Лизинг
бизнес-стратегия лизинговом компании
а. а. круглая,
начальник финансового отдела ооо «центрФинлизинг» (Москва)
Лизинг в России на сегодняшний день является одной из специфических форм финансирования капитальных вложений. По юридической форме лизинговая сделка представляет собой разновидность долгосрочной аренды инвестиционных ценностей, однако как термин «лизинг» в российском законодательстве появился лишь в 1994 г. До этого в нашей стране использовались понятия долгосрочной и краткосрочной аренды, которые не были лизингом в современном понимании этого термина. Таким образом, история рынка лизинговых услуг в России насчитывает не более 15 лет, из них активно он развивается последние пять лет.
Темп роста лизинговых услуг в 2004 г. составил 85 %, в 2005г. - 26 %, 2006г. - 100,7 %, среднегодовой показатель за последние 8 лет равняется 39,4 Даже для растущей российской экономики это очень высокие показатели. Вместе с тем на сегодня имеется значительный резерв для роста доли лизинга в валовом внутреннем продукте и в инвестициях в основные средства. В европейских странах эти показатели составляют 5 и 30 % соответственно, и для достижения таких же размеров суммарный объем лизинга на российском рынке должен вырасти как минимум в пять раз. Таким образом, можно говорить, что лизинг в России находится в стадии своего активного развития и сопровождается ростом конкуренции, что делает его актуальным объектом для исследования.
В основе управления любым бизнесом, в том числе и в сфере лизинговых услуг, лежит разработка стратегии, ее адаптация к специфике компании и проблемам реализация производимых товаров (услуг). В целом стратегия основывается на подробном изучении всех возможных направлений развития компании и заключается в выборе общего
1 Газман В. Д. Рынок лизинговых услуг России — 2005 // Лизинг ревю. — 2006. — № 2. С 4.
курса, осваиваемых рынков, обслуживаемых потребностей, методов конкуренции, привлекаемых ресурсов, стиля ведения бизнеса. Однако стратегия не является детальным планом, описывающим, что именно будет делать компания. Стратегия определяет направление развития и фиксирует то, чего именно компания не будет делать. Другими словами, стратегия означает осмысленный выбор компанией пути развития.
Таким образом, при определении понятия стратегии можно выделить следующие ее составляющие:
> определение целевого состояния, к которому будет стремиться организация в своем развитии (классический подход),
> позиционирование положения организации относительно целевого состояния в настоящем,
> нахождение наилучших с точки зрения интересов бизнеса способов перехода от настоящего состояния к целевому.
В экономической литературе имеются различные подходы к стратегическому бизнес-планированию, основанные на достаточно широком круге экономических характеристик целевого и будущего состояния организации2. Наш анализ в основном построен на подходе М. Портера, так как его модель строится на детальном отраслевом и конкурентном анализе бизнеса.
Согласно М. Портеру бизнес-стратегию компании необходимо рассматривать на трех уровнях:
1) корпоративная стратегия;
2) конкурентная стратегия;
3) функциональная стратегия. Корпоративная стратегия — это определение
ценностей компании, находящих выражение в фи-
2 Ефремов В. С. Стратегическое планирование в бизнес-системах — М.: Финпресс, 2001.
Страховая компания
Банк
Гарант
1
нансовых и других целях. Она покоится на выявлении, создании или приобретении ключевых ресурсов и производственных возможностей и влечет за собой решения о том, в каких отраслях компания намерена конкурировать и как будут связаны между собой разные направления бизнеса.
Конкурентная стратегия определяет то, как компания намерена конкурировать в определенной отрасли. конкурентная стратегия заключается в том, каким образом компания создает себе выгодное положение в отрасли. сюда входит определение (явное или неявное) группы потребителей, на которых нацелена компания, и методов продвижения к ним товаров и услуг.
Функциональные стратегии — маркетинговая стратегия, финансовая, производственная, технологическая и стратегия исследований и разработок — усиливают конкурентную стратегию компании и определяют виды деятельности и процессы, позволяющие извлекать из них пользу. Подробное описание и анализ функциональных стратегий помогают выяснить, как и в какой степени они соответствуют конкурентной, и дают возможность сосредоточиться на координации различных функций3.
теперь проанализируем, как перечисленные стратегии действуют на рынке лизинговых услуг. для этого рассмотрим схему лизинговой сделки (см. рисунок).
Помимо лизинговой компании (лизингодателя) в лизинговой сделке задействовано еще пять участников: лизингополучатель, поставщик, банк, страховая компания и гарант. к прямым участникам лизинговой сделки относятся лизингополучатель, лизингодатель и продавец (поставщик) лизингового имущества. косвенными участниками лизинговой сделки являются коммерческие и инвестиционные банки, кредитующие лизингодателя, гаранты лизинговых сделок, страховые компании, а также посредники и другие хозяйствующие субъекты, которые принимают активное участие в сделке.
как видно из схемы, каждый участник сделки заинтересован в ее осуществлении. Лизингополучатель получает оборудование, необходимое ему для осуществления деятельности. денежные средства, уплаченные по договору лизинга, относятся на расходы, что уменьшает налогооблагаемую базу. ндс с лизинговых платежей лизингополучатель
3 Портер М. конкуренция. — М.: изд. дом «Вильямс», 2003.
Лизингодатель
Лизингополучатель
J 1
3
1
Поставщик
технология лизинговой сделки: - договор лизинга; 2 — договор купли-продажи предмета лизинга; 3 — договор поставки оборудования; 4 — договор страхования; 5 — договор кредита; 6 — договор поручительства, гарантии
сразу же представляет к вычету. кроме всего прочего, лизингополучатель сокращает свои издержки по налогу на имущество. Банк заинтересован в сделке, поскольку он получает надежный объект вложений средств. страховая компания также за счет лизинга значительно расширяет свои продажи, так как имущество по договору лизинга обязано быть застрахованным. Гарантом по сделке обычно выступает головная компания лизингополучателя либо аффилированная с ним крупная компания, заинтересованная в инвестировании в лизингополучателя.
так как мы рассматриваем совершенно конкретный вид бизнеса — услуги лизинга, то в целом корпоративную стратегию, по М. Портеру, как решение компании о том, в какой области она будет работать, уже можно считать определенной.
суть лизинга заключается в инвестировании лизингодателем временно свободных и (или) привлеченных финансовых средств в экономику лизингополучателя и поэтому очевидно, что базовым ресурсом для лизинга являются имеющиеся в наличии или привлеченные финансовые ресурсы, и вопрос доступности этих ресурсов стоит весьма остро. В условиях же бурного роста рынка лизинговых услуг в нашей стране вопрос наличия достаточных собственных или привлечения сторонних денежных средств становится для лизинговой компании первостепенным. дело в том, что у лизинговых компаний в условиях роста постоянно ощущается недостаток средств для инвестирования. таким образом, возможность обеспечения экстенсивного роста за счет привлечения дополнительных ресурсов становится главной тактический задачей для лизинговых компаний, и формирование бизнес-стратегии лизинговых компаний подчиняется
необходимости решать данную задачу. То есть, если рассматривать стратегии лизинговых компаний, то можно говорить, что способ привлечения финансовых ресурсов определяет функциональную стратегию по М. Портеру и задает очень жесткие границы при формировании корпоративной стратегии в целом, выдвигая поиск источников финансирования на первое место. При этом наличие возможности привлечения более дешевого финансирования выступает как источник конкурентного преимущества. И в этом смысле лизинговые компании могут быть позиционированы на рынке в соответствии с их возможностями привлечения финансовых ресурсов.
Существует также второй немаловажный принцип разделения лизинговых компаний: разделение по степени дифференциации услуг. Это также один из элементов позиционирования компании на рынке и в разрезе лизинга он имеет немаловажное значение. По степени дифференциации услуг лизинговые компании можно разделить на узкоспециализированные и универсальные (табл. 1).
Специализированные лизинговые компании обычно имеют дело с одним видом товара (легковые автомобили, компьютеры, контейнеры и т. д.) или с товарами одной группы стандартных видов — строительное оборудование, оборудование средств связи, телекоммуникации, медицинское, полиграфическое оборудование и т. д. Соответственно, такие лизинговые компании работают с достаточно узким кругом поставщиков и лизингополучателей.
Универсальные лизинговые компании передают в лизинг разнообразные виды оборудования и машин. Они предоставляют лизингополучателю право выбора поставщика необходимого ему оборудования, размещения заказа и приема объекта сделки. В случае универсальной лизинговой компании техническое обслуживание и ремонт осуществляет поставщик либо сам лизингополучатель. Лизингодатель полностью освобождает себя от претензий со стороны лизингополучателя по возможной некомплектности или некачественности товара, переадресовывая лизингополучателя к поставщику согласно договорам купли-продажи имущества и лизинга. У лизингодателя в таких случаях отсутствует технический отдел, ограничиваясь юридической, финансовой службами и отделом заключения договоров. Таким образом, организационная и функциональная структуры универсальной и специализированной компаний будут существенно различаться. И дифференциа-
ция лизинговых компаний по степени универсальности в значительной степени будет определять их конкурентную стратегию.
Определение целевого состояния организации в процессе выработки ее бизнес-стратегии в современном мире все более проявляется в идентификации ее отличительных способностей. В рамках этого процесса и в России уровень специализации компаний постепенно возрастает. Усиливающаяся конкуренция на рынке лизинговых услуг приводит к тому, что лизингодатели стремятся занять на нем свою определенную нишу.
Кроме того, следует отметить, что лизинг делится на два основных вида:
1) финансовый лизинг;
2) оперативный лизинг.
Такое разделение признано специалистами-правоведами и экономистами во всем мире, а также многими специалистами в России4. Отличительные особенности этих двух видов лизинга могут быть сведены в следующую таблицу (табл. 2).
Если вернуться к схеме лизинговой сделки (см. рисунок), то при оперативном лизинге из нее выпадает стрелка №3 — договор поставки оборудования.
Оперативный лизинг используется лизингополучателем, как правило, в силу особой технологии производственного процесса. В качестве классического примера использования оперативного лизинга выступает строительный комплекс, в котором каждый этап работ занимает непродолжительный отрезок времени. При этом технология строительства предполагает использование большого количества различных видов дорогостоящей техники (землеройные машины, экскаваторы, башенные краны и т. д.).
Как правило, лизинговые компании используют оперативный лизинг наряду с финансовым. И предоставление оперативного лизинга может рассматриваться как элемент конкурентной стратегии.
Таким образом, можно сделать вывод, что относительная сложность лизинговой сделки предполагает очень широкий спектр возможностей в позиционировании лизинговой компании на рынке и выбора ею целей развития и бизнес-стратегии достижения этих целей.
При определении бизнес-стратегии, исходя из принципов обеспеченности финансовыми ресурсами, целесообразно разделить рынок лизинговых
4 Газман В. Д. Финансовый лизинг: — Высшая школа экономики. — 2-е изд. — М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005., с. 40.
Таблица 2
Таблица 1
Разделение лизинговых компаний по степени дифференциации их услуг
Степень дифференциации продукта ЛК Лизингополучатели Поставщики лизинговой продукции
специализированные Лк Ограниченный круг потребителей Узкий круг поставщиков лизингового оборудования
Универсальные Лк Широкий круг лизингополучателей Широкий круг поставщиков, часто по предпочтению лизингополучателя
Особенности финансового и оперативного лизинга
Вид лизинга Финансовый лизинг Оперативный лизинг (аренда)
Особенности лизинга — лизингодатель закупает имущество для передачи его в лизинг не на свой страх и риск, а по указанию лизингополучателя; — кроме лизингодателя и лизингополучателя в сделке участвует третья сторона — продавец объекта сделки; — продолжительность договора лизинга соизмерима со сроком амортизации; — переход права собственности и завершение договора после выплаты лизингополучателем полной суммы; — лизингодатель закупает имущество на свой страх и риск, а не по указанию лизингополучателя; — по истечении срока действия договора предмет лизинга, как правило, возвращается лизингодателю; — лизингополучатель не имеет права требовать перехода прав собственности на предмет лизинга; — предмет лизинга может быть передан в лизинг неоднократно в течение полного срока амортизации имущества.
услуг на следующие группы в зависимости от источников финансовых ресурсов:
1. В качестве учредителя выступает банк.
2. В качестве учредителя выступает предприятие, производитель оборудования.
3. В качестве учредителя выступает государство.
4. Иные учредители, частные юридические и физические лица.
рассмотрим подробнее каждую из этих групп.
Аффилированная с банком лизинговая компания, как правило, является универсальной, так как она работает в основном с клиентами банка. И если банк не является отраслевым, то и потребности клиентов в лизинге самые разнообразные. кроме того, лизинговая компания имеет возможность использовать информацию о кредитных историях потенциальных лизингополучателей, что позволяет минимизировать риски их недобросовестности. Банковская лизинговая компания, как правило, пользуется всеми службами банка, сокращая собственные накладные расходы на содержание специалистов в области юриспруденции, маркетинга, подбора персонала и т. д. компания также обладает некоторыми конкурентными преимуществами при вхождении на региональные рынки при наличии у банка собственной региональной сети.
Но, как отмечают некоторые аналитики, не всегда наличие материнской структуры является достоинством. Зачастую из-за сложности структуры управления, необходимости согласования воз-
можности финансирования с банком и большого количества необходимой документации проведение сделки замедляется. специфика банковской деятельности отражается и на лизинге, так как здесь к лизингополучателю относятся так же, как к кредитору: требуют такие формы обеспечения, как поручительство лизингополучателя, безакцептное списание денежных средств со счетов клиента, перевод самих счетов в свой банк, поддержание определенных оборотов. таким образом, из-за завышенных требований и жесткого отбора клиентов не все потенциальные лизингополучатели готовы обратиться в аффилированные с банками компании. тем более, что лизингодатели при банках довольно неохотно идут на сотрудничество с предприятиями малого бизнеса.
Помимо описанных выше особенностей лизинговая компания при банке практически всегда не обладает правом самостоятельно определять свои задачи и цели и является всего лишь инструментом привлечения дополнительных клиентов в банк с передачей всех доходов в головную компанию.
Лизинговая компания, связанная с производителем, обычно бывает специализированной и нацелена на увеличение объемов реализации продукции конкретного предприятия. Более того, наличие собственной лизинговой компании позволяет промышленному предприятию за счет лизинговых платежей генерировать постоянный денежный поток, повышая при этом финансовую устойчивость
предприятия и улучшая его финансовые показатели. Таким образом, клиентами такой лизинговой компании являются покупатели продукции предприятия. Региональная экспансия лизинговой компании в этом случае является производной от расширения рынка соответствующего товара. Если лизинговая компания входит в состав крупного холдинга или финансово-промышленной группы, то она может быть универсальной и обеспечивать тем самым разнообразные потребности предприятий ФПГ. В этом случае клиентами лизинговой компании становятся предприятия материнского холдинга или финансово-промышленной группы, при этом параллельно решается задача минимизации налоговых отчислений предприятий группы. также лизинговая компания может использоваться и для увеличения продаж продукции холдинга или ФПГ и тогда будет специализированной. Это особенно характерно для производителей дорогостоящего и качественного оборудования, поскольку продажи посредством лизинга позволяют расширить сегмент рынка сбыта, сделав оборудование более доступным.
Лизингодателей при поставщиках отличает высокая надежность в работе с клиентами, риск неплатежей минимален. Компании холдинга постоянно обеспечены заказами и могут получать более дешевые заемные средства, поскольку имеют серьезных поручителей из группы компаний и возможности для комплексного обслуживания лизингополучателя. Вместе с тем компании при поставщиках и ФПГ, так же, как и компании, основанные при банках, не являются самостоятельной организацией и не имеют возможности свободно выбирать клиентов и направления деятельности.
компании при производителе могут предлагать более выгодные условия сделки лизинга, поскольку заинтересованы в продвижении товара на рынок. также они могут воспользоваться более привлекательными условиями продажи оборудования при невыполнении условий соглашения, так называемыми условиями by back. Кроме этого, лизинговые компании при производителе чаще включают в линейку своих услуг оперативный лизинг, так как имеют наилучшие возможности для технической поддержки оборудования по истечении срока аренды.
Лизинговые компании, образованные при страховой компании, обладают довольно схожими характеристиками. Дело в том, что страховые компании практически всегда сами являются компаниями ФПГ, поэтому свойства такой лизинговой
компании аналогичны предприятию, образованному при ФПГ.
Большинство государственных компаний так же являются специализированными и отличаются отсутствием самостоятельной бизнес-стратегии. Они подчиняются бизнес-стратегии собственника — государства, а его цели могут быть различными. Целью государства может являться переоборудование государственных предприятий за счет более низких процентных ставок по бюджетным деньгам. С 2006 г. государство принимает активное участие в поддержке социально значимых отраслей в рамках реализации национальных программ и проектов. Таким образом, клиентами государственных лизинговых компаний являются потребители, относящиеся к какой-либо оговоренной группе. В качестве примера можно привести Государственную лизинговую компанию «Росагролизинг» 5. Только в рамках национального проекта «Развитие АПК» по части «Ускоренное развитие животноводства» условия лизинга, предлагаемые компанией, позволили получить сельхозпроизводителям доступ к долгосрочному и дешевому финансированию. При этом в 2006 г. снижена ставка за использование средств компании с 4 до 0 % по лизингу племенного скота и до 2 % по животноводческому оборудованию, и увеличены сроки расчетов по договорам. Для этого компания ежегодно получает бюджетные средства для инвестиций, а для обеспечения собственных операционных расходов берет плату в размере 1,5 % от суммы договора в год. При этом компания минимизирует риски невозвратности средств системой гарантий субъектов федераций. Естественно, что такие возможности ставят компанию фактически «вне рынка». Но, несмотря на узкоспециализированную нишу, деятельность таких компаний оказывает существенное влияние на весь рынок в целом.
Независимые лизинговые компании не аффилированы ни с банком, ни с каким-либо холдингом или предприятием. В связи с этим такие фирмы не занимаются продвижением техники конкретного производителя или финансовых средств ФПГ. Они, как правило, не вводят ограничений по предметам лизинга, потенциальным клиентам или географии сделок. Самым очевидным в связи с этим их преимуществом является мобильность и максимальная гибкость в работе.
Прибыльность независимых или рыночных лизингодателей зависит только от того, насколько успешно они взаимодействуют с потребителя-
5 См. сайт: http//www. rosagroleasmg. ги
ми. таким образом, они выполняют функцию инвестиционного посредника — обеспечивают перераспределение финансовых ресурсов туда, где они необходимы, из тех сфер, где наблюдается их переизбыток.
В отличие от аффилированных с банками лизинговых компаний рыночные игроки свободны в выборе источников финансирования: могут быть заемщиками на фондовом рынке, работать с различными банками, страховыми компаниями. Процедура здесь значительно проще — иногда достаточно предоставить лишь учредительные документы. От компаний при поставщиках и ФПГ независимых игроков отличает возможность работы в разных отраслях и сегментах рынка и отсутствие ограничений на продуктовую линейку. таким образом, независимая лизинговая компания, как правило, является универсальной. Хотя часть компаний выбирает в качестве своей ниши определенную специализацию.
Общеизвестно, что именно отсутствие залогов и поручителей является основной проблемой для малых предприятий при поиске внешнего финансирования, и зачастую лизинг — единственный способ приобрести новое оборудование и транспорт. Именно отсутствие жестких требований к клиенту позволяет независимым компаниям расширить круг потенциальных лизингополучателей (правда, за исключением крупных фирм, поскольку возможности финансирования проектов ограничены). с другой стороны, такой подход может негативно сказаться на работе компании вследствие повышения рисков в случае недобросовестности потребителей услуги.
В качестве недостатков независимых игроков в отношении клиентов можно выделить привлечение финансирования на менее выгодных условиях, в отношении работы самой компании — необходимость самостоятельно решать вопросы безопасности сделок и юридической экспертизы документов лизингополучателей, высокие затраты в случае региональной экспансии.
Важно отметить, что разделение лизинговых компаний на группы было произведено на основании финансово-функционального фактора, поскольку именно он имеет наибольшее значение при определении бизнес-стратегии лизинговой компании.
На настоящий момент на рынке лизинговых услуг обозначилась тенденция к значительному росту конкуренции между лизинговыми компаниями. Помимо возрастания конкуренции на внутреннем
рынке за счет отечественных компаний, на рынке лизинговых услуг в нашей стране стали появляться западные инвесторы, работающие, как правило, за счет дешевых финансовых ресурсов. рост конкуренции между лизинговыми компаниями неизбежно ведет к падению среднерыночной цены услуги для потребителя, что в рамках описанных бизнес-стратегий имеет различные последствия.
Государственную компанию падение рыночной цены фактически затрагивает довольно незначительно, ввиду того, что она и так работает практически «вне рынка» на узком специализированном сегменте. другие же компании в условиях падения цены вынуждены либо соглашаться с падением своих доходов и доходов тех лиц, с кем они связаны, либо предпринимать активные попытки для изменения ситуации в сторону улучшения.
Очевидно, существуют два варианта решения проблемы поддержания доходов на высоком уровне — это либо сокращение издержек, либо экстенсивное развитие.
кэптивные компании, в этом плане, находятся в наилучших условиях, так как они являются, как правило, с одной стороны, узкоспециализированными, а с другой стороны, часто целиком покрывают определенную нишу рынка, поэтому влияние конкуренции на них несколько ослаблено. Эти компании не имеют проблем с финансированием своей деятельности ввиду наличия финансового партнера, который в состоянии несколько снизить стоимость привлечения финансовых ресурсов, если это будет необходимо.
как уже отмечалось, основной целью головных организаций кэптивных компаний является увеличение продаж компаний поставщиков или же оптимизация доходов внутри ФПГ. доходы лизинговой компании же в этом случае хоть и не являются незначительными факторами, однако несколько второстепенны по отношению к перечисленным выше целям. таким образом, кэптивные лизинговые компании, во-первых, ввиду доступности финансовых ресурсов, имеют определенный запас прочности в случае падения своих доходов, во-вторых, падение маржи должно, конечно, беспокоить и менеджмент, и собственников организации, однако ввиду наличия главных целей факт относительного сокращения доходов некритичен. компания в данном случае будет делать ставку на активную экспансию на рынок и поддержание темпов роста за счет экстенсивного развития. Бизнес-стратегия же компании не только не препятствует, но и способствует активным продажам.
Случай независимых лизинговых компаний несколько иной. Основной целью независимой компании является получение прибыли. Поэтому факт падения маржи для компаний этого типа является вопросом первостепенной важности. Однако возможностей противостоять угрозам рынка у независимых компаний нет. Несмотря на все преимущества в гибкости, быстроте обслуживания, внимания к клиенту, негативные аспекты бизнес-статегии превалируют. Высокие риски, ограниченность ресурсов не дают компании ни возможности снизить свою себестоимость, ни варианта выхода на массовый масштабный рынок, для того чтобы количеством договоров компенсировать относительное падение доходности. Таким образом, в условиях роста конкуренции независимые компании ввиду наличия взаимосвязи между маржой и стратегией организации должны постепенно пересмотреть свою бизнес-стратегию в сторону нахождения финансового патронажа. Хотя, естественно, это предполагает потерю полной независимости.
Компании, аффилированные с банками, находятся в полностью противоположной ситуации. Для банка, как и для независимого лизингодателя, основной целью финансирования лизинга является получение дохода. Сокращение же ставок по привлекаемым средствам для банковской структуры является пустым перегоном денег с одного баланса на другой и не решает проблемы падения общей доходности в рамках группы. Таким образом, единственным решением воп-
роса сокращения доходности лизинга для банка также становится активная экспансия на рынок. Однако сама бизнес-стратегия аффилированной с банком компании противоречит концепции экстенсивного роста. Как было уже сказано, на сегодняшний момент экстенсивный рост связан с обслуживанием компаний малого и среднего бизнеса. Кредитование же и предоставление услуг лизинга данной группе потребителей связаны с высоким риском и высокими затратами на разработку скорринговой системы и. т. д. Банковские лизинговые компании же при отсутствии прибыли и рисковой части маржи самостоятельно просто не в состоянии поддерживать финансирование этих систем. Активная экспансия для банка связана с передачей части маржи в лизинговую компанию, что фактически является отходом от базовой бизнес-стратегии в сторону относительной самостоятельности лизинговой компании.
Таким образом, можно говорить о том, что лизинговые компании, аффилированные с банком, и полностью самостоятельные лизингодатели с ростом конкуренции в будущем начнут испытывать все большие проблемы, связанные с падением доходности. Рост конкуренции и падение доходности фактически делают их бизнес-стратегии нежизнеспособными, заставляя менеджмент модифицировать их предположительно в сторону сближения друг с другом, основанного на относительной самостоятельности и патронаже крупной финансовой структуры.
Приглашаем к сотрудничеству!
Издательский дом «Финансы и Кредит» приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.
Тел./факс: (495) 621-69-49, Http:/www.financepress.ru
(495) 621-91-90 е-таП: [email protected]