Научная статья на тему 'СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ'

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
23
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / STRATEGIC PLANNING / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / STRATEGY DEVELOPMENT / АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ СЕКТОР / AGRO-FOOD SECTOR / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / STRATEGIC ANALYSIS / ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ / TARGETS / ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT PRIORITIES / РЕСПУБЛИКА КОМИ / KOMI REPUBLIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов В.А., Мальцева И.С.

В условиях кризисной ситуации в аграрном секторе возрастает роль стратегического планирования. Стратегическое планирование как основа стратегии развития агропродовольственного сектора в современных условиях становится важнейшим условием устойчивого и эффективного развития аграрной экономики. Авторы рассматривают стратегию развития аграрного сектора как систему мероприятий, направленных на достижение конкретных целей в условиях вызовов и угроз внешней среды. В статье выявлены тенденции развития, дан анализ состояния агропродовольственного сектора, раскрыты роль сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в самообеспечении населения продуктами питания, причины снижения коэффициента продовольственного самообеспечения. На основе анализа внешней и внутренней среды для обоснования перспектив развития агропродовольственного сектора выявлены благоприятные условия, конкурентные возможности, основные проблемы и риски. Определены цели и целевые ориентиры стратегии развития сектора на 15 лет. Рассмотрены приоритетные направления, институциональные условия и механизмы реализации стратегии. Показано повышение роли инноваций и модернизации, формирующих новый технологический уклад, человеческого потенциала, сотрудничества муниципальных и республиканских структур для устойчивого сельского развития. Прогноз целевых параметров на перспективу позволил определить место и роль агропродовольственного сектора в экономике региона. Выводы и предложения могут быть положены в основу стратегии развития АПК Республики Коми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRATEGIC PLANNING AS A MECHANISM FOR INCREASING OF THE AGRARIAN SECTOR EFFICIENCY OF THE KOMI REPUBLIC

The role of strategic planning increases in the agrarian sector in a crisis. The strategic planning as a basis of strategy development of agricultural sector in modern conditions becomes the most important condition for sustainable and effective development of the agro-food sector. The authors consider the development strategy of the agricultural sector as a system of activities aimed to achieving specific goals in the context of the challenges and threats of the external environment. In article tendencies of development of agro-food sector are revealed. The analysis of a condition of agro-food sector is given. The role of agriculture and processing industry in self-sufficiency of the population food are opened. The reasons of decrease in coefficient of food self-sufficiency are established. The favorable conditions competitive to opportunity, the main problems and risks are revealed on the basis of the analysis of the external and internal environment for justification of prospects of development of agro-food sector. The goals and targets of the development strategy of the sector for 15 years were defined. The priorities, institutional conditions and mechanisms of the strategy implementation are considered. Increase of a role of the innovations and modernization forming new technological way, the human potential, cooperation of municipal and republican structures for sustainable rural development is shown. The forecast of target parameters has allowed defining the place and role of the agro-food sector in the regional economy. The conclusions and offers can be the basis for the strategy of development of agriculture of the Komi Republic.

Текст научной работы на тему «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ»

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

Библиографическая ссылка:

Иванов В.А., Мальцева И.С. Стратегическое планирование как механизм повышения эффективности аграрного сектора Республики Коми // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2015. - №.4- С. 53-71.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КАК МЕХАНИЗМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ АГРАРНОГО СЕКТОРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ1

STRATEGIC PLANNING AS A MECHANISM FOR INCREASING OF THE AGRARIAN SECTOR EFFICIENCY OF THE KOMI REPUBLIC

Иванов В.А., Мальцева И.С.

В условиях кризисной ситуации в аграрном секторе возрастает роль стратегического планирования. Стратегическое планирование как основа стратегии развития агропродовольственного сектора в современных условиях становится важнейшим условием устойчивого и эффективного развития аграрной экономики. Авторы рассматривают стратегию развития аграрного сектора как систему мероприятий, направленных на достижение конкретных целей в условиях вызовов и угроз внешней среды. В статье выявлены тенденции развития, дан анализ состояния агропродовольственного сектора, раскрыты роль сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности в самообеспечении населения продуктами питания, причины снижения коэффициента продовольственного самообеспечения. На основе анализа внешней и внутренней среды для обоснования перспектив развития агропродовольственного сектора выявлены благоприятные условия, конкурентные возможности, основные проблемы и риски. Определены цели и целевые ориентиры стратегии развития сектора на 15 лет. Рассмотрены приоритетные направления, институциональные условия и механизмы реализации стратегии. Показано повышение роли инноваций и модернизации, формирующих новый технологический уклад, человеческого потенциала, сотрудничества муниципальных и республиканских структур для устойчивого сельского развития. Прогноз целевых параметров на перспективу позволил определить место и роль агропродовольственного сектора в экономике региона. Выводы и предложения могут быть положены в основу стратегии развития АПК Республики Коми.

The role of strategic planning increases in the agrarian sector in a crisis. The strategic planning as a basis of strategy development of agricultural sector in modern conditions becomes the most important condition for sustainable and effective development of the agro-food sector. The authors consider the development strategy of the agricultural sector as a system of activities aimed to

1 Статья подготовлена в рамках программы УрО РАН «Фундаментальные проблемы региональной экономики», проект «Повышение эффективности сельской экономики северного региона» (№ 15-14-7-10).

Ivanov V.A., Maltseva I.S.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

achieving specific goals in the context of the challenges and threats of the external environment. In article tendencies of development of agro-food sector are revealed. The analysis of a condition of agro-food sector is given. The role of agriculture and processing industry in self-sufficiency of the population food are opened. The reasons of decrease in coefficient of food self-sufficiency are established. The favorable conditions competitive to opportunity, the main problems and risks are revealed on the basis of the analysis of the external and internal environment for justification of prospects of development of agro-food sector. The goals and targets of the development strategy of the sector for 15 years were defined. The priorities, institutional conditions and mechanisms of the strategy implementation are considered. Increase of a role of the innovations and modernization forming new technological way, the human potential, cooperation of municipal and republican structures for sustainable rural development is shown. The forecast of target parameters has allowed defining the place and role of the agro-food sector in the regional economy. The conclusions and offers can be the basis for the strategy of development of agriculture of the Komi Republic.

Ключевые слова: стратегическое планирование, стратегия развития, агропродовольственный сектор, стратегический анализ, целевые ориентиры, приоритеты развития, Республика Коми

Keywords: strategic planning, strategy development, agro-food sector, strategic analysis, targets, the development priorities, the Komi Republic

В настоящее время разрабатывается новая редакция «Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2030 г.». Нормативно-правовой основой стратегии является федеральный закон от 28.06.14 № 172 «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [1]. В процессе подготовки новой редакции стратегии приняли участие авторы данной статьи.

Приоритеты и цели развития продовольственного сектора Республики Коми базируются на основных документах страны, определяющих государственную политику в АПК: Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 30.01.01., № 120); Государственная программа РФ «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 14.06.12, № 717); Государственная программа РФ «Развитие рыбохозяйственного комплекса на 2013-2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.14, № 314); «Стратегия развития пищевой и перерабатывающей промышленности РФ на период до 2020 г.» (утв. распоряжением Правительства РФ от 17.04.12., № 559-р); «Основы государственной политики использования земельного фонда Российской Федерации на 2012 - 2020 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 3.03.12, № 297-р); «Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации до 2030 года» (утв. постановлением Правительства РФ от 2.02.15., № 151-р); «Комплексная программа развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года» (утв. Правительства РФ от 24.04.12., № 1853п-П8); отраслевая программа «Развитие северного оленеводства в Российской Федерации на 2013 - 2015 годы» (утв. приказом Минсельхоза России 14.01.13., № 11); «Концепция развития кооперации на

Введение

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

селе на период до 2020 года» (Резолюция первого Всероссийского съезда кооперации на селе на период до 2030 года); (Резолюция первого Всероссийского съезда сельских кооперативов 21 - 22 марта 2013 г.).

Республика Коми является северным регионом и в структуре экономики на долю сельского хозяйства приходится 1,3% валового регионального продукта, 0,3 % - инвестиций в основной капитал, 1,2 % - среднегодовой численности занятых. Но при этом сельское хозяйство не только обеспечивает население свежими биологически полноценными продуктами питания, но и выполняет многообразные народнохозяйственные функции - производственную, социально-демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную, пространственно-коммуникационную, социального контроля, политическую [2, 4, 5] и является значимым для развития региона.

Целью данной работы является долгосрочный прогноз целевых ориентиров и обоснование приоритетов и механизмов развития агропродовольственного сектора Республики Коми.

Агропродовольственный сектор республики представлен сельхозпроизводителями, предприятиями переработки сельхозсырья и обслуживающими организациями. В его составе в 2014 г. зарегистрировано 249 организаций, 370 крестьянских (фермерских) хозяйств, 92 тыс. личных подсобных хозяйств и 106 тыс. семей садоводов и огородников. Доля сельского хозяйства составляет 56 %, а перерабатывающей промышленности - 44 % продукции.

Для Республики Коми характерна низкая освоенность и неравномерное распределение сельхозземель по территории. Для аграрных целей используется 0,96 % земельного фонда, уровень распаханности земли достигает 24 %. Основные площади сельхозугодий сосредоточены в южной и центральной части региона.

В отраслевой структуре сельского хозяйства преобладает молочно-мясное скотоводство, птицеводство, свиноводство и оленеводство. Растениеводство специализируется на производстве картофеля и овощей, а также обеспечивает сочными и грубыми кормами животноводство.

С начала 2000-х гг. возрастает роль коллективных форм хозяйствования в производстве аграрной продукции. В структуре валовой продукции доля сельхозорганизаций возросла с 43 % в 2003 г. до 60 % в 2014 г., крестьянско-фермерских хозяйств - с 1 до 4 %, хозяйств населения уменьшилось с 56 до 36 %. Сельхозорганизации доминируют в производстве яиц, мяса и молока, а хозяйства населения -картофеля овощей, фермерские хозяйства не играют существенной роли в производстве аграрной продукции (рис. 1).

Республика Коми имеет низкую долю продовольственного обеспечения за счет собственных ресурсов: по мясу и мясопродуктам - 28 %, молоку и молокопродуктам - 23 % ,яйцу и

2В узком смысле под аграрным сектором понимается собственно сельское хозяйство. В широком смысле понятие аграрного сектора отожествляется с агропромышленным комплексом (АПК) и его подразделением - продовольственным комплексом.

Тенденции развития аграрного сектора'

2

Номер 4, 2015

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestmk-ku.ru

яйцепродуктам - 48 %, овощам - 26 %. Уровень самообеспечения картофелем за 2011 - 2013 гг. колебался от 98 до 109 %.

Ввозимая продукция составляет основу ресурсов по всем видам пользования за исключением картофеля. В 2013 г. доля ввоза мяса и мясопродуктов от размеров собственного производства составляла 261 %, молока и молокопродуктов - 332 %, яйца и яйцепродуктов - 110 %, овощей и бахчевых культур - 290 %. Сейчас доля ввоза продуктов питания животного происхождения от размеров собственного производства существенно превышает этот показатель в 1990 г.

Рис. 1. Доля различных типов хозяйств Республики Коми в производстве аграрной продукции в 2014 г., % (составлено по: Агропромышленный комплекс Республики Коми: стат. сб./ Сыктывкар,

2015. С. 28, 37.)

Динамика изменения уровня самообеспечения населения Республики Коми продуктами питания в период рыночных реформ свидетельствует о снижении коэффициента продовольственной самообеспеченности продукцией животноводства и повышения этого показателя по продукции растениеводства. За 1990 - 2013 гг. уровень самообеспечения населения по мясу и мясопродуктам снизился на 5 процентных пунктов (п.п.), молокопродуктам - 17, яйцу - 46, по картофелю увеличился на 37, овощам - на 10 п.п.

Основной причиной снижения уровня самообеспечения продукцией животноводства является спад ее производства. За 1990 - 2013 гг. производство мяса крупного рогатого скота и свиней сократилось в 5 раз, молока - 3,6, яиц - в 3,1 раза (табл. 1).

Особенно сильное падение производства продукции наблюдалось в коллективных хозяйствах: производство молока снизилось в 5,1 раза, мяса - 1,8, картофеля - 9,6, овощей - в 3,2 раза. В хозяйствах населения рост производства молока наблюдался до 2000 г., а мяса - до 1995 г.

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestmk-ku.ru

Падение производства молока наблюдалось во всех муниципальных образованиях, а мяса - кроме Сыктывдинского района. В этом муниципальном образовании производство мяса увеличилось на 31 %.Это результат устойчивого развития мясного птицеводства с середины 1990-х гг. и модернизации свиноводческого комплекса с 2008 г. в ОАО «Птицефабрика Зеленецкая». Сейчас на долю предприятия приходится более 70 % производимого в республике мяса. Увеличение мощностей свинокомплекса позволит достигнуть объемов свинины в республике до 6,6 тыс. т.

В республике наблюдалось устойчивое падение производства говядины и телятины, доля мяса крупного рогатого скота снизилась с 52 % в 1970 г. до 37 % в 1990 г. и 18 % в 2013 г., а мяса птицы -соответственно увеличилась с 5 % до 24 и 64 %.

Таблица 1

Производство продукции животноводства во всех категориях хозяйств Республики Коми, тыс. т

Продукция 1990 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013г. 2014г.

Мясо (убойный вес) 38,1 22,3 14,5 15,0 17,9 20,4 20,4 20,0 20,2

В том числе Говядина и телятина 13,9 10,8 6,6 4,3 3,1 3,0 3,0 2,8

Свинина 12,4 6,6 2,5 1,7 2,4 3,0 2,6 2,5

Мясо птицы 9,2 2,9 3,9 8,1 11,6 13,3 13,5 13,3

Оленина 1,5 1,2 1,0 0,51) 0,5 0,8 0,9 0,7

Молоко 207,0 142,4 105,9 78,6 61,6 62,4 61,7 57,5 55,7

Яйцо, млн. шт. 365,4 194,5 172,8 176,2 167,8 146,8 133,3 117,9 125,0

1) Снижение производства оленины связано с регистрацией в 2002 г. СПК «Ижемский оленевод и К0»

в Ненецком автономном округе. Источник: данные Комистата. В общем производстве скота и птицы на убой в хозяйствах всех категорий в 2013 г. доля оленей составила 4 %, свиней - 13, в то время как в 1970 г. эти показатели составляли соответственно 14 и 19 %, в 1990 г. - 4 и 33 %.

Спад производства продукции растениеводства и животноводства обусловлен сокращением посевных площадей и поголовья животных, особенно в сельхозорганизациях, где за 1990 - 2013 г. посевные площади сельхозкультур уменьшились в 3,3 раза, картофеля - 16, овощей - 14, кормовых культур - в 3 раза. Рост посевных площадей у населения наблюдался до 2000 г.

Поголовье крупного рогатого скота в сельхозорганизациях сократилось со 155, 2 тыс. в 1990 г. до 19,6 тыс. в 2014 г., в том числе коров - с 61 до 8,8, свиней - с 86,4 до 20 оленей - со 102,3 до 65, птицы - с 3608 до 1590 тыс. голов.

Наблюдается также сокращение производства продукции скотоводства и яичного птицеводства на душу населения (рис. 2). За 1990 - 2014 гг. при уменьшении численности населения в 1,4 раза производство молока на одного жителя снизилось со 166 до 64 кг, говядины - с 11,2 до 3,3 кг, яиц -со 294 до 143 шт. Производство мяса птицы за этот период возросло с 7,4 до 14,8 кг.

Вестник Научно-исследовательского центра ц ^ ^ду ^

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: еШ1:огс@^^шк-ки.ги

Рис. 2. Производство продукции животноводства на душу населения за 1990-2014 гг. (1990=100). (Составлено по данным Комистата).

Спад производства в животноводстве отрицательно сказался на состоянии перерабатывающей промышленности. За 1990 - 2014 гг. производство цельномолочной продукции в перерасчете на молоко уменьшилось в 5,9, масла - в 3,5 раза. Что касается мяса и мясопродуктов, то максимальное падение производства наблюдалось до 2000 г., после за счет наращивания производства мяса птицы начались стабилизация и рост выпуска мясных продуктов. В 2014 г. выработка мяса по сравнению с 2000 г. увеличилась в 2,9 раза.

В связи с реализацией с 2006 г. приоритетного национального проекта «Развитие АПК» наметился ряд положительных тенденций в агропродовольственном секторе республики. Объем инвестиций в основной капитал сельского хозяйства в сопоставимых ценах за 2006 - 2014 гг. увеличился в два раза, в пищевой отрасли - 2,6 раза. За 2010 - 2014 гг. в результате реализации 13 инвестиционных проектов введено дополнительно помещений для крупного рогатого скота на 1,9 тыс. скотомест и реконструировано на 3,8 тыс. скотомест, введено 1,23 тыс. мест для свиней, введены в эксплуатацию теплицы площадью 1,35 га. С 2014 г. в г. Сыктывкаре в ООО «Пригородный» осуществляется строительство комплекса для хранения и предпродажной подготовки картофеля и овощей открытого грунта вместимостью 3200 т.

Реализация инвестиционных проектов по переработке пищевых продуктов в 2010 - 2014 гг. позволила ввести новые мощности по производству мяса 11 т в смену, колбасных изделий - 0,17, цельномолочной продукции - 6, масла животного - 1 т в смену.

В республике расширяется сеть создаваемых опорных убойных пунктов для предоставления услуг по забою скота. Из 49 запланированных создано 18 пунктов, из них 9 создано в 2014 г. Продолжается техническое оснащение убойных пунктов в целях соблюдения требований Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции».

В рыбохозяйственном комплексе благодаря мерам государственной поддержки рыбоводные хозяйства достаточно оснащены производственными мощностями. С 2007 г. достигнут устойчивый рост реализации продукции рыболовства и рыбоводства.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

Реализация мероприятий по модернизации производства обеспечила создание в АПК за последние четыре года 454 рабочих мест, в том числе в 2014 г. - 135 мест (105 % к уровню 2013 г.), из них создано 56 новых рабочих мест.

Доля прибыльных сельхозорганизаций увеличилась с 33 % в 2006 г. до 72 % в 2014 г.; среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сфере сельского хозяйства региона, увеличилась в 3,2 раза (с 6,5 тыс. руб. до 20,8 тыс. руб.); в пищевой отрасли - с 10,2 до 27,5 тыс. руб.

Повысилась конкурентоспособность продукции местных производителей, расширилась территория продаж и круг потребителей производимой продукции. Этому способствовала реализация в республике проекта «Выбирай наше», стартовавшего в 2012 г. в целях содействия местным товаропроизводителям в продвижении продукции на республиканский рынок. В рамках реализации проекта в городах и районных центрах республики только в 2014 г. проведено 660 ярмарок выходного дня. В столице республики состоялось 75 ярмарок - в 1,6 раза больше, чем в 2013 г. За 2013-2014 гг. производители приобрели 23 автолавки, 7 из них - в 2014 г.

С 2012 г. активно продолжал осуществляться механизм предоставления грантов на поддержку начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств на условиях софинансирования расходов федерального бюджета. За последние три года гранты предоставлены 25 хозяйствам (15 начинающим фермерам и 10 - на развитие семейных животноводческих ферм). Только в 2014 г. на эти цели было привлечено 13,9 млн руб. из средств федерального бюджета, что на 41 % больше уровня 2013 г.

В республике продолжается реализация мероприятий по улучшению условий жизни в сельской местности. Реализован ряд проектов по газо- и водоснабжению, а также по благоустройству сельских населенных пунктов. За 2010 - 2014 гг. улучшили свои жилищные условия с предоставлением

социальных выплат 326 сельских граждан, в том числе 153 молодых семьи и специалистов. Введено

2 и ц 34,8 тыс. м жилья. Завершено строительство средней общеобразовательной школы на 180 мест с

пришкольным интернатом на 20 мест в п. Якша Троицко-Печорского района.

В качестве благоприятных условий и конкурентных возможностей аграрного сектора отметим следующие. Агроприродный (достаточное количество осадков, длинный световой день в период вегетации, значительные массивы природных кормовых угодий, в том числе пойменных лугов) и экономические (исторически освоенные территории, дороги, трудовые ресурсы) потенциалы позволяют вести эффективное картофелеводство, скотоводство, оленеводство, птицеводство.

В республике имеется наличие достаточного количества сельхозугодий, в том числе крупных массивов пойменных лугов, природных растительных ресурсов для организации сбора и переработки дикоросов, рыбных ресурсов.

Продукция традиционных отраслей (оленеводства, рыболовства, охотничьих промыслов, сбор дикорастущих грибов и ягод) конкурентоспособна не только на региональном, но и национальном и

Оценка конкурентных возможностей

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

международном рынках. Помимо мяса оленей и продуктов его переработки огромным спросом за рубежом, прежде всего в странах Азии, пользуются панты, эндокрино-ферментное сырье и кровь оленей.

В качестве предпосылки для технико-технологического и социально-экономического развития аграрной сферы выступает индустриальный характер экономики, позволяющий направлять значительные бюджетные средства для модернизации отрасли и комплексного развития сельских территорий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Республика располагает возможностями для производства органической продукции, от реализации которой можно получать своего рода рентный доход. Преимущества северного сельского хозяйства для производства экологических продуктов питания успешно используют скандинавские фермеры. Финляндия объявила сельское хозяйство страны экологической отраслью, производящей только экологическую продукцию по стандартам Европейского Союза (ЕС). Централизованный фонд ЕС выделяет на производство экологической продукции Финляндии повышенные (по сравнению с теми, что предназначены на выпуск продукции, производимой по традиционным технологиям) субсидии

Заслуживает внимания опыт Белгородской области, где в 2011 г. принята областная программа биологизации земледелия. Ее цель - создание экологически устойчивого сельскохозяйственного производства, поддержка плодородия почв, снижение негативного влияния экономических и природных рисков, переход сельхозпроизводителей на малозатратные технологии, увеличение площади многолетних трав, использование сидеральных и промежуточных культур, поэтапный отказ от средств химизации и использования минеральных удобрений [6].

В Республике Коми решающая роль в производстве такой продукции будет принадлежать сельской местности. В перспективе решение модернизационных и социальных задач села сделает аграрный сектор сельских территорий экспортером органической продукции.

Конкурентные возможности агропродовольственного сектора представлены на рис. 3.

К ключевым проблемам, ограничивающим развитие агропродовольственного сектора и самообеспечение продуктами питания, относятся следующие. Самообеспеченность продовольствием сдерживается низким уровнем обеспечения сельскохозяйственными ресурсами.

В Республике Коми по сравнению с Россией и Северо-Западным федеральным округом значительно ниже обеспеченность биологическими ресурсами за исключением поголовья оленей на душу населения. Особенно низкая обеспеченность ресурсами в Арктике и Субарктике республики. Здесь по сравнению с остальными территориями обеспеченность на душу населения пашней ниже в 6,2 раза, крупным рогатым скотом -1,2, свиньями - 6,5, птицей - в 3,6 раза.

[3].

Основные проблемы агропродовольственного сектора

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestmk-ku.ru

Рис. 3. Конкурентные возможности агропродовольственного сектора Республики Коми

Главной экономической проблемой аграрного производства остается крайне неудовлетворенное состояние его материально-технической базы из-за резкого сокращения инвестиций. Инвестиции в основной капитал сельского хозяйства снизились за 1990 - 2013 гг. с 5,7 до 0,3 %. Это привело к резкому спаду строительства и реконструкции мощностей, техническому оснащению отрасли.

Растет износ основных фондов в организациях сельского хозяйства и предоставления услуг в этой области. В среднем на республике этот показатель в 2013 г. составил 49 %, а в большинстве сельских районов превысил 70 %.

Ухудшаются агрохимические и водно-физические свойства почвы, увеличиваются площади заболоченных и закустаренных земель в связи с разрушением осушительных систем и практическим прекращением мелиоративных работ. За 1990 - 2014 гг. внесение минеральных удобрений в перерасчете на 100 % питательных веществ на 1 га посева упало со 135 до 20 кг, органических - с 18 до 4,2 т. В 2014 г. удобрено минеральными удобрениями 23 %, а органическими удобрениями - 10 % посевов сельхозкультур, в 1990 г. эти показатели составили 81 и 26 % соответственно. Особенно резко сократились удобренные минеральными удобрениями площади лугов и пастбищ. Если площади посевов сельхозкультур, удобренные минеральными удобрениями, в сельхозорганизациях республики уменьшились более чем в 8 раз, то удобренные площади естественных кормовых угодий - в 25 раз. В результате вынос питательных веществ с урожаем из почвы превышает их внесение.

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таШ ^И:0^®^^^-^.^

Для аграрного сектора республики характерен низкий уровень инновационной активности при значительном научном потенциале. Доля сельскохозяйственных и агропродовольственных предприятий, являющихся наиболее динамичными потребителями новшеств, составляет лишь 10 %. В большинстве аграрных предприятий и крестьянских хозяйств преобладают примитивные методы и технологии, применяются устаревшие сорта и породы скота, несовершенные формы организации труда и управления.

К числу основных факторов и условий, сдерживающих модернизацию и инновационное развитие аграрного сектора, относятся сокращение трудовых ресурсов, нехватка квалифицированных кадров, низкий уровень заработной платы, слабое развитие производственной, социальной и рыночной инфраструктуры и сельскохозяйственного консультирования.

Количество занятых в организациях сельского хозяйства и предоставления услуг в этой области сократилось в 6 раз (рис. 4).

Рис. 4. Динамика численности занятых в организациях сельского хозяйства и предоставления

услуг в этой области, тыс. чел.

В процессе аграрных преобразований резко уменьшилась численность специалистов сельского хозяйства, ухудшились социально-профессиональные характеристики руководителей и специалистов по уровню образования, возрасту, стажу управленческой деятельности. На долю работающих в сельском хозяйстве республики, имеющих профессиональное образование, с высшим образованием приходится 10 %, со средним - 21 %. В сельской периферии эти показатели были ниже -соответственно 7 и 15 %. Особенно низкий уровень профессионального образования в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Здесь на долю работников с высшим образованием приходится 5 %, со средним - 10 %. При этом в республике практически свернута система аграрного профессионального образования (закрыт Коми филиал Вятской сельхозакадемии, сокращены и перепрофилированы аграрные специальности в Сыктывкарском лесном институте и средних специальных учебных заведениях).

Для ведущей отрасли сельского хозяйства - скотоводства - характерна низкая инвестиционная привлекательность. Эта отрасль малодоходна, инвестиционные проекты окупаются через 11 - 13 лет, поэтому частный капитал не стремится инвестировать ее развитие.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

Развитие сельского хозяйства сдерживает неблагоприятная внешняя среда. В настоящее время она характеризуется монополизмом I и III сфер АПК, приведшим к усилению диспаритета цен на аграрную продукцию, промышленные средства производства и продовольствие, неотлаженностью ценовой и налоговой политик, недоступностью льготного кредита.

Препятствуют технико-технологическому и социально-экономическому развитию аграрного сектора также ограниченные по причине низкой доходности отрасли собственные источники инвестиций. Уровень рентабельности сельскохозяйственного производства даже с учётом субсидий в 2 - 3 раза ниже нормы, необходимой для осуществления расширенного воспроизводства. Крайне недостаточна доходность молока, а производство говядины убыточно. Низкая доходность сельхозпроизводителей, бедность работников сельского хозяйства, отсутствие привлекательности для инвестирования частного капитала в развитие отрасли формируют падение инвестиционных возможностей.

Отрицательно на развитие аграрного производства периферийных районов влияют недостаточный уровень и неэффективные механизмы территориального распределения финансовой поддержки. Сейчас господдержку получают в основном сельхозорганизации, лучше обеспеченные финансовыми ресурсами. Тормозом является неустойчивый сбыт аграрной продукции, вытеснение местных сельхозпроизводителей с продовольственных рынков.

Наблюдается существенный разрыв в уровне оплаты труда между работниками сельского хозяйства и других отраслей. Среднедушевые доходы сельского населения региона в 2,5 раза ниже городского и в 2 раза ниже общереспубликанского уровня. Во всех сельских районах, за исключением Сыктывдинского и Прилузского, зарплата значительно ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.

Значительно отстает сельская местность от города по развитию социальной инфраструктуры и качеству сферы услуг. Индивидуальный жилой фонд на селе практически не имеет коммунальных удобств. Большинство периферийных муниципальных образований не имеет транспортную связь с г. Сыктывкаром по дорогам с твердым покрытием.

Низкий уровень и качество сельской жизни (низкие доходы сельского населения, неблагоприятные жилищные условия, состояние рынка труда и высокая безработица, недостаточный уровень развития социальной сферы и лучшие условия жизнедеятельности в городах) негативным образом сказываются на миграционных процессах села, особенно удаленных сельских территорий. Только в среднем за 2011 - 2013 гг. по периферийным сельским районам миграционная убыль составила свыше 2 тыс. чел. На долю выбывших в трудоспособном возрасте приходится 77 % от их общего числа, моложе трудоспособного возраста - 16%. Причем с высшим профессиональным образованием выбыло в 1,6 раза больше мигрантов, чем прибыло. Ухудшение демографической ситуации в сельской периферии приведет к сокращению численности трудового потенциала, его старению и в перспективе станет фактором, ограничивающим развитие аграрного сектора.

Основные барьеры на пути технико-технологического и социально-экономического развития сельского хозяйства показаны на рис. 5.

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-тшЬ ^к0^®^^^-^.^

Рис. 5. Факторы и условия, сдерживающие развитие аграрного сектора Республики Коми

Риски развития аграрного сектора

К ключевым рискам, обусловленными как внешними, так и внутренними условиями, относятся:

• вступление России в ВТО вызывает падение темпов роста производства аграрной продукции, снижение уровня самообеспечения продовольствием, инвестиционной привлекательности и рентабельности аграрных хозяйствующих субъектов, банкротство сельхозорганизаций и крестьянско-фермерских хозяйств из-за низкой конкурентоспособности, сокращение числа рабочих мест и налоговых поступлений, снижение доходов и уровня жизни крестьян. В этих условиях особую значимость приобретает выработка комплекса мер, прежде всего снятие ограничений господдержки по «желтой корзине», по недопущению ухудшения социально -экономической ситуации в сельском хозяйстве;

• влияние неблагоприятных внешних условий (санкций, мирового экономического кризиса, роста инфляции);

• сохранение диспаритета цен на сельхозпродукцию и промышленную продукцию;

• снижение финансовой поддержки, доступа к кредитным ресурсам;

• риски высокой концентрации крупных аграрных предприятий в городских и пригородных зонах связаны с невозможностью производить органическую продукцию, появлением негативных

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра ц ^ ^ду ^

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: еШ1:огс@^^шк-ки.ги

эффектов воздействия на окружающую среду в городах и пригородных зонах, на здоровье потребителей пищевых продуктов;

• тенденция оттока квалифицированных кадров из агропродовольственной сферы;

• риск уменьшения трудового потенциала, связанного с сокращением численности и со старением сельского населения. Для снижения риска дефицита трудовых ресурсов важно развивать отрасли, определяющие качество человеческого капитала и поднять уровень жизни крестьян;

• неравномерное развитие сельских муниципальных районов, приведших к значительному разрыву в показателях производства продукции, производительности труда, уровня доходов населения. С целью недопущения усиления резких колебаний в развитии агропродовольственного сектора потребуется дифференциация инструментов и механизмов развития.

Цели и параметры долгосрочного развития агропродовольственного сектора

Основная стратегическая цель социально-экономического развития агропродовольственного сектора - достижение сбалансированного развития его отраслей, обеспечение высоких и устойчивых темпов роста производства продуктов питания, обеспечивающих повышение уровня и качества жизни крестьян.

Оценка достижения целевых параметров дана в табл. 2.

Таблица 2

Цели и целевые параметры развития агропродовольственного сектора Республики Коми

Показатель 2014 г. 2030 г.

1. Доля инвестиций в основной капитал сельского хозяйства и пищевой

промышленности, % 0,4 5

2. Доля сельского хозяйства в структуре экономики, % 1,31) 5

3. Доля агропромышленных предприятий, использующих инновации 10% 50

4. Доля социальных типов хозяйств в производстве аграрной

продукции, %: Сельхозорганизаций Хозяйств населения 60 36 72 20

Крестьянско-фермерских хозяйств 4 8

5. Производство продукции, тыс. т Картофель 116 162

Овощи 19,4 52,3

Мясо (убойный вес) 20,0 31,3

В том числе

Говядина и телятина 2,8 10,2

Мясо птицы 13,3 14,6

Свинина 2,5 5,3

Оленина 0,7 1,2

Молоко 55,7 159

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestmk-ku.ru

Номер 4, 2015

Яйцо, млн шт. 125 179

Вылов рыбы в естественных водных объектах, т 340,4 380

Выращивание товарной рыбы, т 182,5 520

6. Посевные площади, тыс. га Картофель 7,5 8,3

Овощи открытого грунта 0,6 1,3

7. Поголовье скота и птицы, тыс. гол. Крупный рогатый скот 35,1 53,5

В том числе коровы 15,6 26,5

Свиньи 23,5 50,2

Олени 85,3 122

Птица 1619 2105

8. Уровень самообеспечения продовольствием, % Картофель 1021} Полное самообеспечение

Овощи 261) 45-50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мясо и мясопродукты 281) 35-40

Молоко и молокопродукты 231) 40-45

Яйца и яйцепродукты 481) 65-70

9. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, занятых в сфере сельского хозяйства, тыс. руб. 20,8 70

Данные за 2013 г.

Приоритеты развития аграрного сектора

Развитие аграрного сектора республики осуществляется программно-целевым методом. С 2006 г. реализовывался национальный проект «Развитие АПК», трансформированный в «Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Коми на 2008 - 2012 гг.» и ряд других целевых программ. В перспективе продолжится развитие агропродовольственного сектора в соответствии с долгосрочной целевой программой «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, развитие рыбохозяйственного комплекса в Республике Коми на 2013 - 2020 гг.».

Для достижения поставленных стратегических целей и задач развития агропродовольственного сектора необходимо осуществить следующие мероприятия:

1.Обеспечить темпы роста аграрной экономики, превышающие 4 % в год, за счет инновационной модернизации всех экономических укладов, развития кадрового потенциала, привлечения финансовых ресурсов и повышения инвестиционной активности. Опережающее развитие должны получить молочное и мясное скотоводство.

2.Сформировать многоукладное аграрное производство, включающее крупные и средние коллективные организации, крестьянско-фермерский уклад и хозяйства населения.

3. Обеспечить высокое качество жизни крестьян.

4.Совершенствовать размещение, специализацию, кооперацию и интеграцию в АПК, обеспечивающую замкнутый цикл производства аграрной продукции, ее переработки и реализации.

1)

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

5.Стимулировать внутренний спрос на агропродовольственную продукцию.

6. Создать условия для устойчивого развития сельских территорий.

7. Сформировать эффективные инструменты и механизмы стратегического развития.

Ключевым приоритетом развития является использование селекционно-генетических, технико-технологических, организационно-экономических и социально-экономических инноваций, формирующих в агропродовольственном секторе пятый и шестой технологические уклады. Инновации следует осуществлять не только в коллективных и крестьянско-фермерских хозяйствах, но и в сельских домохозяйствах, роль которых в условиях циклических экономических кризисов велика. Малые формы хозяйствования могут оказаться более восприимчивыми (по сравнению с крупными предприятиями) к использованию инноваций.

Применение указанных типов инноваций обеспечит рост инновационной активности организаций аграрного сектора республики. Доля агропродовольственных предприятий, активно использующих инновации, увеличивается с 10 % в 2014 г. до 50 % в 2030 г.

Для достижения ожидаемого результата потребуются значительные изменения внешних условий хозяйствования, развитие фундаментальных исследований и важнейших прикладных разработок, ориентированных на быструю отдачу, подготовка и переподготовка высококвалифицированных специалистов региональным образовательным сектором, привлечение специалистов для работы по новым технологиям, стимулирование их закрепления на предприятиях, формирование сети информационно-консультационной службы как трансферта инноваций в аграрное производство.

Прогнозируя развитие аграрного сектора в Республике Коми следует ответить на вопрос: какому социальному типу хозяйств отдать предпочтение (сельхозорганизациям, фермерским хозяйствам, хозяйствам населения)?

При решении вопроса о перспективных формах хозяйствования в северных и арктических территориях важно учитывать более выраженную склонность сельских тружеников к коллективному труду. Здесь они рассчитывают на поддержку коллектива в трудную минуту, на его помощь в ведении личного подсобного хозяйства; видят гарантированное место работы. К тому же советский период внес свою лепту в формирование сельского уклада жизни, основанного на работе крестьян в коллективных хозяйствах. Поэтому необходимо восстановить средне- и крупнотоварное сельскохозяйственное производство, которое будет интегрировано с перерабатывающей промышленностью и которое должно составить основу аграрной экономики.

В силу сокращения сельских домохозяйств, ухудшения демографической ситуации на селе, старения сельского населения и снижения в нем доли дееспособных лиц, низкой эффективности производства, базирующегося на ручном, малоквалифицированном физическом труде, не следует в качестве базы формирования продовольственного фонда основной упор делать на личные хозяйства граждан. В настоящее время абсолютное их большинство относится к потребительскому типу. К тому же начиная со середины 1990-х гг. в хозяйствах населения сокращаются посевные площади, поголовье скота и производство продукции.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

Фермерский уклад в прогнозируемый период не получит существенного развития. Становление крестьянско-фермерского хозяйства требует больших инвестиций для создания материальной базы и инфраструктуры, много времени, компетентных работников, адаптированных к условиям рынка.

Одним из приоритетов развития должно стать совершенствование специализации, кооперации и агропромышленной интеграции. В Республике Коми под воздействием природных, экономических и общественных потребностей сформировались четыре сельскохозяйственные зоны: южная, центральная, северная и Крайнего Севера '

В южной аграрной зоне, с наиболее благоприятными условиями ведения сельского хозяйства, предусматривается углубление специализации производства картофеля, молока, мяса крупного рогатого скота. В качестве дополнительных отраслей получит развитие производство овощей открытого грунта, зерна, семеноводство зерновых и многолетних трав. Часть производимой продукции будет направляться на улучшение обеспечения населения арктических и приарктических территорий республики.

Сельхозпроизводители центральной зоны будут специализироваться на производстве молока, мяса птицы, крупного рогатого скота, свиней, яиц, картофеля, овощей открытого и закрытого грунта.

В северной сельскохозяйственной зоне в перспективе получит развитие оленеводство, молочное скотоводство, а в качестве дополнительных отраслей - выращивание в хозяйствах населения картофеля и овощей.

Наиболее перспективным для зоны Крайнего Севера является развитие оленеводства, производство молока и яиц. В арктической зоне (городской округ Воркута) предстоит восстановить в ограниченных масштабах производство молока и тепличных овощей. Для обеспечения детей, шахтеров свежими молочными продуктами предлагается создать несколько новых сельхозорганизаций, включающих молочные фермы, цеха переработки молока и по забою крупного рогатого скота.

В зонах Крайнего Севера, северной и центральной весьма перспективна организация тепличных хозяйств на базе утилизации тепла, производимого компрессорными станциями по переработке природного газа, электрическими и тепловыми станциями.

Важно осуществлять совершенствование размещения и специализации аграрного производства в тесной взаимосвязи с другими сферами агропродовольственного сектора. Потребуется создать замкнутый цикл производства сельхозпродукции, ее переработки и реализации продовольствия через собственную торговую сеть. Для этого будут создаваться вертикально интегрированные формирования.

3В южную зону входят муниципальные районы Койгородский и Прилузский; центральную - Усть-Куломский, Усть-Вымский, Княжпогостский, Корткеростский, Сыктывдинский и Сысольский муниципальные районы, а также городской округ Сыктывкар; северную- Ижемский, Усть-Цилемский, Удорский, Троицко-Печорский, Вуктыльский, Печорский и Сосногорский муниципальные районы, городские округа Усинск и Ухта; Крайнего Севера - городские округа Воркута и Инта.

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

Одним из приоритетов развития агропродовольственного сектора является стимулирование внутреннего спроса на сельхозпродукцию и продовольствие. В целях активизации внутреннего спроса региональным и муниципальным органам власти, руководству аграрных хозяйствующих субъектов необходимо наладить контрактную систему, обеспечивающую приоритет при закупках продукции в региональные и муниципальные фонды местной продукции, используемой для обеспечения населения биологически полноценными продуктами питания, бесплатного питания детей и школьников и отоваривания продовольственных талонов малоимущим. Потребуется также ликвидация монополии заготовительных, посреднических и перерабатывающих структур путем перевода на кооперативную основу цикла производства, переработки и реализации продукции.

Реализация стратегии развития агропродовольственного сектора связана с формированием эффективных инструментов и механизмов. Основным инструментом реализации долгосрочной стратегии являются государственные программы. Разработка и реализация долгосрочных целевых программ в АПК направлены на использование новых технологий в растениеводстве, животноводстве, переработке аграрной продукции, а также на развитие новых производств (глубокая переработка продукции оленеводства, рыбы, дикоросов).

В целях реализации стратегии необходимо разработать государственные программы развития агропродовольственного сектора Республики Коми до 2030 г.: «Развитие агропродовольственного и рыбного комплекса», «Развитие оленеводства», «Развитие органического сельского хозяйства», «Развитие мелиорации земель», «Программа комплексной переработки продукции оленеводства, рыбы, дикоросов», «Программа кадрового обеспечения аграрного сектора», «Устойчивое развитие сельских территорий».

Для осуществления технико-технологического и социально-экономического развития аграрного сектора республики потребуются значительные финансовые ресурсы, включая государственные инвестиции. Поскольку частные инвесторы в условиях Севера и Арктики, в силу низкой доходности сельского хозяйства, больших сроков окупаемости вложенных средств, не заинтересованы инвестировать капитал в его развитие, особенно велика роль государства как организатора, координатора и главного участника технико-технологической модернизации отрасли и решения социальных проблем села.

Финансовая поддержка аграрного сектора Республики Коми будет осуществляться по следующим направлениям:

1.Увеличение объема финансовых ресурсов для аграрного развития сельской периферии за счет перераспределения субсидий с сельхозорганизаций, осуществляющих самоокупаемость и самофинансирование.

2.Государственная поддержка хозяйствующих субъектов, реализующих инвестиционные проекты, в форме предоставления в залог государственного имущества республики для обеспечения исполнения кредитных обязательств.

Инструменты и механизмы реализации стратегии

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

3. Господдержка в виде целевых грантов крестьянско-фермерским хозяйствам.

4. Поддержка малого предпринимательства, обеспечивающего рост занятости населения (развитие фермерских и личных подсобных хозяйств, садоводческих некоммерческих объединений граждан, ремесел, сельской кооперации, агротуризма, организация сбора и переработки дикоросов).

5. Предоставление субсидий на развитие рыбоводства.

6. Возмещение части затрат по кредитам.

7. Освобождение крестьян на пять лет от налогов.

8. Решение вопроса о предоставлении льготного кредита на строительство животноводческих помещений на срок до 20 - 25 лет, приобретение техники и оборудования - на 6 - 8 лет.

9. Снятие ограничений на господдержку сельского хозяйства по «желтой корзине».

Осуществление намеченных мероприятий позволит в 2030 г. достигнуть следующих результатов:

• повысить эффективность и конкурентоспособность агропродовольственных предприятий;

• увеличить производство аграрной продукции (в сопоставимых ценах) к 2030 г. по сравнению с 2014г. в 1,6 раза;

• полностью обеспечить население картофелем и овощами открытого грунта местного ассортимента (кроме ранней продукции), расширить производство овощей закрытого грунта, увеличить самообеспечение мясом и мясопродукцией до 35 - 40 %, молоком и молокопродукцией - 40 - 45, яйцом - до 65 - 70%;

• повысить долю сельхозорганизаций в производстве аграрной продукции к 2030 г. до 72 %;

• увеличить заработную плату в сельском хозяйстве в 3,5 раза к уровню 2014 г. до 70 тыс. руб.

Успех стратегии развития агропродовольственного сектора в огромной степени зависит от способности Министерства сельского хозяйства и продовольствия, Министерства экономического развития и других ведомств Республики Коми в увеличении инвестиций и финансовых средств в аграрный сектор, решении проблем занятости сельского населения, повышении уровня и качества жизни крестьян. Правительство республики должно сформировать единую стратегию управления будущим агропродовольственного сектора, осуществлять мониторинг ситуации каждый год на основе целевых показателей, ежегодно формировать доклад, объясняя, что оно делает, чтобы достигнуть намеченных целей. Министерство сельского хозяйства и продовольствия ежегодно отчитывается Главе Республики Коми о результатах реализации мероприятий стратегии и приоритетах в реализации стратегии на следующий год.

Заключение

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

Список литературы:

1. О стратегическом планировании в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.06.14, №172- ФЗ // Собрание законодательства РФ, 30.06.2014, №26 (ч. 1), ст. 3378.

2. Петриков А.В. Устойчивость сельского развития// Экономист. 2006. №7. С. 86-93.

3. Пошкус Б.И. Что нового в системе поддержки сельского хозяйства в странах Европейского Союза// Глобализация и аграрная экономика России: тенденции, возможные стратегии и риски. М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: «энциклопедия российских деревень», 2011. С. 197-

4. Устойчивое развитие сельских территорий: региональный аспект: науч. Труды ВИАПИ им. А.А. Никонова / под общ. ред. А.В. Петрикова. - М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова: ЭРД, 2009. Вып. 25. 272с.

5. Чепурных Н.В., Новоселов А.В., Мерзлов А.В. Региональное развитие: сельская местность.-М.: Наука, 2006. 384 с.

6. Югай А. Механизмы внедрения биологической системы земледелия в регионе// АПК: экономика и управление. 2013. №9. С. 46-53.

1. Strategicheskom planirovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 28.06.14, №172- FZ Sobranie zakonodatel'stva RF ot 30.06.2014, №26 (ch. 1), st. 33 78. [About the strategic planning in the Russian Federation: Federal law of 28.06.14, no. 172 Federal Law]. Collection of the legislation of the Russian Federation, 30.06.2014, no. 26 (p.1), art. 3378.

2. Petrikov A.V. Ustojchivost' sel'skogo razvitija [Stability of the rural development]. Jekonomist, 2006, no. 7, pp. 86-93.

3. Poshkus B.I. [That is new in the system of state support for agriculture in the countries of the European Union]. Globalizacija i agrarnaja jekonomika Rossii: tendencii, vozmozhnye strategii i riski. M.: VIAPI im. A.A. Nikonova: «Jenciklopedija rossijskih dereven'» [Globalization and agrarian economy of Russia: tendencies, possible strategy and risks. VIAPI of A.A. Nikonov: «Encyclopedia of the Russian villages»]. Moscow, 2011. pp. 197-200. (In Russ).

4. [The sustainable development of the rural territories: the regional aspect]. Trudy VIAPI im. A.A. Nikonova pod obshh. red. A.V. Petrikova [VIAPI of A.A. Nikonov: ERD]. Moscow, VIAPI, 2009, no. 25. 272 p. (In Russ).

5. Chepurnykh N.V., Novoselov A.V., Merzlov A.V. Regional'noe razvitie: sel'skaja mestnost' [The regional development: the rural areas]. Moscow, Nauka Publ., 2006. 384 p.

6. Jugaj A. Mehanizmy vnedrenija biologicheskoj sistemy zemledelija v regione [The mechanisms of introduction of the biological system of the agriculture in the region] APK: jekonomika i upravlenie, 2013. no. 9, pp. 46-53.

200.

References:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.