Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В КОМИ РЕГИОНЕ'

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В КОМИ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
17
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ОРГАНИЗАЦИИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ / РЕГИОН / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / РЕСПУБЛИКАНСКИЙ БЮДЖЕТ / ЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина Л.И., Ружанская Н.В.

В статье обоснована необходимость усиления взаимодействия органов государственной власти и организаций потребительской кооперации системы Центросоюза РФ в вопросах государственной поддержки для обеспечения продовольственной безопасности страны. На основе анализа объемов государственной поддержки потребительской кооперации Республики Коми из республиканского и местных бюджетов за ряд лет дана оценка существующего ее уровня, показано влияние государственной поддержки на результативность деятельности организаций потребительской кооперации региона. Выявлены проблемы и обоснованы возможности роста объемов государственной поддержки для развития системы и удовлетворения потребности сельских жителей в товарах и услугах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ В КОМИ РЕГИОНЕ»

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ

КООПЕРАЦИИ В КОМИ РЕГИОНЕ

STATE SUPPORT OF ACTIVITY OF CONSUMER CO-OPERATION IN THE KOMI REGION

В статье обоснована необходимость усиления взаимодействия органов государственной власти и организаций потребительской кооперации системы Центросоюза РФ в вопросах государственной поддержки для обеспечения продовольственной безопасности страны. На основе анализа объемов государственной поддержки потребительской кооперации Республики Коми из республиканского и местных бюджетов за ряд лет дана оценка существующего ее уровня, показано влияние государственной поддержки на результативность деятельности организаций потребительской кооперации региона. Выявлены проблемы и обоснованы возможности роста объемов государственной поддержки для развития системы и удовлетворения потребности сельских жителей в товарах и услугах.

The authors substantiate the need of strengthening cooperation between state authorities and organizations of consumer cooperatives system "Centrosojuz of Russia" on state support for food security of the country. Based on the analysis of the state support of the Komi Republic Consumer Cooperatives from republican and local budgets for a number of years, an assessment of current level of the state support is provided, showing the impact of public support on effectiveness of the activities of consumer cooperatives in the region. The problems are revealed and the growth opportunities of the state support for development of support system and for satisfaction of rural residents needs for goods and services are justified.

Ключевые слова: продовольственная безопасность, органы государственной власти, организации потребительской кооперации, регион, государственная поддержка, республиканский бюджет, заготовительная деятельность, сельскохозяйственная продукция, инновационное развитие.

Keywords: food security, public authorities, organizations of consumer cooperatives, region, state support, the Republican budget, harvesting, agricultural products, innovative development.

В условиях инновационной экономики и вступления России в ВТО потребительская кооперация становится значимой частью экономики страны, социальной опорой миллионов россиян, проживающих и работающих на сельских территориях. Деятельность потребительской кооперации России в заготовительной деятельности и в развитии личных подсобных хозяйств является важным источником доходов сельского населения и обеспечения продовольственной безопасности страны.

Ильина Л.И., Ружанская Н.В.

Iljina L.I., Ruzhanskaya N.V.

Введение и актуальность исследования

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования

Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

Потребительская кооперация должна играть существенную роль в создании современных рыночных институтов интеграции малых форм хозяйствования, крестьянско-фермерских и личных фермерских хозяйств с целью получения ими доступа к ресурсным и продуктовым рынкам.

Как отмечалось на 141-м общем собрании представителей потребительских обществ России, получение государственной поддержки на федеральном и региональном уровне является одним из важных направлений развития потребительской кооперации. В соответствии с изменениями, внесенными в Гражданский кодекс РФ и Закон «О торговле», потребительская кооперация имеет преференции на получение финансовых средств на региональном и муниципальном уровнях. С 2013 г. установлено, что государственная поддержка может оказываться субъектам предпринимательской деятельности (районным потребительским обществам) в целом за исключением торговли подакцизными товарами [1, с. 4].

Вместе с тем, как отмечалось на втором Всероссийском съезде сельских кооперативов, причинами недостаточного уровня развития сельскохозяйственной и потребительской кооперации являются слабая защита внутреннего рынка от субсидируемого импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, недостаточная государственная поддержка сельскохозяйственных и потребительских кооперативов, большой дисбаланс цен на сельскохозяйственную продукцию и средства производства для сельского хозяйства, неразвитость материальной базы, слабый учет специфики сельскохозяйственной и потребительской кооперации в налоговом и гражданском законодательстве страны [2, с. 4].

Необходимости усиления государственной поддержки развития сельскохозяйственной и потребительской кооперации в Российской Федерации в целях обеспечения продовольственной безопасности страны посвящены труды многих российских ученых и практиков, таких как Л.Абалкин, Н. Шагайда, В.Урзун, В.Семенов, И.Силаев и др.

Существенный вклад в разработку общетеоретических основ национальной и экономической безопасности внесли отечественные экономисты А.И. Алтухов, П.Т. Бурдуков, А.Г. Гранберг, Р.Р. Гумеров, Е.В. Серова, Ю.С. Хромов и др. Проблемы продовольственного обеспечения в глобальном и региональном аспектах исследуются в работах А.И. Алтухова, В.С. Балабанова, П.Т. Бурдукова, Р.Р. Гумерова, Е.В Заровой, В.П. Коровкина, и др.

По результатам проводимых научных исследований в настоящее время уровень продовольственной безопасности обеспечивается не по всем продуктам питания в соответствии с требованиями реализуемой в России Доктрины продовольственной безопасности [3, с. 1]. Так, по молоку уровень продовольственной независимости составлял в 2012 г. 80,2%, а по мясу - 75,9%, что примерно на 10 п.п. ниже пороговых уровней, установленных Доктриной. По отдельным видам молочной продукции (сыр, масло, сухое молоко) самообеспеченность значительно ниже порогового уровня. По говядине фактический уровень независимости более чем в два раза меньше порогового уровня - 37,7% [4, с.

В условиях недостаточных темпов роста сельскохозяйственного производства в России необходимо объединение потенциалов сельскохозяйственной и потребительской кооперации и создания единой модели развития кооперации в сельской местности в целях увеличения объемов предложения

1].

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestmk-ku.ru

качественного продовольствия.

В связи с этим потребительской кооперацией в РФ принята и реализуется новая стратегия развития до 2020 г., направленная на модернизацию, инновационное развитие, с переходом на новые технологии управления и организации кооперативного бизнеса. Однако реализация разработанной стратегии в регионах сдерживается недостаточными темпами объемов производства и заготовок сельскохозяйственной продукции и требует развития партнерских отношений организаций потребительской кооперации с властью, обеспечивающих гарантированную господдержку многоотраслевой деятельности организаций потребительской кооперации. Это определяет актуальность вопросов, рассматриваемых в статье.

Проблема обеспечения граждан России отечественной продукцией и обусловливает необходимость выявления потенциальных возможностей отдельных регионов в ее решении. Автором предлагается рассмотрение обозначенной проблемы на примере Северного Коми региона.

Методологию исследования составили фундаментальные положения экономической теории: теория стоимости, теория экономического роста, теория конкурентной состязательности; Законодательные акты и нормативные документы, труды отечественных ученых, посвященные проблемам взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления в вопросах предоставления государственной поддержки сельскохозяйственной и потребительской кооперации, обеспечения продовольственной безопасности. За основу исследования приняты общенаучные принципы познания, предполагающие изучение экономических явлений в их развитии и взаимосвязи, методы экономического и финансового анализа.

Роль государственной поддержки в развитии системы потребительской кооперации в Российской Федерации и Республике Коми

Результаты деятельности потребительской кооперации России в 2008-2013 гг. показали устойчивую динамику ее развития в сфере закупок основных видов сельскохозяйственной продукции - мяса, молока, овощей, картофеля. Так, закупки молока возросли на 30%, плодов - на 33 тыс. тонн. Совокупный объем деятельности организаций системы потребительской кооперации в 2013 г. составил 258,7 млрд руб. Этому способствовали развитие товаропроизводящей цепочки от поля до прилавка при заготовке, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции, расширение взаимодействия системы с малыми формами хозяйствования на селе, организация регионально-сетевой торговли и логистики. В связи с этим ресурсное обеспечение оборота розничной торговли в организациях на 17% формируется за счет реализации товаров собственных закупок и переработки, что обеспечивает их продажу населению по оптимально низким ценам. Происходящие позитивные изменения благоприятно отразились на конечных показателях финансово-хозяйственной деятельности организаций системы. За период с 2008 по 2012 гг. доходы Центросоюза РФ возросли более чем в 2 раза, доходы от предпринимательской деятельности - в 5,4 раза, уплачено налогов в бюджетную систему более 70 млрд руб. [5, с. 1].

Эффективную деятельность российской потребительской кооперации удалось позиционировать на состоявшемся в 2011 г. заседании Генеральной ассамблеи «Кооперативы Европы», впервые проведенном в г. Москве; Всероссийском аграрном форуме 2012 г. в г. Уфе. Интересы

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

потребительской кооперации отражены в утвержденной Правительством РФ Концепции устойчивого развития сельских территорий до 2020 г., Стратегии развития торговой деятельности в РФ до 2020 г. Потребительская кооперация включена в разрабатываемый проект государственной программы развития сельского хозяйства и сельскохозяйственных рынков на период 2013-2020 гг., Концепцию развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Для дальнейшего развития потребительской кооперации системы Центросоюза России в 2012 г. обновлена и значительно усовершенствована законодательная база ее деятельности.

На первом Всероссийском съезде сельских кооперативов в Министерстве сельского хозяйства согласован проект Концепции развития кооперации на селе. В проекте Концепции предлагается ряд мер по развитию на селе малого и среднего бизнеса, повышению занятости и деловой активности жителей сельских территорий, совершенствованию государственной и грантовой поддержки кооперативов. Для потребительской кооперации в данном документе важным является организация государственной поддержки по видам деятельности, а не по организационно-правовой форме, а также обеспечение равных условий хозяйствования с кооперативными организациями, деятельность которых регулируется положениями разных правовых актов.

В рамках концепции развития кооперации до 2020 г. и проекта ведомственной целевой программы развития сельской кооперации на 2014-2016 гг. наряду с другими видами кооперативов предусмотрена поддержка организаций потребительской кооперации, в общем объёме деятельности которых оказание услуг сельскому населению составляет не менее 50% в двух аспектах: а) субсидирование процентной ставки по инвестиционным кредитам, заключённым от 2 до 8 лет на цели развития современной материально-технической базы хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов её переработки; б) предоставление грантов на развитие материально-технической базы, в том числе мощностей по хранению, переработке и сбыту сельхозпродукции, приобретение специализированного автотранспорта, организацию логистических центров, снабженческих пунктов.

Для организаций потребительской кооперации сохранено и возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на срок до одного года на закупку сельскохозяйственного сырья для первичной и промышленной переработки [6, с. 6].

Советом Центросоюза РФ утвержден ряд инновационных проектов региональных союзов, имеющих социальную, общественную значимость: по автоматизации торговых объектов на программном обеспечении, увеличению объемов централизованных закупок через потребительское общество «Центркооп», модернизации цехов по производству продовольственной и промышленной продукции, созданию логистических центров, центров автосервиса, развитию закупок дикоросов и пушнины. Разработанные инновационные проекты успешно реализованы в Калининградской области (модернизация производства безалкогольных напитков), Татарстане (организация сбора, хранения, фасовки и реализация лекарственно-технического сырья). В Удмуртском потребсоюзе автоматизировано 316 торговых объектов, вместо 163 по плану. В 2013 г. автоматизация была проведена в 881 магазине потребительской кооперации. На эти цели - в дополнение к затратам самих потребительских обществ и союзов - Центросоюз направил в рамках софинансирования свыше 38 млн руб.

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestmk-ku.ru

Вместе с тем анализ показателей социально-экономической деятельности организаций потребительской кооперации системы Центросоюза в 2013 г. свидетельствует о снижении эффективности их деятельности. Плановые показатели по отраслям деятельности в целом по системе недовыполнены в пределах от 4 до 16%, сводный план по совокупному объёму деятельности выполнен на 92,6%, общая рентабельность составила 1,4 % против 1,65 в 2012 г., чистой прибыли получено на 0,5 руб. меньше, чем в 2012 г. Причиной является не использование в полной мере организациями потребительской кооперации возможностей существующей системы государственной поддержки их деятельности. Так, субсидиями в 2013 г. воспользовались только два региональных союза -Чувашский и Оренбургский. В сущности, это можно назвать упущенной выгодой [6, с. 7].

Государственная поддержка системы потребительской кооперации, оказываемая Правительством Республики Коми, играет существенную роль в обеспечении устойчивого роста объемов закупки сельскохозяйственной продукции, развитии других отраслей ее деятельности. Закупки сельскохозяйственной и дикорастущей продукции от населения организациями потребительской кооперации осуществляются в 13 районах республики, в 157 магазинах--заготовительных пунктах и 9 приемозаготовительных пунктах. В 11 потребительских обществах 8 районов республики создано 19 производственных цехов по ее переработке. Объем закупок сельскохозяйственной продукции и сырья организациями потребительской кооперации региона в 2013 г. составил 103,6 млн руб. и увеличился по сравнению с 2000 г. в 8,7 раза [7, с. 1]. Динамика закупок сельскохозяйственной продукции по объему и видам за период с 2007 по 2012 гг. представлена в табл. 1.

Таблица 1

Объем закупок основных видов сельскохозяйственной продукции потребительской кооперацией

Республики Коми в 2007-2011 гг.

Показатели Годы

2007 2009 2011 2012 2013 2013 в % к

2012 2007

Объем закупок сельхозпродукции -всего, млн руб. 42,0 69,5 93,5 97,7 103,6 104,5 246,7

Закуплено по видам, тонн:

Мясо 137 134 178 195 183 93,8 133,6

Молоко 386 337 347 390 429 110,0 111,1

Картофель 1352 1189 610 915 824 90,1 60,9

Овощи 233 417 460 445 413 92,8 177,2

Составлено авторами по [7]

Из приведенных данных видно, что за исследуемый период объем закупок сельскохозяйственной продукции возрос в 2,5 раза. Вместе с тем, динамика закупок по основным видам продукции с 2007 по 2011 гг. под влиянием экономического кризиса характеризовалась снижением закупок молока и картофеля, соответственно на 10,1 и 54,9%. В 2012 г. по сравнению с 2011 г. рост закупок

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: еШ1:огс@^^шк-ки.ги

сельскохозяйственной продукции наблюдался по всем позициям, кроме незначительного снижения по овощам (96,7%). Наиболее быстрыми темпами осуществлялась закупка картофеля (149,9%). В 2013 г. по сравнению с 2012 вновь прослеживалась тенденция снижения закупок основных видов сельскохозяйственной продукции, кроме молока, что подчеркивает актуальность государственной поддержки деятельности потребительской кооперации в северном регионе.

Анализ существующего уровня государственной поддержки деятельности организаций потребительской кооперации в Республике Коми

Государственная поддержка организаций потребительской кооперации Коми региона осуществляется в рамках целевых республиканских программ развития и поддержки малого предпринимательства и долгосрочной республиканской целевой программы по развитию сельского хозяйства. Так, в целях реализации долгосрочной республиканской целевой программы по развитию сельского хозяйства в Республике Коми на 2010-2012 гг. было принято постановление № 502 «О государственной поддержке в свете развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2011 г.», которым предусматривалось выделение субсидий организациям потребительской кооперации на закупку сельскохозяйственной продукции (картофеля и овощей открытого грунта) от личных подсобных хозяйств граждан в размере 4 тыс. руб. за одну тонну и субсидий на техническое и технологическое перевооружение [8, с. 8].

Освоение субсидий на закупки картофеля и овощей из бюджета Республики Коми приведено в табл. 2.

Таблица 2

Освоение средств республиканского бюджета РК организациями потребительской кооперации в

2007-2010 гг., тыс. руб.

Год 2007 2008 2009 2010 2007-2010 2010 к 2007, %

Утверждено 3000 3000 7500* 3300 16800* 110

Закуплено, т 1352 830 1253 620 4055 45,8

Освоено 3000 3000 6630 2477 15107 82,6

* включая сельскохозяйственные кооперативы

Составлено авторами по [7]

Из данных табл. 2 следует, что при увеличении средств, выделяемых из бюджета региона, процент их освоения составил 82,6%. Причинами неполного освоения средств является задержка оформления заявок на субсидии со стороны организаций потребительской кооперации, а также наличие задолженности по выплатам налогов в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды.

Так, освоение средств организациями потребительской кооперации в рамках реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^И:0^®^^^-^.^

предпринимательства в Республике Коми (2010-2011 гг.)» составило в 2010 г. 7,1 млн руб., в 2011 г. 11,5 млн руб., в том числе из местных бюджетов, соответственно - 1,4 и 1,1 млн руб.

Освоение субсидий из республиканского бюджета Республики Коми на возмещение части расходов на организацию закупа картофеля у населения в 2011 г. составило 2,3 млн руб. Из 20 потребительских обществ основная их сумма (1,6 млн руб.) освоена шестью потребительскими обществами, активно занимающимися закупками и сбытом картофеля и овощей: Цилемским сельпо, ПО «Помоздинское», ПО «Шонди», ПО «Корткеросское», ПО «Корткерос-2», ПО «Коопторг».

На возмещение части транспортных расходов по доставке товаров в труднодоступные и отдалённые населённые пункты направлено 3,3 млн руб., что позволило сократить убыточность нерентабельных магазинов, находящихся в отдаленных населенных пунктах республики.

Субсидии из республиканского бюджета на приобретение оборудования и транспорта составили 11,2 млн руб., по лизинговым платежам - 4,6 млн руб. получение субсидий на возмещение части затрат, связанных с проведением обязательного подтверждения соответствия продовольственного сырья и пищевой продукции - 174 тыс. руб., возмещение части затрат на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям - 78 тыс. руб. (табл. 3).

В 2011 г. взаимодействие организаций потребительской кооперации с АПК Республики Коми осуществлялось в направлениях субсидирования Министерством сельского хозяйства расходов на закупку молока, мяса и картофеля, переработки сельскохозяйственной продукции, приобретения оборудования; участия в ярмарках выходного дня, в заседаниях координационного совета Минсельхоза Республики Коми по реализации госпрограммы развития сельского хозяйства. Так, в ярмарках выходного дня приняло участие 3 потребительских общества, в конкурсах по переработке сельскохозяйственной продукции - 2 потребительских общества. Спаспорубским потребительским обществом был выигран конкурс по переработке дикоросов.

С принятием постановления Правительства Республики Коми № 634 «О государственной поддержке в свете развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2012 г.» направления государственной поддержки организаций потребительской кооперации были существенно расширены [9, с. 9]. Основные направления и объемы государственной поддержки, оказанные организациям Союза потребительских обществ Республики в 2008-2012 гг., представлены в табл. 3 и на рис. 1-2.

Таблица 3

-Государственная поддержка организаций потребительской кооперации Республики Коми в 20082012 гг., тыс. руб., %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели 2011 г. 2012 г. 2008-2012 гг.

Сумма Доля Сумма Доля Сумма Доля

1.Возмещение расходов из республиканского бюджета РК, в т.ч. 10438 90,3 11342 99,6 43346 92,5

по сертификации продукции 174 1,5 205 1,8 459 1,0

на техперевооружение пекарен 115 1,0 115 0,2

по подключению к энергосетям 78 0,7 150 1,3 228 0,5

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestmk-ku.ru

транспортных расходов по доставке товаров 3273 28,3 3790 33,3 14933 31,9

по закупке картофеля и др. сельхозпродукции 2352 20,3 3809 33,5 18211 38,9

субсидированию части процентной ставки по кредитам 567 1,2

создание объектов бытового обслуживания 60 0,1

по лизингу 4561 39,5 3272 28,7 8772 18,7

2.Возмещение расходов из бюджетов местных администраций, в т.ч. 1120 9,7 50 0,4 3521 7,5

транспортных расходов по доставке товаров 600 5,2 1893 4,0

прочих расходов 520 4,5 50 0,4 1628 3,5

Всего 11558 100 11392 100 46867 100

Составлено авторами по [7]

Как показывают данные, представленные в табл. 3 и на рис. 1-2, за период с 2008 по 2012 гг. организациям потребительской кооперации Республики Коми была оказана государственная поддержка на 46,9 млн руб. в виде субсидирования части процентной ставки по кредитам, возмещения транспортных расходов по доставке товаров в труднодоступные и отдаленные населенные пункты, затрат на организацию закупок картофеля и овощей от населения, расходов по лизингу и др. Основная доля объемов государственной поддержки (92,5%) приходилась на республиканский бюджет Республики Коми. При традиционных направлениях господдержки (расходов по закупке картофеля и другой сельскохозяйственной продукции и транспортных расходов по доставке товаров, составляющих более 30%) в последние годы активизируются другие ее виды, связанные с производством, качеством торгового обслуживания, созданием необходимой инфраструктуры, техническим и технологическим перевооружением объектов материальной базы, осуществляемых с использованием лизинга.

1,06%__ 0,27%

|г0,53% ■ по сертификации продукции

■ на техперевооружение пекарен

20,24%

■ по подключению к энергосетям

0,14% 34,45%

транспортных расходов по доставке

1,31% товаров

1 по закупке картофеля и др.

■ 1 сельхозпродукции

9 ■ субсидированию части процентной

42,01% ш ставки по кредитам

V ■ создание объектов бытового

У обслуживания

■ по лизингу

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК е-таП: ^к0^®^^^-^.^

Рис. 1. Структура возмещения расходов организаций потребительской кооперации из республиканского бюджета Республики Коми в 2008-2012 гг.

Рис. 2. Структура возмещения расходов организаций потребительской кооперации из бюджетов местных администраций в Республике Коми в 2008-2012 гг.

Вместе с тем сравнительный анализ видов государственной поддержки в 2011-2012 гг. свидетельствует, что при увеличении большинства ее видов из республиканского бюджета общий объем поддержки уменьшился за счет снижения возмещений средств по лизингу на 28,3%, а также существенного снижения объемов возмещения расходов потребительским обществам из бюджетов местных администраций. В качестве негативного момента следует отметить невыделение из республиканского бюджета средств на субсидирование части процентной ставки по кредитам и созданию объектов бытового обслуживания.

Влияние государственной поддержки на развитие многоотраслевой деятельности потребительской кооперации в Республике Коми

Влияние государственной поддержки на развитие отраслей деятельности и улучшение экономических и финансовых показателей организаций системы потребительской кооперации Республики Коми показано в табл. 4.

Таблица 4

-Показатели финансово-хозяйственной деятельности потребительской кооперации Республики Коми

в 2002-2013 гг., млн руб.

Показатели Годы

2002 2004 2006 2008 2010 2012 2013 2013 к 2002, раз

Оборот розничной торговой сети 357 468 588 924 1242 1480 1619 4,5

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestnik-ku.ru

Оборот общественного питания 17 30 39 73 77 90 104 6,1

Оборот оптовой торговли 3 3 3 4 5 6 6 2,0

Объем закупок 20 27 37 42 82 98 104 5,2

сельхозпродукции и сырья

Объем производства продукции 20 30 33 47 74 86 105 5,2

Объем платных услуг населению 13 18 21 28 32 31 26,1 2,0

Наличие собственных оборотных 40 28 41 39 103 109 112 2,8

средств

Чистая прибыль 16 15 13 31 21 36 37 2,3

Платежи в бюджет и 31 34 51 64 81 112 125 4,0

госвнебюджетные фонды

Составлено авторами по [7]

Представленные данные показывают, что за период с 2002 по 2013 гг. наблюдался значительный рост почти всех объемных показателей в отраслях деятельности системы. Прирост совокупного объема деятельности обеспечили 52% потребительских обществ. Рост величины собственных оборотных средств до 112 млн руб. способствовал уменьшению зависимости от внешних источников финансирования, чистая прибыль возросла в 2,3 раза, налоговые поступления во все уровни бюджетной системы и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды увеличились в 4 раза.

В 2007-2012 гг. объем капитальных вложений в развитие материально-технической базы составил 95 млн руб., что способствовало возрастанию вклада потребительской кооперации в развитие производственной и социальной инфраструктуры села и улучшению обеспечения сельского населения товарами и услугами. Так, совокупный объем деятельности системы увеличился за данный период в 2,2 раза, оборот розничной торговли - в 2 раза, объем производства потребительских товаров возрос в 2,2 раза, объем оказанных платных услуг - в 1,2 раза [10, с.1].

В перспективе до 2020 г. в целях дальнейшего развития системы потребительской кооперации предполагается субсидировать из республиканского бюджета Республики Коми более 40% стоимости оборудования для хлебопечения, на эти цели предусматривается направить 4 млн руб., на 70% прогнозируется возмещение затрат по проекту переработки дикорастущей продукции в Спаспорубском потребительском обществе.

Заключение

При увеличении объемов и расширении видов государственной поддержки организаций потребительской кооперации в России и Республике Коми не все потребительские союзы и потребительские общества используют возможности ее предоставления на федеральном, региональном и местном уровнях. Потребительские общества Союза потребительских обществ Республики Коми почти не участвуют в реализации муниципальных программ развития среднего и малого предпринимательства, государственную поддержку из местных бюджетов получают только четыре потребительских общества. Не все потребительские общества своевременно заключают договоры с Министерством экономического развития Республики Коми и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми на получение субсидий. Потребительские

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК

Режим доступа: www.vestnik-ku.ru e-mail: editors@vestnik-ku.ru

общества пока не выигрывают объявляемые конкурсы по реализации инвестиционных проектов переработки молока из-за недостаточной их проработанности по наличию сырьевой базы.

В целях повышения эффективности деятельности организаций потребительской кооперации для более полного удовлетворения насущных потребностей жителей сельской местности в товарах и услугах необходимо увеличение объемов и расширение видов государственной поддержки организаций потребительской кооперации в следующих направлениях:

- развития материально-технической базы закупок сельскохозяйственной и дикорастущей продукции у населения с расширением приобретения оборудования лизинг;

- предоставления дотаций на молоко и мясо при закупках этой продукции у населения;

- получения субсидий на возмещение части затрат, связанных с проведением обязательного подтверждения соответствия продовольственного сырья и пищевой продукции,

- возмещения части затрат на технологическое присоединение энергопринимающих устройств к электрическим сетям;

Усилению взаимодействия с органами государственной региональной власти и местного самоуправления и повышению их заинтересованности в выделении бюджетных средств будет способствовать обеспечение организациями потребительской кооперации инновационных направлений развития, способствующих:

- увеличению заготовки дикорастущей продукции и лекарственно-технического сырья и созданию новых производств по их переработке, обеспечивающих занятость сельского населения.

- поддержке малых форм хозяйствования по выращиванию скота и птицы и реализации инвестиционных проектов типа «Малая ферма», «Семейная ферма»;

- росту объемов переработки, обновлению и расширению ассортимента закупаемой сельскохозяйственной, дикорастущей продукции и сырья за счет создания новых цехов более высокой производительности;

- ускорению реализации сельскохозяйственной продукции путем автоматизации торговых объектов и создания в дальнейшем современной региональной розничной торговой сети.

В целях более рационального использования выделяемых бюджетных средств следует по примеру потребительских союзов других регионов России использовать программно-целевой метод планирования и определять целевые индикаторы достижения необходимого социального эффекта по созданию новых рабочих мест, увеличению налоговых обязательств, приросту конечных показателей деятельности организаций потребительской кооперации.

Список литературы:

1. Гладкевич Ю. Дорожная карта на пятилетку // Российская кооперация. № 1/2013.

2. Ишкова Е. Искать резервы в собственном менеджменте // Российская кооперация,

обеспечения технического перевооружения хлебопекарного производства; субсидирования части процентной ставки по получаемым кредитам; создания и развития объектов бытового обслуживания.

№39/2013.

Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера

Вестник Научно-исследовательского центра

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-mail: editors@vestnik-ku.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Кооперация на селе: преодолевать разобщенность. Материалы Второго Всероссийского съезда сельских кооператоров // Деловой вестник «Российской кооперации». № 6 (162)/2014.

4. О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в

2011 г. [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Правительства Республики Коми от

30.12.2010 №502 // СПС «КонсультантПлюс».

5. О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в

2012 г. [Электронный ресурс]: утв. Постановлением Правительства Республики Коми от

29.12.2011 №634 в ред. от 21.11.2012 // СПС «КонсультантПлюс».

6. Об итогах работы за 2008-2012 гг. и Программе развития потребительской кооперации Республики Коми на 2013-2017 гг. Постановление отчетно-выборного 22 общего собрания представителей потребительских обществ Республики Коми от 28 марта 2013 г.

7. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: утв. Указом Президента РФ от 30.01.2010 №12 // СПС «КонсультантПлюс».

8. Основные показатели социально-экономического развития Союза потребительских обществ Республики Коми в 2008-2013 гг. Сыктывкар, 2013.

9. Рыбаков А. Комментарий. Свежий взгляд ученых на продовольственную безопасность. URL: http://www.agronews.ru/news/detail/132847/

10. Слово пустоцвет, когда дела нет. Материалы 142-го общего Собрания представителей потребительских обществ России // Деловой вестник «Российской кооперации». № 6 (162)/2014.

References:

1. Gladkevich Ju. Dorozhnaja karta na pjatiletku [Roadmap for five years]. Rossijskaja kooperacija - Russian cooperation, 2013, no.1.

2. Ishkova E. Iskat' rezervy v sobstvennom menedzhmente [To search reserves in own management]. Rossijskaja kooperacija - Russian cooperation, 2013, no.39.

3. Kooperacija na sele: preodolevat' razobshhennost'. Materialy Vtorogo Vserossijskogo s'ezda sel'skih kooperatorov [Cooperation in the village: to overcome disunity. Proceedings of the Second All-Russian Congress of rural cooperative]. Delovoj vestnik «Rossijskoj kooperacii» -Business Bulletin «Russian cooperation», 2014, no.6 (162).

4. O gosudarstvennojpodderzhke v sfere razvitija sel'skogo hozjajstva v Respublike Komi v 2011 g.: utv. Postanovleniem Pravitel'stva Respubliki Komi ot 30.12.2010 №502 [On the state support in the development of agriculture in the Republic of Komi in 2011: approved. Resolution of the Government of the Republic of Komi from 30.12.2010 no. 502]. SPS «KonsuTtantPljus».

5. O gosudarstvennoj podderzhke v sfere razvitija sel'skogo hozjajstva v Respublike Komi v 2012 g.: utv. Postanovleniem Pravitel'stva Respubliki Komi ot 29.12.2011 No. 634 v red. ot 21.11.2012 [On the state support in the development of agriculture in the Republic of Komi in 2012 : approved. Resolution of the Government of the Republic of Komi from 29.12.2011 No. 634 as amended. from 21.11.2012]. SPS «KonsuTtantPljus».

Вестник Научно-исследовательского центра ц , 2014

корпоративного права, управления и венчурного инвестирования р '

Сыктывкарского государственного университета Режим доступа: www.vestnik-ku.ru

Электронный научный журнал, входит в перечень журналов ВАК e-maU: editors@vestnik-ku.ru

6. Ob itogah raboty za 2008-2012 gg. i Programme razvitija potrebitel'skoj kooperacii Respubliki Komi na 2013-2017 gg. Postanovlenie otchetno-vybornogo 22 obshhego sobranija predstavitelej potrebitel'skih obshhestv Respubliki Komi ot 28 marta 2013 g. [The results of work for 20082012 and Development Programme of Consumer Cooperatives in the Komi Republic 2013-2017. Resolution of the report and election 22 general meeting of representatives of consumer societies of the Komi Republic on March 28, 2013].

7. Ob utverzhdenii Doktriny prodovol'stvennoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii: utv. Ukazom Prezidenta RF ot 30.01.2010 No. 12 [On approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation : approved. Presidential Decree of 30.01.2010 No. 12]. SPS «Konsul'tantPljus».

8. Osnovnye pokazateli social'no-jekonomicheskogo razvitija Sojuza potrebitel'skih obshhestv Respubliki Komi v 2008-2013 gg. [Main indicators of socio-economic development of the Union of Consumer Societies of the Republic of Komi in 2008-2013]. Syktyvkar, 2013.

9. Rybakov A. Kommentarij. Svezhij vzgljad uchenyh na prodovol'stvennuju bezopasnost' [Fresh look of researchers on food security]. Available at: http://www.agronews.ru/news/detail/132847. (accessed 13.09.2014).

10. Slovo pustocvet, kogda dela net. Materialy 142-go obshhego Sobranija predstavitelej potrebitel'skih obshhestv Rossii [Word is an empty shell when business is absent. Proceedings of the 142 th General Assembly of representatives of consumer societies in Russia]. Delovoj vestnik «Rossijskoj kooperacii» - Business Bulletin «Russian cooperation», 2014, no.6 (162).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.