Научная статья на тему 'Организации инновационной банковской деятельности как административного бизнес-процесса'

Организации инновационной банковской деятельности как административного бизнес-процесса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новоселова Елена Георгиевна

Цель бизнес-процесса производства банковских инноваций - организация деятельности банка, направленная на создание конкурентных преимуществ как по качеству продуктов, так и по рентабельности их производства при удовлетворении потребностей клиентов в услугах финансового посредника, на формирование потребностей в новых услугах при достижении эффективных финансовых результатов работы банка. Использование реинжиниринга первичных процессов производства банковских продуктов для построения бизнес-процесса инновационной деятельности, как административного процесса, направляет действия персонала банка на непрерывное развитие через формирование и использование разных видов инноваций и обеспечивает возможность администрировать производство инноваций в строго регламентированной банковской деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организации инновационной банковской деятельности как административного бизнес-процесса»

Организация инновационной банковской деятельности как административного бизнес-процесса

Е. Г. Новоселова,

к. э. н, доцент, зам. управляющего филиалом АБ Газпромбанк (ЗАО) в г. Томске

Цель бизнес-процесса производства банковских инноваций — организация деятельности банка, направленная на создание конкурентных преимуществ как по качеству продуктов, так и по рентабельности их производства при удовлетворении потребностей клиентов в услугах финансового посредника, на формирование потребностей в новых услугах при достижении эффективных финансовых результатов работы банка.

Использование реинжиниринга первичных процессов производства банковских продуктов для построения бизнес-процесса инновационной деятельности как административного процесса направляет действия персонала банка на непрерывное развитие через формирование и использование разных видов инноваций и обеспечивает возможность администрировать производство инноваций в строго регламентированной банковской деятельности.

Потребность соответствия возможностей банковской деятельности требованиям реального сектора экономики обусловливает непрерывное ее совершенствование. В теории и практике определены эволюционная и революционная модели изменений бизнеса. Сторонники эволюционного подхода предполагают, что в первую очередь должны меняться взгляды, ценностные ориентации и модели поведения членов социотехнических систем, а затем — организация в институциональном понимании. Революционная модель реализуется в рамках теории «реинжиниринга бизнес-процессов» [7].

Теория реинжиниринга бизнес-процессов имеет несколько моделей организации развития предприятия. Истоки концепции реинжиниринга ведут к теориям управления, разработанным в XIX веке. Так, Ф. Тейлор предлагал использовать процессные подходы для оптимизации производительности, а А. Файоль — осуществлять деятельность в соответствии с поставленными задачами путем получения оптимального преимущества из всех доступных ресурсов. Идеолог современного представления о реинжиниринге бизнес-процессов М. Хаммер его основу видел в создании новых процессов с чистого листа. Критика данного подхода привела к появлению второй разновидности данной концепции, автором которой является Т. Дейвенпорт. Он предлагал изучить существующие процессы прежде, чем проектировать новые. Сравнивая подходы к процессу реинжинирин-

Object of business-process of banking innovations is organization of bank activity , directed to development of competitive benefits, as for quality of products and profitability of their production, when meeting the requirements of customers for services of financial intermediary; formation of requirements for new services during achievement of effective financial results of banking activity.

The use of re-engineering of primary processes of banking products production in order to build business-process of innovation activity, as administrative process ,directs activity of bank personnel to continuous improvement through formation and use of different innovation types and provides the possibility for management of innovation process in the framework of strictly regulated banking activity.

га М. Хаммера, Дж. Чампи и Т. Дейвенпорта, можно сделать вывод, что, помимо темпа изменений, в данных направлениях концепции реинжиниринга определены разные факторы, которые ведут к изменениям. Реинжиниринг бизнес-процессов не только получил теоретическое обоснование как методология развития бизнеса. Специалисты в области информационных технологий предложили программное обеспечение, позволяющее моделировать бизнес-процессы. Наиболее распространенными являются методы графического моделирования IDEF0, BPWin, ARIS, методология структурного анализа и проектирования SA/SD, SADT.

Актуальность применения процессного подхода определяется тем, что снимаются ограничения функционального принципа организации бизнеса, не обеспечивающего горизонтальных связей. В этой связи применяется термин, означающий структуризацию горизонтальных связей — бизнес-процесс. В соответствии со стандартом ISO 9001:2000 бизнес-процесс определен как устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности (последовательность работ), которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя. Анализ используемых в разных теоретических подходах определений понятия «бизнес-процесс» проведен в работе С. В. Рубцова [6]. Для уточнения понятия автор выделил десять определений, проанализировал ха-

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

рактерные признаки, отличающие бизнес-процесс, и пришел к выводу о том, что понятие бизнес-процесса относится ко всем процессам организации. Это дает основание для определения соотношения процессного и функционального подходов в управлении. По мнению некоторых авторов, процессная структура базируется на функциональной структуре производства и управления, сформулированной А. Смитом при описании функционального разделения труда, с добавлением периодичности и непрерывности [3]. Существует мнение, согласно которому «...распределение зон ответственности, в первую очередь, и реинжиниринг бизнес-процесса, во вторую, позволяют получить оптимальный результат без кардинальной ломки успешных технологий, не вписывающихся в матричную структуру. Для структуры в целом гораздо перспективнее иметь четкое выполнение обязанностей функциональными единицами, чем стрелочника на каждом стыке» [1]. Согласование функционального и процессного подходов, которые имеют разные назначения, может быть реализовано при матричной структуре [5].

Исходя из определения бизнес-процесса как любого процесса более реальным представляется подход, в соответствие с которым функция и оргструктура не исчезают, так как сотрудники группируются по принципу профессиональной специализации и участвуют в разных процессах. Функциональная структура определяет «что делать», а процессная — «как делать». Функциональная структура характеризуется статичными элементами, а процессная — динамичными. Связь между ними устанавливается регламентами [2].

Общим во всех перечисленных подходах является определение роли инноваций как ведущего момента в развитии предприятия. Поэтому организация инновационной деятельности является составным элементом всех названных подходов. Различия определяются тем, какого рода результаты инновационной деятельности планируются: преобразование процессов, повышение качества, управление эффективностью, создание нового продукта. Учитывая специфику банковской деятельности, верным представляется мнение о том, что «. наиболее адекватной для банка является концепция эволюционного инжиниринга, то есть реинжиниринга отдельных процессов для устранения недостатков иерархических моделей систем управления банком [4, с. 66-67]. Однако следует отметить, что и в банковской деятельности возможны революционные изменения. Банки могут использовать проектный подход к разработке новых продуктов и услуг.

Для организации инновационной деятельности требуется использовать процессный подход, позволяющий на основе формализации горизонтальных коммуникаций обеспечить решение проблемы «поиска баланса между креативностью и дисциплиной и сделать творчество частью бизнес-процесса» [9]. Это является основанием выделить в отдельный бизнес-процесс организацию инновационной деятельности. Процессный подход обеспечивает решение данной задачи путем формализации банковских бизнес-

процессов, их структурирования и определения процедур исполнения типичных операций. Формализация процессов, их регламентация, анализ их структуры и исполнения выявляет возможности совершенствования продукта данного процесса и его самого, то есть является основанием реализации инновационной деятельности в рамках самостоятельного процесса формирования банковских инноваций.

Инновационная деятельность при таком подходе становится фактически встроенной в процесс выполнения основных производственных функций. Однако ее субъект, объект, процесс и результат имеют иные параметры, чем характеристики текущей производственной деятельности. Поэтому она организуется и реализуется в бизнес-процессе, который подлежит структурированию и формализации так же, как и любой другой, обеспечивающий основные производственные результаты.

Так как бизнес-процесс организации инновационной деятельности интегрирует все первичные процессы, то относится к управленческим процессам. Это позволяет планировать, контролировать, стимулировать и управлять инновационной банковской деятельностью. Целью регламентации банковских операций в рамках первичных бизнес-процессов является управление операционными рисками. Цель инжиниринга бизнес-процесса банковских инноваций — организация деятельности банка, направленная на создание конкурентных преимуществ как по качеству продуктов, так и по рентабельности их производства при удовлетворении потребностей клиентов в услугах финансового посредника, на формирование потребностей в новых услугах с целью сохранения и расширения доли рынка при достижении эффективных финансовых результатов работы банка.

Представим структуру бизнес-процесса формирования банковских инноваций. Он по своей сути может быть отнесен к административным бизнес-процессам. Их целью в общем виде является создание информации, требуемой для выполнения организацией своих функций. Смысл инновационной деятельности — развитие продуктового ряда, совершенствование организации и технологии производства и продвижения потребителю банковских продуктов. Поэтому цель бизнес-процесса инновационной деятельности — создание информации, обеспечивающей достижение данной цели. Исходя из того, что банковские инновации могут быть направлены как на внешнего пользователя — потребителя банковских услуг, так и на внутреннего пользователя — подразделения банка, участвующие в продуктообразовании и продуктопродвижении к потребителю, то бизнес-процесс инновационной деятельности не является единственным, а есть совокупность, определяющаяся видом инновации, которая является продуктом бизнес-процесса. Классифицируя банковские инновации как продуктовые, технологические, организационные и коммуникационные, соответственно, аналогично классифицируем и бизнес-процессы инновационной деятельности.

Для определения содержания бизнес-процесса инновационной деятельности воспользуемся подхо-

Рис. 1. Бизнес-процесс инновационной банковской деятельности

дом к проектированию любых административных бизнес-процессов, который включает ряд этапов [8].

1. Определение начальной позиции организации. Данная задача может быть решена путем, во-первых, описания продуктов, являющихся результатом первичного процесса, во-вторых, определения стадий исполнения и контроля операций; в-третьих, описания постадийных процедур управления.

2. Определение применения информации. На данном этапе анализа структурированных первичных процессов осуществляется формализация информации, которая необходима для их совершенствования как с точки зрения продуктов, так и с

точки зрения стадий организации, технологий, специфики продажи.

3. Проектирование логической структуры. На данном этапе осуществляется интеграция ранее полученной информации, обеспечивающая структурирование собственно бизнес-процесса инновационной деятельности, направленного на развитие продуктового ряда, технологии, организации и коммуникации первичных процессов.

4. Проектирование физической структуры. На данном этапе на основе проекта логической структуры бизнес-процесса формируется организационная структура процесса, где определены участни-

ИННОВАЦИИ № 2 (89), 2006

ки, взаимосвязи между ними, форматы результатов взаимодействия в рамках цикла появления и типизации инноваций. Именно на этой стадии формируется новая модель организации первичного процесса.

5. Типизация инновации. На данном этапе происходит превращение инновационного продукта данного процесса инновационной деятельности в типичный банковский продукт. Типизация инноваций является основанием перехода к началу бизнес-процесса инновационной деятельности, направленному на дальнейшее совершенствование первичных бизнес-процессов.

Схематично данный процесс представлен на рис. 1.

Использование реинжиниринга первичных процессов для построения бизнес-процесса инновационной деятельности как административного процесса, интегрирующего действия персонала банка на развитие бизнеса через формирование и использование разных видов инноваций, обеспечивает возможность администрировать производство инноваций в строго регламентированной банковской деятельности. Данный подход к организации инновационной деятельности реализован в филиале АБ Газпромбанк (ЗАО) в г. Томске. Алгоритм производства нововведений включает:

1. Регламентацию первичного процесса.

2. Выявление параметров его совершенствования.

3. Создание рабочей группы из сотрудников подразделений, которые создают продукт, оценивают

риски, оформляют, учитывают, обслуживают, автоматизируют, продают, продвигают на рынок продукт данного процесса.

4. Формирование логической и физической структуры процесса.

5. Типизацию путем его осуществления как первичного бизнес-процесса.

Литература

1. В. А. Гончарук. Реинжиниринг: бизнес-процессы или зоны ответственности. Режим доступа: http://www.cfin.ru/itm/ bp_or_areas.shtml

2. Б. Карабанов. Бизнес-инжениринг. Не роскошь, а средство управления. Режим доступа: http://www.cfin.ru/itm/ business_engen.shtml

3. В. Н. Крючков. Нейро-лингвистическеи основы реинжиниринга бизнеса. Режим доступа: http://www.dis.ru/manag/arhiv/2002/2/ 10/html

4. Ю. С. Масленченков. Концепция развития банковской группы. // Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банке. 2002. № 2. С. 55-68.

5. А. Резниченко. Процессный подход к управлению, ИТ и российские банки //Банки и технологии. 2004. № 5. Режим доступа: http://www.docflow.ru/analytics.asp

6. С. В. Рубцов. Уточнение понятия «бизнес-процесс». // Менеджмент в России и за рубежом. 200І. № б. Режим доступа: http://www.cfin.ru/press/management/2001-6/03.shtml

7. Н. Том. Управление изменениями. Режим доступа: http:// www.cfin.ru/management/chande_management.shtml

8. Дж. Харрингтон, К. С. Эсселинг, Харм Ван Нимвеген. Оптимизация бизнес-процессов. Документирование, анализ, управление, оптимизация. Санкт-Петербург: Изд. Азбука, 2002. 327 с.

9. А. Чернов. Творчество как часть бизнес-процесса. // Ведомости, 25 марта 2002. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/ stories/2002/03/25-45-01.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.