Научная статья на тему 'МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)'

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ СЕКТОР / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА / ТОВАРНАЯ ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ ДИВЕРСИФИКАЦИИ / МОДЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОГО КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ / АКТИВИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шихвердиев А. П., Оганезова Н. А.

В статье представлена характеристика лесной отрасли республики, обосновывается содержание стратегических задач ее развития. Рассмотрено формирование парадигмы устойчивого развития. Построена сравнительная характеристика особенностей уровня развития лесной отрасли России и Республики Коми. Проанализированы и разделены на 3 типа проблемы отрасли (административные, экономические, инфраструктурные), влияющие на устойчивое развитие экономики региона. Произведен расчет коэффициентов диверсификации продукции лесной отрасли регионов Северо-Западного федерального округа. На основе проведенных авторами исследований выделены составляющие конкурентоспособности региона и построена модель эффективного корпоративного управления. Предложены механизмы, способствующие устойчивому развитию лесной отрасли региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)»

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ)

В статье представлена характеристика лесной отрасли республики, обосновывается содержание стратегических задач ее развития. Рассмотрено формирование парадигмы устойчивого развития. Построена сравнительная характеристика особенностей уровня развития лесной отрасли России и Республики Коми. Проанализированы и разделены на 3 типа проблемы отрасли (административные, экономические, инфраструктурные), влияющие на устойчивое развитие экономики региона. Произведен расчет коэффициентов диверсификации продукции лесной отрасли регионов Северо-Западного федерального округа. На основе проведенных авторами исследований выделены составляющие конкурентоспособности региона и построена модель эффективного корпоративного управления. Предложены механизмы, способствующие устойчивому развитию лесной отрасли региона.

The characteristics of the forest industry of the Komi Republic are presented in the article, the content of strategic objectives for sustainable development of forest industry is justified. The comparative characteristic of development level features of forest industry in Russia and Komi Republic is presented. The authors analyzed and divided the problems of the industry into 3 types (administrative, economic, infrastructural), which affect the sustainable development of regional economy. The calculation of coefficients of timber industry diversification in the North-West Federal District is performed. Based on their study, authors highlighted the components of regional competitiveness, and model of effective corporate governance is presented. The mechanisms that contribute to sustainable development of the forest sector in the region are proposed.

Ключевые слова: лесной сектор, устойчивое развитие региона, рациональное использование лесных ресурсов, социально-экономическое развитие, механизмы повышения конкурентоспособности экономики региона, товарная диверсификация, коэффициент диверсификации, модель эффективного корпоративного управления, институциональные направления развития отрасли, активизация инвестиционной деятельности.

Keywords: forest sector, sustainable development of a region, rational use of forest resources, social and economic development, mechanisms of regional economy competitiveness increase, commodity diversification, diversification coefficient, effective corporate governance model, institutional courses of industry development, investment activity intensification.

Вопросы лесоуправления, лесного хозяйства и лесоустройства являются основой национальной лесной политики, разработка и осуществление которой должны осуществляться с учетом интересов всех субъектов на основе соблюдения принципов экологически устойчивого развития,

Шихвердиев А. П.,Оганезова Н. А.

Введение

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

национального природопользования, гарантированного воспроизводства лесных ресурсов, биологического разнообразия лесных экосистем, баланса экономических и социальных интересов России, ее регионов и граждан, поэтому исследование устойчивого управления лесной отраслью всегда находилось в центре внимания. Это обусловлено, в первую очередь, тем, что лесоуправление затрагивает основы хозяйственной деятельности, определяя процесс экономического роста в целом.

Понятие «устойчивое лесоуправление» стало регулярно встречаться в литературе не так давно, однако при этом единого и общепринятого определения не существует, что подтверждает мнение Д. Флойда, который писал: «...Пытаться определить устойчивость и устойчивое лесное хозяйство подобно попытке определить такие понятия, как "справедливость" или "демократия" [1].

Проследим как формировалось, внедрялось в практику и каковы современные тенденции реализации понятия «устойчивое управление».

Термин «устойчивое (неистощительное) лесное хозяйство» возник почти 300 лет назад в Германии. В контексте того времени «непрерывность», или «неистощительность», означала, что объемы древесины, заготовленные за определенный промежуток времени, должны быть полностью восполнены увеличением запасов древесины за счет выращивания леса на месте вырубленного.

В 1795 г. немец Г. Л. Гартиг сформулировал «золотое правило устойчивости» (неистощительности) лесного хозяйства в своей книге «Указания по учету и описанию лесов»: «Учет лесов, или точное определение текущего и будущего уровней неистощительной заготовки древесины, или надежное вычисление дохода от лесов, есть, бесспорно, одна из наиважнейших забот любого управляющего леса. Так как долгосрочное ведение лесного хозяйства невозможно без расчета нормы заготовки древесины на перспективу... то каждый разумный управляющий лесом должен так устроить государственные леса, дабы заготавливать в них без истощения максимально возможный объем древесины, но при этом будущие поколения должны извлекать из леса не меньший доход, чем ныне живущие» [2].

Эти положения получили развитие в трудах других немецких лесоводов, частично были внедрены в практику, а затем распространились во многих странах, в том числе в России, в течение XIX в. Таким образом, классическое лесоводство XVШ-XIX вв. сформулировало принцип ведения лесного хозяйства как «непрерывность запаса или постоянство лесопользования (лесоуправления)».

Только в 1950-1970 годы основные лесные страны Запада (США, Финляндия, Швеция и др.) стали переводить лесное хозяйство на неистощительное многоцелевое хозяйство, при котором признавалась важность не только древесины, но и других ресурсов леса: водных, рекреационных, охотничьих, рыбных, пастбищных.

В 80-х годах (период становления постиндустриального общества), появилась потребность более экологически приемлемых технологий, произошел переход лесоуправления на принципиально новый уровень — устойчивое лесоуправление.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

В работе «Всемирная стратегия охраны природы. Сохранение жизненных ресурсов для устойчивого развития», подготовленной МСОП, ЮНЕП и ВВФ при содействии ФАО и ЮНЕСКО, было предложено понятие «устойчивое развитие» (sustainable development). Было определено «устойчивое развитие» как «изменение биосферы и использование человеческих, финансовых ресурсов, ресурсов живой и неживой природы с целью удовлетворения потребностей человека и для повышения качества его жизни».

На основе теоретических аспектов развития данного понятия, была сформирована парадигма устойчивого развития, в которой прослеживается взаимосвязь окружающей среды, общества и экономики.

При реализации модели развития, основанной на этой парадигме, центральное место занимает человек, а ключевыми целями являются интенсивное и сбалансированное развитие экономики и ответственное управление окружающей природной средой.

Парадигма устойчивого развития получила одобрение на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (Саммит Земли, 1992). На конференции такие явления, как глобальное изменение климата, рост численности населения, урбанизация, нехватка пресной воды, исчезновение лесов, опустынивание, деградация почв и экосистем, сокращение биологического разнообразия, истощение природных ресурсов, накопление отходов, загрязнение, были признаны важнейшими экологическими проблемами.

Реакция мирового сообщества была неоднозначной, но в большинстве стран была осознана важность проблемы и предприняты определенные шаги в этом направлении.

После конференции в Рио-де-Жанейро, на которой были сформулированы основные положения устойчивого развития, в официальных и нормативных правовых документах Российской Федерации стали использоваться термины, связанные с понятием «устойчивое развитие».

В 1996 г. указом Президента РФ была утверждена «Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» и принято постановление правительства «О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации». Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 г. («Рио+10») подтвердил приверженность мирового сообщества принципам устойчивого развития и предложил новый план их реализации с учетом полученных результатов [3].

В нашей стране действует свыше сотни различных правовых актов федерального уровня (программ, стратегий, концепций), ориентированных на устойчивое развитие городов, регионов и страны в целом. Однако, в большинстве документов, прослеживается двойственность трактовки этого понятия, поскольку оно интерпретируется как исключительно экономическое, в результате чего не уделяется должного внимания его социально-экологическим аспектам.

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

1. Основы устойчивого управления лесами в Республике Коми

Республика Коми является одним из ключевых лесных регионов Российской Федерации, располагая лучшим по количеству и качеству лесосечным фондом в Европейской части России. В связи с этим, вопросы формирования системы устойчивого управления лесами, эффективного взаимодействия лесохозяйственной и лесопромышленной составляющих лесного сектора, развития переработки древесины в целях создания благоприятных экономических, социальных и экологических условий жизнедеятельности населения Республики Коми особо актуальны.

Согласно Стратегии экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года [4], главной целью экономического и социального развития региона является повышение уровня жизни населения на основе устойчивого развития экономики, а одной из стратегических целей -обеспечение макроэкономической стабильности и достижение устойчивых темпов экономического роста не ниже пяти процентов в год.

Главные приоритеты в области лесного хозяйства определяются Лесным кодексом Российской Федерации, расчетной лесосекой, соблюдением правил лесопользования и другими нормативно-правовыми актами.

Проведем сравнительную характеристику традиционной системы лесоуправления и устойчивой системы (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика традиционной и устойчивой систем лесоуправления

Критерии Традиционная система Система устойчивого

сравнения лесоправления лесоуправления

Цель Выращивание лесных Формирование лесной

ресурсов, в котором главное экосистемы, обладающей

- обеспечение запасов различными ресурсами и

древесины функциями

Отношение к лесу Утилитарное, стоимость Помимо стоимости, важны

лесной продукции экологические и социальные

определяется в соответствии аспекты производства

с ее качеством лесопродукции

Концепция управления Единая концепция Применяются гибкие

управления лесами, механизмы лесоуправления.

используются единые Выбор вида (видов)

правила и шаблоны пользования лесными ресурсами зависит от экономических, экологических и социальных взглядов на устойчивость различных заинтересованных сторон.

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^ко^^^йт^^.^

Устойчивость (неистощительность) Устойчивость оценивается по соотношению прироста древесины и объемов ее заготовки, оценка делается только в масштабе данной хозяйственной единицы Оценка устойчивости осуществляется в разных масштабах (отдельного лесного массива, зоны пригородных лесов, административной области) и с учетом разных аспектов (социального значения лесов, природных особенностей территории, обитания редких видов растений и животных)

Критерий успешности Объем полученной продукции, продуктивность леса Качество продукции (в том числе величина добавленной стоимости), состояние лесной экосистемы после использования

Данные таблицы 1 позволяют наглядно оценить все преимущества системы устойчивого лесоуправления над традиционной системой.

Предпочтение развития устойчивой системы лесопользования в республике подтверждается также и тем, что на сегодняшний день в Европейской части России в области внедрения устойчивого лесопользования Республику Коми можно считать лидером, поскольку в ней реализуется:

■ с 1996 года проект «Устойчивое управление лесами. Модельный лес «Прилузье, Республика Коми, Россия»;

■ Концепция устойчивого лесоуправления и лесопользования Республики Коми;

■ активно продвигается лесная сертификация, являющаяся эффективным экономическим инструментом внедрения устойчивого лесопользования;

■ изучены методические вопросы рентной оценки леса, ведутся научные исследования в области оценки экономической доступности лесных ресурсов Коми;

■ в целях повышения уровня знаний об устойчивом лесопользовании для работников лесхозов и лесозаготовительных предприятий организуются курсы.

Согласно стратегии развития лесного сектора, основной целью лесоуправления в республике является сохранение экологической, экономической и социальной ценности лесов, создание условий для рационального и неистощительного использования лесных ресурсов, что направлено на улучшение использования и воспроизводства лесного фонда, максимальное использование производственных мощностей и накопленного научно-технического потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции, увеличение экспорта продукции глубокой переработки, укрепление позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, организационную реструктуризацию отрасли. Исходя из этого составляющие устойчивого развития лесной отрасли региона разделены на 3 основных блока:

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

1. Экономический (обеспечение технологического «прорыва» (за счет развития науки), диверсификация экономики, оперативное управление и контроль, кооперация и интеграция, повышение конкурентоспособности).

2. Социальный (развитие социальной инфраструктуры, повышение уровня социального развития).

3. Экологический (рациональное, неистощительное использование ресурсного потенциала, развитие системы экологических стандартов).

Таким образом, устойчивое развитие предполагает такое состояние экономики, которое позволяет с учетом воздействия внутренних и внешних факторов обеспечивать наращивание производственного потенциала и его модернизацию, рост производства машин и оборудования высокого качества с целью удовлетворения в них спроса потребителей; предоставления адекватных современным требованиям социальных условий работникам; поддержания экологической безопасности производства.

Для предложения механизмов устойчивого развития лесной отрасли следует проанализировать этапы ее стратегического развития: многоцелевое использование лесных ресурсов и устойчивое управление ими; качественную оценку ресурсного потенциала региона; развитие эффективных механизмов управления.

2. Характеристика использования лесных ресурсов и устойчивое управление ими

Сегодня лесная отрасль республики - это около 22% ВРП, т.е. около 54 млрд руб. Ежегодная расчетная лесосека составляет 33,8 млн м3 (на 01.01.2013г), экономически и транспортно может быть доступно не более 18 млн. м3 древесины. Объем заготовки в последние годы находится в районе 7 млн м3, что составляет около 22% расчетной лесосеки [5].

По своей значимости в экономике региона лесной комплекс занимает второе место после топливно-энергетического комплекса. Он представлен предприятиями лесозаготовительной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности.

В последние два - три года (2011 - 2013 гг) развитие экономики лесной отрасли (в определенной мере и региона) все больше зависит от деятельности небольшого числа предприятий, которые определяют общеэкономическую ситуацию в отрасли. Основной объем финансового и производственного потенциала сосредоточен у таких крупных компаний, как ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», ООО «Сыктывкарский фанерный завод», Жешартский фанерный комбинат, ООО «СевЛесПил», ООО «Лузалес», ООО «СЛДК Северный лес». На протяжении всего 2013 года развитие обрабатывающего производства во многом определяется производственной деятельностью этих компаний.

Рассмотрим производство основных видов продукции лесной отрасли Республики Коми (табл. 2).

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 2 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^^^^^йтк-^.^

Как видно из таблицы 2, производство основных видов продукции лесной отрасли республики происходило неравномерно. Объемы лесозаготовок за последние годы сократились, в частности заготовка всех видов необработанной древесины.

Обработка древесины и производство изделий из дерева осталось одним из самых нестабильных среди других в обрабатывающем секторе промышленного производства, что характеризуется умеренным ростом на протяжении трех лет. Однако последние три года доля обработанной древесины в объеме производства Российской Федерации имеет отрицательные тенденции.

Таблица 2

Производство основных видов продукции лесной отрасли Республики Коми

Административная единица 2010 2011 2012 2013 Прирост 2013 г к 2012 г., %

Вывозка древесины/лесозаготовки, млн. м3

Республика Коми 5,8 5,5 5,4 5,6 103,7

Россия 112,2 120,5 120,4 117 97,2

Доля РК в РФ, % 5,2 4,6 4,5 5 111,1

Пиломатериалы, млн. м3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика Коми 0,7 0,6 0,6 0,8 133,3

Россия 19,2 21,1 21,2 21 99,1

Доля РК в РФ, % 3,6 2,8 2,8 3,6 128,6

с Фанера, тыс. м3

Республика Коми 292,3 324,5 318,7 327,3 102,7

Россия 2686,5 3039,6 3188,8 3304 103,6

Доля РК в РФ, % 10,9 10,7 10,0 9,9 99

Древесно-стружечные плиты, тыс. м3

Республика Коми 305,9 321,2 326,3 330,2 101,2

Россия 5465,9 6528,1 6778,4 6657 98,2

Доля РК в РФ, % 5,6 4,9 4,8 5,0 104,2

Древесно-волокнистые плиты, млн. м2

Республика Коми 17,2 14,9 17,3 11,6 67,1

Россия 358,7 412,2 423,8 419 98,9

Доля РК в РФ, % 4,8 3,6 4,1 2,8 68,3

Бумага, тыс. т

Республика Коми 725,2 737,4 736,7 736,7 100

Россия 4674,6 4779,7 4769,1 4702 98,6

Доля РК в РФ, % 15,5 15,4 15,4 15,7 101,9

Картон, тыс. т

Республика Коми 172 233,9 234,4 259,7 110,8

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: [email protected]

Номер 2, 2014

Административная единица 2010 2011 2012 2013 Прирост 2013 г к 2012 г., %

Россия 2908,2 2800,5 3010 3025 100,5

Доля РК в РФ, % 5,9 8,4 7,8 8,6 110,3

Основные потребители продукции деревообработки находятся за пределами России. В истекшем году на экспорт было реализовано 76% произведенных лесоматериалов (обработанных) и 60% фанеры. Объем экспорта древесноволокнистых плит в 2012 г. относительно предшествующего года увеличился на 15%, древесностружечных плит - на 75%, лесоматериалов - на 13%, фанеры -снизился на 7%.

Индекс производства целлюлозы, древесной массы, бумаги, картона и изделий из них в 2012 г. по сравнению с 2011 г. составил 99,7%.

Одновременно объем экспорта бумаги и картона сократился на 3%, а его доля в общих объемах производства снизилась с 42% в 2007 г. до 29% в 2012 г., что свидетельствует о постепенной переориентации рынка сбыта целлюлозно-бумажной продукции с внешнего на внутренний [6].

Остается весомой доля республики в общероссийских объемах по выпуску отдельных видов продукции лесной отрасли [7] (рис. 1):

-г!

Пиломатериалы ДСП Фанера Картон Бумага

3,6% (11 место)

| 5% (6 место)

I 8,6% (

1 9,9% (1

место

место)

/

Ц 15,7% (2 место)

/

Рисунок 1 - Доля объема выпуска продукции лесной отрасли Республики Коми в Российской

Федерации

3. Эффективное и рациональное использование ресурсного потенциала республики и оценка производства продукции лесной отрасли

Чтобы сохранить свои позиции и достичь лидирующее положение на рынке, предприятиям необходимо постоянно развиваться. Перспективы социально-экономического развития региона во многом зависят от эффективного и рационального использования ресурсного потенциала, поэтому для любого региона, в том числе и Республики Коми, в области экономического развития

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

немаловажным является формирование положительного имиджа региона, а также повышение инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов.

На основе проведенного SWOT-анализа к основным преимуществам лесной отрасли можно отнести:

• богатая сырьевая база с преобладанием хвойных насаждений;

• относительно дешевые энергетические и трудовые ресурсы;

• преобладание высокотехнологичных перерабатывающих производств;

• наличие значительных площадей сертифицированных лесов;

• наличие профильных образовательных учреждений.

Однако существуют значимые проблемы лесной отрасли республики, сдерживающие развитие экономики, которые разделены на 3 основных типа: административные, экономические и инфраструктурные [8] (рис. 2).

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 2 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^к0™®!^^^-^.™

Административные

ограничение доступа субъектов малого лесного бизнеса к лесным ресурсам в связи с отменой договоров купли-продажи лесных насаждений

недостаточность объемов проводимых лесохозяйственных мероприятий

слабая защищенность лесов преимущественно природоохранного назначения (особо охраняемых природных территорий, защитных лесов, особо защитных участков леса) и, как следствие, - случаи игнорирования их статуса при лесопользовании

несовершенство федерального и регионального законодательства об инвестициях

Проблемы лесной отрасли региона

1 г

Экономические

проблема сырьевой базы

некомплексный подход к освоению сырьевых ресурсов, крайне низкий уровень использования отходов в лесопромышленном комплексе (отходы при производстве пиломатериалов составляют 10%, а при производстве фанеры - 40%) [6]

ухудшение финансового состояния лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий

ежегодное увеличение издержек производства

недостаток оборотных средств предприятий

Инфраструктурные

невысокие темпы внедрения новых технологий

дефицит необходимых специалистов, растущая потребность в операторах современной лесозаготовительной техники, специалистах сервиса и среднего технического персонала

низкая финансовая грамотность населения республики в области использования и применения финансовых инструментов и развития инвестиционной деятельности

отсутствие экономически эффективного сбыта низкосортной и мелкотоварной древесины

неразвитость механизма государственно-частного партнерства

недостаточно развит финансовый рынок

Рисунок 2 - Проблемы лесной отрасли региона

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

Важным фактором эффективности производства и повышения конкурентоспособности является товарная диверсификация. В таблице 3 представлена товарная диверсификация продукции лесной отрасли регионов СЗФО [9], также рассчитан коэффициент диверсификации. Базисный коэффициент принят нами за 100%. Таким образом, наиболее разнообразную продукцию выпускают предприятия Архангельской области, затем следует Республика Коми и Новгородская область со значением коэффициента диверсификации 76%.

То есть основной задачей развития товарно-отраслевой структуры является диверсификация номенклатуры продукции, с учетом поиска незанятых ниш на рынке продукции лесной отрасли, что подтверждают данные таблицы 2. Также возможно применение:

• наращивания мощностей целлюлозно-бумажного производства;

• развития переработки низкокачественной древесины и древесных отходов в биотопливо;

• увеличения использования древесных отходов в коммунальной энергетике и генерации электроэнергии;

• рационализации сырьевых потоков на основе приближения переработки к заготовке и кооперации предприятий.

Для оптимизации товарно-отраслевой структуры необходимо применение механизмов, влияющих на повышение экономической и социальной эффективности производства с учетом рационального и комплексного использования лесных ресурсов региона:

• переход к интенсивной модели ведения лесного хозяйства и лесопользования;

• формирование транспортной инфраструктуры, обеспечивающей освоение лесосырьевых ресурсов в объемах, необходимых для развития переработки древесины;

• освоение экономически доступных лесных ресурсов с учётом сохранения биоразнообразия и выполнения требований добровольной лесной сертификации;

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: еШ1°™@'Уейтк-ки.ги

Номер 2, 2014

Товарная диверсификация продукции лесной отрасли регионов СЗФО

Таблица 3

\ показатель регион \ Бумага Картон Пиломатериалы Дверные блоки Фанера ДСП Щепа Спички Паркет Лыжи Деревянные дома ДВП Брусья деревянные Шпалы деревянные Садовые домики Ящичные комплекты Коэффициент диверсификации, %

Республика Коми + + + + + + + + + + + + 76

Архангельская область + + + + + + + + + + + + + 82

Новгородская область + + + + + + + + + + + 76

Республика Карелия + + + + + + + + + + 64

(+) - наличие вида продукции в регионе.

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 2 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: ^И0^®!^^^-^.^

• сбалансированное внедрение прогрессивных технологий заготовки леса и лесозаготовительных машин нового поколения;

• сохранение малого лесного бизнеса;

• удовлетворение потребностей отрасли в квалифицированных кадрах.

Относительно перспектив развития отрасли выявлена потребность предприятий в нематериальных активах, однако с целью использования их в деятельности необходимо повышение системы планирования и контроля оперативной деятельности сотрудников предприятий и формирование эффективной организационной структуры, позволяющей повысить производительность человеческого капитала и обеспечить рациональное использование ресурсов.

Рассмотрим состояние лесной отрасли республики и России с целью выявления возможных путей развития отрасли, для этого построим сравнительную характеристику особенностей современного уровня развития предприятий лесной отрасли России и специфические черты развития отрасли на региональном уровне, представленном в республике [10, 11] (табл. 4).

Данные таблицы позволяют оценить уровень развития промышленных предприятий лесной отрасли, сравнивая Россию и Республику Коми.

Таблица 4

Особенности уровня развития предприятий лесной отрасли

Особенности уровня развития предприятий лесной отрасли России Специфические особенности уровня развития предприятий лесной отрасли Республики Коми

Лесозаготовительная отрасль

Наличие богатейших высококачественных лесных ресурсов Предъявление особых требований к технико-технологическому оснащению предприятий, квалификации рабочих, сезонности производства, обусловленные спецификой природно-климатических условий

Усиление дисбаланса между заготовкой и лесопилением

Преобладание лесозаготовки над перерабатывающими отраслями Внедрение системы арендаторства участков лесосечного фонда

Незаконные рубки леса Труднодоступность лесных территорий из-за слабо развитой сети дорог, удаленность районов заготовки от центров переработки, отсутствие в достаточном количестве дорог постоянного действия

Деревообрабатывающая отрасль

Дефицит деловой древесины, обусловленный высокой долей экспорта продукции Отсутствие на рынке соответствующих цен, вынуждающее заготовителей сбывать свою продукцию за пределами края, тогда как сами переработчики вынуждены ее завозить

Производство практически всей номенклатуры товаров, выпускаемых Удаленность предприятий лесозаготовки от предприятий лесопереработки

Вестник Научно-исследовательского центра ^ 2 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: ^И0^®!^^^-^.^

предприятиями лесной отрасли

Целлюлозно-бумажная отрасль

Формирование крупных холдингов, включающих в себя всю цепочку от заготовки леса до производства конечной продукции, на базе крупных целлюлозно-бумажных комбинатов Наличие на территории республики гиганта лесной промышленности - ОАО «Монди СЛПК»

Внедрение и переход на более экологичные технологии производства Увеличение числа целевых программ, формирование концепции развития лесной отрасли республики

Наличие резервов для освоения более глубокой переработки древесины Заинтересованность администрации в развитии деятельности предприятий лесной отрасли Республики Коми

4. Развитие и создание эффективных механизмов управления лесной отраслью республики

В настоящее время задача экономического развития предприятия является основополагающей, поэтому проблема качества и конкурентоспособности товаров и услуг стала весьма актуальна.

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года государственная региональная политика должна быть направлена на обеспечение сбалансированного социально-экономического развития, повышение качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности и комплексного развития экономики [12]. Обеспечение конкурентоспособности предприятий лесной отрасли - одно из ведущих направлений государственной региональной политики по достижению сбалансированного социального-экономического развития региона и повышению благосостояния жителей. Поэтому высокий уровень конкурентоспособности бизнеса дает возможность развиваться бизнесу инновационно и эффективно исполнять роль социально-ответственного работодателя и плательщика налогов.

По данным, проведенного нами исследования [13], один из блоков которого посвящен оценке продукции лесной отрасли было выявлено, что 60 % респондентов указали на то, что их продукция конкурентоспособна (рис. 3), 25% - испытывают конкуренцию со стороны экспортеров и других стран. Однако, продукция 15% опрошенных не выдерживает конкуренции со стороны других стран и в ближайшее время не имеет возможности достичь этого уровня.

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-тшЬ [email protected]

Номер 2, 2014

15% Продукция не выдерживает конкуренции со стороны других стран

25% Существует конкуренция со

стороны экспортеров из других стран

60% Продукция конкурентоспос обна

Рисунок 3 - Оценка конкурентоспособности продукции лесной отрасли.

Оценивая свою продукцию по 5-бальной шкале респондеты единогласно оценили ее на 3 балла.

Среди показателей, характеризующих конкурентоспособность товара, большинство респондентов, а, именно, 63% отдали свое предпочтение качеству, остальные 37% - цене товара.

География продаж продукции на внутреннем рынке (Российская Федерация) составляет 55%, на экспорт - 45%, в большей степени это страны СНГ. Структура потребителей промышленных предприятий лесной отрасли представлена на рисунке 4.

Наибольшее число потребителей (48%) находится в пределах Российской Федерации.

Рисунок 4 - Потребители продукции промышленных предприятий лесной отрасли Республики Коми На вопрос, касающийся, участия предприятий в международных выставках и ярмарках, а также выставочно-ярмарочных мероприятиях, проводимых в пределах Республики Коми, к сожалению, положительно ответили только 25 % опрошенных, хотя принятие участие в данных мероприятиях является одним из способов привлечения инвесторов.

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: ^И0^®!^^^-^.^

Номер 2, 2014

Для продвижения продукции предприятия предпочитают следующие методы (рис. 5):

80% 70% 60% 50% 40% 30°% 20% 10% 0%

СМИ

Наружная рекалама

Персональные продажи

Рисунок 5 - Методы продвижения продукции

В области перспектив развития предприятий лесной отрасли республики всего 33% предприятий планируют развитие технологии производства и внедрение программ модернизации, большая часть респондентов (67%), в силу отсутствия собственных инновационных разработок, недостаточной квалификации кадров, подобных действий не планирует в среднесрочной перспективе.

Таким образом, механизм повышения роста конкурентоспособности экономики региона должен быть основан, в первую очередь, на знаниях, активном привлечении науки к процессам производства, а также значительном расширении спроса на инновационные решения.

На основе, проведенного авторами SWOT-анализ предприятий лесной отрасли, а также данные, полученные в результате исследования Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета совместно с НОУ ДПО "Высшая инновационная школа бизнеса и права", авторами построена модель эффективного корпоративного управления, соответствующую следующим критериям [14] (рис. 6).

Предложенная модель системы корпоративного управления позволяет не только наилучшим способом использовать возможности имеющихся учредителей и предоставленные ими ресурсы, но и привлекать новых инвесторов, что влияет на развитие отрасли в целом, поскольку, при прочих равных условиях предприятия с эффективной системой корпоративного управления и хорошей репутацией, позволяющей увеличивать его рыночную

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^ко^^^йт^^.^

Номер 2, 2014

стоимость, высоким уровнем конкурентоспособности оцениваются существенно выше, что способствует привлечению новых инвесторов, тем самым повышая инвестиционную привлекательность, являющуюся существенным подспорьем для развития лесной отрасли региона.

Правовое регулирование управленческих отношений

V

к и

к

& с

о

с &

с к я и

к &

наличие эффективного наблюдательного органа (структура совета директоров, наличие работоспособных комитетов, отсутствие конфликта интересов и др.)

соблюдение прав акционеров, инвесторов и заинтересован ных сторон

еполном

четкое разделение полномочий и ответственности между органами управления

формализованная и прозрачная политика

выстроенная система управленческой отчетности

информационная отк заинтересованных ст рытость для акционеров и орон, включая социальную

наличие эффективных си и а стем внутреннего контроля удита

п р

3

к

е д

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

й и н

Рисунок 6 - Модель эффективного корпоративного управления

В условиях развития конкуренции, перехода к инновационной экономике, обострения экологических и социальных проблем происходит переосмысление значения бизнеса в социальном окружении. На смену традиционного понимания бизнеса как деятельности, направленной на получение прибыли

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

приходит представление бизнеса как источника роста общественного благосостояния. В связи с чем корпоративная социальная ответственность (КСО) является одним из значимых инструментов достижения повышенной капитализации предприятия, инструментом предотвращения некоммерческих рисков, инструментом, открывающим доступ к широкому кругу инвестиционных ресурсов и помогающему добиться устойчивого развития по трем основным направлениям: экологическому, экономическому и социальному.

Социально ответственный бизнес способствует налаживанию взаимодействия между деловыми кругами и сообществом, что является гарантом благополучия и стабильности как первого, так и второго, а также способствует гармонизации отношений в обществе в целом.

Ответственность бизнеса перед обществом является сегодня необходимым фактором выживания бизнеса и залогом конкурентоспособности.

Под воздействием требований международного инвестиционного сообщества и конкуренции, все больше компаний начинают практиковать использование инструментов КСО.

Низкий уровень практики корпоративного управления и недостаточная обоснованность социальных отчислений в компаниях оказывает негативное воздействие на формирование социально ответственного поведения, а также способствует возникновению более крупных проблем системного характера на национальном и региональном уровне. Это показывает, что помимо совершенствования корпоративного управления и законодательства в данной сфере необходимо определение качества корпоративной социальной ответственности.

По вопросам, касающимся развития финансового рынка необходимо разработать механизмы, обеспечивающие содействие повышению доверия населения к инструментам рынка ценных бумаг и создание условий для привлечения средств населения в качестве инвестиционных ресурсов. Также необходимо обеспечение информационной безопасности и прозрачности на рынке ценных бумаг для укрепления доверия со стороны потенциальных инвесторов, государственной информационной поддержки инвестиционных процессов на фондовом рынке:

• содействие укреплению доверия к банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков;

• усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

• повышение качества банковского менеджмента, эффективности управления рисками, возникающими при осуществлении банками своей деятельности, систем внутреннего контроля, достижение уровня прозрачности системы корпоративного управления и др.

В целях создания системы коммерциализации научных исследований и разработок при помощи механизма венчурного инвестирования государство должно выполнять как регулирующую, так и стимулирующую функции, тем самым снижая высокие риски и являясь участником процесса венчурного инвестирования [15].

Также устойчивому развитию отрасли будет способствовать детальная разработка административных механизмов:

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

• государственная поддержка социально-ориентированных лесопромышленников, в том числе приоритетное выделение лесосечного фонда предприятиям, поставляющим продукцию (сырьё) крупным деревоперерабатывающим предприятиям республики, осуществляющим глубокую переработку древесины и выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью;

• предоставление налоговых льгот предприятиям, принимающим участие в республиканской программе строительства дорог круглогодового действия и других проектах, включённых в республиканскую инвестиционную программу, компенсация процентной ставки по кредитам на создание межсезонных запасов сырья и топлива за счёт средств федерального и республиканского бюджетов;

• разработка институциональных направлений по развитию управляемости отраслью (создание вертикально-интегрированных структур, кластеров), что будет способствовать извлечению максимального эффекта от освоенного сырья, а в конечном счете от лесосечного фонда, за счёт его рационального использования, и на этой основе повышать благосостояние жителей республики;

• активизация инвестиционной деятельности для финансирования инновационных проектов по ускоренному развитию лесопромышленного производства. Оказание предприятиям помощи в освоении эффективного инвестиционного менеджмента в целях обновления основных фондов (в том числе по средствам лизинга).

Внедрение предложенных механизмов будет способствовать модернизации экономики, базирующейся на рациональном использовании природных ресурсов, в которой наука, труд и внедрение их результатов играют решающую роль, что повлечет за собой достижение устойчивой доходности лесов, позволит усилить конкурентоспособность лесной отрасли региона, повысить производительность труда, улучшить позиции предприятий на рынках лесной продукции, что, в свою очередь, создаст благоприятные условия для притока инвестиций и устойчивого развития отрасли в долгосрочной перспективе.

Список литературы:

1. Примеры зарубежного опыта устойчивого лесоуправления и лесопользования [Электронный ресурс].

URL:file:///C:/Documents%20and%20Settings/user/Downloads/sustainableforestry_zar_exp%20(2).pdf . (Дата обращения: 20.02.2014).

2. Основы устойчивого лесоуправления [Электронный ресурс]. URL: http://kak.znate.ru/docs/index-28552.html. (Дата обращения: 20.12.2013).

3. Основы устойчивого лесоуправления [Электронный ресурс]. URL: http://www.wwf.ru/resources/publ/book/364. (Дата обращения: 05.11.2013).

4. Стратегия экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Правительства Республики Коми от 27.03.2006 №45 в ред. От 22.03.2013 №88 // СПС «КонсультантПлюс».

Заключение

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

5. Описание лесного фонда Республики Коми [Электронный ресурс]. URL: http://www.agiks.ru/patterns/LX-40/current/index.htm. (Дата обращения: 20.01.2014).

6. Официальная статистическая информация [Электронный ресурс] // Федеральная служба государственной статистики. URL:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main. (Дата обращения: 28.04.2013).

7. О деятельности ЛПК РК [Электронный ресурс]: аналитическая записка. URL: http://www.bossmag.ru/view.php?id=4970. (Дата обращения: 05.06.2012).

8. Оганезова Н. А. Инвестиционная привлекательность хозяйствующих субъектов лесного сектора экономики Республики Коми [Электронный ресурс] / Н. А. Оганезова [и др.] // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2012. - № 4. - С. 170-186. URL: http://vestnik-ku.ru/articles/2012/4/13.pdf. (Дата обращения: 25.10.2013).

9. Лесная отрасль СЗФО [Электронный ресурс]. URL: http://pv.karelia.ru/files/archive/94 6-9.pdf. (Дата обращения: 24.02.2014).

10. Информация по итогам деятельности лесопромышленного комплекса за 2012 год [Электронный ресурс] // Министерство развития промышленности и транспорта Республики Коми: офиц. сайт. URL: http://rkomi.ru/top/org_isp/min/minprom. (Дата обращения: 29.12.2012).

11. Федеральное агентство лесного хозяйства [Электронный ресурс] : офиц. сайт. URL: www.rosleshoz.gov.ru. (Дата обращения: 28.04.2014).

12. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: утв. Распоряжением Правительства РФ от 17. 10.2008 № 1662-р [Электронный ресурс] / Министерство экономического развития Российской Федерации. URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp 2008 n1662 red 08.08.2009. (Дата обращения: 20.10.2013).

13. Оганезова, Н. А. Инвестиционная привлекательность предприятий лесной отрасли Республики Коми и рекомендации по ее повышению [Электронный ресурс] / Н. А. Оганезова // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2013. - № 4. - С. 26-35. URL: http://vestnik-ku.ru/articles/2013/4/3.pdf. (Дата обращения: 28.04.2014).

14. Управление человеческим капиталом как фактор обеспечения корпоративной безопасности предприятия [Электронный ресурс] : монография / А. П. Шихвердиев. - Сыктывкар. - 2012. URL: http://koet.syktsu.ru/download/chelkap.pdf . (Дата обращения: 20.12.2014).

15. Корпоративная и социальная ответственность: совершенствование взаимодействия компаний с заинтересованными лицами в системе корпоративного управления [Электронный ресурс] : монография / под. ред. А. П. Шихвердиев. -Москва. - 2010. URL: http://koet.syktsu.ru/pages/elektrmat.html. (Дата обращения: 15.01.2014).

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

References:

1. Primery zarubezhnogo opyta ustoichivogo lesoupravleniya i lesopol'zovaniya [Examples of foreign

file:///C:/Documents%20and%20Settings/user/Downloads/sustainableforestry_zar_exp%20(2).pdf. (accessed 20.02.2014).

2. Osnovy ustoichivogo lesoupravleniya [Basis for sustainable forest management]. Available at: http://kak.znate.ru/docs/index-28552.html. (accessed 20.12.2013).

3. Osnovy ustoichivogo lesoupravleniya [Basis for sustainable forest management]. Available at: http://www.wwf.ru/resources/publ/book/364. (accessed 05.11.2013).

4. Strategiya ekonomicheskogo i sotsial'nogo razvitiya Respubliki Komi na period do 2020 goda: utv. Postanovleniem Pravitel'stva Respubliki Komi ot 27.03.2006 №45 v red. Ot 22.03.2013 №88 [Strategy for economic and social development of the Republic of Komi in the period to 2020: approved. Government of the Republic of Komi from 27.03.2006 № 45 as amended. From 22.03.2013 № 88]. SPS «Konsul 'tantPljus».

5. Opisanie lesnogo fonda Respubliki Komi [Description of woodlands of the Komi Republic]. Available at: http://www.agiks.ru/patterns/LX-40/current/index.htm. (accessed 20.01.2014).

6. Oficial'naja statisticheskaja informacija. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki [Official statistics. Federal State Statistics Service]. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main. (accessed 28.04.2013).

7. O dejatel'nosti LPK RK: analiticheskaja zapiska [On the activity of timber industry complex in the Komi Republic]. Available at: http://www.bossmag.ru/view.php?id=4970. (accessed 05.06.2012).

8. Oganezova N.A. [Investment attractiveness of economic entities of the forest sector of the Komi Republic economy] Korporativnoe upravlenie i innovatsionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovatel'skogo tsentra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta, 2012, no. 4. (In Russ.). Available at: http://vestnik-ku.ru/articles/2012/4/13.pdf. (accessed 25.10.2013).

9. Lesnaja otrasl' SZFO [Forestry in the NWFD]. Available at: http://pv.karelia.ru/files/archive/94_6-9.pdf. (accessed 24.02.2014).

10. Informacija po itogam dejatel'nosti lesopromyshlennogo kompleksa za 2012 god. Ministerstvo razvitija promyshlennosti i transporta Respubliki Komi [Information on the performance of timber industry for the year 2012. Ministry of Development of Industry and Transport of the Komi Republic]. Available at: http://rkomi.ru/top/org_isp/min/minprom. (accessed 29/12/2012).

11. Federal'noe agentstvo lesnogo hozjajstva [Federal Forestry Agency]. Available at: www.rosleshoz.gov.ru. (accessed 28.04.2011).

12. Koncepcija dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda: utv. Rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 17. 10.2008 № 1662-r. Ministerstvo jekonomicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii [The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020: approved. RF Government Decree 17. 10.2008 № 1662-r. Ministry of Economic Development of the Russian Federation]. Available at: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/fcp/rasp_2008_n1662_red_08.08.2009. (accessed 20.10.2013).

experience

of sustainable forest management]. Available

at:

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: [email protected]

13. Oganezova N.A. [The investment attractiveness of the forest industry in the Komi Republic and recommendations on its increase]. Korporativnoe upravlenie i innovatsionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovatel'skogo tsentra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta, 2013, no. 4. (In Russ.). Available at: http://vestnik-ku.ru/articles/2013/473.pdf. (accessed 28.04.2011).

14. Shihverdiev A. P. Upravlenie chelovecheskim kapitalom kak faktor obespechenija korporativnoj bezopasnosti predprijatija: monografija [Human capital management as a factor in corporate security company: Monograph]. Available at: http://koet.syktsu.ru/download/chelkap.pdf . (accessed

15. Shihverdiev A. P. Korporativnaja i social'naja otvetstvennost': sovershenstvovanie vzaimodejstvija kompanij s zainteresovannymi licami v sisteme korporativnogo upravlenija: monografija [Corporate and social responsibility: improving cooperation between the companies with stakeholders in corporate governance: Monograph]. Available at: http://koet.syktsu.ru/pages/elektrmat.html. (accessed 15.01.2014).

20.12.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.