Научная статья на тему '\ бизнес "с нуля" \ всегда на старте'

\ бизнес "с нуля" \ всегда на старте Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ бизнес "с нуля" \ всегда на старте»

В 2005 году Сергей Швайкин встал у руля никому не известной ГК MetгoMax. Сегодня финансовый рынок оценил стоимость этого нового оператора беспроводного доступа в интернет на основе технологии WiMax минимум в $100 млн. При этом г-н Швайкин не исключает, что, когда под его руководством компания вырастет в федерального оператора, он оставит пост генерального

директора. Ему интересно строить бизнес «с нуля».

Всегда на старте

Ян НАЛИМОВ

«Зайка» с «Моторолой»

В Самарской губернии не много топ-менеджеров, которые построили известную компанию, и фамилии которых стали региональным бизнес-брендом. Один из них, Сергей Швайкин, вписал свое имя в историю области, первым в 1994 году познакомив жителей с мобильной связью. В том году возглавляемая им компания «Билайн-Самара» стала пионером сотовой связи в Самарском регионе, а купленный там телефон — визиткой мира избранных.

Давно знающие г-на Швайкина самарские деловые люди среди его личных качеств отмечают феноменальное чутье на новое и перспективное. «Давно знаком с Сергеем Швайкиным и считаю его успешным бизнесменом, — отметил президент холдинга «Самтелеком» Игорь Бороду-лин. — У него много сильных качеств. Главное, ему от Бога дано чутье, потрясающая интуиция».

Видимо, интуиция помогла Сергею Швай-кину увидеть то, что в 1994 году не все могли разглядеть, — незанятую и перспективную нишу.

«Про сотовый бизнес в 1994 году никто в Самаре не знал, а мне это было немного знакомо, — вспоминает г-н Швайкин. — Дело в том, что я учился в Америке и знал, что такое сотовые телефоны. Я был один из немногих, кто знал этот бизнес по документам, по работе, по котировкам акций сотовых компаний на биржах. Я видел, что сотовая связь — интересный и рентабельный бизнес. В Самаре все начинал с нуля».

В эксплуатацию сеть сотовой связи стандарта DAMPS была запущена в Самаре в мае 1995 года. До 2002-го в составе акционеров самарского оператора был паритет между «Вымпелкомом» и группой самарских физических лиц, возглавляемой Никитой Хведчиком. Одним из них был и Сергей Швайкин. Придя в компанию в качестве наемного топ-менеджера, в итоге он получил в качестве опционов за успешное

развитие бизнеса примерно 10% акций компании. Его компания тогда обслуживала 110 тыс. абонентов — один из лучших результатов для регионального оператора. Это не удивительно. Сергей Швайкин искренне считает бизнес частью своей жизни и всегда говорит, что у него жизнь пока состояла из трех частей: первая — 17 лет на заводе им. Фрунзе; вторая — 11 лет в «Билайн-Самара»; третья — 2,5 года в MetroMax.

Наверное, поэтому так изобретательно Швайкин продвигал свою компанию. Он любит вспоминать, как однажды в Самару приехал посол США. В это время в «Билайн-Самара» привезли новую модель телефона — Motorola Veider, самый маленький из всех телефонов, которые тогда были. Сергей и директор по маркетингу «Билайн-Самары» специально попросили позвонить им во время встречи в областном правительстве посла и бизнес-сообщества губернии. Когда Швайкин взял трубку, посол очень удивился и сказал, что впервые видит подобный аппарат. Швайкин был горд — он предлагал клиентам телефоны из Америки, о которых еще не знал сам посол.

Впрочем, Михаил Золотовицкий, гендиректор федеральной сети «Теле-фон.Ру», считает, что причина успеха в другом: Швайкин интуитивно, одним из первых, еще в 90-е годы понял, что нужно строить клиентоориентированную компанию. И всегда этим занимался. Например, в его компании никогда не было абонентской платы, без которой не мыслили свое существование остальные операторы. Его клиенты оплачивали только потребленные услуги. Он лично контролировал качество обслуживания абонентов в сервисных центрах. Именно сочетание качественной связи и сервиса обеспечили компании лояльность потребителей.

Затем началась экспансия федеральных операторов сотовой связи в российские регионы. «Вымпелком» поставил задачу установить полный контроль над «Билайн-Самара», чтобы развивать здесь

Конечная цель развития компании Ме№Мах Сергея Швайкина - войти в четверку крупнейших федеральных операторов беспроводного доступа в Интернет

исключительно свой бизнес. В 2002 году москвичи выкупили 1% акций ОАО «Билайн-Самара» за $500 тыс. После этого доля московской компании составила 51%, у самарских акционеров осталось 49% акций.

Но «Билайн-Самару» постепенно лишали былой самостоятельности и встраивали в структуру «Вымпелкома». В июле 2004 года ОАО «Вымпелком» довело долю в ОАО «Билайн-Самара» до 100%. А в ноябре 2004 года Сергей Швайкин завил, что уходит из компании, которой руководил десять лет. Причины он объяснил откровенно: «Я всегда занимался реальным бизнесом и всегда понимал, что может возникнуть ситуация, когда важно вовремя уйти или перейти в другой бизнес. С другой стороны, я не отдал компанию посторонним людям. Я 10 лет занимался бизнесом совместно с «Вымпелкомом». Знаю, что у них отлаженный механизм работы. Другой вопрос, что я не хочу быть винтиком даже в очень хорошем механизме».

Везунчик

Сергею Швайкину везет в бизнесе. Уже вторая компания, которую он создает и возглавляет, оказывается успешной. «Хороший врач, делая операцию, не думает в момент операции, — объяснил он причины везения. — За него это делает опыт. Так и везение складывается из отдельных деталей. Поэтому, думаю, что у меня есть везение».

«Хочу отметить такие качества Сергея Швайкина-бизнесмена, как умение предвидеть ситуацию, тонкую аналитическую работу и настойчивость, — говорит Андрей Гиреев, гендиректор ЗАО «Смартс». — Он очень точно видит развитие отрасли и делает верные шаги».

Возможно, эффективному ведению дел способствуют и ярко выраженные качества

лидера, помогающие ему собирать эффективную команду. Как сложно набрать хороший коллектив специалистов в условиях растущего рынка, знает каждый бизнесмен. «У Швайкина ярко выраженные черты лидера. Он может зажечь и повести за собой людей, как когда-то водили в атаку, — считает Игорь Бородулин. — Когда люди атакуют, даже деньги играют далеко не главную роль».

Кстати, сам Сергей Швайкин отметил, что в его новую компанию, ГК Ме1гоМах, некоторые классные специалисты перешли даже с понижением в заработной плате. «Молодая компания не может позволить себя платить очень много, — объяснил он ситуацию. — Но эти люди знают меня и хотят работать именно в нашей команде. Они уверены в перспективах бизнеса и знают, что в будущем их потери с лихвой окупятся».

Интернет всея Руси

Собрав новую сильную команду, Сергей Швайкин 5 октября 2005 года в отеле «Ренессанс» в Самаре объявил о больших планах: построить принципиально новую беспроводную сеть широкополосного доступа в интернет на основе технологии WiMax, а также предоставлять с помощью «всемирной паутины» весь комплекс услуг.

«Когда-то я принес в Самару первый сотовый телефон, — заявил г-н Швайкин. — Почему бы мне не принести в Самару и первый терминал WiMax»?

Суть технологии напоминает принцип сотовой связи — с помощью передающих базовых станций создается сеть беспроводного широкополосного доступа в интернет, которая накрывает населенные пункты, подобно сетям операторов мобильной связи. Поэтому у абонента WiMax широкополосный интернет есть в любой точке сети. «Я хочу построить бизнес на том, что сделаю для потребителя доступ в интернет настолько же простым и дешевым, как сегодня сотовая связь», — заявил Сергей Швайкин.

Перспективы у технологии заманчивые. В любом месте без проводов можно предоставить высокоскоростной (почти в пять раз быстрее, чем могут предложить современные сети сотовой связи) и территориально доступный интернет. А значит, строить на его основе для компаний локальные объединенные сети, почтовые серверы, предоставлять услуги голосовой связи, интернет-телефонии. Появится возможность создавать в любом месте собственные офисные мини-АТС и выделять многоканальные номера. Пока эта услуга более востребована среди бизнес-сообщества. Технология позволяет быстро и недорого (нет затрат на прокладку проводов) связывать в единую сеть территориально разбросанные офисы любой компании. Сегодня у Ме1гоМах 1400 корпоративных

¡прямые инвестиции / №07 [75] 2008 | реальный сектор

абонентов, которые, фактически, стали основной финансовой устойчивости компании.

Но постепенно среди клиентов становится больше частных лиц. Широкополосный беспроводной интернет, а значит, электронную почту и телефон заказывают в коттеджи, квартиры. Компания быстро идет к массовому рынку. Сейчас в абонентской базе доля юридических лиц — 45%. В начале прошлого года их было 90%.

В ближайшее время производители должны сертифицировать и предложить рынку компактный мобильный терминал, который позволит работать в интернете в движении. Это значит, что с помощью IP-телефонии появится возможность предоставлять абонентам WiMax мобильную голосовую связь. Сегодня это делают операторы сотовой связи. Но себестоимость голосовой связи от WiMax будет намного ниже. При этом с помощью широкополосного интернета абоненты получат несравнимо больший пакет услуг. Именно поэтому WiMax иногда называют четвертым поколением мобильной связи.

Кстати, перспективы WiMax оценил рынок США. Спустя три года после MetroMax, в мае 2008 года, Google, Intel, Time Warner, Sprint Nextel и ряд других игроков IT-рынка объявили о создании американского WiMax-опера-тора на базе компании Clearwire. Общие инвестиции составят $3,2 млрд. К концу 2010 года в США будет развернута национальная WiMax-сеть. Жители США смогут в любой точке страны получать высокоскоростной интернет без проводов.

Федеральный уровень

Спустя два года после начала работы группа компаний MetroMax переросла границы региона и стала крупнейшим действующим федеральным оператором беспроводного доступа в интернет. Развивать федеральную сеть Сергею Швайкину помогает его репутация и умение выстраивать отношения даже с конкурентами. Сегодня ему легко вести бизнес в России, так как он встречается с людьми, которые, как и он, в 1995—96 годах строили в российских регионах сотовую связь. Сегодня те, кто тогда рос, принимают решения. Если бы не репутация Швайкина, ему бы было сложно строить федеральную сеть MetroMax. Даже бывшие конкуренты из «Смартс», с которыми когда-то компания «Билайн-Самара» очень жестко боролась за самарский рынок мобильной связи, сейчас с удовольствием с ним работают.

«Да, когда-то мы жестко, но интересно и с удовольствием конкурировали друг с другом, — улыбается Андрей Гиреев. — А сейчас мы с удовольствием строим партнерские отношения в тех регионах, где есть наши сети и куда выходит ГК MetroMax — предоставляем возможность размещать оборудование на наших базовых станциях».

Сегодня MetroMax уже работает в Оренбургской и Ульяновской областях. Строятся сети и открываются филиалы в Саратовской, Волгоградской, Ростовской областях, Краснодарском крае, Башкортостане и Татарстане. На этих территориях оператор до конца года запустит сеть в коммерческую эксплуатацию.

Сделано это будет уже с помощью средств нового инвестора. В конце марта 2008 года завершена сделка по приобретению фондом прямых инвестиций Volga River One Capital Partners 20% пакета акций ГК MetroMax. Структура сделки состоит из двух составляющих. Закрытая информация — стоимость покупки 20% акций MetroMax. Вторая часть, открытая, — инвестиции нового собственника в бизнес. В развитие общего бизнеса вкладывается дополнительно от $20 млн. до $50 млн. Также фонд обладает правом увеличить пакет акций до 49,6%. Решение об этом будет зависеть от перспектив компании. В 2005 году MetroMax получил чуть более 96 млн. руб. оборотных средств, в 2007 году эта цифра превысила 245 млн. рублей.

«Мы строили планы выйти на федеральный уровень, — признается Сергей Швай-кин. — Сегодня бизнес-процессы контролирует управляющая компания (УК) MetroMax. Она создавалась именно для того, чтобы мы выросли в федеральную компанию. Мы получили разрешение на частотный ресурс. Дополнительно получили инвестора. Это подтверждает наши федеральные планы и дает возможности их реализовывать».

Интерес к компании объясним: оператор ворвался в федеральный телекоммуникационный бизнес, работая в самом перспективном направлении отрасли — рынок интернета ежегодно растет на 300%. MetroMax будет стремиться получить частотный ресурс на всю Россию. Конечная цель развития — в 2009 году войти в четверку крупнейших федеральных операторов беспроводного доступа в интернет, мобильного интернета и мобильной связи России.

«Для нас стационарный WiMax — ступень, которая ведет к новым возможностям телекоммуникационного бизнеса, — заявил Сергей Швайкин. — После того, как появятся терминалы для мобильного доступа в интернет, начнется развитие массового рынка. Но даже сейчас, на этапе прихода к массовому рынку, за два года, мы смогли снизить стоимость терминалов до приемлемой для физических лиц. Более того, мы уже можем не продавать, а отдавать терминалы пользователям в безвозмездную аренду».

Небольшая компания MetroMax строит федеральную сеть WiMax в окружении богатых федеральных компаний сотовой связи, которые начали делать то же самое. Но Сергей Швайкин уверен, что знает, как конкурировать с крупными компаниями. Они консервативны, не могут быстро принимать

решения. Именно в этом — его преимущество. И уже к 2010 году он планирует подготовить компанию к выходу на IPO.

Личное счастье

Если следовать логике Сергея Швайкина, он счастливый человек. «Счастье человека иногда зависит и от того, может ли он выбирать себе работу, — объяснил он. — Сегодня я счастлив — у меня есть такая возможность. Честно говоря, после «Билайн-Самары» я мог бы и не работать. Поэтому очень долго выбирал новую сферу деятельности. У меня было примерно 15 предложений в Москве, Сибири, Дальнем Востоке. Очень выгодных с точки зрения заработной платы, но творчески менее интересных. К тому же тогда у меня был маленький ребенок, я не хотел бросать семью. Повторюсь, я могу позволить себе выбирать, и финансы — не главный критерий выбора. Зарплата, скорее, критерий моей эффективности, профессионализма».

Еще одна составляющая счастья для Сергея Швайкина — возможность строить бизнес «с нуля», принимать решения, рисковать, отвечать за результат. «Мне обязательно нужно что-то создавать, — объяснил он свои взгляды на бизнес. — Почему я не стал работать в «Вымпелкоме»? Это уже выстроенная компания — механизм. Мне не нравится, когда за меня кто-то определяет мои шаги. Когда-нибудь и MetroMax станет механизмом.

Знаете, в чем проблема больших федеральных компаний, имеющих жесткие корпоративные правила? У многих работников главная цель — не вылететь из процесса. Это неизбежно накладывает на человека отпечаток. Он боится принять самостоятельное решение, высказать свое мнение. Меня такая ситуация не устраивает. Я вообще, видимо, человек научно-авантюрный. Поэтому, уйдя из «Билайн-Самары», ждал возможности вновь начинать «с нуля». И второй раз доказал, что умею создавать компании. У меня есть жадная до работы команда. Когда мы построим сеть, возможно, я скажу, что больше тут не нужен. Уйду в совет директоров, буду исполнять ревизионные функции. Почему? Это уже будет другой бизнес.

Чем смогу заняться? Я самодостаточный человек и никогда не пойду на работу, если не буду уверен, что справлюсь. Сколько бы ни предложили. Есть интересный пример: в США, исследуя рынок труда, дали объявление о том, что в очень крупную компанию требуется ведущий специалист по экономике с зарплатой полтора миллиона долларов в год. Почти никто не откликнулся. Люди объективно себя оценивали. Такая зарплата требует очень высокой квалификации. Если подобное объявление дать в России, откликнутся тысячи и большинство не будет представлять, куда они идут. У меня этого качества нет». Ц

реальный сектор | прямые инвестиции / №07 [75] £008|

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.