Инвестиционная политика
УДК 336.02
ОБЗОР МЕТОДИК ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО БИЗНЕС-ПЛАНА
М.В. ЧАРАЕВА, доктор экономических наук, профессор кафедры финансового менеджмента E-mail: [email protected]
А.В. ПАЛЕЕВ,
аспирант кафедры финансового менеджмента
Е-mail: [email protected] Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)
В статье исследуются основные зарубежные и российские методики формирования инвестиционного бизнес-плана. Приведены как зарубежные методики (ЮНИДО, ЕБРР, ТАСИС), так и отечественные. Рассмотрены методические рекомендации по подготовке инвестиционных предложений, макет инвестиционного бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки на финансирование из бюджета развития РФ, и методические указания Федерального фонда поддержки малого предпринимательства. Исходя из критериев универсальности, информативности, эффективности и с точки зрения экономического обоснования вложений и презентабельности выявлены преимущества использования методических рекомендаций по подготовке инвестиционных предложений.
Ключевые слова: инвестиционный бизнес-план, методика, структура, информационные технологии
Инновационная направленность российской экономики предопределяет необходимость выбора российскими организациями направлений стратегического развития. В основе формирования и реализации решений долгосрочного характера, как правило, лежит процесс инвестирования. В этом ключе особенно актуализируется поиск методик,
позволяющих наиболее полно обосновать принятие инвестиционных решений и практические действия по их воплощению (бизнес-планирование).
Настоящее исследование направлено на выявление наиболее универсальной, информативной, эффективной с точки зрения экономического обоснования вложений и презентабельной структуры инвестиционного бизнес-плана. Указанные критерии являются принципиальным в процессе инвестиционного бизнес-планирования, поскольку неполнота представления экономического обоснования предлагаемого инвестиционного направления, связанная с отсутствием определенных разделов инвестиционного бизнес-плана или их беспорядочным расположением, не позволяет определить эффективность инвестиций и вводит инвестора в заблуждение относительно целесообразности их финансирования и реализации. Следовательно, объектом исследования выступает процесс инвестиционного бизнес-планирования, включающий структуризацию инвестиционного бизнес-плана для представления его потенциальному инвестору.
Исследуя существующие методики по разработке инвестиционных бизнес-планов, необходимо отметить возрастающую популярность зарубеж-
ных методик. Наиболее востребованы следующие методики по разработке инвестиционных бизнес-планов:
1) методика UNIDO1 (Организации Объединенных Наций по промышленному развитию);
2) методика ЕБРР (Европейского банка реконструкции и развития);
3) методика, разработанная в рамках программы ТАСИС (программа «технического содействия»).
Охарактеризуем международные организации UNIDO и ЕБРР, а также программу ТАСИС и отметим их значимость для российских разработчиков инвестиционных бизнес-планов.
Одной из структур, предлагающих стандарты для бизнес-планирования, является Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), созданная в 1966 г. как специальное учреждение ООН. Цель ее состоит в содействии промышленному развитию и ускоренной индустриализации развивающихся стран путем мобилизации национальных и международных ресурсов [3]. Методика UNIDO важна и востребована российскими инвесторами и разработчиками инвестиционных бизнес-планов, поскольку приравнивается к международному стандарту формирования бизнес-плана. Кроме того, структура бизнес-плана, предлагаемая UNIDO, используется российскими разработчиками прикладных программных продуктов (Project Expert) (табл. 1).
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) считается одним из самых крупных инвесторов в Европе и Центрально-Азиатском регионе. В целях улучшения инвестиционного климата, упрощения бизнес-планирования ЕБРР разработал и предлагает к использованию структуру бизнес-плана (см. табл. 1) [4].
Программа ТАСИС - это инициатива Европейского союза, разработанная для совместной работы с СНГ и Монголией, которые стремятся к созданию гармоничной экономики и укреплению политических связей между ЕС и партнерскими странами. Ее цель - поддерживать инициативы партнерских стран, направленные на развитие общества в условиях политической свободы и экономического процветания [1].
1 UNIDO - United Nations Industrial Development Organization -является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций, усилия которого сосредоточены на борьбе с нищетой путем повышения производительности.
Принципы финансирования программы отражают ее интеграционный характер. В силу того, что ТАСИС - общее «дитя» стран ЕС, ее финансовые ресурсы формируются из совокупного бюджета Европейского союза. Он утверждается Европарламен-том и Советом Европы. После этого определяются бюджеты программы, ориентированные на отдельные страны-реципиенты. При этом учитываются следующие критерии:
- численность населения той или иной страны;
- величина ее валового внутреннего продукта;
- степень приверженности глобальным социально-экономическим реформам.
Иными словами, для России и прочих стран СНГ ТАСИС - донорская программа. Соответственно, вопреки весьма распространенному, но совершенно ошибочному мнению, РФ не принимает никакого участия в формировании ее бюджета, выступая лишь в роли получателя технического содействия.
Механизм реализации программы построен на выделении Европарламентом субсидий на принципах безвозмездного финансирования для передачи, прежде всего, ноу-хау, знаний и управленческих технологий, способных облегчить странам-партнерам процесс формирования институтов цивилизованной рыночной экономики и демократического общества, а также вхождение в мировой рынок товаров и услуг. По принятой в ТАСИС методологии, передача ноу-хау осуществляется посредством:
- делового консультирования;
- проведения экспертиз;
- обеспечения обучения персонала предприятий и учреждений из стран СНГ;
- оказания содействия в разработке правовой и нормативной базы;
- организации пилотных проектов;
- создания новых и реорганизации действующих учреждений и предприятий.
Очевидно, что оказание непосредственной технической помощи в традиционном значении этого слова не относится к числу основных методов реализации программы. Вместе с тем поставки оборудования и приборов учреждению-партнеру, если это является необходимым условием осуществления проекта и оговорено в техническом задании на проект, не только возможны, но и составляют значительную часть (как правило, около 10%) от общего бюджета того или иного проекта программы ТАСИС.
Таблица 1
Структуры инвестиционного бизнес-плана, предлагаемые UNIDO, ЕБРР и ТАСИС
№ раздела UNIDO ЕБРР ТАСИС
1 Резюме Меморандум о конфиденциальности Резюме. Название фирмы, ее тип (единоличная собственность / партнерство). Как будет создан капитал. Краткое резюме проекта. Дата открытия предприятия. Задачи предприятия. Резюме финансовых потребностей
2 Идея (сущность) предлагаемого проекта. Общие исходные данные и условия. Описание образца нового товара Оценка опыта предпринимательской деятельности Резюме Цели предприятия: - личные; - деловые; - заработать доход минимум х в течение первого года; - достичь оборота капитала х за определенный срок; - стать лидером в определенной сфере; - первым внедрить новый спектр товаров или услуг; - завоевать х% рынка
3 Оценка рынка сбыта. Предприятие: Деятельность существующего предпри-
Описание потребителей нового - история развития предприятия и ятия:
товара. его состояние на момент создания - каковы его успехи;
Оценка конкурентов. бизнес-плана, описание текущей - соответствуют ли его успехи прогно-
Оценка собственных сильных деятельности; зам;
и слабых сторон относительно - собственники, руководящий пер- - как выглядит его балансовый отчет;
конкурентов сонал, работники предприятия; - текущая деятельность; - финансовое состояние; - кредиты - имеются ли солидные основные фонды в качестве залога
4 План маркетинга: Проект: Управление:
- цели маркетинга; - общая информация о проекте; - информация о руководящем составе;
- стратегия маркетинга; - инвестиционный план проекта; - образование;
- финансовое обеспечение пла- - анализ рынка, конкурентоспо- - подготовка;
на маркетинга собность; - описание производственного процесса; - финансовый план; -экологическая оценка - соответствующий опыт; - настоящие обязанности; - предлагаемые обязанности; - дополнительные управленческие навыки
5 План производства: Финансирование: Рынок:
- изготовитель нового товара; - графики получения и погашения - размер рынка;
- наличие и требуемые мощнос- кредитных средств; - тенденции роста или сужения;
ти производства; - залог и поручительство; - наличие дефицита качественной
- материальны факторы произ- - оборудование и работы, которые продукции;
водства; будут финансироваться за счет - конкуренты, их преимущества, сла-
- описание производственного кредитных средств; бости
процесса - SWOT-анализ; - риски и мероприятия по их снижению
6 Организационный план: - организационно-правовая форма собственности фирмы; - организационная структура фирмы; Приложения Продукция: - соответствие потребностям заказчиков; - расчеты затрат; - объем складских запасов;
Окончание табл. 1
№ раздела UNIDO ЕБРР ТАСИС
- распределение обязанностей; - сведения о партнерах; - описание внешней среды бизнеса; - трудовые ресурсы фирмы; - сведения о членах руководящего состава - скорость товарооборота на складе; - способность удовлетворить требования по доставке; - требования по складированию; - влияние незавершенного производства на бизнес
7 Финансовый план: - план доходов и расходов; - план денежных поступлений и выплат; - сводный баланс активов и пассивов фирмы; - график достижения безубыточности; - стратегия финансирования (источники поступления средств и их использование); - оценка риска и страхование Ценообразование: - расчет цен; - разброс цен; - сравнение с ценами в рамках отрасли; - порог самоокупаемости, прибыльности; - сроки по кредитным обязательствам
8 Приложения Поставщики: - названия фирм, адреса, надежность; - альтернативные источники; - процедуры, гарантирующие качество; - возможности переговоров по срокам возврата кредитов
9 Материальные ресурсы: - ожидаемая длительность эксплуатации оборудования; - потребность в офисном оборудовании; - потребность в транспорте; - источники финансирования основных средств
10 Помещения: - местонахождение офиса; - условия аренды; - необходимо ли оплачивать счета по ремонту помещений
11 Персонал: - категории персонала; - условия их найма
12 Прибыль и прогнозы: - прогноз потока денежной наличности; - оценка затрат; - основные компоненты риска; - расчеты точки самоокупаемости-прибыльности; - прогноз по сбыту
13 Потребность в финансах: - собственные источники инвестиций; - вклад в виде основных и текущих фондов; - инвестиции извне
Не является ТАСИС и инвестиционной программой. Средства, предусмотренные ее бюджетом, не могут быть использованы непосредственно партнером (или реципиентом) для реализации своих собственных целей, в том числе и для развития производства. По заявке российских организаций и при их непосредственном участии проекты программы ТАСИС осуществляются фирмами и компаниями, имеющими юридическую регистрацию в одной из стран ЕС и приобретающими средства для осуществления того или иного проекта, по результатам участия в общеевропейском (имеются в виду только страны - члены Европейского союза) тендере. Очевидно, что в этом случае организация-партнер не получает непосредственного права осуществлять какие-либо финансовые операции без участия контрактора, а во многих случаях даже не принимает участия в формировании конкретных статей расходов бюджета проектов. Что же касается сложившейся практики, то, как правило, контрактор согласовывает с организацией-партнером долю средств, направляемых на приобретение оборудования, а также на оплату услуг местных экспертов.
Вместе с тем ТАСИС вполне можно считать программой, которая готовит платформу для будущих инвестиций. Именно на это направлено значительное число предынвестиционных исследований и технико-экономических обоснований, разрабатываемых в рамках программы. Этим целям служит и ряд конкретных проектов программы (в частности, связанных с формированием центров содействия бизнесу, бизнес-агентств и т.п.). Новые структуры призваны работать в тесном контакте с инвестиционными компаниями и банками (например, с венчурным фондом Европейского банка реконструкции и развития).
Формирование платформы для инвестиций при реализации проектов программы ТАСИС обеспечивается также и косвенным путем, поскольку программа предусматривает обучение персонала правилам ведения бизнеса в условиях рыночной экономики. Впоследствии это позволяет прошедшим обучение гораздо легче адаптироваться к требованиям инвестиционных структур и использовать корректные «правила игры» при составлении бизнес-планов и технико-экономических обоснований, а также при ведении переговоров с зарубежными партнерами и потенциальными инвесторами. Инвестиционные предпосылки улучшаются и в том случае, если предприятие прошло реструктуризацию в ходе осу-
ществления одного из проектов программы ТАСИС и в его новой структуре присутствуют подразделения, необходимые для эффективной деятельности в условиях рыночной экономики (информационно-аналитический отдел, отдел рекламы, отдел маркетинга, отдел продаж и т.п.).
Сравнивая структуры инвестиционных бизнес-планов, разработанных UNIDO, ЕБРР, ТАСИС, необходимо отметить, что структура, предлагаемая ЕБРР, -наиболее лаконичная и емкая по содержанию. При этом акцентировано внимание на деятельности уже существующего предприятия, появляется возможность разработки направлений развития действующего предприятия. Структура инвестиционного бизнес-плана, предлагаемая ТАСИС, на взгляд авторов, чрезмерно разветвленная и не отвечает потребностям российского инвестора. Наиболее оптимальной для отечественных условий функционирования является структура инвестиционного бизнес-плана по UNIDO, которая также учитывается в отечественных программных продуктах, что позволяет разработчику инвестиционного бизнес-плана снизить трудоемкость его формирования. Кроме того, структура по UNIDO логично встраивается в последовательность работ по формированию инвестиционного бизнес-плана в рамках использования информационных технологий как соответствующего инструментария (табл. 2).
Необходимо отметить, что исследование российских методических разработок по формированию инвестиционных бизнес-планов показало: требования ЮНИДО наиболее полно отражены в методических рекомендациях по подготовке инвестиционных предложений для представления потенциальным инвесторам [5].
Для субъектов малого бизнеса имеются методические рекомендации, которые непосредственно ориентированы на формирование инвестиционного бизнес-плана, чтобы помочь субъектам малого предпринимательства при обращении за финансированием. Разработаны методические рекомендации Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства (ФФПМП) [6].
В каждом проекте есть свои элементы риска -производственного, сбытового, финансового или правового. ФФПМП должен оценить потенциальные риски до принятия обязательств о выделении средств на проект, а также понять, каким образом можно смягчить и (или) поделить эти риски с другими заинтересованными сторонами.
Таблица 2
Соответствие процесса формирования инвестиционного бизнес-плана его структуре и современным информационным технологиям
Этапы процесса инвестиционного бизнес-планирования Раздел бизнес-плана Итоговые расчеты с использованием информационных технологий
Сбор и анализ информации о продукции, услугах (описание продукции, услуг) Раздел 3 —
Сбор и анализ информации по рынку сбыта (маркетинг и сбыт продукции, услуг) Раздел 4 —
Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективы отрасли (описание предприятий сферы) Раздел 2 —
Описание потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, кадрами и другими ресурсами (производственный план) Раздел 5 —
Расчет потребности в капитале и источниках финансирования (финансовый план) Раздел 7 Отчет о прибылях и убытках. Отчет о движении денежных средств. Прогнозный баланс
Определение направленности и масштабности проекта, расчет эффективности (направленность и эффективность проекта) Разделы 7, 8 Начисленные налоги. Финансовые результаты. РР. PI. IRR. NPV
Разработка организационной структуры правового обеспечения и графика реализации проекта (организационный план) Раздел 6 —
Решение вопросов рисков и гарантий (риски и гарантии) Раздел 7 Анализ чувствительности
Подбор материалов и составление приложений Приложения Графики
Составление краткого содержания проекта (резюме) Раздел 1 -
Инвестиционный бизнес-план является основой и для привлечения инвестиций, и для внутрифирменного инвестиционного планирования. Последовательность составления и принципы детализации инвестиционного бизнес-плана для разных компаний и проектов не совпадают. При его формировании необходимо учитывать, что это всегда итерационный процесс, подразумевающий внесение изменений на основе вновь полученной информации и применения различных сценариев. В то же время существует внутренняя логика структуры инвестиционного бизнес-плана и общепризнанные принципы его разработки.
Рекомендуемая структура инвестиционного бизнес-плана с краткими рекомендациями по его формированию приведена в табл. 3.
Исследуя российские методические рекомендации, необходимо также отметить разработанный Правительством РФ макет инвестиционного бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки на финансирование из бюджета развития РФ [2], который используется в основном при привлечении бюджетного финансирования
в рамках реализации инвестиционного бизнес-плана.
Проведем сравнение структуры инвестиционного бизнес-плана в соответствии с различными российскими методиками его формирования (см. табл. 3).
Таким образом, выбор той или иной структуры инвестиционного бизнес-плана во многом зависит от целей, которые ставит его разработчик. Если инвестиционный бизнес-план необходим субъекту малого бизнеса, то следует использовать структуру и рекомендации по его составлению, разработанные ФФПМП. Если преследуется цель - получение бюджетного финансирования, то необходимо прибегнуть к макету инвестиционного бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки на финансирование из бюджета развития РФ.
Исследование показало, что в иных случаях при представлении инвестиционного бизнес-плана потенциальному инвестору целесообразно использовать методические рекомендации по подготовке инвестиционных предложений, являющиеся универсальными, включающими развернутую, под-
Таблица 3
Структура инвестиционного бизнес-плана в соответствии с российскими методиками его формирования
№ раздела Методические рекомендации по подготовке инвестиционных предложений для представления потенциальным инвесторам Требования к бизнес-плану и рекомендации по его составлению, разработанные Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства (ФФПМП) Макет инвестиционного бизнес-плана, представляемого претендентом в составе заявки на финансирование из Бюджета развития РФ
1 Резюме (Executive Summary) Обзорный раздел (резюме) Вводная часть или резюме проекта
2 История компании и собственность (Company history and Ownership) Описание предприятия Анализ положения дел в сфере
3 Продукты и/или услуги (Products and/or Services) Описание продукции (услуг) Производственный план
4 Управленческий и производственный персонал (Management and Labour) Анализ рынка План маркетинга
5 Описание сферы, рынка и конкурентоспособность (Industry, Market and Competitive performance) Производственный план Организационный план
б Операции компании (Operations) План сбыта Финансовый план
l Финансовая история (Financial history) Финансовый план -
S Стратегический план (Strategic plan) Анализ чувствительности проекта -
9 Факторы риска и Стратегия снижения рисков (Risks and Risk reduction Strategies) Экологическая и нормативная информация -
10 Прогноз финансового состояния (Financial forecasts) Приложения -
11 Потребность в финансировании (Summary of Financing requirements) - -
12 Корпоративное управление (Corporate governance) - -
13 Правительственная поддержка и законодательство (Government support and Regulations) - -
14 Финансовое предложение (Financial proposal) - -
15 Краткое резюме (Summary) - -
16 Приложения (Appendices) - -
робную структуру инвестиционного бизнес-плана и соответствующие международным требованиям положения, что крайне важно в современных условиях глобализации экономики.
Список литературы
1. Водичев К. Программа ТАСИС как фактор ускорения процессов формирования гражданского общества в России. URL: http://www.prof.msu. ru/publ/book3/vod.htm.
2. Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе
за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации: постановление Правительства РФ от 22.11.1997 № 1470.
3. URL: http://www.unido.ru.
4. URL: http://www.ebrd.com.
5. URL: http://www.ivr.ru.
6. URL: http://www.openbusiness.ru.
Investment policy
TECHNIQUES OF FORMATION OF INVESTMENT BUSINESS PLAN
Marina V. CHARAEVA, Aleksandr V. PALEEV
Abstract
The article considers the main foreign and Russian techniques of formation of investment business plan. The authors studies foreign UNIDO, the European Reconstruction and Development Bank, TASIS and domestic techniques. The paper offers methodical recommendations on preparation of investment, the model of investment business plan represented by an applicant as a part of demand for financing from budget of development of the Russian Federation and methodical instructions of Federal fund of small business support. The work reveals the advantages of methodical recommendations on preparation of investment proposals according to criteria of universality, informational content, efficiency and from the point of view of economic justification of investments and presentable appearance.
Keywords: investment business plan, technique, structure, information technologies
References
1. Vodichev K. Programma TASIS kak faktor uskoreniia protsessov formirovaniia grazhdanskogo
obshchestva v Rossii [The TASIS program as a factor of acceleration of processes of formation of civil society in Russia]. Available at: http://www.prof.msu. ru/publ/book3/vod.htm. (In Russ.)
2. Resolution of the Government of the Russian Federation "On Order of granting the state guarantees on competitive basis from the Budget funds of development of the Russian Federation and Provision on assessment of efficiency of investment projects at placement on competitive basis of centralized investment resources of the Budget of development of the Russian Federation" of November 22, 1997 № 1470. (In Russ.)
Marina V. CHARAEVA
Rostov State Economic University, Rostov, Russian Federation [email protected]
Aleksandr V. PALEEV
Rostov State Economic University, Rostov, Russian Federation [email protected]