Научная статья на тему 'КОРПОРАТИВНЫЙ РОСТ ГОРНЫХ КОМПАНИЙ: СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ'

КОРПОРАТИВНЫЙ РОСТ ГОРНЫХ КОМПАНИЙ: СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
86
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАТИВНЫЙ РОСТ / КОНЦЕПЦИИ РОСТА / УСТОЙЧИВЫЙ РОСТ / ВНЕШНИЙ РОСТ / ВНУТРЕННИЙ РОСТ / ФАКТОРЫ РОСТА / ОГРАНИЧЕНИЯ РОСТА / МОДЕЛИ РОСТА / КАЧЕСТВЕННЫЙ РОСТ / ГОРНАЯ КОМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пономаренко Т. В., Путивльская Н. А.

Влияние факторов внешней среды в условиях глобализации экономики, их разнообразие и динамика обусловливают поиск новых конкурентных преимуществ в компаниях, одним из стратегических конкурентных преимуществ является рост компании. Анализ состояния некоторых крупных горных компаний, реализующих стратегию роста с необоснованными темпами, показал существование значительных проблем, которые они не способны решить самостоятельно. Цель исследования - на основе уточнения сущности и типов корпоративного роста исследовать факторы, ограничения и модели роста горных компаний. Теоретическую основу исследования составляют концепции роста. В работе выполнены обзор и сравнительный анализ сущности различных концепций, на основании чего показана связь ключевых ресурсов и рисков роста компаний с возможными результатами деятельности. Исследованы возможности и ограничения роста, выявлена сущность и дана классификация видов, определены факторы роста, предложена авторская трактовка корпоративного роста горной компании. Эмпирической основой исследования послужили материалы корпоративной отчетности компаний минерально-сырьевого сектора. Выявлены проблемы внешнего роста компаний, представлены основные модели, включая прямую оценку возможных эффектов, оценку ценности компании, оценку собственного капитала методом реальных опционов. Выполнена оценка стратегического синергетического эффекта в модели внешнего роста за счет горизонтальной интеграции. Выполнен анализ моделей внутреннего роста на основе увеличения стоимости компании. Исследованы основные факторы устойчивого и внутреннего корпоративного роста. Проанализирована стратегия корпоративного роста группы «Акрон» с учетом рисков и оценки ключевых факторов. Для оценки значимости факторов применялся регрессионный, факторный анализы, анализ чувствительности. Доказано, что корпоративная инвестиционная программа, валютные риски, отрицательные свободные денежные потоки и возможность снижения цен на минеральные удобрения на мировом рынке определяют значимость решения проблемы корпоративного роста, включая определение факторов, оценку степени их влияния, построение финансовой модели роста и выбор рычагов корпоративного роста для управления. В заключительной части исследования выполнена оценка факторов и качества роста российских и транснациональных минерально-химических компаний. Полученные результаты могут быть использованы для обоснования темпов и качества роста крупных компаний в минерально-сырьевом секторе и обеспечить результативность и финансовую устойчивость компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОРПОРАТИВНЫЙ РОСТ ГОРНЫХ КОМПАНИЙ: СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ»

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

КОРПОРАТИВНЫЙ РОСТ ГОРНЫХ КОМПАНИЙ: СУЩНОСТЬ, ФАКТОРЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ

CORPORATE GROWTH OF MINING COMPANIES: ESSENCE, FACTORS AND METHODOLOGICAL APPROACHES TO ESTIMATION

Влияние факторов внешней среды в условиях глобализации экономики, их разнообразие и динамика обусловливают поиск новых конкурентных преимуществ в компаниях, одним из стратегических конкурентных преимуществ является рост компании. Анализ состояния некоторых крупных горных компаний, реализующих стратегию роста с необоснованными темпами, показал существование значительных проблем, которые они не способны решить самостоятельно. Цель исследования - на основе уточнения сущности и типов корпоративного роста исследовать факторы, ограничения и модели роста горных компаний.

Теоретическую основу исследования составляют концепции роста. В работе выполнены обзор и сравнительный анализ сущности различных концепций, на основании чего показана связь ключевых ресурсов и рисков роста компаний с возможными результатами деятельности. Исследованы возможности и ограничения роста, выявлена сущность и дана классификация видов, определены факторы роста, предложена авторская трактовка корпоративного роста горной компании. Эмпирической основой исследования послужили материалы корпоративной отчетности компаний минерально-сырьевого сектора. Выявлены проблемы внешнего роста компаний, представлены основные модели, включая прямую оценку возможных эффектов, оценку ценности компании, оценку собственного капитала методом реальных опционов. Выполнена оценка стратегического синергетического эффекта в модели внешнего роста за счет горизонтальной интеграции.

Выполнен анализ моделей внутреннего роста на основе увеличения стоимости компании. Исследованы основные факторы устойчивого и внутреннего корпоративного роста. Проанализирована стратегия корпоративного роста группы «Акрон» с учетом рисков и оценки ключевых факторов. Для оценки значимости факторов применялся регрессионный, факторный анализы, анализ чувствительности. Доказано, что корпоративная инвестиционная программа, валютные риски, отрицательные свободные денежные потоки и возможность снижения цен на минеральные удобрения на мировом рынке определяют значимость решения проблемы корпоративного роста, включая определение факторов, оценку степени их влияния, построение финансовой модели роста и выбор рычагов корпоративного роста для управления.

В заключительной части исследования выполнена оценка факторов и качества роста российских и транснациональных минерально-химических компаний.

Пономаренко Т.В., Путивльская Н.А.

Ponomarenko T.V., Putivlskaya N.A.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

Полученные результаты могут быть использованы для обоснования темпов и качества роста крупных компаний в минерально-сырьевом секторе и обеспечить результативность и финансовую устойчивость компаний.

The influence of external factors, their variety and dynamics induces to search new competitive advantages for companies in the conditions of economy globalization. The growth of a company is one of strategic competitive advantages. The analysis of some huge mining companies, that realize the strategy of growth with unreasonable rates, showed existence of considerable problems which they are not capable to solve independently. The main purpose of the article is to investigate factors, restrictions and models of mining companies' growth based on clarification of essence and types of corporate growth.

Concepts of growth is the theoretical basis of research. The authors review and compare various concepts, that link key resources and risks of a company growth with possible results of an activity. Opportunities and restrictions of growth are investigated, the essence is revealed and classification of growth types is given, growth factors are defined, the author's interpretation of corporate growth of a mining company is offered.

Materials of the mining companies corporate reports formed an empirical basis of research. Problems of external growth are revealed. The main models are presented, including a direct assessment of possible effects, an assessment of company's value, an assessment of own capital by method of real options. Strategic synergetic effect in the model of external growth due to horizontal integration is estimated.

The analysis of the internal growth models is carried out based on the value increase of a company. Major factors of sustainable and internal corporate growth are investigated. Strategy of the Akron Group corporate growth is analyzed including risks and assessment of key factors. The regression analysis, the factorial analysis, the analysis of sensitivity are applied to assessment of the factors impact. The authors proved that the corporate investment program, currency risks, negative free cash flows and possibility of the world fertilizers prices reduction define the importance of a solution of the corporate growth problem, including definition of factors, an assessment of their influence extent, a financial model of growth creation and a choice of the corporate growth leverages for management. Factors and quality of Russian and transnational mineral and chemical companies growth are estimated.

The results can be usedfor justification of rates and the quality of the large mining companies growth and for providing productivity andfinancial stability of the companies.

Ключевые слова: корпоративный рост, концепции роста, устойчивый рост, внешний рост, внутренний рост, факторы роста, ограничения роста, модели роста, качественный рост, горная компания

Keywords: corporate growth, concepts of growth, sustainable growth, external growth, internal growth, growth factors, growth restriction, growth models, qualitative growth, mining company

Введение

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

Быстрое развитие и глобализация экономики, цикличность развития отраслей, волатильность цен и усиление концентрации сырьевых рынков, ограниченность запасов минерального сырья и контроль над ними групп компаний обусловливают выявление новых конкурентных преимуществ, что приводит к пересмотру бизнес-моделей компаний. Одним из стратегических конкурентных преимуществ является рост и укрупнение компании, усиливающие ее рыночную власть, формирующие вертикальные ограничения и барьеры входа на рынок других компаний, улучшающие доступ к капиталу, определяющие новые возможности диверсификации, изменение ценовой и маркетинговой политики, совершенствование логистики, снижение затрат, рост прибыли и т.п.

Цели, факторы и стимулы роста имеют как различные теоретические интерпретации, так и различные формы практической реализации в компаниях минерально-сырьевого сектора, что актуализирует задачу моделирования роста компании с учетом ограничений.

Рост компании в разных аспектах рассматривается в научной литературе. Проблему роста исследовали М. Портер, О. И. Уильямсон, С. Ц. Майерс, С. А. Росс, Д. Ольсон, Мертон и другие ученые. Среди российских авторов этой проблемой занимаются И.В. Ивашковская, Т.В. Теплова, В.В. Ковалев, В.П. Третьяк, Н.В. Пахомова, В.С. Катькало и другие специалисты в области стратегического менеджмента, финансового менеджмента, экономической теории, институциональной экономики.

Множество концепций корпоративного роста компании условно можно подразделить на 4 основных направления: неоклассическое, неоинституциональное, стратегическое и финансовый менеджмент. Сторонники неоклассических взглядов, включая Е.Л. Драчеву, А.М. Либмана, Л. В. Рой, В. П. Третьяка, А. А. Голубева, Н.В. Пахомову, акцентируют внимание на экономических факторах роста, как внутренних, так и внешних. Эффективное управление ими должно обеспечивать рост прибыли компании как целевого индикатора при существующих экономических ограничениях. Представители институционального подхода, О. И. Уильямсон, Тамбовцев В. Л., Благов Ю. Е., исследуя институциональную природу растущей компании, наиболее важными условиями роста считают улучшение взаимодействия со стейкхолдерами с учетом устойчивого развития компании. В работах финансового направления, М. В. Кудиной, И. В. Ивашковской, С. В. Валдайцева, Т. В. Тепловой, В. В. Ковалева, М. А. Лимитовского, Д. Л. Волкова, предложены разнообразные инструменты роста ценности компании как основного индикатора роста. В стратегических исследованиях В. С. Катькало, М. Портера, А. П. Градова, А. Т. Зуба разработаны инструменты и механизмы роста на основе конкурентных преимуществ, создающих синергетические эффекты.

Каждая концепция выявляет ограничения и демонстрирует возможности роста. Например, необоснованный рост в понимании институциональной концепции может привести к снижению управляемости компаний и оппортунистическому поведению менеджмента. Неверно выбранное направление роста в стратегической концепции не позволит правильно выявить и развить стратегические конкурентные преимущества, что ухудшит результаты в долгосрочной перспективе. Превышение пределов роста в трактовке неоклассического подхода приведет к росту затрат, потере прибыли, упущенной выгоде. Все вышеуказанные последствия в первую очередь ухудшают результаты и стратегические перспективы самой компании, снижая ее эффективность. Кроме того,

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

они влияют на развитие региональной и национальной экономики, поступления в бюджет и т.д. При этом рост, не обеспеченный финансовыми ресурсами, приводит к снижению ликвидности, платежеспособности, кризисному состоянию и банкротству. Такая ситуация обусловливает рост банковских рисков, невозврат кредитов, значительную финансовую нагрузку на государственные банки, бюджеты, что дестабилизирует крупные системообразующие компании и целые отрасли. Поэтому анализу факторов и ограничений финансового характера, влияющих на деятельность компаний минерально-сырьевого сектора, должно уделяться первоочередное внимание, что является объектом исследования в настоящей статье.

Ряд примеров необоснованных темпов роста наблюдается в металлургии (ОАО «Русал» и ОАО «Мечел»). Наиболее драматичным примером неудачного роста среди интегрированных компаний является ОАО «Русал». За девять месяцев 2013 года компания получила $611 млн убытка, при этом кредитная нагрузка холдинга возросла. Несмотря на реализацию программы сокращения неэффективных мощностей и контроля издержек в условиях дальнейшего падения цен на металл, алюминиевый гигант не может справиться с долговой нагрузкой в размере $10,83 млрд.

Аналогичные, но пока не столь масштабные проблемы возникли у ОАО «Мечел». Так, за 5 лет эта горнодобывающая компания активно консолидировала металлургические и добывающие активы за счет заемных средств. Резкое снижение цен на металлы ухудшило возможности компании по обслуживанию долга и фактически не позволяет возвращать кредиты. В 2012 году компания получила убыток, выживание обеспечивается благодаря поддержке госбанков. Аналогичная ситуация может сложиться в любой отрасли, даже высокодоходной, в связи с резким снижением цен, неустойчивостью рынков, агрессивной инвестиционной и несбалансированной финансовой политикой крупных компаний, включая лидеров отрасли и т.п. факторами.

Цель статьи заключается в выявлении типов корпоративного роста, основных подходов, факторов и ограничений корпоративного роста крупных компаний, их оценке и влиянии на модель роста.

Рост компании в разных аспектах рассматривается в научной литературе, так как возможности и потенциал роста - важный фактор успешного и устойчивого развития, инвестиционной привлекательности компаний [14]. При этом выбор моделей корпоративного роста, направлений инвестирования в различные активы, адекватный учет ограничений роста может привести к изменению выручки и прибыли в различной мере. Классификация видов роста представлена на рис. 1.

Анализ видов и концепций корпоративного роста компании

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

Номер 3, 2014

внутренним (органический)

внешним (за счет слияний и поглощений)

Рост компании

пании

За счет собственных источников (прибыль)

счет собственных

источников (Акционерный капитал)

За счет заемных источников (кредиты)

За счет заемных источников (облигации)

быстрорастущий

медленнорастущий

неустойчивый

сбалансирован-ный

сфокусирован-ный

агрессивный

Рис. 1. Классификация видов роста

Выполнены обзор и сравнительная оценка сущности, ключевых ресурсов, рисков и возможных результатов реализации различных концепций (табл.1). Следует учитывать, что концепции взаимно влияют друг на друга и взаимодействуют.

Таблица 1

Концепции роста компании

Концепции Сущность Ресурс Риски Исследовател Результат

роста концепции (цель роста) и

Неоклассиче Компания Рост Риск Пахомова Рост

ская теория рассматривается объемов снижения Н.В., Лавров экономичес

как производс прибыльност Е. И., кой

производственная тва и и и Драчева Е.Л., эффективно

единица, продаж рентабельнос Либман А.М., сти за счет

деятельность ти; Рой Л. В., масштаба,

которой Риски Третьяк В. П. инноваций,

описывается управления Голубев А. А. диверсифик

производственной крупной ации,

функцией. Целью компанией интеграции

роста является Политически

максимизация й риск;

прибыли. Риск неплатежесп особности

Неоинститу Компания — Рост Риск Уильямсон Лучшее

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

Концепции Сущность Ресурс Риски Исследовател Результат

роста концепции (цель роста) и

циональная сложная количеств неуправляем О. И., удовлетвор

теория иерархическая а труда ости Тамбовцев В. ение

структура, компанией Л. интересов

взаимодействующ Риск Благов Ю. Е. собственни

ая со конфликтов ков и

стейкхолдерами в Риск высоких других

условиях издержек стейкхолде

рыночной контроля ров

неопределенности Усложнени

. Рост за счет е

расширения организаци

взаимодействия онной

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со структуры

стейкхолдерами и

изменения

организационной

структуры. Цель -

устойчивое

развитие и

корпоративная

социальная

ответственность.

Финансовый Управление Рост Риск Кудина М. В. Рост

менеджмент финансами финансов неполучения Ивашковская ценности

компании, ых планируемой И. В. компании

направленное на ресурсов доходности Валдайцев С.

достижение Финансовые В.

стратегических и риски Теплова Т. В.

тактических Инвестицион Ковалев В. В.

целей компании ные риски Лимитовский

на рынке. Под М. А.

ростом Волков Д. Л.

понимается рост

стоимости

компании.

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р ,

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

Концепции роста Сущность концепции (цель роста) Ресурс Риски Исследовател и Результат

Стратегичес Системный Рост Риск Катькало В. Синергетич

кое анализ стоимост управления С., еский

управление источников и и активов новыми Портер эффект

механизмов конкурентны М. Ю.

создания ми Градов А. П.

устойчивых преимуществ Зуб А. Т.

конкурентных ами

преимуществ. риски

Под ростом корпоративно

понимается го

развитие и рост управления

компании,

обеспечивающий

создание

устойчивых

конкурентных

преимуществ.

Концепции финансового менеджмента хорошо развиты, используют количественные методы, ориентированы на современную концепцию ценности. При этом ряд дискуссионных вопросов в концепции роста, включая сущность корпоративного, устойчивого, качественного, краткосрочного и долгосрочного роста, а также влияние специфики деятельности компаний минерально-сырьевого комплекса, требуют дальнейшего исследования.

Методологической основой для решения проблемы корпоративного роста является стоимостной подход и построение финансовой модели компании. В концепциях финансового менеджмента анализируются и оцениваются как внешний, так и внутренний рост, так как в основе увеличения стоимости компании могут быть различные факторы.

В работах М. В. Кудиной, И. В. Ивашковской, С. В. Валдайцева, Т. В. Тепловой, В. В. Ковалева, М. А. Лимитовского, Д. Л. Волкова под корпоративным ростом понимается создание и рост рыночной (или расчетной) стоимости компании.

М. В. Кудина подчеркивает, что создание и рост фундаментальной стоимости отражают интегрированную оценку эффективности функционирования компании и ее стратегического потенциала (через будущие денежные потоки) [5]. Известный исследователь в области теории финансов Д. Л. Волков, рост компании характеризует как рост ее ценности для собственников (акционеров) [2], что хорошо согласуется с современным пониманием целей управления компанией [1].

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

Выявление взаимосвязи между ростом и инвестициями объединяет финансовый и стратегический подходы. Крупнейший российский ученый в области управления инвестициями Т.В. Теплова подчеркивает, что рост стоимости не прямо связан с любым наращиванием хозяйственной деятельности и капитала. При отсутствии или утрате конкурентных преимуществ любые размеры инвестиций не приведут к росту стоимости компании, а следовательно, и к корпоративному росту [8]. И. В. Ивашковская под ростом компании понимает устойчивый рост, основанный на корпоративной финансовой политике. Автор справедливо отмечает, что в соответствии с принципами финансовой модели не всякая стратегия расширения, приводящая к росту и оцениваемая через традиционные измерители, становится качественным ростом [3].

Проблемы темпов, скорости, ограничений роста и структуры капитала в контексте роста исследованы в работах классиков финансового менеджмента. М. А. Лимитовский подчеркивает, что быстрый рост - «это бремя» [6], так как высокие темпы роста нуждаются в значительных инвестициях, которые трудно постоянно поддерживать, а при отсутствии специального механизма это может привести к банкротству. Таким образом, автор является сторонником концепции устойчивого роста компании за счет роста собственного капитала, считая его некоторым оптимальным ростом. В. В. Ковалев подчеркивает существование определенной пропорции в структуре источников и активов в стабильно функционирующей компании [4], что связано с ее адаптацией к сложившейся институциональной среде и формированием финансовой модели. Радикальное изменение структуры источников финансирования и ресурсов может снизить устойчивость деятельности и привести к убыткам и потерям. Это особенно важно в капиталоемких видах деятельности, инерционных отраслях, при необратимых инвестициях, что характерно для горнодобывающей промышленности. Таким образом, автор является сторонником приемлемого роста с учетом сложившейся структуры капитала.

Обобщая особенности представленных трактовок, под корпоративным ростом следует понимать расширение корпоративного влияния и увеличение ценности компании с учетом интересов стейкхолдеров за счет возможностей интегрированного роста, включающего как внутренний, органический, так и внешний, интеграционный, рост. Таким образом, интегрированный рост осуществляется как за счет приобретения, строительства, реконструкции и эффективного использования новых активов, так и за счет модернизации, повышения производительности, эффективной деятельности, что в обоих случаях приводит к изменению положения компании внутри отрасли или рынка и может привести к выходу на новые рынки.

Разработан ряд моделей для оценки внешнего и внутреннего роста С. Ц. Майерсом, С. А. Россом, Д. Ольсоном, Мертоном и другими исследователями.

Оценка внешнего роста чаще всего проводится тремя методами: прямой оценки возможных эффектов, оценки рыночной (фундаментальной) стоимости компании, оценки собственного капитала методом реальных опционов. В основе всех методов лежит стоимостная модель анализа и оценки эффектов внешней интеграции, которая имеет несколько важных преимуществ, но учитывает их в разной степени:

Модели оценки корпоративного роста в финансовом менеджменте

Вестник Научно-исследовательского центра ц , 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р ,

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

• ориентируется на интересы владельцев различных видов капитала - стейкхолдеров (собственников, финансовых и нефинансовых инвесторов);

• учитывает долгосрочность и сценарии развития компании, динамику влияния внешней среды;

• включает в оценку инвестиционные риски [8].

Интересным примером прямой оценки результатов внешнего роста является российская компания «Уралкалий», которая в 2010 г. спрогнозировала по результатам поглощения ОАО «Сильвинит» следующие показатели: доля объединенной компании в мировом калийном производстве составит 20 %, а синергетический эффект начиная с 2013 года - 100 млн долларов в год за счет снижения коммерческих и административных расходов, оптимизации операционной деятельности и транспортных расходов, а также совместной модернизации имеющихся мощностей и разработки новых месторождений.

Оценка возможностей и эффективности внешнего роста при интеграции компаний часто проводится по формуле Майерса [11]:

АР = РАБ ~{Ра + РБ),

(1)

Р Р

где А - рыночная стоимость компании А до объединения; Б - рыночная стоимость компании Б до

Р

объединения; АБ - рыночная стоимость объединенной компании.

Экономический смысл этой формулы очевиден, однако ее применение может оказаться проблематичным. Определение рыночной стоимости компаний до и после объединения не всегда возможно ввиду отсутствия рыночных котировок. Даже при наличии рыночной информации, стоимость меняется под влиянием множества факторов. Оценка по рыночной стоимости возможна только после осуществления сделки, поэтому для оценки следует использовать фундаментальную стоимость с учетом прогнозируемых показателей. К таким показателям относятся: экономическая прибыль, денежные потоки, экономическая добавленная стоимость EVA и др. Следует отметить, что ни один из этих показателей не имеет заметных преимуществ, поскольку они строятся на единой методологической основе [5].

Модель Мертона для оценки собственного капитала методом реальных опционов является альтернативной [12], но отличается низким уровнем надежности.

Опционная оценка может быть реализована различными методами, наиболее распространенными из которых является модель Блэка-Шоулза (модель Мертона для собственного капитала) или биномиальная модель. В модели Мертона собственный капитал компании интерпретируется как опцион колл на ее активы. Несомненным преимуществом опционного подхода является отсутствие необходимости прямого прогнозирования денежных потоков. Модель Блэка-Шоулза-Мертона легко применима, но требует достаточно жестких допущений: нормальность распределения доходности, основные активы свободно продаются и покупаются, европейский опцион, непрерывное

Вестник Научно-исследовательского центра ц , 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

изменение цены актива, постоянный характер изменчивости цены актива и процентной ставки в течение срока действия опциона.

Биномиальная модель отражает как финансовый, так и управленческий аспекты включения реальных опционов в стратегию развития компании. Преимуществами построения биномиальной решётки являются следующие: определение и анализ изменения ценности актива с течением времени в условиях заданной неопределенности; возможность оценки реальных опционов любых видов и типов; применение риск-нейтральной вероятности и безрисковых процентных ставок, не требующих установления вероятности, что снижает субъективность полученных результатов.

Оценка стоимости реального опциона требует использования двух типов биномиальных решёток: решетки базисного актива и оценочной решетки. Стандартный алгоритм включает расчет мультипликаторов и и ё, которые являются функциями изменчивости базисного актива и длины временных промежутков, определяемых по формулам:

и = ехр а = 1/ и

где и - мультипликатор (расчетная величина); ° - стандартное отклонение стоимости актива, доли ед.; И - величина временного интервала. лет; ё - мультипликатор (расчетная величина).

Оценочная решетка необходима для получения стоимости реального опциона, определяемого методом обратной индукции с учетом риск-нейтральной вероятности (псевдовероятности) изменения цены базисного актива. Формулы для расчета величин р и С:

ехр[г^- • И)-а

Р = ■

и - а

С = [р • А + (1 -р) • Б]-ехр(-гг ■ И)

(3)

г

где р - псевдовероятность (расчетная величина); / - безрисковая процентная ставка (годовая), доли ед.; А, В - ценность актива, рассчитанная по решетке базисного актива.

Основным мотивом горизонтального слияния является достижение стратегической и операционной синергий, которые были оценены по модели биномиальной решетки (табл. 2). В качестве исходных данных приняты фактические отчетные показатели ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит», а также информация фондового рынка. Срок действия опциона принят пятилетним в связи с ожидаемым изменением структуры калийного рынка.

Номер 3, 2014

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Оценка стратегического синергетического эффекта при интеграции горно-химических компаний [12]

Наименование параметра ОАО «Уралкалий» ОАО «Сильвинит» Объедине нная компания

Стандартное отклонение стоимости актива, а 0,12 0,12 0,0875

Величина временного интервала ^ годы 5 5 5

Безрисковая ставка процента (годовая), ^ 0,0576 0,0576 0,0576

Расчетная величина «и» 1,308 1,308 1,216

Расчетная величина 0,765 0,765 0,822

Расчетная величина «р» (псевдовероятность) 1,048 1,048 1,299

Балансовая оценка собственного капитала (чистые активы по балансу), млн. руб. 36457 43130 79587

Стоимость собственного капитала с учетом опционной оценки, млн. руб. 36465 43139 86017

Стоимость опциона, млн. руб. 7,78 9,22 6430,82

Результаты расчетов показывают, что при принятых допущениях горизонтальное слияние обеспечивает повышение стоимости собственного капитала объединенной компании относительно суммарной стоимости собственного капитала самостоятельных компаний на 8,08% вследствие синергетического эффекта. Факторами возникновения стратегического эффекта являются существенное увеличение стоимости чистых активов за счет их консолидации, двукратное наращивание минерально-сырьевой базы по сильвинитовой руде, увеличение доли на внешнем рынке до 45 %, возможность реализации крупномасштабных инвестиционных проектов, улучшение маркетинга и логистики, достижение финансовой синергии.

По нашему мнению, в оценке ценности компании следует учитывать как стоимость уже имеющихся активов, так и прогнозные доходы. В известной модели Эдвардса-Белла-Ольсона (ЕВО) используется следующая формула [15]:

V = Б +

I

Е [Ах, ]

"1(1 + ')Г (4)

где В0 - собственный капитал (чистые активы) компании на момент ^ Е - символ математического ожидания;

г - ставка дисконтирования, соответствующая ожидаемой стоимости обслуживания капитала (или WACC);

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

Лх' - отклонение чистой прибыли на момент t от «нормы» (так называемая «сверхприбыль» или «остаточный» доход). Норма определяется как ожидаемая стоимость обслуживания акционерного капитала:

^Х = X - гБ{-1,

где хг - прибыль за период t.

Основные факторы устойчивого и внутреннего корпоративного роста

Следует учитывать, что на стоимость компании могут влиять различные факторы:

1) измеряемые факторы эффективности (рентабельность инвестиций, экономическая прибыль, денежный поток, уровень прибыли, рентабельность оборотного и собственного капитала, удельные издержки на единицу продукции, производительность труда и другие);

2) внутренние факторы (ресурсы, вложения, долги, состояние производственных мощностей, управленческая команда, бренд, уникальные компетенции, процессы, уровень корпоративной культуры, отношения с инвесторами, поставщиками, потребителями, персонал, мотивация и другие);

3) внешние факторы среды (рынок, конкуренты, законодательство, товары-заменители, технологическое развитие в отрасли и другие).

Возможна ситуация, когда в количественной оценке стоимость компании выросла, но фактически роста не было (например, вследствие инфляционных факторов). В таком случае можно говорить о росте искусственном (фиктивном).

Следует различать краткосрочный и долгосрочный рост, что фактически позволяет определить устойчивый (сбалансированный) рост. Фокусирование на быстром росте в короткие сроки может привести к замедлению роста в долгосрочной перспективе. Возможно и обратное: спад и отсутствие положительной динамики в краткосрочном периоде, приводящие в рамках стратегии долгосрочного роста к существенному приросту стоимости. Исследованы две трактовки устойчивого роста компании [9].

В первой трактовке под устойчивым темпом роста понимается темп прироста собственного капитала, в соответствии с доминирующей целью функционирования компании с позиции ее собственников как абстрактных инвесторов [4]. М. А. Лимитовский также под устойчивым темпом роста понимает темп роста собственного капитала, источником которого служит нераспределенная прибыль. При этом автор подчеркивает, что постоянное повышение темпов роста не является необходимым. Лучше рассчитать оптимальные и устойчивые темпы роста и выбрать одну из двух стратегий: стратегические цели компании требуют ускоренного развития (выше устойчивых темпов) или наоборот [6].

Вторая трактовка характеризует устойчивый темп роста как темп роста выручки компании, которого она в состоянии достичь при условии сохранения ее операционной и финансовой политики

Вестник Научно-исследовательского центра ц , 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: edit°[email protected]

неизменной [3]. Такое понимание было введено в теорию и практику управления в 60-е годы ХХ в. консалтинговой фирмой Boston Consulting Group. Операционная политика компании описывается двумя финансовыми коэффициентами: рентабельностью продаж, которая определяется ценовой политикой и положением компании на рынке, и оборачиваемостью активов, отражающей эффективность. Стратегия финансирования также характеризуется двумя показателями: коэффициент реинвестирования зависит от структуры источников финансирования, финансовый рычаг отражает условия и суммы привлечения капитала.

Под устойчивым ростом следует понимать темп развития компании в краткосрочном и долгосрочном периоде, за счет различных источников, позволяющий, не превышая финансовых ограничений, устанавливаемых кредиторами, обеспечить финансовыми ресурсами достижение стратегических целей.

Для выявления ограничений по росту за счет собственного капитала темп роста определяется по формулам 5, 7 [4]:

P P

g = =_r_

ff - P

f0 f1 Pr

(5)

где Рг — реинвестированная прибыль за период; Е0 — собственный капитал на начало периода; Е1— собственный капитал на конец периода.

Экономический смысл показателя g заключается в определении темпа прироста собственного капитала компании, т.е. богатства ее собственников. Не изымая прибыль из компании, реинвестируя и не истощая финансовые ресурсы, собственники как бы подтверждают эффективность вложений и не ищут альтернативные варианты инвестирования.

Формула 5 преобразована к довольно распространенному виду:

V

/Р К КЯОЕ

Я =

Е/Р - Р/Р УкОЕ - 1 - кгЮЕ

/Рп / Рп (6)

где Рп — чистая прибыль за период; ЯОЕ— рентабельность собственного капитала; к? — коэффициент реинвестирования прибыли.

Возможен другой вариант формулы, когда чистая прибыль соотносится с величиной собственного капитала на начало периода [4].

- /

г /

P /р

g = — = = k ROE,

g Ео Е / г ,

/ Pn (7)

Вестник Научно-исследовательского центра ц , 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: edit°[email protected]

Пользуясь формулой Дюпона для рентабельности собственного капитала (формула 8), в развернутом виде данную формулу можно представить следующим образом:

ROE = ROA • kф, = OA • к^ Rпр (8)

К • OA • кфз • Rnp

g =

1 - к„ • OA • кфз • ^ , (9)

R к

где ROA - рентабельность активов; ОА - оборачиваемость активов; пр - рентабельность продаж; фз - коэффициент финансовой зависимости, равный отношению активов к собственному капиталу.

Таким образом, факторами устойчивого роста являются рентабельность продаж, оборачиваемость активов, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент реинвестирования прибыли, рентабельность собственного капитала, рентабельность авансированного капитала. Темп устойчивого роста — это единственно возможная скорость увеличения продаж при неизменности этих четырех коэффициентов. Если темп развития компании становится иным, какой -то из коэффициентов изменяется, характеризуя изменения в операционной политике либо в стратегии финансирования [10]. Рост любого из показателей приводит к возрастанию темпа устойчивого роста. Единственным из показателей, на который компания влияет финансовыми решениями, является коэффициент финансовой зависимости. При этом ограничителями выступают финансовые ковенанты.

Рост в краткосрочном периоде только за счет собственных финансовых ресурсов возможен при достаточном размере чистой прибыли. Развитие в долгосрочном периоде исключительно за счет чистой прибыли маловероятно, так как:

1) для реализации крупномасштабных проектов требуются очень значительные инвестиции, для которых собственных ресурсов недостаточно;

2) собственники в течение многих лет не способны отказываться от дивидендов;

3) финансовые ресурсы замораживаются на длительный срок;

4) риск неполучения ожидаемого размера чистой прибыли в связи с влиянием

экономических, финансовых, ценовых, валютных и прочих рисков.

При ориентации на долгосрочный рост компании возможна ситуация целенаправленного или вынужденного изменения структуры капитала. С. Росс предложил ввести понятие внутреннего темпа роста (IGR), рассчитываемого по следующей формуле [7]:

IGR =

1 - (ROA •к)

где (10)

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

ROA _ рентабельность активов; к - коэффициент реинвестирования прибыли.

Модель Росса предполагает увеличение стоимости фирмы в зависимости от финансового рычага. При возрастающем показателе финансового рычага стоимость компании будет тоже расти. Возможна максимизация стоимости компании при оптимальной структуре капитала. Выбор самого высокого возможного показателя соотношения заемных средств к собственным дает самый высокий показатель стоимости компании. Но при этом повышается финансовый риск. Чем выше отношение заемного капитала к собственному, тем выше риск неплатежеспособности компании, возрастает риск банкротства. Поэтому следует спрогнозировать возможности поддержания высоких темпов роста, которые нуждаются в больших инвестициях, систематически, в течение длительного срока. Наряду с возможностями компании по привлечению заемных средств следует оценивать прогнозы развития рынков, отраслей, инновационной системы и другие макроэкономические факторы.

Стратегия корпоративного роста группы «Акрон»: риски и оценка ключевых факторов

Производство минеральных удобрений является одним из наиболее развитых и экспортоориентированных сегментов российской химической промышленности. Российское производство минеральных удобрений в 2012 году составило 17,8 млн тонн [23]. Россия входит в пятерку крупнейших в мире производителей и экспортеров всех видов минеральных удобрений. Крупнейшими российскими производителями минеральных удобрений являются: «EuroChem», «Уралкалий», «ФОСАГРО», Группа «Акрон». Основные зарубежные конкуренты -компании «Yara», «Potash Corp» и «K+S Group».

На долю минерально-химической компании ОАО «Акрон» приходится 13% российского производства азотных удобрений и 50% производства NPK. Компания занимает второе место в мире по производству NPK.

Компания реализует стратегию агрессивного роста, увеличив активы в 5 раз за шесть лет, реализуя инвестиционную программу на 2005-2020 годы в объеме 5 млрд долл. США, из которых проинвестировано около 2 млрд долл. США. Анализ за 7 лет показал, что компания является лидером по инвестиционной активности в мировой минерально-химической отрасли: у крупнейшей ТНК «Yara» соотношение инвестиций и выручки составляет 8 % при среднем значении соответствующего показателя ОАО «Акрон» на уровне 21 %. Так как группа имеет амбициозную инвестиционную программу, одной из основных задач является сохранение финансовой устойчивости, кредитоспособности и платежеспособности. Поэтому необходимо определить такие темпы роста, которые может выдержать компания, привлекая как собственные, так и заемные средства. Условия реализации инвестиционной и финансовой стратегии группы и сопутствующие экономические риски следующие.

Во-первых, группа «Акрон» и ее кредиторы ограничивают уровень чистого долга ниже 3 значений EBITDA. Проведенный анализ показал, что в 2009 году это отношение составило 3,4; в 2010 году -близко к пороговому, на уровне 2,74. Относительно зарубежных компаний, данное соотношение существенно выше среднего, хотя за счет роста прибыли в 2012 году улучшилось и составило 1,6.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

Во-вторых, соотношение заемных и собственных средств в отдельные годы превышает рекомендуемое банками соотношения 1/1.

В-третьих, в активной инвестиционной фазе находится реализация стратегических инвестиционных проектов:

• Проект «Олений ручей» - освоение крупного фосфатного месторождения с проектной мощностью по производству апатитового концентрата - 2 млн т в год. Реализация проекта планируется в две очереди общей стоимостью более $1 млрд, из которых стоимость первой очереди составляет $420 млн, включая организацию открытого карьера, строительство обогатительной фабрики мощностью 1 млн т апатитового концентрата в год, а также организацию инфраструктуры. Вторая очередь проекта предполагает строительство подземного рудника и расширение обогатительного комплекса. Завершение работ ожидается в 2017 году.

• Талицкий проект - освоение участка Верхнекамского месторождения калийных солей с запасами в 157,3 млн т. Проект также планируется в две очереди, в результате первой в 2016 году должен быть запущен комплекс переработки хлористого калия. Инвестиции в проект оцениваются на уровне $2 млрд, кроме того, стоимость лицензии на добычу минерального сырья составила 16,8 млрд. руб. В октябре 2012 года «Акрон» организовал достаточно редкую для российского рынка сделку - привлек начальное финансирование для проекта от консорциума банков на долевой основе, получив $406 млн за долю 38,5% в проекте.

В-четвертых, существует риск, связанный с валютной структурой долга. 80 % долгового портфеля компании находится в валюте. При этом основная выручка компании также преимущественно является валютной, данный риск в этих условиях не является опасным и практически нивелируется.

И последним, наиболее существенным представляется риск при формировании свободного денежного потока. Планируемый отрицательный денежный поток в 2015 году и слабый положительный в 2016 году являются опасной ситуацией для компании.

Таким образом, корпоративная инвестиционная программа, валютные риски, отрицательные свободные денежные потоки и возможность снижения цен на минеральные удобрения на мировом рынке поднимают проблему корпоративного роста, включая определение факторов, оценку степени их влияния, построение финансовой модели роста и выбор рычагов корпоративного роста для управления.

Анализ факторов в моделях устойчивого и внутреннего роста минерально-химической компании ОАО «Акрон» произведен при помощи методов статистического анализа и табличного процессора Excel. Для оценки значимости факторов применены регрессионный анализ, факторный анализ, анализ чувствительности.

В табл. 3 представлены коэффициенты корреляции между темпом роста и влияющими факторами.

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

Таблица 3

Анализ парной регрессии между темпом устойчивого и внутреннего роста и влияющими факторами

Показатель Коэффициент корреляции с темпом устойчивого роста Коэффициент корреляции с темпом внутреннего роста

Рентабельность собственного капитала 0,95 0,92

Рентабельность продаж 0,91 0,97

Рентабельность авансированного капитала 0,84 0,87

Коэффициент финансовой зависимости 0,81 0,67

Финансовый рычаг -0,66 -0,79

Рост выручки 0,47 0,46

Темп роста объема продаж -0,40 -0,21

Коэффициент реинвестирования прибыли 0,28 0,27

Оборачиваемость активов -0,15 -0,18

Наибольшее влияние на темп устойчивого роста оказывают показатели рентабельности (собственного капитала, продаж и авансированного капитала), несколько меньшее - коэффициент финансовой зависимости.

Проведенный факторный анализ влияния на рентабельность собственного капитала по формуле Дюпона методом цепных подстановок выявил наибольшее влияние рентабельности продаж (табл. 4). ROE = ROA• кфз = OA^^ . (11)

Таблица 4

Факторный анализ рентабельности собственного капитала

2007/2006 2008/2007 2009/2008 2010/2009 2011/2010 2012/2011

AROE ОА -2,37 -0,86 -13,91 1,34 2,14 -7,13

AROE КФЗ -2,53 12,05 -5,07 -0,43 1,91 -3,27

AROE R пр 8,57 8,07 -3,19 -5,50 21,75 -9,14

AROE 3,66 19,26 -22,17 -4,59 25,79 -19,54

AROE 3,66 19,26 -22,17 -4,59 25,79 -19,54

Были построены трехфакторная и двухфакторная модели множественной регрессии. В двухфакторной модели темп устойчивого роста зависит от коэффициента финансовой зависимости и рентабельности авансируемого капитала. Статистические показатели характеризуют надежность модели: коэффициент множественной корреляции составляет 0,97, значимость Б<0,05, что говорит о

Вестник Научно-исследовательского центра ц , 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

достоверности модели, показатели значимости Р, которые тоже должны находиться в пределах до 0,05.

ВЫВОД ИТОГОВ

Регрессионная статистика

Множественный

R 0,968115886

R-квадрат 0,937248369

Нормированный

R-квадрат 0,895413949

Стандартная

ошибка 3,916580059

Наблюдения 6

Дисперсионный анализ_

_df_SS_MS_F_Значимость F

Регрессия 2 687,3294463 343,6647232 22,40376135 0,015719456

Остаток 3 46,01879807 15,33959936

Итого_5 733,3482444_

Стандартная

_Коэффициенты_ошибка ^статистика P-Значение Нижние 95% Верхние 95% Нижние 95,0% Верхние 95,0%

Y-пересечение -40,7491237 10,97685768 -3,712275852 0,033987998 -75,68238387 -5,815863538 -75,68238387 -5,815863538

Переменная X 1 20,17922752 6,019298019 3,352422069 0,043979728 1,023134783 39,33532026 1,023134783 39,33532026

Переменная X 2_164,6865655 44,59551538 3,692895219 0,034447257 22,76373238 306,6093986 22,76373238 306,6093986

Рис. 2. Значения множественной регрессии

Регрессионное уравнение имеет вид:

% = 20,18КФЗ +164,7- 40,75 По отчетным данным за 2012 год получены значения темпа устойчивого роста:

- по формуле % = 19,66%

- по регрессионной зависимости % = 14,82%

Разница в полученных значениях объясняется взаимосвязью и взаимовлиянием показателей. По отчетным данным компании за период 2006-2012 гг. выявлены пределы изменения показателей: по рентабельности продаж 10-35 %, рентабельности собственного капитала 10-40 %, коэффициенту финансовой зависимости 1,88-3 (табл. 4), что приводит к изменению темпа устойчивого роста в интервале 9-59,8 %.

Таблица 4

Изменение темпа устойчивого роста

Максимальное значение

Показатель показателя за гг. 2006-2012 Диапазон значений

Рентабельность продаж (ROS) 31,07 % 10-35 %

Рентабельность собственного капитала (ROE) 39,29 % 10-40 %

Коэффициент финансовой зависимости 2,5 1,88-3

В таблице отражен средний диапазон изменений показателей, типичный для данной компании. Фактические значения показателей могут быть иными при определенной ситуации на рынке. Таким образом, можно сделать вывод о том, что собственная прибыль позволяет поддерживать темп роста за счет изменения коэффициентов рентабельности продаж и собственного капитала, а также коэффициента финансовой зависимости до уровня 59,8 %. Такой рост чистой прибыли позволяет

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

инвестировать более 23 млрд рублей в год. Но при этом компания с 2012 года активно реализует дивидендную политику, в соответствии с которой размер дивидендов составляет не менее 30% от чистой прибыли компании по МСФО с выплатами не реже двух раз за финансовый год. Величины инвестируемой чистой прибыли может не хватить для реализации агрессивной инвестиционной программы компании. Кроме того, рост прибыли может оказаться существенно меньшим, поэтому компания заимствует финансовые ресурсы.

Предельный размер заемных финансовых ресурсов ограничивается как финансовыми ковенантами, так и условием неотрицательности прогнозных денежных потоков. На основе прогноза движения денежных средств по погашению кредитов и процентов по ним на период 2014 -2017 гг. выявлено, что ситуация в «Акроне» характеризуется финансовыми рисками: прогнозные выплаты выше прибыли, долги могут увеличиваться для финансирования инвестиционной программы.

Стандартными условиями привлечения средств для компании являются рублевые краткосрочные займы с фиксированной процентной ставкой от 8,75% до 11% годовых (долгосрочные от 6,316% до 8,85%), кредиты в евро с плавающей процентной ставкой от 3М ЕЦИВОК+1,35% годовых, в долларах США кредиты с фиксированной процентной ставкой от 4,35% до 6,82% годовых и с плавающей процентной ставкой от Ц[ВОК+ 3% до Ц[ВОК+5.5% годовых, а также в китайских юанях кредиты с фиксированной процентной ставкой от 4,62% до 9,8% годовых. В октябре 2012 года группа разместила биржевые рублевые облигации под 9,75% номиналом 5 000 руб. с погашением в октябре 2015 года.

При этом у компании имеются активы для продажи - лицензионные 26 участков месторождений калийных солей Прерии Эвапорит на сумму 61 миллионов канадских долларов.

Механизмом финансирования калийного проекта в России стали заемные средства консорциума банков - достаточно редкая для российского рынка сделка. В октябре 2012 года компания привлекла начальное финансирование для Талицкого проекта от консорциума банков на долевой основе, получив $406 млн за 38,5% доли участия в проекте. Разнообразие имеющихся диверсифицированных активов компании, возможных финансовых ресурсов, выбор направлений инвестиционной программы доказывает необходимость обоснования оптимальной траектории роста для группы.

Количественная оценка устойчивого роста компании не позволяет сделать выводы о его качественном характере. Известно, что устойчивый рост с позиции традиционного финансового менеджмента был ориентирован на обеспеченность компании необходимыми денежными средствами. Для современного понимания бизнес-процессов этого недостаточно, поэтому методы финансового анализа модернизируются в направлении расширения анализируемых факторов, результатом чего становится многомерное представление роста. В таком случае учет количественных факторов дополняется показателями качества роста. Не каждый рост становится устойчивым и качественным ростом для всех стейкхолдеров.

Оценка качественного роста компаний горно-химической отрасли

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

Номер 3, 2014

В оценке качества роста использованы модели И. В. Ивашковской, предложившей построение матрицы качества роста (рис. 3) [3]. Вертикальная ось характеризует средний темп роста продаж за несколько лет, который определяется как среднее значение для компаний - отраслевых конкурентов, или средний темп развития одной компании за длительный период. Расчет средней геометрической позволяет отразить накопительный эффект увеличения выручки год за годом и точнее учесть усложнение управленческой задачи наращивания оборотов растущей компании. Горизонтальная ось представлена показателем рыночной стоимости компании, рассчитанным способом средней геометрической, по величине среднего роста капитализации публичной компании. Следует учитывать, что не каждое акционерное общество является публичной компанией, т.е. данные о капитализации могут отсутствовать. Поэтому вместо рыночной стоимости можно использовать варианты определения фундаментальной стоимости. Поскольку последняя зависит прежде всего от динамики чистой прибыли компании, нами было предложено представить горизонтальную ось матрицы показателем среднего темпа роста чистой прибыли компании.

7 £

23 Агрессивный рост QI Сбалансированный рост

Догоняющий рост 04 Сфокусированный рост Q2

Темп роста рыночной стоимости компании

Рис. 3. Базовая матрица качества роста компании

Рост, который соответствует показателям в ячейке Q1 (темпы роста выручки и стоимости компании выше среднего), — это эталон качества роста. Несколько менее ценным представляется тип роста, соответствующий параметрам ячейки Q2, предполагающим высокий темп увеличения стоимости компании, но при росте выручки ниже среднего. В данном случае внимание фокусируется на повышении прибыли, поскольку темп роста продаж у этих фирм ниже среднего в выборке. Компании ячейки Q3, напротив, ориентированы на агрессивную политику продаж, которая с точки зрения современного финансового анализа приводит к простому росту. Ячейка Q4 характеризует некачественный рост, при котором компании не удается добиться успеха ни по одному направлению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании матрицы нами было определено качество роста семи горно-химических компаний: компаний «Уралкалий», «ФОСАГРО», «Акрон», «EuroChem», K+S Group, Potash Corp и «Yara» [1622] (рис. 4).

Вестник Научно-исследовательского центра ц , 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

-3 -14

О

-ж-

<>

1-Г^-77—-37-47-

Темп роста чистой прибыли компании, %

57

♦ Фосагро

Ж Уралкалий

▲ Еврохим

О Акрон

■ K+S Groop

О Yara

• Potash Corp

Рис. 4. Матрица качества роста горно-химических компаний за 2003-2012 гг.

По данным матрицы можно увидеть, что только две компании - «Уралкалий» и «Еврохим» -обладают сбалансированным ростом. Компания «Акрон» соответствует параметрам второй ячейки и обладает чуть менее ценным типом роста - высокий темп увеличения стоимости компании при росте выручки ниже среднего. Остальные четыре компании - «Фосагро», «K+S Group», «Yara» и «Potash Corp» - характеризуются некачественным ростом. При этом «Potash Corp» демонстрирует отрицательные значения средних темпов роста прибыли, а «K+S Group» - выручки.

Такова картина качества роста в статике, далее исследование продолжено анализом ситуации в динамике. Предполагая, что рост не может быть монотонным и линейным, и анализируя рост за длительный период (пять и более лет) на примере конкретной выборки конкурентов, выявляем зигзагообразное движение: практически все компании перемещаются из одной ячейки в другую в зависимости от типа роста.

Было проведено исследование перемещения горно-химических компаний по ячейкам матрицы качества роста по годам начиная с 2006 г. (рис. 5). Действительно, каждая из компаний совершала зигзагообразные перемещения по ячейкам. Например, компания «Уралкалий» перемещалась с четвертой ячейки в первую и наоборот, минуя все остальные. Компания «Фосагро», в общей матрице за десятилетний период располагающаяся в ячейке Q3, с 2009 года переместилась с третьей в четвертую, затем снова в третью и в итоге осталась во второй. Динамика перемещения данных семи компаний представлена в таблице 5.

Таблица 5

Динамика перемещения горно-химических компаний по ячейкам матрицы качества роста за 20062012 гг.

Компания 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 за 10

лет

Фосагро Н.д. Н.д. Н.д. 3 4 3 7 4

Уралкалий 4 1 1 4 1 1 1 1

Еврохим Н.д. Н.д. 4 3 7 3 1 1

Акрон 3 7 4 1 4 1 3 3

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

Номер 3, 2014

K+S Group Н.д. Н.д. Н.д. Н.д. Н.д. 4 2 4

Yara 1 4 4 4 2 4 4 4

Potash Corp 2 3 1 4 1 4 4 4

Рис. 5. Матрицы качества роста горно-химических компаний по годам

(2006-2012гг)

Компании «Уралкалий» и «Yara» чередовали 1 и 4 ячейки матрицы таким образом, что «Уралкалий» из 4 ячейки (2006 год) оказался в 1 - й, а «Yara», наоборот, из 1 - й переместилась в низшую категорию роста. Компания «Еврохим», в 2008 г. начавшая с четвертой ячейки, перемещалась постепенно в 3 - тью и 2 - ую, в итоге оказалась в 1 ячейке. Данное перемещение можно назвать последовательным. Подобное перемещение, но с отрицательной динамикой, наблюдается у компании «Potash Corp». Второй тип роста (простой) редко встречался в матрице, тем более что данный тип роста может привести компанию в «ловушку прибыли» и к успехам только в краткосрочной перспективе.

Для достижения качественной устойчивости роста необходимо сочетание усилий, направленных как на оценку стоимости, основанной на активах «как есть», так и на создание возможностей роста. Управление качественным ростом компании требует согласования показателей объемов реализации,

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

операционной и инвестиционной эффективности, объема и стоимости финансовых ресурсов, прогноза и учета макроэкономических факторов, влияющих на инвестиционную программу.

Таким образом, качественный устойчивый рост - это темп развития компании, обеспечивающий на основе выбора направлений и источников инвестирования финансовыми ресурсами достижение стратегических целей для разных стейкхолдеров с учетом финансовых и прочих ограничений.

Существует множество концепций корпоративного роста компании, включая неоклассическую, стратегическую, институциональную, финансовую и другие. Концепции финансового менеджмента на основе современной концепции ценности позволяют определить возможности и ограничения роста. Стоимостной подход и построение финансовой модели компании формируют основу для оценки внешнего и внутреннего роста.

Под устойчивым ростом следует понимать темп развития компании, в краткосрочном и долгосрочном периоде, за счет различных источников, позволяющий, не превышая финансовых ограничений, устанавливаемых кредиторами, обеспечить финансовыми ресурсами достижение стратегических целей.

Под качественным устойчивым ростом понимается темп развития компании, позволяющий посредством выбора направлений и источников инвестирования обеспечить финансовыми ресурсами достижение стратегических целей для разных стейкхолдеров с учетом финансовых и прочих ограничений.

Анализ финансовой и инвестиционной политики Группы «Акрон» показал, что собственная прибыль позволяет поддерживать 60 % темп роста за счет изменения коэффициентов рентабельности продаж и собственного капитала, а также коэффициента финансовой зависимости.

Была доказана необходимость обоснования оптимальной траектории роста (качественного устойчивого роста) для группы, включая инвестиционную и финансовую стратегии.

Список литературы:

1. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса : учеб. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК «Велби», Проспект, 2008. 576 с.

2. Волков Д. Л. Теория ценностно-ориентированного менеджмента: финансовый и бухгалтерский аспекты. 2-е изд. / Высшая школа менеджмента СПбГУ. СПб: Высшая школа менеджмента; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2008. 320 с.

3. Ивашковская И. В. Моделирование стоимости компании. Стратегическая ответственность советов директоров. М.: ИНФРА-М, 2009. 430 с.

4. Ковалев В. В. Финансовый менеджмент: теория и практика. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК «Велби»; Проспект, 2007. 1024 с.

5. Кудина М. В. Теория стоимости компании. М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2010. 368 с.

Заключение

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

6. Лобанова Е.Н., Лимитовский М.А. Финансовый менеджер. Издательско-консалтинговая компания «ДеКа», 2000. 396с.

7. Росс С. А., Вестерфилд Р. В., Джордан Б. Д. Основы корпоративных финансов 5 - е изд. -МакГроу-Хилл, 2000. 102 с.

8. Теплова Т. В. Инвестиционные рычаги максимизации стоимости компании. Практика российских предприятий. М.: Вершина, 2007. 236 с.

9. Ивашковская И. В., Животова Е. Л. Индекс устойчивости роста: эмпирическая апробация на данных российских компаний // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2009. № 4. с. 3-29.

10. Ивашковская И. В. Финансовые измерения качества роста // Управление компанией. Электронный журнал. 2006. № 9. URL: http://www.management.web-standart.net/ Дата обращения:

11. Майерс С. Введение: Структура для оценки слияний // Современные разработки в

12. Сергеев И. Б., Пономаренко Т. В. Оценка и прогнозирование эффектов интеграции при объединении горных компаний // Научно-технические ведомости СПбГПУ, 2011. №1 (114). С.84-89.

13. Чен К. Влияние структуры капитала на стоимость компании с различными возможностями роста // Научный доклад для Ежегодной встречи EFMA. 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://ssrn.com/abstract=313960.

14. Потенциал роста: Исследование инвестиционной привлекательности России 2012 год. URL: http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/RAS 2012 RUS/$FILE/RAS 2012 RUS.pdf.

15. Модель Эдвардса-Белла-Ольсона (ЕВО) / Портал по оценочной деятельности международного оценочного консорциума. URL: http://www.valnet.ru/m7-232.phtml .

16. ОАО «Акрон» [Офиц. сайт]. URL: http://www.acron.ru/ (дата обращения 15.02.2014).

17. ОАО «МХК «Еврохим» [Офиц. сайт]. URL: http://www.eurochem.ru/ (дата обращения 15.02.2014).

18. K+S Group [Офиц. сайт]. URL: http://www.k-plus-s.com/en (дата обращения 15.02.2014).

19. ОАО «ФОСАГРО» [Офиц. сайт]. URL: http://www.phosagro.ru (дата обращения 15.02.2014).

20. Potash Corp [Офиц. сайт]. URL: http://www.potash.corp.com (дата обращения 15.02.2014).

21. ОАО «Уралкалий» [Офиц. сайт]. URL: http://www.uralkali.com/(дата обращения 15.02.2014).

22. Yara [Офиц. сайт]. URL: http://www.yara.com/(дата обращения 15.02.2014).

23. РИА Рейтинг [Офиц. сайт]. URL: www.riarating.ru(дата обращения 15.02.2014).

1. Valdaycev S.V. Ocenka biznesa [Business evaluation] 3-e izd., pererab. i dop. M., Welby, 2008.

576 p.

2. Volkov D.L. Teorija cennostno-orientirovannogo menedzhmenta: finansovyj i buhgalterskij aspekty [The theory of value-based management: the financial and accounting aspects], 2nd ed. SPb., Vysshaja shkola menedzhmenta, Izdat. dom S.-Pb. gos. un-ta, 2008. 320 p.

04.12.2013.

финансовом управлении. Нью-Йорк, 1976. С. 633-645.

References:

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

3. Ivashkovskaya I.V. Modelirovanie stoimosti kompanii. Strategicheskaja otvetstvennost' sovetov direktorov [Modeling of company value. Strategic responsibility of boards of directors] M., INFRA-M, 2009. 430 p.

4. Kovalev V.V. Finansovyj menedzhment: teorija i praktika [Financial Management: Theory and Practice] 2nd ed., Rev. and add. M., Welby, Izd Prospect, 2007. 1024 p.

5. Kudina M.V. Teorija stoimosti kompanii [The theory of company value] M., Publishing House "FORUM", INFRA-M, 2010. 368 p.

6. Lobanova E.N., Limitovskiy M.A. Finansovyj menedzher [Financial Manager] M., Izdatel'sko-Konsaltingovaja Kompanija «DeKa», 2000. 396 p.

7. Ross S. A. Westerfield R. W., Jordan B. D. Fundamentals of Corporate Finance, 5 ed. McGrow-Hill, 2000. 102 p.

8. Teplova T.V. Investicionnye rychagi maksimizacii stoimosti kompanii. Praktika rossijskih predprijatij [Investment leverage to maximize the company's value. Practice of Russian enterprises] M., Vershina, 2007. 236 p.

9. Ivashkovskaya I. V., Zhivotova E. L. Indeks ustojchivosti rosta: jempiricheskaja aprobacija na dannyh rossijskih kompanij [The index of sustainability of growth: an empirical validation of data from Russian companies]. Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta - Bulletin of the St. Petersburg University, 2009, no. 4, pp.3-29.

10. Ivashkovskaya I. V. Finansovye izmerenija kachestva rosta [Financial measuring the quality of growth]. Upravlenie kompaniej, 2006, no.9. (In Russ.) Available at: http://www.management.web-standart.net/ (accessed 04.12.2013)

11. Myers S.C. Introduction: A framework for evaluating mergers. Modern Developments in Financial Management. Praeger Publishers, New York, 1976., pp. 633-645.

12. Sergeev I. B., Ponomarenko T. V. Ocenka i prognozirovanie jeffektov integracii pri obedinenii gornyh kompanij [Integration effects evaluation and prediction at mining companies merger]. Nauchno-tehnicheskie vedomosti SPbGPU - Scientific and technical statements Sain-Petersburg Polytechnic University, 2011, no. 1 (114), pp.84-89.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Chen K. The influence of Capital Structure on Company Value with Different Growth Opportunities: Paper for EFMA. 2002, Annual meeting. Available at: http://ssrn.com/abstract=3139600). (accessed 03.03.2014).

14. Potencial rosta: Issledovanie investicionnoj privlekatel'nosti Rossii 2012 god [Growth potential: Russia attractiveness survey 2012]. Available at:

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/RAS_2012_RUS/ $ FILE/RAS_2012_RUS.pdf (accessed 03.03.2014).

15. Model' Jedvardsa-Bella-Ol'sona (EVO) [Edwards-Bell-Olson Model (EBO)]. Available at: http://www.valnet.ru/m7-232.phtml) (accessed 01.04.2014).

16. JSC «Akron» (2014). Available at: http://www.acron.ru/ (accessed 15.02.2014).

17. JSC «Evrohim» (2014). Available at: http://www.eurochem.ru (accessed 15.02.2014).

18. K+S Group (2014). Available at: http://www.k-plus-s.com/en (accessed 15.02.2014).

19. JSC «FOSAGRO» (2014). Available at: http://www.phosagro.ru (accessed 15.02.2014).

20. Potash Corp (2014). Available at: http://www.Potash.Corp.com (accessed 15.02.2014).

21. JSC «Uralkalij» (2014). Available at: http://www.uralkali.com/ (accessed 15.02.2014).

22. Yara (2014). Available at: http://www.yara.com/ (accessed 15.02.2014).

23. RIA Rating (2014). Available at: http: //www.riarating.ru (accessed 15.02.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.