Научная статья на тему 'Бизнес и законодательные органы местного самоуправления в ЦФО (2004-2011 гг. )'

Бизнес и законодательные органы местного самоуправления в ЦФО (2004-2011 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
143
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОРОДСКАЯ ДУМА / СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ / МУНИЦИПАЛИТЕТ / БИЗНЕС / УРОВЕНЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / КОРРЕЛЯЦИЯ / ТИП ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / COUNCIL OF PEOPLE'S DEPUTIES / CITY COUNCIL / MUNICIPALITY / BUSINESS / LEVEL OF ECONOMICAL DEVELOPMENT / CORRELATION / TYPE OF ELECTORAL SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Расторгуев Сергей Викторович

В статье исследуется динамика представительства бизнеса в законодательных органах местного самоуправления столиц ЦФО в 2004-2011 гг. Проанализирована отраслевая принадлежность депутатов от бизнес-сообщества. Проведена проверка корреляции представительства бизнесменов с показателями экономического развития города.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article the dynamics of business' representation in legislative bodies of local self-government capitals of CFD in 2004-2011 is investigated. The sectoral affiliation of deputies from the business community is analyzed. The correlation of business' representation with indicators of economical development of a city is carried out.

Текст научной работы на тему «Бизнес и законодательные органы местного самоуправления в ЦФО (2004-2011 гг. )»

бизнес и вдасть

Сергей РАСТОРГУЕВ

бизнес и законодательные органы местного самоуправления в цфо (2004-2011 гг.)

В статье исследуется динамика представительства бизнеса в законодательных органах местного самоуправления областных столиц ЦФО в 2004-2011 гг. Проанализирована отраслевая принадлежность депутатов от бизнес-сообщества. Проведена проверка корреляции представительства бизнесменов с показателями экономического развития города.

In the article the dynamics of business’ representation in legislative bodies of local self-government of regional capitals of CFD in 2004-2011 is investigated. The sectoral affiliation of deputies from the business community is analyzed. The correlation of business’ representation with indicators of economical development of a city is carried out.

Ключевые слова:

городская Дума, Совет народных депутатов, муниципалитет, бизнес, уровень экономического развития, корреляция, тип избирательной системы; city council, Council of People's Deputies, municipality, business, level of economical development, correlation, type of electoral system.

РАСТОРГУЕВ

Сергей

Викторович — к.и.н., доцент; руководитель центра маркетинга и PR Института делового

администрирования и бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ [email protected]

Объектом исследования в данной статье выступают законо -дательные органы столиц областей ЦФО за исключением Москвы и Московской обл. К ним относятся: Белгородский городской Совет депутатов, Брянский городской Совет, Владимирский городской Совет народных депутатов, Воронежская городская Дума, Ивановская городская Дума, Калужская городская Дума, Костромская городская Дума, Курское городское Собрание, Липецкий городской Совет депутатов, Орловский городской Совет народных депутатов, Рязанская городская Дума, Смоленский город -ской Совет, Тамбовская городская Дума, Тверская городская Дума, Тульская городская Дума, муниципалитет г. Ярославля. Предметом исследования является представительство депутатов от бизнеса в законодательных органах областных центров в 2004—2011 гг.

Временные рамки исследования — два последних созыва законо -дательных городских органов, которые в разных областях происхо -дили в период с 2004 по 2011 гг. Для удобства они далее именуются 1- м и 2 - м созывами. Источниковая база исследования основана на официальных данных городских и областных избирательных комиссий, законодательных органов городского самоуправления.

Предварительные гипотезы исследования:

— представительство депутатов от бизнеса в законодательных органах местного самоуправления связано с уровнем экономиче -ского развития города;

— на представительство бизнеса влияет тип избирательной системы;

— пропорции распределения мандатов среди депутатов-бизнесменов связаны с объемом денежного оборота по видам эко номической деятельности в городе;

— основной интерес к депутатским мандатам проявляют предста -вители компаний, работающих, прежде всего, на городской рынок.

Для классификации депутатов законодательных органов на «биз -несменов», «политиков», «социальщиков» использовались матери -алы избирательных комиссий и городских представительных орга нов о профессиональной деятельности депутатов на момент избра -ния в законодательную власть. К категории «депутаты от бизнеса» отнесены собственники компаний, генеральные, исполнительные, финансовые, коммерческие директора, индивидуальные предпри -

Таблица 1

Распределение депутатских мандатов в законодательных органах столиц областей ЦФО двух последних созывов (2004—2011 гг.), %*

Город 2004-2008 2008-2011

бизнес политика соци- альная сфера бизнес политика соци- альная сфера

Белгород - - - 67 11 22

Брянск 69 6 25 47 6 47

Владимир 63 11 26 41 12 47

Воронеж 59 9 32 58 9 33

Иваново 44 12 44 60 23 17

Калуга 52 20 28 68 8 24

Кострома 46 14 40 54 15 31

Курск 76 12 12 65 20 15

Липецк 76 12 12 67 20 13

Орел 26 37 37 38 15 47

Рязань 73 18 9 62 20 18

Смоленск 46 21 33 63 12 25

Тамбов 45 16 39 56 15 29

Тверь 50 10 40 42 16 42

Тула 51 26 23 74 17 9

Ярославль 61 6 33 75 8 17

Среднее значение 56 15 29 59 14 27

* Данные по выборам в Белгородский Совет депутатов 3 - го созыва отсутствуют. Для Иваново использованы данные 3 -го и 5 -го созыва.

ниматели, т.е. реальные владельцы акти -вов или лица, ответственные за принятие стратегических управленческих решений. В категорию «депутаты -политики» вошли профессиональные депутаты и чиновники, а также профессиональные партийные работники. К «депутатам - социальщикам» отнесены работники сферы образования, здравоохранения, деятели общественных организаций, работники культуры, пен сионеры, безработные, а также рядовые работники компаний, средний менед -жмент, инженеры, не являющиеся соб ственниками и не оказывающие влияния на принятие управленческих решений (см. табл. 1).

В муниципалитетах 1- го созыва депу -таты от бизнеса были максимально пред ставлены в Курске, Липецке, Рязани, наи -меньшее представительство наблюдалось в Орле, Иваново, Тамбове, Костроме,

Смоленске. В муниципалитетах 2-го созыва бизнес доминировал в депутатском корпусе Тулы, Ярославля, Калуги и менее всего был представлен в Орле, Владимире, Твери. Если подсчитать среднеарифме -тическое двух созывов 2004—2011 гг., то наибольшее представительство депутатов бизнесменов приходится на Липецк, Курск, Ярославль, Рязань, наименьшее представительство — на Орел, Тверь, Кострому.

Для объяснения подобного распределе -ния депутатов бизнесменов в законода тельных органах областных столиц следует проверить гипотезу об уровне экономиче -ского развития города как определяющем факторе. Если областная столица имеет наиболее высокие показатели по инвести циям, объему промышленного производ ства, объему розничной торговли, по объ ему строительства на душу населения, то

она должна иметь наиболее высокое пред ставительство депутатов бизнесменов в городском самоуправлении. При отсут -ствии подобной корреляции придется обращаться к политическим, социальным и культурным факторам для нахождения независимой переменной.

Классификация уровней экономиче ского развития столиц проведена на осно вании деления соответствующих эконо мических показателей на численность населения города, что позволяет получить сравнимую величину критерия на душу населения1. По инвестициям в основ -ные фонды на душу населения Липецк, Курск, Ярославль входят в группу лиде ров, Кострома является аутсайдером. По денежному объему строительных работ на душу населения к лидерам относятся Липецк и Ярославль, к аутсайдерам — Кострома и Тверь. По объему отгружен -ных товаров собственного производства, работ и услуг на душу населения лидерами являются Липецк, Ярославль, Рязань, аут сайдерами — Орел и Кострома. Однако по объему розничной торговли на душу населения Тверь и Орел лидируют, а в группе отстающих, наряду с Костромой, находится Ярославль. Если обратиться к интегральному показателю среднеду -шевых доходов на душу населения, то в пятерке лидеров ЦФО находятся Липецк и Ярославль, а нижние позиции занимают Кострома и Орел.

Таким образом, можно констатировать наличие корреляции большого числа депутатов - бизнесменов и высокого уровня экономических показателей для Липецка и Ярославля и наличие корреляции небольшого представительства депутатов бизнесменов и невысокого уровня эконо мических показателей Орла и Костромы. Однако для Курска, Рязани и Твери дан ная корреляция не прослеживается.

Можно проверить установленную кор -реляцию посредством анализа протоколов избирательных комиссий и выявления принадлежности кандидатов, занявших второе место на выборах, к одной из трех групп депутатов (бизнесмены, политики, социальщики) на примере Ярославля, Орла, Костромы.

На выборах в Ярославский муниципа -литет 5 - го созыва в 2008 г. 27 из 36 победи -

1 Рассчитано по: Регионы России: основные социально -экономические показатели городов. 2010 // www.gks.ru

телей классифицированы как представи тели бизнеса. Среди вторых номеров было 22 представителя бизнеса. Таким образом, 68% победителей и основных конкурен -тов представляли бизнес - сообщество. Это свидетельствует, во первых, о высокой политической активности бизнесменов города и, во вторых, о высоком уровне доверия горожан к бизнесменам. На выбо рах Орловского городского совета народных депутатов 4 - го созыва в 2011 г. побе -дили 13 представителей бизнеса, а еще 15 заняли 2 - е место. Суммарное представи -тельство победителей и вторых номеров составило 41%. Такой же процент выво -дится при анализе выборов в городскую Думу Костромы в 2010 г., где депутаты от бизнеса получили 19 мест, а еще 10 заняли вторые места. Таким образом, можно кон статировать, что в Орле и Костроме пред ставители бизнес сообщества проявили меньшую политическую активность и получили меньшую поддержку горожан.

Для Твери невысокий процент пред ставителей бизнеса в депутатском кор пусе городской Думы, вероятно, обуслов -лен следующими факторами. Выборы в городскую Думу проводятся только по партийным спискам, и в Твери партия «Единая Россия» получила лишь на 1 депутатский мандат больше, чем КПРФ, а кандидатский список КПРФ включает мало представителей бизнеса. В самом списке кандидатов от «Единой России» представители бизнеса составляли 42%, а во фракции в Думе они составляют 57%. Эти результаты можно сравнить с пока зателями по Брянску и Туле, где выборы также проходили по партийным спискам. В Брянске, где представительство биз несменов в городском совете 4 го созыва составляет 47%, фракция коммунистов отстает от «Единой России» также только на 1 голос. А в самой фракции «Единой России» в городском Совете 54% при надлежит бизнесменам. В Туле фракция «Единой России» имеет стабильное отно сительное большинство, и в ее составе 76% представителей бизнеса, а в списке канди датов таковых было 65%. Соответственно, в Туле представительство бизнеса дости гает максимальных показателей. Таким образом, низкое представительство биз неса в Твери подтверждается спецификой электоральных процессов — невысоким представительством бизнесменов в пар

тийных списках партии «Единая Россия» и высокой долей фракции КПРФ.

Насколько тип избирательной системы влияет на представительство депутатов от бизнеса в местном самоуправлении? Поскольку выборы 1 го созыва проводи лись по одномандатной системе, а выборы 2 - го созыва по трем типам: одномандат -ному округу, партийному списку, смешан ной системе, можно провести сравнение динамики представительства бизнес менов в двух созывах разных регионов. Результаты анализа показывают, что сама по себе избирательная система при выбо рах в законодательные органы города не оказывает решающего влияния на число депутатов от бизнеса.

Что мотивирует представителей биз -неса баллотироваться в представительные органы местного самоуправления? Можно предположить, что это наличие у предста вительного органа законодательных меха низмов, которые позволяют оказывать влияние на социально экономическое положение города. Депутаты городского законодательного органа имеют право законодательной инициативы в област -ных Думах. Для части депутатов городских представительных органов открывается перспектива избрания в областные зако нодательные органы на базе сложившегося лояльного электората. Привлекательна для бизнесменов неприкосновенность депутата на территории муниципального образования, хотя для привлечения к уголовной ответственности не требуется согласия представительного органа, для этого достаточно согласия прокурора.

Представители каких отраслей бизнеса доминируют в законодательных органах областных столиц? Для ответа на этот во прос был проведен анализ принадлежно -сти предприятий депутатов бизнесменов двух созывов к определенному виду эко номической деятельности. Для укруп -нения масштаба анализа все виды эко номической деятельности были условно разделены на пять групп: строительство, торговля, услуги, производство, а также группа предприятий ЖКХ.

Мы попытались определить полити -ческую активность и популярность биз -несменов каждой группы экономической деятельности за два созыва. Лидерами по представительству строительных компаний являются Рязань, Воронеж, Ярославль. Последние два города входят в

пятерку лидеров по объему строительных работ на душу населения. Торговый биз нес примерно одинаково представлен в Туле, Калуге, Владимире, Твери, Курске, Воронеже. В лидерах по торговому обо роту на душу населения находятся Тверь и Владимир. Бизнесмены из компаний сферы услуг имели наибольшее предста вительство в Ярославле, Туле, Костроме, Рязани, Брянске. Максимальное число депутатов бизнесменов из сферы произ водства наблюдалось в Липецке, Брянске, Воронеже, из которых только Липецк нахо -дится в группе лидеров. Интегральным показателем может служить корреля -ция по доле представительства бизнеса в законодательном органе города и объему инвестиций в основные фонды на душу населения. Из лидеров по представитель ству бизнеса (Липецк, Курск, Ярославль, Рязань) в пятерку самых активных инве сторов на душу населения входят Липецк, Ярославль и Курск.

Таким образом, можно констатировать, что хотя некоторые корреляции обнару живаются, но их нельзя провозгласить универсальными, т.е. приписать экономи -ческим показателям городского хозяйства по видам деятельности статус независи -мой переменной, от которой автоматиче -ски зависит переменная в виде доли пред -ставительства бизнесменов определен -ного вида экономической деятельности в законодательном органе города.

Каков масштаб деятельности предпри ятий, владельцы и руководители которых стали депутатами? Для ответа на этот во прос была проведена классификация ком паний по принципу «городские — област -ные — федеральные». Основной критерий классификации — локализация клиентов, которые приобретают товары и услуги компании. К федеральным компаниям отнесены фирмы, которые работают на российский и международный рынок. К областным компаниям относятся фирмы, ориентированные на обслуживание своей области. Городские компании работают, прежде всего, на местном рынке. Основным методом, использованным для классификации, стал анализ информа ции в Интернете о масштабе деятельности компании. Мы пришли к выводу, что зако нодательные органы местного самоуправ ления наиболее интересны бизнесу, ориен -тированному на местный (городской или областной) рынок. Это находит подтверж

дение в преобладании локализованных на местных клиентах предприятий торговли, сферы услуг, строительства. Исключение составляют Липецк и Белгород: в первом доминирует крупнейшее металлургиче -ское предприятие, а в Белгороде — пред -приятия, производящие стройматериалы, продукты питания и машиностроитель -ную продукцию для всего ЦФО. В зако -нодательных органах 2 - го созыва макси -мальное увеличение представительства депутатов бизнесменов наблюдается в Туле, Ярославле, Смоленске, Орле. Но при этом во 2 - м созыве в Туле и Ярославле про -изошло максимальное сокращение пред ставительства предприятий федерального масштаба. Максимальное снижение пред -ставительства депутатов от бизнеса во 2 м созыве произошло в Брянске и Владимире, что не помешало им увеличить долю пред ставительства предприятий федерального масштаба. Таким образом, рост предста -вительства бизнеса во 2 м созыве проис ходил за счет городских и областных пред -приятий, а в городах, сокративших число депутатов от бизнеса, напротив, появи лись федеральные игроки.

В результате проведенного исследова -ния можно сделать следующие выводы.

Уровень экономического развития города в ряде случаев выступает в роли независимой переменной по отношению к числу представителей бизнес сообщества в законодательных органах муниципа литетов. В большинстве случаев города

лидеры в экономике имеют большее пред -ставительство бизнесменов в муниципа -литетах, чем города - аутсайдеры.

Тип избирательной системы сам по себе не оказывает влияния на представи -тельство бизнеса. Решающую роль играет профессиональная структура партийного списка и голосование избирателей за партийный бренд. В свою очередь, про -фессиональная структура формируется местными партийными лидерами, ориен тирующимися на субъективные (необхо -димость провести своих протеже) и объ -ективные факторы (учет симпатий изби рателей).

В большинстве случаев не наблюдается связь между распределением мандатов среди депутатов бизнесменов, представ ляющих определенный вид экономиче ской деятельности, и объемом денежного оборота по видам экономической деятель ности в городе. Прямая связь прослежи -вается только в моногородах, где велико представительство градообразующего предприятия.

Наибольшее представительство в зако -нодательных органах городов имеют биз несмены, связанные с локальным бизне сом — строительством, торговлей, сферой услуг, производством продуктов питания. Депутаты, представляющие федеральные компании, доминируют в городах, где структура производства товаров и услуг ориентирована на федеральный мас штаб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.