Научная статья на тему 'Бизнес-на-крови'

Бизнес-на-крови Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аркадий Коновалов

Один из самых необычных новичков списка американских миллиардеров Forbes этого года — 30-летняя основательница компании Theranos Элизабет Холмс. Она самая юная из женщин‑миллиардеров, построивших свой бизнес с нуля. За десять лет Холмс сумела превратить студенческий проект по тестированию крови в наиболее технологически продвинутую лабораторно-диагностическую компанию в мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес-на-крови»

БИЗНЕС

АРКАДИЙ КОНОВАЛОВ

Один из самых необычных новичков списка американских миллиардеров Forbes этого года — 30-летняя основательница компании Theranos Элизабет Холмс. Она самая юная из женщин-миллиардеров, построивших свой бизнес с нуля. За десять лет Холмс сумела превратить студенческий проект по тестированию крови в наиболее технологически продвинутую лабораторно-диагностическую компанию в мире.

Осенью 2003 года Элизабет Холмс, студентка-второкурсница Стэнфордского университета, заявилась в кабинет своего преподавателя, профессора химической инженерии Чаннинга Робертсона, и с порога выпалила: «А давайте создадим компанию!» Робертсон на тот момент преподавал в университете больше тридцати лет и за это время повидал немало предприимчивых студентов, но отказать не смог: было в Холмс что-то особенное. «Никогда не видел, чтобы студент мог находить настолько новые подходы к техническим проблемам», — рассказывал он потом в интервью журналу Fortune.

Холмс к тому времени уже прошла свою первую стажировку — в Институте генома в Сингапуре, чему немало способствовало знание китайского, уроки которого она брала в свободное время еще подростком. Вернувшись в Калифорнию,

она показала Робертсону результат своих трудов — заявку на патент. В первый год обучения в Стэнфорде Холмс слушала его курс по «умным» устройствам для введения лекарств в кровь пациента. В Сингапуре ей пришла в голову идея сделать такие устройства еще «умнее»: почему бы не научить их попутно мониторить различные показатели состояния здоровья пациента, чтобы видеть, удается ли добиться желаемого эффекта?

— Элизабет торопилась создать компанию еще до окончания учебы, — вспоминает Робертсон. — Я спросил ее: «Почему?» Она ответила, что подобные системы могут стать настоящей революцией, а она как раз хочет создать принципиально новую технологию, а не заниматься минимальными улучшениями уже существующих. И она была на пороге: за 30 лет опыта работы в этой области я никогда не видел, чтобы кто-то пытался объединить инструменты для введения лекарств и средства для мониторинга их эффективности. Я вдруг понял, что, возможно, имею дело с новым Биллом Гейтсом или Стивом Джобсом.

Не прошло и семестра, как Элизабет Холмс бросила университет и занялась исключительно своей компанией, созданной при поддержке Робертсона и получившей название Theranos (его составили из двух слов — «терапия» и «диагноз»). Спустя 11 лет под началом Холмс работают 500 с лишним человек, венчурные инвесторы вложили в Theranos свыше $400 млн, а всю компанию оценивают более чем в $9 млрд. При этом у Холмс до сих пор остается больше половины акций основанной ею компании.

НА КОНЧИКЕ ИГЛЫ

На первый взгляд, между изначальной идеей Холмс и нынешней специализацией компании — тестированием кро-

Основательница Theranos Элизабет Холмс, самая юная из женщин-миллиардеров из списка Forbes, считает своим кумиром Стива Джобса и во многом ему подражает: ее ежедневный гардероб включает неизменный черный пиджак и черную водолазку. И даже колледж она бросила, не доучившись

ви — мало общего, однако базовый подход к решению проблемы весьма схож. Команда Theranos разработала небольшое устройство, снабженное микроиглой для забора крови и специальным картриджем, настроенным на тот или иной тип биологических маркеров.

Основный рынок ТЬегапоБ сегодня — диагностическая отрасль объемом около $73 млрд, проводящая до 10 млрд тестов ежегодно (а на основании тестов принимается до 70% врачебных решений). Theranos делает около 200 видов стандартных тестов (в ближайшем будущем их число планируют увеличить до 1,2 тыс.), однако использует новые запатентованные технологии, которые позволяют радикально уменьшить необходимый для теста объем крови.

Для проведения большинства тестов компании нужна лишь одна капля — на порядки меньше, чем требуется для исследования по традиционным методикам. Такой подход особенно ценен в условиях, когда кровь приходится брать часто: по отзывам пациентов, тест Theranos больше похож на касание, нежели на полноценный укол. Кроме того, одна проба в 25-50 микролитров позволяет компании провести до 70 различных тестов одновременно, в то время как традиционные методы потребовали бы несколько проб в 3-5 тыс. микролитров. Технология значительно упрощает проведение повторных тестов, если один из первичных анализов выявил какие-либо отклонения: теперь пациента не нужно беспокоить еще раз.

Результаты тестов Theranos выдает в течение всего нескольких часов. В США в такой норматив укладываются лишь экстренные лаборатории центров эпидемического контроля. Наконец, расценки компании сражают конкурентов наповал: они в 2-4 раза ниже, чем у независимых лабораторий, и в 4-10 раз — чем у госпитальных. Подобная ценовая политика особенно ценна для пациентов, не имеющих страховки, и страховых компаний, стремящихся сэкономить на всем. Кроме того, Theranos — одна из немногих лабораторных компаний, имеющих подробный онлайн-прейскурант: обычно американские больницы неохотно объясняют те или иные строчки расходов в медицинских счетах. По оценкам компании, если бы все тесты крови в США проводились по расценкам Theranos, то американские пациенты и страховые компании сэкономили бы в общей сложности до $200 млрд в ближайшие десять лет.

Каким именно образом компании удается обойти конкурентов по всем показателям — Холмс не распространяется: это технологический «секрет фирмы». Известно, что компания использует традиционные, фундаментальные химические методы, однако тщательно оптимизирует химические процессы и программное обеспечение — и больше журналистам не рассказывают.

При всех технологических успехах операционный масштаб Theranos пока невелик: компания принимает кровь и другие материалы на анализ в двух лабораториях в Калифорнии и одной — в Аризоне. Однако уже совсем скоро она разом выйдет на рынки почти всех 50 штатов: одна из крупнейших

американских аптечных сетей Walgreens планирует открыть тестовые центры Theranos в большинстве своих аптек — а это более 8 тыс. точек по всей территории США. По словам СЕО Walgreens Грегори Вассона, компания также собирается открыть лаборатории в партнерской европейской сети Alliance Boots.

Интерес к лабораториям Theranos проявили и больницы: по словам Дэвида Хэльфета, главы травматического отделения хирургического госпиталя Манхэттена, тесты компании особенно эффективны для борьбы с больничными инфекциями. Традиционные методы вроде выращивания бактерий в чашках Петри требуют минимум нескольких дней, в то время как быстрый и относительно недорогой ДНК-анализ от Theranos может идентифицировать вредоносную бактерию всего за несколько часов. Оборудование, используемое для анализа, компания запрещает даже фотографировать — однако немногочисленные журналисты, наблюдавшие за работой

лаборатории, утверждают, что оно не слишком отличается от обычных настольных персональных компьютеров, разве что размером чуть больше. При этом по сравнению с обычными лабораторными больничными комплексами они занимают в десять раз меньше места.

из другого ТЕСТА

Что по этому поводу думают конкуренты? Разумеется, они скептичны: в первую очередь из-за отсутствия публикаций о методах Theranos в реферируемых медицинских журналах. «Я не знаю, что они измеряют, как они это делают и почему они думают, что измеряют именно то, что пытаются измерить», — говорит онколог Ричард Бендер, сотрудник крупнейшей сети независимых диагностических лабораторий Quest Diagnostics.

Холмс обвинения отвергает, заявляя, что компания использует те же базовые химические методы, что давным-давно описаны в научной литературе. Однако есть еще одна проблема: в то время как Quest и другие независимые лаборатории используют оборудование от известных производителей вроде Siemens или Olympus, одобренное американским Управлением по контролю качества пищевых продуктов и лекарств (FDA), Theranos пользуется собственными анализаторами — и поэтому, согласно требованиям регулятора, фактически освобождена от контроля FDA.

Холмс утверждает, что в этом нет никакой проблемы, поскольку остальные лаборатории свои собственные разработки тоже не сертифицируют — причем Ассоциация американских клинических лабораторий вообще выступает против вме-

оборудование более крупным компаниям, имеющим всю необходимую инфраструктуру?

Судя по всему, Холмс уверена в том, что ее компании удастся построить полноценную сеть самостоятельно. Кроме того, ее поддерживает совет директоров, в который удалось заманить целую плеяду знаменитых политиков и специалистов

МНЕНИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ

профессор, преподаватель программ МВД бизнес-университета «МИРБИС»

Стоимость компании Элизабет Холмс оценивают в $9 млрд, притом что операционный масштаб у нее пока небольшой — действует три лаборатории. Но ^егапоз на пороге взрывного роста: по соглашению с крупнейшей аптечной сетью, ее лабораторные комплексы скоро появятся в 8 тыс. аптек по всей территории США

шательства государства в эту сферу. Наконец, чтобы утереть критикам нос, Холмс пытается получить сертификацию FDA на все проводимые ее компанией тесты — дабы окончательно закрыть все вопросы.

Вызывает вопросы у скептиков и бизнес-модель Theranos: может ли компания быстро и эффективно увеличивать масштаб операций, особенно с учетом всех сложностей логистики, документооборота и лицензирования? Quest, к примеру, имеет в штате более 45 тыс. человек, использует свыше 3 тыс. автомобилей и 20 самолетов, 8 региональных хабов и 150 лабораторий. Почему бы Theranos просто не продавать свое

Не все читатели этой статьи немедленно побегут создавать медицинскую компанию как Элизабет Холмс, но все могут извлечь полезные уроки из ее опыта. Ее история — просто идеальный кейс, демонстрирующий, какие личностные качества в наибольшей степени связаны с успехами в бизнесе. Первое — это наличие того, что в психологии называется «внутренний локус контроля». Локус контроля — это показатель того, в чем человек видит причину происходящих с ним событий. Локус бывает внутренний, когда человек считает, что в любой ситуации все зависит от него самого и его действий, а достижение результата определяется только его усилиями, и внешним, когда человек склонен полагать, что достижение результата зависит от того, как сложатся внешние обстоятельства и как будут действовать не контролируемые им силы. У большинства успешных предпринимателей (включая Холмс) локус контроля именно внутренний. Второе качество — это неистребимое стремление к успеху. «Хочу выиграть» — говорят такие люди как Элизабет Холмс. «Не хочу проиграть» — говорят все остальные (и у них чаще всего ничего и не получается). И наконец третье — это отношение ко времени как к важнейшему ресурсу предпринимателя. Желание успеть, не упустить момент — вот характерная черта успешных деловых людей.

И еще один штрих. У Холмс есть кумир — Стив Джобс. Кому-то покажется смешным, что она одевается и стремится вести себя как он. Но на самом деле это очень мощный мотивационный стимул. Человек постоянно мысленно «сверяется» со своим кумиром, думает: «А как в этой ситуации поступил бы он?». Это позволяет держать себя в форме, находить новые силы, открывать новые горизонты.

Вы не обязательно откроете медицинские лаборатории как Элизабет Холмс, но правильные выводы, сделанные из истории ее успеха, помогут вам добиться замечательного результата в любых ваших начинаниях.

в области здравоохранения во главе с бывшим госсекретарем США Генри Киссинджером. Кумир самой Холмс — основатель Apple. Стиву Джобсу она подражает даже внешним видом: ее ежедневный гардероб включает неизменный черный пиджак и черную водолазку.

Основная цель Холмс, по ее собственным словам, — превратить здравоохранение в полноценный потребительский продукт, сделать доступ к необходимым тестам легкой, недорогой и быстрой процедурой. Первые диагностические центры Theranos в аптеках Walgreens открыты по вечерам и в выходные и больше похожи на спа-салоны: комфорт клиентов — одно из важнейших условий. «По статистике, от 40 до 60 процентов пациентов, которым доктора назначают те или иные тесты, их так и не проходят, — говорит Холмс. — Они боятся иголок, лаборатории находятся в труднодоступных местах, цены слишком высоки. Как в таких условиях мы можем перейти к превентивной медицине?»

Превентивная медицина — один из ключевых аспектов миссии Theranos. Сегодня большинство пациентов делают тест крови от силы раз в год: с помощью подобных тестов врач может выяснить, находятся ли показатели в пределах нормы. Если же тест проводится чаще (а именно этого пытается добиться Холмс), врач получает возможность отследить динамику показателей и заметить любые подозрительные изменения. С 2005 года Theranos работает с крупными фармацевтическими компаниями — в том числе Pfizer и GlaxoSmithKline,

которые проводят испытания новых лекарств. Технология позволяет Theranos брать кровь на тестирование три раза в неделю (что слишком часто для традиционных методов) и оперативно выявлять негативные побочные эффекты.

Свое видение будущего Theranos Элизабет Холмс оттачивала последние десять лет — развивая новые технологии. Несмотря на острую потребность в деньгах на развитие и исследования, ей пришлось отказаться от множества заманчивых предложений, потому что большинство инвесторов хотели быстрой отдачи. «Они слишком часто спрашивали, какая у нас стратегия выхода, — говорит Холмс, — вместо того чтобы интересоваться «стратегией входа». Я хочу, чтобы моя компания через 30, 40 или 50 лет определяла стандарт того, каким образом люди получают доступ к своей медицинской информации».

Среди первых инвесторов, поддержавших долгосрочную стратегию, — Дрейпер Юрветсон, один из инвесторов Tesla и SpaceX, а также сооснователь Oracle Ларри Эллисон. При этом Холмс сохранила за собой полный контроль над компанией. За десять лет Theranos подала более двух сотен патентных заявок, где один из авторов — сама Холмс, которая до сих пор очень активно участвует в процессе разработки, и около 80 из этих заявок вылились в защищенные патенты. Чаннинг Робертсон, ее профессор из Стэнфорда, теперь тоже часть команды: «Ради этой работы я отказался от двух кафедр. щв Думаю, это о чем-то говорит». ■■

С MANGO OFFICE наши сотрудники растут,

а с ними вместе растет бизнес

облачные

бизнес-

коммуникации

MANGO

OFFICE

Елена Деменева

Начальник отдела по работе с клиентами Пермской

торгово-промышленной палаты

управлять — значит

контрол и ровать и учить

8 800 555 55 22 MANGO-OFFICE.RU

шлама

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.