Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ В СФЕРЕ ЖКХ'

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ В СФЕРЕ ЖКХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ / STATE REGULATION OF TARIFFS / ДИНАМИКА ТАРИФОВ / THE DYNAMICS OF TARIFFS AND SERVICES FOR HOT WATER SUPPLY / УСЛУГИ В СФЕРЕ ГОРЯЧЕГО ВОДОСНАБЖЕНИЯ / МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКИ ОБОСНОВАННЫХ ЗАТРАТ / THE METHOD OF ECONOMICALLY JUSTIFIED COSTS / МЕТОД ДОХОДНОСТИ ИНВЕСТИРОВАННОГО КАПИТАЛА / THE METHOD OF RETURN ON INVESTED CAPITAL / МЕТОД ИНДЕКСАЦИИ ТАРИФОВ / THE METHOD OF INDEXATION / МЕТОД СРАВНЕНИЯ АНАЛОГОВ / THE METHOD OF COMPARING ANALOGUES / СДЕРЖИВАНИЕ РОСТА ТАРИФОВ / CURBING THE GROWTH OF TARIFFS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бадокина Е. А., Швецова И. Н.

Целью настоящей статьи является обоснование методов регулирования тарифов на услуги ЖКХ для обеспечения сдерживания их роста. Исследование было проведено на фактологических данных организаций сферы ЖКХ и Службы Республики Коми по тарифам с использованием математического и статистического инструментария. Был получены следующие результаты: проанализирована динамика тарифов на услуги ЖКХ (на примере тарифов на услуги в сфере горячего водоснабжения), выявлены факторы роста тарифов; проведена оценка эффективности регулирования тарифов с использованием различных методов; доказаны преимущества использования метода индексации тарифов для сдерживания роста тарифов по сравнению с методом экономически обоснованных затрат; представлен расчет экономически обоснованного тарифа с использованием метода индексации тарифа для теплоснабжающей организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бадокина Е. А., Швецова И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ В СФЕРЕ ЖКХ»

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ НА УСЛУГИ В СФЕРЕ ЖКХ

TARIFF STATE REGULATION FOR SERVICES IN THE HOUSING AND COMMUNAL

SPHERE

Целью настоящей статьи является обоснование методов регулирования тарифов на услуги ЖКХ для обеспечения сдерживания их роста. Исследование было проведено на фактологических данных организаций сферы ЖКХ и Службы Республики Коми по тарифам с использованием математического и статистического инструментария. Был получены следующие результаты: проанализирована динамика тарифов на услуги ЖКХ (на примере тарифов на услуги в сфере горячего водоснабжения), выявлены факторы роста тарифов; проведена оценка эффективности регулирования тарифов с использованием различных методов; доказаны преимущества использования метода индексации тарифов для сдерживания роста тарифов по сравнению с методом экономически обоснованных затрат; представлен расчет экономически обоснованного тарифа с использованием метода индексации тарифа для теплоснабжающей организации.

The purpose of this paper is to study the methods of regulation of tariffs in the housing and communal sphere to ensure containment of their growth. The article was conducted on the materials of organizations in the housing and communal sphere and Regulatory department in the Komi Republic using mathematical and statistical tools. The following results were obtained: the dynamics of tariffs for housing and communal services (for example, tariffs on the hot water) was analyzed, the factors of their growth were identified; the effectiveness of tariff regulation using different methods was assessed; the advantages of using the method of indexation of tariffs to curb the growth rates compared with the method of economically justified costs was proved; a calculation of the economically justified tariff using the method of indexation of tariffs for the heat supply organization was made.

Ключевые слова: государственное регулирование тарифов, динамика тарифов, услуги в сфере горячего водоснабжения, метод экономически обоснованных затрат, метод доходности инвестированного капитала, метод индексации тарифов, метод сравнения аналогов, сдерживание роста тарифов.

Keywords: State regulation of tariffs, the dynamics of tariffs and services for hot water supply, the method of economically justified costs, the method of return on invested capital, the method of indexation, the method of comparing analogues, curbing the growth of tariffs.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одним из социально значимых секторов экономики, ставшее в последние годы объектом всестороннего пристального внимания из-за неуклонного роста тарифов. В большинстве регионов их прирост в несколько раз опережает

Бадокина Е.А., Швецова И.Н.

Badokina E.A., Shvetsova I.N.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

инфляцию или темп роста доходов населения. Так, за последние пять лет накопленный уровень инфляции в стране составил 63%, а коммунальные тарифы в среднем выросли на 117% (по расчетам независимых экономистов) [9]. В среднем тарифы на услуги ЖКХ стабильно растут на 10-15% в год. Таким образом, сдерживание роста тарифов на услуги ЖКХ, является одной из приоритетных задач государственного регулирования экономики и социальной сферы, что и определяет актуальность темы исследования.

В связи со сказанным выше особую значимость приобретает разработка грамотной и экономически обоснованной тарифной политики как совокупности принципов регулирования тарифов на услуги ЖКХ и способов их реализации. Как известно тарифную политику формируют органы государственной и муниципальной власти, уполномоченные регулировать тарифы (например, органом регулирования в Республике Коми выступает Служба РК по тарифам), а проводят администрации городов и регионов, а так же организации ЖКХ. Очевидно, что в соответствии с приведенным выше определением тарифной политики, ее эффективность будет зависеть от того, насколько однозначно и глубоко понимаются эти принципы всеми участниками процесса регулирования, каковы способы их реализации (методы регулирования), насколько эти принципы учитываю интересы сторон. Различные интересы, разное понимание принципов, неадекватность этим принципам предпринимаемых действий (методов регулирования) - таковы факторы, с которыми связана сложность решения проблем в сфере тарифообразования на услуги ЖКХ.

В соответствии с действующей нормативно-правовой базой общими принципами регулирования тарифов и надбавок являются:

1) достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса;

2) установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ;

3) стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности оказания услуг и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса;

4) создание условий, необходимых для привлечения инвестиций в целях развития и модернизации объектов, используемых для утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов;

5) полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ;

6) установление условий обязательного изменения тарифов на услуги организаций коммунального комплекса;

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

7) обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.

Как следует из представленного перечня существующая тарифная политика в сфере ЖКХ учитывает прежде всего необходимость возмещения затрат на коммунальное производство и обеспечение возможности его самофинансирования. Интересы потребителей отодвигаются на второй план, оказываются подчиненными интересам производителей услуг. Дополнительная сложность заключается в том, что регулирование тарифов на услуги «передает» силу монопольной власти от предприятий-поставщиков органам ценообразования и регулирования, которые играют особую роль в системе отношений между поставщиком и потребителем (определяют метод регулирования тарифов). И наконец, органы местного самоуправления - структура, которая регулирует экономические отношения в отрасли и является по смыслу своей деятельности ответственной за соблюдение баланса интересов всех субъектов экономических отношений в ЖКХ, не справляются с отведенной им ролью.

Для оценки последствий поведения тарифной политики в сфере услуг ЖКХ проанализируем динамику тарифов на услуги по горячему водоснабжению в Республике Коми на примере компании ОАО «ТГК-9» (филиал Коми).

Динамика тарифов на услуги по горячему водоснабжению в Республике Коми

В Таблице 1 приведены тарифы всех компаний, осуществляющих горячее водоснабжение в закрытых системах. По итогам анализа, видно, что компания ОАО «ТГК-9» во всех трех районах, где она осуществляет свою регулируемую деятельность, имеет самый низкий тариф. Соответственно, в этих городах тариф на горячую воду находится ниже среднего уровня. Средний тариф на горячую воду в закрытых системах на первое полугодие 2014 года составляет 120,21 рублей. Все три тарифа для компании ОАО «ТГК-9» ниже этого среднего значения. Самые высокие тарифы установлены для потребителей Усть-Цилемского, Удорского, Сысольского районов Республики Коми, где осуществляет свою деятельность лишь одна организация - ОАО «Коми тепловая компания». Тарифы в этих районах в среднем в три раза выше среднего по республике. Самый низкий средний тариф установлен в Вуктыле - 90,89 рублей за кубометр, а самый дешевый тариф для организации - у ООО «Газпром энерго» за горячее водоснабжение в городе Микунь - 38,34 рублей за кубический метр.

Таблица 1

Тарифы на горячую воду по Республике Коми, установленные Службой РК по тарифам по

состоянию на 31.05.2014 г.

Муниципальные образования, организации

тариф

Компонент Компонент Одноставоч-

«тепловая «холодная ный тариф

энергия», вода», для закрытой

руб/Гкал руб/куб.метр системы,

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestmk-ku.ru

руб/куб.метр

ИТОГОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПО РЕСПУБЛИКЕ КОМИ 120,21

МО ГО «Сыктывкар»

ОАО «ТГК-9» МО ГО Сыктывкар 1173,81 29,33 105,63

МУП «Управление капитального ремонта» 1623,00 34,61 140,11

Всего (средний тариф): 120,53

МО МР «Вуктыл»

ООО «Вуктыльский тепловодоканал» 998,07 27,01 90,89

Всего (средний тариф): 90,89

МО ГО «Инта»

ООО «Тепловая компания»» (Инта) 2132,74 38,15 185,31

ОАО «РЭУ Архангельский» МО ГО «Инта»» 1909,80 70,50 195,21

Всего (средний тариф): 184,32

МО МР «Печора»

ООО «Печорская районная тепловая компания» 2014,29 74,05 202,96

ООО «ТЭК-Печора» 1511,46 31,76 134,54

ОАО «Тепловая сервисная компания» 1341,31 31,76 125,65

Всего (средний тариф): 135,37

МО МР «Сосногорск»

ОАО «ТГК-9» МО МР «Сосногорск» 926,82 24,87 89,75

ООО «Сосногорская тепловая компания» пст. Войвож 1723,75 50,49 165,98

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestmk-ku.ru

ООО «Сосногорская тепловая компания» пст. Верхнеижемский 1723,75 24,87 140,36

ООО «Теплосервис» (Сосногорск) 1565,45 27,41 142,31

Всего (средний тариф): 103,91

МО ГО «Усинск»

ООО «Усинская тепловая компания» (Усинск) 1723,69 32,61 136,03

ООО «Усинская тепловая компания» (п.Усадор, с.Усть-Уса) 1723,69 27,37 130,79

Всего (средний тариф): 135,72

МО ГО «Ухта»

ОАО «ТГК-9» МО ГО «Ухта» 1084,96 36,16 103,43

МУП «Ухтаэнерго» (Водный) 1263,11 36,16 106,89

МУП «Ухтаэнерго» (ул.Подгорная) 1230,60 36,16 106,30

МУП «Ухтаэнерго» (пст. Тобысь, пгт. Ярега) 2202,12 36,16 159,48

ООО «Газпром энерго» (Северный филиал, Ухта) 2239,12 268,25 393,64

Всего (средний тариф): 104,55

МО МР «Княжпогостский»

ОАО «Княжпогостское ЖКХ» 1450,11 23,73 122,77

Всего (средний тариф): 122,77

МО МР «Сыктывдинский»

ООО «Сыктывдинская тепловая компания» (пст. Выльгорт) 2053,08 29,33 166,89

ООО «Сыктывдинская тепловая 2053,08 36,70 174,26

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^ко^^^йт^^.^

компания» (с.Палевицы)

МУП «Энергия» 1591,85 22,05 134,43

Всего (средний тариф): 142,57

МО МР «Сысольский»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сысольский филиал ОАО «Коми тепловая компания» 4500,15 61,16 335,67

Всего (средний тариф): 335,67

МО МР «Троицко-Печорский»

Троицко-Печорский филиал ОАО «Коми тепловая компания» 2178,37 30,60 159,12

Всего (средний тариф): 159,12

МО МР «Удорский»

Удорский филиал ОАО «Коми тепловая компания» 3710,94 61,58 325,06

ООО «Комфорт» 4301,65 92,22 365,07

Всего (средний тариф): 325,41

МО МР «Усть-Вымский»

ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» 1619,93 36,90 147,06

ООО «Газпром энерго» (Микунь) 371,92 17,14 38,34

Всего (средний тариф): 144,78

МО МР «Усть-цилемский»

Усть-Цилемский филиал ОАО «Коми тепловая компания» 5389,51 63,16 435,04

Всего (средний тариф): 435,04

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования ^ '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestmk-ku.ru

В таблице 2, рассматривая динамику тарифов на тепловую энергию, как наиболее значимого фактора, влияющего на цену горячей воды, мы видим, что за период с начала 2010 года и до начала 2014 года во всех рассматриваемых организациях (были выбраны те организации, которые функционировали в течение всего рассматриваемого периода) тарифы росли. Средний рост тарифов в год составляет около 8%, самое значительное увеличение тарифов было выявлено у компании ОАО «ТГК-9» на горячее водоснабжение в городе Ухта. Средний рост составил 9,8% в год. В других районах, где осуществляет свою деятельность ОАО «ТГК-9» также отмечается значительное увеличение тарифов: в Сыктывкаре, Инте, Сосногорске средний рост тарифов составил 9,31% в год. Также значительное увеличение тарифов наблюдается у следующих организаций: ООО «Тепловая компания» (Инта), ООО «Печорская районная тепловая компания», ОАО «Усть-Вымская тепловая компания». Для всех трех организаций средний рост тарифов за последние 4 года составляет примерно 9,48% в год. Наименьший рост тарифов был зафиксирован у ООО «Комфорт» - 4,92% в год, однако признать этот факт серьезным успехом довольно сложно. Размер тарифа в абсолютном выражении у этой организации - самый высокий из рассматриваемых, причем более чем в два раза выше второго по уровню тарифа.

Таблица 2

Среднегодовой рост тарифа на тепловую энергию за период с 2010 по 2014 год

Организации Тариф на тепловую энергию, руб/Гкал Средний рост тарифа, %

Январь 2010 Январь 2014

ОАО «ТГК-9» МО ГО Сыктывкар 822,21 1173,81 9,31

ОАО «Воркутауголь» 501,28 621,58 5,52

ООО «Вуктыльский тепловодоканал» 803,8 998,07 5,56

ОАО «ТГК-9» МО ГО «Инта» 894,13 1276,46 9,31

ООО «Тепловая компания» (Инта) 1484,45 2132,74 9,48

ООО «Печорская районная тепловая компания» 1402,01 2014,29 9,48

ООО «ТЭК-Печора» 1076,81 1511,46 8,85

ОАО «Тепловая сервисная компания» 1020,83 1341,31 7,06

ОАО «ТГК-9» МО МР «Сосногорск» 649,21 926,82 9,31

ООО «Сосногорская тепловая компания» пст. Войвож 1239,02 1723,75 8,60

ООО «Теплосервис» (Сосногорск) 1103,05 1565,45 9,15

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^^^^^йтк-^.^

ООО «Усинская тепловая компания» (Усинск) 1236,29 1723,69 8,66

ОАО «ТГК-9» МО ГО «Ухта» 746,41 1084,96 9,80

ООО «Комфорт» 3549,18 4301,65 4,92

ОАО «Усть-Вымская тепловая компания» 1127,53 1619,93 9,48

ООО «Жешартская тепловая компания» 836,08 1120,77 7,60

Еще две организации, в которых средний рост тарифов оказался значительно ниже среднего - ОАО «Воркутауголь» и ООО «Вуктыльский тепловодоканал». Тарифы в этих организациях растут в среднем на 5,52% и 5,56% в год соответственно.

Если сравнивать показатели роста тарифов с показателями индекса потребительских цен (таблица 3), то можно сделать вывод о том, что тарифы на горячую воду растут более высокими темпами, чем цены на потребительские товары и услуги. Такое положение дел не может не беспокоить потребителей горячей воды, учитывая качество услуг ЖКХ.

Таблица 3

Индекс потребительских цен на товары и услуги в России [ 10]

Показатель 2010 2011 2012 2013

Индекс потребительских цен на товары и услуги (декабрь, к декабрю предыдущего года, %) 108,8 106,1 106,6 106,5

Федеральной службой по тарифам на 2014 год установлены максимально допустимые значения роста тарифов, причем для каждого региона установлен собственный максимально допустимый уровень (рисунок 1) [5].

Республика Коми находится на втором месте в Северо-Западном федеральном округе по значению максимально возможного роста тарифа. Этот показатель установлен на уровне 105,2%. То есть тарифы на тепловую энергию в республике Коми могут увеличиться максимально на 5,2% по сравнению с 2013 годом. Минимальное значение прироста тарифов установлено в Москве - всего 1,2% за год. Лишь в 15 регионах России показатель прироста выше 5,2%, что говорит о том, что тарифы в Республике Коми растут более высокими темпами, чем в целом по России.

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^к0™®!^^^-^.™

Максимальный рост тарифов на тепловую энергию в 2014 году в Северо-Западном федеральном округе

106,5% п

106,0% - -р-------------------------------------------

105,5% -- - -------------------------------------------

105,0% -О--------------------------------------

104,5% --- ------1 I---I----|—I-------------------

104,0% --- --- --- --- --- "" П " " П" " "Г"-----

103,5% --- ■-- --- --- --- --- ■-- --- -103,0% --- ■-- --- --- --- --- ■-- --- --102,5% --- ■-- --- --- --- --- ■-- --- --102,0% И 1,1 1,1 1,1 1,1 , — , 1,1 1,1--

Рис. 1. Максимально допустимый рост тарифов в 2014 году с Северо-Западном федеральном округе

Недостатки метода экономически обоснованных затрат и финансовые последствия его применения для водоснабжающих организаций и населения

Как уже отмечалось, основным методом регулирования тарифов является метод экономически обоснованных расходов или «затратный метод» (именно он был выбран для расчета тарифа ОАО «ТГК-9»). Его суть состоит в том, что поставщик ресурсов ежегодно доказывает в органе регулирования тарифов сумму средств, которые ему необходимы для осуществления деятельности, включая в расчеты все потери на собственные нужды. В основе этого метода лежит расчет необходимой валовой выручки организаций от реализации каждого вида продукции (услуг) и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. В сетевых компаниях в необходимую валовую выручку (НВВ) включаются:

- расходы, связанные с передачей тепловой энергии (оплата труда с начислениями на социальные нужды; расходы по эксплуатации и содержанию оборудования; отчисления в ремонтный фонд; амортизация производственного оборудования; общехозяйственные расходы; расходы на оплату услуг организаций коммерческой инфраструктуры оптового рынка; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, и другие);

- внереализационные расходы (расходы по сомнительным долгам, расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, расходы по обслуживанию привлекаемых заемных средств; расходы на консервацию основных производственных фондов и другие);

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

- балансовая прибыль (прибыль на развитие производства, в том числе капитальные вложения; прибыль на социальное развитие, в том числе капитальные вложения; прибыль на поощрение; дивиденды; процент за пользование кредитом; услуги банка; налог на прибыль; налог на имущество; экологические налоги; другие налоги, сборы и платежи).

Система экономически обоснованных расходов имеет ряд недостатков:

- тариф устанавливается только на год, и компания не может определить свои финансовые возможности даже на среднесрочную перспективу. Как известно, на подготовку проектно-сметной документации, отведение земли и непосредственно строительные работы энергетического объекта требуется 3-4 года. При этом известен тариф только первого года инвестиционного цикла.

- еще одним последствием установления тарифов только на один год является то, что компании вынуждены каждый год защищать и обосновывать свои затраты, на что тратится много времени и сил не только работников снабжающей компании но и работников органа регулирования тарифов;

- возникают проблемы с банками, которым требуются гарантии в отношении тарифов на весь период инвестиционного цикла. В связи с недостаточной информацией и отсутствием гарантий банки не могут предоставлять кредитные ресурсы на длительный срок. В основном практикуется краткосрочное кредитование, что экономически невыгодно. Такое положение противоречит принципу реформирования энергетики, который предполагает переход на тарифообразование, позволяющее компаниям получать экономически обоснованную прибыль и привлекать инвестиции для своего развития;

- сетевые компании не заинтересованы в снижении издержек и потерь, так как на следующий год базовая ставка тарифа будет на эту величину снижена. Отсутствие стимулов у регулируемой компании к минимизации стоимости своих услуг и повышению эффективности деятельности приводит к тому, что потребители вынуждены оплачивать все излишние, необязательные издержки, которые снабжающей организации удалось экономически обосновать органам регулирования;

- отсутствие действий по снижению потерь в сетях (ввиду их неудовлетворительного содержания) приводит к различным авариям, последствия которых также оплачиваются из кармана потребителей. Более того, в течение того времени, пока авария устраняется, оказание услуг потребителям приостанавливается, что для организаций может иметь значительные финансовые последствия, так как на время устранения аварии коммерческая компания вынуждена прекратить свою деятельность, она теряет клиентов, и, соответственно, прибыль. Населению же аварии тоже доставляют массу неудобств, в результате чего теряется масса времени и, возможно, денег, так как они вынуждены в течение ликвидации аварии использовать дополнительные источники воды и тепла;

- отсутствие у регулируемой компании стимулов к повышению качества своих услуг. Компания в большей мере ориентирована на требования регулирующего органа, а не потребителей;

- перекладывание значительной доли инвестиционных рисков с регулируемой компании на ее потребителей;

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

- инвестиционные программы и необходимая валовая выручка при методе экономически обоснованных затрат не привязаны к уровням надежности и качества обслуживания потребителей, что способствует тому, что компании не боятся производить внеплановые отключения и не стремятся повышать качество своих услуг;

- прибыль рассчитывается по статьям, которые компания собирается финансировать из прибыли;

- расчетная база трудно поддается контролю со стороны регулирующих органов, что приводит к повышению тарифов.

Предложения по повышению обоснованности тарифов на горячую воду ОАО «ТГК-9»

Учитывая практику и нормы действующего законодательства, прогнозируется, что основным методом тарифного регулирования в теплоснабжении будет метод индексации тарифов.

Метод индексации предусмотрен пунктами 15 и 37 «Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 №109. Кратко метод индексации можно описать как умножение текущего тарифа на определенный индекс, который рассчитывается по Методическим указаниям Приказа ФСТ № 275-э/4 от 05.07.2005г. Основными составляющими индекса являются издержки на инвестиции, налоги, амортизация, дополнительные затраты, а также рост потребительских цен (инфляция). Таким образом, в случае экономии издержек по сравнению с базовым уровнем тарифов, полученная экономия может автоматически оставаться у предприятия, что нельзя сказать в случае использования метода экономически обоснованных затрат.

При регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 лет или при первом применении - на срок не менее 3 лет. Эти правила вводятся в электроснабжении, теплоснабжении (как в производстве, так и в передаче ТЭ), водоснабжении и водоотведении с целью привлечения инвестиций в энергетику и обеспечения защиты интересов инвесторов.

Итак, метод индексации наиболее прост при расчете тарифа на теплоснабжение, и также очевидным его плюсом является то, что регулирующие органы не будут завышать индекс, находясь под государственным контролем.

Еще один метод, имеющий большие преимущества по сравнению с применяемым сейчас методом экономически обоснованных затрат - метод доходности инвестированного капитала. Очевидное его преимущество в том, что привлеченные со стороны инвестиции пойдут на ремонты, модернизацию и реконструкцию оборудования. На сегодняшний день компания обладает устаревшим оборудованием, в связи с чем растут риски снижения надежности и повышения аварийности.

Целью метода является привлечение денег в развитие сетевых компаний. Для чего в тарифе на передачу энергии, помимо фактических затрат компании, учитываются суммы, обеспечивающие возврат средств, вложенных в сети, а так же, некий процент дохода для инвестора, вложившего эти средства (чтобы у него был стимул вкладывать). Источником средств может быть прямой инвестор, например, владелец сетей, либо другой заимодавец, например, банк. В этом случае доходная часть, заложенная в тариф, пойдет на погашения процентов по кредиту. Важно, что регулирование по этому методу устроено так, что на один рубль, заложенный в тариф, можно привлечь несколько рублей

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

инвестиций. То есть, при сравнительно небольшом росте тарифа сетевая компания получает возможность привлечь весьма серьезные средства на развитие.

Чтобы предотвратить подобные негативные явления, рекомендуется ввести метод, который позволит компании повысить обоснованность тарифов на горячую воду, в сравнении с методом экономически обоснованных затрат. К тому же, метод индексации установленных тарифов предполагает повышение эффективности расходов, то есть, фактически он стимулирует предприятие к снижению своих издержек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии со статьей 17 Постановления Правительства РФ №1075 от 22.10.2012 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения»: Метод экономически обоснованных расходов (затрат) применяется в одном из следующих случаев:

а) в случае если в отношении организации ранее не осуществлялось государственное регулирование цен (тарифов);

б) в случае установления цен (тарифов) на осуществляемые отдельными организациями отдельные регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов;

в) в случае если оставшийся срок действия всех договоров аренды в отношении производственных объектов регулируемой организации на момент подачи заявления об утверждении тарифов составляет менее 3 лет.

Деятельность компании ОАО «ТГК-9» не относится ни к одному из этих трех случаев, следовательно, в соответствии со статьей 19 этого же Постановления, выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации и на основании критериев. Рассмотрим эти критерии.

Метод обеспечения доходности инвестированного капитала используется при установлении долгосрочных тарифов для регулируемой организации при соблюдении следующих условий:

а) регулируемая организация не является государственным или муниципальным унитарным предприятием;

б) имеется утвержденная в установленном порядке схема теплоснабжения;

в) регулируемая организация соответствует критериям, установленным в утвержденных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения правилах согласования решений органов регулирования о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала или об отказе от применения указанного метода, предусматривающих в том числе критерии, при соответствии которым принимается решение о согласовании выбора метода обеспечения доходности инвестированного капитала, а также правилах согласования долгосрочных параметров регулирования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения в городах с населением более 500 тыс.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

человек и в городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, и соблюдается хотя бы одно из следующих условий:

• регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании источниками тепловой энергии, производящими тепловую энергию (мощность) в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии;

- регулируемая организация владеет производственными объектами на основании концессионного соглашения;

- установленная тепловая мощность источников, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании, составляет не менее 10 Гкал/ч;

- протяженность тепловых сетей, которыми регулируемая организация владеет на праве собственности или на ином законном основании, составляет не менее 50 км в 2-трубном исчислении.

ОАО «ТГК-9» не является государственным или муниципальным унитарным предприятием, у нее имеется схема теплоснабжения. К примеру, теплоснабжение Сыктывкара осуществляется по открытой схеме от основного теплоисточника -центральной водогрейной котельной (ЦВК) по трем магистральным тепловым сетям. Компания осуществляет свою деятельность в городе Сыктывкар, который является центром субъекта РФ - Республики Коми. Установленная тепловая мощность филиала Коми- 1807,2 Гкал/час.

Таким образом, филиал ОАО «ТГК-9» Коми может выбрать для себя расчет тарифа по методу обеспечения доходности инвестированного капитала.

Метод индексации установленных тарифов не содержит критериев его применения, значит филиал ОАО «ТГК-9» Коми вправе выбрать и этот метод для расчета тарифа.

Метод сравнения аналогов применяется для установления долгосрочных тарифов в сфере теплоснабжения в отношении регулируемых организаций, удовлетворяющих следующим критериям:

а) установленная тепловая мощность источников, используемых регулируемой организацией для осуществления регулируемого вида деятельности, составляет менее 10 Гкал/ч - для расчета необходимой валовой выручки, относимой на производство тепловой энергии;

б) протяженность тепловых сетей, используемых регулируемой организацией для осуществления регулируемого вида деятельности, составляет менее 50 км в 2-трубном исчислении - для расчета необходимой валовой выручки, относимой на передачу тепловой энергии и теплоносителя.

Этот метод не может быть применен, так как установленная тепловая мощность в каждом из городов Республики Коми, где осуществляет свою деятельность по горячему водоснабжению компания ТГК-9 превышает максимально допустимые для этого метода 10 Гкал/ч. По протяженности тепловых сетей в Сыктывкаре, Ухте, Сосногорске компания также превышает допустимые для метода сравнения аналогов 50 км (Таблица 4).

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestmk-ku.ru

Таблица 4

Данные о протяженности тепловых сетей и установленной тепловой мощности ОАО «ТГК-9» (Коми)

Район Установленная тепловая мощность, Гкал/ч Протяженность тепловых сетей, км

МО ГО «Сыктывкар» 689,8 237,9

МО ГО «Ухта» 633,4 222

МО ГО «Инта» 171 47,7

МО ГО «Сосногорск» 313 61

Таким образом, филиал ОАО «ТГК-9» Коми не может выбрать для себя метод сравнения аналогов.

Метод обеспечения доходности инвестированного капитала предполагает расчет необходимой валовой выручки по нижеприведенной формуле (1).

HBBД = ащ+ ЩК+ , К+ Р+з , + А г (1),

где:

- операционные (подконтрольные) расходы в ьм году; HPi - неподконтрольные расходы в ьм году;

РЭ1 - расходы на приобретение энергетических ресурсов (в том числе топлива для организаций,

осуществляющих деятельность по производству тепловой энергии (мощности), и потерь тепловой энергии для организаций, осуществляющих деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя), холодной воды и теплоносителя в ьм году;

ВКi - возврат инвестированного капитала, определяемый на ьй год; ДКi - доход на инвестированный капитал;

АРез{ - величина, определяемая на ьй год первого долгосрочного периода регулирования.

В соответствии с производственной программой филиала «ТГК-9» Коми, на 2014 год никаких инвестиционных вложений не предусмотрено, в плане не утверждены мероприятия по ремонту объектов централизованной системы горячего водоснабжения, нет мероприятий, направленных на улучшение качества горячей воды, нет мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, в том числе по снижению потерь воды при транспортировке. Исходя из этого, за счет того, что инвестиции равны нулю, третье и четвертое слагаемое будут равны нулю,

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: ^И0^®!^^^-^.^

итог необходимой валовой выручки, рассчитанной по методу обеспечения доходности инвестированного капитала будет точно таким же, как и при методе экономически обоснованных расходов.

Теперь рассчитаем необходимую валовую выручку на 2014 год по методу индексирования установленных тарифов. Показатели базового уровня операционных расходов, неподконтрольных затрат, расходов на приобретение энергетических ресурсов приведены в табл. 5.

Таблица 5

Расчет расходов ОАО «ТГК-9» (Коми) по методу индексирования установленных тарифов, млн.руб.

Базовый уровень операционных расходов 1020,77

- расходы на сырье и материалы 70,5

- ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом 79

- оплата труда 674,4

- расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам 79,5

- расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам 113,8

- расходы на служебные командировки 3,1

- расходы на обучение персонала 0

- лизинговый платеж, арендная плата 0,47

другие расходы не относящиеся к неподконтрольным 0

Неподконтрольные расходы 379,02

расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности 0

расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду 30,52

расходы на арендную плату в части имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности 0

расходы по сомнительным долгам 22,3

отчисления на соц нужды 203,7

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestmk-ku.ru

амортизация основных средств и нематериальных активов 104,5

расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам 18

суммарная экономия от снижения операционных расходов, полученная в предыдущем долгосрочном периоде регулирования 0

Расходы на приобретение энергетических ресурсов 2270,29

расходы на топливо 1837,8

расходы на прочие покупаемые энергетические ресурсы 400,3

расходы на холодную воду 32,19

Всего 3670,08

Прибыль, устанавливаемая органом регулирования на ьй год, определяется в соответствии с формулой:

НВВб /п

П = щорм х -- где:

i г тгнорм V-/'

100% - ;

(1 - t7)

Я норм ~ ~ • ~

г - нормативный уровень прибыли, установленный на ьй год;

НВВб'п - величина необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенная на ьй

год без учета объема плановой (расчетной) прибыли от регулируемого вида деятельности и величины налога на прибыль.;

- ставка налога на прибыль организаций в ьм году.

Нормативный уровень прибыли устанавливается в процентах от НВВ для каждой регулируемой организации на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом планируемых экономически обоснованных расходов из прибыли, в том числе необходимости в осуществлении инвестиций, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации, в номинальном выражении после уплаты налога на прибыль. Нормативный уровень прибыли устанавливается с учетом предложения регулируемой организации, включающего расчет и обоснование необходимого регулируемой организации уровня прибыли, на уровне не ниже 0,5%, и не выше нормы доходности, установленной на тот же год для регулируемых организаций, осуществляющих тот же вид регулируемой деятельности в том же субъекте Российской Федерации при использовании метода обеспечения доходности инвестированного капитала, а при отсутствии таких организаций - не выше минимальной нормы доходности, установленной федеральным органом

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: ^И0^®!^^^-^.^

регулирования. В соответствии с Приказом федеральной службы по тарифам №1618-э, этот уровень прибыли в 2014 году не может быть выше 10,96%.

Размер прибыли, который может быть включен в необходимую валовую выручку, на 2014 год рассчитан в размере 48,7+12,2=60,9 миллионов рублей. Подставив в формулу прибыли известные значения, найдем нормативный уровень прибыли, который составил 1,62%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АРез1 = Рез- - Рез- + Рез-к (3) где:

Рез- - экономически обоснованные расходы регулируемой организации, понесенные в периоды

регулирования, предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования;

РеЗ- - доходы регулируемой организации, необоснованно полученные в периоды регулирования,

предшествовавшие переходу к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования;

РезЭ - экономия от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.

Общий результат этой формулы был рассчитан и составил 5+0,1=5,1 миллиона рублей. Общий объем необходимой валовой выручки был рассчитан в таблице 6.

Таблица 6

Расчет НВВ на тепловую энергию ОАО «ТГК-9» (Коми) методом индексирования установленных

тарифов в 2014 году

Показатель Сумма, млн рублей

Операционные расходы 1020,77

Неподконтрольные расходы 379,2

Расходы на приобретение энергетических ресурсов 2270,29

Прибыль 60,9

Результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования 5,1

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

Итого НВВ

3736,26

В итоге перерасчета тарифа методом индексации установленных тарифов получился точно такой же результат и тариф, как и при расчете методом экономически обоснованных затрат, который применяется на сегодняшний день.

Теперь сравним прогнозные значения тарифов на тепловую энергию, рассчитанные разными методами на 2015, 2016 год.

Показатель индекс эффективности операционных расходов - показатель, характеризующий динамику изменения уровня расходов, связанных с поставками соответствующих товаров (услуг), позволяющий обеспечить поэтапное достижение эффективного уровня операционных затрат. Рассмотрев несколько территориальных генерирующих компаний, в которых применяется метод индексации установленных тарифов, во всех из них, на первый год регулирования по этому методу индекс эффективности операционных расходов был установлен на уровне 1%.

Все составляющие группы «неподконтрольные расходы», в соответствии с методическими указаниями федеральной службы по тарифам рассчитываются точно таким же образом, как и по методу экономически обоснованных расходов, поэтому эти расходы, рассчитанные методом экономически обоснованных затрат и по методу индексации установленных тарифов будут равными. Для расчета тарифов эти расходы будут взяты с учетом их тенденции изменения.

Группа расходы на приобретение энергетических ресурсов состоит из следующих элементов: расходы на топливо, расходы на прочие покупаемые энергетические ресурсы, расходы на покупку холодной воды. Все эти элементы находят отражение в расчете тарифа по методу экономически обоснованных расходов, следовательно размеры этих расходов рассчитанные по разным методам, будут совпадать. Для расчета прогнозного тарифа на 2015 год был учтен индекс цен на топливо (в соответствии с прогнозом социально-экономического развития России на 2014-2016 годы, он составил 108% - на 2014 год, 102,4% - на 2015 год, 104,6% - на 2016 год), а также индекс потребительских цен (5,6% - на 2014 год, 4,7% - на 2015 и 2016 годы).

Нормативный уровень прибыли устанавливается в процентах от НВВ для каждой регулируемой организации на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом планируемых экономически обоснованных расходов из прибыли, в том числе необходимости в осуществлении инвестиций, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации, в номинальном выражении после уплаты налога на прибыль.

При расчете тарифа методом индексирования установленных тарифов, нормативный уровень прибыли, устанавливаемый органом регулирования изменяется в сторону увеличения с учетом индекса эффективности операционных расходов. Иными словами, за счет того, что организация проводит мероприятия по энергосбережению, снижению затрат на производство продукции, регулирующий орган повышает для организации нормативный уровень прибыли. Однако, итогом снижения издержек и увеличения нормативной прибыли не должно стать увеличение тарифов, то

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: ^И0^®!^^^-^.^

есть эффект от снижения издержек должен быть выше, чем экономический эффект от повышения нормативного уровня прибыли. Для расчета прогнозного тарифа с учетом индекса эффективности операционных расходов мы будем использовать средний уровень нормативной прибыли 1,65%, то есть на 0,03% выше, чем используемый нормативный уровень прибыли до перехода к методу индексирования установленных тарифов. Рассмотрев несколько территориальных генерирующих компаний, в которых применяется метод индексации установленных тарифов, минимальный из всех рост нормативного уровня прибыли составил именно 0,03% (Филиал ОАО «Квадра» - «Южная Генерация» (Прежнее название - ТГК-4)).

Показатель «результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию тарифов на основе долгосрочных параметров регулирования» будет равен 0, так как этот результат будет учтен уже в первый год регулирования по долгосрочным параметрам.

Теперь рассчитываем необходимую валовую выручку за три года методом индексации установленных тарифов. Расчет произведен в Таблице 7.

Таблица 7

Расчет прогнозного уровня НВВ на тепловую энергию ОАО «ТГК-9» (Коми) методом индексирования установленных тарифов, млн.руб.

Показатель 2014 2015 2016

Базовый уровень операционных расходов 1020,7 1058,06 1096,71

Неподконтрольные расходы 379 399 413,16

расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду 30,52 26,25 22,56

расходы по сомнительным долгам 22,3 24,23 26,33

отчисления на соц нужды 203,7 221,22 241,35

амортизация основных средств и нематериальных активов 104,5 97,36 90,7

расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам 18 19,73 21,64

суммарная экономия от снижения операционных расходов, полученная в предыдущем долгосрочном периоде регулирования 0 0 0

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestnik-ku.ru

Расходы на приобретение энергетических ресурсов 2270,2 2334,72 2401,17

расходы на топливо 1837,8 1881,91 1927,07

расходы на прочие покупаемые энергетические ресурсы 400,3 419,11 438,81

расходы на холодную воду 32,1 33,7 35,29

Всего 3670 3781,573 3900,459

Прибыль 60,9 63,71 65,71

Результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования 5,1 0 0

Итого НВВ 3735,9 3845,28 3966,17

Расчет прогнозного уровня необходимой валовой выручки по методу экономически обоснованных затрат, с учетом тенденции изменения показателей на единицу продукции, произведен в таблице 8.

Таблица 8

Расчет прогнозного уровня НВВ на тепловую энергию ОАО «ТГК-9» (Коми) методом экономически

обоснованных затрат, млн.руб.

Показатель 2014 2015 2016

Расходы, связанные с производством и реализацией продукции 3629,70 3739,98 3907,21

- расходы на сырье и материалы 70,50 68,44 63,44

- расходы на топливо 1837,80 1881,91 1927,07

- расходы на прочие покупаемые энергетические ресурсы 400,30 419,11 438,81

- расходы на холодную воду 32,19 33,70 35,29

- расходы на теплоноситель 0,00

- амортизация основных средств и нематериальных активов 104,50 97,36 90,70

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: ^И0^®!^^^-^.^

- оплата труда 674,40 768,82 853,39

- отчисления на социальные нужды 203,70 228,14 255,52

- ремонт основных средств, выполняемый подрядным способом 79,00 97,06 119,25

- расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам 79,50 47,56 39,56

- расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам 113,80 97,88 84,19

Внереализационные расходы, всего 40,40 43,96 47,96

- средства для списания неликвидной дебиторской задолженности 0,00 0,00 0,00

- резервы по сомнительным долгам 22,30 24,23 26,33

- услуги по управлению 0,00 0,00 0,00

- расходы на услуги банков 5,70 6,19 6,72

- расходы на обслуживание заемных средств 12,30 13,55 14,92

Расходы, не учитываемые в целях налогообложения, всего 48,70 50,25 52,52

- инвестиции 33,10 34,15 35,70

- денежные выплаты социального характера (по Коллективному договору) 12,60 13,00 13,59

- дивиденды по акциям 0,00 1,00 1,00

- прочие (выплаты и отчисления профкому) 2,98 3,07 3,21

Налог на прибыль 12,20 12,56 13,13

Выпадающие доходы / экономия средств 5,10 5,00 5,00

- выпадающие доходы 0,00 0,00 0,00

- расходы на бесхозяйные тепловые сети 5,00 5,00 5,00

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestnik-ku.ru

- перераспределение расходов за предыдущие периоды 0,10 0,00 0,00

Необходимая валовая выручка, всего 3735,90 3852,76 4026,83

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сравнив получившиеся результаты, сведем для наглядности итоговые показатели необходимой валовой выручки в таблицу 9.

Таблица 9

Прогнозный уровень необходимой валовой выручки на производство тепловой энергии ОАО «ТГК-

9» (Коми)

Год Метод экономически обоснованных расходов, млн.руб. Метод индексирования, млн.руб. Разница между НВВ по методу индексирования и по методу экономически обоснованных расходов

В млн руб В %

2013 3735,90 3735,90 0 0,00

2014 3852,76 3845,28 7,48 0,19

2015 4026,83 3966,17 60,66 1,53

Сумма 11615,49 11547,35 68,14 0,59

Аналогично рассчитаем разницу необходимой валовой выручки от применения методов за счет теплоносителя. Расчет НВВ по методу экономически обоснованных затрат выполнен в Таблице 10.

Таблица 10

Расчет прогнозного уровня НВВ на теплоноситель ОАО «ТГК-9» (Коми) методом экономически

обоснованных затрат

Показатель 2014 год 2015 год 2016 год

Переменные затраты, тыс. руб. 123260,0 131210,9 140151,7

Водный налог 470,0 511,0 555,6

Стоимость покупной воды 113890,0 119242,8 124847,2

Стоимость сточных вод 0,0 0,0 0,0

Материалы и реагенты 8900,0 11457,1 14748,9

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: ^И0^®!^^^-^.^

Постоянные затраты, тыс. руб. 106920,0 116528,1 126976,9

Оплата труда 67000,0 76380,0 84781,8

Отчисления на соц.нужды 19700,0 22064,0 24711,7

Амортизация оборудования 3000,0 3580,7 4246,5

Затраты на ремонт 3400,0 3610,2 3833,3

Цеховые расходы 5890,0 5049,0 4328,0

Общестанционные 7930,0 5844,2 5075,6

Итого затрат по себестоимости, тыс. руб. 230180,0 247739,0 267128,5

Прибыль, тыс. руб. 1508,4 1623,5 1750,6

Итого НВВ, тыс. руб. 231688,4 249362,5 268879,1

По методу индексации получились другие результаты, которые приведены в Таблице 11 .

Таблица 11

Расчет прогнозного уровня НВВ на теплоноситель ОАО «ТГК-9» (Коми) методом индексирования

установленных тарифов

Показатель 2014 год 2015 год 2016 год

Базовый уровень операционных расходов, тыс. руб. 93120,0 96521,7 100047,6

Неподконтрольные расходы, тыс. руб. 23170,0 26690,7 30148,3

расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду 470,0 511,0 555,6

отчисления на соц нужды 19700,0 22064,0 24711,7

амортизация основных средств и нематериальных активов 3000,0 4115,7 4881,0

Расходы на приобретение энергетических ресурсов, тыс. руб. 113890,0 119242,8 124847,2

Прибыль, тыс. руб. 1508,4 1662,8 1762,0

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestnik-ku.ru

Номер 4, 2014

НВВ, тыс. руб. 231688,4 244118,0 256805,2

Сравнив получившиеся результаты, сведем для наглядности итоговые показатели необходимой валовой выручки на производство теплоносителя в таблицу 12.

Таблица 12

Прогнозный уровень необходимой валовой выручки на производство теплоносителя ОАО «ТГК-9»

(Коми)

Год Метод экономически обоснованных расходов, млн.руб. Метод индексирования, млн.руб. Разница между НВВ по методу индексирования и по методу экономически обоснованных расходов

В млн руб В %

2013 231,7 231,7 0 0,00

2014 249,4 244,1 5,3 2,17

2015 268,9 256,8 12,1 4,71

Сумма 750,0 732,6 17,4 2,38

В итоге проведенного анализа можно сделать вывод, что за счет применения метода индексации установленных тарифов необходимая выручка компании за 3 года снизится в сравнении с применением метода экономически обоснованных затрат на 68,14+17,4 = 85,54 миллиона рублей. Иными словами, тариф на горячую воду при расчете методом экономически обоснованных затрат получился выше, чем при методе индексирования установленных тарифов на 0,7%. К тому же, при методе индексации улучшились и финансовые результаты водоснабжающей организации.

Метод индексации

Метод ЭОЗ

62,41 65,37 67,47

62,41 64,43 67,41

□2014 □2015 □2016

50

100

150

200

Рис. 2. Сравнение прибыли за 2014-2016 годы, рассчитанной разными методами

0

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

Как видно на Рисунке 2, за три года при использовании метода индексации установленных тарифов ОАО «ТГК-9» (Филиал Коми) получит прибыль от деятельности по горячему водоснабжению в размере 195,25 миллионов рублей. Если вести расчет тарифов по методу экономически обоснованных затрат, компания получит прибыль в размере 194,25 миллионов рублей.

Таким образом, использование метода индексации установленных тарифов для расчета тарифов на горячую воду выгодно одновременно и потребителям и водоснабжающим организациям: потребители не будут переплачивать ежегодно по 0,7% от стоимости потребленной воды, а компания, осуществляющая горячее водоснабжение (филиал ОАО «ТГК-9» Коми), сможет получить дополнительно 1 миллион прибыли за три года.

Метод регулирования тарифов на основе расчета экономически обоснованных расходов имеет очень весомые недостатки:

- тариф устанавливается только на год, и компания не может определить свои финансовые возможности даже на среднесрочную перспективу;

- еще одним последствием установления тарифов только на один год является то, что компании вынуждены каждый год защищать и обосновывать свои затраты;

- возникают проблемы с банками, которым требуются гарантии в отношении тарифов на весь период инвестиционного цикла. В связи с недостаточной информацией и отсутствием гарантий банки не могут предоставлять кредитные ресурсы на длительный срок. В основном практикуется краткосрочное кредитование, что экономически невыгодно;

- сетевые компании не заинтересованы в снижении издержек и потерь, так как на следующий год базовая ставка тарифа будет на эту величину снижена. Отсутствие стимулов у регулируемой компании к минимизации стоимости своих услуг и повышению эффективности деятельности приводит к тому, что потребители вынуждены оплачивать все излишние, необязательные издержки;

- отсутствие действий по снижению потерь в сетях (ввиду их неудовлетворительного содержания) приводит к различным авариям, последствия которых также оплачиваются из кармана потребителей;

- отсутствие у регулируемой компании стимулов к повышению качества своих услуг. Компания в большей мере ориентирована на требования регулирующего органа, а не потребителей;

- перекладывание значительной доли инвестиционных рисков с регулируемой компании на ее потребителей;

- инвестиционные программы и необходимая валовая выручка при методе экономически обоснованных затрат не привязаны к уровням надежности и качества обслуживания потребителей;

Выводы

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

- прибыль рассчитывается по статьям, которые компания собирается финансировать из прибыли; расчетная база трудно поддается контролю со стороны регулирующих органов, что приводит к повышению тарифов.

В связи с этим предлагается использовать в практике регулирования тарифов метод индексирования установленных тарифов. Очевидное его преимущество в том, что тарифы при этом методе рассчитываются с использованием индекса эффективности операционных расходов - показателя, характеризующего динамику изменения уровня расходов, связанных с поставками соответствующих товаров (услуг), позволяющего обеспечить поэтапное достижение эффективного уровня операционных затрат. Эффективное использование операционных затрат будет способствовать повышению энергоэффективности, а также снижению вероятности возникновения аварий, что в конечном счете приведет к тому, что компании ОАО «ТГК-9» не придется вкладывать денежные средства в ремонт, а значит увеличится прибыль.

Использование метода индексации установленных тарифов для расчета тарифов на горячую воду выгодно одновременно и потребителям и водоснабжающим организациям: потребители не будут переплачивать ежегодно по 0,7% от стоимости потребленной воды, а компания, осуществляющая горячее водоснабжение (филиал ОАО «ТГК-9» Коми), сможет получить дополнительно 1 миллион прибыли за три года.

Список литературы

1. Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса: Постановление Правительства РФ от 14 июля 2008 № 520: в ред. от 4 октября 2013 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

2. О ценообразовании в сфере теплоснабжения: Постановление Правительства РФ от 22 октября 2012 г. № 1075: в ред. от 20 февраля 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

3. О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения: Постановление Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 406: в ред. от 20 февраля 2014 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

4. Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: Приказ Федеральной службы по тарифам России от 13 июня 2013 № 760-э. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Об установлении предельных максимальных уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями: Приказ Федеральной службы по тарифам России от 15 октября 2013 № 191-э/2. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»

6. О выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения: приказ Службы РК по тарифам от 12 ноября 2013 г. № 87/1. Доступ из официального сайта Службы РК по тарифам

7. О тарифах на тепловую энергию и теплоноситель, поставляемые ОАО «Территориальная генерирующая компания № 9» потребителям Республики Коми: приказ Службы РК по тарифам от 11 декабря 2013 г. № 98/31. Доступ из официального сайта Службы РК по тарифам

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 4 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: ^И0^®!^^^-^.^

8. Об утверждении производственных программ ОАО «Территориальная генерирующая компания №9» в сфере горячего водоснабжения: приказ Службы РК по тарифам от 11 декабря 2013 г. № 98/64. Доступ из официального сайта Службы РК по тарифам

9. ВЦИОМ: закрытость ценообразования коммунальных тарифов вызывает сомнения у населения в их справедливости. URL: http://51rus.org/news/society/1491 (дата обращения: 28.05.2014)

10. Сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/potr/tab-potr1.htm (дата обращения 27.05.2014)

References:

1. Ob osnovah cenoobrazovanija i porjadke regulirovanija tarifov, nadbavok i predel'nyh indeksov v sfere dejatel'nosti organizacij kommunal'nogo kompleksa. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14 ijulja 2008, № 520, v red. ot 4 oktjabrja 2013 [On the bases of pricing and procedure regulation of tariffs, surcharges and limit indices in the activities of municipal utilities. Government Decree of 14 July 2008 no. 520, amended on 04 October, 2013]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus»

2. O cenoobrazovanii v sfere teplosnabzhenija. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 22 oktjabrja 2012, № 1075, v red. ot 20 fevralja 2014 [On pricing in the heating sector. Government Decree of 22 October 2012 no 1075, amended 20 February, 2014]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus»

3. O gosudarstvennom regulirovanii tarifov v sfere vodosnabzhenija i vodootvedenija. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 13 maja 2013, № 406, v red. ot 20 fevralja 2014 [On state regulation of tariffs for water supply and sanitation. Government Decree of 13 May 2013 no. 406, amended on February 20, 2014] Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus»

4. Ob utverzhdenii metodicheskih ukazanij po raschetu reguliruemyh cen (tarifov) v sfere teplosnabzhenija. Prikaz Federal'noj sluzhby po tarifam Rossii ot 13 ijunja 2013, № 760-je [Approval of the guidelines for calculation of regulated prices (tariffs) in the field of heating. Order of the Federal Tariff Service of Russia on 13 June 13 2013 no. 760-e]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul 'tantPljus»

5. Ob ustanovlenii predel'nyh maksimal'nyh urovnej tarifov na teplovuju jenergiju (moshhnost'), postavljaemuju teplosnabzhajushhimi organizacijami. Prikaz Federal'noj sluzhby po tarifam Rossii ot 15 oktjabrja 2013, № 191-je/2 [On establishing maximum tariffs for thermal energy (power) supplied heat supply organizations. Order of the Federal Tariff Service of Russia on 15 October, 2013 no. 191-e / 2]. Dostup iz sprav.-pravovoj sistemy «Konsul'tantPljus»

6. O vybore metoda regulirovanija tarifov v sfere teplosnabzhenija.Prikaz Sluzhby RK po tarifam ot 12 nojabrja 2013, № 87/1 [On the choice of the method of tariff regulation in the field of heating. Order RK Service Tariff from 12 November, 2013 no. 87/1]. Dostup iz oficial'nogo sajta Sluzhby RK po tarifam

7. O tarifah na teplovuju jenergiju i teplonositel', postavljaemye OAO «Territorial'naja generirujushhaja kompanija № 9» potrebiteljam Respubliki Komi. Prikaz Sluzhby RK po tarifam ot 11 dekabrja 2013, № 98/31 [On tariffs for thermal energy and heat transfer fluid supplied JSC "Territorial Generating Company № 9" consumers of the Komi Republic. Order RK Service Tariff from 11 December, 2013 no.98/31]. Dostup iz oficial'nogo sajta Sluzhby RK po tarifam

8. Ob utverzhdenii proizvodstvennyh programm OAO «Territorial'naja generirujushhaja kompanija №9» v sfere gorjachego vodosnabzhenija. Prikaz Sluzhby RK po tarifam ot 11 dekabrja 2013, № 98/64

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

[Approval of the production program of OAO "Territorial Generating Company №9» in hot water. Order RK Service Tariff from 11 December, 2013 no.98/64] . Dostup iz oficial'nogo sajta Sluzhby RK po tarifam

9. VCIOM: zakrytost' cenoobrazovanija kommunal'nyh tarifov vyzyvaet somnenija u naselenija v ih spravedlivosti [VTsIOM: Closed pricing utility tariffs doubt among the population in their justice]. Available at: http://51rus.org/news/society/1491. (accessed 28.05.2014)

10. Sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki [The site of the Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/prices/potr/tab-potr1.htm (accessed 27.05.2014)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.