Научная статья на тему 'Развитие финансовой инфраструктуры инновационного бизнеса'

Развитие финансовой инфраструктуры инновационного бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
323
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ИННОВАЦИИ / БИЗНЕС / ДОХОД / ФИНАНСИРОВАНИЕ / КРЕДИТОВАНИЕ / СТАБИЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юленкова И.Б., Тарадаева А.В.

В статье рассматриваются вопросы необходимости развития инновационного бизнеса и создания его финансовой инфраструктуры. Выявлены проблемы формирования финансовых ресурсов инновационного бизнеса, определены направления совершенствования развития финансовой инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие финансовой инфраструктуры инновационного бизнеса»

УДК 336.581:336.71

РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ИННОВАЦИОННОГО БИЗНЕСА*

И. Б. ЮЛЕНКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: fishann7@mail. ru А. В. ТАРАДАЕВА,

преподаватель кафедры финансов и кредита E-mail: fishann7@mail. ru

Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва

В статье рассматриваются вопросы необходимости развития инновационного бизнеса и создания его финансовой инфраструктуры. Выявлены проблемы формирования финансовых ресурсов инновационного бизнеса, определены направления совершенствования развития финансовой инфраструктуры.

Ключевые слова: инфраструктура, инновации, бизнес, доход, финансирование, кредитование, стабилизация.

Мировой опыт показывает, что устойчивое социально-экономическое развитие государства и обеспечение его конкурентоспособности на внешнем рынке (преодоление технологического отставания) обеспечивается прежде всего наличием развитой национальной инновационной системы.

То, что инновации являются главным источником долгосрочного экономического роста, основой конкурентоспособности на мировых рынках и источником решения многих социальных проблем, было хорошо известно экономистам на протяжении многих десятилетий, начиная с И. Шумпетера. Однако понимание инновационного процесса и факторов, его определяющих, претерпело значительные изменения. Эпоха, когда важнейшую роль играло наличие природных ресурсов, заканчивается, решающее значение приобретает способность

* Статья публикуется при поддержке Гранта РГНФ 11-1213001 а/В «Финансовое обеспечение инновационного малого бизнеса».

максимально эффективно их использовать в целях ускорения технологического развития. Завершается период производства, основанного на использовании дешевого, неквалифицированного труда. Главнейшим ресурсом становится человек, его способность осуществлять и воспринимать инновации.

На современном этапе, когда государства стремятся найти собственную нишу и прочно занять определенные позиции в мировой экономике, становится очевидным, что важнейшее место в экономическом развитии стран должна занимать инновационная деятельность. Необходимость активизации инновационной деятельности в РФ и ее субъектах обусловлена следующими факторами.

Во-первых, процессы глобализации и интеграции страны в мировое сообщество требуют поиска собственного места национальной экономики в мировом хозяйстве. Экспорт сырьевых ресурсов и продуктов их первичной переработки не может обеспечить стабильное положение на мировых рынках. Выходом в данной ситуации является развитие видов экономической деятельности по выпуску высокотехнологичной продукции, имеющей некоторые преимущества перед зарубежными аналогами либо не имеющей аналогов, т. е. построение экономики инновационного типа. Главной задачей инновационной экономики является не только поставка на внутренний и внешний рынки конкурентоспособной продукции, пользующейся относительно устойчивым спросом, но и постоянное поддержание данной конкурентоспособности на высоком уровне.

Во-вторых, преодоление «ресурсного проклятия» невозможно лишь за счет привлечения на внутренний рынок иностранных инвесторов. Достигнутый в последние годы рост ВВП во многом обусловлен всплеском цен на основные виды экспортируемого сырья и увеличением добычи нефти, газа, руд цветных и черных металлов.

Наиболее целесообразным шагом, способным изменить отраслевую структуру экономики, является развитие крупных, средних и малых инновационных предприятий. На эффективность данной меры указывает пример таких стран, как Китай, Южная Корея, Индия и т. д., которые еще 20 лет назад не считались развитыми в научно-технологическом плане. Но те изменения, которые произошли в экономике этих стран в последние десятилетия, заставляют взглянуть на них по-иному. Достаточно отметить, что многие аналитики называют Китай в качестве потенциального мирового лидера в сфере практического освоения научных разработок.

В-третьих, требуется наличие инновационного (научно-технического) потенциала. Именно этого ресурса не было у большинства стран, когда они начинали свое индустриальное развитие несколько десятилетий назад.

В ходе проводимых в России реформ удалось сохранить инновационный потенциал, достаточный для решения актуальных проблем социально-экономического развития страны. Однако неразвитость инновационной деятельности не позволяет в полной мере получать отдачу от отечественных научных достижений. В результате большинство перспективных научных разработок оказываются нереализованными, что влечет за собой другую проблему — отсутствие дополнительных источников финансирования научно-исследовательской деятельности. Из-за этого труд научных работников должным образом не оплачивается, происходят отток кадров, бесполезное рассеивание научно-технического потенциала страны. В этом аспекте развитие инновационных процессов должно не только сохранить научный потенциал, но и способствовать его дальнейшему развитию.

В перспективе ориентиром становится инновационный тип развития, в основе которого лежит непрерывный и целенаправленный процесс поиска, подготовки и реализации нововведений, позволяющих повысить эффективность функционирования общественного производства и степень реализации потребностей общества.

На современном этапе в РФ наблюдается снижение инновационной активности, что связано

со значительным коммерческим риском инвестирования в инновационную сферу, необходимостью вложения большого объема инвестиционных ресурсов и длительным сроком окупаемости, несовершенством правового обеспечения научно-технической и инновационной деятельности, спецификой внутреннего рынка.

Одной из основных проблем в экономике является отсутствие эффективной связи науки с производством и действенных механизмов доведения научно-технологической продукции до уровня товара. А, как известно, наиболее эффективной моделью взаимодействия науки, образования и производства, связующим звеном между разработчиком и потребителем инновации, между научной идеей и ее практическим воплощением является инновационная инфраструктура.

Инновационная инфраструктура — это система взаимосвязанных и взаимодополняющих организаций различной направленности и различных организационно-правовых форм, а также порядок их взаимодействия, которые обеспечивают реализацию этапов инновационного процесса, начиная с технологического освоения законченной научной разработки. Инновационная инфраструктура является одним из основных элементов национальной инновационной системы. Последняя включает в себя совокупность правовых, финансовых, социально-экономических и информационных институтов, характерных для данного государства и оказывающих влияние на условия протекания инновационных процессов. Основой для развития инновационной инфраструктуры является научно-технический потенциал.

На взгляд авторов, основными задачами формирования и развития инновационной инфраструктуры являются:

1) преодоление спада производства за счет структурной перестройки экономики и изменения номенклатуры выпускаемой продукции;

2) увеличение конкурентоспособности отечественной продукции и привлекательности национальной экономики;

3) сохранение и развитие научно-технического потенциала.

Обычно выделяются следующие виды (подсистемы) инновационной инфраструктуры (табл. 1).

Авторы сосредоточились на исследовании финансовой и производственно-технологической инфраструктурах, и главным предметом исследования был малый инновационный бизнес, для которого

- 17

Таблица 1

Виды инновационной инфраструктуры

Вид (подсистема) инновационной инфраструктуры Описание вида инновационной инфраструктуры

Финансовая Различные типы фондов (бюджетные, венчурные, страховые, инвестиционные), а также другие финансовые институты, такие как фондовый рынок, особенно в части высокотехнологичных компаний

Производственно-технологическая (или материальная) Технопапрки, наукограды, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий и т. п.

Информационная Базы данных и знаний, центры доступа, а также аналитические, статистические, информационные и т. п. центры (т. е. организации, оказывающие услуги)

Кадровая Образовательные учреждения по подготовке и переподготовке кадров в области научного и инновационного менеджмента, технологического аудита, маркетинга и т. д.

Экспертно-консалтинговая Организации, занятые оказанием услуг по проблемам интеллектуальной собственности, стандартизации, сертификации, а также центры консалтинга (как общего, так и специализирующегося в отдельных сферах (финансы, инвестиции, маркетинг, управление и т. д.)

и создаются основные элементы такой инфраструктуры. Именно он, на взгляд авторов, с одной стороны, в большей степени является воплощением совершенства рынка, а значит, и сильнее иных форм бизнеса подвержен влиянию так называемых «провалов рынка». С другой стороны, малый бизнес в силу его мобильности является идеальной базой для осуществления нововведений, что весьма значимо в условиях структурных кризисов.

С начала 1990-х гг. в России с финансовой помощью международных организаций начали создаваться технологические инкубаторы для создания благоприятных условий развития малых инновационных фирм на самых ранних, рисковых стадиях реализации их проектов. В настоящее время в высокотехнологичной сфере создано три таких инкубатора: Международный технологический бизнес-инкубатор в Москве (1ВТ1), а также аналогичные структуры в Нижнем Новгороде и в Томске. Это «виртуальные» инкубаторы, которые на конкурентной основе присуждают малым фирмам гранты со средним размером 25 тыс. долл. Они оказались достаточно эффективными: 1/5 часть поддержанных предприятий успешно продает продукцию как на внутреннем, так и на международном рынках. Однако их количество и объем деятельности совершенно не соответствуют масштабу задач в этой области. Представляется, что в государственной политике ближайших лет следует уделять большее внимание подобным грантовым программам на доведение идеи промышленного образца до серийной инновационной продукции и реальных продаж на рынке [1].

С конца 1990-х гг. государство выступило с инициативой создания инновационно-технологических центров (ИТЦ), инновационно-промышленных комплексов (ИПК), федеральных центров науки и высоких технологий (ФЦНВТ). Инновационно-технологические центры представляют собой своего рода конгломераты из множества малых предприятий, расположенных под одной крышей (на сегодняшний день создано 18 таких центров). Они сдают помещения в аренду малым предприятиям, предоставляют техническое и информационное обеспечение, формальные и неформальные гарантии малым фирмам при поиске ими финансирования. В свою очередь статус ИПК присваивается институциональным объединениям организаций, «отвечающих» за различные стадии инновационного цикла, а статус ФЦНВТ — научным организациям, обеспечивающим решение важнейших проблем развития высокотехнологичных отраслей реального сектора экономики. Фактически каждый из ФЦ-НВТ должен со временем превратиться в крупную промышленную корпорацию с сильной внутрифирменной наукой. Статус ФЦНВТ означает не столько гарантированное государственное финансирование, сколько предоставление различного рода льгот.

Наукограды — это самые старые из структур, которые директивно создавались еще в 1930, 1950 и 1970-е гг. для решения государственных проблем научно-технической и оборонной направленности. В настоящее время к наукоградам относят около 70 населенных пунктов. Около половины из них находится в Московской области. В наукоградах сосредоточено около 40 % научно-производственного потен-

циала страны. В существующем варианте получение этого статуса означает дополнительное бюджетное финансирование, направляемое целевым образом на реализацию отобранных в результате конкурса инновационных проектов. В наукоградах предполагается более эффективно использовать федеральную собственность (имеется множество незагруженных площадей, на которых могут быть размещены инновационные структуры), там уже хорошо развита образовательная структура (собственные высшие учебные заведения с научно-исследовательскими подразделениями). Все перечисленные элементы инновационной инфраструктуры находятся в процессе развития, и на сегодняшний день их результативность с точки зрения поддержки инновационного процесса оставляет желать лучшего. При должном внимании государства они имеют хорошие шансы развиться в высокоэффективные структуры.

Финансовая инфраструктура инновационной деятельности стала создаваться после распада СССР, но сначала главным ее назначением было не инновационное развитие, а сохранение и поддержка обширного научного комплекса, в том числе той его части, которая связана с прикладными исследованиями и разработками. На сегодняшний день финансовая инфраструктура научной и инновационной деятельности представлена несколькими организациями, созданными при участии государства. К ним относятся: Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) и Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) (созданы в 1992 г. и 1994 г. соответственно), Российский фонд технологического развития (РФТР) (создан в 1992 г.), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (Фонд содействия) (создан в 1994 г.), Венчурный инновационный фонд (ВИФ) (создан в 2000 г.).

К сожалению, финансовые возможности всех названных фондов очень ограничены. Так, бюджет Фонда содействия составляет 1,5 % от суммарных расходов государственного бюджета на гражданскую науку, размер бюджета РФТР колеблется в пределах 1,5 — 4 % от объема государственных расходов на гражданскую науку, поскольку его наполнение происходит за счет отчислений из внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Основными источниками формирования имущества ВИФ являются: целевой взнос бывшего Министерства науки и технологий Российской Федерации из средств

Российского фонда технологического развития, целевой взнос Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере за счет средств, полученных на возвратной основе, а также добровольные имущественные взносы отечественных инвесторов (фондов, банков и т. п.).

То, что создано на сегодняшний день, является очень фрагментарным и небольшим по масштабам. Именно поэтому опросы малых предприятий и не выявляют существенного влияния инфраструктуры на успех их деятельности. Фрагментарность и малый масштаб инициатив приводят к тому, что можно говорить о наличии нескольких, достаточно успешных «демонстрационных моделей» (будь то фонды или ИТЦ и технопарки), которые не находят дальнейшего распространения. Есть еще несколько причин, объясняющих сложившееся положение.

Первое (и это несколько шире обсуждаемого вопроса инфраструктуры) — на государственном уровне нет видения будущей модели научно-инновационной сферы.

Второе — в целом сохраняется стиль управления, который был принят в административно-командной экономике, поэтому основными подходами являются прямое и уравнительное финансирование тех или иных инициатив.

Третье — ограниченность поддержки даже приоритетной группы участников инновационного процесса — малых инновационных предприятий. Фактически три фонда со скромными средствами в масштабах страны не в состоянии способствовать становлению малого инновационного бизнеса.

Четвертое — отсутствие косвенного регулирования инновационной деятельности. Сектор малого инновационного предпринимательства в отсутствие стимулов для крупной промышленности внедрять инновации не может быть эффективным.

Пятое — проблемы законодательного регулирования, связанные с функционированием инновационной инфраструктуры.

Шестое — проблема копирования зарубежных моделей, которое, как правило, осуществляется без учета более широкого экономического контекста, в котором те или иные модели (механизмы) функционируют и развиваются.

Выявленные проблемы позволяют авторам сделать вывод о необходимости формирования региональной инновационной системы, основой которой будет развитая инновационная инфраструктура.

Инновационная сфера деятельности играет особую роль и в экономическом развитии регионов.

Региональная инновационная система (РИС) определяется как подсистема социально-экономической политики региона и инновационной политики, проводимой на федеральном уровне, а также региональной политики, проводимой на федеральном уровне и направленной на эффективное использование потенциала регионов и выравнивание их экономического развития.

Не является исключением и Республика Мордовия, где сосредоточена заметная доля неиспользуемого научного потенциала России — научных кадров промышленности и вузовской науки. Это первый фактор, благоприятствующий развитию малого бизнеса в инновационной сфере нашего региона. Второй фактор — это возможность использования научного потенциала для развития промышленности и реструктуризации экономики республики. Третьим фактором, определяющим значение инновационной деятельности для реструктуризации экономики Республики Мордовия, является наличие неиспользуемых мощностей крупных предприятий, в том числе все еще достаточно современного оборудования. Реализовать эти факторы можно тремя путями:

- во-первых, за счет восстановления деятельности этих предприятий. Однако сделать это, несмотря на имеющие место усилия, не удается из-за отсутствия рынка продаж и, следовательно, необходимых инвестиций для поддержания факторов производства на необходимом технологическом уровне;

- во-вторых, с помощью расширения малых предприятий, преимущественно ориентированных на практическую реализацию имеющегося научно-технического задела или даже на его трансферт в развитые страны для производства высокотехнологичной продукции;

- в-третьих, на основе развития взаимодействия малых и крупных предприятий (однако при этом нельзя допустить ухода МП в «теневую» экономику).

На сегодняшний день состояние малого бизнеса Республики Мордовия можно охарактеризовать рядом показателей. Во-первых, в начале 2010 г. число малых предприятий на 1 тыс. населения в регионе составило 4,76, что несколько выше минимального значения показателя по субъектам Приволжского федерального округа и на 15 % ниже среднероссийского уровня.

Во-вторых, оборот малых предприятий Республики Мордовия в 2010 г. составил 17,6 млрд руб., т. е. в реальном исчислении рост составил лишь немногим более 4 % по сравнению с 2009 г. (при дефлировании использовался коэффициент 1,12). В-третьих, на одного занятого в малом бизнесе в Республике Мордовия в 2010 г. приходилось 535 тыс. руб. годового оборота (в действующих ценах), тогда как среднее значение этого показателя по Приволжскому федеральному округу составило 1,2 млн руб. (без учета Республики Мордовия). После исключения из анализа Самарской обл. и Пермского края среднее значение показателя сократилось до 1 млн руб., а стандартного отклонения — до 252 тыс. руб. Подобные отклонения свидетельствуют (при прочих равных условиях) о низкой эффективности работников предприятий малого бизнеса в Республике Мордовия [2].

Отдельно необходимо проанализировать инновационный малый бизнес, учитывая его роль в экономике региона и в РФ в целом (табл. 2).

В сфере науки и научного обслуживания в 2010 г. действовали 12 малых предприятий, что на 14,28 % меньше, чем в 2009 г. Численность занятых на предприятиях этой сферы составила в 2010 г. 76 чел., что на 24 % меньше, чем в 2007 г.

Таблица 2

Характеристика субъектов малого предпринимательства в сфере науки и научного обслуживания в Республике Мордовия в 2002—2010 гг.

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Число малых предприятий, ед. 34 31 26 30 29 21 17 14 12

Темп роста, % —19,0 —8,8 —16,1 —15,4 —3,3 —27,6 —19,0 —17,6 —14,3

Удельный вес в общем количестве МП, % 1,6 1,7 1,1 1,2 1,0 1,0 0,8 0,6 0,3

Численность работников, чел. 114 70 99 104 135 107 105 100 76

Темп роста, % —31,3 —38,6 41,4 5,0 29,8 —20,0 —2,0 —5,2 —24,0

Удельный вес в общей численности работников МП, % 0,6 0,4 1,2 0,9 0,8 0,8 0,56 0,3 0,2

Таблица 3

Объем выпуска товаров и услуг малыми предприятиями в сфере науки и научного обслуживания в Республике Мордовия в 2002—2010 гг.

Показатель 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

Выпуск товаров и услуг, тыс. руб. 12 501 15 850 21 888 25 832 6 861 11 157 7 856 4 791,6 4 688

Темп роста, % 114,4 26,8 38,1 18,0 —73,4 62,6 —29,6 —39,0 —2,2

Удельный вес в общей численности работников МП, % 1,8 1,5 2 1,6 0,4 0,4 0,2 0,06 0,05

При этом важно отметить, что с 2006 г. наблюдается отрицательная тенденция по данному показателю.

Объем выпускаемой продукции и оказанных услуг в 2010 г. составил 4 688 тыс. руб., что на 2,2 % меньше, чем за 2007 г. и на 20 % меньше уровня 2002 г. (табл. 3).

Удельный вес инновационного малого бизнеса в общем объеме малого предпринимательства республики крайне незначителен. В 2010 г. число малых инновационных предприятий (МИП) составляло 0,3 % от общего количества малых предприятий республики. Численность занятых в сфере науки и научного обслуживания едва достигла 0,2 % от общей численности занятых на малых предприятиях. В структуре выпускаемой продукции и оказанных услуг доля МИП составила лишь 0,05 %. При обращении к данным официальной статистики можем увидеть, что показатели удельного веса инновационного малого предпринимательства имеют тенденцию к снижению. За 9 лет (с 2002 по 2010 г.) количество МИП сократилось на 71 %.

Крупным инновационным центром Республики Мордовия является Мордовский государственный университет, на факультетах технического и естественного профилей которого осуществляется подготовка инженеров-строителей, специалистов по электронике, машиностроению, светотехнике, электроэнергетике.

Малое научное предпринимательство вуза представлено 7 НИИ, 15 научными центрами, 13 проблемными и другими научными лабораториями, в том числе по оказанию различных научных услуг. Лаборатории вуза имеют лицензии на проведение следующих работ:

— диагностика и ремонт подъемных механизмов, котлов, газового оборудования;

— диагностика и освидетельствование лифтов;

— контроль качества строительства;

— обследование строительных конструкций на предмет деградации материалов;

— анализ качества строительных материалов;

— метрологический контроль токсичности двигателей внутреннего сгорания;

— восстановление изношенных деталей автомобильной техники;

— вакуумное напыление металлических покрытий;

— подготовка проектно-сметной документации;

— малотоннажное производство химических реактивов и др.

Наиболее значительный вклад в развитие прикладной науки и внедрение научно-технических достижений в реальную практику вносят Аграрный институт, Институт физики и химии, Институт механики и энергетики, а также факультеты: экономический, электронной техники, строительный, биологический, географический.

В Мордовии вне вузов действует около 30 малых фирм, имеющих научно-техническую направленность. Практически все они сконцентрированы в г. Саранске. Наиболее эффективно по созданию и производству новых изделий и технологий работают такие фирмы, как ЗАО «Конвертор», ООО «Альфа-Ритм», ЗАО «Транс-вет», ООО «Арсар», ООО «Научно-производственный центр «Саранс-кприбор»», ЗАО «Ростр» и др.

Важным инфраструктурным элементом на рынке научно-консультативных услуг Республики Мордовия является Научно-исследовательский институт экономики (НИИ экономики), созданный в июне 1998 г. на базе экономического факультета Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева. Научно-исследовательский институт экономики под руководством доктора экономических наук профессора Н. П. Макаркина проводит фундаментальные и прикладные исследования, которые осуществляются в рамках конкурсов, грантов Министерства образования РФ, РФФИ, РГНФ, главы Республики Мордовия, администраций муниципальных

-21

образований, предприятий и организаций всех форм собственности.

В мае 2002 г. при НИИ экономики был создан бизнес-центр Мордовского государственного университета, призванный оказывать содействие в развитии научно-технической, инновационной и предпринимательской деятельности структурным подразделениям университета, а также республиканским структурам бизнеса.

По решению Правительства РФ в сентябре 2008 г. был взят курс на создание технопарка в сфере высоких технологий, главная задача которого — предоставление предпринимателям, работающим в научно-производственной сфере, условий и возможностей для доведения своих идей до реальных образцов изделий и технологий.

Технопарк — это мини-город, на территории которого будут объединены научно-исследовательские организации, объекты индустрии, деловые центры, выставечные площадки, учебные заведения, жилой поселок, а также объекты обслуживания. Проект обещает стать самым масштабным в республике. С его реализацией Республика Мордовия еще раз подтвердит свой статус инновационного региона, произойдет структурная перестройка всей экономики региона. Научно-производственный комплекс предполагает создание экспериментальных производств.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Государство в контексте федеральной программы по созданию технопарков на территории России выступит начальным инвестором проекта (из федерального и регионального бюджетов выделяется 3 млрд руб.), одновременно предполагается привлечь крупные иностранные и российские инвестиции общим объемом до 15 млрд руб.

Однако приведенные данные убедительно свидетельствуют о том, что, несмотря на все предпринимаемые меры уровень развития малого инновационного бизнеса в рес-

публике недостаточен, соответственно, возникает настоятельная необходимость усиления его государственной поддержки, в том числе и в создании эффективной инновационной инфраструктуры. Важно отметить, что в послании главы Республики Мордовия Н. И. Меркушкина Государственному Собранию Республики Мордовия научно-инновационное развитие определяется в качестве одного из приоритетных направлений, однако пока поддержка оказывается только крупным инновационным предприятиям.

Организационная структура государственного регулирования и поддержки малого инновационного бизнеса в Республике Мордовия в настоящее время находится в стадии становления. Первые структуры регионального управления малым инновационным бизнесом были созданы на основании соответствующих постановлений Правительства РФ. Ими стали Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции Республики Мордовия и Государствен-

Комитет Госсобрания Республики Мордовия по экономической политике, предпринимательству и собственности

Министерство торговли и предпринимательства Республики Мордовия

Государственное учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия»

Федеральная антимонопольная служба

Фонд поддержки предпринимательства

и развития конкуренции Республики Мордовия

Торгово-промышленная палата

Республики Мордовия *

Государственные структуры

Рис. 1. Государственные структуры развития инновационного бизнеса

Негосударственные институты по содействию развитию инновационного бизнеса

Рис. 2. Негосударственные институты по содействию развитию инновационного бизнеса

ный комитет Республики Мордовия по поддержке и развитию малого предпринимательства. В региональную структуру входят также Фонд поддержки отраслей народного хозяйства при министерстве экономики, Федеральная антимонопольная служба и государственное учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия» (рис. 1).

Торгово-промышленная палата (ТПП) Республики Мордовия была создана в 1993 г. в целях улучшения продвижения товаров и услуг на региональном рынке и оказания помощи промышленным предприятиям. В сложный период проведения рыночных преобразований ТПП содействовала вхождению предприятий и предпринимателей республики в новые условия хозяйствования, преодолению глубокого и затяжного экономического кризиса. Распоряжением Правительства Республики Мордовия в 2006 г. было создано государственное учреждение «Бизнес-инкубатор Республики Мордовия».

Основными направлениями его деятельности являются:

- организация проведения конкурсного отбора начинающих субъектов малого предпринимательства для пре -доставления им нежилых помещений;

- оказание консультационных, офисных и бухгалтерских услуг для предпринимателей;

- организация проведения инвестиционных конкурсов;

- экспертиза бизнес-проектов;

- контроль за целевым использованием заемных средств;

- издательская деятельность, разработка методических материалов и рекомендаций;

- разработка бизнес-планов;

- организация семинаров, обучение и повышение квалификации предпринимателей и др.

Помимо государственной поддержки инновационного бизнеса важная роль в Республике Мордовия отводится и элементам негосударственной инфраструктуры (рис. 2).

Формирование эффективной инновационной инфраструктуры становится осознанной необходимостью, неотъемлемой предпосылкой для перехода к передовой, инновационной экономике региона, без которой невозможны устойчивый экономический рост и успешное решение назревших в обществе социальных проблем.

Список литературы

1. Белый В. Активизация роли государственной собственности в инновационном развитии предприятий // Проблемы теории и практики управления. 2009. № 5. С. 26—32.

2. Малое предпринимательство в России: Стат. сборник / Росстат. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.