УДК378: 33 (075.8)
БИЗНЕС-ИНКУБАТОРЫ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ КАК ЭЛЕМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА НА РЫНКЕ РЕЦИКЛИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РОССИИ
В.В. Жариков, С.А. Гусев
Аннотация. В статье авторы рассматривают вопросы, связанные с развитием рециклинговых технологий посредством процесса бизнес-инкубирования в рамках создания малых и средних предприятий в бизнес-инкубаторах технических вузов. Авторы предлагают сформировать национальный треугольник качественного формирования и развития инновационного рынка в России с последующим рациональным перераспределением сырья (в виде различных отходов) с целью удовлетворения потребностей общества в будущем.
Ключевые слова: рециклинговые технологии, бизнес-инкубатор, национальный треугольник качественного формирования и развития инновационного рынка, инновации, высшие учебные заведения, вторичное сырье, конкурентоспособность.
BUSINESS INCUBATORS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS AS AN ELEMENT OF FORMATION OF SMALL AND MEDIUM INNOVATIVE BUSINESS N THE MARKET RECYCLING TECHNOLOGIES IN RUSSIA
V.V. Zharikov, S.A. Gusev
Abstract. In the article the authors consider the issues related to the development of recycling technologies through a process of business incubation through the creation of small and medium enterprises in the business incubators at technical Universities. The authors propose to form a national triangle of quality of formation and development of innovation market in Russia, followed by a rational redistribution of resources (in the form of various wastes) with the aim of meeting society's needs in the future.
Key words: recycling technology business incubator, national triangle of quality of formation and development of the innovation market, innovation, higher education institutions, secondary raw materials, competitiveness.
С ростом значимости для современного общества экологических проблем в настоящее время на новый уровень выходит использование рециклинговых технологий на различных российских предприятиях.
Таблица 1
Цель, задачи и функции вновь создаваемых инновационных инфраструктур [3]
Инновационная форма хозяйствования
Цель
Задачи
Функции
Бизнес-инкубатор (осуществляет работу с молодыми предпринимателями) имеет четкую специализацию на бизнес-на-правление в различных сферах: сельское хозяйство, машиностроение, металлургия, материаловедение, фармация и т.д.
Создание старт-апов и их становление от бизнес-идеи до малого инновационного предприятия
- формирование коллектива малой компании;
- регистрация компании;
- формирование процесса подготовки предприни-мателей-новаторов и их обучение
- предоставление офисов;
- создание условий для развития и реализации идеи;
- предоставление лабораторных помещений;
- разработка программ обучения, повышения квалификации
и переподготовки;
- составление бизнес-планов
Консалтинговая фирма (работает с уже действующим малым и средним бизнесом) специализируется на отдельных направлениях деятельности (финансовом, организационном, стратегическом и др.)
Помощь менеджменту в достижении заявленных целей компании
- консультирование по вопросам в определенной сфере;
- обучение и подбор персонала для действующего бизнеса;
- консультирование менеджмента для достижения результативности бизнеса;
- проведение аудита;
- помощь при формировании коммуникативных связей
- приглашение ведущих бизнес-консультантов и бизнес-тре-неров;
- создание программ обучения, переподготовки и повышения квалификации;
- осуществление аудиторской деятельности;
- разработка рекомендаций
по повышению эффективности бизнеса
го
О
о
0
1
N3
о
о>
(О
Инновационная форма хозяйствования Цель Задачи Функции
Технопарк (работает с учеными, бизнес-консультантами, специалистами производства и предпринимателями) Концентрирование на единой территории специалистов общего (из различных сфер деятельности) профиля деятельности с целью создания конкурентных проектов и их последующего выхода в производство и на рынок. Также ученые могут в технопарке проводить исследования в НИИ, преподавать в учебных заведениях и участвовать в процессе внедрения результатов своих исследований - создание бизнес-сообще-ства для реализации совместных проектов; - создание конкурентных отношений между проектами; - финансовая поддержка проектов за счет средств инвесторов, бизнес-анге-лов и спонсоров; - формирование инновационных социально-научно-коммерческих коллективов - информационная поддержка проектов; - предоставление бизнес-офисов, научно-исследовательских площадок, лабораторий и производственных площадей; - проведение семинаров, тренингов, круглых столов, симпозиумов, конференций и презентаций; - поиск деловых партнеров, инвесторов, спонсоров,бизнес-ангелов; - организация процесса производства продукции и формирование каналов ее продвижения и сбыта
При этом, на наш взгляд, для реализации социально значимых проектов, связанных с защитой экологии, и в дальнейшем для создания повсеместно рециклингового производства, использующего в качестве сырья различные виды отходов, следует привлекать не только государственные структуры, но и создавать промышленный экологический сектор из малых и средних предприятий [4]. При этом малые инновационные компании должны быть сформированы с учетом специфики российской экономической инновационной инфраструктуры, и процесс этот должен быть максимально защищенным для будущего инновационного бизнеса как от внешних факторов, так и от внутренних. В качестве особого условия для процесса воспроизводства малых инновационных компаний, применяющих в своем производстве рециклин-говые технологии, следует отметить стабильность и непрерывность.
В табл. 1 мы приводим основные функции и задачи различных форм существующего в настоящее время инновационного хозяйствования в России, которые могут способствовать передаче рециклинговых способов (методов, технологий) вновь создаваемым инновационным компаниям.
В условиях сложившейся специфики инновационного рынка в России и его значительного перекоса в сторону таких сфер, как вооружение, фармация, инфокоммуникации и строительство, многие сферы оказались сейчас просто забытыми, а значит, и потенциально неинтересными для малого и среднего инновационного бизнеса. При этом государство поддерживает те сферы, которые в рамках экономической политики признаны социально значимыми и на которые выделяются средства из федерального бюджета. Также в рыночной экономике приходится в основном ориентироваться на финансовую сторону вопроса и еще кадровую, но, тем не менее, важным является сам процесс создания ранее не существовавшего бизнеса (продукта, товара или услуги). В связи с этим нами предложены три основные стадии, позволяющие осуществлять передачу рециклинговых технологий (энерго- и ресурсосберегающих) и формирование инновационного бизнеса в России, где все инновационные формы хозяйствования должны быть объединены и действовать в должной последовательности и согласованной кооперации.
Предложенная цепь (рис. 1) позволит не только формировать малые инновационные компании, проводя среди них естественный отбор, но и позволит воссоздавать из них крупные компании (корпо-
Бизнес-инкубатор (регион, город, вуз и др.)
1. Стадия подготовки бизнеса
— техника
— офисы
— реклама
— кадры
разработка логотипа, торговой марки или бренда составление безнес-плана поиск грантов и программ помощи отбор инновационных проектов создание коллектива малой фирмы анализ конкурентов и рисков подготовка документов для регистрации фирмы Малые инновационные формы
Консалтинговые фирмы (государственные, коммерческие)
2. Стадия становления бизнеса
финансы документация сбыт продукта информационная поддержка
3. Стадия развития крупного бизнеса
регистрация интеллектуальной собственности создание малого предприятия поиск деловых партнеров и инвесторов юридическое, финансовое, бизнес-консультирование оформление документов малого предприятия (организации) разработка финансовой и маркетинговой стратегии формирование технологических и информационных площадок Предприятия малого и среднего бизнеса
— предоставление оборудования
— формирование новых каналов сбыта
— проведение выставок
— поиск крупнооптовых потребителей
— участие в государственных программах
Технопарк (технополис)
увеличение производственных площадей предоставление оборудования в лизинг развитие крупного потребительского рынка помощь при защите авторских прав продажа (покупка) патентов (лицензий) формирование пакета ценных бумаг расширение деловых связей слияние с крупными и средними компаниями
Предприятия, фирмы и организации малого, среднего и крупного бизнеса
Рисунок 1. Цепь формирования рынка инновационного бизнеса в России при интегрированном взаимодействии инновационных форм хозяйствования [1; 2; 5]
рации), приносящие прибыль государству в виде отчисляемых налогов и при этом качественно удовлетворяющие потребности населения России, в том числе - и с использованием рециклинговых технологий.
При этом последовательный процесс формирования мелкого, среднего и крупного инновационного бизнеса возможен при сочета-
Поддержка
Поддержка частного и государственного капитала
Поддержка частного ^ и государственного капитала
эффект от инвестиций и вложений в малые компании
информационные потоки (обратная связь)
цель формирования и развития инновационного бизнеса
диверсификация (техническая, технологическая, продуктовая, сырьевая, научно-инновационная и др.
Рисунок 2. Национальный треугольник качественного формирования и развития инновационного рынка России
нии функций бизнес-инкубаторов (созданных в технических вузах), консалтинговых фирм (при гуманитарных вузах) и технопарков (технополисов) регионального или краевого уровней. Нам этот процесс представляется в виде национального треугольника качественного формирования и развития инновационного рынка России (рис. 2).
Такой подход позволит сформировать новый российский рынок инноваций (куда будут интегрированы логистические основы рационального использования первичного и вторичного сырья), где будут представлены патенты, полезные модели, сертификаты, ноу-хау, свидетельства о регистрации интеллектуального продукта (по тематике рециклинга), а также их материальная составляющая: товары, продукты, материалы, полуфабрикаты, технологии, способы, оборудование, агрегаты, аппараты, услуги и др. Это позволит изменить степень доверия малого и среднего бизнеса к российской науке и позволит ученым создавать ресурсо- и энергосберегающие инновации, востребованные данным бизнесом и обществом, без ущерба внешней окружающей среде (природе).
При этом государство постоянно должно аккумулировать получаемые от бизнеса финансовые потоки в виде налогов и затем системно распределять и перераспределять их ученым (научным организациям, научным коллективам) для создания инноваций (гранты, субсидии и целевое финансирование). Требуются также и новые подходы при создании инновационного проекта, а затем и инновационного бизнеса посредством новых экономических форм краудфандинга или краудинвестинга, когда к процессу уже подключаются банковские структуры, частные инвестиции, спонсоринг или вложение капитала от бизнес-ангелов (которые пока в России откровенно слабо в этом заинтересованы).
Мы также видим огромную перспективу в развитии бизнес-инкубаторов при высших учебных заведениях технического, технологического и гуманитарного направлений, так как именно там сформированные научные школы могут эффективно перераспределять и реализовывать на практике (готовя параллельно кадры для инновационных предприятий) свои научные разработки и изобретения. В рамках такого подхода для государственных структур также будет упрощена процедура контроля за финансовыми средствами, выделенными на научные исследования и опытно-конструкторские разработки.
Таблица 2
8\¥ОТ-матрица создаваемых инновационных малых и средних фирм (предприятий и организаций)
Возможности
Угрозы
- получить субсидии и деньги по грантам;
- наличие разнообразных ресурсов;
- выбор кадров на рынке труда;
- выбор сферы и направления деятельности;
- выбор территориального расположения бизнеса;
- регистрация торговой марки и логотипа;
- низкая оплата труда;
- льготный период налогообложения;
- широкий выбор деловых партнеров;
- пустующие ниши на инновационном рынке;
- продажа интеллектуальной собственности
- нерациональное использование денежных средств;
- отсутствие структур по подготовке кадров для инновационной сферы;
- высокие налоги и социальные отчисления;
- кража интеллектуальной собственности;
- отказ в выдаче кредита банком под залог интеллектуальной собственности;
- отчетность перед контролирующими органами (налоговая, пожарная службы и др.);
- сложная отчетность за финансовые средства по грантам;
- высокая криминализация определенных сфер;
- недоверие предпринимателей и ученых;
- нестабильный рынок сбыта;
- копирование, прототипирование и конкуренция
го
О
о
0
1
N3
о
"VI
(Л
Сильные стороны Слабые стороны
- наличие законов, регламентирующих инновационную деятельность; - низкая стоимость при оформлении интеллектуальной собственности (по сравнению с общемировыми); - программа по поддержке малого бизнеса; - развитое инфокоммуникационное пространство; - наличие партнеров и инвесторов; - огромный опыт в научной и коммерческой сферах; - проведение тематических слетов, выставок, конференций, семинаров, круглых столов, бизнес-тренингов и курсов; - интерес со стороны государственных структур, крупного бизнеса и инновационного бизнес-сообщества - нестабильность экономики России; - сложные технические условия при получении патента, полезной модели и свидетельства на интеллектуальную собственность; - формальное восприятие учеными и бизнесом ноу-хау; - быстрое поглощение крупным бизнесом малых инновационных компаний; - невыгодные условия кредитования для инновационного бизнеса со стороны финансовых структур; - невозможность регулирования интеллектуальной собственности в экономике и юриспруденции; - слабое взаимодействие инновационных форм хозяйствования между собой; - отсутствие онлайн-консалтинговых услуг; - бюрократические препоны при получении субсидий, грантов, субвенций и др. - ограничения по целевому финансированию инновационного бизнеса в зависимости от сферы и направления деятельности; - высокие риски у инновационных проектов
Для более детальной проработки возможностей, угроз, сильных и слабых сторон будущих инновационных компаний, создаваемых в вузах совместно с российским бизнесом, нами была построена комплексная SWOT-матрица (табл. 2), в которой мы также отразили перспективы малого и среднего инновационного бизнеса, присущие именно России.
Для того, чтобы понять, что происходит с малыми инновационными компаниями, нами был построен жизненный цикл подготовки, становления, развития и дальнейшей реструктуризации (или расформирования / или изменения направления деятельности) первоначального инновационного бизнес-проекта.
Из приведенного на рис. 3 графика видно, что все стадии жизненного цикла инновационного бизнес-проекта сопровождаются различными объемами затрат (представлены на графике с отрицательным знаком). При этом отличительной чертой убыточности и разорения большого количества малых инновационных компаний в России является то, что они не создают себе заранее стабилизационного фонда. Данный стабилизационный фонд позволяет в дальнейшем перспективно трансформировать инновацию и реструктуризировать бизнес, например, изменив его сферу деятельности, или проведя продуктовую, технологическую или маркетинговую диверсификацию.
При этом у каждой инновации свои временные лаги на каждом из этапов, а современный российский бизнес в гонке за прибылью не хочет ждать, и уж тем более - откладывать средства про запас. Даже в периоды становления, развития и особенно в период диверсификации, на наш взгляд, нужно вкладывать средства в доработку продукта, технологии и существующие способы (методы) с целью повышения конкурентоспособности бизнеса в будущем. Зачастую новатор сам разоряет свой инновационный бизнес: сняв сверхприбыль и получив желаемую сумму, он уходит с данного рынка, оставляя его зарождающимся конкурентам.
При этом сектор экологических и ресурсосберегающих (реци-клинговых) технологий становится все более популярен среди населения и бизнеса. Использование же отходов в качестве бесплатного (дешевого) сырья и применение малозатратных и энергосберегающих рециклинговых технологий уже сейчас позволяет малому и среднему бизнесу на длительный период времени сохранить свои конкурентные позиции на том сегменте рынка, который ими был завоеван.
1 ЭТАП ! 2 ЭТАП 3 ЭТАП
Финансовая помощь
Начало дохода
Рост дохода
|>т Начало формирования стабилизационного фонда.
Затраты на обучение и регистрацию интеллекту-альной
собственно-сти
на оформление малого инновационного предприятия, закупку оборудования, подбор и наем кадров, выход на рынок
Наращивание
затрат на производство
4 ЭТАП
Стабилизация роста дохода
Постоянное пополнение стабилизационного фонда
5 ЭТАП
Спад дохода
Затраты на увеличение рынка сбыта
\
\
\
\
" • \
Смена сферы и профиля
Время
Форми- Подго- Станов-рование товка ление
Развитие Реструкту-
и диверсификация ризация
оптимальный процесс становления, развития и перепрофилирования инновационного бизнес-проекта на всех стадиях жизненного цикла;
реальный процесс становления, развития и разорения современных инновационных бизнес-проектов на всех стадиях жизненного цикла;
поэтапное формирование стабилизационного фонда, позволяющего не разориться и перепрофилироваться бизнес-проекту в периоды жизненного цикла; кривая затрат инновационного бизнес-проекта на каждом этапе жизненного цикла; разделение жизненного цикла на пять основных этапов (временные лаги) инновационного бизнес-проекта
Рисунок 3. График основных этапов жизненного цикла подготовки,
становления, развития и реструктуризации (расформирования) инновационного бизнес-проекта (инновационной компании) [2; 3]
Библиографический список
1. Жариков В.В., Чайников Н.А. Разработка технологии изготовления конструкционных металлополимерных материалов из порошковых композиций, получаемых вторичной переработкой (пятилетний научно-исследовательский отчет) // 14Г/96, Гос. регистрация № 01970007888. Инв. № 02.7.04030041. Дата утверждения: 12.11.2000.
2. Жариков В.В., Гаврилов А.А. Формирование производственной структуры на машиностроительном предприятии с интегрированной интеллектуальной информационной логистической системой // Организатор производства. 2012. № 4 (55).
3. Жариков В.В., Жариков Д.В. Социально ориентированные инновации в виде товаров, продуктов и услуг малого и среднего бизнеса в России // Материалы IV Всероссийской научно-практической заочной электронной конференции «Коопрерация науки и производства: новые идеи и перспективы развития в ближайшем будущем». Виртуальный бизнес-инкубатор «Эврика». 2016.
4. Жариков В.В., Чайников Н.А. Вторичная переработка отходов на машиностроительных предприятиях (тезисы) // Качество и региональные аспекты экономики: материалы научно-практической конференции. Тамбов, 1999.
5. Столичная утренняя газета «Метро» (28 марта 2014 г.). № 15 (52/2970).
B.В. Жариков
кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор академик «МАОП», куратор социально-научно-информационно-коммерческого проекта «Виртуальный бизнес-инкубатор «ЭВРИКА»; профессор кафедры экономики и управления Московского финансово-юридического университета МФЮА; профессор кафедры экономики и менеджмента Института экономики и культуры
C.А. Гусев
доктор экономических наук, доцент заведующий кафедрой экономики и управления Московского финансово-юридического университета МФЮА E-mail: [email protected]