Научная статья на тему 'Бизнес-модель инновационного развития предприятия'

Бизнес-модель инновационного развития предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5021
709
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / БИЗНЕС-МОДЕЛИРОВАНИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / BUSINESS MODELING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руст А. М., Суязов В. Н.

В управлении как предприятием в целом, так и отдельными аспектами его деятельности достаточно широко применяется бизнес-моделирование, основанное на построении и описании соответствующих бизнес-моделей. Особенно актуальным это является для управления инновационным развитием предприятия. В данной статье изложен авторский подход к построению бизнес-модели инновационного развития промышленных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS MODEL OF INNOVATIVE ENTERPRISE DEVELOPMENT

Business modeling is widely used in the administration of enterprise as a whole and certain aspects of it. This method is based on building and description of corresponding business models which is extremely important for the administration of enterprise innovative development. This article contains the authors point of view on the structuring of innovative enterprise development.

Текст научной работы на тему «Бизнес-модель инновационного развития предприятия»

УДК 338

А.М. Руст, В.Н. Суязов

БИЗНЕС-МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

В управлении как предприятием в целом, так и отдельными аспектами его деятельности достаточно широко применяется бизнес-моделирование, основанное на построении и описании соответствующих бизнес-моделей. Особенно актуальным это является для управления инновационным развитием предприятия. В данной статье изложен авторский подход к построению бизнес-модели инновационного развития промышленных предприятий.

Инновационное развитие, бизнес-моделирование.

А.М. Rust, V.N. Suyazov BUSINESS MODEL OF INNOVATIVE ENTERPRISE DEVELOPMENT

Business modeling is widely used in the administration of enterprise as a whole and certain aspects of it. This method is based on building and description of corresponding business models which is extremely important for the administration of enterprise innovative development. This article contains the authors point of view on the structuring of innovative enterprise development.

Innovative development, business modeling.

В последние годы активно расширяется использование бизнес-моделей для управления предприятиями и отдельными сферами их деятельности. Бизнес-моделирование представляет собой процесс разработки различных бизнес-моделей предприятия (стратегия, процессы, оргструктура, ресурсы и т.п.) с целью формализации и оптимизации деятельности предприятия. Существуют различные подходы к определению понятия «бизнес-модель». Так, в [1] говорится, что бизнес-модель - это метод устойчивого ведения бизнеса. Следует отметить, что такое определение недостаточно конкретно, к тому же в нем модель идентифицируется с методом, а это разные понятия. В [2] под бизнес-моделью понимается совокупность способов ведения бизнеса в компании (ее структура, продукция, способы доставки и обслуживания товаров, повышение рыночной стоимости), правил ведения этого бизнеса, лежащих в основе стратегии компании, а также критериев определения деловых показателей. Она принимает во внимание инфраструктуру, необходимую для продвижения продукта или услуги на рынок таким образом, который как удобен, так и прост для покупателя, и в то же самое время прибылен для фирмы. Такой подход также недостаточно раскрывает сущность именно модели. Более конкретно следующее определение, данное в [3]. Бизнес-модель - это формализованное описание (графическое, табличное, текстовое, либо в нотации специализированного программного продукта) определенного аспекта или сферы деятельности предприятия. Например, модели стратегических целей и показателей, стратегические карты, модели бизнес-процессов, модели оргструктуры, модели библиотек документов и т.п. Однако

такое определение применимо практически ко всем моделям. А.Ю. Сооляттэ в работе [4] указывает на следующие ключевые признаки бизнес-модели:

- ценность для внешних клиентов, которую предлагает компания на основе своих продуктов и услуг;

- система создания этой ценности, включающая поставщиков и целевых клиентов, а также цепочки создания ценности;

- активы, которые компания использует для создания ценности;

- финансовая модель компании, определяющая, как структуру ее затрат, так и способы получения прибыли.

Бизнес-модель строится из разнообразных компонентов бизнеса, которые включают предпринимательство, стратегию, экономику, финансы, операции, конкурентные стратегии, маркетинг и стратегии устойчивого роста. Можно сказать, что бизнес-модель описывает, как бизнес позиционирует себя в цепочки создания ценности в рамках своей отрасли и как он собирается себя обеспечивать, т. е. создавать прибыль.

Исходя из изложенного, считаем возможным предложить следующее определение рассматриваемого понятия: бизнес-модель представляет собой формализованное описание принципов, способов, процессов, ресурсов создания и доведения ценности организации до потребителя. Эффективность бизнес-модели обеспечивается за счет ее соответствия внешним и внутренним возможностям (ресурсам) организации, ее соответствия стратегическим целям развития предприятия и согласованности между собой работы и построения основных ее компонентов. Соответственно можно выделить следующие этапы выработки эффективной бизнес-модели и основные проблемы, требующие решения:

1. Анализ бизнес-модели отрасли.

2. Анализ существующей бизнес-модели предприятия.

3. Ориентиры стратегии развития предприятия.

4. Определение новой бизнес-модели.

5. Конкретизация новой бизнес-модели.

Неверным было бы полагать, что бизнес-модель - это просто комплект документов, описывающий только бизнес-процессы предприятия. На самом деле в основе бизнес-модели всегда лежат бизнес-цели предприятия, по большому счету полностью определяющие состав всех базовых компонентов бизнес-модели [1]:

- бизнес-функции, описывающие, что делает бизнес;

- бизнес-процессы, описывающие, как предприятие выполняет свои бизнес-функции;

- организационная структура, определяющая, где исполняются бизнес-функции и бизнес-процессы;

- фазы, определяющие, когда (в какой последовательности) должны быть внедрены те или иные бизнес-функции;

- роли, определяющие, кто исполняет бизнес-процессы;

- правила, определяющие связь между что, как, где, когда и кто.

Тем не менее, описание бизнес-процессов, как наиболее трудоемкая и чреватая многими ошибками задача, нуждается в конкретной методологической платформе. Поэтому существует наиболее устоявшийся перечень атрибутов, которые модель бизнес-процессов должна описывать на изобразительном уровне, а именно:

- воздействия, инициирующие каждый шаг бизнес-процесса;

- исполнители каждого шага (это могут быть как люди, так и программы и механизмы);

- воздействия, регламентирующие данный шаг (законодательные акты, рыночные условия и т.п.);

- результат, получаемый на выходе конкретного шага бизнес-процесса.

Существует 4 основных способа разработки бизнес-моделей. Перечислим их в

порядке убывания уровня эффективности построения и использования бизнес-моделей.

- в нотации (правилах) специализированного программного продукта: комбинация графики, таблиц и текста;

- графический: дерево, блок-схема, технологическая карта и т.п.;

- табличный;

- текстовый.

Один из самых распространенных способов построения бизнес-моделей - это дерево (или иерархический список), которое позволяет перечислить все элементы бизнес-модели, показать связи (подчинение, включение и т.п.) между ними и параметры каждого элемента.

Таблица также является распространенным способом построения бизнес-моделей, который позволяет перечислить все элементы бизнес-модели (по строкам) и дать им подробные характеристики (по столбцам). Самый известный пример - это матрица (таблица) распределения ответственности.

Пожалуй, наименее эффективным способом построения бизнес-моделей является текстовое описание. В тексте очень проблематично формализовать сложные бизнес-модели, отследить взаимосвязи между их элементами.

Самый оптимальный вариант - это комбинация трех способов разработки бизнес-моделей (графика, таблица, текст), который и реализован практически во всех профессиональных продуктах бизнес-моделирования.

Если совокупность бизнес-моделей охватывает большинство основных сфер деятельности и систем управления на предприятии, то такая совокупность называется комплексной бизнес-моделью предприятия [3]. Комплексная бизнес-модель предприятия, которая содержит типовые успешные практики и решения, типовые модели, документы, регламенты по основным областям менеджмента и бизнес-инжиниринга на предприятии, называется комплексной типовой бизнес-моделью предприятия.

Построение комплексной бизнес-модели позволит:

- значительно сократить временные и финансовые затраты на реализацию проекта формализации и оптимизации деятельности предприятия и других проектов организационного развития;

- быстро и качественно проектировать новые продукты/услуги и бизнес-процессы;

- внедрить в деятельность предприятия успешные практики, реализуемые в отрасли;

- повысить качество сервиса и внутренней деятельности;

- повысить оперативность и качество принимаемых управленческих решений;

- связывать стратегию со всеми элементами и системами управления на предприятии (бизнес-процессы, персонал, проекты, ИТ и т. д.);

- высвободить время руководителей от выполнения рутинных функций, принимать своевременные и правильные управленческие решения.

Комплексная типовая бизнес-модель предприятия является эффективным инструментом и информационно-методическим пособием по формализации и совершенствованию деятельности предприятия. Она применима, как для предприятий, которые начинают с нуля описание бизнес-процессов и формализацию деятельности, так и для предприятий, которые продолжают актуализировать и совершенствовать уже описанные бизнес-процессы и другие элементы деятельности. Бизнес-модель предприятия содержит успешные практики и решения, модели, документы, регламенты по основным областям менеджмента и бизнес-инжиниринга на предприятии: стратегия и BSC, бизнес-процессы, организационная структура и персонал, продукция, качество и ISO 9000, регламентация и документооборот, системная архитектура, многое другое.

В [3] говорится, что бизнес-модель предприятия включает 4 группы бизнес-моделей в соответствии с основными системами управления на предприятии: стратегическое управление, управление бизнес-процессами, управление персоналом и оргструктурой, управление качеством. В каждой группе находятся различные бизнес-

модели по конкретным аспектам, соответствующим группе - системе управления. 5-я группа «Объекты деятельности и ресурсы» является составной из различных вспомогательных бизнес-моделей. Однако представляется необходимым особо выделить такую важнейшую бизнес-модель как модель инновационного развития предприятия. Говоря об инновационном развитии, необходимо подчеркнуть его опору на интенсивные факторы - знания, информацию, технологии и т.п., что позволяет обеспечить стратегические конкурентные преимущества, т. е. конкурентоспособность предприятия в долгосрочном периоде. Не требует доказательства тот факт, что именно такого рода факторы обеспечивают не просто количественный рост, но и качественное изменение состояния предприятия. В качестве других сущностных черт инновационного развития предприятия следует выделить:

- целенаправленность (развитие не может быть бесцельным);

- системность (управление инновационным развитием строится на основе системного подхода);

- неуклонность (выражается в стремлении менеджмента предприятия методично и последовательно развивать его на основе инноваций);

- восприимчивость к изменениям (система, по тем или иным причинам не воспринимающая позитивные изменения, не способна к инновационному развитию);

- наличие соответствующей системы управления (управление инновационным развитием требует формирования соответствующей системы, включающей субъект управления, механизм управления, объект управления и систему прямых и обратных связей).

Учитывая изложенное, инновационное развитие предприятия следует рассматривать в двух взаимосвязанных аспектах:

- как целенаправленное неуклонное повышение конкурентоспособности и экономической эффективности предприятия, основанное на интенсивных факторах развития (знаниях, информации, передовых технологиях и т.п.);

- как целенаправленное постоянное совершенствование и повышение эффективности собственно инновационной деятельности предприятия.

Соответственно бизнес-модель инновационного развития предприятия должна отражать, каким образом инновационная концепция будет трансформироваться в экономическую ценность для потребителя, предприятия, государства, учредителей и партнеров. Она представляет собой формализованное описание принципов, способов, процессов, ресурсов, обеспечивающих вышеуказанную трансформацию. Такая модель должна включать в себя следующие элементы:

- цели инновационного развития;

- модель разработки стратегий инновационного развития;

- модель бизнес-направлений инновационного развития;

- ресурсы инновационного развития;

- систему показателей оценки эффективности инновационного развития;

- модель управления бизнес-процессами инновационного развития;

- структура управления инновационным развитием.

При построении бизнес-модели инновационного развития особое внимание должно быть уделено бизнес-процессам инновационной деятельности. Для определения содержания бизнес-процесса инновационной деятельности можно воспользоваться подходом к проектированию любых административных бизнес-процессов. Это проектирование включает ряд этапов.

На первом этапе определяются начальные позиции организации путем структурирования первичных процессов, которые имеют решающее значение для банковской деятельности. Здесь следует определить методы администрирования и механизм управления каждого из них. Данная задача может быть решена путем

описания продуктов, являющихся результатом данного процесса, а также определения стадий исполнения и контроля операций; постадийных процедур управления.

На втором этапе дается определение информационного обеспечения. На основе анализа структурированных первичных процессов осуществляется формализация информации, необходимой для совершенствования первичных бизнес-процессов по стадиям организации, продуктам, технологиям, с учетом специфики продажи. Для решения данной задачи требуется выявить все возможные параметры продуктов первичных процессов и их востребованность внешними и внутренними пользователями, определить факторы востребованности, выявить взаимосвязи факторов и стадий бизнес-процессов, определить контрольные переменные параметров, критерии качества информации, средства ее контроля и документирования.

На третьем этапе осуществляется проектирование логической структуры. Требуется интеграция информации, полученной на первых двух этапах, которая могла бы обеспечить структурирование собственно бизнес-процесса инновационной деятельности, направленной на развитие продуктового ряда, технологии, организации и коммуникации первичных процессов.

На четвертом этапе проводится проектирование физической структуры бизнеса. На основе проекта логической структуры бизнес-процесса формируется организационная структура функционирования процесса, где определены участники (подразделения

и специалисты), которые осуществляют конкретные функции по реализации выявленных ранее процедур; взаимосвязи между ними; форматы результатов взаимодействия участников в рамках цикла появления и типизации инноваций. Именно на этой стадии формируется новая модель организации первичного процесса. Она формализуется в регламентах технологического процесса, принятия решения и трудовых приемов, регламентах исполнительских и контролирующих действий, оценке результатов, стимулах, определяющихся не только результатом первичных процессов, но и результатом инновационной деятельности.

Наконец, на заключительном этапе происходит типизация инновации. Здесь происходит превращение инновационного продукта данного процесса инновационной деятельности в типичный продукт. Процесс организации и технологии его производства уже претерпели необходимые изменения, учитывающие все итерации от создания до предоставления продукта пользователю, и на данный момент усовершенствованы. Типизация инноваций является основанием для перехода к началу бизнес-процесса инновационной деятельности, направленному на дальнейшее улучшение первичных бизнес-процессов как с точки зрения их результата, так и с точки зрения организации, технологии и продвижения потребителю.

Соответственно и комплексная бизнес-модель предприятия должна быть инновационно-ориентированной. В [5] абсолютно справедливо отмечается, что устойчивые рост и успех в бизнесе зависят не только и не столько от великих идей и чутья лидера, сколько от твоего умения создать и непрерывно совершенствовать бизнес-модель. В современных условиях зачастую инновации сфокусированы не на создание технологий или продуктов, а на создание самой бизнес-модели. Такая бизнес-модель превращает инновации в экономическую ценность для бизнеса. Она подробно описывает, как предприятие зарабатывает деньги путем четкого определения его места в цепочке создания ценности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Управление корпоративной бизнес-моделью. http//www.bigc.ru.

2. Котельников В. New Business Models / В. Котельников // http://www.cessi.ru/services/ten3trainingnewbusnessmodels.html.

256

3. Исаев Р. Комплексная бизнес-модель коммерческого банка / Р. Исаев // Управление в кредитной организации. 2008. № 4. С. 56-70.

4. Сооляттэ А.Ю. Что такое бизнес-модель? / А.Ю. Сооляттэ. Ьйр://’^^^1їпехрег1;-training.ru.

5. Том Н. Управление изменениями / Н. Том. http://www.cfin.ru/chande

management.shtml.

Руст Алескер Мамедович -

преподаватель

кафедры «Иностранные языки и профессиональная коммуникация»

Саратовского государственного технического университета

Суязов Владимир Николаевич -

аспирант кафедры «Менеджмент, коммерция и право»

Саратовского государственного технического университета

Статья поступила в редакцию 28.06.10, принята к опубликованию 30.09.10

Rust Alesker Mamedovich -Lecturer of the Department of «Foreign languages and professional Communicating»

of Saratov State Technical University

Suyazov Vladimir Nikolayevich -

Post-graduate Student of the Department of «Management, Trade and Law» of Saratov State Technical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.