УДК 33
Буралкиева У.А.
магистрант Бизнес-школа Al-Farabi (г. Алматы, Казахстан)
БИЗНЕС-МОДЕЛЬ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация: с каждым годом становится все больше предприятий и растет конкуренция.
Проведен сравнительный анализ понятия бизнес-модели из различных источников.
Также выделены четыре подхода к формированию бизнес-модели предприятия: первый подход - выбрать один из готовых шаблонов, второй - разработка бизнес-модели по шаблону, предложенному А. Остервальдером и И. Пинье, третий - создать свою бизнес-модель, четвертый - сочетать перечисленные подходы между собой.
Сформированы рекомендации по выбору бизнес-модели в зависимости от отраслевой специфики и размеров предприятия.
Ключевые слова: бизнес-модель, определение, подходы, выбор, обоснование, инструмент, анализ, конкурентоспособность, шаблон, метод, компания.
В последнее время бизнес-модель становится все более популярным инструментом управления конкурентоспособностью.
Подтверждением этого является опыт многочисленных российских и зарубежных компаний.
Так, в компании Владимира Волошина, управляющего партнера Fight Nights Global, обобщен успешный опыт применения наиболее успешной инновационной бизнес-модели российских компаний [1].
Известно, что основным направлением формирования экономической устойчивости государства является развитие внутреннего производства. Основными задачами программы индустриально-инновационного развития
являются: создание условий для создания научных и высокотехнологичных экспортных производств, диверсификация уровня экспорта страны в пользу дорогостоящих услуг и товаров в сочетании с инновационными процессами и интеграцией в мировую экономическую систему.
В целях усиления своей конкурентоспособности современные предприятия сталкиваются с растущими требованиями мирового рынка, дифференциацией потребительского спроса, необходимостью сокращения инновационных циклов, внедрения в производство научно-технических достижений.
Однако на современном этапе процесса глобального развития недостаточно довольствоваться имеющимися достижениями. Основываясь на неустанных исследованиях и эффективных действиях, производители мирового рынка активно начинают осваивать новые рынки и завоевывать своих клиентов. Такое тяжелое состояние рынка обусловливает необходимость усиления конкурентоспособности отечественных производителей продукции, повышения способности предприятий противостоять конкурентному давлению, а также определения механизмов, оказывающих эффективное воздействие на производство продукции, пользующейся высоким спросом внутри страны и за рубежом. рынки. Такая ситуация изложена в Послании Президента Республики народу Казахстана: «Экономика является главным приоритетом нашего развития, и достижение высочайших темпов экономического роста остается нашей главной задачей.
Цель бизнес-модели - получение прибыли и создание ценности.
В различных источниках по-разному трактуют, что такое бизнес-модель, сравнительный анализ различных определений
Таким образом, изучив различные подходы к определению бизнес-модели, можно сделать следующие выводы:
1. При внедрении бизнес-модели с текущей деятельностью компании, происходят кардинальные перемены.
2. Уникальной бизнес-модели имеются конкурентные преимущества.
3. Бизнес-модель согласована со стратегией и ценностями компании.
4. Бизнес-модель - инструмент организации бизнеса в отрасли.
Также по результатам анализам теории и практики применения бизнес-моделей было выделено несколько подходов к ее разработке.
Первый подход: выбрать один из готовых шаблонов бизнес-моделей.
Согласно О. Гассаману с коллегами [1], каждый шаблон бизнес-модели состоит из четырех элементов: клиенты, ценностное предложение, цепочка создания стоимости, механизм извлечения прибыли.
Структура шаблона предполагает необходимость ответа на четыре вопроса: кто(клиенты), что (вы продаете), как (формируется предложение), почему (бизнес приносит прибыль)
В книге представлено 55 различных шаблонов, выбрав один или несколько, из которых можно создать свою бизнес-модель.
Достоинство этого подхода заключается, в том, что есть готовые шаблоны, одним из которых можно воспользоваться и внедрить в свою компанию.
Недостатки: возможность ошибочного выбора шаблона. Второй подход -это разработка бизнесмодели по шаблону, наиболее распространенным из которых является шаблон, предложенный А. Остервальдером [2].
Шаблон состоит из девяти структурных блоков: потребительские сегменты, ценностные предложения, каналы сбыта, взаимоотношения с клиентами, потоки поступления доходов, ключевые ресурсы, ключевые виды деятельности, ключевые партнеры, структура издержек.
С помощью структурных блоков также можно сконструировать бизнес-модель. Достоинство данного подхода: есть структурные блоки, с помощью которых можно сконструировать бизнес-модель.
Постоянная разработка бизнес-модели и готовность к любым изменениям в блоках.
Недостатки, шаблон ограничивает оригинальность, возможность оптимизации деятельности, но едва ли занятие лидерских позиций. Третий подход: создать инновационную бизнес-модель.
Изучить два предыдущих метода и сделать свою бизнес-модель, непохожую на шаблонный метод.
Достоинство: бизнес-модель будет уникальной и именно этим и может привлечь клиента [5].
Недостатки: сложность и высокий риск неудачи, а также (в случае успеха) последующего копирования - с течением времени успешная бизнес-модель может стать шаблоном.
Четвертый подход: возможность сочетания перечисленных методов.
Достоинства: бизнес-модель будет сочетать различные элементы и, возможно, будет уникальной.
На выбор того или иного способа формирования модели влияет ряд факторов, среди которых динамика развития отрасли и размер предприятия.
Так, для мелких компаний, работающих в традиционных отраслях, больше подойдет первый или второй подход [3].
Если мелкая компания является стартапом - то третий.
Для средних компаний подойдет второй, третий или четвертый подход. Для крупной компании подойдут третий или четвертый подходы.
Однако в любом случае разработке бизнесмодели должен предшествовать тщательный анализ, а также выбор стратегии развития предприятия, определяющей фокус построения бизнес-модели.
Каждый товар на рынке тестируется на удовлетворение социальных потребностей: каждый покупатель покупает тот товар, который полностью удовлетворяет его личные потребности, и все покупатели покупают тот товар, который в большей степени удовлетворяет общественные потребности, чем конкурирующие товары [1].
Поэтому конкурентоспособность продукции (то есть возможность коммерчески выгодной реализации на конкурентном рынке) может быть определена только на основе сравнения продукции конкурентов друг с другом. Другими словами, конкурентоспособность — понятие относительное, зависящее от конкретного времени реализации. Поскольку каждый покупатель имеет свои
критерии оценки удовлетворения его потребностей, конкурентоспособность здесь приобретает индивидуальный характер.
Поэтому конкурентоспособность определяется только теми свойствами, которые интересны потребителю (гарантии удовлетворения данных потребностей).
Все свойства товара, выходящие за пределы этого интереса, считаются несущественными при оценке конкурентоспособности. Чрезмерное превышение норм, стандартов и прав (кроме государственных требований) не только повышает конкурентоспособность товара, но и снижает ее, так как не увеличивает ценности покупателя, а приводит к увеличению цены, следовательно, этот продукт кажется потребителю неэффективным.
Исследование конкурентоспособности предприятия должно осуществляться непрерывно и систематически, тесно связанное с этапами его жизненного цикла. Это необходимо для своевременного выявления основного периода снижения показателей конкурентоспособности и принятия соответствующих решений (например, о снятии продукции с производства, ее модернизации, переводе в другой сектор рынка и т. д.). [3]
Если старый товар не уничтожит полностью его конкурентные позиции, а предприятие намерено производить новый товар, то он будет экономически неэффективен. Кроме того, после выхода на рынок каждый товар постепенно начинает расходовать свою конкурентоспособность.
Этот процесс можно замедлить и временно остановить, но остановить его невозможно.
Поэтому новый продукт проектируется по графику, обеспечивающему вывод на рынок тогда, когда старый продукт имеет значительные потери в конкурентоспособности. То есть конкурентоспособность нового продукта должна быть передовой и долгосрочной [5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В данной статье представлены результаты сравнения определения термина бизнес-модель из различных источников. Выделены основные
особенности бизнесмодели: при внедрении бизнес-модели с текущей деятельностью компании происходят кардинальные перемены, уникальные бизнес-модели, имеются конкурентные преимущества, бизнес-модель согласована со стратегией и ценностями компании, бизнес-модель - инструмент организации бизнеса в отрасли.
Также можно отметить правильный выбор, и последовательная реализация бизнесмоделей позволит повысить конкурентоспособность предприятия за счет грамотного привлечения клиентов, создания уникального предложения, продуманной стратегии по созданию спроса, инновационного развития, работа над сервисом и изучение потенциальных конкурентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Белов В., Шуравина О., Синичкина А. Бизнес-хаки. Секретный опыт успешных предпринимателей России. - М.: Экспо, 2019;
2. Гассман О. Бизнес модели: 55 лучших моделей. - М.: Альпина Диджитал, 2014;
3. Гилева Т. А., Галимова М. П. Трансфер технологий в цифровой экономике: критерии выбора бизнес-модели // В сборнике: Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы труды научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 418-423;
4. Гилева Т. А. Галимова М. П. Стратегические аспекты выбора проекта развития предприятия: модели и инструменты // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского политехнического университета. Экономические науки. 2019. № 4. С.135-14;
5. Маркова В. Д. Бизнес модель: сущность и инновационная составляющая // Проблемы современной экономики. 2020. № 34. С 38-42
Buralkieva U.A.
Al-Farabi Business School (Almaty, Kazakhstan)
BUSINESS MODEL AS TOOL TO ENSURE COMPETITIVENESS OF ENTERPRISE
Abstract: every year there are more and more enterprises and competition is growing. A comparative analysis of the concept of a business model from various sources is carried out. There are also four approaches to the formation of an enterprise business model: the first approach is to choose one of the ready-made templates, the second is to develop a business model according to the template proposed by A. Osterwalder and I. Pinier, the third is to create your own business model, the fourth is to combine these approaches with each other.
Recommendations have been formed on the choice of a business model, depending on the industry specifics and the size of the enterprise.
Keywords: business model, definition, approaches, choice, justification, tool, analysis, competitiveness, template, method, company.