Научная статья на тему 'БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОСТОВА-НА-ДОНУ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА: МУЗЫКАЛЬНЫЙ АСПЕКТ'

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОСТОВА-НА-ДОНУ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА: МУЗЫКАЛЬНЫЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
благотворительная деятельность в Ростове-на-Дону / Александровское благотворительное общество / музыкальные благотворительные мероприятия / Ростовское музыкальное общество / благотворительные акции ростовских клубов / charitable activities in Rostov-on-Don / Alexander Charitable Society / musical charitable events / Rostov Musical Society / charitable events of Rostov clubs

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Леонов Василий Анатольевич, Палкина Ирина Дмитриевна

В статье освещаются процесс зарождения и развития, а также особенности функционирования благотворительности («доброхотства») в Ростове-на-Дону. Отмечается, что интенсивный рост товарного производства и торговли, появление ряда промышленных предприятий способствовали существенному увеличению количества жителей и, позднее, формированию в Ростове определенной зажиточной прослойки, тяготевшей к благотворительности. Исходя из этого, характеризуется первое добровольное объединение такого рода, созданное в 1865 году, – Александровское благотворительное общество. Описываются важнейшие уставные требования данного общества, численность и принятые градации участников, их персональный финансовый вклад в деятельность указанного объединения. Рассматриваются источники, привлекаемые для пополнения бюджета общества (коммерческие предприятия, индивидуальные пожертвования, развлекательные и культурно-просветительские акции), фиксируются важнейшие критерии финансовой отчетности (регулярность, публичность, дифференцированность). Кроме того, приводится обзор аналогичной деятельности некоторых других благотворительных объединений, возникших и функционировавших в Ростове на протяжении последней четверти ХIX столетия и предоктябрьской эпохи. Особое внимание уделяется благотворительным проектам в сфере музыкального искусства (концерты, музыкально-театральные спектакли). Исходя из этого, раскрываются механизмы практического взаимодействия донских благотворительных объединений с Ростовским музыкальным обществом (позднее – Ростовское отделение Императорского Русского музыкального общества) и деятелями музыкально-театрального искусства Нахичевани. Обозначена существенная роль городских клубов (прежде всего, Коммерческого и Ростовского), а также Асмоловского театра в качестве инициаторов и организаторов благотворительных музыкальных мероприятий на рубеже XIX–XX веков. Выявляется специфика сопряжения музыкально-просветительской и развлекательной тенденций в благотворительных мероприятиях указанного периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARITY ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF ROSTOV-ON-DON CULTURAL LIFE (THE SECOND HALF OF THE 19th – EARLY THE 20th CENTURY): MUSICAL ASPECT

The article highlights the process of origin and development, as well as the peculiarities of the charity (“goodwill”) functioning in Rostov-on-Don. It is noted that the intensive growth of commodity production and trade, the emergence of a number of industrial enterprises contributed to a significant increase in the number of residents and, later, to the formation in Rostov of a certain wealthy stratum that gravitated towards charity. Based on this, Alexander Charitable Society, as the first voluntary association of this kind (1865), is characterized. The most important statutory requirements of this society, the number and accepted gradations of participants, and their personal financial contribution to the activities of this association are described. The sources used to replenish the society’s budget are considered (commercial enterprises, individual donations, entertaining and cultural-educational events), and the most important criteria for financial reporting are settled (regularity, publicity, differentiation). In addition, an overview of the similar activities of some other charitable associations that arose and functioned in Rostov during the last quarter of the 19th century and the pre-October era is provided. Particular attention is paid to charitable projects in the field of musical art (concerts, musical and theatrical performances). Based on this, the mechanisms of practical interaction of Don charitable associations with the Rostov Musical Society (later – the Rostov branch of the Imperial Russian Musical Society) and figures of musical and theatrical art of Nakhichevan-on-Don are revealed. The significant role of city clubs (primarily the Commercial and Rostov ones), as well as Asmolov’s Theatre as initiators and organizers of charitable musical events at the turn of the 19th and 20th centuries, is outlined. The specificity of the combination of musical, educational and entertainment trends in charitable events of this period is revealed.

Текст научной работы на тему «БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОСТОВА-НА-ДОНУ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА: МУЗЫКАЛЬНЫЙ АСПЕКТ»

МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ЮГА РОССИИ MUSICAL CULTURE OF THE SOUTH OF RUSSIA

«I ■» « I»

УДК 78.074 Б01: 10.52469/20764766_2024_01_05

В. А. ЛЕОНОВ, И. Д. ПАЛКИНА

Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОСТОВА-НА-ДОНУ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА: МУЗЫКАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

В статье освещаются процесс зарождения и развития, а также особенности функционирования благотворительности («доброхотства») в Ростове-на-Дону. Отмечается, что интенсивный рост товарного производства и торговли, появление ряда промышленных предприятий способствовали существенному увеличению количества жителей и, позднее, формированию в Ростове определенной зажиточной прослойки, тяготевшей к благотворительности. Исходя из этого, характеризуется первое добровольное объединение такого рода, созданное в 1865 году, - Александровское благотворительное общество. Описываются важнейшие уставные требования данного общества, численность и принятые градации участников, их персональный финансовый вклад в деятельность указанного объединения. Рассматриваются источники, привлекаемые для пополнения бюджета общества (коммерческие предприятия, индивидуальные пожертвования, развлекательные и культурно-просветительские акции), фиксируются важнейшие критерии финансовой отчетности (регулярность, публичность, дифференцированность). Кроме того, приводится обзор аналогичной деятельности некоторых других благотворительных объединений, возникших и функционировавших в Ростове на протяжении последней четверти XIX столетия и предоктябрьской эпохи.

Особое внимание уделяется благотворительным проектам в сфере музыкального искусства (концерты, музыкально-театральные спектакли). Исходя из этого, раскрываются механизмы практического взаимодействия донских благотворительных объединений с Ростовским музыкальным обществом (позднее - Ростовское отделение Императорского Русского музыкального общества) и деятелями музыкально-театрального искусства Нахичевани. Обозначена существенная роль городских клубов (прежде всего, Коммерческого и Ростовского), а также Асмоловского театра в качестве инициаторов и организаторов благотворительных музыкальных мероприятий на рубеже Х1Х-ХХ веков. Выявляется специфика сопряжения музыкально-просветительской и развлекательной тенденций в благотворительных мероприятиях указанного периода.

Ключевые слова: благотворительная деятельность в Ростове-на-Дону, Александровское благотворительное общество, музыкальные благотворительные мероприятия, Ростовское музыкальное общество, благотворительные акции ростовских клубов.

Для цитирования:Леонов В. А., Палкина И. Д. Благотворительная деятельность в контексте культурной ~жизни Ростова-на-Дону второй половины XIX - начала ХХ века: музыкальный аспект // Южно-Российский музыкальный альманах. 2024. № 1. С. 5-12.

ЕЮ1:10.52469/20764766_2023_02_05

V. LEONOV, I. PALKINA

S. Rachmaninov Rostov State Conservatory

CHARITY ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF ROSTOV-ON-DON CULTURAL LIFE (THE SECOND HALF OF THE 19th - EARLY THE 20th CENTURY):

MUSICAL ASPECT

The article highlights the process of origin and development, as well as the peculiarities of the charity ("goodwill") functioning in Rostov-on-Don. It is noted that the intensive growth of commodity production and trade, the emergence of a number of industrial enterprises contributed to a significant increase in the number of residents and, later, to the formation in Rostov of a certain wealthy stratum that gravitated towards charity. Based on this, Alexander Charitable Society, as the first voluntary association of this kind (1865), is characterized. The most important statutory requirements of this society, the number and accepted gradations of participants, and their personal financial contribution to the activities of this association are described. The sources used to replenish the society's budget are considered (commercial enterprises, individual donations, entertaining and cultural-educational events), and the most important criteria for financial reporting are settled (regularity, publicity, differentiation). In addition, an overview of the similar activities of some other charitable associations that arose and functioned in Rostov during the last quarter of the 19th century and the pre-October era is provided.

Particular attention is paid to charitable projects in the field of musical art (concerts, musical and theatrical performances). Based on this, the mechanisms of practical interaction of Don charitable associations with the Rostov Musical Society (later - the Rostov branch of the Imperial Russian Musical Society) and figures of musical and theatrical art of Nakhichevan-on-Don are revealed. The significant role of city clubs (primarily the Commercial and Rostov ones), as well as Asmolov's Theatre as initiators and organizers of charitable musical events at the turn of the 19th and 20th centuries, is outlined. The specificity of the combination of musical, educational and entertainment trends in charitable events of this period is revealed.

Keywords: charitable activities in Rostov-on-Don, Alexander Charitable Society, musical charitable events, Rostov Musical Society, charitable events of Rostov clubs.

For citation: Leonov V., Palkina I. Charitable activities in the context of Rostov-on-Don cultural life (the second half of the 19th - early the 20th century): musical aspect // South-Russian Musical Anthology. 2024. No. 1. Pp. 5-12.

DOI: 10.52469/20764766_2024_01_05

•I >1 ^ U --— II

Историческая будущность населенных пунктов, однажды появившихся в определенной местности на российской территории, представляется неразрешимой загадкой. Одни из них возникают как села (деревни, поселки) и на протяжении многих сотен лет не претерпевают существенных изменений; другие - позиционируются в качестве городов и в дальнейшем исчезают с лица земли; третьи, наделяемые сугубо временными функциями (хутор, военный или таможенный пост), быстро превращаются в крупные экономические и культурные центры. Последнее утверждение в полной мере относится к «биографии» Ростова-на-Дону. Начало городу было положено в XVIII веке строительством таможни, а затем и крепости для нужд армии. После упразднения этого стратегического форпоста (на рубеже XIX столетия) Ростов некоторое время оставался захолустным уездным центром. Однако позднее, к середине века, наметилась

тенденция активного развития. В провинциальном городке с населением около 20 000 человек плавили чугун, производили кирпич, строили новые фабрики и заводы.

Вследствие наращивания товарного производства в Ростове множилось число богатых жителей, тяготевших к благотворительности, которую тогда было принято именовать доброхотством. Так, в 1865 году был утвержден устав и публично объявлено о начале деятельности Ростовского-на-Дону Александровского благотворительного общества, названного в честь Императора Александра II. Данное объединение создавалось с целью попечения о детях из неимущих семей, увечных, сиротах и др.

Доброхоты подразделялись на три категории. Для каждой из них были установлены разные суммы членских взносов:

1. Члены-благотворители вносили ежегодно по 60 рублей1.

2. Действительные члены выплачивали обществу по 12 рублей в год.

3. Члены-соревнователи (распространенное сегодняшнее именование - кандидаты в члены общества) платили взносы в размере 5 рублей ежегодно.

В 1881 году Ростовское-на-Дону Александровское благотворительное общество объединяло в своих рядах 180 действительных членов, а также 10 членов-благотворителей. Оно размещалось в одноэтажном здании по улице Лермонтовской.

Естественно, по мере экономического развития города возрастало и число благотворительных обществ: их насчитывалось в 1900-е годы более 20 [1, с. 389-390]. Подобными объединениями традиционно избирались конкретные сферы попечительской деятельности: богадельни и церкви, дети, защита женщин, здравоохранение, народное образование, содействие высшему образованию [Там же, с. 456-457].

Результаты деятельности ростовских благотворителей в исторической перспективе представляются весьма значительными. Строились школы, приюты, больницы, храмы и т. д. Финансировалось обучение местных выходцев из малоимущих семей. Так, «Общество для пособия бедным донским учащимся» в 1902 году выплатило именные стипендии 229 ученикам средних учебных заведений на сумму 1931 рубль 79 копеек. В свою очередь, «Общество вспомоществования недостаточным учащимся в высших учебных заведениях», учрежденное в 1881 году, на протяжении четверти века выплатило 180 нуждающимся студентам 50 000 рублей. Следует заметить, что указанные дотации оформлялись как беспроцентные ссуды: завершив обучение, молодые специалисты должны были постепенно возвращать деньги, предоставленные обществом, из получаемого жалованья или других заработков. Однако погашению долгов способствовали, главным образом, нравственные убеждения лиц, получивших эти ссуды. Так, из упомянутых 180 студентов лишь 10 возвратили деньги полностью, некоторые погасили задолженность частично, 83 значились в должниках, кое-кто умер и т. д.

Управление благотворительными обществами осуществлялось по-разному: в некоторых случаях избирался попечительский совет, в других - правление или дирекция. При этом форма выборности также могла варьироваться. Например, члены правления Римско-католического общества избирались по жребию [2].

Вместе с тем, деятельности различного рода благотворителей сопутствовал единый принцип, который заключался в регулярной и строгой отчетности руководства о получении и расходовании денежных средств (с точностью до копейки).

Каковы были основные источники финансовых средств, передаваемых обществам на благотворительные цели? Доходы формировались благодаря пожертвованиям, коммерческой деятельности неких товариществ (столовых, мастерских), организации благотворительных вечеров, концертов и т. п. В целом, дела ростовских доброхотов освещены на многих десятках страниц современного краеведческого издания [1]. Однако в этой книге музыкальная составляющая не была представлена должным образом, хотя ей уделялось большое внимание в процессе деятельности указанных обществ, о чем свидетельствовала пресса того времени. Восполнению данного пробела и призвана содействовать настоящая статья.

Следует заметить, что концерты, музыкальные вечера, спектакли с благотворительными целями устраивались различными организациями. Доход, полученный от такого рода мероприятий, передавался конкретному обществу.

В частности, «римско-католическая община в Ростове действовала весьма энергично, проведя за два сезона (1880-1882 гг.) 4 концерта для материальной поддержки своего храма. При этом каждое мероприятие организовывалось с размахом. К примеру, в концерте примадонны петербургской оперы, артистки Императорских театров Е. Р. Быковой-Косецкой (1882 год) пели хоры и играли "оркестры музыки" под управлением Л. М. Скробецкого. Мероприятие проводилось в пользу строящейся католической церкви в Ростове <...>. В благотворительных акциях такого рода участвовали исполнители, принадлежащие к различным религиозным конфессиям. Выступавшие получали заранее оговоренный гонорар, как за любой иной концерт; на благотворительные цели направлялась оставшаяся часть дохода» [3, с. 35].

Устраивало соответствующие мероприятия и Ростовское музыкальное общество (далее - РМО). Так, сезон 1882/1883 годов был примечателен тем, что большинство из восьми музыкальных вечеров, организованных РМО, анонсировались в качестве благотворительных. Исполнители - инструменталисты и певцы-любители - участвовали в этих концертах бес-платно2. Свидетельством тому служит «Отчет Ростовского-на-Дону музыкального общества о концерте 3-го апреля в пользу общества пособия учащимся в Ростовских учебных заведениях» [4], согласно которому, было уплачено 3,6 рубля контрабасисту (приглашенному профессиональному музыканту). Какие-либо иные упоминания об аналогичных выплатах артистам в публикации отсутствуют.

Наиболее значимым источником денежных поступлений для различных благотворительных обществ был Коммерческий клуб3, располагавшийся в здании на углу Садовой улицы и Таганрогского проспекта (Рисунок 1). Огромное двухэтажное здание, использовавшееся в качестве зимнего помещения клуба, располагало двумя залами. С наступлением теплого времени начинал работать летний Коммерческий клуб4 с садом и амфитеатром, расположенный по улице Садовой, напротив театра и сада Чарахчиянца5.

Жертвуя значительные средства на благотворительные цели, купцы стремились превра-

Заметим, что пик благотворительности в Ростове наблюдался именно в 1891-1892 годах. Летняя засуха 1891 года обернулась неурожаем, который охватил большую часть территории России. Начался голод, уносивший тысячи жизней. Ослабевшее население с трудом пережило зиму, однако приход тепла сопровождался новым бедствием - эпидемией холеры. Размах благотворительной деятельности ощутимо снизился лишь к осени 1892 года: был собран хороший урожай, холера и голод отступили.

На благотворительных вечерах Коммерческого клуба члены почтенных ростовских семей

Рисунок 1. Ростовский Коммерческий клуб (зимний)

щать в соответствующие мероприятия даже свои коллективные развлечения. Правление Коммерческого клуба регулярно устраивало музыкальные вечера, которые включали в себя концертные программы и танцы. Участие (выступление или присутствие) в благотворительных мероприятиях данного заведения считалось весьма престижным. Показателен в этом плане один из таких вечеров, состоявшийся зимой 1890-1891 года. В ночь с 12 на 13 января зал Коммерческого клуба собрал 250 человек. В концерте участвовали только профессионалы - артисты и оркестр Асмоловского театра. Итогом вечера «в пользу Ростовского-на-Дону общества вспомоществования недостаточным учащимся в высших учебных заведениях» стал внушительный денежный сбор - 2000 рублей [5], что явилось рекордной суммой для благотворительных мероприятий, проводившихся в городе на протяжении XIX века.

не считали для себя зазорным продавать билеты или торговать в буфете. Поэтому в отчетах о мероприятиях такого рода упоминались фамилии Асмоловой, Авиловой, Кочеткова и многих других лиц, широко известных в городе.

Специфику музыкальных вечеров в названном клубе характеризует следующее объявление: «Ростовский-на-Дону Коммерческий клуб. В четверг, 4 января, состоится концерт в пользу недостаточных студентов-ростовцев С.-Петербургских высших учебных заведений и Московского Императорского высшего технического училища. При благосклонном участии г-ж Кравец, Ладиной, Никитской, Попилиной, Се-люк-Рознатовской, Шварц и г-д Аркунина, Булатова, Камлюхина, Сангурского, Тарабанова, Трубина, Федорова, Фидлера, Фотиади, Цынина. После концерта - танцы. Билеты, от 5 р. 10 к. до 1 р. 10 к., можно получить у швейцара клуба <.. .>

Начало [-] ровно в 8^ вечера. Ответственный распорядитель Вл. И. Асмолов» [6].

В список участников данного мероприятия были включены певцы ростовской оперной труппы и музыканты-инструменталисты, включая известного виолончелиста П. П. Федорова. После концерта, около 23.00, начинались танцы, завершавшиеся далеко за полночь (так, мазурку танцевали обычно в 4 часа утра). Музыкальное сопровождение мероприятия поручалось камерному оркестру, состоявшему на содержании клуба в зимний период. Высокая стоимость билетов предопределялась гонорарами артистов, обслуживающего персонала, а также получением целевой прибыли, направляемой на благотворительные нужды того или иного общества.

Мероприятия Коммерческого клуба не ограничивались пределами Ростова. Купечество проводило подобные вечера и совместно с Нахичеванью. Так, 13 января 1901 года состоялся «Благотворительный вечер в пользу "недостаточных" студентов», в котором принимали участие ростовские любители музыки и артисты оперной труппы, а также актеры Нахичеванской драматической труппы [7].

Аналогичные мероприятия проводились и на территории Нахичевани. К примеру, для пополнения средств народного театра было организовано «Гулянье-монстр». Оно состоялось 15 июля 1901 года в Александровском саду Нахичевани. Посетителям были предложены выступления симфонического оркестра Коммерческого клуба6 под управлением А. А. Литвинова, двух хоров, солистов - певцов и танцоров. Кроме того, анонсировались: «Электрический светящийся фонтан. Фейерверки. Воздушные шары. Синематограф. В саду [ - ] буфет и кухня» [8]. Проезд в Ростов к тому времени уже осуществлялся на конном трамвае. Вход в сад стоил 50 копеек.

Нетрудно заметить, что цена билетов на упоминавшийся ранее вечер в Коммерческом клубе многократно превышала стоимость посещения концерта-«монстра». В Нахичевани рассчитывали на массовость «Гулянья», которое было в материальном плане вполне доступно среднему классу.

Благотворительные мероприятия в Ростове, проводившиеся различными организациями и для разнообразных целей, адресовались не только жителям города. Так, «Общество взаимного вспоможения частному служебному и профессиональному труду» 26 февраля 1901 года организовало литературно-музыкальный вечер «в память сорокалетия со дня кончины украинского поэта Т. Г. Шевченко» [9]. В мероприятии участвовали профессиональные артисты из Малороссии и ростовские любители, а также струн-

ный оркестр под управлением ростовского военного капельмейстера Пиорковского. Средства, полученные от проведенного вечера, направлялись в Петербург, в создаваемый фонд имени Т. Г. Шевченко. Общественными распорядителями были назначены режиссер малороссийской труппы И. А. Науменко и известный ростовский музыкант И. Г. Пивоваров, преподаватель музыки в Петровском реальном училище.

Несомненно, в сфере музыкальной благотворительности Ростова доминировал Коммерческий клуб, который жертвовал внушительные суммы различным обществам из средств, вырученных от регулярно проводимых музыкальных вечеров. Довольно весомыми представлялись и результаты мероприятий, организуемых Асмо-ловским театром. В частности, 7 апреля 1901 года состоялся оперный спектакль Ростовского отделения Императорского Русского музыкального общества (далее - ИРМО) в пользу Александровского благотворительного общества. Отчет о доходах и расходах был опубликован 10 мая. Так, выручка от продажи билетов и пожертвования («премии») разных лиц в совокупности составили 887 рублей 10 копеек, накладные расходы - 634 рубля 80 копеек, из них - 500 рублей, выплаченных Музыкальному обществу за спектакль. В итоге на благотворительные цели были переданы 252 рубля 30 копеек.

Далее, в Ростове того времени существовал клуб городской интеллигенции, который так и назывался - Ростовский клуб. По своим возможностям он явно уступал Коммерческому клубу. Но и здесь проводились благотворительные мероприятия [10], хотя и не столь часто и не с таким размахом, как это было свойственно куп-цам7. Так, одно из объявлений того времени гласило: «В воскресенье, 9-го декабря 1901 г., в помещении Ростовского н-Д. клуба, для увеличения средств Ростовской-на-Дону бесплатной библиотеки-читальни имени поэта А. В. Кольцова, имеет быть Литературно-музыкально-вокальный вечер в 2-х отделениях. По окончании концертного отделения [ - ] танцы. Дирижировать будет Янушкевич» [11].

Организовывались в Ростове и благотворительные мероприятия, проводимые артистами в пользу своих коллег, что подтверждается другим объявлением: «Театр В. И. Асмолова. Сегодня, 1-го июля, любителями драматического искусства, при участии солистов симфонического оркестра... будет дан спектакль в пользу больного артиста А. В. Анчарова-Эльстона <...> 2) Концертное отделение» [12].

Какими же суммами располагало главное объединение ростовских доброхотов - Александровское благотворительное общество - для

помощи ближним? Представление о материальных ресурсах названной организации дают регулярно публиковавшиеся отчеты по поводу ее деятельности. Рассмотрим, в качестве примера, «Сведения о приходе и расходе Ростовско-го-на-Дону Александровского благотворительного общества за май, июнь, июль и август 1901 года» [13].

Приход денежных средств учитывался в обществе по двум основным статьям (счетам):

1. Пожертвования без специальных назначений составили за четыре месяца 330 рублей 5 копеек.

2. Членские взносы за 1901 год от 115 действительных членов, 2 членов-благотворителей и 1 члена-соревнователя - 696 рублей.

Жертвовали и на «содержание убежища для детей», и на столовую, и на пособия, выдаваемые обществом. Доход приносили «модная дамская мастерская», «чайная» и прочие источники, среди которых упоминалась и сумма, полученная Александровским благотворительным обществом после вышеуказанного спектакля в театре В. И. Асмолова. В итоге, за отчетный период (четыре месяца) на счету было 7980 рублей 96 копеек, а также остаток неизрасходованных средств, относящихся к более раннему времени.

Отчет о расходах денежных средств, как правило, характеризовался аналогичной скрупулезностью, чему способствовал строгий контроль

выполненных работ. К примеру, в столовые общества на протяжении мая - августа были доставлены 15154 специально изготовленных порции. И такая точность при калькуляции расходов прослеживалась в любой из основных сфер благотворительной деятельности.

Только за 4 отчетных месяца 1901 года (с мая по август) Александровское общество истратило 7990 рублей8. Конечно, не все эти деньги шли на цели благотворительности. К примеру, как уже упоминалось, Ростовское отделение ИРМО получило 500 рублей в качестве оплаты за апрельский спектакль в театре В. Асмолова.

Благотворительность в Ростове-на-Дону XIX - начала XX века была разнообразной по формам и содержанию. Она диктовалась не только соображениями престижа, но и религиозными постулатами различных конфессий. При этом, как правило, благотворительность не ограничивалась адептами той или иной веры. Напротив, она объединяла людей различных вероисповеданий и национальностей в заботе о ближних. Более того, в Ростове-на-Дону не было великорусских, итальянских, немецких или каких-либо иных национальных клубов. Все они создавались как интернациональные «общества по интересам», и осуществляемая ими благотворительная деятельность приобретала аналогичный характер. В указанном широком спектре доброхотства значимое место принадлежало музыкантам города (профессионалам и любителям), а также гастролерам.

» ПРИМЕЧАНИЯ « ■■

1 Разумеется, подобные траты на доброхотство могли себе позволить лишь некоторые жители Ростова указанного времени. Согласно золотовалютному курсу, установленному в апреле 2021 года, эта сумма равняется примерно 180 000 рублей современной России.

2 Многие музыканты назывались любителями только потому, что не работали в сфере музыки, хотя и получили профессиональное музыкальное образование (в том числе консерваторское).

3 Коммерческий клуб арендовал здание, построенное в 1865 году. В период Великой Отечественной войны этот дом сгорел, уцелевшие стены были позднее снесены. Сейчас на месте здания Коммерческого клуба расположены фонтан и Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова.

4 Это здание впоследствии было перестроено изнутри; сейчас в нем находится бассейн.

5 В здании указанного театра ныне располагается Ростовская областная филармония.

6 В течение летнего сезона Коммерческим клубом анонсировались выступления симфонического оркестра, который функционировал на правах «товарищества артистов» и, как правило, формировался из музыкантов Императорских театров.

7 Помимо этого, в газетах упоминалось о клубе приказчиков и офицерском собрании, отличавшихся материальным благополучием, однако не склонных к благотворительности. Обычно в губернских городах ведущая роль в благотворительности принадлежала дворянским собраниям. Но Ростов не был наделен таким статусом, и малочисленные дворяне заведомо не могли доминировать в указанной сфере общественной жизни.

8 В течение следующих двух месяцев (сентябрь-октябрь 1901 года) расходы общества составили 4445 рублей 57 копеек [13]. В целом, через счета Александровского благотворительного общества за год проходило более 25 тысяч рублей.

» ЛИТЕРАТУРА « »

1. Поташев Ф. И. Град Ростов. Часть 3: Светлые были. Ростов н/Д: Изд-во NB, 2008. 460 с.

2. Правление Римско-католического общества // Донская речь. 1901. № 69 (14 марта).

3. Леонов В. А., Палкина И. Д. Ростов и Новочеркасск XIX века: Хроника музыкального исполнительства. Ростов н/Д: РГК им. С. В. Рахманинова, 1999. 168 с.

4. Отчет Ростовского-на-Дону музыкального общества о концерте 3-го апреля в пользу общества пособия учащимся в Ростовских учебных заведениях // Донская пчела. 1883. № 27 (10 апреля).

5. Студенческий вечер // Донская пчела. 1891. № 5 (18 января).

6. Ростовский-на-Дону Коммерческий клуб // Донская речь. 1901. № 3 (4 января).

7. Благотворительный вечер в пользу недостаточных студентов // Приазовский край. 1901. № 8 (10 января).

8. Гулянье-монстр // Приазовский край. 1901. № 185 (7 июля).

9. Общество взаимного вспоможения частному служебному и профессиональному труду // Приазовский край. 1901. № 52 (25 февраля).

10. Ростовский клуб // Приазовский край. 1901. № 98 (15 апреля).

11. [Объявление] // Приазовский край. 1901. № 323 (8 декабря).

12. Театр В. И. Асмолова // Приазовский край. 1901. № 172 (1 июля).

13. Сведения о приходе и расходе Ростовского-на-Дону Александровского благотворительного общества за май, июнь, июль и август 1901 года // Приазовский край. 1901. № 261 (3 октября).

■■ » REFERENCES « ■'

1. Potashev F. Grad Rostov. Chast' 3: Svetlye byli [City of Rostov. Part 3: Bright Distances]. Rostov-on-Don: NB Publishing House, 2008. 460 p.

2. Pravlenie Rimsko-katolicheskogo obshchestva [The Board of the Roman Catholic Society]. In: Donskaya rech' [Don Speech]. 1901. No. 69 (March 14).

3. Leonov V., Palkina I. Rostov i Novocherkassk XIX veka: Khronika muzykal'nogo ispolnitel'stva [Rostov and Novocherkassk of the 19th century: Chronicle of musical performing art]. Rostov-on-Don: S. Rachmaninov Rostov State Conservatory, 1999. 168 p.

4. Otchet Rostovskogo-na-Donu muzykal'nogo obshchestva o kontserte 3-go aprelya v pol'zu obshchestva posobiya uchashchimsya v Rostovskikh uchebnykh zavedeniyakh [Report of the Rostov-on-Don Musical Society on the concert of April 3 in favor of the Benefit society for students in Rostov educational institutions]. In: Donskaya pchela [Don Bee]. 1883. No. 27 (April 10).

5. Studencheskiy vecher [Charity soiree in favor of indigent students]. In: Donskaya pchela [Don Bee]. 1891. No. 5 (January 18).

6. Rostovskiy-na-Donu Kommercheskiy klub [Rostov-on-Don Commercial Club]. In: Donskaya rech' [Don Speech]. 1901. No. 3 (January 4).

7. Blagotvoritel'nyj vecher v pol'zu nedostatochnykh studentov [Charity soiree in favor of indigent students]. In: Priazovskiy kray [Priazovski Land]. 1901. No. 8 (January 10).

8. Gulyan'e-monstr [The Monster Outdoor Fete]. In: Priazovskiy kray [Priazovski Land]. 1901. No. 185 (July 7).

9. Obshchestvo vzaimnogo vspomozheniya chastnomu sluzhebnomu i professional'nomu trudu [A Society of mutual relief to private official and professional labor]. In: Priazovskiy kray [Priazovski Land]. 1901. No. 52 (February 25).

10. Rostovskiy klub [Rostov club]. In: Priazovskiy kray [Priazovski Land]. 1901. No. 98 (April 15).

11. Ob'yavlenie [Notice]. In: Priazovskiy kray [Priazovski Land]. 1901. No. 323 (December 8).

12. Teatr V. I. Asmolova [V. Asmolov's Theatre]. In: Priazovskiy kray [Priazovski Land]. 1901. No. 172 (July 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Svedeniya o prikhode i raskhode Rostovskogo-na-Donu Aleksandrovskogo blagotvoritel'nogo obshchestva za may, iyun', iyul' i avgust 1901 goda [Information about the income and expenditure of Rostov-on-Don Aleksander's charitable society for May, June, July and August of 1901]. In: Priazovskiy kray [Priazovski Land]. 1901. No. 261 (October 3).

Леонов Василий Анатольевич

доктор искусствоведения, профессор кафедры духовых и ударных инструментов Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону

[email protected] ORCID: 0000-0003-1500-1252

Vasiliy A. Leonov

Dr. Sci. (Art), Professor at the Department of Wind and Percussion Instruments S. Rachmaninov Rostov State Conservatory Russia, 344002, Rostov-on-Don

[email protected] ORCID: 0000-0003-1500-1252

Палкина Ирина Дмитриевна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры духовых и ударных инструментов Ростовская государственная консерватория им. С. В. Рахманинова Россия, 344002, Ростов-на-Дону irinapalkina1@rambler. ru ORCID: 0000-0003-4115-3241

Irina D. Palkina

Ph. D. (Art), Associate Professor at the Department of Wind and Percussion Instruments S. Rachmaninov Rostov State Conservatory Russia, 344002, Rostov-on-Don

[email protected] ORCID: 0000-0003-4115-3241

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.