ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1
УДК 930
doi 10.18522/2687-0770-2021-1-48-53
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ НЕМЦЕВ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ: ВКЛАД ПАСТОРА А. МАЗИНГА В СОЗДАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЕВАНГЕЛИЧЕСКОГО ДОМА ТРУДОЛЮБИЯ»
© 2021 г. И.В. Баранова а
а Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия
GERMAN CHARITY IN ST. PETERSBURG: THE CONTRIBUTION OF THE PASTOR A. MAZING TO THE ESTABLISHMENT AND ORGANIZATION OF "THE EVANGELICAL HOUSE OF DILIGENCE"
Рассматривается роль «Евангелического дома трудолюбия» в религиозном пространстве Санкт-Петербурга. Традиция создания «Домов трудолюбия», берущая свое начало в XIX в., вновь стала возрождаться в городе на Неве в начале XXI в. В настоящее время «Дома трудолюбия» действуют как реабилитационные центры для детей и взрослых с ограниченными возможностями, которые могут выполнять посильную работу в различных мастерских таких домов. Безработным гражданам оказывается социальная помощь, содействие во временном и постоянном трудоустройстве на предприятиях.
Используются материалы из фондов Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга. Применяются хронологический и сравнительно-исторический методы исследования. С помощью хронологического метода определяется последовательность становления и развития «Евангелического дома трудолюбия». Сравнительно-исторический метод позволяет установить структуру данного учреждения, источники финансирования и механизмы его работы. Делается попытка оценить роль пастора А. Мазинга в организации «Евангелического дома трудолюбия». Раскрываются основные этапы деятельности данного учреждения.
Руководство «Евангелического дома трудолюбия», помимо предоставления временного трудоустройства нуждающимся евангелическо-лютеранского вероисповедания, осуществляло оказание благотворительной помощи нетрудоспособным лицам, создавая такие учреждения, как богадельня и приют для алкоголиков. В данном учреждении Трудовой помощи особое внимание уделялось заботе о нравственности подопечных, в соответствии с канонами евангелическо-лютеранской церкви, в связи с этим при приеме в «Дом трудолюбия» отдавалось преимущество лицам евангелическо-лютеранского вероисповедания. «Евангелический дом трудолюбия» предоставлял трудящимся возможность проживания в самом учреждении, что было необходимо нуждающимся лицам особенно в зимние месяцы.
Ключевые слова: Санкт-Петербург, «Евангелический дом трудолюбия», трудовая помощь, благотворительность, немцы, социальная помощь, благотворительные учреждения.
The role of the "Evangelical house of diligence " in the religious space of St. Petersburg is considered. The tradition of creating "Houses of diligence " originated in St. Petersburg in the 19th century and began to revive again in the city on the Neva River at the beginning of the 21st century. At present time a few "Houses of diligence " operate as rehabilitation centers for children and adults with disabilities engaging them in various workshops and other labour activities. It is obvious that the possibility of providing unemployed citizens with social assistance through the provision of temporary work, as well as assistance in their further employment, does not lose its relevance. The goal of this paper is to assess the role of "The Evangelical house of diligence " in the religious space of Saint Petersburg.
а
I. V. Baranova a
Saint Petersburg State University, Saint Petersburg, Russia
а
Баранова Ирина Владимировна -аспирант, кафедра истории, Санкт-Петербургский государственный университет,
Университетская наб., 7/9, г. Санкт-Петербург,
199034, Россия.
E-mail: ir4enok.88@mail.ru
Irina V. Baranova -
Postgraduate,
Department of History,
Saint Petersburg State University,
Universitetskaya Emb., 7/9,
Saint Petersburg, 199034, Russia.
E-mail: ir4enok.88@mail.ru
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1
During the writing of this paper we used materials from the Russian Central State Historical Archive of St. Petersburg. For the main research we used chronological and comparative historical methods of analysis. Using the chronological analysis, we explored the sequence offormation and development of "The Evangelical house of diligence ". Using comparative historical analysis, we determined the structure of that institutions, sources of his financing and the underlying mechanism of his operation. The article makes an effort to evaluate the role of pastor A. Mazing in organisation of "The Evangelical house of diligence ".
Management of "The Evangelical house of diligence " and in addition to organising of the temporary employment to those in need of the Evangelical Lutheran faith, was providing charitable assistance to the disabled individuals. It was also involved in creations of a hospice and a shelter for alcoholics. In that "institution of labour assistance " they paid a special attention to the concerns for morality of the wards in accordance with the canons of the Evangelical-Lutheran Church, therefore they prioritised the faithful of this Church during the admission. "The Evangelical house of diligence" was offering its workers in need an option to live on the premises, which was a welcome offer especially during wintertime.
Keywords: St. Petersburg, "Evangelical house of diligence ", labour assistance, charity, Germans, social assistance, charitable institutions.
Деятельность «Евангелического дома трудолюбия» не достаточно полно отражена в историографии, несмотря на ее социальную значимость для истории благотворительности. В дореволюционной России вышло в свет небольшое число работ общего характера, посвященных теме домов трудолюбия в России, в которых содержатся лишь краткие сведения о «Евангелическом доме трудолюбия» [1]. С началом Первой мировой войны и вплоть до периода перестройки в историографии тема, связанная с немецкими благотворительными учреждениями в Санкт-Петербурге, практически вовсе не затрагивалась. В 90-е гг. XX в. вышел ряд статей, в которых имеются сведения о деятельности данного учреждения [2, 3]. При написании данной работы в качестве основных источников были рассмотрены отчеты о деятельности «Евангелического дома трудолюбия» за разные годы его существования.
«Евангелический дом трудолюбия» был основан в Санкт-Петербурге осенью 1886 г. В юбилейном отчете «Дома трудолюбия» за первые 25 лет его существования приводятся сведения о том, что учреждение было создано «по инициативе известного филантропа, члена церковного совета Мариинской лютеранской церкви на Петербургской стороне барона От-тона Буксгевдена и пастора той же церкви Альберта Мазинга» [4, с. 26]. Однако уже несколько лет спустя в отчете за 1914 г. отмечается, что инициатором создания и учредителем «Дома трудолюбия» являлся пастор А. Мазинг [5, л. 141 об.]. Расхождения в сведениях отчетов «Евангелического дома трудолюбия» за разные годы связаны со смертью в 1914 г. А. Мазинга, который при жизни со свойственной ему скромностью не допускал никакого упоминания о своих заслугах. Попы-
таемся оценить роль пастора А. Мазинга в создании и деятельности «Евангелического дома трудолюбия» и иных благотворительных учреждений при нем.
Альберт Мазинг по происхождению был остзейцем (прибалтийским немцем), приехавшим молодым пастором в 1863 г. в Санкт-Петербург. Во время своего служения при евангелическо-лютеранской церкви св. Марии (1867-1910) он не довольствовался получением общих сведений о положении своих просителей, а по возможности проверял их заявления и, ближе узнав их нужды, старался оказывать действенную помощь [5, л. 141 об.]. Опираясь на опыт приходской работы, пастор Мазинг пришел к выводу, что помощь должна оказываться только взамен труда, в соответствии с принципом «работа вместо милостыни».
Идею пастора поддержал барон О.О. Букс-гевден, член прихода церкви св. Марии, известный деятель на поприще благотворительности. Вместе они сумели привлечь внимание прихожан церкви для сбора средств на создание Евангелического Дома Трудолюбия, который и был основан на средства лютеранского купечества [2, с. 211]. Первые 500 рублей были потрачены на открытие 24 сентября 1886 г. мастерских для лиц евангелическо-лютеранского вероисповедания. Мастерские располагались в съемной трехкомнатной квартире на Сытнин-ской улице. В них призреваемые мужчины занимались изготовлением пакли, распилкой пеньки, клейкой бумажных мешков и картона, а также столярным делом. За выполненные работы каждый получал по 40 коп. в день.
Постепенно заведение, функционировавшее только как мастерские, стало «Домом трудолюбия». В марте 1887 г. фиксированная
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1
оплата труда была заменена сдельной. За недобросовестную работу выдавалась мизерная зарплата. Заработанные деньги многие из призреваемых тратили нецелесообразно, особенно распространено было пьянство. В связи со сложившейся ситуацией и в целях перевоспитания руководство учреждения стало ограничивать выдачу денег на руки.
Устав Санкт-Петербургского «Евангелического дома трудолюбия и Попечительного общества при нем» был утвержден Министерством внутренних дел Российской империи 20 августа 1890 г. С этого времени «Евангелический дом трудолюбия» стал самостоятельным юридическим лицом. Согласно § 3 Устава, «Средства общества составляются из а) членских взносов; б) единовременных пожертвований деньгами или вещами; в) доходов от чтений, публичных лекций, концертов, спектаклей, музыкальных вечеров, базаров, выставок и т.п., устраиваемых обществом с надлежащего каждый раз разрешения и с соблюдением постановленных на сей предмет действующими узаконениями и особыми правительственными распоряжениями правил; и г) сбора посредством кружек, выставленных в учреждениях общества, с надлежащего на то, в установленном порядке, разрешения» [6, с. 4].
В октябре того же года состоялось общее собрание членов названного общества, на котором было избрано первое официальное правление. В него помимо пастора А. Мазинга и барона О. Буксгевдена были выбраны еще 7 человек, в соответствии с уставом правление избиралось ежегодно общим собранием из числа членов общества. «В числе этих 9-и членов Правления имеет быть непременным членом пастор» [7, с. 6]. По замечанию М.Н. Дмитриева, «содержание дома трудолюбия обходилось обществу довольно дорого, в среднем около 11 000 рублей в год; на содержание же каждого «трудолюбца» обществу приходилось приплачивать ежегодно, за вычетом заработанных им денег, около 100 рублей» [1, с. 110].
В соответствии с §1 Устава «С.-Петербургский Евангелический дом Трудолюбия имеет своим назначением предоставление нуждающимся лицам евангелическо-лютеранского и реформаторского вероисповеданий работ с необходимыми для сего, в потребных случаях, материалами и инструментами, и сбыт их произведений» [7, с. 2]. В «Доме трудолюбия» призревались лю-
ди самых разных профессий, среди них были бывшие офицеры и чиновники, фармацевты и учителя, моряки, артисты, лакеи и представители других специальностей. Поступающим в «Дом трудолюбия» выдавались белье, обувь, специальная одежда для работы, а вещи, в которых пришел нуждающийся, подвергались дезинфекционной обработке. При прохождении испытательного срока желающим попасть в дом трудолюбия предоставлялось только питание и ночлег, деньги за работу не выплачивались. После прохождения испытательного срока претендент либо получал постоянное место работы при «Доме трудолюбия», или же по рекомендации смотрителя направлялся на службу в частный дом. Каждый поступающий в «Дом трудолюбия» давал расписку, что готов выполнять любую работу получая при этом только стол и квартиру. По замечанию А. Горовцева, «призреваемые никакой заработной платы не получают, а им только, как и в немецких колониях, назначается, в зависимости от успешности их работы, небольшое вознаграждение, которое откладывается в особый фонд, выдаваемый им при выходе из Дома» [8, с. 61]. При уходе из «Дома трудолюбия» рабочим возвращалась их прежняя одежда.
Продолжительность пребывания в учреждении среди приходящих в него мужчин была различной, большая часть поступающих покидала «Дом трудолюбия», не пробыв там и месяца. Однако многие мастера находились в заведении продолжительное время, некоторые из них жили там годами. Нередко бывали случаи, когда нуждающиеся возвращались в «Дом трудолюбия» неоднократно; например, один мужчина приходил в данное учреждение 39 раз [4, с. 31]. Число призреваемых постоянно варьировалось: в 1887-1888 гг. их было 94, а в 1901-1902 г. - уже 411. В среднем ежегодное число нуждающихся не было высоким и составляло примерно 200-300 чел. «Дом трудолюбия» был рассчитан на 100 чел. и максимально заполнялся в зимние месяцы, что свидетельствовало о том, насколько это учреждение было жизненно необходимо людям, оставшимся без крова и работы в холодное время года.
После наступления теплого времени число постояльцев постепенно уменьшалось и минимально могло доходить до 20-15 чел. Большинство из них относились к возрастной категории от 20 до 50 лет, самый большой
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1
процент составляли лица 20-30 лет, лишившиеся заработка из-за вредных привычек и не должного отношения к работе.
Петербургский Евангелический дом трудолюбия оказывал поддержку нуждающимся как принадлежащим к евангелическо-лютеранским приходам Санкт-Петербурга, так и приезжающим из других населенных пунктов, главным образом из Лифляндии и Эстляндии, причем количество приезжих могло составлять до 70 % от общего числа призреваемых. Приобщенные к трудовой деятельности возвращались в лоно церкви, и часть из них становились ее прихожанами, таким образом церковь расширяла сферу своего влияния. Возвратившиеся к полноценной трудовой деятельности молодые люди, которых было большинство, создавая семьи, совершали приобщение к лютеранству членов своей семьи, тем самым обеспечивая церкви в дальнейшем увеличение числа прихожан.
В дополнение к «Дому трудолюбия» в марте 1891 г. в немецкой колонии в Ново -Саратовке было открыто отделение для нетрудоспособных и престарелых слабых лиц, вначале для 12 человек [3, с. 229]. В приюте престарелые лица евангелического, лютеранского и реформатского вероисповедания получали за плату от 6 до 8 р. в месяц полное призрение [9, с. 86]. В 1898 г. при «Евангелическом доме трудолюбия» по инициативе пастора Мазинга было создано убежище для алкоголиков. Закрытие приюта произошло через пять лет после его основания и было вызвано недостаточным финансированием этого отделения.
Усиленная работа и правильный образ жизни в «Евангелическом доме трудолюбия» под постоянным надзором, а также еженедельные религиозные беседы, проводимые пастором Мазингом, приносили большую пользу призреваемым. Пастору приходилось встречаться с людьми, на которых отразилось это благотворное влияние «Дома трудолюбия», а заведующий Домом вел переписку с бывшими призреваемыми, утверждавшими, что учреждение помогло им вновь выбраться на правильный путь. Руководство «Дома трудолюбия» вело подробную отчетность, касающуюся количества трудящихся в нем. «В течение 25-летнего существования "Дома трудолюбия" (до 1 сент. 1911 года) через него прошли 6 951 человек, которыми было проведено в доме всего 510-524 дня» [10, с. 4]. Ру-
ководство учреждения интересовалось дальнейшей судьбой своих подопечных и после того, как они покидали Дом трудолюбия. По сведениям, приведенным в итоговом отчете за первые 25 лет существования «Евангелического дома трудолюбия», из общего числа трудившихся в нем за данный промежуток времени (6 951 человек): на места поступили 825 человек; исключено из «Дома трудолюбия» вследствие грубого нарушения порядка в «Доме», сопротивления, оказанного начальнику «Дома», воровства или других серьезных проступков - 336 чел.; покинули С.-Петербург -594; переведено в больницы и другие заведения -401; умерло - 46; арестовано - 38 [10, с. 8].
В соответствии с правилами, установленными общим собранием 11 марта 1912 г., лица, страдающие заразными болезнями, в Евангелический дом трудолюбия не принимались. В случае, если болезнь обнаруживалась после приема, принятый должен был покинуть «Дом трудолюбия».
За 1914 отчетный год из всего числа 278 призреваемых было: 246 русских подданных, 28 - германских, 2 - австро-венгерских, 1 швейцарский гражданин и 1 швейцарский подданный [5, л. 144].
В ходе пасторской деятельности А. Мазин-гом были созданы как благотворительные учреждения при самом Доме трудолюбия (к таковым относились богадельня и приют для алкоголиков), так и богадельня при приходской Ев. Лютеранской церкви св. Марии по адресу Ординаторская ул., 18.
В связи с событиями Первой мировой войны большинство благотворительных учреждений, созданных немцами в Санкт-Петербурге, прекратило свою деятельность. Значительная часть немцев, проживавших в городе, была вынуждена уехать за пределы Российской империи. «Евангелический дом трудолюбия» был одним из немногих учреждений, продолжавших работу в 1915-1916 гг., перестроившись под нужды военного времени. Правление «Попечительного общества при Евангелическом доме трудолюбия в Петрограде» устроило в некоторых обособленных помещениях «Дома трудолюбия» (Бол. Сампсониевский пр., 97) под флагом Красного Креста лазарет-патронат для 20 раненых и больных солдат, в который уже 15 декабря 1914 г. прибыли первые раненые [5, л. 139].
Число призреваемых сократилось. Из отчета с 1915 г. по 31 августа 1916 г. следует, что
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1
«число призреваемых продолжало уменьшаться: 1 сентября 1915 г. в «Доме» оставалось 17 призреваемых, за год вновь поступило 23 чел., выбыло 36 и осталось к сентябрю 1916 г. только 4 чел.» Причиной такого сокращения являлись, с одной стороны, призывы, с другой -предоставление для надобностей войск большей части помещений «Дома трудолюбия». В сентябре 1915 г. весь второй этаж каменного здания и отчасти и третий этаж были отведены по требованию военных властей для размещения до 115 нижних чинов запасного батальона одного из гвардейских полков [11, с. 4-5]. Лазарет содержался в том числе и на пожертвования членов Попечительного общества. После событий революции 1917 г. практически все учреждения, созданные немцами в Санкт-Петербурге, были закрыты.
Основанный пастором евангелическо-лютеранской церкви св. Марии Альбертом Мазингом «Евангелический дом трудолюбия» отвечал истинным потребностям нуждающихся. Организация предоставляла безработным возможность трудиться, они приобретали определенные навыки и приучались к соблюдению дисциплины. Позиция руководства «Евангелического дома трудолюбия» основывалась на том, что лютеранин должен преодолевать собственные пороки, добросовестно выполняя работу. Учреждение, оказывающее трудовую помощь, воздействовало и на нравственность призреваемых, следуя постулатам Евангелическо-Лютеранской церкви. Велась борьба с пьянством и иными пагубными привычками. Таким образом решалась главная проблема церкви - привлечение верующих. Поэтому в Дом трудолюбия принимали лиц из разных евангелическо-лютеранских общин.
Создание «Евангелического дома трудолюбия» - пример того, как пастор общины оказывал не только духовную поддержку своим прихожанам, но и осуществлял практическую помощь, что препятствовало распространению нищенства и способствовало предупреждению преступлений, совершаемых с целью получения предметов первой необходимости.
Литература
1. Дмитриев М.Н. Дома трудолюбия. СПб. : Тип. Стасюлевича, 1900. 274 с.
2. Гринштейн О.М. О.О. Буксгевден и благотворительные учреждения Петербурга конца XIX -
начала XX в. // Немцы и развитие образования в России. СПб. : Изд-во РАН, 1998. C. 208-213.
3. Вернер А. В. Из истории Лютеранских приходов Санкт-Петербургской губернии // Немцы в России. Петербургские немцы / РАН. СПб. : Дмитрий Буланин, 1999. 622 с.
4. Евангелический дом трудолюбия в Санкт-Петербурге (по юбилейному отчету) // Призрение и благотворительность в России. 1913. № 4. С. 26-39.
5. Центральный государственный исторический архив города Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 569. Оп. 13. Д. 1129.
6. Устав Евангелического дома трудолюбия и попечительного при нем общества в Петрограде. Петроград: Тип. А. Бенке, 1916. 12 с.
7. Устав Евангелического дома трудолюбия и попечительного при нем общества в Санкт-Петербурге. СПб.: Тип. Министерства путей сообщения, 1890. 20 с.
8. Горовцев А. Трудовая помощь как средство призрения бедных // Антология социальной работы : в 5 т. Т. 1 : История социальной помощи в России / Ин-т психосоциал. работы; сост. М. В. Фирсов. М. : Сварогъ: НВФ СПТ, 1994. С. 58-67.
9. Благотворительность в России / сост. по Высочайшему повелению Собственной Е. И. В. Канце-ляриею по учреждениям Императрицы Марии. СПб. : Типо-литография Н.Л. Ныркина, 1907. Т. 2, ч. 2.
10. Евангелический дом трудолюбия в Санкт-Петербурге (1886-1911) с отчетом за 1911 год. СПб. : Тип. А. Бенке, 1 912. 28 с.
11. Евангелический дом трудолюбия в Петрограде и учрежденный при нем лазарет-патронат для раненых и больных воинов. Отчет за время 1915 - по 31 августа 1916. Петроград : Тип. А. Бенке, 1917. 32 с.
References
1. Dmitriev M N. (1900). The houses of diligence. St. Petersburg, Printing house of Stasiulevich, 274 p. (in Russian).
2. Grinschtein О.М. (1998). О.О. Buksgevden and charitable instutitutions in St.Petersburg of the late 19h -early 20th century. Germans and the development of edi-cation in Russia. St. Petersburg, The Russian Academy of Sciences Press, pp. 208-213. (in Russian).
3. Verner A.V. (1999). From the history of the Lutheran parishes of the St. Petersburg province. Germans in Russia. Germans of St. Petersburg. Russian Academy of Sciences. St. Petersburg, Dmitrii Bulanin Publ., 622 p. (in Russian).
4. The Evangelical house of diligence in St. Petersburg (to jubilee report). (1913). Prizrenie i blagot-voritel'nost' vRossii, No. 4, pp. 26-39. (in Russian).
ISSN 2687-0770 BULLETIN OF HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS. NORTH CAUCASUS REGION. SOCIAL SCIENCE. 2021. No. 1
5. Central State Archives of the City of St. Petersburg (TsGIA SPb). Fund 569. In. 13, File 1129. (in Russian).
6. Articles of The Evangelical house of diligence in Petrograd and the trustee society attached to it in Petrograd. (1916). Petrograd, Printing house of A. Benke, 12 p. (in Russian).
7. Articles of The Evangelical house of diligence in St. Petersburg and the trustee society attached to it in St. Petersburg. (1890). St. Petersburg, Printing house of the Ministry of Railways, 20 p. (in Russian).
8. Gorovtsev A. (1994). Labor aid as a means of charity for the poor. Anthology of social work. Vol. 1. History of social assistance in Russia. M.B. Firsov (Comp.). Moscow, Svarog, NVF SPT Publ., pp. 58-67. (in Russian).
9. Charity in Russia. (1907). Compiled by Supreme command of His Imperial Majesty's own Chancellery for Empress Mary's Institutions. St. Petersburg, Typo-lithography of N.L. Nyrkin, vol. 2, part 2. (in Russian).
10. The Evangelical house of diligence in St. Petersburg (1886-1911) with Articles for 1911 year. (1912). St. Petersburg, Printing house of A. Benke, 28 p. (in Russian).
11. The Evangelical house of diligence in St. Petersburg and institutions with its infirmary-patronage for wounded and sick soldiers. Articles for the time 1915 to August 31, 1916. (1917). Petrograd, Printing house of A. Benke, 32 p. (in Russian).
Поступила в редакцию / Received 1 февраля 2021 г. / February 1, 2021