УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИ М РАЗВИТИЕМ ОБЩЕСТВА
УДК 33
С.Г. Казанцева*
СТАНОВЛЕНИЕ САМАРЫ КАК ГУБЕРНСКОГО ГОРОДА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА
В статье рассматривается процесс формирования Самары как губернского города. За основу берутся социокультурные характеристики городских поселений: научные, просветительские и культурные учреждения. показана история их возникновения на рубеже Х1Х—ХХ веков в нашем городе.
Ключевые слова: город, Публичный музей, театр, Общество самарских врачей, дворянство, купечество.
В XIX веке Россия оставалась преимущественно сельскохозяйственной страной и с точки зрения экономики, и с точки зрения поселенческих характеристик. Тем не менее процесс формирования городов шел довольно активно.
Отделение города от деревни основывалось на изменениях в производстве и имело собственное содержание. Промышленные виды труда иным образом связаны с природой, чем сельское хозяйство. Природа не является непосредственным предметом труда, а ремесленный труд может существовать там, где есть рынок. С процессом отделения города от деревни связано и разделение труда на материальный и духовный (физический и умственный).
Однако город — это не только новые виды труда, но и качественно новые формы объединения людей, причем не на основе кровных уз, а на базе социокультурных отношений, т. е. связей, созданных не природой, а самими людьми, обществом и культурой. Город становится формой преодоления ведущей роли природы в развитии человечества, «элементом», созданным обществом.
До XIX века включительно города создавались и возникали как символы власти, как центры торговли, как портовые города (как в древнее время, так и в средневековье). Да и с наступлением эры
капитализма города долгое время создавались как результат индустриализации, центры освоения природных богатств. И лишь на пороге XX века появились концепции французского архитектора Т. Гарнье и английского урбаниста Э. Ховарда, в которых были высказаны идеи о разделении городов на промышленную и жилую зоны, а также зону отдыха, обслуживания и рекреации [1, с. 113].
Особое место занимает город как социокультурное образование, где наиболее тесно переплетаются интересы общества, различных групп и коллективов, учреждений, организаций и интересы самого человека как жителя, градообразующими факторами становятся не только концентрация промышленности, место переработки сырья, в том числе и сельскохозяйственного, но и культура, наука, отдых и т. д.
Именно город сосредотачивал в себе интеллектуальный потенциал страны. Город — это центр образования и науки, центр культуры.
Интеллектуальный потенциал города, духовную атмосферу в нем формировали люди, имевшие общую и специальную подготовку. Забота о преумножении их числа и уровня влияния — залог развития культуры в городе. Поэтому город невозможно было представить без институтов духовной культуры, постоянного развития культурно-
* © Казанцева С.Г., 2014
Казанцева Светлана Генриховна ([email protected]), кафедра философии и истории Самарского государственного аэрокосмического университета им. акад. С.П. Королева, 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34.
просветительских учреждений, библиотек, театров, музеев, концертных залов, парков культуры.
В отношении культурных начинаний молодого губернского города в XIX веке инициатором выступило самарское дворянство. Но оно было слишком немногочисленным, маломочным в своих устремлениях, чтобы финансировать эти начинания, довести их до конца. Поэтому потребовалось время, чтобы самарские купцы прониклись идеей культурного просвещения и взялись за дело. При этом купечество не приобщалось к готовым образцам дворянской культуры, а заимствовало те культурные формы, которые считались обязательными атрибутами «просвещенного» губернского города. Это музей, театр, библиотека, периодические издания. Купцов привлекало и изобразительное искусство, поэтому они были инициаторами художественной жизни Самары и губернии. К изобразительному искусству дворянство Самарской губернии не проявляло особенного интереса. В начале 90-х годов XIX века один из сотрудников «Самарской газеты» сокрушается, что самар-цам «приходится довольствоваться или копиями, или же случайными собраниями картин, которые, конечно, не могут дать цельного впечатления о школе...» [2, с. 3]. Лишь когда собирательством начинают заниматься купцы, эта деятельность становится заметной на общегородском фоне.
В 1911 году «Самарская газета» писала, что в городе есть «два местных знатока-мецената из крупных капиталистов», которые готовы пожертвовать часть своих коллекций для городского музея [3, с. 4]. Это были С.Е. Пермяков, который поддерживал отношения со многими владельцами и авторами картин и К.П. Головкин, который принимал активное участие в составлении коллекций Самарского публичного музея.
История Самарского публичного музея началась в 1880 году, когда Самарская городская дума в ознаменование юбилея первого 25-летия великого царствования Государя Императора Александра III приняла решение о строительстве здания для публичной библиотеки и учреждения при ней публичного музея. Инициатором этого дела был гласный городской думы П.В. Алабин. Он же и возглавил музейное дело.
Коллекция музея начала формироваться с
1886 года. Задачи и концепция будущего музея были изложены в докладе городской думе: музей должен «способствовать наглядно ознакомлению с Самарским краем в отношениях: антропологическом, историческом, географическом, — с его произведениями царств ископаемого, животного и растительного, с его сельским хозяйством и промышленностью» [4]. Наряду с краеведением проект музея предполагал в качестве «независимой» цели «способствовать развитию эстетического чувства в своих посетителях и воспитанию вкуса их
представлением изящных образцов как произведений искусств и художеств, если не в оригиналах, то в их достойных копиях» [5]. Так начиналось музейное дело в Самаре.
В 1901 году Пермяков стал первым директором Самарского Публичного музея и занимался музейным делом вплоть до января 1917 года. Сам Сергей Ефремович дарил музею монеты, старинные пистолеты и многие другие редкости.
Около 20 лет Пермяков был членом попечительного комитета Александровской библиотеки. Он подписывал ежегодные отчеты библиотеки, жертвовал книги и оказывал материальную поддержку.
Огромный вклад в развитие культурной жизни Самары и губернии внес Константин Павлович Головкин (1872—1925). Старшее поколение местных художников называло Константина Павловича пионером развития живописи в Самаре. Он был самым активным участником всех художественных выставок и финансировал многие из них. Среди первых самарских живописцев нельзя назвать равного ему по работоспособности и творческой плодовитости. Он писал пейзажи Жигулей, Волги и неизменно выставлял свои картины над прилавком своего художественного магазина, где продавалось все для занятий живописью.
В 1897 году от имени местных художников К.П. Головкин обращается в городскую Управу с прошением предоставить для устройства VI периодической выставки зал при городском музее. В благодарность за бесплатное помещение художники обязуются пожертвовать часть своих лучших произведений и положить таким образом основание художественному отделу при музее. Более того, К.П. Головкин предлагает и впредь «постоянно иметь об этом отделе попечение и по силе возможности делать для него новые приобретения» [6, с. 8].
25 апреля 1897 года Головкин передал в музей несколько своих картин, в том числе «Подножье Жигулей», «Последний снег. Осокори», «Серый день в лугах» и др. В музей были также переданы работы художников Осипова, Никонова, Храмцо-ва и др. Благодаря Головкину музей пополнился произведениями известных российских художников: М.В. Нестерова, К.Ф. Юона и других. В дальнейшем на средства, полученные от выставок самарских художников, были приобретены картины В.Г.Перова, Б.М. Кустодиева, А.Е. Егорова и многих других. К 1911 году художественная коллекция насчитывала 117 произведений искусства: рисунки, картины, скульптуры.
Начавшаяся Первая мировая война не остановила работу по пополнению коллекции музея. В первый же год войны зимой 1914 года объединение любителей старины Самары частным путем
начало создавать отдел Первой мировой войны при Самарском городском музее.
В 1918 году, опасаясь репрессий, Головкин вместе с семьей уехал в Иркутск, откуда в конце 1918 — начале 1919 гг. совершил путешествие в Японию и Маньчжурию. Во время пребывания там он не забывал о своей страсти коллекционера и приобретал на свои собственные средства произведения декоративно-прикладного искусства и предметы восточных культов для родной Самары.
В 1922 году Головкин прибыл в Самару с 40 пудами груза, предназначавшегося для самарского музея. Часть из того, что привез тогда Константин Головкин, и сейчас можно увидеть среди экспонатов Самарского художественного музея, а другая часть исчезла бесследно [7, с. 52]. Последние годы своей жизни известный самарский купец-меценат посвятил краеведческой работе. На общественных началах он заведовал филиалом городского музея — отделом «Старая Самара» при обществе археологии, истории и этнографии. Благодаря Головкину в настоящее время в государственном архиве Самарской области имеется краеведческая картотека по старой Самаре: планы города Х^П—ХХ вв., описание географических особенностей, топонимика, учреждения и предприятия, архитектурные строения, быт и нравы самар-цев и т. д. 26 февраля 1925 года К.П. Головкин умер и был похоронен на Всесвятском кладбище, которое до наших дней не сохранилось.
Наиболее старинным атрибутом культурного провинциального города является театр. Профессиональный театр обязан своим возникновением преобразованием Самары из уездного города в губернский. Это повлекло за собой приток чиновников из столиц и значительное оживление местного дворянства. Уже к концу 1851 года под театр был наскоро приспособлен дом купца Лебедева, расположенный на берегу Волги в так называемой Гавани. В 1854 году дом Лебедева сгорел, и театр не имел постоянного пристанища и кочевал до 16 ноября 1855 года. Именно тогда было открыто новое здание театра на Полицейской (Хлебной) площади, построенное на средства дворянства. Для этого была организована подписка и по ней было собрано 3000 рублей. [8]. Это было деревянное сооружение без подъезда и крытого крыльца, поначалу даже без уборных, предназначенное на 550 мест [8]. Но здание довольно быстро обветшало, что заставило в 1863 году вновь прибегнуть к добровольным пожертвованиям, чтобы обложить его снаружи кирпичом и отремонтировать внутри. Таким образом, первые два десятилетия своего существования самарский театр держался на плаву только благодаря поддержке и попечительству своих основателей — местного высшего чиновничества и дворянства.
Положение начинает меняться в 70-х годах XIX века. Театр становится излюбленным зрелищем самарцев. Он из элитного превращается в общедоступный, демократический. Великая русская актриса Пелагея Стрепетова, игравшая в те годы на самарской сцене, вспоминает: «Нашу публику привели с собою земства и судебная реформа и частично — административно-ссыльные. С прибытием этих новых элементов нравственная физиономия города так быстро и конкретно изменилась, что я не узнала Самары. Ни прежней спячки, ни застоя... Куда все исчезло!» [9, с. 14].
В связи с таким оживлением театральной жизни, с одной стороны, и полной непригодностью старого здания театра, с другой, в апреле 1886 года Самарская дума приняла решение о строительстве нового театра. Инициатива принадлежала городскому голове П.В. Алабину и присяжному поверенному К.К. Позерну. Изначально новому театру отводилась особая роль: он должен был стать частью нового образа Самары как передового культурного города. Его строительство было поистине в центре внимания всего самарского общества. В судьбе театра впервые активное участие принимает купечество. Скорее всего, его вкусы повлияли на выбор проекта здания — театр был построен в псевдорусском стиле. Проект был разработан петербургским архитектором Михаилом Николаевичем Чичаговым и представлял собой имитацию московского зодчества XVII века. Чисто купеческим размахом и тщеславием веет от стремления театральной комиссии «облагородить» внутренне убранство здания — «поставить в фойе театра в главном зале большой, в приличной позлащенной раме, во весь рост портрет Государя Императора и в той же зале устроить фонтан, убрав его экзотическими растениями» [9, с. 42]. В результате сумма расходов на строительство к моменту его окончания выросла до 160 000 руб., вместо 85 000 запланированных по смете, но зато он имел все новейшие вентиляционные, акустические и противопожарные приспособления, газовое освещение, а декоративная обстановка сцены восхищала современников. Зрительный зал был рассчитан на 1123 места [10, с. 143]. «Саратовский листок» в октябре 1888 года констатировал: «Как никак, а театр вышел хорошенький, очень красивый, можно смело сказать, что Самара счастлива своим театром, гордится им, любуется им, даже чванится и нисколько не жалеет затраченной суммы» [11].
На рубеже веков в провинциальных городах больше внимания уделялось развитию образования, а вот научными центрами были только столицы и крупнейшие города, где существовали университеты. В Самаре образовательные учреждения были рангом ниже — кроме гимназий выше были только училища. А вот научная деятельность была сосредоточена на медицине. Этим занима-
лось Общество самарских врачей. Оно было образовано в 1882 году. Цель общества, записанная в уставе, заключалась в «посильном содействии разработке вопросов из области клинической и теоретической медицины, а также наук, стоящих в непосредственной связи с нею» [13, с. 93]. Кроме того, общество должно было давать возможность своим членам обмениваться идеями, мыслями и сообщениями о своих наблюдениях, исследованиях, опытах и их результатах; изучать местные климатические, бытовые условия, собирать статистический материал для составления медико-топографического описания губернии. Так, в 1886—
1887 годах обществом было проведено 13 очередных и одно экстренное заседание научно-практических конференций [10, с. 131]. Кроме научной, исследовательской и статистической работы общество занималось и практической деятельностью: 1 октября 1887 года в день основания общества были открыты ночные врачебные дежурства в помещении аптеки Позерн, но прежде всего члены общества содействовали губернской и городской администрации и земским управлениям в изыскании средств и мер для борьбы с эпидемиями, эндемиями и другими неблагоприятными явлениями.
Общество выполняло также функцию вспомогательной медицинской кассы, которая помогала осиротевшим семьям врачей и самим врачам, лишившимся возможности добывать себе средства существования медицинской практикой. Кроме того, планировалось построить амбулаторную клинику, когда у общества будет достаточно средств для этого, и оказывать врачебную помощь всему населению города Самары.
Еще одной гранью деятельности общества была просветительская работа среди населения в вопросах медицины, гигиены и профилактики заболеваний. Для этого на средства общества устраи-
вались публичные лекции и печаталась популярная литература. Для того чтобы члены общества могли следить за новейшими достижениями медицинской науки, при обществе была устроена специализированная медицинская библиотека. Таким образом, Самара становилась и научно-просветительским центром в губернии.
Культурная жизнь, сосредоточенная прежде всего в Самаре, определялась участием в ней дворянства и чиновничества до реформ 60—70-х годов ХК века, а с отмены крепостного права в ней стали принимать активное участие купцы. Во многом благодаря их организаторской деятельности Самара обрела свой постоянный театр, музей с богатой коллекцией и библиотеку, то есть все атрибуты просвещенного культурного города.
Библиографический список
1. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. М., 1999.
2. Художественная выставка // Самарская газета. 1892. № 88.
3. Самарские художники // Самарская газета для всех. 1911. № 37.
4. Государственный архив Самарской области (ГАСО). Ф. 153. Оп. 36. Д. 642. Л. 51.
5. ГАСО. Ф. 153. Оп. 36. Д. 642. Л. 52-56.
6. Прошение местных художников // Самарский вестник. 1897. № 32.
7. Казанцева С., Зубова О. Нравственно обязан. Традиции благотворительности в Самарской губернии на рубеже Х1Х—ХХ веков. Самара: Печатный двор «САМБР», 2005.
8. ГАСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 840. Л. 7.
9. Молько В.И. Путешествие по одной улице. Куйбышев, 1987.
10. Адрес-календарь Самарской губернии на 1889 год.
11. Письмо из Самары // Саратовский листок. 1888. 18. Х.
13. Адрес-календарь Самарской губернии на 1888 год.
S.G. Kazantseva*
FORMING OF SAMARA LIKE A PROVINCE TOWN AT THE END OF XIX -
BEGINNING OF XX CENTURY
In the article the forming of Samara like a province town is viewed. Social and cultural characteristics of urban settlements: scientific, educational and cultural institutions are taken as the basis. History of their establishment at the turn of XIX—XX centuries in our city is shown.
Key words: town, Public museum, theatre, society of Samara physicians, nobility, merchantry.
* Kazantseva Svetlana Genrikhovna ([email protected]), the Dept of Philosophy and History, Samara State Aerospace University, Samara, 443086, Russian Federation.