УДК 91
С.Г. Казанцева*
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО ОТВЕТСТВЕННОГО БИЗНЕСА САМАРСКИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В статье рассматривается феномен российской благотворительности. Определяются основные мотивы благотворительной деятельности самарских купцов, а также приоритеты финансовых вложений предпринимателей.
Ключевые слова: благотворительная деятельность, купечество, социальная помощь, Самарский Биржевой комитет.
Существование и развитие благотворительности было особым явлением российской действительности в конце XIX в. Она расценивалась как часть социальной политики государства. В благотворительной деятельности проявили себя многие люди, осуществившие крупные, в некоторых случаях просто беспрецедентные для своего времени начинания.
В начале XX века благотворительность получила дальнейшее развитие, приобрела новые формы и виды. Сложилась сеть общедоступных больниц, школ, приютов, столовых, мастерских, училищ, которая охватывала всю Россию и в том числе Самарскую губернию. Кроме того, существовали богадельни, где призревались старые люди, ночлежные дома, дома трудолюбия и т. д. В то же время благотворительность перестала ограничиваться собственно филантропией и распространилась на область духовной жизни. Крупнейшие пожертвования осуществлялись на развитие культуры и искусства. Это оказывало заметное влияние на общественную и культурную жизнь нашего края.
Помимо государственной благотворительной деятельности в начале XX века наблюдается расцвет общественной благотворительности. Благотворительные заведения, учреждения и общества существовали в основном за счет акционерного капитала. Участвовали в общественной благотворительности представители всех сословий российского общества, но прежде всего дворяне и купцы!, продолжала свою благотворительную деятельность православная церковь.
Общественные благотворительные организации в Самарской губернии были двух видов: общесословные и корпоративные. Общесословные оказывали помощь всем нуждающимся. Корпоративные организации создавались по профессиональному признаку и действовали примерно как кассы взаимопомощи. Это общества вспоможения
бухгалтерам, приказчикам, врачам, попечительства о бедных духовного звания и т. д. Количество благотворительных общественных учреждений, организаций и заведений к началу XX века в Самарской губернии насчитывало уже 42 [1—3]. Кроме того, увеличилось количество лиц, которым оказывалась благотворительная помощь. Многие общества увеличили суммы, затрачиваемые на содержание благотворительных учреждений и заведений, в 10 и более раз [4].
Частная благотворительная деятельность многих жителей Самарской губернии была проникнута патриотическими стремлениями и национальной гордостью за свой край и народ. Однако в своих поступках люди руководствовались не только духовными и нравственными соображениями, но и материальными, денежными. Необходимо отметить, что в большинстве случаев действовали как альтруистические, так и эгоистические мотивы, которые в каждом конкретном случае были далеко не равнозначными.
Можно выделить три важнейших стимула филантропической деятельности.
Первый — это религиозные побуждения. Нормы православной нравственности, ставившей во главу угла христианскую благотворительность, помощь всем нуждающимся, преобладали в среде самарского купечества. Даже те, кто не являлся глубоко верующим, вынуждены были отчислять значительные суммы на призрение бедных из опасения быть отлученными от церкви по обвинению в стяжательстве и других пороках. Это резко понизило бы их социальный статус и негативно сказалось, прежде всего, на их бизнесе.
Вторым важнейшим побудительным фактором деятельности благотворителей был, бесспорно, их патриотизм.
Третьим фактором было желание получить социальные льготы и привилегии: чины, звания, ордена, дворянство. Это один из характерных моти-
* © Казанцева С.Г., 2012
Казанцева Светлана Генриховна ([email protected]), кафедра философии Самарского государственного аэрокосмического университета им. акад. С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
вов самарских купцов-благотворителей, так как чины и ордена не только повышали общественную значимость и респектабельность предпринимателя, но и позволяли выйти за пределы своего сословия. В начале XX века в России по-прежнему большую роль играла сословная принадлежность. С одной стороны, купечество располагало весьма значительными средствами, в ряде случаев огромным капиталом, и становилось одной из самых влиятельных групп населения; с другой стороны, оно значительно проигрывало дворянству и чиновничеству по ряду социально значимых, престижных показателей, таких как «благородство происхождения», сословные привилегии, возможность социальной мобильности, то есть продвижение в высшие правящие круги общества. В то время знатность происхождения, рода, общественные связи, образование и воспитание значили зачастую больше, чем деньги. Тем не менее ордена не были самоцелью для большинства представителей самарского купечества.
Система, при которой «выбиваться в люди» человек должен через общественное служение, когда было престижно «отдавать людям», а не «брать», творить добро для ближнего, свидетельствовала о социальном и нравственном здоровье людей и общества в целом. Престижность идеи «служения», следование ей лучших представителей купеческого сословия отражали эффективность системы воспитания, основанной на народных традициях. Поэтому одним из направлений общественного служения купечества, по доброй традиции, стала забота о своей «малой» родине и благотворительность.
Экономической основой благотворительной деятельности купцов и дворян была торговая и промышленная сфера. Огромные сверхприбыли позволяли переправлять денежные средства в другие области общественной жизни. Проследить эти потоки довольно сложно, так как в условиях частной собственности владельцы капитала — благотворители неохотно делились с общественностью своими коммерческими тайнами. Тем не менее конкретные примеры показывают, что первоначальный капитал жертвователей создавался их предками — дедами, отцами. Молодое же поколение отчасти умножало наследство, отчасти давало ему другое назначение.
Хотя все проблемы социальной помощи малоимущему населению благотворительность решить на том этапе исторического развития не могла, с ее помощью успешно решались проблемы здравоохранения и образования. Так, в начале XX века, примерно на 13 % увеличилось количество больниц и приемных покоев в губернии по сравнению с 60-ми годами XIX века [5—6]. И это лишь государственные, городские и земские больницы. Были еще и частные. Их только в городах было около девяти [7—11].
В области образования также произошли значительные сдвиги, правда, коснулись они лишь начального и среднего образования. Если в середине XIX века проблемами образования занимались государство и церковь, то к началу XX века все больше общественных организаций и частных лиц оказывало помощь школам, училищам и малоимущим ученикам. Количество частных школ и училищ, а также единовременных или постоянных пожертвований в пользу образования значительно увеличилось. Кроме того, частные лица оказывали помощь нуждающимся учителям, детям учителей, а также учащимся из бедных семей. Помощь выражалась в том, что вносилась плата за обучение, а часть воспитанников содержалась вообще бесплатно. На средства жертвователей выдавались книги, учебные пособия, дети обеспечивались одеждой, пищей, приютом или безвозмездными денежными пособиями. Открывались общежития для детей учителей или бедных учеников.
Большую помощь и поддержку оказывали местные общества, дворяне, все более активно стали оказывать помощь купцы. Отчасти это объяснялось тем, что изменилось культурно-социальное развитие предпринимателей. Купцы стали получать наряду с коммерческим и высшее образование. Эти явления изменили приоритеты купеческих благотворительных вложений: чаще средства стали вкладывать в начальное и среднее образование и культуру.
Так, Самарский Биржевой комитет, образовавшийся в начале XX века, кроме торговых и финансовых сделок занимался и вопросами благотворительности. Давались деньги на развитие, прежде всего коммерческого образования. Из своих средств Самарский Биржевой комитет с момента образования в 1913 г. и до 1915 года отчислил на нужды коммерческого образования более 36 000 руб. и за счет пожертвований изыскал средства на постройку нового здания коммерческого училища — это около 150 000 рублей [12, с. 42]. Кроме того, купцами были учреждены именные стипендии для недостаточных учеников. Это стипендии от общества взаимного кредита, от николаевского купца Л.М. Пальцева, от Самарского купеческого банка им. А.Н. Шихобалова, от Самарского биржевого комитета имени почетного попечителя училища А.Г. Курлина, стипендия имени почетного попечителя училища И.П. Самойлова от Самарского общества по частной подписке и др. В пользу недостаточных учащихся устраивались благотворительные вечера, полученные средства от которых чаще шли на устройство экскурсий. Коммерческое училище проводило экскурсии по окрестностям Самары, в Москву, на Урал, в Финляндию, за границу — в Германию и Австрию.
Самарский Биржевой комитет также финансировал учебную деятельность торговой школы М.К. Миронова, основанной в 1903 году, ежегодно субсидируя ее суммами по 1000 рублей, так как 4-летнее обучение в ней было бесплатным. Ассигнования Самарского Биржевого комитета были также адресованы детским садам и яслям, городской библиотеке и общественной читальне [13]. Но следует отметить, что самарские купцы предпочитали все же более традиционные виды благотворительных вложений — на помощь сиротам, престарелым, религиозным паломникам, церквям и т. д. Большие средства они вкладывали в строительство церквей, отдавали на помощь монастырям. Только в Самаре к началу Первой мировой войны на средства купечества было построено 57 храмов [14, с. 11]. Среди них церковь Смоленской Божьей Матери, сооруженная на добровольные пожертвования, преимущественно собранные церковным попечителем купцом П.Г. Барановым; Покровская церковь (1861 г.), построенная на личные средства самарскими купцами Емельяном и Антоном Шихобаловами; Воскресенская церковь (1864 г.), сооруженная на «доброхотные даяния жителей г. Самары», преимущественно на пожертвования почетного гражданина купца И.М. Плешанова; церковь во имя св. первоверховных апостолов Петра и Павла (1865 г.), построенная на средства самарского купца А.Н. Головачева [15, с. 89—106]; Кафедральный собор, заложенный 25 мая 1869 г., строился «всем миром» , и купечество было самым щедрым жертвователем [16]. Единоверческая церковь во имя Казанской Божьей Матери была перестроена на средства Е.Ф. Афонасьева, пожертвовавшего на эти цели 20 000 руб., и С.Л. Аржанова, пожертвовавшего 12 000 руб. [13, с. 109].
Но в целом материальные возможности купцов были настолько широки, что они не только вкладывали средства в свое сословие, но и оказывали благотворительную помощь представителям всех сословий региона, начиная с нищих (помощь оказывалась им в виде «кормления и отделения копеечками нищей братии», а также в день поминовения умерших родственников) и заканчивая средним сословием. В этом особенность благотворительности купечества в России.
Расцвет благотворительности в Самарской губернии на рубеже веков был связан с деятельностью нескольких поколений купечества, для которых материальное благосостояние, обогащение, личный успех не были самодовлеющими. Развивая свое дело, они ставили перед собой задачи его религиозного осмысления, видели необходимость
поддержки образования, искусства и науки. Благотворительность была характерной чертой предпринимательского менталитета, и эти традиции сохранялись и продолжали развиваться вплоть до октябрьской революции.
Таким образом, невиданный размах благотворительности на рубеже веков был обусловлен экономическими и социально-политическими изменениями в стране, начавшимися после отмены крепостного права. Формирующаяся система благотворительности была существенным фактором общественной жизни страны и Самарской губернии. Она позволила в некоторой мере решить проблемы здравоохранения и начального образования, но полностью обеспечить помощь всем неимущим, конечно, было не в ее силах. Тем не менее широкий размах благотворительной деятельности показывает, что самарское и российское предпринимательство в целом осознавали необходимость социальной поддержки неимущих, они понимали такую помощь как свой нравственный и религиозный долг.
Библиографический список
1. Календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1903 год. Самарский Губернский Статистический Комитет, 1902.
2. Адрес-календарь Самарской губернии на 1904 год. Самарский Губернский Статистический Комитет,
1903.
3. Адрес-календарь Самарской губернии на 1905 год. Самарский Губернский Статистический Комитет,
1904.
4. Государственный архив Самарской области (далее - ГАСО). Ф. 153. Оп. 9. Д. 465.
5. Календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1902 г. Самарский Губернский Статистический Комитет, 1901.
6. Календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1915 г. Самарский Губернский Статистический Комитет, 1914.
7. Антон Николаевич Шихобалов. Его жизнь, просветительные и благотворительные учреждения его имени. М., 1912. 300 с.
8. ГАСО. Ф. 153. Оп. 9. Д. 678, 567.
9. ГАСО. Ф. 153. Оп. 1. Д. 930.
10. ГАСО. Ф. 153. Оп. 38. Д. 653.
11. ГАСО. Ф. 153. Оп. 36. Д. 912.
12. ГАСО. Ф. 153. Оп. 9. Д. 509. Д. 630. Д. 634. Д. 687.
13. Алабин П.В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города: историко-статистический очерк. Самара, 1877. 744 с.
14. Очерки общественно-экономической жизни Самарской биржи. Самара, 1915.
15. ГАСО. Ф. 190. Оп. 1. Д. 46. Л. 14.
16. Кандауров С., Курятников В. Сердце торговой Самары: историко-социологический очерк. Самара, 1995. 64 с.
S.G. Kazantseva*
THE PHILANTRHROPY AS A FORM OF SOCIAL RESPONSIBLE BUSINESS
OF SAMARA ENTREPRENEURS AT THE END OF XIX - THE BEGINNING OF XX CENTURY
In the article the phenomenon of Russian philanthropy is viewed. The main motives of charity of Samara merchants and also the priorities of financial investments of entrepreneurs are defined.
Key words, philanthropy, merchants, social help, Samara stock exchange.
* Kazantseva Svetlana Genrihovna ([email protected]), the Dept of Philosophy, Samara State Aerospace University, Samara, 443086, Russian Federation.