Научная статья на тему 'БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
793
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ПОМОЩЬ / БЕЗВОЗМЕЗДНОСТЬ / ПОДДЕРЖКА / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Пищаева А.С.

Тема благотворительности сегодня во всем мире выходит на передний план - в Интернете, на телевидении, в прессе, на улицах города мы постоянно видим призывы пожертвовать в пользу социально-значимого проекта, некоммерческой организации, группы людей или отдельного человека, нуждающегося в помощи. Приобретает все больший размах и благотворительное движение с медиаподдержкой. СМИ с каждым годом вовлекают потребителя собственного контента в процесс оказания благотворительной помощи. В данной статье описаны виды благотворительной деятельности, способы проведения, цели и основные направления мотивации к проведению данного вида мероприятий и акций. Так же раскрыты некоторые основные развитые формы благотворительности, такие как меценатство, добровольничесво, волонтерство, элементы фандрайзинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Пищаева А.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARITY WORK IN MODERN RUSSIA

The topic of charity is coming to the fore all over the world today - on the Internet, on television, in the press, on the streets of the city, we constantly see calls to donate to a socially significant project, a non-profit organization, a group of people or an individual in need of help. The charitable movement with media support is also gaining more and more scope. Every year the media involve the consumer of their own content in the process of providing charitable assistance. This article describes the types of charitable activities, methods of conducting, goals and main directions of motivation to conduct this type of events and actions. Also revealed are some of the main developed forms of charity, such as patronage, volunteering, volunteering, elements of fundraising.

Текст научной работы на тему «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

УДК 316

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Пищаева А.С

Студентка отдела магистратуры, специальности «Реклама и связи

с общественностью в государственном муниципальном управлении»

Донского Государственного Технического Университета

Тема благотворительности сегодня во всем мире выходит на передний план - в Интернете, на телевидении, в прессе, на улицах города мы постоянно видим призывы пожертвовать в пользу социально-значимого проекта, некоммерческой организации, группы людей или отдельного человека, нуждающегося в помощи. Приобретает все больший размах и благотворительное движение с медиаподдержкой. СМИ с каждым годом вовлекают потребителя собственного контента в процесс оказания благотворительной помощи. В данной статье описаны виды благотворительной деятельности, способы проведения, цели и основные направления мотивации к проведению данного вида мероприятий и акций.

Так же раскрыты некоторые основные развитые формы благотворительности, такие как меценатство, добровольничесво, волонтерство, элементы фандрайзинга.

Ключевые слова: благотворительность, помощь, безвозмездность, поддержка, социальная помощь.

CHARITY WORK IN MODERN RUSSIA

Pishchaeva A. S.

Student of the Department of Magistracy, specialty "Advertising and public relations

in the state municipal administration" of the Don State Technical University

The topic of charity is coming to the fore all over the world today - on the Internet, on television, in the press, on the streets of the city, we constantly see calls to donate to a socially significant project, a non-profit organization, a group of people or an individual in need of help. The charitable movement with media support is also gaining more and more scope. Every year the media involve the consumer of their own content in the process of providing charitable assistance. This article describes the types of charitable activities, methods of conducting, goals and main directions of motivation to conduct this type of events and actions.

Also revealed are some of the main developed forms of charity, such as patronage, volunteering, volunteering, elements of fundraising.

Keywords: charity, assistance, gratuitousness, support, social assistance.

Благотворительность - многогранная деятельность, включающая в себя несколько аспектов, которые относятся к разным сферам человеческой деятельности. Например, психология рассматривает участие человека в благотворительной деятельности с позиции его мотивов, насколько сильно на него оказывают влияние стереотипы, нормы общественного поведения. Социологию, напротив, интересует отношение общества к благотворительной деятельности: влияет ли она на социальное напряжение в обществе, как воздействует на отдельные социальные сферы и на общество в целом. Политология рассматривает благотворительность как способ взаимодействия государства и гражданского общества, как идеологию и как инструмент политической борьбы. С точки зрения управления, интересны маркетинговый

(посреднические услуги по

благотворительности как продукт, жизненный цикл и продвижение благотворительных продуктов) и менеджерский взгляд (благотворительность как технология управления организацией, фандрайзинг, подготовка и проведение благотворительных мероприятий)3. Также благотворительность исследуют историки и экономисты.

Благотворительность как

общественная деятельность имеет большое значение, так как всегда предполагает взаимоотношения между людьми или группами людей, а также является важнейшим инструментом самоорганизации общества. Объектом в этих взаимоотношениях являются те, кто нуждается в помощи, субъектом - те, кто готов её оказать. Нуждающимися в помощи могут быть как отдельные люди, организации,

животные, природные объекты, так и природная среда в целом, а также культурные объекты. В качестве благотворителей могут выступать индивиды, семьи, организации, государство. Существом благотворительной деятельности является добровольная безвозмездная помощь, которая может проявляться как в материальной форме (деньги, имущество, товары, услуги, добровольный труд), так и в нематериальной (психологическая помощь, любовь, сострадание, сочувствие). Сам акт благотворительной деятельности может осуществляться лично (из рук в руки) или быть опосредованным (через специальные организации - благотворительные фонды, некоммерческие организации).

В соответствии с Федеральным законом № 135-Ф3 «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» целью благотворительной деятельности является:

- социальная поддержка и защита граждан;

- подготовка к преодолению стихийных бедствий; - оказание помощи пострадавшим; - укрепление мира; -укрепление роли семьи;

- защита материнства и детства;

- содействие образованию, науке, культуре;

- содействие охране здоровья;

- содействие физкультуре и спорту;

- охрана окружающей среды;

- охрана исторических памятников;

- подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганды знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

- социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;

- содействие добровольческой деятельности;

участие в деятельности по профилактике безнадзорности и

правонарушений несовершеннолетних;

- содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи;

- содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи;

- поддержки общественно значимых молодежных инициатив, проектов,

- детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций;

- содействия деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы;

- содействия профилактике социально опасных форм поведения граждан.

Современные исследователи

выделяют следующие функции

благотворительности:

- перераспределение экономических

благ

- психологическая и коммуникативная функции

- преодоление социального отчуждения

- демократизация общества

- социальная адаптация

- воспитательная

- предупредительно-профилактическая

- правозащитная

Мотивация благотворительной

деятельности - влияние обстоятельств на благотворителя при совершении акта благотворения, мотивы у частных и корпоративных лиц, естественно, отличаются. К числу наиболее распространённых мотивационных установок

благотворительности частных лиц обычно относятся:

о религиозные мотивы; о морально-нравственныемотивы (милосердие,

о альтруизм, гражданская

позиция, патриотизм, выраженные в формуле «надо делиться»);

о симпатия или жалость; о чувство вины перед обществом за свою деятельность;

о мода (следование чужому примеру);

о национальные (или

профессиональные) причины;

о личноеудовлетворениеотблаго творительного поступка;

о настойчивость просителя. о корпоративным мотивам

благотворительности обычно относят:

о улучшение имиджа компании; о продвижение продукта -товара или услуги;

о улучшение отношений с местной властью;

о демонстрация социальной ответственности компании (особенно важно при выходе на международные рынки); о соображения престижа. Составляющей частью

благотворительной деятельности является милосердие, которое часто выступает одним из мотивов ее оказания. Милосердие определяет одно из главных качеств благотворителя - способность к сочувствию, эмпатии и выражению готовности к оказанию помощи, поддержке страдающего, а

благотворительность выступает производным понятием, фиксирующим социальное действие по реализации определенных общественных и частных усилий в оказании этой помощи, поддержки.

Часто к понятию

«благотворительности» употребляются

синонимы «филантропия» и

«добровольчество». И филантропия, и благотворительная деятельность означают оказание помощи нуждающимся, в более широком смысле филантропия может восприниматься как человеколюбие. Однако существуют ситуации, в которых благотворительность не является «любовью к человечеству»: оказание помощи животным или забота об архитектурных памятниках. Добровольческая деятельность является составной частью благотворительной деятельности, добровольцы определяются как физические лица, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного выполнения работ, оказания услуг (добровольческой деятельности)7. Тождественным понятию «доброволец» является понятие «волонтёр»:

добровольческая и волонтёрская деятельность являются идентичными, однако волонтёров обучают дополнительным навыкам, которые необходимы для осуществления своей деятельности (так называемое

профессиональное добровольчество).

Спонсорство, как и благотворительная деятельность, носит общественно полезный характер, однако сущность этих видов материальной поддержки различна, причем различия эти лежат и в законодательной плоскости, и в области мотивации, а также имеют разные результаты для стороны, оказывающей такую поддержку. 8 Благотворительная деятельность чаще всего оформляется в виде договора о дарении, пожертвование не нуждается в договоре вообще и не требует от получателя ответной реакции.

Спонсорский договор, напротив, имеет обязанности для обеих сторон и исключает безвозмездность. Спонсором могут быть как физические, так и юридические лица, предоставившие средства либо обеспечившие предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности.9 Таким образом, спонсор оказывает поддержку организации или мероприятию. Спонсорская

деятельность способствует формированию и повышению имиджа спонсора в глазах его потенциальных клиентов и является одним из важнейших инструментов маркетинга. Так же спонсорство предоставляет возможность привлечение внимания к собственным проектам компании, а также доступа к аудиториям, которые труднодоступны для других маркетинговых технологий.

Часто меценатство рассматривают как форму благотворительности, а именно как материальную помощь и организованную поддержку, оказываемую меценатом организации или благому начинанию. Меценатство отличается от

благотворительности узкой сферой деятельности и мотивацией. Меценаты оказывают поддержку проектам в области культуры, искусства и науки. В плане мотивации меценатство поддерживает не столько человека, сколько общественную роль, которую он играет. В отличие от спонсорства, меценатство не предполагает дополнительной выгоды, это бескорыстная и безвозмездна помощь.

С добровольческой и

благотворительной деятельностью тесно связано понятие фандрайзинга. Фандрайзинг -это процесс привлечения денежных средств и иных ресурсов (человеческих, материальных, информационных), которые организация не может обеспечить самостоятельно и которые являются необходимыми для реализации определенного проекта или своей деятельности в целом. Фандрайзинг - это спланированная работа, задачами которой является установление партнерских отношений и сотрудничества с людьми и организациями, способными оказать материальную поддержку, сбор средств, а также возможность заявить о себе и своих целях. Чаще всего фандрайзинг практикуется в основном некоммерческими организациями для подготовки специальных мероприятий, таких как конкурсы, марафоны, аукционы, презентации, конференции, обеды. Во время подготовки и проведения таких мероприятий привлекается внимание потенциальных доноров и одновременно собираются необходимые средства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что развитие волонтерской деятельности в России подразделяется на несколько видов и развивается каждый в своем русле, при этом взаимодействуя друг с другом, на разных уровнях работы и сотрудничества.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-Ф3 "О рекламе" (ред. от 08.03.2019) [Электронный ресурс] У^: http://base.garant.ru/12145525/ (дата обращения: 29.03.2018)

2.Грищенко, Ю. И. Фандрайзинг как способ привлечения средств некоммерческой организации // Некоммерческие организации в России. - 2018. - №4. - С. 42

3. Клецина, А.А. Современные социальные исследования благотворительности в России: трактовки подходы// Благотворительность в России: социальные и исторические исследования. -СПб., 2017.- С.9-10

4. Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-Ф3 "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (ред. от 05.05.2014) [Электронный ресурс] URL: http://base.garant.ru/104232/ (дата обращения: 29.03.2016)

5. Благотворительность в России и государственная политика: монография. - М.: Научный эксперт, 2019. - С.9-14.

6. Костина, Е.Ю. История социальной работы. - Издательство Дальневосточного университета, 2020. - С.7.

7. Хлякин, О.С. Благотворительность как общественное явление: социально-философские аспекты: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Красноярск, 2019. - С. 15.

8. Калашникова-Буленкова, К.Б. Проблема мотивации благотворительной деятельности //

Studia

9. Socionomica. - 2018. - № 3 (6) [Электронный ресурс] URL: http://socionomica.sfedu.ru/pages/page4.6.html (дата обращения: 24.03.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.