Научная статья на тему 'Интервью: инновационные подходы к решению вопроса подготовки высококвалифицированных кадров для фармотрасли'

Интервью: инновационные подходы к решению вопроса подготовки высококвалифицированных кадров для фармотрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володин Николай Николаевич, Марченко Алексей Леонидович, Гаврилин Михаил Витальевич, Максимкина Елена Анатольевна, Шипков Владимир Григорьевич

Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев обозначил курс на инновационную стратегию развития российской фармацевтической промышленности. От того, в какой мере и в какие сроки жители России будут обеспечены в полном объеме новейшими лекарствами, зависит и экономический потенциал страны, и продолжительность жизни граждан, и уровень их благосостояния, и степень удовлетворенности жизнью в целом. Правительством поставлена цель перед отечественной фармацевтической промышленностью довести в ближайшие годы долю инновационных препаратов до 60 %. Для достижения этой цели прежде всего требуется подготовка высококвалифицированных кадров, способных как генерировать новые идеи, так и грамотно в соответствии с международными стандартами проверять научные гипотезы путем клинических исследований, обеспечивать качественный производственный процесс. По оценкам экспертов, которые готовили стратегию «Фарма-2020», в ближайшее время только для работы в фармацевтическом производстве России потребуется около 3500 высококвалифицированных специалистов. Если учитывать и управленческие кадры, то необходимо 5000 специалистов. С вопросом: «Что могут сделать для решения этой задачи высшие учебные заведения, научно-исследовательские организации, занимающиеся разработкой лекарств, фармацевтические компании производители лекарственных средств и общественные объединения ассоциации фармпроизводителей?» мы обратились к представителям вузов, ассоциаций, фармкомпаний, а также к организаторам 2-й Всероссийской студенческой фармацевтической олимпиады (ВСФО). Разговор получился конструктивным, его результатами мы делимся с читателями на страницах журнала. Примечательно, что во многом мнения экспертов совпадают, в то же время каждый из них внес и свои уникальные предложения по подготовке кадров для фармацевтической отрасли, что наглядно демонстрирует необходимость объединения усилий всех заинтересованных сторон для решения этой задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Interview: Innovative approaches to addressing the issue of training highly skilled specialists for the pharmaceutical industry

President of Russian Federation Dmitry Medvedev has clearly stated the innovative strategy for development of the Russian pharmaceutical industry. The economic potential of Russia, life expectancy of its citizens, their well-being and general satisfaction in life are directly related to affordability and accessibility of innovative drugs to the Russian population. Government has set a goal for the domestic pharmaceutical industry to raise the share of domestically made innovative drugs to 60 % in several years. To achieve this goal it is first and foremost necessary to have well-trained workforce capable to both generate new ideas and skillfully, in accordance with internationally accepted norms, verify scientific hypotheses in clinical research and engage in quality manufacturing practice. According to the estimate of experts, who devised the Pharma 2020 strategy, Russia will in the next few years require approximately 3500 high quality specialists for pharmaceutical factories. If the managing personnel is taken into account, the overall demand for specialists grows up to 5000. We asked a question to several representatives of higher education establishments, associations and pharmaceutical companies as well as the organizers of the 2nd All-Russia student pharmaceutical contest: «What can higher education establishments, scientific organizations involved in development of drugs, pharmaceutical companies and public organizations such as associations of drug manufacturers do to meet the demand for qualified workforce?». The conversation turned out to be constructive, we share its results with our readers on the pages of the journal. It is noteworthy that opinions of different experts are in many respects concurring, while at the same time each contributed to the discussion with his/her own unique proposals related to training workforce for the pharmaceutical industry clearly demonstrating importance of combined efforts of all interested parties in achieving that goal.

Текст научной работы на тему «Интервью: инновационные подходы к решению вопроса подготовки высококвалифицированных кадров для фармотрасли»

<

а

X

о о

оа <

а

со 00

00 <

а

<

о

74

Профессиональное развитие

Интервью: Инновационные подходы к решению вопроса подготовки высококвалифицированных кадров для фармотрасли

От редакции:

Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев обозначил курс на инновационную стратегию развития российской фармацевтической промышленности. От того, в какой мере и в какие сроки жители России будут обеспечены в полном объеме новейшими лекарствами, зависит и экономический потенциал страны, и продолжительность жизни граждан, и уровень их благосостояния, и степень удовлетворенности жизнью в целом. Правительством поставлена цель перед отечественной фармацевтической промышленностью — довести в ближайшие годы долю инновационных препаратов до 60 %.

Для достижения этой цели прежде всего требуется подготовка высококвалифицированных кадров, способных как генерировать новые идеи, так и грамотно - в соответствии с международными стандартами - проверять научные гипотезы путем клинических исследований, обеспечивать качественный производственный процесс. По оценкам экспертов, которые готовили стратегию «Фар-ма-2020», в ближайшее время только для работы в фармацевтическом производстве России потребуется около 3500 высококвалифицированных специалистов. Если учитывать и управленческие кадры, то необходимо 5000 специалистов.

С вопросом: «Что могут сделать для решения этой задачи высшие учебные заведения, научно-исследовательские организации, занимающиеся разработкой лекарств, фармацевтические компании — производители лекарственных средств и общественные объединения — ассоциации фармпроизводителей?» мы обратились к представителям вузов, ассоциаций, фармкомпаний, а также к организаторам 2-й Всероссийской студенческой фармацевтической олимпиады (ВСФО). Разговор получился конструктивным, его результатами мы делимся с читателями на страницах журнала. Примечательно, что во многом мнения экспертов совпадают, в то же время каждый из них внес и свои уникальные предложения по подготовке кадров для фармацевтической отрасли, что наглядно демонстрирует необходимость объединения усилий всех заинтересованных сторон для решения этой задачи.

о. О ш .о ш

О

О с; О х X ш

О X

Николай Николаевич Володин

ректор Российского государственного медицинского университета им. Н. И. Пирогова (Г0У ВП0 РГМУ), президент Российской ассоциации специалистов перинатальной медицины, д-р. мед. наук, профессор, академик РАМН, заслуженный врач РФ

Вопрос, который сегодня вынесен на обсуждение — модернизация фармацевтической отрасли и подготовка высококвалифицированных кадров в данной сфере — на самом деле, поставлен даже не в этом году, а 15-20 лет назад. И если тогда от решения этого вопроса по разным причинам уходили, то сейчас можно сказать, что он широко и серьезно обсуждается на всех экспертных и государственных площадках, но без единой координации этой деятельности.

Вкладывая ресурсы в обучение продвижению лекарственных препаратов - рекламе и маркетинговым технологиям — зарубежные фармкомпании готовят специалистов лишь для продажи своего продукта, при этом они не заинтересованы в обучении студентов организации процесса производства. В этом смысле отечественные компании намного более перспективны, поскольку им нужны научные кадры и специалисты для производства, а не только для продажи и продвижения.

Я считаю, что сейчас необходимо всем заинтересованным субъектам образовательной деятель-

ности, а не каждому в отдельности, выработать общую стратегию по улучшению государственной системы подготовки высококвалифицированных кадров, соответствующих международному уровню. При этом координирующим органом в решении проблемы подготовки квалифицированных кадров должен выступать федеральный орган — Минздравсоцразвития РФ, где функционируют соответствующие департаменты, осуществляется разработка концепции обеспечения лекарственными средствами и системы здравоохранения в целом.

А фармацевтическая индустрия, более реально оценивающая свои проблемы и требования, должна стать серьезным партнером в организации данного процесса. С моей точки зрения, образование может стать идеальным примером реализации проектов частно-государственного партнерства.

Сегодня у всех участников есть свои требования, все считают свою позицию верной, все сходятся в одном — нужны высококвалифицированные кадры. Но что сейчас для этого делают те же фармком-пании? Что они делают для того, чтобы эти кадры росли? Что делают производители? Они забывают, что мало обозначить свою позицию, необходимо участвовать в этом процессе. Подготовка новых кадров требует другого уровня образовательных

условий. Необходимо понимать, что если мы хотим иметь новые лекарственные препараты, фармком-пании должны вкладывать часть своих средств в научные разработки, обучение специалистов, предоставлять студентам реальные места для производственной практики, чтобы они могли видеть реальное производство, а также понимать, в каком направлении оно развивается. Очевидно, что ни один вуз при наличии такого плотного сотрудничества не откажется взять в свой штат грамотного специалиста с производства, чтобы привлечь его участвовать в образовательном процессе, оказывать реальную помощь в определении путей решения проблем, с которыми может столкнуться наш выпускник после окончания вуза, приходя на производство. Не имея педагогического образования, но обладая большим опытом производственной деятельности, такой специалист может проводить семинарские занятия, участвовать в разработке программ создания и ведения реальной производственной практики, естественно, при создании определенных условий с нашей стороны.

Безусловно, нужно заинтересовать выпускника научными исследованиями, искать возможности для их финансирования. Порочная практика «спонсорства» зарубежных поездок и проведения тренингов часто не обеспечивает необходимую отдачу от подобных форм обучения. Нам нужна системность, эффективность и качество при подготовке кадров.

В данном случае проблема, которая сейчас обозначена - лекарственное обеспечение и разработка новых лекарственных препаратов и форм, должна быть более четкой и, как следствие этого, понятной для всех. Есть ряд позиций, по которым необходимо безотлагательно принять общий план действий и начать его реализацию. Например, совместно с индустрией определить программу обучения и максимально привлечь ее представителей к участию в процессе подготовки кадров. Именно посредством этого вуз, имеющий бюджетное финансирование, получает возможность привлекать дополнительные внебюджетные средства, которые впоследствии реинвестирует в образовательный процесс.

Для решения этой проблемы необходимы заинтересованность и взаимодействие представителей всех четырех участников этого процесса — вузов, фармкомпаний, исследовательских институтов и общественных организаций. Я надеюсь, что нам удастся справиться с решением этой задачи, более того уже сейчас мы многое для этого делаем. РГМУ обладает огромным опытом, связями с различными организациями, потенциалом осуществлять подобные программы взаимодействия. В дальнейшем такую практику можно было бы и системно внедрять как стандарт, отработав все этапы, доказав, что это

действует, проведя испытания или апробацию на отдельных территориях, субъектах Федерации. В этом направлении уже ведется серьезная кропотливая работа.

Простое решение - заключить договоры между вузами и фармкомпаниями и реализовывать их. Почему мы можем заключить договор с американским университетом, научной школой, в результате чего наши аспиранты едут туда, выполняют ту или иную работу, в то время как у себя дома, в России, таких договоров не заключаем?

С 2010 г. РГМУ — национальный исследовательский университет, в котором есть медико-биологический факультет, но заинтересованности компаний в подготовке специалистов для себя же, специалистов по биофизике, биохимии, медицинской кибернетике пока не наблюдается. Позже, когда человек получает диплом, сам находит работу и приходит в компанию, она в течение года готовит его согласно своим требованиям. Следует еще добавить, что готовят они из того «продукта», который был создан за государственные деньги, в то время как если бы подготовка в рамках договора шла заранее, студент уже проходил бы в компании производственную практику, и, соответственно, защищал бы диплом, исходя из реальной практики — качество подготовки такого специалиста было бы на порядок выше. Это абсолютно реальная практика, есть производственный заказ, под который вузы совместно готовят специалиста. Например, Московский факультет РГМУ готовит врачей для первичного звена в системе здравоохранения. За полгода до окончания института они уже знают в какой поликлинике будут работать, кто заведующий отделением, сколько будут получать за свой труд, каковы условия, т.е. мотивация труда формируется у студента еще в вузе.

Если подвести некоторый итог, можно выделить два ключевых момента: первое, на федеральном уровне должен существовать координирующий орган — очевидно, что это Минздравсоцразвития России, и второе — в рамках договоров между заинтересованными в решении этой проблемы организациями и предприятиями необходимо взаимодействие и участие в совместной выработке стандартов обучения.

Алексей Леонидович Марченко

декан факультета промышленной технологии лекарств Санкт-Петербургской государственной химико-фармацевтической академии (СПХФА), доцент кафедры промышленной технологии лекарственных препаратов, канд. фарм. наук

Задача вузов состоит в подготовке специалистов, востребованных и конкурентоспособных на рынке труда. Особое значение имеет активное участие вузов в реализации концепции развития региональных фармацевтических кластеров. В этом плане наша академия является уникальной. СПХФА -

75

<

а

X

о о

Сй <

а с!

со

Сй

Сй <

а

<

О

76

о. О ш .а ш

О

О с; О х X ш

О X

одно из старейших высших учебных заведений, академия основана в 1919 г., обладает научно-исследовательским потенциалом, который может обеспечить почти все этапы разработки новых лекарственных препаратов, за исключением клинических испытаний. Более 65 лет на факультете промышленной технологии лекарств мы проводим подготовку специалистов по производству лекарств, за этот период на факультете подготовлено более 8 тыс. инженеров в области промышленной технологии лекарств. На всех ведущих предприятиях фармацевтической промышленности России трудятся выпускники факультета, многие успешно работают за рубежом.

В настоящее время факультет промышленной технологии лекарств СПХФА - единственное учебное подразделение, осуществляющее профильную подготовку инженеров-технологов для фармацевтической промышленности. Подготовка специалистов проводится по трем специализациям: биотехнология лекарственных веществ, химическая технология лекарственных веществ, технология лекарственных препаратов.

Сегодня на факультете идет активная работа по переходу с сентября 2011 г. на двухуровневую систему образования. Подготовка бакалавров будет проводиться по направлениям: «химическая технология» и «биотехнология». В дальнейшем студенты могут продолжить обучение в магистратуре.

Приоритет научно-технологического направления — необходимое условие для решения задач по переводу отечественной фармацевтической отрасли на инновационную модель развития. В связи с этим считаем интересной и перспективной совместную работу с организациями, специализирующимися на новых разработках и технологиях, в том числе взаимодействие в сфере научных исследований при привлечении наших студентов и аспирантов.

Фармацевтическим производителям следует акцентировать внимание на их взаимодействии с вузами. Для закрепления теоретического материала и приобретения профессиональных навыков работы на современных предприятиях необходимо организовать проведение учебной, учебно-технологической и преддипломной практики. Именно это способствует расширению представлений выпускника о будущей профессии. В этом направлении СПХФА активно сотрудничает с многими фармацевтическими производителями, в частности: ЗАО «Био-кад», ОАО «Биосинтез», ЗАО «Вертекс», ООО «Ге-рофарм», ОАО НТФФ «Полисан», ООО «Самсон-Мед», ОАО «Фармацевтическая фабрика СПб», ЗАО «Фармпроект» и др. Мы очень благодарны нашим партнерам. Стратегически важно как для СПХФА, так и для фармацевтических производителей осуществление совместных проектов по научным исследованиям. И еще одна составляющая

совершенствования подготовки кадров — это подготовка специалистов для конкретного производства. Факультет готов совершенствовать существующие и рассматривать новые программы переподготовки и повышения квалификации с учетом потребностей работодателей.

Мы можем только приветствовать инициативы Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) по проведению Всероссийской студенческой фармацевтической олимпиады и поддержке талантливой молодежи. Со своей стороны готовы к открытому диалогу и совместным проектам по подготовке кадров.

Михаил Витальевич Гаврилин

ректор Пятигорской государственной фармацевтической академии, д-р фарм. наук, профессор

Реальный сектор фармацевтической отрасли развивается довольно быстро и диктует новые требования к компетенции специалиста фарминдустрии, и зачастую учебные заведения не поспевают за новыми тенденциями и запросами производителей. Это отставание чаще всего не связано с нежеланием или неспособностью вузов, а объясняется тем, что подготовка новых категорий специалистов, отвечающих вызовам вновь изменившейся действительности, требует разработки нормативной документации, регламентирующей данную деятельность. Разработка новых образовательных стандартов или внесение изменений в существующие требует продолжительного времени, а без этих документов учебное заведение не в состоянии приступить к подготовке востребованного специалиста, и производителю приходится самостоятельно решать эти проблемы. И здесь без помощи государства не обойтись. Необходимо ускоренное принятие новой нормативной базы. В целом академическое сообщество имеет серьезный потенциал и готово включиться в работу по развитию фармацевтического сектора, и эти задачи должны реализовываться преимущественно в крупных специализированных образовательных центрах, а не рассеиваться по малым факультетам.

К сожалению, в секторе научных разработок продукции и технологий очень мало передовых идей. Многое, что сейчас выдается в России за новое, было придумано мощным научно-техническим сообществом еще в советский период. В науке необходимо уделять большое внимание исследованиям, результаты которых могут быть применены в реальном секторе фармацевтической индустрии и смежных отраслях. Конечно же, фундаментальные разработки нужно развивать, они послужат долгосрочной основой будущих открытий, но сейчас требуется быстрый практический результат.

Известно, что наука уже давно не имеет территориальных и государственных границ, и в связи с

этим целесообразна консолидация усилий с иностранными коллегами: нам есть что им предложить, и мы можем многое перенять.

Представляя частный бизнес, фармацевтические производители предпочитают не участвовать в рискованных мероприятиях по внедрению инновационной продукции, несмотря на довольно высокую прибыльность производства нового оригинального продукта. Отечественные производители традиционно остановили свой выбор на дешевых дженери-ках, дающих небольшой, но стабильный доход, и не готовы вкладывать прибыль в инновационную деятельность. У нас нет крупных национальных компаний, сочетающих производство с исследовательской работой. По этой причине им выгоднее приобретать имеющиеся разработки у сторонних организаций. Чаще всего инвесторы во избежание потенциальных рисков принимают участие в финансировании фармацевтических проектов на второй или третьей стадиях, когда уже получены обнадеживающие результаты, в то же время значительно возрастает стоимость продуктов и нашим компаниям тяжело конкурировать с иностранными корпорациями. В некоторых регионах, имеющих научно-производственную базу, одним из выходов может служить симбиоз производителей с разработчиками, объединенными финансовыми и договорными отношениями в рамках функционирования так называемых фармкластеров, когда новейшие разработки финансируются изначально за счет самого производителя с привлечением средств государственного капитала. Необходимо в полной мере использовать особенности нашего отечественного фармацевтического рынка (ориентированность на внутреннего фармпотребителя, отсутствие зависимости объема продаж от стадии экономического цикла и, следовательно, меньшая зависимость от колебания курса валют и форс-мажорных экономических ситуаций и т.д.) и других смежных отраслей (низкая себестоимость энергии по сравнению с мировыми ценами), дающих отечественным компаниям — производителям некоторые преимущества.

Консолидация усилий негосударственных профессиональных фармацевтических ассоциаций и объединений — это мощнейший инструмент, потенциал которого может быть использован для поддержки государственной политики в сфере реконструкции отрасли. Подобные структуры — традиционный атрибут развитого общества и важнейший инструмент обратной связи между бизнесом, государством и обществом.

Первоначально основная задача ассоциаций заключалась в привлечении внимания государства к проблемам фармации, создание комфортных и законных условий работы для ее участников. Теперь же, когда государство обратило пристальное вни-

мание на состояние отрасли и определило ее развитие и восстановление конкурентоспособности как приоритетное направление экономики страны, роль этих организаций стала особенно важна как сообщество профессионалов, четко представляющих, какие решения необходимы для поддержки каждой из сфер отрасли, эти организации могут стать ведущим звеном, определяющим политику государства в фармацевтической отрасли, могут помочь избежать ключевых ошибок, на исправление которых будет потрачено драгоценное время.

Елена Анатольевна Максимкина

зав. кафедрой управления и экономики фармации Первого МГМУ им. И. М. Сеченова, д-р фарм. наук, профессор, член международной фармацевтической организации Р1Р, член Редколлегии журнала

Прежде чем ответить на вопрос интервью, необходимо понять: «А каких инноваций мы хотим?»

В декабре 2010 г. в Санкт-Петербургской государственной фармацевтической академии была успешно защищена диссертационная работа на соискание ученой степени кандидата фармацевтических наук, посвященная разработке методических основ классификации инновационных лекарственных препаратов. Ее автор, Т. Ю. Дельвиг-Каменская, проведя глубокий контент-анализ литературных данных, касающихся трактовки понятия «инновация», показала, что она понимается и как процесс, и как система, и как результат. «Несмотря на столь разнообразное понимание, — указывает автор, — большинство авторов схожи в том, что: 1) специфическим содержанием инновации являются качественные изменения, которые приводят к улучшению, усовершенствованию или появлению нового продукта или технологии; 2) инновация всегда успешна, эффект, который обеспечивает инновация, может быть техническим, экономическим, социальным или экологическим...».

В то же время все мы прекрасно понимаем, что степень инновационности может быть различна. Не случайно известный немецкий экономист Гер-хард Менш разделил инновации по степени значимости на три крупные группы: базисные (радикальные); улучшающие (инкрементальные, модифика-ционные) и псевдоинновации (несущественные видоизменения).

Все участники отрасли прекрасно понимают, что в основном фундамент закладывается в процессе обучения. Не случайно и в стратегии «Фарма-2020» задача подготовки кадров — одна из основных.

Для того, чтобы обеспечить реализацию инновационной стратегии в фармацевтической отрасли, необходимо перейти в высшей школе от обучения набору фрагментарных знаний к обучению

77

<

а

X

о о

Сй <

а с!

со

Сй

Е^

Сй <

а

<

Е^ О

78

о. О ш .а ш

3

О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О с; О х X ш

О X

в контексте исследовательской и практической деятельности.

В настоящее время в нашей стране в подготовке фармацевтических кадров имеется огромный разрыв между теоретической и практической подготовкой. Целесообразно обратить внимание на существующий позитивный зарубежный опыт развития в стенах вузов имитационных технологических, химических, фармакологических лабораторий, имитаторов фармацевтических организаций. Например, на фармацевтическом факультете Датского медицинского университета используется действующие имитаторы производственного оборудования фармацевтического предприятия, а в университете Мельбурна создана компьютерная программа «Фармутопия», позволяющая студенту погрузиться в качестве действующего лица в пространство любого объекта — химической лаборатории; больничной аптеки; аптеки, обслуживающей население; производственного предприятия и др.

Технологическая сторона обучения — лишь одна из составляющих качества подготовки кадров, другая сторона, по моему мнению, даже более значимая, — это педагогические кадры, которые сами не потеряли интереса к исследованиям, новациям, развитию. И заезжие гастролеры с единичными лекциями — не панацея. Необходимо поддерживать отечественных энтузиастов, обеспечив им зарплату на уровне зарубежных коллег и позволяющих на равных выбирать между кафедрой, бизнесом или госслужбой.

Участники практической составляющей фармацевтической отрасли (исследовательские организации, производители, управляющие качеством и др.) должны активно формулировать требования к компетенциям выпускников и специалистов на каждом этапе обучения.

Развитие фармацевтической отрасли по инновационному сценарию потребует от участников рынка не только творческого мышления, но и решения проблем в области патентного права, переосмысления форматов взаимодействия между разработчиками и производителями (может быть и в нашем отечестве найдутся производители, которые смогут содержать исследовательские подразделения).

Как известно, дорогу осилит идущий, поэтому хочется пожелать нам счастливого пути!

Владимир Григорьевич Шипков

исполнительный директор Ассоциации международных фармпроизводителей (А1РМ), член Редколлегии журнала

Для обозначенного Президентом Российской Федерации курса, направленного на инновационную стратегию развития российской фармацевтической отрасли, все перечисленные звенья, безусловно, должны объединить свои усилия. На мой взгляд, в этом перечне, однако, не хватает государства,

которое было бы основным институтом, регулирующим деятельность по подготовке высококвалифицированных специалистов.

Государство должно всячески поощрять мероприятия, обеспечивающие стимулирование развития фармацевтической отрасли по всем направлениям деятельности в соответствии с международными стандартами, при этом речь идет не только о подготовке высококвалифицированных кадров, но и о развитии надлежащей производственной, дистрибьюторской, лабораторной и клинической практики.

С переходом на международные стандарты производства лекарственных средств отрасль призвана подняться на принципиально новый уровень, требующий совершенствования системы образовательных стандартов. При определении современных требований к уровню подготовки квалифицированных кадров важно учитывать как зарубежный опыт, так и современное состояние и перспективы развития здравоохранения в Российской Федерации. Ассоциация международных фармацевтических производителей (А1РМ) участвует в разработке и реализации образовательных инициатив. В 2009 - 2010 гг. Ассоциацией совместно с факультетом фундаментальной медицины Московского государственного университета (МГУ) был проведен экспериментальный образовательный курс — элек-тив «Фундаментальная медицина и лекарственные инновации — значение для практического здравоохранения». Представители ведущих международных фармацевтических компаний-производителей совместно с преподавателями МГУ прочитали лекции на тему особенностей разработки, производства, обращения инновационных лекарственных препаратов. Элективный курс был одобрен как студентами и выпускниками вуза, так и руководством и профессорско-преподавательским составом. Ассоциация планирует и впредь развивать образовательные инициативы.

Локализация на территории Российской Федерации предприятий современного фармацевтического производства также требует качественно новой подготовки специалистов международного уровня. В связи с этим компании — члены А1РМ, особенно из числа принявших решение о той или иной форме локализации, активно подключаются и участвуют в создании многопрофильных образовательных центров по подготовке высококвалифицированных специалистов фармацевтической отрасли.

Чрезвычайно велика роль научно-исследовательских центров, занимающихся непосредственно разработкой инновационных лекарственных средств. Данная сфера, как известно, требует больших финансовых вложений, как со стороны государства, так и со стороны фармкомпаний. В целом тема развития инноваций в фармацевтике для нас, предста-

вителей международной фармацевтической индустрии, весьма приоритетна, поэтому мы, безусловно, будем наращивать свое участие в практической реализации государственных инициатив, делясь знаниями, международным опытом и технологиями, научно-исследовательским и интеллектуальным потенциалом.

Виктор Александрович Дмитриев

генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП), член Совета по развитию фармацевтической и медицинской промышленности при Правительстве Российской Федерации, канд. мед. наук

Для реализации инновационного курса развития российской фармацевтической отрасли все заинтересованные структуры должны объединить свои усилия. Чтобы профильные вузы и колледжи выпускали специалистов с учетом современных требований рынка, необходимо менять программы образовательных стандартов. А это в компетенции Министерства образования и науки РФ. Сегодня в отечественной фармацевтической промышленности работает более 70 000 человек. Однако в российских вузах нет стандартов по промышленной фармации. Это означает, что выпускники не могут в полном объеме провести разработку препарата, составить досье на регистрацию и т.д. Даже в третьем разделе стратегии «Фарма-2020» отмечается дефицит высококвалифицированных кадров для фармотрасли. К совместной работе должны подключиться и научно-исследовательские организации, занимающиеся разработкой лекарств. Но нужно понимать, что данная сфера требует огромных финансовых вложений со стороны государства и самих фармацевтических компаний. На развитие отрасли, в том числе и на научные исследования, согласно стратегии, будет выделено более 185 млрд руб., причем вложения должны привести к созданию именно инновационных отечественных препаратов. Нужно понимать, что у каждой компании своя задача. Дженериковые производители не ставят задачи создавать уникальные препараты. Есть «Полисан», «Фарм-Синтез», «Герофарм», которые как раз работают в инновационном направлении. Отечественные ремаксол, циклоспорин достойно конкурируют за рубежом. Также сейчас проходит патентные службы за границей наш отечественный инновационный противотуберкулезный препарат.

Роль АРФП в развитии отечественной фармацевтической отрасли прежде всего должна сводиться к образовательнойя работе. Так, в конце января Ассоциация провела 2-ю Всероссийскую студенческую фармацевтическую олимпиаду, в которой участвовала 31 команда из России и Украины. Мероприятие позволило определить уровень подготовки будущих специалистов, а также выявить перспек-

тивных студентов, которые завтра будут работать в научных лабораториях, страховых компаниях, ре-гуляторных органах, руководить фармкомпаниями. Отрадно, что мы уже получили приглашение от руководства Республики Татарстан на проведение ВСФ0-2013 в Казани.

Ирина Ивановна Наделяева

руководитель проекта «Всероссийская студенческая фармацевтическая олимпиада» (ВСФО)

Первая проблема: вузы находятся в прокрустовом ложе образовательных стандартов, которые много лет не подвергались пересмотру в связи с изменяющимися экономическими и социальными обстоятельствами. Для того, чтобы вузы готовили специалистов, имеющих наиболее современные знания, навыки и умения, необходимо совместно с отраслью начать подготовку этих самых кадров в рамках факультативов, элективов, пилотных проектов. Примером тому может служить проект подготовки со студенческой скамьи специалистов по организации клинических исследований, который три года проводился в Первом МГМУ им. И. М. Сеченова совместно с представителями фармацевтического бизнеса. Выпускников этого курса сразу принимали на работу фармацевтические компании и контрактные исследовательские организации (CRO).

Вторая основная проблема заключается в том, что у студентов нет навыков и знаний по дальнейшему профессиональному росту, представлений о порядке и возможностях продвижения научных разработок, ориентации в особенностях фармацевтического бизнеса и производства. В рамках своей работы в студенческих научных кружках и обществах студенты получают порой неплохие научные результаты, однако позднее они не знают, как правильно оформить результаты интеллектуальной деятельности, как зарегистрировать, куда и с чем пойти для дальнейшего продвижения этих результатов. В рамках 2-й Всероссийской фармацевтической олимпиады для участников мы впервые предложили бизнес-тренинг «Управление проектами», для того чтобы дать представление о терминологии, основах и правилах составления проекта. Думаю, что такие тренинги, семинары необходимы для студентов любых специальностей, а площадка фармацевтической олимпиады с помощью представителей бизнеса будет давать нам возможность и дальше выявлять успешных и заинтересованных ребят.

Я не очень представляю себе, что такое сегодня научно-исследовательские организации, занимающиеся разработкой лекарств. Если это подразделения фармацевтических компаний «Research and Development» (R&D), то они активно работают с вузами и берут аспирантов для написания научных

79

<

о.

X

о о

0Q <

о.

со

0Q

CQ <

О.

<

о

80

CL

О ш -Q Ш

3

О

О с; О х X ш

О X

работ. Например, компании «Биокад», «Полисан», «Герофарм» с удовольствием предоставляют свои площадки для работы и прохождения практики в исследовательских подразделениях. По результатам ВСФО-2011 компании «Ирвин-2» и «Р-Фарм» также обратили внимание на некоторых студентов и, возможно, они получат приглашение поработать в компании.

Что касается государственных НИИ, то по привычке вузы направляют туда студентов для написания дипломов, однако, как и для всей науки в целом, здесь остро стоит вопрос финансирования и коммерциализации полученных результатов.

Олимпиада с самого начала ставила своей задачей привлечение внимания и ресурсов бизнеса к проблемам подготовки квалифицированных кадров. Мы признательны тем компаниям, которые принимают участие в нашем мероприятии: это компания «Никомед» с их образовательным проектом «Золотые кадры медицины», это компании «^аёа-СК» (ранее «Нижфрам»), «Р-Фарм» и др., которые помогают реализовывать проекты по поиску и поддержке перспективных студентов. Нам приятно отметить, что на предложения о сотрудничестве отзываются не только фармацевтические компании, но и компании, участвующие в оснащении заводов, так как производство современных лекарственных средств не ограничивается цехом по розливу готового препарата, а представляет собой сложный технологический комплекс, где работают инженеры-технологи, химики, аналитики, логистики, маркетологи.

К счастью для нас, с первых дней мы, ВСФО, работаем в партнерстве с Ассоциацией российских фармацевтических производителей (АРФП). Они как никто остро ощущают потребность в квалифицированном персонале. Задачи, обозначенные в стратегии развития «Фарма-2020», требуют присутствия на всех этапах жизненного цикла лекарственных средств высокоспециализированных специалистов. Найти их, подготовить, повышать уровень их квалификации мы можем только совместно с потенциальными работодателями. Также АРФП помогает нам решать вопросы поддержки наших проектов в регионах, нацеленных на развитие регионального фармпрома. В первую очередь, это — Ярославский фармацевтический кластер, где при поддержке руководства области и АРФП мы проводили 2-ю фармацевтическую олимпиаду.

Не могу привести других примеров поддержки нашего проекта общественными организациями, но могу сказать, что мы открыты для сотрудничества и с удовольствием примем предложения от заинтересованных сторон.

Георгий Константинович Соустин

директор по связям с общественностью и коммуникациям, Никомед Россия — СНГ, исполнительный директор программы «NYCOMED — золотые кадры медицины»

Вузы всегда были и остаются одним из основных источников кадров, как для практической медицины и науки, так и для фармацевтической промышленности. Другой вопрос, насколько мотивированы лучшие студенты оставаться «в науке», идти в аспирантуру, заниматься научными изысканиями, если перед ними сразу открываются большие, с точки зрения материальных благ, возможности в бизнесе и в промышленной сфере? Возможно, что если бы существовали программы «ведения» лучших студентов от студенческой скамьи до научного центра с понятной и адекватной системой мотивации, то и кадров, которые потенциально могут заняться разработкой российских инноваций было бы больше. NYCOMED оказывает посильную помощь лучшим студентам медицинских и фармацевтических вузов России в их стремлении учиться. Уже пять лет мы осуществляем стипендиальную программу «NYCOMED — золотые кадры медицины» в 15 вузах по всей стране. С прошлого годы мы расширили «нематериальную» составляющую программы, например, предоставляя вузам видеолекции известных российских ученых по актуальным вопросам медицины, подписку на ведущие иностранные медицинские журналы для студентов и т. п. За пять лет существования программы стипендиатами стали более 500 студентов и аспирантов, а всего тестирование прошли более 2000 учащихся. К слову сказать, стипендиаты не имеют прямых договоров с компанией, и ничем нам в будущем не обязаны.

Предполагается, что в подобных организациях уже есть правильные кадры — вопрос в том, как их удержать. Судя по сообщениям СМИ, в этом направлении уже проводится ряд мероприятий, например проект в Подмосковье о построенном в чистом поле научном центре, куда уже возвращаются российские ученые для разработки новых лекарств.

Фармкомпании, естественно, очень заинтересованы в грамотных и квалифицированных кадрах, причем не только как в своих сотрудниках, будь то R&D или лаборатория контроля качества, но и в целом в отрасли, поскольку от этого зависят и качество, и скорость выпуска на рынок тех самых инновационных препаратов. Нужны и грамотные сотрудники, занимающиеся разработкой лекарств и в независимых центрах, и в самих компаниях на этапе поиска потенциальных препаратов, и в регуля-торно-контролирующих органах для облегчения и ускорения доступа продукта на рынок. Фармкомпа-нии на уровне своих организаций постоянно проводят тренинги и обучения для повышения квалификации сотрудников, для соответствия их самым

последним существующим требованиям. На более всего Ярославского фармкластера и, возможно,

широком уровне предположу, что фармкомпании, даже «на экспорт» — в другие области.

особенно международные, готовы поделиться сво- Профильные ассоциации, я говорю о фармацев-

им опытом и наработками в области обучения пер- тических, всё же призваны °тражать и защищать

сонала принципам ОМР, и здесь зарубежный опыт интересы компаний-производителей, коей мы и являемся, соответственно и нам нужно быть более

представляется ценным, так как ОМР в России только зарождается. Хочется упомянуть недавно

активными внутри ассоциаций и поднимать соответствующие вопросы, включать их в повестку

начатый совместный проект администрации Яро- деятельности и решать общими усилиями. Опре-славской области и компании «Никомед» по подго-

деленная работа уже ведется, например АРФП, членом которой мы являемся, о ров фармацевтической олимпиа готовятся не только для компании «Никомед», а для Никомед — один из спонсоров.

товке специалистов рабочих специальностей для членом которой мы являемся, один из организато-современного фармпроизводства, причем кадры ров фармацевтической олимпиады-2011, компания

POLITICS AND GOVERNANCE IN HEALTHCARE

Professional Development

Interview: Innovative approaches to addressing the issue of training highly skilled specialists for the pharmaceutical industry

From Editorial Board:

President of Russian Federation Dmitry Medvedev has clearly stated the innovative strategy for development of the Russian pharmaceutical industry. The economic potential of Russia, life expectancy of its citizens, their well-being and general satisfaction in life are directly related to affordability and accessibility of innovative drugs to the Russian population. Government has set a goal for the domestic pharmaceutical industry — to raise the share of domestically made innovative drugs to 60 % in several years. To achieve this goal it is first and foremost necessary to have well-trained workforce capable to both generate new ideas and skillfully, in accordance with internationally accepted norms, verify scientific hypotheses in clinical research and engage in quality manufacturing practice. According to the estimate of experts, who devised the Pharma 2020 strategy, Russia will in the next few years require approximately 3500 high quality specialists for pharmaceutical factories. If the managing personnel is taken into account, the overall demand for specialists grows up to 5000.

We asked a question to several representatives of higher education establishments, associations and pharmaceutical companies as well as the organizers of the 2nd All-Russia student pharmaceutical contest: «What can higher education establishments, scientific organizations involved in development of drugs, pharmaceutical companies and public organizations such as associations of drug manufacturers do to meet the demand for qualified workforce?». The conversation turned out to be constructive, we share its results with our readers on the pages of the journal. It is noteworthy that opinions of different experts are in many respects concurring, while at the same time each contributed to the discussion with his/her own unique proposals related to training workforce for the pharmaceutical industry clearly demonstrating importance of combined efforts of all interested parties in achieving that goal.

<

Q.

X О

о

Сй <

о. с!

со

Сй

Сй <

о.

<

О

81

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.