БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ФОРМА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
КОРПОРАЦИИ
А.В. Ванеев, магистрант И.Е. Лебедев, магистрант А.С. Шептиев, магистрант Южный федеральный университет (Россия, г. Ростов-на-Дону)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10772
Аннотация. Формирование бизнес-плана предусматривает обоснование целесообразности и эффективности реализации идеи, проекта, запуска производства. При этом принятие решений финансирования и, соответствующий, выбор источников финансирования позволяет повысить эффективность инвестиционного решения, которое нашло обоснование в бизнес-плане. В статье приведены методики, которые следует использовать при разработке инвестиционного бизнес-плана и, которые показали свою эффективность на практике. В заключении сделан вывод, что не существует универсальных методов принятия решений инвестирования и финансирования. Необходим индивидуальный подход при разработке каждого бизнес-плана.
Ключевые слова: бизнес-план, решения инвестирования, методики, стратегия, стандарты.
В большинстве источников под бизнес-планом понимают несколько вариантов одного документа - результата среднесрочного планирования (чаще всего), обосновывающего достижение тактических целей при реализации долгосрочной стратегии. Сегодня бизнес-план - это не как документ, а фреймворк (framework) -«каркас», формат, облегчающий разработку нового продукта, предприятия, планирование деятельности. Задача фреймворка дать возможность проектировщику разработать каждый элемент проекта, не упустив ничего существенного, сохранив логику и всесторонне обосновав заложенную в проект идею. Разработчик в ходе процесса проектирования, следуя логике фреймворка - бизнес-плана прорабатывает вопросы, которые формируют множество необходимых и достаточных ответов на вопрос об эффективности проекта. Благодаря бизнес-плану разработчик не забудет всех составляющих проекта, и обратит внимание на те проблемы, которые не были видны на этапе предварительной проработки. Среднесрочный горизонт планирования выбирается потому как в документе чаще всего используются достаточно точные инструменты планирования, которые на
более длительном периоде дадут столь высокую ошибку, что результат такого планирования не будет оправдывать затрат на его реализацию.
Цель информации, использованной в бизнес-плане, - обосновать целесообразность и эффективность реализации идеи, проекта, запуска производства. При этом разработчику следует избегать избыточности, информация должна подаваться с учетом принципа «бритвы Оккама»: не множить сущности без необходимости. Бизнес-план подразумевает одну из целей -максимизацию прибыли, поэтому среди выводов о целесообразности и эффективности должны присутствовать объективные критерии прибыльности проекта, причем такие, которые дадут возможность сравнить данный проект с аналогичными.
Неправильно отождествлять стратегию и бизнес-план. Стратегия, конечно, учитывается в бизнес-плане, по крайней мере, должна, но сам документ лишь инструмент достижения целей, но никак не воплощение стратегии. Бизнес-план, однако, вполне может содержать информацию, подготовленную для пакета документации, описывающего стратегию, например, анализ рынка, целевой аудитории, трендов. Но
все-таки стратегия - это нечто более концептуальное, долгосрочное и масштабное, где бизнес-план лишь составная часть, веха на «большом пути».
Бизнес-план может использоваться в целом ряде случаев: при проектировании нового предприятия под новый проект (старт-ап). Так до недавнего времени формат классического бизнес-плана на 50-150 страниц был необходимым условием для запуска нового проекта и презентации его партнерам, инвесторам, банкам; при проектировании нового проекта в составе действующего бизнеса. Менеджмент использует формат бизнес-плана для проработки новых проектов в составе действующего предприятия, как универсальную, согласованную и понятную в большинстве подразделений форму представления. Чаще всего разрабатывается внутренний методический документ в компании, принимаемый и используемый всеми заинтересованными подразделениями при разработке новых проектов и инициатив; для получения кредита в банке [1].
Банки, специализирующиеся на проектах по инвестиционному кредитованию и проектному финансированию, разрабатывают собственные форматы представления данных для рассмотрения запросов на инвестиции. Компании, обращающиеся за финансированием, должны готовить информацию в соответствии с эти рекомендациями и формами; для получения финансирования в международной организации развития или государственном финансовом институте.
Государственные и международные институты, реализуют программы, где прибыль не является основной целью, поэтому в требованиях к проектам, претендующим на финансирование из своих источников, они могут добавлять критерии или условия, относящиеся к их целям. Так государственные финансовые институты часто требуют включение в проектные материалы описания соответствия проекта стратегическим целям государства, анализа бюджетного эффекта и обоснования социальной значимости, тогда как международные - в свою очередь, требуют гарантий экологической безопасности, обяза-
тельств не финансировать запрещенные сферы деятельности, соблюдения экономических и политических санкций и т.п.; для получения одобрения деятельности, планов или инициатив менеджмента со стороны стейкхолдеров, в первую очередь собственников-акционеров.
В ситуации, когда управление компанией отделено от собственности, акционеры лишь раз в год или чаще, если это предусмотрено уставными документами, могут включиться в процесс принятия решения и поучаствовать в определении будущего своей компании. Одним из основных инструментов такого влияние является утверждение решений отнесенных к компетенции собрания акционеров, формой обоснования выносимых на собрание решений может быть и часто является формат бизнес-плана, рассылаемый заранее акционерам на рассмотрение.
Бизнес-план - формат понятный подавляющему большинству профессиональных менеджеров и собственников, данный формат для каждой конкретной организации также может быть согласован по форме и содержанию на уровне методических рекомендаций; для принятия управленческих решений и контроля. Бизнес-план как в формате документа, так и в форме расчетной таблицы, выполняет функцию управленческого инструмента, позволяющего контролировать выполнение принимаемых решений и корректировать их в соответствии с выполнением заложенных в утвержденном документе решений [2].
В международном сообществе существует масса различных организаций, которые разработали типовые стандарты или, скорее, методики по составлению бизнес-планов. Их преимущество состоит в том, что они выполнены в форме рекомендаций, проверены и могут применяться в самых разных условиях, независимо от специфики бизнеса, региона, размера компании и других факторов.
В рамках разработки и адаптации бизнес-планирования как формы реализации инвестиционной политики можно выделить четыре основных стандарта, в соответствии с которыми осуществляется составление бизнес-планов предприятий [3]:
1. Методика составления бизнес-плана, рекомендуемая международной организацией UNIDO.
2. Методика составления бизнес-плана, рекомендуемая ЕБРР.
3. Методика составления бизнес-плана, рекомендуемая KPMG.
4. Методика составления бизнес-плана, рекомендуемая TACIS.
Таким образом, кроме мировых стандартов существуют и иные, например, региональные, отраслевые или внутренние стандарты [4]. В целом никто не мешает,
например, банку, выпустить свои требования, в соответствии с которыми он принимает бизнес-планы на рассмотрение. Обычно эти отличия бизнес-планов незначительны от мировых стандартов, разница обычно в оформлении документа [5]. Поэтому если необходимо обратиться в банк, государственную структуру или иную организацию, например - грантовую, то имеет смысл предварительно уточнить у представителей указанных заведений об их внутренних правилах оформления подобной документации.
Библиографический список
1. Чараева М.В. Методические аспекты инвестиционного бизнес-планирования в условиях реализации инвестиционной политики корпорации // Финансовые исследования. -2015. - №4.
2. Чараева М.В., Лапицкая Г.М., Крашенникова Н.В. Инвестиционное бизнес-планирование: учебное пособие. - М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2014
3. Чараева М.В., Палеев А.В. Обзор методик формирования инвестиционного бизнес-плана // Финансы и кредит. - 2014. - №18.
4. Чараева М.В. Основы формирования политики управления реальными инвестициями предприятия // Финансы и кредит. - 2011. - №29. - С. 17-22.
5. Чараева М.В. Обзор источников финансирования в малом бизнесе // Финансы и кредит. - 2013. - №20.
BUSINESS PLANNING AS FORM OF REALIZATION OF STRATEGY
OF CORPORATION
A.V. Vaneev, graduate student I.E. Lebedev, graduate student A.S. Sheptiyev, graduate student South federal university (Russia, Rostov-on-Don)
Abstract. Formation of the business plan provides justification of expediency and efficiency of realization of idea, the project, production start. Thus decision-making of financing and, corresponding, a choice of sources of financing allows to increase efficiency of the investment decision which found justification in the business plan. Techniques which should be used when developing the investment business plan and which showed the efficiency in practice are given in article. In the conclusion the conclusion that there are no universal methods of decision-making of investment and financing is drawn. The individual approach when developing each business plan is necessary.
Keywords: business plan, solutions of investment, technique, strategy, standards.