Научная статья на тему 'Бизнес на бытовой почве'

Бизнес на бытовой почве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
98
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес на бытовой почве»

■ виктория

Бизнес ™

на бытовой почве

Генеральный директор крупнейшей сети продаж электроники и бытовой техники «М.видео» Павел Бреев убежден, что будущее ретейла не за Интернетом, а за объединением каналов продаж.

Web-связка

— Два последних месяца вы совмещаете позицию генерального директора с должностью директора по развитию компании. в связи с чем было принято именно такое управленческое решение? Холдинг испытывает недостаток в эффективных менеджерах?

— Это изменение было техническим и никак не повлияло на управление бизнесом. С самого основания компании контролирующие акционеры «М.видео» занимаются операционным управлением. Вместе с компанией мы прошли все этапы развития российского рынка, и нынешняя ситуация позволяет по-особому взглянуть как на развитие «М.видео», так и рынка в целом. С точки зрения менеджмента, кадрового голода мы не испытываем — привлекаем лучших экспертов как с российским, так и зарубежным опытом.

— Западный ретейл — это, прежде всего, технологии. Известно, что далеко не все из них используются в россии. Какие технологии вам интересны в первую очередь, а какие — в долгосрочной перспективе?

— Сейчас уже нельзя сказать, что российский ретейл отстает от запада с точки зрения технологической оснащенности. Основной вопрос сейчас в том, что пригодно для использования в России. Наш клиент во многом отли-

Павел бреев,

гендиректор «М.видео»

чается от западного. Сейчас мы активно развиваем Web-направление в неразрывной связке с розницей. В перспективе покупатель должен перестать замечать разницу между тем, где он делает покупки — в офлайне или Интернете. Для клиента будет важен сервис и ассортимент. В перспективе мы делаем ставку на ряд важных IT-проектов, в том числе в Web-направлении, управлении поставками и т.п.

— Известно, что «М.видео» сотрудничает с компанией EPAM Systems в вопросе разработки технологии многоканальных продаж. На каком этапе находится проект?

— Внедрение планируется завершить до 2015 года. Это решение поможет нам более эффективно взаимодействовать с клиентами по всем каналам и предоставлять более качественное обслуживание, которое в итоге повысит удовлетворенность клиентов.

— Как вы оцениваете российский рынок торговли техникой с точки зрения применения современных технологий — прежде всего, IT-решений, повышающих эффективность бизнеса?

— Сегодня многие крупные российские компании уже используют лучшие решения от мировых лидеров IT-индустрии, поэтому с этой точки зрения рынок можно считать развитым. Возможно, одной из основных проблем рынка можно назвать нехватку опытных IT-специалистов, консультантов, аналитиков. В «М.видео» автоматизация почти всех бизнес-процессов реализована на базе решений SAP и Oracle (крупнейшие мировые глобальные компании по разработке софтверных решений для авто-матизиции крупных предприятий. — Ред .).

Что сильнее Интернета

— Как изменится стратегия развития компании в регионах? Насколько эффективной оказалась стратегия выхода в небольшие города, принятая пару лет назад?

— Изменений в стратегии компании ожидать не нужно. Мы будем следовать ранее избранной политике — открывать магазины в городах с населением около 100 тыс. человек, тем самым расширяя свое присутствие в регионах. Параллельно продолжится и работа по усилению позиций бренда в крупных городах, где мы уже работаем.

Но главное, будет развиваться Web-направление: на текущий год запланировано расширение зоны обслуживания клиентов наших интернет-магазинов в еще 20 городах, где уже работает наша розница. Работая в этих

Розничная сеть по продаже электроники и бытовой техники «М.ВИДЕО» была основана в 1993 году. Является крупнейшей не только в России, но и на европейском рынке. «М.видео» — единственная публичная российская непродуктовая сеть: в 2007 году компания успешно вышла на IPO. Торговля акциями ОАО «Компания «М.видео » идет на крупнейших российских биржевых площадках —

РТС и ММВБ, капитализация «М.видео» составляет порядка 42,91 млрд руб. Сеть насчитывает более 300 магазинов и работает в 135 городах России, где трудится более 17 тыс. сотрудников. Товарный ассортимент магазинов «М.видео» превышает 20 тыс. наименований различной техники:аудио/видео и цифрового направлений, мелкая и крупная бытовая электроника, товары для развлечения, аксессуары. Для всех

магазинов «М.видео» разработан специальный единый формат торгового зала площадью 1500-1800 кв. м. По итогам 2012 года показатель продаж с 1 кв. м составил 308 тыс. руб., оборот — 158 млрд руб. Основной акционер компании — кипрская Svece Ltd, принадлежащая сооснователям сети братьям Александру и Михаилу Тынко-ванам, а также Павлу Брееву, который контролирует около 60% компании.

«М.видео» не отказывается от активного развития офлайн-стратегии, рассчитывая, что в перспективе клиент не заметит разницу в цене и сервисе, покупая в торговом зале или в Интернете.

каналах продаж одновременно, мы сохраняем высоким уровень сервиса, качество обслуживания, широту ассортимента. Таким образом, реализуется стратегия интегрированных продаж OMNI Channel. Под этим сравнительно новым для российского рынка определением понимается создание особой системы коммуникации с клиентом и так называемого «бесшовного» (это означает, что границы между розницей и Интернетом стираются) опыта покупки, при котором для клиента неважно, где он ее совершает: в офлайне, в Интернете, через мобильные приложения и социальные сети — с едиными ценами, ассортиментом и сервисами. Уведомления о параметрах доставки для покупателя доступны по всем каналам — от рассылки коротких SMS или электронных писем до сообщений в личном кабинете на сайте. Это и есть омника-нальность.

— При этом еще в 2008 году вы утверждали, что «несмотря на рост продаж через Интернет, серьезную конкуренцию традиционным магазинам этот канал продаж не составляет». сегодня торговые залы все чаще напоминают шоу-румы: клиент приходит, выбирает нужную модель и прямо в зале делает заказ в Интернете.

— Мы глубоко убеждены, что будущее не за Интернетом, а за объединением каналов продаж. Обратите внимание, как себя ведут классические игроки ретейла и в России, и за границей: они открывают офлайн-магазины, чтобы быть ближе к покупателям, чтобы клиенты могли рассмотреть товар, подержать его в руках. У нас все это уже есть: офлайн-опыт, интернет-магазин — мы работаем над тем, чтобы объединить опыт покупок в разных каналах и создать

£ r5ew.Hl

В9

ж

Щ\

шш

ПАВЕЛ ЮРЬЕВИЧ БРЕЕВ родился 22 апреля 1967 года в Москве. Окончил Московский авиационный моторостроительный техникум. Павел Бреев — один из основателей «М.видео», работает в компании с 1996 года. В течение 17 лет

занимал в компании различные руководящие должности — от вице-президента до генерального директора, которым стал в 2006 году. Член совета директоров. Увлекается теннисом и горными лыжами.

единую систему, в которой покупатель не будет видеть разницы в том, где он делает покупку, — где бы он ни заказал товар, он получит лучшую цену и наиболее удобный сервис.

— рассматриваются ли иные способы привлечения клиентов, уходящих в Интернет?

— Клиент стремится туда, где ему удобно. И именно поэтому нашу ключевую задачу мы видим в равномерном развитии розницы и Web-направления: мы просто расширяем свои услуги, становимся максимально удобными для клиентов, неважно где — в Интернете или рознице. Наши новые гипермаркеты (на данный момент их три, площадь каждого превышает 11 300 кв. м) предоставляют клиентам возможность заказать любой товар, сделав это прямо в зале через специальный терминал. Параллельно мы работаем с мобильными приложениями, которые также оттягивают на себя часть аудитории, и с социальными сетями. Они, правда, играют в основном имиджевую и информационную роль в нашей коммуникации с покупателями.

— Как оцениваете долю продаж через Интернет? Насколько устраивает вас эта цифра?

— Доля Интернета пока невелика, но прирастает она стабильно. Активно открывать магазины в регионах мы начали в прошлом году, поэтому и доля интернет-продаж в общем объеме выручки пока небольшая. В I квартале 2013 года интернет-продажи «М.видео» выросли почти на 70% по сравнению с I кварталом 2012 года. Мы работаем над тем, чтобы интернет-продажи были более популярны, вызывали больше доверия у покупателей, но при этом отнюдь не ставим целью уравнять интернет-продажи с розницей.

Пионеры рынка

— Насколько меняется конкурентная ситуация на региональных рынках в последние годы? Чем тактика «М.видео» отличается от действий ваших конкурентов, стремящихся укрепиться в тех же регионах?

— Наше принципиальное отличие от других компаний состоит именно в развитии интегрированных продаж. Именно в этом мы видим будущее. Мы уверены, что эффективная и рентабельная работа в Интернете возможна в том случае, когда компания имеет развитую инфраструктуру для обслуживания розницы: склады, логистику, 1Т-системы, персонал и т.д. Наличие всего этого позволяет сократить издержки на развитие интернет-канала и сосредоточиться на реализации стратегических задач. В этом смысле крупные федеральные игроки обладают конкурентным преимуществом.

— «М.видео» сравнительно давно говорит о планах выхода на рынки Украины и Казахстана, но пока

этого не случилось. Как обстоят дела сегодня?

— В ближайшие три-пять лет этого точно не случится. Но в перспективе мы по-прежнему рассматриваем такую возможность. Дело в том, что для нашего выхода на рынки стран СНГ там должны сложиться определенные условия. Одним из приоритетов для нас является прозрачность работы с поставщиками — пока это для нас отдельная задача.

— Чем может помочь опыт западного ретей-

ла в региональной экспансии?

— Уже сейчас «М.видео» идет в ногу со временем и даже опережает многие западные компании по внедрению новых технологий. Собственно, реализуемая нами стратегия омниканальности и стала объединением опыта многих европейских и американских компаний. Ответственно говорю, что примеров ее полноценного внедрения пока нет даже в западном ретейле. И мы рады, что выступаем пионерами многих новых направлений в ретейле.

Эльдорадо откладывается

— в 2013 году возможна новая волна мирового финансово-экономического кризиса. Это отражается на покупательском спросе? в какую сторону он смещается сегодня?

— В последнее время массовый покупательский спрос смещается в ценовой сегмент «средний плюс» (категория покупателей с доходом выше среднего, готовых тратить на покупку техники большую часть бюджета. — Ред.). По итогам 2012 года доля крупной бытовой техники в продажах сети составляла около 17%, компьютерная техника

Новая для российского ретейла технология омни-канальности будет запущена в сети «М.видео» в 2015 году.

и телевизоры — по 29%. При этом всегда есть часть аудитории, которая ориентируется на товары премиального сегмента. Для таких покупателей в конце прошлого года мы открыли корнер бытовой техники «Галерея» (в магазине, расположенном в торговом центре «Неглинная Плаза». — Ред.). В нем представлены товары премиального сегмента. Например, холодильники, стиральные машины, встраиваемая техника стоимостью до 800 тыс. рублей.

— такая техника пользуется спросом?

— В этом магазине нет огромного наплыва посетителей, но есть определенный поток покупателей, готовых приобретать дорогую технику. К слову, магазин выделяется не только своим ассортиментом, но и расположением: находится внутри Бульварного кольца, где нет ни одного магазина бытовой техники. Благодаря этому проекту мы планируем увеличить продажи премиального сегмента более чем на 15% уже по итогам 2013 года. В премиальном магазине доступен и остальной ассортимент нашей сети.

Этот проект также отвечает нашей концепции омни-канальности — интеграцией онлайн- и офлайн-продаж. С одной стороны, здесь можно купить холодильник Miele за 800 тыс. руб., с другой стороны, мы можем продать любой другой товар, имеющийся в сети.

— Каково сегодня соотношение долей продаж в кредит и традиционных в общем объеме выручки?

— На кредитные покупки по итогам 2012 года приходится около 17% продаж в сети.

— Это ниже, чем у некоторых других игроков рынка непродуктового ретейла.

— Такой показатель объясняется наличием у нас более сбалансированного клиентского профиля (имеется в виду более тщательный отбор заемщиков. — Ред.). При этом мы не планируем значительно наращивать долю кредитных покупок. Наша стратегия — в развитии активного сотрудничества с банками-партнерами, проведении кредитных акций и активной информационной и рекламной поддержке кредитных программ в «М.видео».

— На «Форуме россия 2013» сбербанк россии и «М.видео» подписали соглашение о сотрудничестве в области кредитования, инвестиционно-банковских услуг. Что именно предполагается осуществить в рамках этого соглашения?

— Соглашение с крупнейшим российским банком предполагает совместное решение ряда стратегических задач обеих компаний и развитие партнерских отношений по многим направлениям (доля Сбербанка на рынке кредитов в местах продаж составляет примерно 4,5%, в течение трех-пяти лет ее планируется увеличить, заявил Президент Сбербанка Герман Греф при подписании документов. — Ред.). Наше партнерство поможет создать прецедент качественного сервиса для миллионов клиентов.

— Как вы оцениваете нынешнюю долю компании «М.видео» на рынке?

— По данным аналитиков, по итогам 2012 года доля компании составляла 12,5%.

— Известно, что не так давно возобновились переговоры о покупке вашей компанией сети «Эльдорадо», доля рынка которой оценивается в 8,6%. На каком этапе находится процесс сегодня? Есть шансы дойти до заключения сделки?

— Мы рассматриваем различные варианты, которые позволили бы обеспечить рост акционерной стоимости компании. Консолидация — это один из способов достичь подобного роста. Но о сделке по покупке «Эльдорадо» или какой-либо другой компании речь пока не идет.

По сообщениям СМи, 17 апреля 2013 года «М.видео» направила в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) ходатайство на приобретение 100% бизнеса «Эльдорадо», которым сегодня владеет крупнейшая чешская финансово-инвестиционная группа PPF Group.

«М.видео» — крупнейший ретейлер на рынке бытовой техники и электроники

по выручке, но уступает «Эльдорадо» по количеству магазинов. На начало апреля 2013 года у «М.видео» было 305 гипермаркетов в 135 городах России. оборот компании в 2012 году вырос примерно на 20% до 158 млрд руб. На этот же период у «Эльдорадо» было 396 собственных гипермаркетов и 42 пункта заказа и выдачи товаров,

а также еще около 300 магазинов, работающих по франчайзингу. Продажи ретейлера, по неаудированным данным, в 2012 году выросли примерно на 15% до 112,4 млрд руб. с НдС. весь объем рынка бытовой техники и электроники в России, по данным агентства GFK-RUS, достиг в 2012 году 1,3 трлн руб., увеличившись на 10,4%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.