Научная статья на тему 'Благотворители и попечители. Севастопольские традициина примере строительствасвято-владимирского собора в Херсонесе'

Благотворители и попечители. Севастопольские традициина примере строительствасвято-владимирского собора в Херсонесе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
168
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Крымский архив
Область наук
Ключевые слова
СВЯТО-ВЛАДИМИРСКИЙ СОБОР В ХЕРСОНЕСЕ / SACRED VLADIMIRSKY CATHEDRAL IN CHERSONESE / КРЕЩЕНИЕ РУСИ / КНЯЗЬВЛАДИМИР / ХЕРСОНЕС / СЕВАСТОПОЛЬ / SEVASTOPOL / А. С. ГРЕЙГ / П. И. ГУБОНИН / P. I. GUBONIN / THE CHRISTIANIZATION OFKIEVAN RUS' / PRINCE VLADIMIR / CHERSONESE / A. S. ГРЕЙГ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Прокопенков Вадим Николаевич

Возрождение памяти о крещении святого Владимира неразрывно связано свозведения Свято-Владимирского собора в Херсонесе, начавшееся в первой поло-вине XIX века. В статье исследуются основные этапы проектирования и строи-тельства храма и роль отдельных лиц в их осуществлении

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILANTHROPISTS AND TRUSTEES.THE SEVASTOPOL TRADITIONS ON THE EXAMPLEOF CONSTRUCTION OF SACRED VLADIMIRSKYCATHEDRAL IN CHERSONESE

Revival of memory of a baptism of sacred Vladimir is inseparably linked fromconstruction of Sacred Vladimirsky Cathedral in Chersonese, begun in the first half of the19th century. In article the main design stages and constructions of the temple and a roleof individuals in their implementation are investigated

Текст научной работы на тему «Благотворители и попечители. Севастопольские традициина примере строительствасвято-владимирского собора в Херсонесе»

УДК 008

БЛАГОТВОРИТЕЛИ И ПОПЕЧИТЕЛИ. СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ НА ПРИМЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА СВЯТО-ВЛАДИМИРСКОГО СОБОРА В ХЕРСОНЕСЕ

Вадим Николаевич Прокопенков

кандидат исторических наук, председатель Общественной организации «Исторический клуб «Севастополь Таврический» (г. Севастополь, РФ) + 79788109110, urkon-ekspert@mail.ru

Возрождение памяти о крещении святого Владимира неразрывно связано с возведения Свято-Владимирского собора в Херсонесе, начавшееся в первой половине XIX века. В статье исследуются основные этапы проектирования и строительства храма и роль отдельных лиц в их осуществлении.

Ключевые слова: Свято-Владимирский собор в Херсонесе, крещение Руси, князь Владимир, Херсонес, Севастополь, А. С. Грейг, П. И. Губонин.

2015 год отмечен 1000-летием преставления святого равноапостольного князя Владимира. Торжественные памятные мероприятия, связанные с этой датой, проходят на церковно-государственном уровне.

Президент России, Владимир Владимирович Путин, в послании к Федеральному собранию РФ сказал, что «для России Крым, древняя Корсунь, Херсонес, Севастополь имеют огромное цивилизационное и сакральное значение... Именно так мы и будем к этому относиться отныне и навсегда». Такой посыл обязал нас, крымских историков, исследователей, ко многому.

1027 лет назад именно на нашей крымской земле крестился князь Владимир. Не случайно Провидением было выбрано место и время

© В. Н. Прокопенков, 2015

именно в Херсонесе мы стали законными приемниками Византии, а в 1783 году Крым вошел в состав России.

Первое имя, которое отмечено в истории, как связанное с возрождением памяти о крещении святого Владимира в Херсонесе Алексей Самуилович Грейг, адмирал, главный командир Черноморского флота, военный губернатор Севастополя и Николаева. Первые раскопки древнего Херсонеса были произведены в 1827 году именно по его инициативе. Адмиралом руководило желание отыскать на местности подтверждения летописного рассказа о крещении в Хер-сонесе князя Владимира, а именно - церковь, в которой совершилось это событие, и ворота, через которые князь въезжал в город. Тогда обнаружили остатки трех церквей, одна из которых позже была признана возможным местом крещения князя Владимира.

При изучении истории Херсонеса нельзя не отметить некоторое сходство в проектах адмирала Грейга и архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), составившего к 1850 году «Записку о восстановлении

древних святых мест по горам Крымским». В этом документе преосвященный владыка предлагал учредить в Крыму монашеские общины по типу греческого Афона, в том числе и на месте «древнего Херонеса».

Открытая в июле 1829 года первая подписка по сбору пожертвований в Таврической губернии на сооружение памятника «на развалинах древнего Херсонеса» не принесла значительных средств.

В апреле 1845 года Высочайшим повелением утвердили Особый комитет для постройки храма в честь князя Владимира. Через три года, в марте 1848-го началась следующая подписка на сбор пожертвований по Таврической губернии.

Адмирал А. С. Грейг

Но первые шаги по обустройству обители уже делались. В 1852 году архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий совершил водосвятный молебен святому равноапостольному Владимиру «среди фундаментов церкви», бывшей, по мнению преосвященного владыки, местом крещения великого князя.

В период Крымской войны, во время обороны Севастополя в 18541855 годов, на территории Херсонеса находились позиции французских войск. В результате боевых действий все немногочисленные строения киновии были разрушены и разграблены.

По окончании войны через несколько лет вернулись к вопросу о строительстве собора в память равноапостольного князя Владимира. Автором проекта строительства собора был назначен академик архитектуры, ректор Академии Художеств Давид Гримм, который видел его в византийском стиле. Проект собора утвердили 2 июля 1859 года, а через месяц создали Строительный Комитет. 23 августа 1861 года Архиепископ Иннокентий Херсонес посетили импе-

ратор Александр II и императрица Мария Александровна, щедро одарившие обитель и торжественно заложившие золотые червонцы и памятную табличку в основание собора.

Главным руководителем работ был назначен академик архитектуры Николай Михайлович Чагин. Позднее, в 18741876 годах строительство продолжалось с активным участием инженера-архитектора Максимилиана Юрьевича Арнольда и сына Н. М. Чагина Владимира.

11 августа 1862 года указом Синода вновь был открыт прием пожертвований на сооружение храма князя Владимира. Как писали, тогда «открылась мошна русского народа на благочестивое и патриотическое дело».

Царская семья Романовых внесла значительный вклад в обустройство обители и строительство собора. Император Александр I поддержал личное обращение автора идеи Алексея Самуиловича Грейга о сооружении храма на месте крещения князя Владимира и памятного знака.

Николай I в мае 1850 года утвердил Указ Синода о восстановлении древних святых мест в Крыму, и идея основания киновии в Херсонесе стала обретать реальные очертания. В 1852 году император разрешил передачу земли на территории городища Херсонеса для создания общежительной киновии.

Император Александр II внес особый личный вклад в дело строительства обители. 10 февраля 1858 года Государь дал Высочайшее разрешение на строительство Соборного храма в Херсонесе, а в июле 1859 года пожертвовал церковную утварь из Собственного Кабинета. Эти дары показывают особое благоволение императора к будущему храму.

29 июля 1859 года Государь пожаловал на благословение монастырю частицу мощей равноапостольного князя Владимира из малой церкви Зимнего дворца в Петербурге в серебряной раке в виде Евангелия. В сентябре 1861 года император передал на строительство храма 1000 рублей. В этом же году состоялось освящение монастырского колокола (весом 111 пудов), отлитого из меди, пожалованной Государем.

Под покровительством императора и при поддержке Таврического губернского правительства монастырю предоставляется возможность хозяйственного развития.

Под нужды обители отводятся участки в Бердянском уезде «Малый Тобал» и «АхилХоджа» площадью около одной тысячи десятин пахотной земли. В 1862 году отведен участок в 1298 десятин при балке Май Чокрак Верхнее Юг-Ачинской волости Мелитопольского уезда Таврической губернии, который позднее получил название «дача Владими-ровка». Обитель в 1865 году получила 1338 десятин земли из Рогачин-ской дачи. В 1868 году Его императорское Величество подарил обители около 1000 десятин в Бердянском уезде.

В 1895 году монастырю отведен лесной земельный надел из Атла-усской казенной дачи Севастопольского лесничества в 158 десятин вблизи деревень Уппа (село Родное в Байдарской долине) и Алсу (село Морозовка) с находящимся там одноэтажным домом и службами.

Внимание императора Александра III было направлено большей частью на строительство флота. По указу Его Императорского Величе-

ства с 1892 года начат сбор пожертвований на сооружение храма в Балаклавском Свято-Георгиевском монастыре, который считался флотским.

Государь Император Николай II с Августейшим семейством четыре раза посещал монастырь. Как цесаревич в мае 1886 года с отцом императором Александром III, а также в 1893 году, когда семья стала гостями обители. В 1898 и 1902 годах Августейший монарх с семьей посетили монастырь и пожертвовали 1000 рублей.

Великий князь Константин Николаевич, второй сын императора Николая I и Александры Фёдоровны, активно помогал возрождению обители. Он всегда оперативно принимал решения, связанные с развитием монастыря, о чем свидетельствует комплекс архивных докумен-

Великий князь Владимир Александрович, третий сын императора Александра II, в 1867 году с позволения государя императора взял на себя звание ктитора. В письме от 2 сентября граф Л. И. Перовский писал настоятелю Благочинному монастырей Таврической епархии архимандриту Евгению, что «Великий князь Владимир Александрович, испросив предварительно разрешение Государя Императора, изволил изъявить согласие быть ктитором воздвигаемого в Херсонесском монастыре соборного храма во имя равноапостольного князя Владимира». В этом звании он оставался до самой кончины в 1909 году, неся почетное звание ктитора 42 года.

Свой вклад в строительство вносили и местные чиновники, военные губернаторы Севастополя, командующие Черноморским флотом, градоначальники, городские головы.

Великий князь Владимир Александрович

Адмирал Михаил Петрович Лазарев, как писали современники, «с охотою» распорядился передать земли Херсонесского мыса Епархиальному ведомству.

Контр-адмирал Григорий Иванович Бутаков «энергичными мерами добивался построения в Херсонесе памятника князю Владимиру».

Городской голова Севастополя (1884 1909) Алексей Андреевич Максимов активно участвовал в жизни монастыря. Потомственному почетному гражданину Севастополя в 1900 году выдана грамота за устроение домового храма в честь Корсунской иконы Божией Матери в Настоятельском корпусе и за «всегдашнее содействие нуждам обители».

Сохранились сведения о тех, кто с самого начала создания кино-вии помогали развивать обитель и строили храмы. Таковы братья Петр и Михаил Телятниковы. На средства этих севастопольских купцов был сооружен временный деревянный храм во имя Семи священномучени-ков Херсонесских и несколько каменных келий. Они помогали возводить и собор святого Владимира. Петр Телятников указом Херсонской и Таврический консистории был поставлен ктитором Свято-Владимирской киновии.

В 1874 году купец 2-й гильдии Ихель Лазаревич Крацбаршт подарил монастырю 22 десятины земли, входившие в состав его хутора, располагавшегося рядом с монастырской землей, за что обер-прокурору Святейшего Синода было направлено ходатайство о награждении купца золотой медалью на Станиславской ленте. Этот интересный факт был обнаружен в протоколах фонда Таврической духовной консистории Государственного архива Крыма.

Севастопольский купец Яков Косачев внес деньги на «позолоту большой главки на шпиле колокольни, положенной по смете под окраску» церкви Семи священномучеников.

В 1904 году за монастырем оформили пожертвованный женою фельдфебеля П. Л. Терентьевой одноэтажный каменный дом с землею в Артиллерийской слободке. Она же подарила монастырю участок земли в Севастополе, на котором в 1904 году был построен каменный монастырский дом.

В одном из памятных изданий о Хероснесском монастыре упоминается о пожертвовании москвичей Берга и Исаковой особо ценных священнических облачений. На пожертвования московских потомственных почетных граждан отлит для монастыря большой колокол весом в 723 пуда в память о почившем императоре Александре III. За счет средств Московских почетных гражданок Марии Андреевны Бодмер и ее сестры Варвары Алексеевой отлит для монастыря большой колокол.

Соборный храм в честь князя Владимира строился 31 год, с 1861 по 1892 годы. Службы в нем проводились совсем недолго, чуть более 30 лет с 1893 по 1924 годы. Строительство монастыря, как свидетельствуют историки, стало «делом всей России».

20 августа 1872 года Святейший Синод решил упразднить Комитет по сооружению храма святого Владимира, а дальнейшее производство работ по постройке храма предоставлено было по Высочайшему повелению на усмотрение Обер-Прокурора Святейшего Синода. Тогда же в непосредственное распоряжение Обер-Прокурора Синода были ассигнованы собранные 177 000 рублей.

Петр Ионович Губонин известен в Севастополе в первую очередь как подрядчик по сооружению Лозово-Севастопольс-кой железной дороги. Именно эта дорога дала толчок развитию Севастополя и всего Крыма.

Ввиду того, что постройка храма хозяйственным образом оказалась неуспешной, Обер-Прокурор, граф Дмитрий Андреевич Толстой, предложил П. И. Гу-бонину принять на себя работы по постройке собора Святого Владимира.

26 июля 1873 года Хозяйственное Управление при Священном Синоде заключило с П. И. Губониным контракт, по которому он принял всю работу по достройке с обязательством закончить ее к августу 1876 года.

Петр Ионович на государственные и собственные средства устроил внутреннее убранство собора. Осенью 1876 года собор вчерне был окончен, а 18 декабря того же года произошло освидетельствование «оконченной постройки» академиком Гримом, как составителем проекта.

Сегодня Свято-Владимирский собор в Херсонесе - это храм-памятник, который поражает своим величием и красотой каждого посетителя и паломника. Однако его великолепие было бы невозможно без неусыпных трудов многочисленных благотворителей и попечителей, в разные времена отдававших силы и средства для строительства одной из главных святынь Севастополя и всей России.

Список литературы

1. Бертье-Делагард А. Л. Раскопки Херсонеса // Материалы по археологии России. СПб., 1893. № 12.

2. М.П. Лазарев: Документы: В 3-х т. М., 1961. Т. 3.

3. Письмо А. С. Грейга. Московский областной краеведческий музей. Фонд Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. Инв. № 8098.

4. Тункина И. В. Русская наука о классических древностях юга России (XVIII - середина XIX вв.). СПб., 2002.

PHILANTHROPISTS AND TRUSTEES.

THE SEVASTOPOL TRADITIONS ON THE EXAMPLE OF CONSTRUCTION OF SACRED VLADIMIRSKY CATHEDRAL IN CHERSONESE

Vadim Nikolaevich Prokopenkov

candidate of historical sciences, chairman of Public organization "Historical club "Sevastopol Taurian " (Sevastopol, Russian Federation) + 79788109110, urkon-ekspert@mail.ru

Revival of memory of a baptism of sacred Vladimir is inseparably linked from construction of Sacred Vladimirsky Cathedral in Chersonese, begun in the first half of the 19 th century. In article the main design stages and constructions of the temple and a role of individuals in their implementation are investigated.

Keywords: Sacred Vladimirsky Cathedral in Chersonese, the Christianization of Kievan Rus', the prince Vladimir, Chersonese, Sevastopol, A. S. rpeP. I. Gubonin.

References

1. Bertye-Delagard A. L. Excavation of Chersonese//Materials on archeology of Russia. SPb., 1893. No. 12.

2. M. P. Lazarev: Documents: In 3 t. M, 1961. T. 3.

3. A. S's letter. Greyga. Moscow regional museum of local lore. Fund of Resurrection New Jerusalem Monastery. Инв. No. 8098.

4. Tunkina I. V. The Russian science about classical antiquities of the South of Russia (XVm - the middle of the 19th centuries). SPb., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.