Научная статья на тему '«БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ИСТОРИИ ЦЕРКВИ: ОТ БЛАГОЧЕСТИВОЙ ТРАДИЦИИ К СОЦИАЛЬНОМУ ИНСТИТУТУ»'

«БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ИСТОРИИ ЦЕРКВИ: ОТ БЛАГОЧЕСТИВОЙ ТРАДИЦИИ К СОЦИАЛЬНОМУ ИНСТИТУТУ» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
142
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАННЯЯ ЦЕРКОВЬ / ДИАКОНИЯ / ЦЕРКОВНАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ИНСТИТУАЛИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО СЛУЖЕНИЯ ЦЕРКВИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сыромятников Виктор Евгеньевич

В статье представлены рассуждения о деятельной христианской любви к окружающим. Краткий обзор благотворительности в период «ранней Церкви» указывает на особую ревность иерархов и рядовых верующих о служении ближним. Христиане не ограничиваются помощью нуждающимся в частном порядке, но, как только открывается возможность, систематизируют социальное служение. В статье приводятся многочисленные примеры благотворительных проектов, созданных по инициативе христиан. Автор приходит к выводу, что «диакония» всегда воспринималась членами Церкви не как факультатив, а как важный аспект духовной жизни и отдельно рассматривает причины «невнимания» церковных писателей к данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARITY IN THE HISTORY OF THE CHURCH: FROM A PIOUS TRADITION TO A SOCIAL INSTITUTE

The article presents arguments about productive Christian love for others. A brief overview of philanthropy during the period of the «early Church» indicates the special zeal of hierarchs and ordinary believers to serve others. Christians do not limit themselves to helping those in need individually, but, as soon as there is opportunity they systematize social service. The article provides numerous examples of charitable projects initiated by Christians. The author comes to the conclusion that "diakonia” has never been perceived by members of the Church as optional, but was viewed as an important aspect of spiritual life. The article also separately considers the reasons for the "inattention” of church writers to this issue.

Текст научной работы на тему ««БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ИСТОРИИ ЦЕРКВИ: ОТ БЛАГОЧЕСТИВОЙ ТРАДИЦИИ К СОЦИАЛЬНОМУ ИНСТИТУТУ»»

Иерей Виктор Евгеньевич Сыромятников

«Благотворительность в истории Церкви: от благочестивой традиции к социальному институту»

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ В ИСТОРИИ ЦЕРКВИ: ОТ БЛАГОЧЕСТИВОЙ ТРАДИЦИИ К СОЦИАЛЬНОМУ ИНСТИТУТУ

Иерей Виктор Евгеньевич Сыромятников,

магистрант Омской духовной семинарии, г. Омск

Аннотация. В статье представлены рассуждения о деятельной христианской любви к окружающим. Краткий обзор благотворительности в период «ранней Церкви» указывает на особую ревность иерархов и рядовых верующих о служении ближним. Христиане не ограничиваются помощью нуждающимся в частном порядке, но, как только открывается возможность, систематизируют социальное служение. В статье приводятся многочисленные примеры благотворительных проектов, созданных по инициативе христиан. Автор приходит к выводу, что «диакония» всегда воспринималась членами Церкви не как факультатив, а как важный аспект духовной жизни и отдельно рассматривает причины «невнимания» церковных писателей к данному вопросу.

Ключевые слова: ранняя Церковь, диакония, церковная благотворительность, институализация социального служения Церкви.

CHARITY IN THE HISTORY OF THE CHURCH: FROM A PIOUS TRADITION TO A SOCIAL INSTITUTE

Priest Victor Evgenievich Syromyatnikov,

Master's Degree student Omsk Theological Seminary, Omsk

Abstract. The article presents arguments about productive Christian love for others. A brief overview of philanthropy during the period of the «early Church» indicates the special zeal of hierarchs and ordinary believers to serve others. Christians do not limit themselves to helping those in need individually, but, as soon as there is opportunity they systematize social service. The article provides numerous examples of charitable projects initiated by Christians. The author comes to the conclusion that "diakonia" has never been perceived by members of the Church as optional, but was viewed as an important aspect of spiritual life. The article also separately considers the reasons for the "inattention" of church writers to this issue. Key words: early Church, diakonia, church charity, institutionalization of the Church's social service.

Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?

(1 Ин. 4:18)

Г Важность исторического контекста Священного Писания

лавной целью Библии является научение человека искусству спасения. Процесс спасения души многогранен, включает в себя множество аспектов. Специфика христианства заключается в том, что только совокупность этих аспектов может говорить о правильности вектора, по которому движется человек. Обяза-

№ 2 (11), 2021

тельна правая вера в Бога, обязательно и правильное отношение к человеку, ближнему. Однако Евангелие по большей части оттеняет правильное исповедание Бога, нежели правые дела о Боге, и это логически объяснимо. Для понимания данного положения необходимо обратиться к историческому контексту Евангельской эпохи.

То, что Христос родился в Палестине, в иудейской среде, неслучайно. Евреи были богоизбранным народом, и проповедь о воплотившемся Мессии в первую очередь была адресована им. Загвоздка заключалась в том, что у иудеев, особенно у фарисеев, в силу обстоятельств было притуплено нравственно-духовное чувство, несмотря на их безукоризненное исполнение обрядов и дел, предписываемых законом. Именно это обстоятельство вызывало необходимость обличений, к которым часто прибегал Господь. Именно по этой причине Господь в первую очередь возвещает о необходимости правой веры, изменения внутреннего человека. Незнание исторического контекста может привести к неправильному пониманию тех, или иных Евангельских событий.

Еще одним неоспоримым положением библеистики является необходимость знания содержания всего Священного Писания, которое может открыть понимание отдельных его фрагментов. Важнейшим условием правильного понимания «искусства спасения» является также осмысление исторического контекста того или иного периода Церковной истории и соотнесение его со Священным Писанием. Например, в богословской науке принято деление истории Церкви на несколько периодов, которые можно условно обозначить так: период гонений на христиан, «период апологетов», период Вселенских соборов, поздневизантийский период, период расцвета христианства на Руси и т.д. Каждая из этих эпох имела свои характерные черты, каждая ставила перед христианами новые задачи.

Например, период гонений на христиан не является однородным. Мужи апостольские, прямые ученики сподвижников Христа, в большинстве своем еще не были богословами. Вера их была чиста и соответствовала преданию, воспринятому от апостолов. Но в силу отсутствия внешних нападок со стороны интеллектуально развитой прослойки общества христиане не уделяли большого внимания разработке диалектической базы для защиты своей веры. Основной задачей для христиан тогда было «стояние в вере», наперекор гонениям, преимущественно заключавшимся в физическом устранении. Однако спустя небольшой промежуток времени у христианства появляются враги, которые уже не ведут их на эшафот, а строят свои козни на бумаге, выискивая противоречия.

Уже в начале первого века христиане начинают писать первые апологии в защиту своей веры. Это будет продолжаться и по окончании гонений, когда Церковь войдет в эпоху Вселенских соборов. Важно отметить, что, несмотря на разную богословскую подготовку своих отдельных представителей, Церковь всегда имела одну и ту же веру. Например, Церковь всегда знала, что во Христе есть и Божественная, и человеческая Природы, но только одна Ипостась. Однако богословы затруднялись ответить, как природа может существовать без ипостаси, пока прп. Леонтий Иерусалимский в VI в. не высказал идею «воипостасной сущности (природы)». Святой не ставил под сомнение невозможность безыпостасной природы, но отмечал следующий факт: природа не обязательно должна быть самоипостасной, т. е. получить реальное бытие именно в своей собственной отдельной ипостаси. [3, с. 54]. То есть возможно существование сложных ипостасей из нескольких природ.

ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА Иерей Виктор Евгеньевич Сыромятников

«Благотворительность в истории Церкви: от благочестивой традиции к социальному институту»

Причины «невнимания» церковных писателей к благотворительной

составляющей жизни

Этот краткий экскурс призван показать, что Церковь неизменяема по своей природе, а вера современных христиан идентична вере древних. Однако те условия, в которых Церковь находилась в тот или иной период времени, ставили перед ней задачи, разрешение которых являлось приоритетным. Именно эти проблемы текстуально освещались богословами и церковными деятелями, для назидания современников и потомков. Также необходимо учитывать тот факт, что на протяжении всей истории, за редкими исключениями, Церковь была раздираема внутренними и внешними конфликтами. Все силы ее представителей были брошены на их урегулирование. Не все вопросы в достаточном объеме освещались церковными писателями. Такой аспект церковной жизни, как благотворительность, зачастую не предавался письму по ряду причин. Однако это совсем не значит, что благотворительность когда-то выпадала из церковной практики. Напротив, она последовательно развивалась в Церкви. В силу того, что церковная благотворительность не была представлена в виде системы, изложенной на бумаге, со временем она начала восприниматься как факультатив, нечто необязательное для христианина.

Нужно отметить, что до некоторой степени это происходило в связи со спецификой Предания Православной Церкви. Дело в том, что авторы, представляющие монашеский чин, по причине особого образа своей жизни, по большей части составляли послания, адресованные своим собратьям или ученикам, также пребывавшим в монашеском чине. Сами авторы, понимая специфику своей литературной деятельности, советовали всем читать духовные произведения в соответствии со своим образом жизни [6, с. 102]. Однако тот факт, что письменное наследие аскетического содержания преимущественно принадлежит перу монахов, не оставляет большого выбора для рядового православного читателя. Святые отцы подробно изложили законы духовной жизни, каждый применительно к своей эпохе. История знает, что многие монашествующие уделяли большое внимание благотворительности, однако, не каждый читатель способен это отследить. Скудость сведений об этой составляющей жизни в монашеских произведениях и житиях обусловлена традицией неразглашения добрых дел. Неискушенный в духовной жизни читатель в силу этого положения может воспринять благотворительность как нечто необязательное, второстепенное.

Однако внимательный читатель и практикующий христианин увидит, что в монашеских творениях и в самом быту помощь ближним возвышается как великая добродетель. Сама система монашеской жизни утверждает этот факт со всей очевидностью. Первоначально монах принимается в общежитие, чтобы в среде собратьев постепенно очищаться от страстей. Это положение является прямым доказательством того, что разумное служение ближнему очищает, оздоравливает душу человека. Общепризнанный учитель монашества XIX в. святитель Игнатий Брянчанинов очень емко выразил правильное отношение к деятельной любви к ближним: «Иные находят, что уединение - ближайшее средство к духовному успеху; а другие говорят, что приводит в духовный успех - любовь к ближнему. Моему сердцу более нравится последнее, потому что любовь к ближнему - непременный долг каждаго; а к безмолвию - способны немногие» [7, с. 382].

Примеры служения ближнему, предлагаемые Библией, в первую очередь в Лице Спасителя, «алгоритм» монашеской жизни, «запускающийся» в общежитии и

№ 2 (11), 2021

общежитием, не исчерпывают собой доказательств необходимости наличия социальной составляющей в жизни Церкви. Еще раз подчеркнем, что благотворительная деятельность Церкви всегда имела место быть, но она не всегда предавалась огласке по ряду причин. Приведем краткий исторический обзор.

История благотворительности в жизни Церкви

Для правильного понимания истоков и развития благотворительности в Православной Церкви необходимо не только изучение библейских оснований этого явления и церковной истории, но и понимание культурного наследия, перенятого Церковью. Слово благотворительность происходит от греческого «филантропия» -любить человека. Это понятие было известно древнегреческой философии. В частности, Зенон, Аристотель, Сократ, Платон писали о благотворительности как о «долге по отношению ко всему». Великие мыслители У-У! вв. считали добро единственным нравственным основанием благотворительности. По мысли Платона, Бог и человек не могут быть благими, если не будут передавать свою благость другим. Аристотель добавляет: «Если бы все люди соперничали друг с другом в нравственном благородстве и стремились совершать благороднейшие дела, было бы полностью достигнуто общее благо, а люди тоже смогли бы наслаждаться величайшим из благ, так как величайшим благом является добродетель» [13].

Такие Отцы Церкви, христианские авторы, апологеты, как Иустин мученик, Климент Александрийский, Сократ схоластик не отвергали древнегреческих интеллектуальных и нравственных принципов, а наоборот, поощряли их изучение в качестве предварения к христианству. Святой Василий призывал подрастающее поколение изучать Гомера, так как его творения способствуют возрастанию в истине и добродетели. Взирая на приведенные примеры, можно убедиться, что древний мир знал благотворительность, и она была распространена задолго до появления христианства. Это положение предостерегает нас от присвоения христианству монополии на благотворительность. В то же время мы понимаем, что столь тесная связь идеалов классического эллинизма и христианства непременно свидетельствует о причастности последователей Господа Иисуса Христа к благотворительности.

Несмотря на влияние эллинизма, у христиан были свои источники и благотворительности, и человеколюбия. Проповедуя о деятельной любви к ближнему, Отцы Церкви обращались за примерами такого служения прежде всего к Священному Писанию и ранней христианской литературе. Именно эта любовь стала отличительным признаком первых христианских общин. Доселе неслыханный тезис, изреченный апостолом Павлом: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе». (Гал. 3:28), стер все расовые барьеры и социальные барьеры, которые могли бы воспрепятствовать добрым отношениям людей, принадлежащих к разным этносам.

В ранней христианской письменности можно найти яркие свидетельства отношения к благотворительности как к высочайшей добродетели: «Величие благотворительности заключается в том, что она подразумевает любовь ко всякому человеку, каким бы он ни был, вместе с телесным его видом... Благотворительность любит всякого и благотворит ему, потому что всякий есть человек, какими бы ни были его личные верования... Человеколюбивый человек делает добро даже своим врагам...

Иерей Виктор Евгеньевич Сыромятников

«Благотворительность в истории Церкви: от благочестивой традиции к социальному институту»

Каждый есть ближний всякому, а не просто тому или иному. Ибо добрый и злой, друг и враг - все человеки. Поэтому тому, кто благотворит, подобает быть подражателем Бога, делающим добро праведным и неправедным, как Сам Бог милостиво дает Свое солнце и Свое небо всем в этом мире» [13]. Эти слова, которые приписывают Клименту Александрийскому, можно признать лучшим определением благотворительности в раннехристианской литературе.

В течение первых трех столетий благотворительность в Церкви не носила систематического характера. Из книги Деяний Святых апостолов известно, что в Иерусалимской общине имело место так называемое «общение имений». Христиане, объединенные верой, жили единой жизнью, и все, что имели, считали общим. Есть все основания полагать, что такой формат жизни был присущ только Иерусалимской общине в I в. В остальных объединениях христиан было принято посильно жертвовать нуждающимся продукты питания и предметы первой необходимости. Призывы к попечению о сиротах, вдовах, странниках, заключенных и других социально незащищенных слоях населения можно увидеть в творениях мужей апостольских: Игнатия Богоносца, Поликарпа Смирнского, Тертулиана, Климента Римского и многих других раннехристианских писателей.

Институализация церковной благотворительности

В 313 г. император Константин Миланский эдиктом узаконил христианство, а в 380 г. император Феодосий издал Фессалоникийский эдикт, согласно которому христианство стало государственной религией Римской Империи. [1, с. 280] С этого момента Церковь начинает систематизацию своей благотворительной деятельности. Под руководством представителей церковной иерархии строятся больницы, дома престарелых, детские дома, исправительные учреждения и другие объекты социального назначения. Благотворительность в Церкви институциализировалась. Формат частной помощи от человека к человеку при этом, конечно, сохранился. Представители Церкви видели, что христианство приобретает все больше приверженцев при помощи благотворительности. Деятельная любовь к ближним оказывала впечатление даже на врагов Церкви, таких как Лукиан, Галиен и Юлиан-отступник. Император Юлиан, пытаясь возродить язычество в империи, писал своим жрецам, чтобы они подражали христианам в добрых делах.

В истории Церкви есть немало примеров, когда высочайшие иерархи уделяли благотворительности большое внимание. Святой Василий Великий создал комплекс институтов социального служения, состоявший из больницы, лепрозория и сиротского дома. Иерарх прекрасно выразил благотворительный дух в словах молитвы, которые были увековечены помещением ее в чин одноименной литургии: «...мучимых духами нечистыми освободи, плавающих сопровождай, путешествующим сопутствуй, вдовам покровительствуй, сирот защити, пленных избавь, больных исцели. Находящихся под судом, и в рудниках, и в изгнании, и на горьких работах, и во всякой скорби, и нужде, и беде вспомни, Боже, и всех, нуждающихся в великом Твоем милосердии: и любящих нас, и ненавидящих, и поручивших нам, недостойным, молиться за них.Ибо Ты, Господи, помощь беспомощных, надежда безнадежных, обуреваемых спаситель, пристань плавающих, врач больных; Сам будь всем для всех, зная каждого и прошение его, дом и нужду его». [12, с. 325]

№ 2 (11), 2021

Помимо св. Василия Кесарийского, отца институциональной благотворительности, церковная история знает еще много образцовых примеров социального служения, каковыми являются деяния: Иоанна Златоуста, Иоанна Бессребреника, Великомученика Пантелеймона, Феофила Филадельфийского, Афанасия Константинопольского и других. Нравственные силы епископов ранневизантийской эпохи были столь велики, что императоры поручили им заведовать судопроизводством. Образцовый епископ являл собой воплощение любви и справедливости. Он был щедр, проявлял сочувствие ко всем и был способен оказывать благотворное влияние на паству. Епископы не только духовно обновляли своих пасомых, но и помогали им социализироваться. Например, епископ Тимофей, который был поставлен на Преконесскую епархию, существенно изменил социокультурные ценности обитателей тех мест. Цивилизация едва коснулась той епархии, а многие жители промышляли пиратством. Преосвященный Тимофей своей любовью и примером смог изменить образ жизни людей.

Выдающимся благотворителем V в. был патриарх константинопольский Аттик. По свидетельству церковного историка Сократа, этот выдающийся иерарх был настолько щедр, что обеспечивал бедных и в соседних городах, а не только тех, кто находился в его юрисдикции. Сохранилось письмо патриарха пресвитеру Никей-ской Церкви Каллиопу. Отрывок этого письма, посвященный благотворительности, очень интересен: «Мне сообщили, что в твоем городе нуждаются десять тысяч людей, положение которых требует сострадания благочестивых. И я говорю «десять тысяч», обозначая их множество, а не точное число. Поскольку я получил некую сумму денег от Бога, Который жаждет щедрой рукой напитать верных пастырей, возьми, друг мой, эти триста кусков золота и раздай их, как считаешь нужным. Твоей заботой будет, я не сомневаюсь, раздать это тем, кто стыдится просить, а не тем, кто всю жизнь стремится накормить себя за счет других. Давая эту милостыню, не делай различия на религиозных основаниях, но корми голодных, разделяют они наше отношение или нет». Из текста видно, что церковные благотворители старались помогать тем, кто действительно нуждался в поддержке, и обходили вниманием так называемых «профессиональных нищих». Об этом свидетельствуют наставления святителя Иоанна Златоуста своей ученице Олимпии, предостерегавшего ее от неразумной раздачи материальных ценностей, за которую потом нужно будет отвечать перед Богом [8].

Еще одна сподвижница св. Иоанна Златоуста, Никарета, помогала бедным не только материальными средствами, но и собственными руками. Несмотря на знатное происхождение, она не чуралась помогать больным, самостоятельно готовила для них лекарства. Попечение о неимущих ценилось так высоко в Церкви, что рассматривалось как необходимое условие при рукоположении. В частности, после смерти патриарха Аттика встал вопрос, кого поставить на Константинопольскую кафедру. По свидетельству Сократа, из трех кандидатов был выбран пресвитер Си-сания, который был известен своим благочестием и усердием в заботе о бедных больше других.

Ярким примером церковного благотворителя является Феодорит Киррский. Он родился в богатой и знатной семье, а по смерти родителей получил большое наследство. Все полученное имущество он направил на благотворительность и полностью отказался от своего социального положения и привилегий, приняв

ПСИХОЛОГИЯ, ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА Иерей Виктор Евгеньевич Сыромятников

«Благотворительность в истории Церкви: от благочестивой традиции к социальному институту»

монашество. Впоследствии он принял священный сан и был избран епископом небольшого города Кирра. С его приходом на кафедру город преобразился до неузнаваемости, стал центром духовности. Блж. Феодорит занимался не только помощью жителям города, но и администрации. Его усилиями был проведен канал для водоснабжения города, отремонтированы бани, возведены два моста. [5]. С приходом Феодорита Кирр из изолированного безобразного города, пользовавшегося славой воровского логова, превратился в ухоженный, развивающийся населенный пункт. Под влиянием епископа в городе появились ремесленники и деятели искусства.

Таким образом, ознакомившись с вышеприведенным материалом, можно убедиться, что Церковь всегда имела не только духовное, но и материальное попечение о своих пасомых. Мы видим это, как в древней церковной истории, так и в позднейшие периоды. Церковь видит в Лице Христа пример правильной духовной жизни, как в ее теоретическом аспекте, так и в практическом. Вместе с правильным отношением к Богу христиане восприняли и правильное отношение к ближнему, заключающееся в деятельной любви по отношению к нему. Несмотря на то, что Церковь часто была гонима и раздираема внутренними настроениями, ее члены всегда находили в себе силы творить дела милосердия. Множество выдающихся церковных деятелей, таких как Василий Великий, Иоанн Златоуст, Феодорит Кир-рский и др., не только имели обширное попечение о своей пастве, но и оставили после себя письменные источники, подтверждающие наличие данной традиции и ее подробное описание.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви 1 - 2. Введение в церковную историю. История Церкви в период Константина Великого / В.В. Болотов. - 2-е изд. -Минск: Белорусская Православная Церковь, 2011. - 576 с.

2. Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви 1 - 2. Введение в церковную историю. История Церкви в период Константина Великого / В.В. Болотов. - 2-е изд. -Минск : Белорусская Православная Церковь, 2011. - 523 с.

3. Давыденков О., прот. Догматическое богословие: Учебное пособие. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 54 с.

4. Денисова Л.Е. Христианская диакония: традиции и инновации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. -2008. - № 73-1. - С. 164-169

5. Жизнеописание блж. Феодорита Киррского [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirskij7 (дата обращения: 05.10.2021)

6. Игнатий (Брянчанинов), свт. Аскетические опыты. Т. 1-2. - Мн.: Лучи Софии, 2011 - С. 102

7. Игнатий (Брянчанинов), святитель. Полное собрание писем: В 3 т. Т. 3: переписка с мирянами / Сост. О. И. Шафранова. - М.: Паломник, 2011. - 672 с.

8. Иоанн Златоуст, свт. Письма к диакониссе Олимпиаде. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://lib.pravmir.ru/library/book/1941 (дата обращения: 25.09.2021)

9. Иоанн Златоуст, святитель. Беседы о покаянии. [Электронный ресурс]. Режим

№ 2 (11), 2021

доступа: https://azbyka.rU/otechnik/Ioann_Zlatoust/o_pokajanii/#0_9 (дата обращения 25.09.2021)

10. Киприан Карфагенский, священномученик. Книга о благотворительности и милостыни/Священномученик Киприан, епископ Карфагенский.- М.: Сибирская Бла-гозвонница, 2016. - 64 с.

11. Сагарда Н.И. Полный корпус лекций по патрологии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Sagarda/polnyj-korpus-lektsij-po-patrologii/1_18 (дата обращения: 27.09.2021)

12. Служебник. - Изд. 8 - М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2015. - 592 с.

13. Социальное Служение Русской Православной Церкви [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://social-orthodox.info/pages/1_1_arseniy_sokolov.htm (дата обращения: 05.10.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.