Научная статья на тему 'БЛАГОПРИЯТНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА'

БЛАГОПРИЯТНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
121
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТУРИСТСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ / КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Атышов К.А., Токторов А.А., Чоноров Ж.К.

Для поддержания конкурентоспособности туристского бизнеса необходимо уделять внимание качеству обслуживания. Мотивация и организация приобретают особенно важную роль функционирования туристской индустрии. Рассмотрено влияние различных аспектов: рекреационного потенциала, многообразия культурного наследия, развития туристской инфраструктуры, благоприятные экономические условия, что способствует развитию туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Атышов К.А., Токторов А.А., Чоноров Ж.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAVORABLE RECREATIONAL AND ECONOMIC CONDITIONS AS AN ASPECT OF TOURISM DEVELOPMENT

It is necessary to pay attention to the quality of service in order to maintain the competitiveness of tourism business. Motivation and organization take a particularly important role in the functioning of the tourism industry. The influence of various aspects is considered: recreational potential, diversity of cultural heritage, development of tourist infrastructure, favorable economic conditions which contributes to the development of tourism.

Текст научной работы на тему «БЛАГОПРИЯТНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА»

БЛАГОПРИЯТНЫЕ РЕКРЕАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ КАК

АСПЕКТ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

К.А. Атышов, д-р экон. наук, профессор А.А. Токторов, аспирант Ж.К. Чоноров, аспирант

Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2411-0450-2021-12-1-45-50

Аннотация. Для поддержания конкурентоспособности туристского бизнеса необходимо уделять внимание качеству обслуживания. Мотивация и организация приобретают особенно важную роль функционирования туристской индустрии. Рассмотрено влияние различных аспектов: рекреационного потенциала, многообразия культурного наследия, развития туристской инфраструктуры, благоприятные экономические условия, что способствует развитию туризма.

Ключевые слова: туризм, рекреационный потенциал, туристская инфраструктура, достопримечательности, культурно-познавательный процесс, туристский кластер.

Туризм в настоящее время является одной из наиболее мощных, динамично развивающихся и высокодоходных отраслей мировой экономики, входящих в число важнейших факторов социально-культурного развития территорий, способствующих повышению уровня и качества жизни населения.

Учитывая высокую конкуренцию между турагентствами, турист обращает свое внимание, как правило, на два показателя - уровень цены и уровень качества тур-продукта. Причем качество становится первостепенным.

Категория качество - соответствие требованиям клиента должна быть доминирующим в предоставлении турагентами и туроператорами туристского продукта.

Потребитель должен получить полное удовлетворение от полученной услуги, которую он оплатил, либо оплатит. Турист должен быть уверен, что его отдых не будет испорчен предоставленным турпро-дуктом, связанным с какими-либо техническими неполадками.

Качество в туризме должно включать в себя всю деятельность турфирмы, включая персонал, который обслуживает туриста, а также предоставление полного пакета услуг, обусловленных в договоре [1].

Уникальность туристической индустрии заключается в том, что персонал является составной частью готового туристического продукта (рис. 1).

Рис. 1. Составляющие части туристического продукта

В современных условиях развития общества корпоративный менеджмент является неотъемлемой составляющей любой какой системы управления. Вопрос правильной мотивации и организации трудовых ресурсов приобретают особенно важную роль в деятельности и функционировании каждой организации, так как производственный и сервисный процесс должны работать бесперебойно, учитывая современный темп жизни развития [2].

По результатам анализа экономических исследований в области туристского бизнеса выявлено, что особое внимание уделяется вопросам окружающей среды, рынка, клиентам, но когда речь идет о совершенствовании системы управления туристической организацией, то головные усилия должны направляться именно на персонал. Кадры в туризме являются собой важнейшую составную часть конечного туристского продукта, также является одним из основных ресурсов, обеспечивающих конкурентное преимущество организации, поэтому, качество обслуживания в предприятиях туристической индустрии непосредственно зависит от уровня компетенции и сознания персонала. Благодаря вежливости персонала, высоким уровнем его этики достигается качественное обслуживание клиентов. Исходя из вышесказанного, можно отметить, что одной из важнейшей функции туристической организации является именно управление персоналом.

В рыночных условиях хозяйствования ни одна система управления не может эффективно существовать при отсутствии мотивации и стимулирования труда, поскольку именно мотивация побуждает работника и коллектив в целом к достижению личных и коллективных целей, является решающим следствием результативности деятельности людей. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. Мотивировка имеет стратегическое значение, поскольку человеческий капитал - залог развития любой отрасли, в том числе ту-

ристической, поэтому очевидна потребность в создании научно-обоснованного механизма стимулирования деятельности персонала туристических предприятий.

Туристическим предприятиям целесообразно использовать следующие материальные стимулы: начисление заработной платы с добавленным процентом от продажи туров, единовременные денежные вознаграждения, поощрительные и компенсационные выплаты, надбавки и доплаты, предусмотренные законодательством.

Одним из современных форм мотивации работников является социальный пакет, который рассматривается как одно из базовых требований кандидата на рабочее место. Предприятия, которые предоставляют сотрудникам социальный пакет считаются более надежными и стабильными, а, следовательно, имеют значительные преимущества в борьбе за высококвалифицированных специалистов. Большинство работников расценивает социальный пакет как желание работодателя улучшить условия труда, проявления заботы о подчиненных и стремление избегать текучести кадров.

В отношении работодателей, то для них социальный пакет, прежде всего - возможность компенсации затрат труда работников при отсутствия финансовой возможности существенно повысить оклады. Материальное стимулирование, которое не подкреплено моральным фактором, не приносит максимального эффекта. Нематериальными стимулами является присвоение звания лучшего работника периода, награждение грамотой, объявление благодарности, занесение фамилии работника в книгу почета, помещение фотографии работника на доску почета, благоприятные условия труда, присуждение почетных званий лучшего работника, вручение писем благодарности семьям работников, медицинское обслуживание, возможности самосовершенствования, дешевые туристические путевки для отдыха, призы, подарки, привлечение работников к участию в управлении, возможности профессионального роста и продвижения по службе, возможности развития индивидуальных способностей, направленных на активиза-

цию трудовой активности работников сферы туризма в будущем [3].

В наши дни конкуренция развития управленческих навыков существует не за счет специалистов, а за счет другого сообщества руководителей - линейных менеджеров и высших исполнительных менеджеров. Исполнительные менеджеры делают все, для содействия повышению профессиональной компетенции своих подчиненных.

Субъекты туристической индустрии республики в условиях вхождения Кыргызстана в международный туристический рынок осуществляют процесс первоначального накопления финансового капитала и адаптации к условиям рыночной конъюнктуры как внутри страны, так и за рубежом. В этих условиях Госагентство по туризму и спорту Республики Кыргызстан оказывает большую юридическую, организационную и информационную помощь, а также в международных связях предпринимателям туризма.

Рассмотрим характеристику рекреационных ресурсов Кыргызской Республики. Рекреационное значение республики обуславливается наличием больших запасов лечебных грязей, богатством минеральных и термальных источников, экологически чистыми и почти не тронутыми цивилизацией ландшафтами. Все это создает уникальные условия для туризма и курортного отдыха. Количество хозяйствующих субъектов в Кыргызстане, занимающихся туристической деятельностью.

Выдача лицензий на право занятия туристической деятельностью осуществляется без волокиты и задержек практически день в день по мере подачи документов. Силами Госагентства организованы в 20 странах презентации туристического потенциала Кыргызстана, начиная с 1998 года, турфирмы стали постоянными участниками международных туристических выставок и ярмарок в Лондоне, Берлине, Голландии и др. Госагентство подписало договоры о сотрудничестве с туристическими национальными администрациями 16 стран мира.

Нарынская область 3.9%

Рис. 2. Предприятия, занятые в туризме (по регионам) 2019 года

Рис. 3. Доля туризма в ВВП Кыргызстана

По сравнению с 2007 годом общий поток туристов (въезд, выезд) в 2018 году возрос примерно в два раза и составил 3114 тыс. человек. Следует отметить, что Кыргызстан посещают туристы ближнего зарубежья (страны СНГ), в основной своей массе это туристы из России и Казахстана. Они составляют 80% от всей массы въехавших туристов. Общий объем оказанных услуг туристам этими фирмами в 2011 году составил 44,85 млн долларов США, доля сферы туризма в ВВП в 2011 году составила 4,2%, в 2007 году этот показатель был равен 4%. Динамика показателя не значительная, но успешное освоение туризма невозможно без создания хорошей туристической инфраструктуры, обширных и современных коммуникационных связей и надежных воздушных и наземных транспортных артерий. Именно в эти области экономики были направлены первые крупные инвестиции.

Анализ экономической эффективности туризма в Кыргызстане и за его рубежами показывает, что увеличение потока отечественных и иностранных туристов и рост доходов от каждого туриста зависит не только от вложений в строительство объектов их размещения, но, прежде всего от степени развития различных видов дополнительного обслуживания. Для обогащения программы посещения иностранными туристами страны и увеличения срока их пребывания республика может предложить на зарубежном туристическом рынке

продукты, способные составить конкуренцию имеющимся в мире аналогам. Помимо этнографического туризма - это - ски-туры, спелеолечение от бронхиальной астмы и других заболеваний дыхательных путей в пещерах "Большая Соляная" в Чуйской долине и "Чон Туз" около Коч-корки, лечение высокогорьем на Туя-Ашуу, туры на охоту в охотхозяйствах, водный сплав по рекам Чу и бассейна реки Нарын - рафтинг (интересен также и для детей - детский туризм), рыбная ловля речной форели и османа, альпинизм в аль-птурзонах "Ала-Арча", "Музтаг", "Алай", "Дугоба", треккинг, сборы лекарственных трав и горных ягод, коллекционирование минералов и т.д.

Особенно важно учитывать экономические перспективы туризма, обладая поистине бесценными природными сокровищами, такими, как прозрачно-голубые воды Иссык-Куля и снежные вершины Тер-скея, природные сады Арсланбоба и целительные пещеры Сулюкты и др. Вместе с тем в развитии туризма в Кыргызстане имеются следующие проблемы:

- недостаточный качественный уровень предоставляемых туристических услуг;

- недостаточно развитая инфраструктура индустрии туризма;

- труднодоступность Кыргызстана для потенциальных туристов ввиду горного рельефа и недостаточно развитой транспортной инфраструктуры;

- наличие административных барьеров и необоснованного вмешательства контролирующих органов в деятельность частных структур, приводящих к увеличению себестоимости туристических услуг в Кыргызстане;

- слабая информированность иностранных граждан о туристических возможностях Кыргызстана;

- рост конкуренции в рамках международного туристического рынка.

И только взаимодействие государства и частного бизнеса может помочь преодолеть проблемы, стоящие на пути развития туризма. Ведь у Кыргызстана большие перспективы в плане развития туризма.

Таким образом, в настоящее время наблюдается рост туристической сферы, этому способствовал принятый в 1999 году Закон «О туризме», а также в 2000 году была принята Концепция развития и программа мероприятий по развитию туризма в Кыргызской Республике до 2010 года, что явилось важным фактом в развитии туризма. Основной смысл Концепции заключается в обеспечении в стране правовой, организационной и экономической среды для формирования современной туристической индустрии. Значительную роль сыграло и объявление 2001года Годом поддержки и развития туризма в Кыргызстане, в 2005 году был образован Координационный совет по туризму, который был призван обеспечить скоординированную работу государственных структур, местных сообществ и частного сектора в области туризма.

В настоящее время развитие туристического сектора реализуется в рамках Закона Кыргызской Республики «О туризме», «Среднесрочной программой развития страны», Планом действий по развитию туристической отрасли на 2012 г. и др. НПА. В 2012 году Министерством культуры и спорта Кыргызской Республики была разработана Программа развития туризма до 2023 года. В этом году внесены поправки в Воздушный кодекс - Кыргызстан объявил о пятой степени свободы воздуха и применении политики «Открытого неба». Принятым в 2019 году Законом «О введении безвизового режима для граждан

некоторых государств сроком до 60 дней» число стран дополнено 7 странами, также действие Закона продлено с 2020 года до 31 декабря 2025 года.

Также, Кыргызстан стал первой страной СНГ, которая ввела упрощенный визовый режим для иностранных граждан - резидентов развитых арабских государств Ближнего Востока. Благодаря этим мерам увеличилось число туристов из данного региона. Также Правительством упрощен процесс прибытия иностранных граждан в составе туристических групп от 5 до 15 человек.

Сфера туризма в Кыргызстане не должна ограничиваться сезонными явлениями, а быть круглогодичной, так как природные и климатические условия страны позволяют принимать иностранных и внутренних туристов круглый год. Необходимо отходить от понятия «сезонность» и комплексно подходить к развитию туризма, которая является основным документом, отражающим среднесрочное развитие туристической индустрии в Кыргызской Республике. Реализация настоящей Стратегии должна обеспечить вклад туристической индустрии в решение следующих общенациональных задач современного этапа экономического развития Кыргызстана:

- создание условий для динамичного и устойчивого экономического роста. Для этого за счет высоких темпов роста туристская индустрия (с учетом сопряженных областей) должна обеспечить свой вклад в дополнительный прирост темпов экономического развития;

- повышение уровня и качества жизни населения путем увеличения доступности туристских услуг, занятости и доходов жителей страны;

- повышение конкурентоспособности кыргызской экономики путем повышения привлекательности страны как туристского направления;

- обеспечение сбалансированного социально-экономического развития субъектов Кыргызской Республики за счет увеличения доли туризма в региональном валовом продукте.

Стратегия учитывает современные мировые тенденции в сфере туризма и теку-

щий этап развития кыргызской туристической индустрии. В соответствии с положениями настоящей Стратегии разработан План мероприятий по ее реализации на перспективу до 2040 года, являющийся неотъемлемой частью Стратегии.

Перспективным направлением может стать внедрение национальных туристических продуктов в рамках проекта «Великий Шелковый путь» в странах ЕАЭС и ближнего зарубежья. Это хорошая возможность, но и большая ответственность, которая обязывает обеспечить высокое качество туристического продукта. Нам нужны профессиональные кадры на всех уровнях от управленческого звена до обслуживающего персонала, современная

фортабельное и безопасное пребывание в Кыргызстане.

Сохранение и широкое использование брэнда «Всемирных игр кочевников» также будет способствовать развитию туризма, привлечению гостей и росту узнаваемости страны на мировом туристическом рынке.

Будет сформирована эффективная система, направленная на обеспечение безопасности и защиты туристов, туристских объектов, профилактику травматизма, включая воссоздание контрольно-спасательной службы, обязательное страхование рисков и проведение работ по зонированию территорий с ограниченным доступом туристов и альпинистов.

инфраструктура, обеспечивающая ком-

Библиографический список

1. Офицерова Н.А. Солнцева О.Г. Роль туризма в российской экономике // Сборник статей VI всероссийской научной конференции «Львовские чтения». Под научной редакцией Г.Б. Клейнера. - М., 2018. - С. 137-140.

2. Солнцева О.Г. Инновационные концепции управления в международном бизнесе — Актуальные проблемы управления-2017: Материалы 22-й Международной научно-практической конференции; Государственный университет управления. - М.: Издательский дом ГУУ, 2017. - С. 221-224.

3. Солнцева О.Г. Мещерякова М.С. Особенности менталитета персонала гостиничной индустрии России // Вестник университета. - 2017. - № 4. - С. 181-185.

FAVORABLE RECREATIONAL AND ECONOMIC CONDITIONS AS AN ASPECT OF

TOURISM DEVELOPMENT

K.A. Atyshov, Doctor of Economics Sciences, Professor A.A. Toktorov, Postgraduate J.C. Chonorov, Graduate Student

Kyrgyz Economic University named after M. Ryskulbekova (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. It is necessary to pay attention to the quality of service in order to maintain the competitiveness of tourism business. Motivation and organization take a particularly important role in the functioning of the tourism industry. The influence of various aspects is considered: recreational potential, diversity of cultural heritage, development of tourist infrastructure, favorable economic conditions which contributes to the development of tourism.

Keywords: tourism, recreational potential, tourist infrastructure, attractions, cultural and educational process, tourist cluster. ФОРМИРОВАНИЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ РЫНКА ЗЕЛЕНЫХ

ОБЛИГАЦИЙ

К.И. Бабина, канд. юрид. наук, доцент

A.С. Семенова, студент

B.А. Шнайдер, студент

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.