Научная статья на тему 'Бизнес-репутация предпринимателей Башкортостана периода нэпа'

Бизнес-репутация предпринимателей Башкортостана периода нэпа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ / ТОРГОВЛЯ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / РЫНОК / КОММЕРЦИЯ / НЭПМАНЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хазиев Р. А.

Приводимые данные позволяют осветить целый ряд малоизученных вопросов, касающихся формирования кредитного рынка Башреспублики, повышения доступности кредитов для частного торгово-промышленного капитала, легального действовавшего в 1921-1929 годах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес-репутация предпринимателей Башкортостана периода нэпа»

ISSN 1998-4812

Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. №1(1)

783

УДК 94 (47+57) “1921-1928”

БИЗНЕС-РЕПУТАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ БАШКОРТОСТАНА ПЕРИОДА НЭПА

© Р. А. Хазиев

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, З2.

Тел./факс: +7 (З47) 27З 67 78.

E-mail: khazievra@mail.ru

Приводимые данные позволяют осветить целый ряд малоизученных вопросов, касающихся формирования кредитного рынка Башреспублики, повышения доступности кредитов для частного торгово-промышленного капитала, легального действовавшего в 1921-1929 годах.

Ключевые слова: частный капитал, торговля, предпринимательство, рынок, коммер-

ция, нэпманы.

Коммерциализация народного хозяйства страны периода нэпа неизбежно вела к появлению частного капитала, успешная деятельность которого порой была невозможна без получения кредита для поддержания начатого дела. Происходившие в период Г ражданской войны ожесточенные сражения с неоднократным переходом отдельных районов «из рук в руки» губительно сказались как на строениях, в которых размещались производства, так и на сохранности производственных фондов. Обветшание и запустение промышленных площадей, находившихся в зоне боевых действий, требовало более солидных материальных вложений, чем техническая расконсервация замороженных объектов. Однако ссужение деньгами новоявленных «красных купцов» было в определенной степени рискованным мероприятием, поэтому оценкой кредитоспособности заемщиков стало заниматься учрежденное в 1922 г. «Первое российское товарищество по выдаче справок о кредитоспособности». Товарищество, а с 1924 г. АО «Кредит-бюро» стало в советской России информационным лидером, специализировавшимся на оказании услуг в области экономической безопасности. «Кредит-бюро», а также одно из его региональных подразделений в лице «УралоБашкирской конторы».

«Кредит-Бюро», стремясь извлечь доход из своей информационно-аналитической деятельности, использовало почти 16-тысячную армию штатных и внештатных агентов, добывавших для банков данные на интересовавшие их персоны или хозяйствующие коммерческие субъекты. Обращавшиеся в «Кредит-Бюро» государственные и коммерческие банки относились к категории солидных и платежеспособных клиентов, что изначально подразумевало не только качественное обслуживание, но скрупулезное и ответственное исполнение полученного заказа. Высокая цена ошибки или халатности при сборе, обработке и продаже клиентам не выверенной итоговой информации - возможные финансовые потери кредитующей организации из-за невозврата заемных средств, а также удар по репутации и утрата надежного источника дохода самого «Кредит-Бюро» - породили систему перепроверки добываемых сведений по различным каналам.

Специалисты «Кредит-Бюро», профессионально и по отлаженной технологии занимаясь мониторингом финансовой состоятельности действовавших на внутреннем рынке индивидуальных предпринимателей и различных форм собственности

юридических лиц, привлекающих заемный капитал, создали достаточно обширную и надежную базу данных на отечественных коммерсантов. Разнообразные сведения были получены и агентами «Урало-Башкирской конторы», собиравшими досье на бизнесменов-заемщиков Башреспублики.

Обработка досье показала, что в иерархии ценностных ориентиров бизнесменов Башреспублики не были доминирующими признаки ненадежности начатого коммерческого дела, но в то же время и стоической уверенности, что разрешенная в 1921 г. частнопредпринимательская деятельность - это надолго и всерьез. Тем не менее аккумулированные данные дают основание утверждать о преимущественно созидательном отношении частного капитала к своему бизнесу и его нацеленности возвращать кредиторам вложенные в дело заемные средства. Такие деяния как подлог, обман, предоставление «исправленного (недостоверного) баланса» фирмы для «займа ссуды», получение денежных сумм под необеспеченные материальные ценности и другие «теневые» поступки идентифицировались нэпманами как уничижающие достоинство частника и подрывающие его общественную репутацию в условиях острой конкуренции с государственными и кооперативными хозяйствующими субъектами [1]. Поэтому государственные и кооперативные банки имели устойчивую клиентуру из числа представителей частного торгово-промышленного капитала.

Одним из первых, кто в 1922 г. организовал частный бизнес, был проживавший в Уфе Сергей Слободский. Фирма, работая «исключительно на кредитах» и имея на 25 августа 1924 г. собственных «денежных средств» 309 рублей, тем не менее, постоянно получала заемные средства. Владелец, обладая репутацией кристально честного человека, который свои «обязательства исполняет в срок, постоянно «под честное слово» получал кредиты, несмотря на то, что в 1924 г. имел кредиторскую задолженность в 12 тыс. рублей. Коммерсант пользовался особым доверием не только у кредиторов, но и в местных торговых кругах, представляя интересы бизнес-сообщества в секции частной торговли Башкирской товарной биржи [2].

Славу «отличного заемщика» имел Самуил Борисович Арон, открывший в 1921 г. кондитерский магазин в Гостином дворе г. Уфы. Предприниматель, о котором в деловых кругах «отзывались как о хорошем коммерсанте и расчетливом человеке», вложив в «прибыльное дело» 12 550 рублей к лету

784

ИСТОРИЯ

1926 г. имел на паях с женой в двух банках и в ОВК «небывалый кредит» до 15 тысяч рублей. Кредиторы оказались столь щедры к коммерсанту потому, что четко просчитали, из каких источников и какими суммами он сможет погашать ссудную задолженность. Только за один операционный год, который длился с 1 октября 1926 г. по 1 октября 1927 г., в кондитерской С. Б. Арона произвели «10-12 вагонов» сладкой продукции, «уходившей прямо с колес». Помимо дела, С. Б. Арон вкладывал средства и в недвижимость, являясь собственником одного дома и совладельцем второго, оцениваемых в 12 тысяч рублей, т.е. он располагал имуществом для обеспечения ссуды. [3].

Прекрасная кредитная история надежного заемщика сложилась у долгожителя малого бизнеса в Уфе - Петросяна Павла Артемьевича, начавшего еще в 1918 г. подпольно производить обувь. Владелец обувной мастерской, легализовавшись с началом нэпа, сумел освоить очень прибыльное дело: пошив на заказ мягкой обуви, которую сбывал кооперативным организациям. Работа по заключенным договорам оказалась столь доходной, а рыночная конъюнктура и перспективы работы клиента виделись настолько благоприятными, что предприниматель попал в категорию высокоплатежных заемщиков, которым без колебаний выдавали ссуды. Все изменилось, когда в апреле 1927 г. советским государством был «муниципализирован» добротный дом П.А. Петросяна, что тут же из-за возможной необеспеченности ссуд ликвидными активами в четыре раза снизило кредитный рейтинг предпринимателя с 2 500 руб. до 500 рублей. Резкое уменьшение суммы кредитования не могло не сказаться отрицательно на бизнесе и соответственно возможности обеспечения долга [4].

Банки, принимая решения о выдаче кредита, обращали внимание и на дореволюционное прошлое соискателя, если оно имелось. Так, четыре компаньона: С. Валитов, Я. Багаутдинов, Т. Багаутдинов и Т. Исанбаев, основавшие в 1924 г. фирму «Исанбаев Т. и К°», торговавшую галантереей в одном из просторных магазинов престижного в Уфе Гостиного двора, имели опыт дореволюционной торговли. Собрав в складчину капитал в 4 тысячи рублей, они очень быстро «поставили дело на ноги». Коммерсанты, «аккуратно и своевременно» рассчитываясь по векселям, а также имея значительные собственные оборотные средства, добились высокого рейтинга в Госбанке, предоставлявшего фирме ссуду в размере 5-6 тысяч рублей [5].

Из «бывших коммерсантов» был и Городецкий Константин, «содержавший» на станциях Давлека-ново и Раевка хлебозаготовительные пункты. Предприниматель, с 1922 г. занявшись привычной хлебно-бакалейной торговлей, «вложив в дело ...30 тысяч рублей», обладал редким для того периода времени показателем высокой финансовой устойчивости в виде соотношения собственного и заемного капитала фирмы. Поэтому Госбанк без колебаний выдавал ему кредиты до 10 тысяч рублей [6]. Вернулся в бизнес в начале 1920-х гг. и торговавший в Уфе с 1913 г. хлебом Фейгельсон Рувим. Дела у процветающего хлеботорговца по сопоставле-

нию притока и оттока денежных средств фирмы шли настолько удачно, что он заимел в банке «персональный кредит в размере 10 тысяч рублей» [7].

Завидное упорство и волю в выковывании репутации надежного заемщика проявил Лысцов Яков Степанович, торговавший бакалейными товарами в Бирске. Коммерсант, преодолев постигшую его в 1923 г. «крупную неудачу», когда «вследствие непосильных налогов» пришлось свернуть торговлю, ровно через год не только возобновил дело, но сумел к октябрю 1926 г. уже прочно утвердиться в бизнесе, имея среднемесячный оборот в размере 6 тысяч рублей при накладных расходах, не превышавших «7% к обороту». Предприниматель, зарекомендовав себя надежным партнером, прочно заручился поддержкой кредитных учреждений, ссужавших его до 4 тыс. рублей [8].

Белебеевец Раззоренов Федор Николаевич, имея авторитет «хваткого человека», основную ставку сделал на «реализацию в кредит местным пивным» популярного пива «Жигули». Коммерсант, успешно конкурируя с Башпромом в борьбе за оптовых «закупщиков пива», без труда получал кредиты под залог недвижимого имущества, оцениваемого в 10-11 тысяч рублей [9].

Не отставали от мужчин, имея незапятнанные кредитные истории, предприимчивые нэпманши. Так, пережив разрыв с компаньоном Парфеновым Никитой Ивановичем, начавшим с 10 февраля

1927 г. отдельно торговать верхней одеждой в Гостином дворе, не сдалась на милость обстоятельств Зинаида Васильевна Сумарокова. Она, не побоявшись вложить в новое предприятие порядка семи тысяч рублей, сама в марте 1927 г. встала за прилавок, организовав прием заказов и «торговлю готовым платьем». Предпринимательница, быстро освоившись и на деле доказав, что может работать не хуже мужчин, порой имевших к тому же вредные привычки, очень скоро заполучила реноме надежного заемщика, что позволило получить кредит в размере до 2 500 рублей, на который можно было купить вполне приличный дом в Уфе [10].

Таким образом, в большинстве случаев бизнесмены осознанно выступали за открытое и деловое партнерство с кредиторами. Желание частного капитала иметь чистую кредитную историю определялось комплексом обстоятельств моральноэтического, ментального, психологического характера и индивидуального настроя, что быть честным, иметь безупречную коммерческую репутацию было почетно, важно и, самое главное, чрезвычайно социально выгодно в среде «красных купцов».

ЛИТЕРАТУРА

1. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 899-912.

2. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 902. Л. 150.

3. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 899. Л. 179.

4. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 908. Л. 93.

5. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 902. Л. 142-144.

6. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 905. Л. 101.

7. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 906. Л. 44.

8. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 905. Л. 19.

9. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 908. Л. 62.

10. РГАЭ. Ф. 7624. Оп. 4. Д. 909. Л. 119.

Поступила в редакцию 04.04.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.