Научная статья на тему '«Благотворительность» и благотворительность: выгодность и полезность'

«Благотворительность» и благотворительность: выгодность и полезность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
794
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«экономический человек» / этика бизнеса / благотворительность.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Благотворительность» и благотворительность: выгодность и полезность»

Родионова Н.В.

д.э.н., профессор Владимирского государственного университета

rodionova777@yandex.ru

«БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ» И БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ: ВЫГОДНОСТЬ И

ПОЛЕЗНОСТЬ

Ключевые слова: «экономический человек», этика бизнеса, благотворительность.

Актуальность темы о благотворительности. В экономике входит в моду украшать упрекаемого в нечувствительности к этике «экономического человека» терминами из нравственных наук. Например, в деловом обороте стали все чаще использоваться такие понятия как: миссия, кредит доверия, корпоративная культура, философия управления, организационные ценности, икона стиля, бизнес-ангел и др. Благодаря им «экономический человек» обрел благообразный вид: гуманитарные критерии, этические параметры, методы социальных оценок, корпоративную социальную ответственность. Однако в результате миграции этической, и даже религиозной, терминологии в менеджмент они обрастают новыми смыслами, тем самым размывая устои этики и других общественных областей знаний. Может возникнуть опасность формирования двойственной морали и деградации истины. В данной статье предпринята попытка пролить свет на смысл благотворительности. Это понятие также претерпевает аксиологические метаморфозы в системах менеджмента.

Современная благотворительность воспринимается бизнесом неоднозначно: как инфраструктурный институт рынка, инструмент стратегического менеджмента, ресурс сотрудничества, РЯ-технология, завоевание доверия целевой аудитории потребителей; форма социальной активности организации, способствующая укреплению ее делового имиджа. В системе современных экономических отношений функционирует институт благотворительности и развивается рынок благотворительности, который, несмотря на схожесть структурных компонент товарного рынка, является его антиподом. Например, он характеризуется превосходящим спросом на благотворительные услуги над объемом их предложения.

Инструментальное восприятие благотворительности в экономике сделало это понятие многозначительным. У бедных благотворительность ассоциируется с выживанием, у нуждающихся - с помощью, у безнравственных людей - это источник нетрудовых доходов. Состоятельные люди относятся к благотворительности по-разному: как к обременительной нагрузке, зову совести, компенсации, плате за доверие. Очень немногие современные люди воспринимают благотворительность как насущную потребность. Бизнес рассматривает благотворительность трояко: в истинном, светлом, смысле как неэффективные затраты, «сером» - как инструмент максимизации дохода, и «черном» (далее по тексту - «благотворительность»), как «мутную воду» для отмывания теневых доходов, соискание политического кредо на рынке, демонстрацию деловых преимуществ, откаты. Государство призвано реализовать в благотворительности общественную миссию, но зачастую не чурается и «благотворительности», которая служит оправдательным инструментом для оказания давлений на социально безответственный бизнес, коррупции и т. п.

Итак, тема о благотворительности, на которую следует обратить внимание исследователей, состоит в дискредитации духовно-нравственного смысла этой ценности. Зачастую в системах управления, нечувствительных к этике, благотворительность субъектов экономики играет роль этического оправдания, ширмы, их неэтичного поведения.

Проблематика благотворительности в современном обществе. Благотворительность необходима экономике, обществу и каждому человеку. Эта деятельность призвана исправлять деформации системы рыночных отношений, решать социальные проблемы и задачи, нарабатывать духовный потенциал, реализовывать смысл жизни. Однако из-за смысловых неурядиц осуществляемая благотворительность либо ее отсутствие порождает следующие серьезные проблемы в экономике, обществе и у индивидов (рис.1):

• провалы в системах экономических отношений, включающие провалы рынка, которые характеризуются ростом спроса на благотворительные услуги, и провалы государства, не способного удовлетворить этот спрос;

• дискредитация ценности благотворительности из-за нечувствительности бизнеса к этической стороне социальной деятельности. Предприятие проявляет социальную активность там, где ему выгодно, например, при осуществлении РЯ-технологий, приносящих гуд-виллы и дополнительные доходы, и, напротив, социальную пассивность там, где остро требуется помощь, которая не сулит выгод;

• равнодушие многих благополучных граждан к потребностям малообеспеченных и нуждающихся в помощи людей. Призывы к помощи остаются неуслышанными по разным причинам: неосознанности потребности в благотворительной деятельности, отсутствия информации о социальных проблемах или необходимых административных ресурсов, неспособности любить людей, недостатка времени для забот о ближних либо просто жадности.

Последствия обострения и нерешенности этих проблем известны: моральная деградация, рост социальной напряженности и преступности. В поиске путей решения указанных проблем необходимо понять причины их возникновения и обострения.

Рисунок 1. Проблематика благотворительности

На наш взгляд, существуют три основные взаимосвязанные причины - философская, социальная и экономическая. Первая - рационализация смысла жизни. Ослабление потребности в благотворительности объясняется искажением мировоззрения большинства современников: и бедных, и богатых, и середняков. В обществе преобладает рациональный взгляд на окружающий мир, выражаемый в категории личной выгоды. Современный человек видит смысл собственной жизни в удачных решениях нескончаемой череды задач максимизации собственной полезности в условиях ограниченных ресурсов. Причем оптимальные решения этих задач у индивидов разнятся в широком диапазоне: от минимального уровня существования - до уровня роскоши. Жизнь «максимизаторов» собственной полезности, включая их личные доходы, походит на спортивное соревнование, в котором выигрывают немногие - счастливчики. В азарте деловой игры люди часто не задумываются о том, что соревнование закончится, и что его победитель может быть неудачником в реальной жизни. Продекларированный политиками и избранный большинством приоритет монетарных потребностей независимо от уровней их удовлетворения задает вектор развития, все более отдаляющий общество от этических и духовных ценностей, от истинного смысла жизни, что не сулит счастливого будущего. Об ошибочности такой ориентации свидетельствует богатый исторический опыт и предупреждает Библия: «Они считают жизнь нашу забавою и житие прибыльною торговлею, ибо говорят, что должно же откуда либо извлекать прибыль, хотя бы и из зла.. .»\ Дальнейшая судьба этих «максимизаторов» известна.

Социальная причина проблематики благотворительности состоит в резкой социальной поляризации на основе несправедливой дифференциации доходов. Этика попрана. Приоритеты с высоких духовных ценностей, на основе которых выстраивались отношения уважения, дружбы, любви, перенесены на монетарные ценности. Богатство, комфорт и деловой успех стали для многих самыми заманчивыми ценностями, особенно для молодежи. Но дорогостоящие блага, реализующие монетарные ценности, доступны немногим. Происходит разобщенность людей. С одной стороны, увеличивается численность живущих на грани и за чертой бедности и нуждающихся в материальной помощи. С другой стороны, быстро преумножаются капиталы богатых людей, которые желают потреблять все больше и боль-

1 Премудрость Соломона // Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское Библейское общество, 1995. - Гл. 15. Ст.12.

ше. С третьей стороны, большинство остальных людей равнодушны к нуждам терпящих бедствие, потому что, наблюдая «счастливую» жизнь богатых, «заболевают» завистью и желают подражать удачливым. С усилением социальной поляризации растут непонимание другого и отстраненность от взаимопомощи. Все более обостряются социальные противоречия. Рост несправедливой дифференциации доходов в условиях пассивной благотворительной деятельности ведет к росту социальной напряженности и преступности, а этически неоправданная коммерциализация отношений - к моральной деградации общества.

Экономическая причина исследуемой проблематики раскрывает весь корень зла. Современный потребительский взгляд на окружающий мир и эгоистическое осознание себя в этом мире формировались на протяжении двух веков, в процессе занятости людей в системе рыночных отношений. Эта система, так называемая модель «экономического человека», способна обеспечить быстрое улучшение качества жизни в материальном и интеллектуальном аспектах успешных в бизнесе людей за счет неуспешных. За последние полвека качество жизни немногих людей в этих аспектах улучшилось кратно, тем не менее, большинство благополучных не осознают смысла своей «удобной» жизни.

То, что рост материального благосостояния не является пределом развития и не решает главной задачи человека, а порой, наоборот, препятствует этому, понимали древние пророки и предупредили нас об этом. «Я предпринял большие дела: построил себе дом[а], посадил себе виноградники, устроил себе сады и рощи и посадил в них всякие плодовые дерева;. приобрел себе слуг и служанок;. собрал себе серебра и золота и драгоценностей; завел у себя певцов и певиц. И сделался я богатым больше всех, бывших прежде меня в Иерусалиме; и мудрость моя пребывала со мною. Чего бы глаза мои не пожелали, я не отказывал им, не возбранял сердцу моему никакого веселья. И оглянулся я на все дела мои, которые делали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот все - суета и томление духа и нет от них пользы под солнцем!»1 «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие»2.

Итак, налицо следующая проблемная ситуация: одни страдают из-за отсутствия средств, необходимых для удовлетворения потребностей существования; вторые, купаясь в роскоши, не понимают смысла жизни; третьи все усилия направляют на стяжание материального благополучия, отстраняясь от решения социальных и духовных задач. И все потому, что современному рациональному человеку трудно понять, какую личную выгоду и индивидуальную полезность могут принести расходы на благотворительность, не приносящие прибыль? Поскольку люди не осознают потребность в благотворительности, то это дело возлагается на плечи бизнеса. А он это реализует по правилам рынка.

Парадокс благотворительности. В словаре русского языка слово «благотворительный» означает: «1) безвозмездный и направленный на общественную пользу; 2) направленный на оказание материальной помощи неимущим»3. В этом понятии благотворительность рассматривается в нравственном смысле как осознание долга оказывать помощь нуждающимся в ней. Благотворительность в таком понимании не воспринимается системой экономических отношений, поскольку требует неэффективных расходов, которые приводят к потере конкурентных преимуществ и разорению экономики предприятия (рис. 2).

Современному коммерческому предприятию, функционирующему в условиях рынка, не свойственна благотворительная деятельность, потому что оно не имеет совести и не может быть субъектом морали. В уставе коммерческого предприятия целью заявлена максимизация прибыли, а расходы, не приносящие доходов, рассматриваются как неуставные. Это - правильно.

Однако в практике российской экономики часто случается, когда государственные чиновники, взывая к совести руководителей предприятий, оказывают на них давление, требуя решения социальных проблем. По сути, государство перекладывает свои функции на плечи бизнеса. В этом состоит одно из проявлений провала государства. Предприятие, осуществляющее благотворительную деятельность в одиночку, утрачивает конкурентные преимущества и ослабляет свое положение на рынке. Чтобы компенсировать убытки, благотворящее предприятие переводит хозяйственную деятельность в теневой сектор рынка.

1 Книга Екклесиаста или проповедника // Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское Библейское общество, 1995. - Гл. 2. Ст. 4-11.

2 Первое послание к Тимофею святого апостола Павла // Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. -М.: Российское Библейское общество, 1995. - Гл. 6. Ст. 9-10. - С. 1303.

3 Ожегов С.И. Словарь русского языка. 70000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1991. - С. 56.

Рисунок 2.

Разорение экономики благотворящего предприятия

Получается парадокс: благотворительность бизнеса порождает экономическую преступность. «Благотворительность» образует среду, в которой бизнес и государство временно компенсируют свои потери из-за провалов, но тем самым они только усугубляют деформации рыночной и государственной систем отношений.

«Конфликт» смыслов благотворительности и их «примирение». Современная благотворительная деятельность, особенно в России, характеризуется рассогласованностью взаимоотношений в цепи «человек-государство-бизнес». Это происходит по причине расхождения сути отношений по поводу благотворительности в системах бизнеса («экономического человека»), государства/общества («социального человека») и отдельного человека («духовного человека»). Применяемые регуляторы оказывают очень слабое воздействие на гармонизацию этих взаимоотношений (табл. 1).

Таблица 1

Сопоставление сущности благотворительности в системах отношений «экономического»,

«социального» и «духовного человека»

Признак сравнения «Экономический человек» «Социальный человек» «Духовный человек»

Сущность благотворительности социальный капитал доброе дело жертва

Критерий успешности максимизация выгоды максимизация полезности стяжание благодати1

Задача благотворительности извлечение прибыли решение социальной проблемы2 наращивание духовного потенциала

Эффект от благотворительности деловой имидж предприятия личная репутация благотворителя новое качество души (духовный плод)

Отношение к благотворительности средство, инструмент компенсация несправедливости призвание3

Ценности инновации, качество продукции (услуг), квалификация работников; ресурсы лидерства, креатива, сотрудничества, лобби и др. трудолюбие, доверие, справедливость, честность, уважение, лояльность, желаемая социальная роль, патриотизм и др. любовь к ближним, великодушие, милосердие, благодарность, радость, утешение, доброта, щедрость, душевный мир, прощение грехов, смирение и др.

Отношение к благополу-чателям нечувствительность сочувствие любовь

Принцип конкурентного преимущества открытости, подражания добровольности, тайны, прославления Бога

Способ трансляции благодеяний социальная отчетность распространение опыта в СМИ молитва

На наш взгляд, картина взаимоотношений по поводу благотворительности в цепи «человек-государство-бизнес» может измениться, если эту деятельность в экономике попытаться рассматривать в духовном контексте. В духовном смысле «благотворительность, как рай, полна благословений».4 Под таковой понимается духовный труд любви, совершаемый в формах жертвы благотворителя и благодарности благополучателя с целью стяжания духовных плодов, с одной стороны, и прославления Бога, с другой. Если в результате доброделания эти цели не достигаются, то духовного смысла в благотворительности нет. Она может рассматриваться лишь как попытка, или «репетиция», труда любви.

Например, у христиан «добродетели, сколько ни хороши сами по себе, однако же, не в них одних состоит цель жизни нашей христианской и не затем мы родились, чтобы лишь только их творить; но цель жизни нашей - благодать Духа Божия, которую они приносят нам. Все же хотя и доброе, да так, как говорится, для добра же и делаемое, а не ради Христа, не приносит нам благодати Святого Духа. Сказано: «любяй Бога», а не добро одно».5 Благотворительность в христианском смысле - это труд, совершаемый при посредничестве Христа. А Он соучаствует в этом труде только при условии соблюдения Евангельских правил. Системы управления одухотворятся, если ее субъекты будут жить и работать по угодным Богу правилам, т. е. соблюдать заповеди.

1 «Цель жизни обыкновенных мирских людей есть стяжание или приобретение денег, получение почестей, отличий, наград за заслуги. Стяжание Духа Святого есть тоже капитал, но только благодатный и вечный, и он, как и денежный, временный, приобретается почти одними и теми же путями. Иисус Христос уподобляет жизнь нашу торжищу, а дело жизни нашей на земле именует куплею». [О цели христианской жизни. Беседа Преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. - М.: Ковчег, 2006. - С. 71-72.]

2 Улучшение состояния природной среды, обеспечение достойных жизненных условий социально незащищенных граждан, развитие и продвижение талантов и др.

3 «...Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе». [Соборное послание святого апостола Иакова // Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское Библейское общество, 1995. - Гл. 2 Ст. 17. -С. 1207.]

4 Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова // Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское Библейское общество, 1995. - Гл. 40. Ст.17. - С. 672.

5 О цели христианской жизни. Беседа Преподобного Серафима Саровского с Н.А. Мотовиловым. - М.: Ковчег, 2006. - С. 71-72.

Сущность доброго дела в благотворительности. Вот формула духовной жизни: «Уклонися от зла и сотвори благо».1 Доброе дело есть жертва любви к ближнему, которая может приноситься в любой форме: доброго слова, совета, внимания, денег, блага, услуги, молитвы, собственного примера и даже собственной жизни. Причем людям заповедано, что из всех добрых дел «слово лучше, нежели даяние».2

Ценность жертвы для жертвователя измеряется не количеством и стоимостью благ, а духовным эффектом, который оказывает доброе дело на души и благотворителя и благополучателя. Иногда бывает достаточно пожертвовать всего «две лепты». Самый главный эффект состоит в том, что душа учится любить. Священные Писания учат тому, как и с какими мыслями необходимо приступать к доброму делу. По мнению С. Вейль, важно, чтобы благотворитель «из чистого благородства отказывался повелевать там, где имеет власть. В этом может проявляться его отвержение от себя в пользу другого, или самоотречение». Благотворителю необходимо «держать себя на равных с теми, кого отношения силы ставят далеко ниже его». В этом случае он «поистине дарует им качество человеческой личности. Насколько это возможно для тварного естества, он воспроизводит по отношению к ним первообразную благость Твор-ца».3 В этом случае благотворительный труд можно рассматривать как «средство, с помощью которого благотворитель, как носитель Христа, дает Христу войти в голодного бедняка. Если дар дан как подобает, и принят как подобает, то передача хлеба от одного человека к другому становится чем-то похожим на таинство».4

Роль предприятия в благотворительности. Сохранение тайны о доброделании есть основной принцип благотворителя. «Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была в тайне».5 Этот принцип может реализовать предприятие, которое благотворители будут рассматривать как административный ресурс их доб-роделания, сохраняющий под «вуалью неведения» их духовную тайну (рис. 3).

Рисунок 3.

Взаимосвязи отношений в цепи «общество-государство-бизнес» по поводу благотворительности

в контексте ее духовного смысла

Предприятие необходимо в качестве посредника между благотворителями и благополучателями еще и потому, что любая деятельность современного общества специализирована и организованна. Человек в одиночку не может решить многие социальные, и даже личные, проблемы. За их решением люди прибегают к помощи предприятия, его менеджменту.

На предприятии благотворителями могут выступать собственники, направляющие на благотворительные цели часть своих капиталов, работники, жертвующие часть своего заработка, и потребители продукции, готовые выплачивать свою жертву в виде благотворительной набавки к цене товара. Важно, чтобы в системе отношений по поводу благотворительности наряду с тайной соблюдались принципы гласности, жертвенности и добровольности. Каждого потенциального благотворителя необходимо уведомить о предпринимаемой социальной акции. Важно, чтобы он самостоятельно, добровольно принял решение об участии в ней и величине своей жертвы. На внутреннюю мотивацию и решимость жертвовать личные средства или имущество могут оказывать влияние церковь, поощряемые обществом ценности, друзья, но не властные лица.

Например, нераспределенная прибыль предприятия, направляемая на благотворительные цели, не будет иметь характера жертвы, если содержит невыплаченную работникам премию, и их согласие жертвовать не получено. Такое деяние по произволу менеджера или собственника не может считаться благим и не принесет духовного эффекта. Если

1 Псалтырь пророка Давида. Кафизма пятая. - Пс. 33. Ст. 15.

2 Книга премудрости Иисуса, сына Сирахова // Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское Библейское общество, 1995. - Гл. 18. Ст. 16. - С. 655.

3 Вейль С. Формы неявной любви к Богу // Крылья голубиные. Альманах православных христиан. - 2008. -Вып. 5. - С. 40.

4 Там же, с. 38-39.

5 Евангелие от Матфея // Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское Библейское общество, 1995. - Гл. 6. Ст. 3,4. - С. 1017.

принимается решение направить часть прибыли предприятия на благотворительные мероприятия, то необходимо получить на это согласие каждого работника. В случае, когда некоторые работники откажутся от такого участия, им следует выплатить причитающуюся премию и исключить из перечня благотворителей. Кроме того, благотворящее предприятие обязано предоставить публике нефинансовый отчет о доброделании. На предприятие евангельский принцип тайны не может распространяться. Оно выполняет свои функции по общим организационным правилам.

SSVP-модель согласования ценностей благотворительности. Чтобы использовать административные ресурсы предприятия для осуществления благотворительности, необходима модель, обеспечивающая согласование ценностей, целей и задач предприятия, государства, благотворителей и благополучателей. Для этого рекомендуется использовать структуру модели предложения социальных ценностей (SVP), применяемую в зарубежной практике для формирования социально ориентированной стратегии управления. Аббревиатура в названии модели - SVP - означает «Social value proposition» и переводится как «предложение социальной ценности». Мы предлагаем уточнить название этой модели с учетом ее адаптации для благотворительной деятельности в духовном и социальном смыслах - SSVP, что означает - «Social and spiritual value proposition» - «предложение социальной и духовной ценности».

Компонентами SSVP-модели являются (рис. 4):

• возможности, устраняющие провалы рынка и государства. Они позволяют диагностировать нерешенные социально значимые проблемы и идентифицировать целевую аудиторию благополучателей с помощью инструментов института благотворительности, который необходимо образовывать и развивать совместными усилиями государства, предприятий и общественных организаций;

Социально значимые проблемы

Институт благ твори тельно-

Целевая аудитория благо-получателей

к-

Прот ции льготное налогообложение

Субъекты системы сотрудничества в благотворительности

Рисунок 4.

Общая структура 88УР-модели, предназначенная для организации благотворительной деятельности

от лица предприятия1

• среда, представляемая в виде совокупности факторов, находящихся вне контроля системы управления. Эту среду формируют социум и рынок благотворительности;

• благотворительный капитал, который может быть составлен из индивидуальных и членских взносов, взносов благополучателей, грантов, специальных фондов, пожертвований, государственных выплат. Основными факторами формирования такого капитала могут быть протекции государства и налоговые льготы для благотворящих предприятий и индивидуальных благотворителей. Основными менеджерскими инструментами выступают философия социальной деятельности, мотивирующая потребность в благотворительности, и формы сотрудничества, необходимые для ее осуществления;

• социальные и духовные ценности, которые занимают центральное место в модели, связывая ее компоненты. В 88УР-модели предлагается формировать систему социальных и духовных ценностей в каждой компонентной области. Состав таких ценностей есть результат обдуманного и согласованного выбора благотворителей, благополучателей, государства и менеджеров благотворящего предприятия.

Мы полагаем, что 88УР-модель будет способствовать формированию организованного рынка благотворительности; что ценностно обоснованные взаимосвязи ее компонент, подкрепленные необходимыми ресурсами, могут под-

1 Адаптировано по источнику: Остин Дж., Стивенсон Г., Вей-Скиллерн Дж. Социальное и коммерческое предпринимательство: сходства и различия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2010. - Вып. 3. - С. 138.

держивать равновесие системы экономического управления и служить ее скрепами. Если система экономического управления, нацеленная на максимизацию дохода, предназначена для зарабатывания средств, то 88УР-модель в комплексе с другими моделями (заработной платы, премирования, распределения дивидендов, социальных услуг организации и др.) - для этического обоснования распределения и расходования заработанного дохода. Такая модель может встраиваться в систему экономического управления методом параметрического связывания функций целеполагания, мотивации, деловой оценки, распределения дохода. С помощью параметров, формализующих социальные и духовные ценности в 88УР-модели, можно формировать социальные и духовные контексты систем управления, обеспечивающие наработку деловой репутации предприятия и ориентирующие на этически оправданное его стратегическое развитие. Отличительная особенность этой модели от применяемых в практике управления состоит в том, что она будет обеспечивать деловой успех как экстернальный эффект от истинной благотворительности конкретных людей, стяжающих духовные эффекты. В этом нам представляется основное предназначение 88УР-модели.

В условиях функционирования данной модели риск благотворительности предприятия-одиночки минимален, так как оно жертвует не собственный или заемный капитал, а переданный в безвозмездное доверительное управление в целях благотворительности. Конечно, по причине коррупции («благотворительности») для современного состояния российской экономики 88УР-модель может восприниматься утопичной. Однако немало зарубежных практик убеждают в том, что система управления предприятия в условиях этических контекстов может приносить существенные мультипликативные эффекты для основной деятельности за счет развития сети деловых отношений и сотрудничества с поддерживающими компаниями и целевыми аудиториями, участвующими в благотворительной деятельности. При высоких рисках защитить благотворящее предприятие от потерь призван институт благотворительности, который с помощью регулирующих правил (фрейм) может компенсировать потери благотворящих предприятий предоставлением налоговых льгот, включением в программы государственной поддержки; торить протекциями для них благоприятный конкурентный путь и др.

Эффекты от благотворительности. Благотворительность в системе отношений «благотворитель-предприятие-благополучатель» может приносить эффекты как ее непосредственным участникам, так и опосредованно государству, бизнесу и обществу. Благотворительные эффекты могут иметь духовную, социальную и экономическую природу.

Духовные эффекты от благотворительности предписаны Священными писаниями всех конфессий. Социальные эффекты являются следствием духовных, поскольку благотворительность может служить надежными скрепами отношений в обществе. Экономические эффекты могут образовываться на макро- и микроуровнях управления. Благотворительность способствует очищению макроэкономических отношений от коррупции, теневого рынка, безнравственности, социальной напряженности, преступности. Микроэкономические эффекты от благотворительности обусловлены:

• развитием взаимосвязи философии менеджмента с его практикой, расширением состава организационных ценностей, их согласованием и обеспечением взаимосвязи с целями и задачами предприятия;

• этическим оправданием экономической деятельности предприятия, реализацией его миссии, ускорением продвижения экономической стратегии и обретением стратегической гибкости и мобильности;

• наработкой этического капитала и деловой репутации предприятия, повышающего уровень доверительных отношений его деловых партнеров;

• узнаваемостью предприятия на товарном рынке и расширением круга покупателей продукции;

• новыми требованиями к структуре системы управления, развитием систем сотрудничества и социального партнерства с насыщенной сетью контактов;

• развитием внутренней мотивации работников, их личностного достоинства, самостоятельности и социальной ответственности; высвобождением их творческой энергии, обретением навыков управления взаимоотношениями, созданием условий для нравственного лидерства и менеджмента; повышением уровня корпоративной культуры предприятия, которой работники руководствуются в повседневной работе; возможностью объединения ресурсов для развития компетенций, которые предприятие не может создать самостоятельно;

• инновационной активностью в области решения социально значимых проблем, что может привнести синерге-тические эффекты в инновационную деятельность предприятия.

Рекомендации по развитию благотворительности в России. Предлагается развить благотворительную деятельность в России на профессиональной основе. Для этого необходимо сформировать экономико-правовое пространство, в рамках которого такая деятельность будет организованной, прозрачной, подотчетной, выгодной, или, по крайней мере, неубыточной для предприятий. Целесообразно развить сеть социального предпринимательства, частно-государственных социальных и хозяйственных партнерств, благотворительных фондов, ввести в практику управления стимулирующую систему рейтингов социально активных предприятий. В таких условиях повысится актуальность исследований в области разработок моделей социально ориентированного управления, необходимых для формирования организованного рынка благотворительности. Наиболее важными факторами развития благотворительной деятельности являются ее прозрачность и мотивация. В активизации их воздействия могли бы оказать помощь философы, теологи и духовенство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.