Научная статья на тему 'Бизнес-инкубатор как важная составляющая инновационной инфраструктуры региона: анализ зарубежного и отечественного опыта'

Бизнес-инкубатор как важная составляющая инновационной инфраструктуры региона: анализ зарубежного и отечественного опыта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1412
260
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА / БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / БИЗНЕС-ИНКУБАТОР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларин С. Н., Хрусталев О. Е.

В данной статье на основе анализа зарубежного и отечественного опыта обобщены практические аспекты организации функционирования бизнес-инкубаторов в инновационной инфраструктуре регионов. Показано значение этой формы организационной предпринимательской структуры в развитии региональной инновационной инфраструктуры. Раскрыты основные предпосылки, способствующие успешной реализации проекта по созданию бизнес-инкубатора в современных экономических условиях. Выделены факторы влияния экономико-хозяйственной специфики Южного федерального округа (ЮФО) на процессы инкубирования бизнеса в этом регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бизнес-инкубатор как важная составляющая инновационной инфраструктуры региона: анализ зарубежного и отечественного опыта»

БИЗНЕС-ИНКУБАТОР КАК ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ РЕГИОНА:

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО И ОТЕЧЕСТВЕННОГО ОПЫТА

с.Н. ЛАРИН, кандидат технических наук, старший научный сотрудник Академия международного учета

о.е. хрусталев,

кандидат экономических наук, научный сотрудник Центральный экономико-математический институт РАН

В данной статье на основе анализа зарубежного и отечественного опыта обобщены практические аспекты организации функционирования бизнес-инкубаторов в инновационной инфраструктуре регионов. Показано значение этой формы организационной предпринимательской структуры в развитии региональной инновационной инфраструктуры. Раскрыты основные предпосылки, способствующие успешной реализации проекта по созданию бизнес-инкубатора в современныхэкономическихуслови-ях. Выделены факторы влияния экономико-хозяйственной специфики Южного федерального округа на процессы инкубирования бизнеса в этом регионе.

Ключевые слова: регион, экономика, инновация, инфраструктура, бизнес, предпринимательство, бизнес-инкубатор.

В современных условиях лишь переход к инновационному развитию обеспечивает экономическое процветание региона. В этой связи инновационная политика любого региона должна быть направлена на организацию и стимулирование инновационной деятельности, превращение ее в устойчивый источник экономического роста. Одним из главных направлений развития и стимулирования инновационной деятельности на региональном уровне является создание инновационной инфраструктуры — совокупности субъектов и объектов инновационной деятельности, способствующих осуществлению инновационной деятельности, включая предоставление

услуг по созданию и реализации инновационной продукции. Поэтому благополучными являются не столько регионы-производители товаров, а регионы, грамотно управляющие товарными и финансовыми потоками, сконцентрировавшие на своей территории инновационные технологии и наиболее востребованные услуги, т. е. регионы, ориентированные на инновационное развитие, ресурсосбережение, высокие технологии и экономическую активность.

Как правило, повышение инвестиционной привлекательности территории обеспечивается путем развития предпринимательства и привлечения инвесторов. Однако при решении этой проблемы большинство регионов сталкивается с рядом серьезных трудностей. С одной стороны, в России существуют все элементы финансовой инфраструктуры — банки, страховые и лизинговые компании, пенсионные фонды, фонды по поддержке предпринимательства. С другой стороны, доступ к инвестиционным ресурсам на хороших условиях имеют средние и крупные предприятия, занимающие устойчивые позиции на рынке, а у начинающих предпринимателей практически нет шансов привлечь финансовые ресурсы для своих проектов на «разумных» условиях, и они вынуждены искать дополнительные источники финансирования.

В такой ситуации действенным инструментом повышения эффективности региональной полити-

ки как в сфере поддержки малого предпринимательства, так и в сфере социально-экономического развития региона может стать создание и функционирование бизнес-инкубаторов. Если региональные органы власти действительно заинтересованы в развитии малого предпринимательства на территории своего региона, то именно бизнес-инкубатор дает возможность, во-первых, заложить основы новой генерации малых предприятий, во-вторых, поддержать уже действующих предпринимателей и, в-третьих, решить многие социальные и экономические проблемы региона [1].

Анализ возможностей бизнес-инкубаторов как важнейшей составляющей инновационной инфраструктуры региона представляется целесообразным начать с оценки зарубежного опыта создания и функционирования таких структур. В мировой практике основное предназначение бизнес-инкубаторов заключается в ускоренном выращивании малых компаний. Обычный бизнес-инкубатор представляет собой отдельное здание (или комплекс зданий), где на ограниченный срок (3—5 лет) размещаются вновь создаваемые малые фирмы. Пребывание в инкубаторе позволяет начинающим бизнесменам не только выживать, но и устойчиво развиваться на протяжении самого сложного и ответственного периода становления, поэтому бизнес-инкубатор правомерно рассматривать как программу комплексной помощи молодым предпринимателям. Проведенное Национальной ассоциацией бизнес-инкубаторов США исследование показало, что за первые 2—3 года пребывания в инкубаторах прибыль компаний увеличилась почти на 800 %, а численность персонала выросла на 400 % [2]. Эти данные наглядно иллюстрируют значимость бизнес-инкубаторов для поддержки малых компаний на ранних стадиях их развития.

Концептуально индустрия бизнес-инкубаторов базируется на двух основных постулатах: необходимости поддержки малого бизнеса на ранних этапах развития путем предоставления льготных условий и удешевлении различных бизнес-сервисов за счет их совместного использования. Понятно, что второй тезис образует экономический фундамент реализации первого. Бизнес-инкубация как процесс состоит в предоставлении предпринимателям ключевых с точки зрения успешного развития начинающих компаний ресурсов и услуг.

Первым бизнес-инкубатором принято считать Индустриальный Центр Батавии, образованный в 1959 г. Однако в то время эта идея не получила

распространения, и в 1980 г. в США насчитывалось всего 12 инкубаторов, которые были локализованы на Северо-Востоке — регионе с сильно развитой промышленностью. Несколько подобных проектов существовало и в Западной Европе. Однако, начиная с 1980-х гг. прошлого столетия, тему создания бизнес-инкубаторов и выявления их преимуществ начала активно продвигать американская Администрация малого бизнеса. Следствием этого стал быстрый рост числа бизнес-инкубаторов с 20 в 1984 г. до 70 в 1987 г. Данное обстоятельство способствовало привлечению к развитию этого процесса малого и среднего бизнеса. В результате на сегодняшний день только в Национальную ассоциацию бизнес-инкубаторов США входит 1470 членов из 50 стран, а в мире насчитывается около 4000 инкубаторов. 90 % американских инкубаторов представляют собой некоммерческие структуры, ориентированные на развитие малого предпринимательства, а 10 % являются чисто коммерческими структурами, функционирующими с использованием акционерного капитала компаний-клиентов. Только 19 % от числа американских инкубаторов не имеют спонсорской или иной поддержки. 47 % бизнес-инкубаторов США предоставляет свои услуги для компаний с разнообразными видами деятельности, 37 % инкубаторов сосредоточили свое внимание на фирмах, связанных с технологиями, 7 % инкубаторов обслуживает производственные предприятия, 6 % работает с предприятиями, оказывающими различные услуги [2].

Сегодня бизнес-инкубатор воспринимается как программа комплексной помощи вновь создаваемым, молодым предприятиям, нацеленная на их поддержку с помощью создания благоприятных условий для их становления и успешного развития. В отличие от отдельных предпринимателей, которые создают свой бизнес и становятся очень успешными и богатыми, большинство инкубаторов способствуют повышению благосостояния всего сообщества. То есть, если компании способны добиться успеха и вырасти, то они смогут создать большее число рабочих мест с высокими зарплатами. Предприятия и люди, работающие на них, будут платить больше налогов, делать больше отчислений для школ, университетов и других общественных заведений. Такие программы позволяют сообществу получать выгоду и становиться более конкурентоспособным в мировой экономике.

Среди основных причин бурного распространения бизнес-инкубаторов во всем мире необходимо выделить следующие:

1) создание бизнес-инкубаторов способствовало решению проблемы возрождения приходящих в упадок территорий, поскольку для этого использовались любые помещения, которые можно было приспособить для целей выращивания бизнесов, а главная функция этих инкубаторов состояла в создании новых рабочих мест (так, только в 2001 г. при помощи американских инкубаторов было создано 82 тыс. рабочих мест [2]);

2) модель бизнес-инкубатора очень хорошо зарекомендовала себя в становлении инновационных компаний, содействии коммерциализации результатов научных исследований (в США 25 % инкубаторов являются инфраструктурным элементом коммерциализации высоких технологий [2]) и поддержке высокотехнологичного бизнеса;

3) бизнес-инкубаторы позволяют поддерживать и развитие обычного бизнеса путем создания привлекательных условий для бизнес-ангелов, которые, с одной стороны, обеспечивают благоприятные условия для работы своих компаний, а с другой — существенно облегчают контроль этих реципиентов.

Не менее важно предоставление инкубатором компаниям-клиентам тех бизнес-сервисов, которые не были бы им доступны, окажись они в «свободном плавании». К таким услугам относятся: юридическое и бухгалтерское сопровождение, консалтинг в области бизнес-планирования, маркетинга, налогообложения, деловой информации. Стоимость подобных услуг имеет резерв снижения, поскольку клиентов много и собраны они в одном месте. Это, в частности, позволяет удешевить приобретение сторонних, например, образовательных услуг. Нередко специалисты (бухгалтеры, юристы, налоговые консультанты, маркетологи и др.) сотрудничают с инкубатором и оказывают клиентам услуги по льготным расценкам в целях расширения клиентской базы в будущем. К числу важнейших преимуществ инкубаторов относят формирование особой среды, некоего сообщества, характеризующегося развитием неформальных связей, особого предпринимательского духа и комфортной психологической атмосферой.

Современные бизнес-инкубаторы выполняют самые разнообразные задачи и поэтому многие организации заинтересованы в оказании им спонсорской помощи и часто выступают заказчиками разного рода разработок для участников бизнес-инкубаторов. Основные задачи, выполняемые бизнес-инкубаторами, могут быть сведены к следующему: • превращение новых технологических разработок в источник прибыли;

• развитие региональной экономики за счет создания разнообразных компаний в наиболее перспективных секторах;

• повышение благосостояния жителей региона за счет создания на его территории дополнительных рабочих мест;

• создание и поддержка промышленных и технологических секторов региональной экономики (развитие технологий по защите окружающей среды, биотехнологий, технологий производства продуктов питания и др.);

• стимулирование предпринимательской модели поведения среди национальных меньшинств, женщин, людей с низким доходом;

• обеспечение возможности для получения финансовой прибыли по инвестициям в новые компании.

Один из старейших технологических инкубаторов в США располагается на территории Технологического института Джорджии в Атланте (штат Джорджия). Этот инкубатор начал работу в 1980 г. при поддержке штата Джорджия и был основным инструментом для превращения технологий, разработанных государственным институтом, в источник прибыли для местной экономики. Сейчас он функционирует как Центр развития передовых технологий и имеет в своем подчинении три территории вокруг штата и три инкубатора в Атланте. Только в 2002 г. 44 компании Центра получили финансирование на 94 млн долл., в тот же год ими было создано 4900 высокооплачиваемых рабочих места а доход компаний составил 684 млн долл. [2].

Каждая страна создает бизнес-инкубаторы разного типа в зависимости от того, кто их спонсирует и какие задачи они призваны решать. Правительство Китая совместно с местными властями организовало более 400 бизнес-инкубаторов. Из-за того, что правительственное агентство по управлению инкубаторами находится в Министерстве науки и технологий, на деле все инкубаторы Китая оказывают свои услуги компаниям, занимающимся технологиями. Вследствие определенных обстоятельств все инкубаторы Китая очень крупные. Только в Шанхае находится более 30 инкубаторов, самый большой из которых обслуживают 300 компаний [2]. Многие из этих компаний были созданы так называемыми «вернувшимися учеными». Это ученые, которые получили образование в Западной Европе и Северной Америке и вернулись в Китай, чтобы создать новые компании, которые могут воспользоваться ситуацией на активно развивающемся рынке.

В Европе некоторые бизнес-инкубаторы называются Центрами бизнес-инноваций. Большинство таких центров были созданы по инициативе Экономической комиссии при поддержке региональных и городских властей. Такие инкубаторы крупнее тех, что находятся в Северной Америке, и обслуживают малые и средние начинающие компании, в то время как инкубаторы Северной Америки работают, в основном, с начинающими, молодыми или развивающимися фирмами.

Во всех странах Европы деятельность бизнес-инкубатора в первые три года полностью дотируется государством (регионом) и далее, на протяжении 5—7 лет он продолжает получать финансовую помощь от государства (региона) по установленной снижающейся шкале. Кроме того, бизнес-инкубатору выделяются средства (гранты) для выполнения государственного заказа на создание определенного количества рабочих мет, обучения безработных граждан либо для выполнения других мероприятий, содействующих развитию бизнеса. Как правило, зарубежные бизнес-инкубаторы являются владельцами больших земельных участков (бывших государственных либо выкупленных государством для бизнес-инкубатора у частных лиц), что стимулирует их развитие, строительство новых производственных помещений для сдачи в аренду малым предприятиям.

Большой интерес для нашей страны представляет создание в Болгарии в рамках проекта «Рабочие места через бизнес-поддержку» сети инкубаторов из 37 консалтинговых центров, включающей 13 бизнес-инкубаторов, охватывающих всю территорию страны. Из 13 инкубаторов 9 сдают площади в аренду. Проект включает также 24 информационных центра, через которые можно получить доступ в Интернет. Данный проект был инициирован Министерством труда и социальной политики Болгарии и реализован с 2000 по 2007 гг. при поддержке Программы развития ООН. Миссия Проекта заключалась в «поддержке развития микро- и малых предприятий по всей Болгарии в целях создания стабильных рабочих мест». Проект был нацелен на начинающие предприятия, малый бизнес, производителей сельскохозяйственных товаров, ремесленников и уязвимые группы на рынке труда, включая меньшинства и молодежь. Общий бюджет проекта составил 21 млн долл. [2].

На момент завершения Проекта бизнес-инкубаторы занимали площадь в 10 439 м2 и оказывали услуги 123 компаниям, включая 64 вновь созданных и 59 молодых компаний. Рабочие места в этих

компаниях получили около 800 человек. В ходе реализации Проекта 25 компаний вышли из-под опеки инкубаторов. Бизнес-инкубаторы Проекта оказывали поддержку развитию специализированной инфраструктуры и обеспечивали выход новой продукции на рынки через Интернет-магазины по продаже товаров. Важным компонентом Проекта стала аренда оборудования начинающими и существующими компаниями. В рамках реализации Проекта было создано 8 600 рабочих мест и проведено обучение 11 тыс. человек [2].

Применение такого инструмента, как создание бизнес-инкубаторов, и в России имеет все предпосылки к успеху. Во многих регионах и городах существуют неиспользуемые производственные помещения, часть которых хорошо оснащена технически. Вместо того, чтобы осваивать новые промышленные зоны, требующие значительных инвестиционных затрат, представляется возможность загрузить прежде всего имеющиеся и пока вполне подходящие для этих целей производственные мощности.

Учитывая опыт функционирования зарубежных бизнес-инкубаторов, решение местных органов власти создать на своей территории подобный объект инфраструктуры должно исходить из концепции социально-экономического развития региона и базироваться на имеющихся ресурсах (здания, оборудование, финансы). Чтобы обосновать степень необходимости и обеспечить жизнеспособность создаваемой организации, следует провести предварительные маркетинговые исследования, в результате которых должна быть дана оценка:

• структуре и демографии существующего бизнеса;

• профилю экономической активности;

• численности и мотивации предпринимателей и потенциальном числе создателей нового бизнеса;

• отношению населения к предпринимательству и малому бизнесу;

• потребностям предпринимателей в получении тех или иных услуг;

• условиям, на которых предприниматели хотят и могут получать нужные услуги;

• приоритетности тех или иных направлений предпринимательской деятельности для экономики муниципального образования;

• интеллектуальным ресурсам территории (потенциальным сотрудникам бизнес-инкубатора);

• наличию конкурентов, способных решать те же задачи, что и бизнес-инкубатор.

На основании проделанного анализа конкретизируются цели и основные функции создаваемой организации, уточняются пути взаимодействия с администрацией региона, на которую возложены вопросы развития частного сектора, что позволит, с одной стороны, исключить дублирование и распыление финансовых и материально-технических ресурсов, направляемых для развитие малого бизнеса территории, а с другой — контролировать качество предоставляемых услуг, добросовестности в выполнении взятых на себя специалистами бизнес-инкубатора обязательств.

Бизнес-инкубатор может оказать начинающим предпринимателям содействие в привлечении кредитов и займов, выступив в качестве гаранта возврата кредита и осуществляя регулярный контроль целевого использования средств. В некоторых случаях бизнес-инкубаторы могут обеспечить предпринимателям привлечение людских, материальных, нематериальных и других видов ресурсов. Инкубаторы могут также помочь своим клиентам с покупкой сырья на льготных условиях (например, с отсрочкой платежа). Бизнес-инкубаторы могут оказать помощь инвесторам, консультируя их по вопросам приоритетности развития тех или иных видов бизнеса на территории региона или предлагая им конкретные инвестиционные проекты, разработанные клиентами инкубатора и прошедшие экспертизу специалистов. Кроме того, на основе изучения тенденций развития рынка, опыта работы в других регионах и обмена информацией с региональными властями бизнес-инкубатор может самостоятельно инициировать создание предприятий по выпуску новых продуктов или услуг.

В России с начала 1990-х гг. шло два параллельных процесса. На базе университетских центров при поддержке государства создавались технопарки, в первую очередь с целью создать продуктивные рабочие места и закрепить кадры в условиях отсутствия финансирования науки. А бизнес-инкубаторы с середины 1990-х гг. стали появляться как механизм решения региональных проблем. И, как правило, они имели не очень большое отношение к высоким технологиям.

К инновационному пути развития многие бизнес-инкубаторы пришли постепенно, потому что по мере роста рынка, роста конкуренции у предпринимателя появляется необходимость использовать более конкурентоспособные продукты, а они, как правило, создаются на базе инновационных технологий. Поэтому доля малых инновационных компаний в бизнес-инкубаторах будет быстро расти.

Это, в частности, связано с программой создания на государственные средства целой серии новых бизнес-инкубаторов с достаточными площадями, которые получат поддержку региональной администрации [3]. Она направлена на создание условий для развития предпринимательства. Выбрано несколько направлений. В том числе, направление развития бизнес-инкубаторов. На эти цели выделено более 600 млн руб. Кроме того, каждый уважающий себя технопарк должен иметь в своем составе бизнес-инкубатор, ответственный за создание новых компаний. Конечно, в этих условиях основной упор нужно делать на инновационные предприятия.

Однако для того, чтобы инновационное предприятие стало производить действительно хорошую продукцию, нужны производственные мощности, нужны рынки, нужен совершенно другой капитал. Это возможно только во взаимодействии с крупным бизнесом. Хороший пример такой организации есть в небольшом шведском городке Линчоппинг, где создана отличная инфраструктура инновационного развития на территории технопарка рядом с университетским городком. Есть бизнес-инкубатор для начинающих (малых) компаний, а рядом находятся здания исследовательских центров крупных корпораций. Все это функционирует совместно и только в этом случае живет и развивается [2].

В рамках реализации проектов по линии программы немецкой технической помощи TRANSFORM в Ленинградской и Московской областях были созданы конкретные пилотные бизнес-инкубаторы. Они на деле продемонстрировали, каким образом путем передачи неиспользуемого потенциала муниципалитетам и последующего создания бизнес-инкубаторов могут быть даны мощные импульсы экономическому развитию и, прежде всего развитию малого и среднего бизнеса [4]. Примеры создания бизнес-инкубаторов в Московской и Ленинградской областях в принципе подтверждают опыт, накопленный и в западных странах. Решающим фактором для успеха, прежде всего, является адаптация к местным условиям, в первую очередь к:

• возможностям имеющегося здания;

• структуре экономики и особенному потенциалу конкретного муниципалитета;

• спросу со стороны предпринимателей;

• уже имеющейся инфраструктуре для предпринимателей.

Однако помимо этого есть некоторые особые моменты, которые являются решающими для успеха в специфических российских отношениях. При

этом создание муниципальных бизнес-инкубаторов в России может, в принципе, рассматриваться в качестве относительно несложной задачи, если налицо три существенных предпосылки:

1) имеется здание, которое не требует значительных затрат на ремонт: если такой недвижимости нет либо если она продается или сдается по дорогой цене, реализация проекта вряд ли реалистична по финансовым причинам;

2) имеется прогрессивный и квалифицированный директор, который способен удовлетворить разнообразные запросы предпринимателей: если такого человека нет, то такая кандидатура может быть найдена путем проведения конкурса;

3) имеется спрос со стороны начинающих предпринимателей, которые должны быть своевременно проинформированы и включены в процесс: в зависимости от уровня спроса и наличия предложения помещений может быть определен профиль бизнес-инкубатора (идеальной представляется комбинация фирм по оказанию услуг для предпринимателей и производственных предприятий).

При наличии этих предпосылок реализация проекта по созданию бизнес-инкубатора может быть осуществлена без больших проблем.

Исследование экономико-хозяйственной специфики Южного федерального округа (ЮФО) позволило выделить основные факторы ее влияния на процессы инкубирования бизнеса и эволюции предпринимательской среды региона. Ключевыми из них являются следующие: выгодное экономико-географическое положение, высокая доля аграрного сектора в экономике; слабое развитие инфраструктуры; относительная избыточность трудовых ресурсов; низкий уровень жизни; социальная напряженность; выраженная неравномерность экономического развития.

Обладая целым рядом объективных факторов, способствующих ускоренному социально-экономическому развитию региона (выгодным географическим положением, значительным природным, научно-производственным, инновационным, образовательным и кадровым потенциалом и др.), ЮФО, тем не менее, является одним из самых проблемных в России. Данное обстоятельство ставит на повестку дня вопрос о скорейшей модернизации экономики округа для перехода на новый уровень функционирования. Развитие малого бизнеса в ЮФО обеспечит необходимые предпосылки для устойчивого роста его экономики путем создания сетей конкурентоспособных малых предприятий, использующих современные достижения науки и

техники, а также преимущества географической и отраслевой специализации и межрегиональных интеграционных процессов.

Анализ основных показателей развития малого предпринимательства по субъектам ЮФО позволяет выявить регионы, где процесс генерации предприятий малого бизнеса идет интенсивно и их доля в основных параметрах хозяйствования значительна. Среди них можно отметить Астраханскую, Волгоградскую и Ростовскую области, Ставропольский и Краснодарский края, а также Республику Адыгею (см. табл. 1 [5]).

Изучение места ЮФО в экономике РФ, его потребностей и проблем, а также современных инновационных процессов позволяет выделить наиболее актуальные направления инновационного развития, которые должны реализоваться в деятельности инкубируемых предприятий в следующих областях народного хозяйства: химический, агропромышленный, транспортный, курортно-рекреационные комплексы, информационные технологии и системы управления, машиностроение и приборостроение.

При этом особое внимание необходимо уделить разработке и внедрению новых технологий в АПК, поскольку в этой сфере ЮФО занимает важнейшее место в экономике РФ, а также модернизации транспортной системы, что позволит региону занять ключевое место во внутригосударственных и международных перевозках, обеспечит рост потока товаров и объема услуг, реализацию расширенных возможностей выхода инновационных предприятий на межрегиональные и международные рынки, создавая предпосылки для интеграции экономики Юга России в глобальную экономическую систему.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

• мировой опыт свидетельствует о том, что бизнес-инкубирование является одним из наиболее эффективных способов поддержки малого предпринимательства на региональном уровне;

• инкубирование бизнеса является одним из инфраструктурных механизмов поддержки предпринимательства, рассчитанных на долгосрочный период;

• развитие бизнес-инкубаторов способствует созданию малых и средних предприятий, как правило, инновационного типа;

• развитие инкубирования бизнеса в России позволит решить ряд актуальных проблем региональной экономики, а именно: развитие

Примечания: * с учетом стоимости фиксированного набора потребительских товаров и услуг для межрегиональных сопоставлений покупательной способности в январе-декабре 2007 г.; МП — малые предприятия.

Таблица 1

Сравнительный анализ развития малого предпринимательства по субъектам ЮФО (в 2007 г.)

Субъект ЮФО Кол-во МП на 100 тыс. чел. населения, ед. (I) Место субъекта (I) Доля занятых на МП в общей среднесписочной численности занятых, % (II) Место субъекта (II) Объем оборота МП на душу населения*, % от среднего по РФ (III) Место субъекта (III) Инвестиции в основной капитал МП на душу населения*, % от среднего по РФ (IV) Место субъекта (IV)

Астраханская область 511,0 4 16,9 3 44,8 5 103,9 3

Волгоградская область 565,0 3 14,6 6 59,6 3 69,0 5

Кабардино-Балкарская Республика 301,0 8 14,3 7 5,6 11 6,7 10

Карачаево-Черкесская Республика 459,8 6 12,6 9 (10) 9,0 9 12,1 9

Краснодарский край 684,3 2 19,1 2 103,7 2 248,5 1

Республика Адыгея 495,5 5 15,3 5 27,7 6 23,3 8

Республика Дагестан 141,1 12 12,8 8 25,5 7 69,5 4

Республика Ингушетия 269,7 10 12,6 9 (10) 5,0 12 0,2 12

Республика Калмыкия 172,4 11 4,3 12 6,8 10 1,1 11

Республика Северная Осетия 284,1 9 6,6 11 16,8 8 34,7 6

Ростовская область 740,7 1 16,6 4 104,3 1 229,6 2

Ставропольский край 445,2 7 20,4 1 50,3 4 30,4 7

Чеченская республика нет данных нет данных нет данных нет данных

инновационного предпринимательства и конкурентной среды, создание дополнительных рабочих мест и снижение социальной напряженности, реструктуризация производств и развитие прогрессивных отраслей промышленности в сфере малого бизнеса, развитие отношений в сфере недвижимости и ресурсов. Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 07-02-04057а.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шепелев Г. В. Проблемы развития инновационной инфраструктуры // Инновации, 2005. № 2. С. 6-15.

2. Аткинс Д. Практика бизнес-инкубирования: международный опыт. // Доклад на Международной конференции «Взаимодействие малого и крупного бизнеса», 7—9 июня 2004 г., Москва.

3. Ведомственная программа развития малого и среднего предпринимательства на 2006— 2008 гг.

4. Инновационная экономика. /Под ред. А. А. Дынкина, Н. И. Ивановой — М.: Наука. 2004.

5. Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики (http:// www.gks.ru/).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.