БИЗНЕС-КЛАСТЕРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
О.А. МУРЫЛЕВА,
соискатель,
Экономический факультет, кафедра «Теории и технологий в менеджменте»,
Южный Федеральный Университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, 88
В статье рассматриваются бизнес-кластеры как эффективная форма хозяйствования в современных условиях развития экономики. Исследованы существующие определения кластера. Анализируются вопросы оценки эффективности развития кластера с помощью модели сбалансированных показателей BSC. Дается определение устойчивого развития региона.
Ключевые слова: кластеры; модель сбалансированных показателей; устойчивость; устойчивое развитие.
Коды классификатора JEL: К58.
Современная экономика определяется, с одной стороны, глобализацией, а с другой — региональной специализацией. Разработчики региональных стратегий развития все чаще используют кластерные технологии, позволяющие достигать устойчивости, стимулировать экономический рост, повышать ВНП на территории путем создания структурированных отраслевых объединений компаний, органов государственной власти, науки и некоммерческих организаций, получивших в экономической литературе название «бизнес-кластеры» [1, с. 54]
Кластерная форма взаимодействия бизнеса и государства позволяет получить широкое распространение социально-ориентированных проектов в рамках стратегических отраслей, выступающих основой роста и устойчивого социально-экономического развития экономики; вовлечение в Форсайт-технологии1 государства и бизнес-кластеров в их многочисленных хозяйственных проявлениях позволяет в условиях ограничения ресурсов заполнить ниши хозяйственной системы, которые, в силу институциональных дефектов, не были полностью охвачены единой стратегией, либо теряли свою социальную эффективность. Инструменты и технологии развития кластернокорпоративных Форсайт-методов направлены на институционализацию бизнес-кластера как системной организации хозяйствующих субъектов, ориентированных на реализацию социально значимых проектов.
Задачи экономического и социального развития региона должны быть определены с учетом его устойчивости. С системных позиций устойчивость понимается как способность системы возвращаться в состояние равновесия при внешних возмущающих воздействиях. Устойчивость сложной системы характеризует ее способность сопротивляться возмущениям, деградации и деструкции, обеспечивать существование в условиях изменяющейся окружающей среды (метасистемы).
Под устойчивым развитием (sustainable development) понимается управляемое системно-сбалансированное социоприродное развитие, не разрушающее окружающую природную среду и обеспечивающее выживание и безопасное неопределенно долгое существование общества. Устойчивое развитие носит принципиально эволюционный характер.
Критерии устойчивого развития, наряду с классическими критериями экономической эффективности, содержат дополнительные критерии эффективного природопользования и социальной справедливости.
В экономической системе устойчивого развития роль ведущего звена (субъекта устойчивого развития) должны играть регионы и города как специализированные воспроизводственные системы [4]. Академик В.А. Коптюг подчеркивал, что концепция устойчивого развития имеет, прежде всего, общесоциологическое значение и охватывает буквально все сферы человеческой жизни и в этом аспекте ею следует руководствоваться в практике управления как государством, так и поселениями в регионах [2].
Наибольшее распространение кластерные2 технологии получили после публикаций американских экономистов, впоследствии Нобелевских лауреатов, В.В. Леонтьева и М. Фридмена (Milton Friedman), а также профессора Гарвардской школы М. Портера (Michael E. Porter) [5]. В них обосновывался тезис о том, что экономический рост носит исключительно «точечный» характер, и в любых экономически развитых странах зоны роста соседствуют с зонами депрессии.
Популярность использования кластерного метода в процессе формирования устойчивого развития обусловлена следующими причинами:
1) ограниченными возможностями компаний-одиночек в условиях глобализации и всемирной конкуренции;
2) необходимостью органов государственной власти и местного самоуправления иметь максимально прогнозируемую налоговую базу для выполнения своих функций;
3) возможностью для органов власти, местного самоуправления и финансовых институтов стимулировать
и программировать экономическое развитие территорий, развивать и поддерживать рынки сбыта.
Наибольшее распространение кластерные технологии получили в микрофинансовой сфере и в традиционных экономиках, таких, как производство продуктов питания, туризм, народные промыслы и т.д., где возможно получить ускоренную отдачу от реформирования/создания отрасли, а также в сфере высоких наукоемких технологий, где необходимо постоянное внутреннее стимулирование инновационного процесса.
1 Форсайт, от английского Foresight — «взгляд в будущее» — эффективный инструмент формирования приоритетов и мобилизации большого количества участников для достижения качественно новых результатов в сфере науки и технологий, экономики, государства и общества. По результатам форсайт-проектов создаются дорожные карты. Является одним из важнейших инструментов инновационной экономики.
2 Ouster (англ.) — гроздь винограда.
© О.А. Мурылева, 2009
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
ТЕRRА ECONOMICUS ^ Экономичeский вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)
298
О.А. МУРЫЛЕВА
Сочетание конкуренции и кооперации — главный признак бизнес-кластера, который зачастую не учитывается российскими разработчиками программ регионального развития в силу российской ментальности, тяготеющий к созданию вертикальных образований. По нашему мнению, это ведет к неустойчивости российских экономических систем к внешним рискам, их стагнации, захвату сторонним инвестором ввиду отсутствия стимулов у основных игроков территориального образования к поддержанию Status quo. Кооперация есть средство самопомощи мелких хозяйств [3, c. 29]. Она создает условия для устойчивого функционирования механизма адаптации к изменению макроэкономических параметров и внешней институциональной среды.
Кооперация как эффективная форма хозяйствования легче всего выстраивается на платформе локализации, ускоряющей обмен идеями, информацией о новых технологиях. В итоге успехи бизнес-кластера конвертируются в устойчивую репутацию региона-производителя. Например, дивиденды от мирового признания итальянской индустрии моды распределяются между всеми производителями обуви и одежды в Италии — от дизайнерских бюро до поставщиков оборудования [5, c. 208].
Чем выше степень кластеризации специализированной территории — тем интенсивнее детерминированное развитие.
Любой регион, как открытая система, должен обладать экономическим дуализмом — двойственной природой, владея:
1) наследственностью, т.е. иметь устойчивые институты и связи внутри системы,
2) изменчивостью (приспособляемостью), максимально быстро адаптируясь к тенденциям глобального экономического развития.
В современной научной литературе и публицистике нет однозначного определения экономического термина «кластер». В результате, кластерные технологии либо не находят применения при создании проектов и программ регионального развития, либо под кластерами понимают иные образования, создаваемые в соответствии с мировоззрением, уровнем культуры или временными интересами региональных элит. Поэтому возникла необходимость уточнить дефиниции.
М. Портер в книге «Конкуренция» [5] дает пять кратких определений кластера. Важно выделить понятие конкуренции, достигающейся за счет кластеризации в силу естественных, исторических или законодательно установленных пределов экстенсивного роста и препятствующей развитию моделей бюрократического управления.
М. Портер считает, что экономическую устойчивость и конкурентоспособность региона следует рассматривать через потенциал кластеров. Им разработан «конкурентный ромб», состоящий из основных групп факторов конкурентных преимуществ территории: производство, внутренний спрос, окружение и внутренняя конкуренция.
Таким образом, кластер — сконцентрированная по географическому признаку группа компаний, производящих дифференцированный продукт, но ведущих общую стратегию за пределами данного региона, и определяющая вектор развития институтов данной географической территории.
Региональный отраслевой кластер представляет собой сконцентрированную на ограниченной территории группу взаимосвязанных и взаимодополняющих компаний и организаций, которая включает в себя: производителей, поставщиков, научно-исследовательские институты; средние и высшие профессиональные образовательные учреждения, другие организации.
В современных условиях инновационная ориентированность становится главной характеристикой кластеров. Устойчивое развитие кластеров в решающей степени зависит от доступа фирм предпринимательской сети к передовым источникам научных знаний и современных технологий, финансовых ресурсов. Ключевую роль в процессе инновационной ориентации кластера играет наличие и развитие инфраструктурных систем интеллектуального и финансового капитала.
В качестве институциональных индикаторов кластера могут выступать наличие или отсутствие в нем органов отраслевого самоуправления и структур некоммерческого сектора: обществ взаимного страхования, кредитных кооперативов, третейских судов, профессиональных гильдий и других общественных объединений.
В качестве инструмента оценки эффективности развития кластера и соответствующего территориальноотраслевого комплекса можно использовать систему сбалансированных показателей BSC, которую предложили Роберт С. Каплан и Дэвид П. Нортон.
Целями создания бизнес-кластера являются:
♦ повышение конкурентоспособности участников кластера за счет внедрения новых технологий;
♦ снижение затрат и повышение качества соответствующих наукоемких услуг за счет эффекта синергии и унификации подходов в качестве, логистике, инжиниринге, информационных технологиях и т.д.;
♦ обеспечение занятости в условиях реформирования крупных предприятий и аутсорсинга (передача сторонней фирме неосновных деловых процессов компании);— консолидированное лоббирование интересов участников кластера в различных органах власти.
Проведенные за рубежом исследования показывают, что кластеры стимулируют значительное повышение производительности и внедрение инноваций. Компании выигрывают, имея возможность делиться положительным опытом и снижать затраты, совместно используя одни и те же услуги и поставщиков.
Со временем эффективно действующие кластеры становятся субъектами крупных капиталовложений и пристального внимания правительства и глобальных игроков внутреннего и мирового рынков, либо становятся самодостаточными (устойчивыми), т.е. развивающимися без внешнего инвестора.
Многие исследователи видят в кластерной стратегии единственный способ сохранения малых фирм в условиях глобализации и возрастающей международной конкуренции. Устойчивый рост большинства бизнес-кластеров во многом обусловлен возможностью творить в отсутствии чрезмерной законодательной регламентации.
Мировой опыт дает примеры повышения конкурентоспособности территорий и производственных комплексов, достижения целей устойчивого экономического развития путем реализации кластер-ориентированной региональной стратегии. Известны кластеры в сфере малого и среднего бизнеса (производство мебели, обуви, продуктов питания), в инновационной сфере (биотехнологии, телекоммуникации), в крупном промышленном производстве (автомобилестроение), в области автоспорта.
В Южном федеральном округе России именно конкуренция становится программой-архиватором территории, раскрывает ее инновационный потенциал и придает внутренний импульс ее развитию. Кластеризация
БИЗНЕС-КЛАСТЕРЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО,
299
может быть достигнута путем государственной финансовой и технической помощи всем желающим создавать и развивать собственное дело. Учет приоритетов развития кластеров в системе региональной экономики должен быть согласован с общими целями и приоритетами развития региона. Эффективность кластерной политики может быть достигнута в агропромышленном комплексе, в отрасли сельхозмашиностроения и легкой промышленности, в строительном комплексе и производстве строительных материалов, в секторе образовательных услуг и инновационных технологий, а также в сфере туризма.
Перспективность развития рынка сельхозпродукции на Юге России во многом определяется ситуацией со структурированием рынка продовольственных товаров в главных центрах их потребления — крупных городских центрах и агломерациях, а также с развитием экспортных поставок. В любом случае экспортный спрос на отечественное растительное масло и зерно будет расти. Потенциалом роста также обладают мясной, плодоовощной, молочный, рыбный сектора.
Развитию агропромышленного кластера в агропромышленном комплексе способствует:
1) благоприятная конъюнктура на мировом и страновом рынке сельхозпродукции, рост потребительского рынка регионов ЮФО,
2) наличие предприятий — лидеров отдельных секторов,
3) наличие достаточного количества предприятий поддерживающих секторов,
4) высокий транзитный потенциал территории, что позволяет аккумулировать ресурсы других регионов и замыкать цепочку добавленной стоимости на территории ЮФО.
В ЮФО существует латентный кластер предприятий, ориентированных на производство машин для сельского хозяйства. Возможность для создания кластера в сельхозмашиностроении продиктована внешними факторами:
1) стабильностью роста объема рынка сельхозтехники в России;
2) запуском приоритетного национального проекта «Развитие АПК», успешная реализация которого невозможна без современной производительной техники;
3) наличием предприятия, занимающего существенную долю российского рынка и обладающего серьезной технологической базой,
4) наличием достаточного для образования кластера предприятий поддерживающих отраслей (транспортной, образовательной, энергетической и т.д.),
5) принятием Правительством РФ плана первоочередных мероприятий по развитию сельского хозяйства и машиностроения,
6) предстоящим вступлением России во Всемирную торговую организацию.
Большим потенциалом для формирования кластера обладает легкая промышленность: доля легкой промышленности в структуре обрабатывающих производств составляет 4%, отрасль имеет большой процент локализации, за последние несколько лет появились узнаваемые не только на российском рынке бренды (Gloria Jeans, DМ, Elis и др.), в швейном производстве выстроены свои торговые системы.
Основным условием реализации инвестиционных проектов и формирования качества бизнес-среды, а также повышения качества жизни населения (в сфере жилищной обеспеченности) и сохранения миграционной привлекательности территории является развитие строительного комплекса и кластера производства строительных материалов.
Одной из приоритетных задач региональной инновационной стратегии является обеспечение эффективного ресурсосберегающего производства и ресурсосберегающего мышления.
В перспективе у региона есть шанс для развития таких видов туризма, как деловой, развлекательный, а также рекреационный, историко-культурный туризм, детский отдых. Развитию делового и развлекательного туризма способствуют высокие темпы экономического развития, наличие крупных успешно развивающихся компаний и административных структур
Результативность функционирования кластера можно оценивать с точки зрения выгоды для экономики территории. Прежде всего, его успешное функционирование выражается в сохранении рабочих мест людям, работающим в малом бизнесе. Причем в европейских странах под этим чаще подразумевается не сохранение налоговой базы (как принято говорить в России), а отсутствие необходимости платить пособие по безработице и увеличивать расходы на содержание правоохранительных органов. Так как рост безработицы всегда сопровождается ростом преступности.
С точки зрения субъекта рынка, результативность функционирования кластера можно оценивать показателями прибыльности, восприимчивости к инновациям и финансовой устойчивости его фирм, уровня жизни населения на территории размещения бизнес-кластера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горетов И.Н. Перспективы реализации кластерных инициатив в регионах// Региональная экономика: теория и практика, 2009, 12 (105).
2. Городецкий В.Ф. Творческое наследие академика Коптюга в разработке плана устойчивого развития города Новосибирска. http://citystrategy.leontief.ru.
3. Кооперация. Теория, история, практика: Избранные изречения, факты, материалы, комментарии / Автор-составитель К.И. Вахитов. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2004.
4. Переход к устойчивому развитию: глобальный, региональный и локальный уровень. Зарубежный опыт и проблемы России. Колл. Авторов под рук. Чл.-корр. РАН Н.Ф. Глазовского. М.: Изд-во КМК, 2002. 444 с.
5. Портер М. Конкуренция [перевод с англ.] / Michael E.Porter. М.: ИД «Секрет фирмы». 2005. С. 608
ТЕ1^А ECONOMICUS ^ Экономический вестник Ростовского государственного университета ^ 2009 Том 7 № 4 (часть 2)