этого компания постоянно осуществляет благотворительные и спонсорские мероприятия, разрабатывает инновационные схемы обеспечения безопасности окружающей среды и методики обеспечения безопасности производственной деятельности для сотрудников [10, c. 47]. Данные меры позволяют развивать и поддерживать национальную экономику местности разработки месторождения, что, в свою очередь, способствует доверию со стороны местного населения и местных властей. Но компания, осуществляя такую политику поддержания благоприятного имиджа, не только добивается поставленной цели формирования положительного общественного мнения о своей деятельности, но и формирует определенный кадровый потенциал. Внедрение новых образовательных программ, поддержка образования с уклоном на определенную специфику позволит предоставить больше возможностей для повышения уровня квалификации в области энергетики, что сформирует кадровый резерв для корпорации, а именно - для филиалов, работающих в местах осуществления разведки и добычи нефти и газа. Компания Exxon Mobil осуществляет многоплановую политику поддержания благоприятного имиджа и деловой репутации, что обусловливает ее значительный авторитет на международном уровне и доверие многих государств к данной компании как к социально ответственной.

4 В правительстве Сахалинской области прошла церемония награждения победителей областного конкурса «Благотворитель года-2011». [Электронный ресурс]. URL: http://www.exxonmobil.ru (дата обращения 23.01.2015)

Выводы

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

Список литературы:

1. Бутова Т.В., Закарян А.А., Пахомов Ю.Д., Солтан Ю.Д. Корпоративная социальная ответственность нефтяных компаний (приоритеты и выгоды) // Трубопроводный транспорт. 2012. № 2 (30).

2. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика // Успехи современного естествознания. 2011. № 12. С. 91 - 93.

3. Комарова Н.В. Использование PR-средств при формировании имиджа социально-ответственной нефтяной компании (или «Может быть лучше останемся инкогнито?») // Нефть, газ и бизнес. 2009. № 7 - 8. С. 100-105.

4. Кричевский Н.А., Гончаров С.Ф. Корпоративная социальная ответственность. М., 2006.

5. Морозова И.А., Бритвин И.А. Социальная ответственность бизнеса и формы ее проявления в современных условиях хозяйствования // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 3. С. 399 -

6. Пичков О. Б. Корпоративная социальная ответственность американских нефтегазовых компаний // Международные процессы. 2013. Т.11. №1. С. 113 - 121.

7. Погорелова А. Ю. Корпоративная социальная ответственность как фактор конкурентоспособности предпринимательских структур на рынке химической продукции // Предпринимательство. 2012. № 4. С 85 - 94

8. Перекрестов Д.Г. Корпоративная социальная ответственность: вопросы теории и практики: монография. -М.: Издательский дом «Академия Естествознания». 2011. 216 с.

9. Фритцше Д. Этика бизнеса. Глобальная и управленческая перспектива. СПб.: Олимп-Бизнес,

10. Хабибуллина С.А. Социальный треугольник: власть, бизнес, общество // Мотивация и оплата труда. 2011. № 3. С. 158-164.

11. Adams C. A commentary on: corporate social responsibility reporting and reputation risk management. Accounting, Auditing & Accountability, 2008. Vol. 21, No. 3, pp 365-370.

12. Exxon Mobil's Corporate Citizenship Report 2012.

13. Jan Bell A Comparison of ExxonMobil's Sustainability Reporting to Outcomes Journal of Applied Business and Economics vol. 12(1) 2011. pp. 17-29.

14. The Challenges of Corporate Social Responsibility. Towards Constructive Partnership // The Phillip Morris Institute for Public Policy Research ASBL. - Brussels, Belgium, 2011.

15. Jon Birger Skj^rseth ExxonMobil Tiger or Turtle on Social Responsibility? / FNI Report 7/2003.

1. Corporate Citizenship Report of Exxon Mobil. Results of 2013. The Analytical Review, 2013. 81 p.

2. Morozov I.A., Britvin I.A. Social'naja otvetstvennost' biznesa i formy ee projavlenija v sovremennyh uslovijah hozjajstvovanija [Social responsibility of business and forms of its manifestation in the contemporary economy]. Audit and finansovyi analiz, 2013, no. 3, pp. 399-403.

3. Fritzsche, D. Jetika biznesa. Global'naja i upravlencheskaja perspektiva [Business Ethics. Global and managerial perspective]. St. Petersburg. Olimp-Biznes, 2002. 304 p.

403.

2002. 304 с.

References:

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

4. Pichkov O.B. Korporativnaja social'naja otvetstvennost' amerikanskih neftegazovyh kompanij [Corporate social responsibility of US oil and gas companies]. Mezhdunarodnye processy, 2013, Vol.11, no.1, pp. 113-121.

5. Jan Bell A Comparison of ExxonMobil's Sustainability Reporting to Outcomes. Journal of Applied Business and Economics, 2011, vol. 12 (1), pp. 17-29.

6. Komarova N.V. Ispol'zovanie PR-sredstv pri formirovanii imidzha social'no-otvetstvennoj neftjanoj kompanii (ili "Mozhet byt' luchshe ostanemsja inkognito?") [Using PR-agents in shaping the image of a socially responsible oil company (or "Maybe I should stay incognito?")]. Neft', gaz i biznes, 2009, no.7-8, pp. 100-105.

7. The Challenges of Corporate Social Responsibility. Towards Constructive Partnership. The Phillip Morris Institute for Public Policy Research ASBL. Belgium, 2011.

8. Butov T.V., Zakarian A.A. Pakhomov Y.D., Soltan Y.D. Korporativnaja social'naja otvetstvennost' neftjanyh kompanij (prioritety i vygody) [Corporate social responsibility of oil companies (priorities and benefits)]. Truboprovodnyj transport, 2012, no. 2 (30).

9. Jon Birger Skj^rseth ExxonMobil Tiger or Turtle on Social Responsibility? FNI Report, 2003.

10. Krichevsky N.A., Goncharov S.F. Korporativnaya social'naya otvetstvennost' [Corporate Social Responsibility]. M., 2006.

11. Pogorelova, A.Yu. Korporativnaya social'naya otvetstvennost' kak faktor konkurentosposobnosti predprinimatel'skih struktur na rinke himicheskoi produkcii [Corporate social responsibility as a factor of competitiveness of enterprise structures in the market of chemical products]. Predprinimatel'stvo, 2012, no. 4, pp. 85-94.

12. Perekrestov D.G. Korporativnaya social'naya otvetstvennost': voprosi teorii i praktiki [Corporate social responsibility: the theory and practice] a monograph. Moscow, Academy of Natural History Publ., 2011, 216 p.

13. Zaretsky A.D., Ivanova I.E. Korporativnaya social'naya otvetstvennost': mirovaya i otechestvennaya praktika [Corporate Social Responsibility: global and national practice]. Uspehi sovremennogo estestvoznaniya, 2011, no.12, pp. 91-93.

14. Khabibullina S.A. Social'nyj treugol'nik: vlast', biznes, obshhestvo [Social triangle: government, business and society]. Motivacija i oplata truda, 2011, no.3, pp. 158-164.

15. Adams, C. A commentary on: corporate social responsibility reporting and reputation risk management, Accounting, Auditing & Accountability. 2008, Vol. 21, no. 3, pp 365-370.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.