Научная статья на тему 'Бизнес поддерживает профильные вузы'

Бизнес поддерживает профильные вузы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / СОИСКАТЕЛИ / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЙ ПЕРСОНАЛ / ОБРАЗОВА-ВСЕ УВЕЛИЧИВАЮЩИЙСЯ РАЗРЫВ МЕЖДУ ТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / СТИПЕНДИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / КОНКУРСЫ / STAFF POLICY / JOB SEEKERS / EDUCATIONAL PROJECTS / SCHOLARSHIP PROGRAMS / INTERNSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Широкова Ирина

Бурное развитие фармацевтической отрасли приводит к росту спроса на квалифицированный персонал. Зачастую он остается неудовлетворенным, в т. ч. из-за несоответствия уровня вузовской подготовки требованиям работодателей в условиях быстроменяющегося рынка. Фармацевтические производители стремятся восполнить этот пробел, инвестируя в различные образовательные программы. На сегодняшний день эта активность еще не стала общей тенденцией, но она достаточно высока, и ее роль весьма позитивно оценивают как руководители вузов, так и студенты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS SUPPORTS PROFILE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

One of the activities of pharmaceutical companies as consumers of pharmaceutical staff is to promote professional development of students at specialized schools. In their joint effort with professional high schools and vocational education institutions, pharmaceutical companies carry out training projects to support future specialists and develop up-to-date educational programs

Текст научной работы на тему «Бизнес поддерживает профильные вузы»

ТРЕНДЫ И БРЕНДЫ

Р£мшиим f1* 31

Ирина ШИРОКОВА, «Ремедиум»

Бизнес поддерживает профильные вузы

Бурное развитие фармацевтической отрасли приводит к росту спроса на квалифицированный персонал. Зачастую он остается неудовлетворенным, в т. ч. из-за несоответствия уровня вузовской подготовки требованиям работодателей в условиях быстроменяющегося рынка. Фармацевтические производители стремятся восполнить этот пробел, инвестируя в различные образовательные программы. На сегодняшний день эта активность еще не стала общей тенденцией, но она достаточно высока, и ее роль весьма позитивно оценивают как руководители вузов, так и студенты.

Ключевые слова: кадровая политика, соискатели, квалифицированный персонал, образовательные проекты, учебные заведения, стипендиальные программы, конкурсы, производственная практика, стажировка

• СЛАБЫЕ МЕСТА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Поиск подходящих сотрудников — непростая задача для фармкомпаний. Особенно она усложнилась с появлением тренда на создание фармкластеров и локализацию фармпроизводств в России: немного сегодня найдется кандидатов на производственные должности, в полной мере отвечающих запросам работодателей. Даже при хорошей базовой подготовке далеко не каждый выпускник сегодня готов к практической работе.

В сложившейся ситуации одни винят консервативную и негибкую по своей природе систему образования и отсутствие современных стандартов, другие — плохо налаженные связи между учебными заведениями и фармацевтическим производством. Но все отмечают назревшую необходимость в корректировке образовательных программ.

По словам Ирины Борискиной, менеджера отдела персонала «АстраЗенека Россия», российское медицинское и фармацевтическое образование всегда отличало высокое качество. Однако фармацевтические технологии и методы лечения в последнее время «ушли настолько далеко вперед», что возникла серьезная потребность в развитии соответствующих сегодняшнему дню программ подготовки в вузах.

В связи с этим возникают вопросы: какими должны быть эти программы, для кого конкретно разрабатываются, специалистов с какими компетенциями сегодня ждут потенциальные работодатели? Татьяна Смирнова, директор отдела по взаимодействию с органами государственной власти и связям с общественностью представительства компании Pfizer H.C.P. Corporation, уверена, что отечественному здравоохранению необходимы универсальные специалисты, которые должны обладать не только прекрасными знаниями в области фармацевтической химии, но и иметь управленческие навыки. Она также отмечает наметившийся в условиях модернизации российской системы здра-

Keywords: Staff policy, job seekers, qualified personnel, educational projects, educational institutions, scholarship programs, competitions, work practice, internship

One of the activities of pharmaceutical companies as consumers of pharmaceutical staff is to promote professional development of students at specialized schools. In their joint effort with professional high schools and vocational education institutions, pharmaceutical companies carry out training projects to support future specialists and develop up-to-date educational programs. Irina SHIROKOVA, Remedium. BUSINESS SUPPORTS PROFILE HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS.

воохранения спрос на технологов, химиков-аналитиков, начальников производств и других специалистов, умеющих работать в условиях современного фармацевтического производства. С ней соглашается Виталий Смердов, гендиректор ЗАО «ФармФирма «Со-текс», который обращает внимание на все увеличивающийся разрыв между реальным производством, осуществляемым на современном оборудовании с применением инновационных технологий, и программами вузов. «В первую очередь это ощущается при поиске технологов, микробиологов, химиков, — уточняет он. — Мало того, мы столкнулись с ситуацией, когда кандидаты, окончившие некоторые вузы, прежде всего региональные, приходят на работу, не имея базовых знаний даже по профильным предметам, например химии. Хотя, возможно, это связано с конкретными персоналиями». Георгий Соустин, директор по корпоративным отношениям и коммуникациям «Такеда Россия», предлагает рассматривать данную проблему шире: «Сегодня необходимо дать определенный уровень образования не только тем, кто будет работать на фармпред-приятиях, но и тем, кто будет образовывать весь сектор, — уверен он. — В связи c предстоящим переходом на GMP в стране в принципе не хватает специалистов, которые бы могли работать в отрасли на должном уровне, определяемом международными стандартами. И здесь неважно, говорим ли мы об иностранных фармкомпаниях, строящих заводы в России, российских предприятиях или же о будущих сотрудниках регуляторных органов и иных государственных и частных структур, имеющих отношение к фармотрасли. Соответствовать стандартам надлежащей практики должно не только производство, а вся логистическая цепочка, по которой проходит лекарственный

32 «ff рщЩЦЦМ

ТРЕНДЫ И БРЕНДЫ

препарат, — от производителя и до конечного потребителя». Он также призывает обратить внимание на образование будущих «синих воротничков» — выпускников средних учебных учреждений, поскольку порядка 70—75% специалистов, которые требуются на фармацевтическом заводе, — это среднее звено, люди, непосредственно участвующие в производственном процессе, занимающиеся складскими технологиями и упаковкой. Они должны быть квалифицированными, досконально знать оборудование и особенности производственного процесса даже за пределами их собственного участка.

Серьезный пробел также существует в системе подготовки статистиков для работы в фармотрасли. «На данный момент практически ни один фармвуз России не готовит конкурентоспособных специалистов в области обработки и статистического анализа фармакологических и клинических данных, — отмечает Кирилл Песков, руководитель Московского исследовательского центра по математическому моделированию компании «Новартис Фарма». — Это существенно замедляет в нашей стране создание современной работоспособной инфраструктуры для проведения клинических испытаний, а следовательно, и разработки инновационных препаратов. Практически на всех этапах сбора клинической информации требуются сотрудники с определенными специализированными навыками (например, создание баз данных, статистическое программирование на языках SAS и SPSS, фармакометрические расчеты при помощи программных пакетов NON-MEM и Monolix), без которых невозможно подготовить к подаче в регуля-торные органы данные клинических испытаний. Кроме того, без квалифицированных статистиков очень сложно правильно разработать дизайн будущих клинических испытаний и программы исследований, а значит, снизить вероятность негативного исхода». Ирина Острякова, директор по коммуникациям Евразийского региона Sanofi, указывает на важность обучения будущих специалистов фармотрасли иностранным языкам: «Ввиду того большого значения, которое сегодня приоб-

ретает международный обмен опытом, хорошее владение иностранным языком, прежде всего английским, является ключевым фактором успеха современного специалиста». Ирина также видит необходимость получения дополнительного образования в области маркетинга студентами медицинских вузов, планирующими продолжить свою карьеру в фармацевтическом бизнесе.

• ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ УЧАСТНИКОВ РЫНКА

Фармацевтические компании практикуют различные формы поддержки развития отечественного образования — приглашают на ознакомительные экскурсии и производственную практику студентов профильных вузов, выплачивают стипендии лучшим, разрабатывают и реализуют образовательные программы совместно с высшей школой.

По словам Ирины Борискиной, для компании «АстраЗенека Россия», акцентирующей свою деятельность на инновационной биофармацевтике, приоритетным является сотрудничество с вузами, готовящими таких специалистов, как химики, медики, фармацевты. В партнерстве с ними компания организует и проводит различные мероприятия с российским и международным участием, на которых знакомит студентов профильных специальностей с различными аспектами своей научно-исследовательской деятельности. Так, в конце мая прошлого года Аджай Гаутам, исполнительный директор подразделения по сотрудничеству в области исследований и разработок на развивающихся рынках компании AstraZeneca, прочел в Политехническом музее лекцию о стимулировании развития инновационной фармацевтики и привлечении инвестиций в сектор R&D. Недавно Виталий Пруцкий, глава по информационному обеспечению R&D AstraZeneca в России и Восточной Европе, выступая на встрече в Научном кафе, посвященной актуальным проблемам биофармацевтики, рассказал слушателям о новом подходе при разработке лекарственных препаратов — поиске мишеней для терапевтического воздействия. А в конце июня этого года AstraZeneca в партнерстве с

Nobel Media пригласила в Россию Нобелевского лауреата по химии 2003 г. Питера Эгра для участия в круглом столе с ведущими российскими учеными, работающими в области биомедицинских наук. Он также прочтет две публичные лекции в Москве и Санкт-Петербурге на тему «От атомных структур к клинической медицине».

Кроме того, «АстраЗенека Россия» реализует ряд долгосрочных проектов, направленных на расширение сотрудничества с фармацевтическими вузами. Так, уже несколько лет компания сотрудничает с Пятигорской фармацевтической академией (ныне — Пятигорский медико-фармацевтический институт — филиал ВолгГМУ), участвуя в образовательных программах для студентов четвертых-пятых курсов. После обучения в вузе молодой человек должен понять для себя, интересна ли ему такого рода деятельность и готов ли он работать в фармкомпании. «Для «АстраЗенека Россия» важно еще на этапе обучения сформировать у будущих специалистов понимание, как устроен фармбизнес, как работают фармкомпании, а самое главное — как применять фундаментальные научные знания, которыми славится российская система высшего образования, на практике, чтобы научные открытия не оставались в стенах научных лабораторий, как это часто бывает, а приносили реальную пользу пациентам, нуждающимся в новых методах лечения», — подчеркивает Ирина Бориски-на. Говоря о самой тенденции, она отмечает, что проведение совместных образовательных мероприятий фарм-компаний и вузов — это устоявшаяся практика.

Между тем, по мнению Ирины Остря-ковой, образовательные программы от компаний в России еще не очень распространены, хотя в последнее время ситуация меняется к лучшему и все больше фармкомпаний проводят тематические лекции и курсы в ведущих вузах Москвы и Санкт-Петербурга. В подобных инициативах, в частности, участвует и компания Sanofi. Похожая точка зрения у Георгия Соустина: по его словам, проведение совместных образовательных программ с фармацевтическими вузами пока не получило ши-

РЩЩЦЦМ 33

рокого распространения среди фарм-компаний. Связано это с тем, что немногие зарубежные производители имеют собственные заводы, где они могли бы осуществлять партнерские образовательные программы в рамках производственного процесса. «С увеличением количества локализованных в России производств интерес к данной деятельности будет расти, — уверен Георгий Соустин. — Но уже сегодня есть ряд компаний, которые вполне успешно реализуют образовательные проекты по дополнительной профессиональной подготовке студентов и учащихся средних специальных заведений». Среди них — «Такеда Россия», которая сотрудничает с правительством Ярославской области в сфере подготовки специалистов среднего звена для фармацевтической промышленности на базе химико-технологического лицея в Ярославле. В ближайшее время состоится выпуск студентов первой группы. «Может быть, сейчас обучается не так много ребят в масштабах страны, но этого достаточно, чтобы понять, насколько эффективен будет этот проект, — замечает Георгий Соустин. — Мы со своей стороны высоко оцениваем достигнутые результаты. При этом нельзя говорить, что компания нацелена исключительно на отбор особо одаренных детей с их дальнейшей подготовкой к работе на заводе Takeda. Реализуя данный проект, мы, скорее, помогаем лицею. Причем помогаем преимущественно информационно, а также оборудованием и материалами, которые они сами не в состоянии купить либо найти. Что же касается учащихся, то мы стараемся дать им необходимые базовые знания, поскольку фармкомпании, куда они впоследствии попадут на работу, в любом случае будут доучивать их по-своему, проводить собственные тренинги и стажировки. Собственно, ради этой базы, понимания своей профессии и предъявляемых к ней требований мы все это и делаем».

Одним из примеров такой поддержки является создание в лицее макета «чистой комнаты» для получения учащимися более наглядного представления о GMP, осуществленное «Такеда Россия». «Чистая комната» обеспечивает полную визуализацию процесса — она оснащена

шлюзами и специальными умывальниками, ее стены выкрашены в белый цвет. Компания также принимает студентов на практику. Сегодня несколько учащихся химико-технологического лицея проходят длительную стажировку на заводе Takeda в Ярославле. Есть договоренность о стажировке студентов из Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии (СПХФА). Среди других образовательных инициатив «Такеда Россия» — организация и проведение фармацевтического лагеря «ФИЛИН» (основной задачей которого является организация образовательных мероприятий, семинаров и мастер-классов с участием ведущих специалистов отрасли), поддержка Всероссийской студенческой фармацевтической олимпиады — в разных форматах.

Уже несколько лет сотрудничает с СПХФА компания STADA CIS. «В рамках этого сотрудничества она финансирует программы повышения квалификации преподавателей Академии и издание специализированной литературы, поддерживает талантливых студентов Академии, спонсируя студенческие олимпиады, — конкретизирует Иван Глуш-ков, замгендиректора компании STADA CIS. — Кроме того, в прошлом году при поддержке STADA Академия стала членом Международной ассоциации фармацевтов (FIP). Членство в FIP — это доступ к солидной базе знаний, накопленной Ассоциацией за более чем столетнюю историю существования, а также возможность выстраивать эффективные каналы международного обмена опытом и информацией». Глобальную образовательную программу разработала и проводит в России компания Pfizer. В рамках блока инвестиционной стратегии «Больше чем образование» она активно сотрудничает с двумя ведущими российскими вузами — СПХФА и МГУ им. М.В. Ломоносова. Эта деятельность началась в июне 2011 г., когда администрацией Санкт-Петербурга, СПХФА, российской биофармацевтической компанией «Биокад» и компанией Pfizer было подписано соглашение о разработке совместной образовательной программы, направленной на формирование нового поколения специалистов фармацевтичес-

кой отрасли. Проект стартовал в марте 2012 г. на базе СПХФА. В октябре 2012 г. компания начала сотрудничество с МГУ.

По словам Татьяны Смирновой, специально разработанная образовательная программа состоит из нескольких модулей, затрагивающих все основные аспекты создания ЛС. Одним из них является курс «Биологические лекарственные препараты», который достаточно подробно раскрывает подходы к открытию и разработке биотехнологических препаратов. На сегодняшний день курс уже успешно прочитан студентам обоих вузов. «Отличительной особенностью этого образовательного модуля, как и всех лекций, организованных компанией Pfizer, является участие специалистов с международным практическим опытом, — подчеркивает Татьяна Смирнова.— Это позволяет студентам получить информацию из первых рук — от реальных участников фармацевтической индустрии. На данный момент подготовлено и проведено 8 образовательных модулей (160 часов), лекции прочитали 37 международных экспертов, а 230 студентов получили именные сертификаты о прохождении курсов».

Помимо участия в образовательных модулях, студенты получают возможность проходить стажировки в научных и производственных центрах Pfizer. Так, летом прошлого года 20 лучших студентов прошли практику на производственных площадках и в лабораториях компании в России, Ирландии и Турции. В этом году в рамках дальнейшего развития образовательной программы будет организована двухмесячная стажировка для лучших студентов Академии в R&D-центре Pfizer в г. Гротон (США) и на заводе компании в г. Хавант (Великобритания). Наиболее перспективным студентам и аспирантам, обучающимся по данной программе, также предоставляется возможность пройти 2,5-летний заочный курс магистерского уровня по фармацевтической медицине в колледже Hibernia в Дублине, (Ирландия). В настоящее время один студент уже прошел полный курс обучения, а 4 участника программы продолжают учебу в колледже Hibernia.

34 ШР РШЩЦЦМ

ТРЕНДЫ И БРЕНДЫ

«Компания Pfizer ведет активную работу по расширению образовательной программы и привлечению все большего числа участников, — продолжает Татьяна Смирнова. — Уже сейчас идет интенсивная работа по формированию учебного плана на 2013/14 учебный год, и мы будем рады представить слушателям новые интересные образовательные модули».

Целый ряд совместных проектов с университетами и на счету компании «Но-вартис Фарма». Так, за последние 2 года российскими учеными — сотрудниками Центра математического моделирования, открытого компанией в 2011 г. в Москве, были прочитаны лекции в Волгоградском государственном медицинском университете и СПХФА, на которых рассматривались вопросы применения инновационных математических методов при разработке лекарств. Сегодня эта работа продолжается. Специалистами компании разработан курс лекций и практических занятий по фармакометрике и математическому моделированию, который будет проведен летом этого года. Главная задача данной образовательной программы — познакомить студентов, аспирантов и молодых специалистов с современными стандартами обработки фармакологических данных, показать, как математические модели и специализированное программное обеспечение могут помочь при создании инструкции к применению ЛС. «В последние 20 лет эта научная дисциплина сделала существенный скачок во всем мире, однако в России практически не развита, — подчеркнул Кирилл Песков. — Надеемся, что проведение нашего образовательного курса позволит исправить данный пробел». Наряду с западными коллегами активно реализуют образовательные проекты и ведущие российские компании, в частности ГК «Р-Фарм». Группа проводит собственные учебные дни в рамках Всероссийской студенческой фармацевтической олимпиады и лагеря «ФИЛИН», а также организует собственные конкурсы. По словам Марины Котельниковой, директора по персоналу ГК «Р-Фарм», на предприятиях группы регулярно проходят практику студенты химических и фармацевтических специальностей. С 2011 г. сту-

денты и молодые специалисты из Ярославля благодаря поддержке ГК «Р-Фарм» стажируются в США и Китае. Сотрудники «Р-Фарм» участвуют в корректировках образовательных программ вузов и средних специальных учебных заведений, присутствуют при защите дипломных проектов. Более трех лет группа развивает свои стипендиальные проекты. Стипендии «Р-Фарм» получают талантливые студенты вузов и средних специальных учебных заведений в Ярославле, Костроме и Томске. За время реализации стипендиального проекта в нем приняли участие порядка 2 тыс. студентов, в 2012 г. стипендии получили 200 человек. В рамках проекта 14 стипендиатов были трудоустроены на Ярославском заводе готовых лекарственных форм. Кстати, в Томский политехнический университет ГК «Р-Фарм» пришла не только со стипендиальным проектом. В стенах вуза при ее поддержке создана Академия фармацевтической и биотехнологической промышленности. В рамках проекта был открыт научно-образовательный центр «ТПУ — Р-Фарм» для подготовки инженеров нового поколения, которым предстоит работать на высокотехнологичном производстве. Магистранты обучаются по направлению «Инжиниринг в фармацевтических и биотехнологических производствах». Проект поддержали Агентство стратегических инициатив при Президенте РФ (АСИ) и «Деловая Россия». Постоянно работает со студентами, привлекая в свою команду молодых специалистов, и ГК «Герофарм». «Сегодня инвестиции в отрасль — это не просто строительство новых производственных мощностей, а прежде всего новая философия производства, — объясняет позицию компании Петр Родионов, гендиректор ГК «Герофарм». — Мы должны изменить подходы к работе, а главное — преодолеть стереотипы, что отечественные производители по определению якобы хуже, чем зарубежные. Мы должны быть в два раза лучше, чтобы вернуть доверие населения к отечественному производителю, тем более что локальная индустрия сегодня быстро развивается, крепнет, и обобщать уже так нельзя. Однако для соответствующих самым последним дости-

жениям отрасли новых производств, как уже существующих, так и тех, что будут запущены в самое ближайшее время, нужен квалифицированный персонал, в котором в т. ч. заинтересована и наша компания. При этом мы не только стараемся привлекать в свои ряды перспективных молодых специалистов, но и меняться сами: например, в компании организованы бесплатные курсы английского языка. И конечно, постоянно ведется обучение правилам GMP». В рамках обозначенной стратегии ГК «Герофарм» поддерживает фармацевтические олимпиады среди учащихся профильных вузов, приглашает студентов на ознакомительные экскурсии на завод, а также на производственную практику. В этом году группа организовала конкурс в рамках Всероссийской студенческой олимпиады в Казани. Победители конкурса — 6 студентов факультета фармации и медицинской биологии Северного государственного медицинского университета — приглашены на торжественное открытие завода в Московской области, которое состоится осенью текущего года. В апреле для нескольких перспективных студентов СПХФА 4-го и 5-го курса (кафедра ГЛС и кафедра биотехнологии) была организована экскурсия на завод компании в Подмосковье, в рамках которой они познакомились с производством генно-инженерных инсу-линов человека.

«Приглашение выпускников на такие экскурсии помогает им увидеть производство «изнутри» и, возможно, определиться с дальнейшим выбором места работы, — полагает Дмитрий Буровик, директор компании «Герофарм-Био», входящей в ГК «Герофарм». — Так, например, мы уже сделали предложение будущей выпускнице и отправили ее на профильное обучение. Этим летом еще 4 студента СПХФА (кафедра ГЛС и кафедра биотехнологии) пройдут на нашем заводе производственную практику».

Будучи заинтересованной в притоке перспективных молодых специалистов, начала свое сотрудничество с вузами и компания «Сотекс». Первой ласточкой стало посещение завода группами студентов из МХТУ им. Д.И. Менделеева и Первого МГМУ им. И.М. Сеченова.

рщщиим 35

Однако разворачивать масштабную программу обучения на данном этапе компания не планирует. «Для нас это затруднительно, поскольку все сотрудники работают в интенсивном режиме и не обладают запасом времени, необходимым для проведения учебно-методической работы, — замечает Виталий Смердов. — Мы знакомим студентов с предприятием, оборудованием, принципами и правилами работы, а в случае наличия реального интереса к работе на производстве предлагаем пройти краткую стажировку. На наш взгляд, перспективным направлением стало бы более тесное сотрудничество с преподавателями вуза. Они могли бы подготовить программы стажировки и лично принять в них участие, высвободив время сотрудников предприятия».

• СЛОВО — ЗА ВУЗАМИ

Если компаниям важно обеспечить потребности в квалифицированном персонале, то вузу необходимо, чтобы его выпускники были востребованы на рынке труда, а самим выпускникам — получить интересную и перспективную работу.

По мнению Ирины Борискиной, работа в фармкомпании — это одно из престижных направлений, доступных специалисту после получения диплома об окончании фармацевтического вуза. Взаимодействие с такими компаниями и возможность предлагать трудоустройство еще во время обучения — это несомненные плюсы учебного заведения. В большинстве своем вузы заинтересованы в сотрудничестве с фармпро-изводителями и оказывают им необходимую поддержку.

Менее оптимистичен Иван Глушков, по словам которого известные на рынке совместные проекты вузов и фармком-паний являются в основном следствием активной позиции лишь отдельных руководителей вузов. «К сожалению, ни Совет ректоров медицинских и фармацевтических вузов России, ни Миноб-рнауки не выражают интерес к взаимодействию с отраслью», — констатирует он.

«Системе образования сегодня не хватает практической ориентированности, — считает Елена Сапир, проректор

по развитию образования Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. — В связи с этим вузам нужно налаживать контакты с компаниями-работодателями, поддержка которых им крайне необходима». И такие контакты уже существуют и приносят свои ощутимые плоды. Среди наиболее значимых мер по поддержке студентов ЯрГУ со стороны бизнеса Елена Сапир выделяет следующие: + выплата дополнительных стипендий талантливым студентам (их размер достигает 10 тыс. руб., что для Ярославского региона весьма существенно); + привлечение студентов к участию в выставках, в частности «Фармтех», где они получают неоценимый опыт, участвуя в мастер-классах; « организация и проведение стажировок для студентов как профильных специальностей, так и юристов и экономистов.

«Кстати, я сама проходила стажировку в компании «Р-Фарм», которая активно сотрудничает с нашим вузом, — замечает Елена Сапир. — Для меня как человека, который в силу своих должностных обязанностей должен реализовывать новые образовательные стандарты, это было крайне важно. Замечу, что этот опыт мне очень пригодился при разработке магистерской программы по фармацевтической химии для подготовки специалистов фармотрасли». По ее словам, ЯрГУ, идя в ногу со временем, активно готовит кадры для создающихся фармкластеров. В частности, для студентов, планирующих работать на фармпредприятиях, организуются специальные дополнительные курсы. На этих занятиях, часть из которых проводится совместно с представителями фармкомпаний, студенты получают углубленные знания вне учебного процесса.

В рамках целевой программы развития образования ЯрГУ получает финансирование на закупку оборудования для фармацевтических учебных лабораторий, выделяемое правительством Ярославской области по согласованию с компаниями-работодателями. В прошлом году университету было выделено 4 млн руб., которые пошли на закупку тринокулярного микроскопа и другого уникального оборудования.

Сейчас университет приобретает оборудование для организации видеолабораторной работы (тренинги в режиме онлайн).

«Подготовка нового поколения лидеров отрасли — очень важное звено процесса модернизации российской фармацевтической индустрии, — подчеркивает Игорь Наркевич, ректор СПХФА. — Год назад перед нами стояла серьезная задача по налаживанию эффективного взаимодействия с лидерами мировой фармацевтики, и сегодня можно с уверенностью сказать, что первый шаг по внедрению современных достижений в области фармацевтической науки и биотехнологий в российское высшее профессиональное образование удался. Теоретические знания, подкрепленные реальной практикой на производственных площадках компаний-партнеров, уже помогли нашим студентам лучше сориентироваться в профессии, и мы надеемся, что по окончании обучения они внесут свой экспертный вклад в развитие российской фармацевтической промышленности».

• ...И ЗА СТУДЕНТАМИ

Еще несколько лет назад учащиеся в фармацевтических вузах даже представить не могли, что они могут стать участниками стипендиальных проектов фармкомпаний, посещать профильные конференции и стажироваться за рубежом за счет будущих потенциальных работодателей и т. д. Сегодня если это еще и не стало нормой, то во всяком случае уже никого не удивляет. Среди тех, кому посчастливилось принять непосредственное участие в образовательных проектах бизнеса, — Мария Клепнева, выпускница химико-технологического факультета Ярославского государственного технического университета. Мария — участник стипендиального проекта компании «Р-Фарм», который проводится 3-й год подряд. Он связан с развитием Ярославского фармкластера и охватил три факультета ЯГТУ — химико-технологический, машиностроительный и инженерно-экономический. Стипендии назначают студентам, успешно прошедшим конкурсный отбор, по результатам написанных эссе (в случае Марии это

36 М0У3 рщЩЦЦМ

ТРЕНДЫ И БРЕНДЫ

Ольга КУЗНЕЦОВА, управляющий директор кадрового агентства Generis:

— В нашей стране практика участия фармкомпаний в формировании направленных образовательных программ их сотрудничества с вузами появилась относительно недавно. Ей по большому счету не более 3 лет! При этом только последние 2 года система российского высшего образования стала меняться с учетом современных требований.

С сентября 2011 г. вузы перешли на работу по новым федеральным образовательным стандартам третьего поколения. В основу разработки нового стандарта был положен модульно-компетентностный формат построения изучаемых материалов по всем дисциплинам. Но пока это только «теория и перспектива», а на практике всем очевидна недостаточная оснащенность вузов современным оборудованием, снижение общего уровня требований к студентам со стороны преподавателей, нехватка учебной литературы и преподавательских кадров. Как результат, довольно низкий, несмотря на все усилия заинтересованных участников процесса, уровень подготовки молодых специалистов профильных вузов и колледжей, а также дефицит фармспециалистов, существующий во всех регионах страны, даже там, где есть такие учебные учреждения. Один из примеров — рынок специалистов, способных работать в биотехнологических лабораториях. Выбор инженеров, особенно опытных, невелик. Биологи и генетики, имея опыт работы с НИР, неохотно идут в производственные лаборатории даже с учетом высокой зарплаты. В большей степени их привлекает возможность работать в пищевой биотехнологии. Среди тех, кто все же решается связать свою деятельность с разработкой биотехнологических лекарственных препаратов, многие не обладают практическими навыками и не умеют работать самостоятельно.

Зачастую недостаточен и уровень знания иностранного языка, без которого невозможна работа в современном научном коллективе.

Еще одна острая проблема: студентам непросто найти место для прохождения производственной практики. Казалось бы, выход очевиден: сотрудничать с работодателями. К сожалению, далеко не каждая компания готова оказать вузам поддержку. Многие предприятия просто не заинтересованы в том, чтобы заниматься со студентами. У других нет условий для проведения стажировок. Более того, сами образовательные программы не так просто и быстро можно «перестроить» под новые стандарты и требования. Это требует глобального пересмотра и изменения для каждого вуза своих учебных планов, включая ввод новых дисциплин, перераспределение нагрузок на преподавательский состав и вообще переобучение или обновление этого самого состава!

была работа «Отличие газовой хроматографии от жидкостной и применение их в фармацевтической промышленности»).

За время действия проекта стипендиатами стали 150 человек. «Помимо стипендиальной программы, я также участвовала в организации лагеря «ФИЛИН» в сентябре 2012 г. в качестве слушателя и как староста смены «Технология фармпроизводств», — рассказывает выпускница. — А в ноябре стажировалась на выставке «Фармтех» в Москве. Компания «Р-Фарм» отправила на эту выставку делегацию из 20 человек — студентов профильных ярославских вузов, которые работали консультантами на стендах участников «Фарм-теха». Я возглавляла группу студентов нашего университета в количестве 11 человек и на протяжении всей выставки стажировалась на стенде компании "Михаил Курако"». Еще один участник образовательной программы ЗАО «Р-Фарм» — Дмитрий Сорокин, ныне молодой специалист отдела управления качеством этой компании. При поддержке «Р-Фарм» он прошел обучение и стажировку за рубежом. «Программа включала обучение в Вустерском политехническом институте (штат Массачусетс) и дальнейшую стажировку в трех американских компаниях, среди которых производитель биотехнологического оборудования, биофармацевтическая компания и исследовательская лаборатория», — уточняет Дмитрий. Он уверен, что такое дополнительное образование — реальная возможность для студентов повысить свой профессиональный уровень и приобрести необходимые навыки и опыт работы на биофармацевтическом производстве: «Обучение и стажировка дали мне в первую очередь общее представление об американском GMP, способствовали лучшему пониманию технологии биофармацевтического производства, принципов и процедур контроля качества. Я получил хорошие инженерные навыки, которые намерен использовать, работая на заводе "Р-Фарм"». Успешно складывается профессиональная карьера и Ольги Бычковой, студентки 5-го курса СПХФА, в т. ч. благодаря непосредственной поддержке компании Pfizer . В 2012 г. началось со-

трудничество академии с этой фармацевтической компанией, позволившее студентам не только узнать о мировых трендах современной фармацевтики, но и приобрести отличный практический опыт. По словам Ольги, на первом этапе сотрудники компании из разных стран мира представили учащимся специализированные образовательные модули, посвященные различным аспектам разработки и производства ЛС. После завершения курса лекций всем слушателям дали возможность принять участие в конкурсе на прохождение производственной практики на биотехнологическом заводе Pfizer, расположенном в Ирландии. По результатам нескольких тестов и собеседований Ольга стала одним из двух победителей конкурса и целый месяц (со 2 июля по 2 августа 2012 г.) стажировалась на заводе Grange Castle. Целью

стажировки было ознакомить студентов со всеми стадиями производства ЛС: разработкой новых препаратов, непосредственным производством лекарств, контролем качества полученного продукта, а также оформлением всей необходимой документации и транспортировкой.

Перед началом стажировки студенты прошли инструктаж по технике безопасности и основным правилам поведения на территории завода, после чего на протяжении месяца изучали нюансы работы складских помещений, работали в экспериментальной лаборатории, где наращивали биомассу культуры и проверяли клетки на выживаемость, вникали в детали адаптации разработанной технологии к крупномасштабному производственному процессу, а также подробно изучали все стадии производственного процесса.

РЩЩЦЦМ 37

«Будучи непосредственно вовлеченной в процесс, я поняла, что фармкомпа-ния — это единый организм, функционирование которого зависит от работы каждой его части.

Помимо этого, я, безусловно, приобрела неоценимые знания в области биотехнологического производства, которые пригодятся мне в будущем, а также существенно улучшила навыки владения английским языком», — подчеркивает Ольга Бычкова. Алена Бобылева — выпускница СПХФА по специальности «инженер-биотехнолог» и будущий сотрудник ГК «Герофарм». Решение работать именно в этой компании она приняла после ознакомительной экскурсии на завод «Герофарм-Био». «Я была приглашена посетить завод в группе студентов Академии, — рассказывает Алена. — Экскурсия позволила каждому из нас напрямую познакомиться с фармпроизводством, понять, чем конкретно придется заниматься тем, кто в будущем придет сюда работать. На меня произвел сильное впечатление современный и перспективный производственный комплекс этой компании, и я сделала выбор в ее пользу. Мне предложили интересную должность — «инженер-биохимик промышленной лаборатории» — и достойные условия. Я уверена, что смогу здесь многому научиться, стать профессионалом своего дела и принести пользу компании. От «Герофарм-Био» жду поддержки на этапе моего профессионального становления».

• ЦЕЛИ ДАЛЕКИЕ И БЛИЗКИЕ

При том что сотрудничество фармком-паний с высшей и средней школами в сфере повышения образовательного уровня будущих специалистов отрасли пока не стало общей тенденцией, этот процесс постепенно набирает обороты: повышается активность учебных учреждений, увеличивается число готовых взаимодействовать с ними компаний, разрабатываются новые программы. Интерес большинства фармпроизводи-телей объясняется стремлением решить наболевший кадровый вопрос. По словам Ирины Борискиной, из-за недостатка специалистов на рынке труда в ряде регионов России выпускники

фармвузов, по сути, являются единственным источником привлечения новых сотрудников. Благодаря же сотрудничеству с вузами компания получает мотивированных, готовых к сложному обучению и интересной работе специалистов.

«В данной ситуации наш непосредственный интерес — это поиск и оценка кандидатов на работу в компании среди будущих выпускников — такая простая и бизнес-ориентированная цель», — объясняет позицию компании Виталий Смердов.

Заинтересованы в пополнении своего штата перспективными молодыми специалистами и в компании «Р-Фарм». Более 15 бывших стипендиатов из разных вузов уже сегодня трудятся на предприятиях группы. Кроме того, компания готова принять на работу еще несколько талантливых практикантов по окончании их учебы. «И это только начало, — уверена Марина Котельникова. — Поддержка образовательных проектов позволяет не только повысить уровень подготовки студентов в целом, но и в ходе общения с ними выбрать лучших, направить их развитие в правильное русло. Мы убеждены, что развитие образовательных проектов является нашим стратегическим вложением. И оно обязательно окупится качеством и доступностью продукции, которую разработают, произведут и применят высококвалифицированные конкурентоспособные профессионалы. Развивая образовательный потенциал страны совместными усилиями, фармацевтические компании ускорят сокращение разрыва между уровнем квалификации российских и зарубежных специалистов и тем самым обеспечат себя высокопрофессиональными кадрами на своей территории». По словам Ирины Остряковой, образовательные инициативы компании Sanofi, направленные на повышение квалификации студентов, напрямую не влияют на решение кадровых вопросов. В то же время у студентов, приглашенных пройти практику в компании, есть возможность закрепиться в ее штате. Между тем наряду с решением внутренних кадровых задач компании преследуют и более широкие цели. «Естественно, что у нашей компании есть прикладная цель — найти, воспи-

тать или, совместив эти два процесса, подготовить качественных сотрудников для работы на своих будущих заводах, — констатирует Георгий Соустин. — Но это не единственная задача. Для нас более важно повысить уровень образования у как можно большей прослойки людей, которые намерены работать в фармацевтическом секторе. Мы должны помочь им получить все необходимые компетенции». «Проведение образовательных мероприятий — очень сильный инструмент для привлечения талантливых молодых кадров, особенно в узкоспециализированных дисциплинах, — отмечает Кирилл Песков. — На примере наших образовательных проектов можно сказать, что нам удалось создать научное сообщество молодых специалистов, интересующихся математическим моделированием. Часть этих молодых ученых уже сейчас готова проходить стажировку и начинать работу в R&D-департаментах фармкомпаний». По мнению Ивана Глушкова, в большинстве своем образовательные проекты краткосрочных результатов не дают. Речь в данном случае может идти о долгосрочных перспективах, рассчитанных на 3-5 лет, которые связаны с надеждами на то, что рынок труда пополнят специалисты, объем знаний и навыков которых будет соответствовать ожиданиям и требованиям отрасли.

«Специалисты, принимающие участие в образовательных программах при поддержке нашей компании, со временем внесут свой вклад в развитие отечественной фармотрасли, — уверена Татьяна Смирнова. — И безусловно, мы будем рады видеть талантливых профессионалов в рядах нашей компании. Ведь не секрет, что для любой серьезной компании главное богатство и потенциал для развития — это ее сотрудники. Мы также надеемся, что вклад Pfizer в подготовку специалистов для фармацевтической промышленности в русле приоритетов, обозначенных Министерством здравоохранения РФ, будет способствовать успеху и подлинным научным открытиям в отечественной фармацевтике и здравоохранении».

Ф

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.